Недействующая редакция. Принята: 25.07.2023 / Вступила в силу: 21.09.2023

Недействующая редакция, не действует с 3 января 2024 года

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

1 августа 2023 года

№1296/40352

ПРИКАЗ НАЦИОНАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОРРУПЦИИ УКРАИНЫ

от 25 июля 2023 года №152/23

Об утверждении Порядка проведения проверок организации работы по предотвращению и выявлению коррупции

В соответствии с пунктами 5, 5-2 части первой статьи 12 Закона Украины "О предотвращении коррупции", с целью повышения эффективности реализации Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции полномочий по проведению проверок организации работы по предотвращению и выявлению коррупции ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок проведения проверок организации работы по предотвращению и выявлению коррупции, который прилагается.

2. Признать утратившим силу приказ Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 18 января 2021 года №11/21 "Об утверждении Порядка проведения проверок организации работы по предотвращению и выявлению коррупции", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 08 февраля 2021 года под №166/35788.

3. Департаменту мониторинга и контроля за исполнением актов законодательства о конфликте интересов и предотвращении коррупции подать в установленном порядке настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель

А. Новиков

Утвержден Приказом Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 25 июля 2023 года №152/23

Порядок проведения проверок организации работы по предотвращению и выявлению коррупции

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет механизм проведения Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции (далее - Национальное агентство) проверок организации работы по предотвращению и выявлению коррупции, оформлению результатов таких проверок.

2. В настоящем Порядке термины употребляются в значениях, приведенных в Законе Украины "О предотвращении коррупции" (далее - Закон).

3. Объектами проверки являются государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, юридические лица в случаях, предусмотренных Законом (далее - объект).

4. Проверке подлежат вопросы относительно соблюдения объектом и его должностными лицами требований закона и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов, которые распространяются на такой объект, в частности относительно:

образование (определение) уполномоченного подразделения (уполномоченного лица) по вопросам предотвращения и выявления коррупции, выполнение возложенных на уполномоченное подразделение (уполномоченное лицо) задач, увольнение руководителя уполномоченного подразделения (уполномоченного лица) государственного органа, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины, при условии предоставления согласия Национальным агентством;

подготовки, представления на согласование в Национальное агентство антикоррупционных программ и изменений в них, их выполнения;

организации работы по оцениванию коррупционных рисков в деятельности объекта проверки, подготовки мероприятий по их устранению;

назначение уполномоченного лица, ответственного за реализацию антикоррупционной программы в юридических лицах, в случаях, предусмотренных Законом, освобождение такого лица при условии предоставления согласия Национальным агентством;

создание и функционирование внутренних и регулярных каналов сообщения о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений Закона;

рассмотрения сообщений о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, других нарушений Закона;

принятие предусмотренных Законом мер в случае выявления коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения или получения уведомления о совершении такого правонарушения работниками соответствующего объекта;

защиты разоблачителей;

уведомление Национального агентства о случаях непредставления или несвоевременного представления деклараций;

запреты на получение льгот, услуг и имущества;

специальных проверок;

проведение служебных расследований по представлениям специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции или предписаниям Национального агентства;

привлечение к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке лиц, совершивших коррупционное правонарушение или правонарушение, связанное с коррупцией;

предоставление в Национальное агентство в установленном порядке бумажных копий распорядительных документов о наложении дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений;

отмена нормативно-правовых актов, решений, выданных (принятых) с нарушением требований Закона.

5. Проверки проводят уполномоченные лица Национального агентства, определенные в соответствии с частью первой статьи 13 Закона (далее - уполномоченные лица), занимающие должности в самостоятельном структурном подразделении аппарата Национального агентства, к функциям которого относится проведение проверок организации работы по предотвращению и выявлению коррупции (далее - подразделение), по результатам автоматизированного распределения.

Проверка может проводиться уполномоченным лицом единолично или в составе комиссии. Из числа уполномоченных лиц, входящих в состав комиссии, определяют председателя комиссии, который осуществляет общую организацию ее работы и выполняет полномочия уполномоченного лица.

6. К участию в проведении проверки не привлекают уполномоченное лицо при наличии у него потенциального, реального конфликта интересов.

II. Виды проверок, общая организация и подготовка их проведения

1. Национальное агентство проводит плановые и внеплановые проверки.

2. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом проверок, который согласовывается председателем Национального агентства и размещается на официальном веб-сайте Национального агентства.

Плановая проверка одного и того же объекта проводится с периодичностью не чаще одного раза в два года.

Отсчет срока для определения периода, подлежащего плановой проверке, начинается с даты начала предварительной плановой проверки.

3. Внеплановые проверки проводятся на основании письменного предложения руководителя подразделения в случае:

представление объектом письменного заявления об осуществлении проверки по его желанию;

наличия информации о возможных нарушениях объектом и его должностными лицами требований закона и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов (более трех в течение календарного года отличных между собой нарушений), которая содержит фактические данные, которые могут быть проверены;

непредставление объектом обязательной отчетности или выявление в ней недостоверных данных.

