Дата обновления БД:
02.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
38 / 110
Всего документов в БД:
133331
ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 24 февраля 2015 года №187
Об утверждении Правил сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома)
(В редакции Приказов Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 12.07.2017 г. №465, 12.01.2018 г. №30, 19.12.2018 г. №886; Приказов Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 17.04.2019 г. №228, 26.07.2019 г. №561; Приказов и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 04.04.2020 г. №185, 17.08.2021 г. №446; Приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 31.03.2022 г. №169; Приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 31.03.2023 г. №201)
В соответствии с подпунктом 41-38) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" ПРИКАЗЫВАЮ:
(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 31.03.2023 г. №201)
(см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемые Правила сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома).
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Аділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня истечения десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан
Ж.Касымбек
Согласован Министром национальной экономики Республики Казахстан 12 августа 2015 года |
__________________ Е.А.Досаев |
Утверждены Приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года №187
(Правила сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома) изложены в новой редакции в соответствии с Приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 31.03.2023 г. №201)
(см. предыдущую редакцию)
Правила сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома)
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома) (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-38) статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон) и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах", определяют порядок сертификации и выдачи сертификатов годности аэродромов (вертодромов) гражданской авиации Республики Казахстан.
Правила обеспечивают эффективное соблюдение сертификационных требований эксплуатантами сертифицированных аэродромов (вертодромов) и формирует основу для реализации уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации функций регулирования в области обеспечения безопасности полетов на сертифицированных аэродромах (вертодромах). Процесс сертификации, представленный в настоящих Правилах, устанавливает исходную базу для постоянного надзора за обеспечением безопасности полетов эксплуатантами сертифицированных аэродромов и соблюдения ими сертификационных требований.
Информация о состоянии сертификации аэродромов (вертодрома) предоставляется уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации в службу аэронавигационной информации для опубликования в сборнике аэронавигационной информации в соответствии с требованиями Правил обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 июня 2017 года №420 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №15427).
2. Сертификации подлежат аэродромы (вертодромы), используемые гражданской авиацией, а также аэродромы совместного использования и базирования, на которых выполняются полеты, установленные в пункте 2 статьи 66 Закона. Для целей сертификации полеты, указанные в подпунктах 2), 3), 4), 5) пункта 2 статьи 66 Закона, относятся к коммерческой воздушной перевозке.
Допускается сертификация аэродромов (вертодромов) по заявке эксплуатанта аэродрома (вертодрома), на которых не выполняются виды полетов, установленные в пункте 2 статьи 66 Закона.
3. В Правилах используются следующие основные понятия:
1) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченная организация) – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности (далее - уполномоченная организация);
2) сертификат годности аэродрома (вертодрома) - документ, выданный уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, удостоверяющий соответствие аэродрома (вертодрома) сертификационным требованиям (далее - сертификат);
3) эксплуатант аэродрома (вертодрома) - физическое или юридическое лицо Республики Казахстан, а также другого государства в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, которое использует аэродром (вертодром);
4) вертодром на уровне поверхности – вертодром, расположенный на земной поверхности или на сооружении на поверхности земли;
5) вертодром, приподнятый над поверхностью – вертодром, расположенный на приподнятой конструкции;
6) вертопалуба – вертодром, расположенный на неподвижном или плавающем объекте в открытом море, например на разведочной и/или эксплуатационной установке, используемой для добычи нефти или газа;
7) критический самолет - тип самолета, характеристики которого предъявляют наиболее жесткие требования к соответствующим элементам физической инфраструктуры, средствам и обслуживанию, которые данный аэродром предназначен обеспечивать;
8) заявка - письменное обращение заявителя в уполномоченную организацию для прохождения процедуры сертификационного обследования;
9) заявитель - физическое или юридическое лицо, обратившееся в уполномоченную организацию для получения сертификата;
10) сертифицированный аэродром (вертодром) – аэродром (вертодром), эксплуатанту которого выдан сертификат годности аэродрома (вертодрома).