4. Для проведения плановой или внеплановой проверки выдается направление на проверку по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, которое подписывает Председатель Национального агентства или заместитель Председателя Национального агентства в соответствии с распределением обязанностей.

5. Плановая проверка проводится за период, который составляет три года. Период, охваченный предварительной плановой проверкой, не подлежит проверке.

При плановой проверке вопросы, которые проверялись во время проведения внеплановой проверки за период, охваченный такой проверкой, не проверяются.

6. Срок проведения проверки не может превышать тридцати рабочих дней. В случае возникновения во время проведения проверки потребности в исследовании дополнительных документов и других материалов, без анализа которых невозможно сделать выводы, или в получении объяснений срок проведения проверки по обоснованному письменному предложению уполномоченного лица, проводящего проверку, а в случае проведения проверки комиссией - председателя комиссии, может быть продлен лицом, выдавшим направление на проверку, до шестидесяти рабочих дней, о чем делается отметка в направлении на проверку. О продлении срока проведения проверки объекта письменно сообщают не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с добавлением копии обоснованного письменного предложения уполномоченного лица, которое проводит проверку, а в случае проведения проверки комиссией - председателя комиссии.

III. Проведение проверки

1. Уполномоченное лицо проводит проверку на основании направления на проверку.

2. В направлении на проверку указывается перечень вопросов, подлежащих проверке.

3. О проведении проверки к объекту проверки направляется уведомление по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку не позднее чем за десять рабочих дней до ее начала. К сообщению прилагается запрос о предоставлении информации, в том числе с ограниченным доступом, документов и других материалов или заверенных в установленном порядке их копий, необходимых для проведения проверки (далее - документы и другие материалы). Объект обязан предоставить запрашиваемые документы и другие документы и другие материалы в определенный в запросе срок.

При необходимости получения при проверке дополнительных документов и других материалов уполномоченное лицо истребует их по письменному запросу, в котором определяет срок предоставления таких документов и других материалов, что не может быть меньше трех рабочих дней со дня получения запроса.

Одновременно с предъявлением объекта направления на проверку уполномоченное лицо получает доступ к документам и другим материалам, необходимым для его проведения.

4. В случае если уполномоченное лицо не допускают к проведению проверки, препятствуют ее проведению, не предоставляют необходимые для ее проведения документы и другие материалы, уполномоченное лицо составляет акт о недопущении к проведению плановой (внеплановой) проверки и/или непредоставления необходимых для ее проведения документов и других материалов (далее - акт о недопущении к проверке) по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку в двух экземплярах.

Акт о недопущении к проверке предоставляется руководителю объекта для ознакомления. После ознакомления с актом о недопущении к проверке руководитель объекта возвращает один экземпляр уполномоченному лицу.

В случае отказа руководителя объекта от ознакомления с актом о недопущении к проверке уполномоченное лицо делает в таком акте соответствующую отметку и направляет объекту по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении или правительственной фельдъегерской связью) один экземпляр.

На основании акта о недопущении к проверке Национальное агентство вносит руководителю объекта предписание по устранению нарушений законодательства.

Проверка останавливается со дня составления акта о недопущении к проверке. Остановка проверки прерывает срок ее проведения.

Проверка возобновляется со дня фактического устранения обстоятельств, послуживших основанием для ее остановки, или со дня получения Национальным агентством от объекта информации о выполнении предписания, о чем делается отметка в направлении на проверку.

IV. Права и обязанности уполномоченного лица, должностных, служебных лиц объекта

1. Уполномоченное лицо во время проведения проверки имеет право:

беспрепятственно входить в помещения объекта по служебному удостоверению и иметь доступ к документам и другим материалам, необходимым для проведения проверки;

доступа к документам и другим материалам, необходимым для проведения проверки, на основании направления на проверку;

требовать документы и другие материалы, необходимые для проведения проверки;

на обеспечение на время проведения проверки рабочим местом, пользоваться телефонной связью, компьютерной, копировальной техникой, другими техническими средствами, необходимыми для реализации полномочий во время проверки, для оформления документов и других материалов проверки;

получать по вопросам, подлежащим проверке, письменные объяснения от должностных лиц и должностных лиц объекта, других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и их должностных лиц, граждан и их объединений;

требовать прекращения действий, препятствующих проведению проверки.

2. Уполномоченное лицо во время проведения проверки обязано:

полно, объективно и беспристрастно проводить проверку в пределах полномочий, предусмотренных Законом и настоящим Порядком;

принимать от должностных, служебных лиц объекта и рассматривать представленные по их инициативе письменные заявления, замечания, дополнительные объяснения по вопросам, которые проверяются, и по вопросам, возникающим во время проведения проверки;

не разглашать информацию с ограниченным доступом, полученную во время проведения проверки, кроме случаев, установленных законом;

безотлагательно сообщать непосредственному руководителю и председателю комиссии (в случае проведения проверки в составе комиссии) обо всех случаях препятствования или неправомерного вмешательства должностных, служебных лиц объекта или других лиц в проведение проверки, письменно фиксировать такие случаи и принимать предусмотренные законом меры для привлечения к ответственности виновных в совершении таких правонарушений;

сообщать непосредственному руководителю и председателю комиссии (в случае проведения проверки в составе комиссии) о наличии у нее реального, потенциального конфликта интересов;

в случае выявления признаков соответствующих административных правонарушений, связанных с коррупцией, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные статьями 172-8, 172-9, 188-46 Кодекса Украины об административных правонарушениях;

предоставлять руководителю подразделения для передачи в самостоятельные структурные подразделения аппарата Национального агентства информацию (документы и другие материалы), который (которые) может (могут) свидетельствовать о нарушении требований закона должностными, должностными лицами объекта, для проверки в пределах их компетенции.