11) сертификационное обследование - осуществляемая уполномоченной организацией проверка аэродрома, его структурных подразделений, оборудования, эксплуатационных процедур, технологических процессов по содержанию и эксплуатации аэродрома, документации организационной структуры, а также компетентности специалистов заявителя на соответствие сертификационным требованиям;
12) система управления безопасностью полетов (далее - СУБП) - системный подход к управлению безопасностью полетов, включая организационную структуру, иерархию ответственности, обязанности, руководящие принципы и процедуры
4. Целью сертификации годности аэродрома (вертодромов) является обеспечение безопасности полетов воздушных судов на земле и в воздухе, а также обеспечение безопасности аэродрома (вертодрома) для жизни и здоровья людей, охраны имущества граждан и окружающей среды.
Эксплуатант сертифицированного аэродрома обеспечивает соответствие сертификационным требованиям, предъявляемым к эксплуатанту аэродрома.
При сертификационном обследовании Эксплуатант демонстрирует способность и средства, а также финансово-экономическое положение и правоспособность, для соблюдения требований по:
1) обеспечению физических и технических характеристик, установленных к объектам аэродромов гражданской авиации;
2) процедурам эксплуатации, включая:
представление аэродромных данных;
инспектирование рабочей площади аэродрома;
техническое обслуживание рабочей площади аэродрома;
защита от снега и обледенения и других опасных метеорологических условий на аэродроме;
контроль за препятствиями;
процедуры в условиях ограниченной видимости;
электросветотехническое обеспечение полетов;
управление опасностями, создаваемыми птицами и дикими животными для полетов гражданских воздушных судов;
планирование мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме;
аварийно-спасательное обеспечение полетов;
удаление самолета, потерявшего способность двигаться;
эксплуатация транспортных средств на аэродроме;
организация деятельности на перроне;
управление безопасностью деятельности на перроне;
управлению безопасностью полетов;
обеспечению обслуживания пассажиров;
доступ в контролируемую зону и обеспечение требований авиационной безопасности.
5. Сертификационные требования предусматривают наличие у Эксплуатанта:
1) ответственного (первого) руководителя, обладающего полномочиями по выделению финансовых средств, необходимых для обеспечения деятельности на аэродроме в соответствии с установленными законодательством требованиями. Ответственный руководитель обеспечивает организацию и поддержание эффективной системы управления деятельностью на аэродроме;
2) руководителя(ей), ответственного(ых) за управление и контроль производственной деятельностью на аэродроме и техническое обслуживание и ремонт объектов аэродрома, спецтехники, средств и оборудования (далее – технические директора);
3) инспектора (менеджера) по безопасности полетов, ответственного за разработку, поддержание и ежедневное администрирование системой управления безопасностью полетов. Инспектор (менеджер) по безопасности полетов является независимым от любых руководителей организации и имеет прямой доступ к ответственному руководителю и другим руководителям организации по вопросам безопасности полетов, непосредственно подчиняется ответственному руководителю;
4) начальников служб, подразделений, смен, количество которых соизмеримо с объемом деятельности, задач и обязанностями с учетом организационной структуры и численности персонала;
5) организационной структуры, штатного расписания, подтверждающего достаточность специалистов для осуществления деятельности в соответствии с установленными законодательством требованиями;
6) надлежащей компетенции у персонала, осуществляющего эксплуатационную деятельность, техническое обслуживание объектов аэродрома, средств и оборудования, управление деятельностью на аэродроме согласно приложению 9 к настоящим Правилам, подготовка которых соответствует типовым программам профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года №764 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №8785);
7) руководство по обеспечению профессиональной подготовки персонала эксплуатанта аэродрома;
8) утвержденных должностных инструкций, определяющих обязанности и ответственность руководящего состава и специалистов;
9) утвержденного генерального плана, на не менее, чем 5 лет, содержащего подробные этапы развития инфраструктуры аэропорта и землепользования и перечень приоритетных задач, включая план реализации. Генеральный план разрабатывается эксплуатантом аэродрома на основе информации об экономической целесообразности, прогнозов перевозок, текущих и будущих требований, предъявляемых, в частности, эксплуатантами воздушных судов, а также периодически пересматривается с учетом объем воздушного движения на аэродроме (для аэродромов, обслуживающих международные воздушные перевозки);
10) утвержденного первым руководителем эксплуатанта аэродрома Руководства по аэродрому, которое согласовывается с уполномоченной организацией. Руководство по аэродрому разрабатывается в соответствии с положениями настоящих Правил, DOC 9774 AN\969 "Руководство по сертификации аэродромов" ИКАО, DOC 9981 "Правила аэронавигационного обслуживания. Аэродромы" ИКАО.