3. Должностные, служебные лица объекта имеют право:

предоставлять по своей инициативе уполномоченному лицу дополнительные письменные объяснения, замечания, заявления о проведении проверки;

обжаловать действия или бездействие уполномоченного лица в установленном законодательством порядке.

4. Должностные, служебные лица объекта обязаны:

допускать уполномоченное лицо (лиц) к проверке;

обеспечить беспрепятственный вход уполномоченного лица (лиц) в помещения объекта по служебному удостоверению при наличии направления на проверку и предоставить ему доступ к документам и другим материалам, необходимым для проведения проверки;

обеспечить на время проведения проверки уполномоченное лицо (лиц) рабочим местом, возможность пользоваться телефонной связью, компьютерной, копировальной техникой, другими техническими средствами, необходимыми для реализации полномочий во время проверки, для оформления документов и других материалов проверки;

предоставить на основании направления на проверку доступ к документам и другим материалам, в том числе с ограниченным доступом, необходимым для ее проведения;

предоставить по вопросам, подлежащим проверке, письменные объяснения;

не препятствовать законной деятельности уполномоченного лица (лиц) во время проведения проверки, в том числе предоставлять в определенный им срок для ознакомления оригиналы документов и других материалов, их копии, данные на электронных носителях, выдержки из документов (в том числе электронных);

предоставлять ответы на запросы уполномоченного лица;

принимать неотложные меры по устранению выявленных во время проверки нарушений.

V. Оформление результатов проверки

1. По результатам проведенной проверки составляется акт плановой (внеплановой) проверки организации работы по предотвращению и выявлению коррупции (далее - акт проверки) в двух экземплярах по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

2. Акт проверки составляется не позднее десяти рабочих дней после дня окончания ее проведения.

3. При составлении акта проверки необходимо соблюдать объективность, достоверность, обоснованность и исчерпываемость описания выявленных нарушений.

4. Акт проверки подписывает уполномоченное лицо, а в случае проведения проверки комиссией - все уполномоченные лица, входящие в его состав.

5. Любые исправления и дополнения в акте проверки после его подписания не допускаются.

6. В случае если уполномоченное лицо, входящее в состав комиссии, не соглашается с содержанием акта проверки, такое лицо имеет право в письменной форме изложить свое отдельное мнение с обоснованием, прилагаемым к акту проверки и являющимся его неотъемлемой частью.

7. Один экземпляр акта проверки хранится в Национальном агентстве. Другой экземпляр акта проверки направляется руководителю объекта по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении или правительственной фельдъегерской связью) в течение трех рабочих дней со дня его составления.

8. В случае несогласия руководителя объекта с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, он может подать свои возражения и/или дополнительные документы в Национальное агентство в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта.

9. Возражения и/или дополнительные документы учитываются при принятии решения о наличии/отсутствии нарушения требований закона у объекта.

Такие возражения и/или документы являются неотъемлемой частью акта проверки.

10. В случае выявления нарушений требований Закона по результатам проверки Национальное агентство:

вносит предписание по устранению нарушений законодательства, проведению служебного расследования, привлечению виновного лица к установленной Законом ответственности;

утверждает обоснованное заключение о наличии признаков коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения для направления его другим специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции;

обращается в суд по основаниям, предусмотренным Законом.

11. Информация о принятых Национальным агентством по результатам проверки решения размещается на официальном вебсайте Национального агентства.

Руководитель Департамента мониторинга и контроля за исполнением актов законодательства о конфликте интересов и предотвращения коррупции

О. Шульга

Приложение 1

к Порядку проведения проверок организации работы по предотвращению и выявление коррупции (пункт 4 раздела II)

Направление на проверку

См. Приложение 1

Приложение 2

к Порядку проведения проверок организации работы по предотвращению и выявление коррупции (пункт 3 раздела III)

Сообщение

См. Приложение 2

Приложение 3

к Порядку проведения проверок организации работы по предотвращению и выявление коррупции (пункт 4 раздела III)

Акт о недопущении к проведению плановой (внеплановой) проверки и/или непредоставлении необходимых для ее проведения материалов

См. Приложение 3

Приложение 4

к Порядку проведения проверок организации работы по предотвращению и выявление коррупции (пункт 1 раздела V)

Акт плановой (внеплановой) проверки организации работы по предотвращению и выявлению коррупции

См. Приложение 4