11) системы управления безопасностью полетов и утвержденного Руководства по управлению безопасностью полетов, включая описание системы документации по безопасности полетов, согласованного с уполномоченной организацией;
12) системы управления качеством аэронавигационных данных и аэронавигационной информации, относящихся к аэродромной деятельности;
13) соглашений с подрядными организациями, если часть деятельности эксплуатанта аэродрома, входящей в область действия сертификата годности аэродрома, осуществляется подрядными организациями (техническое обслуживание и ремонт объектов, оборудования и спецтехники аэродрома, сбор аэронавигационных данных, обучение персонала, аварийно-спасательное обеспечение полетов, проектирование объектов аэродрома);
14) системы внутреннего контроля соблюдения сертификационных требований, требований установленных на аэродроме правил и процедур как самим эксплуатантом аэродрома, так сторонними и подрядными организациями, осуществляющими деятельность на аэродроме;
15) инструкций по взаимодействию (координации) со службами организаций гражданской авиации, в случаях предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
16) утвержденного аварийного плана по организации и проведению аварийно-спасательных работ;
17) аэропортового комитета, рабочей группы по безопасности полетов, рабочей группы по безопасности операций на ВПП, образованных в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере гражданской авиации;
18) необходимого количества технических средств, оборудования, спецтехники, зданий и помещений, средств индивидуальной защиты для осуществления деятельности, состояние которых отвечает требованиям безопасности, позволяет эффективно выполнить необходимые задачи и функции.
6. Сертификационными требованиями к объектам аэродрома, представлению данных по аэродрому, аэродромному обеспечению полетов, контролю, мониторингу и учету препятствий на приаэродромной территории, управлению опасностями, создаваемыми птицами и дикими животными, организации работы специального транспорта в аэропортах Республики Казахстан являются:
1) требования норм годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов) гражданской авиации, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 марта 2015 года №381 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №12303) и приложения 14 к Международной конвенции гражданской авиации. Аэродромы том 1 "Проектирование и эксплуатация аэродрома";
2) требования правил обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 июня 2017 года №420 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №15427), в части предоставления аэронавигационных данных по аэродрому;
3) требования правил аэродромного обеспечения в гражданской авиации, утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 7 октября 2015 года №978 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №12360);
4) требования правил по организации работы специального транспорта в аэропортах Республики Казахстан, утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года №327 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №11676);
5) требования правил управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, для полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан;
6) требования правил выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может предоставлять угрозу безопасности полетов воздушных судов, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года №504;
7) наличие разработанного Руководство по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту аэродромов, утвержденных технологий работы;
8) наличие процедур по дефектация аэродромных покрытий (акты дефектации, акты осмотра элементов аэродрома);
9) наличие процедур оценки условий торможения воздушных судов, устройств по измерению коэффициента сцепления;
10) наличие специальной техники, предназначенной для содержания аэродрома;
11) наличие утвержденных процедур по организации работы специального транспорта на аэродроме;
12) проведение мероприятий по мониторингу, оценке и учету препятствий и принятия мер по их устранению, в том числе и неаэронавигационных огней, представляющих угрозу безопасности полетов, проведения строительных работ и другой деятельности в районе аэродрома и на приаэродромной территорий.
7. Сертификационными требованиями по электросветотехническому обеспечению полетов являются:
1) требования норм годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов) гражданской авиации, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 31 марта 2015 года №381 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №12303), в части электроснабжения аэродрома и светотехнического оборудования;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 25 марта 2024 года