Недействующая редакция. Принята: 02.12.2022 / Вступила в силу: 03.12.2022

Недействующая редакция, не действует с 4 января 2024 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 17 февраля 2021 года №ПП-4996

О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта

(В редакции Постановлений Президента Республики Узбекистан от 28.07.2021 г. №ПП-5199, 15.04.2022 г. №ПП-208, 31.08.2022 г. №УП-214, 02.12.2022 г. №УП-258)

В соответствии со Стратегией "Цифровой Узбекистан - 2030" и в целях создания благоприятных условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта и их широкого применения в стране, обеспечения доступности и высокого качества цифровых данных, подготовки квалифицированных кадров в указанной сфере:

1. Утвердить:

а) Программу мер по изучению и внедрению технологий искусственного интеллекта в 2021-2022 годах согласно приложению №1 (далее - Программа), предусматривающую следующие основные приоритетные направления:

разработку Стратегии развития искусственного интеллекта, определяющей базовые направления и принципы применения искусственного интеллекта, а также условия для комплексного формирования данной сферы в ближайшей и долгосрочной перспективе;

выработку нормативно-правовой базы, определяющей единые требования, ответственность, безопасность и прозрачность при разработке и использовании технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сфере, системе государственного управления;

широкое применение технологий искусственного интеллекта для улучшения качества оказания государственных услуг в интересах населения, а также повышения эффективности государственных органов при обработке данных;

создание отечественной экосистемы инновационных разработок в области искусственного интеллекта, стимулирующей проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по разработке полезных технологических решений с последующей их коммерциализацией;

создание условий для разработчиков программного обеспечения с применением технологий искусственного интеллекта в доступе к цифровым данным, а также обеспечение ускоренной оцифровки соответствующих данных государственных органов и организаций;

формирование инвестиционной привлекательности научных работ и разработок в области искусственного интеллекта, в том числе для повышения конкурентоспособности товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечение доступа отечественных предприятий и специалистов к информационным ресурсам и компетенциям в области искусственного интеллекта, а также развитие необходимой образовательной среды;

развитие международного сотрудничества в области искусственного интеллекта и технологий его применения для проведения совместной международной исследовательской деятельности, подготовки кадров и повышения их квалификации, улучшения позиций республики в престижных рейтингах и индексах;

б) Перечень пилотных проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта, реализуемых в 2021-2022 годах, в том числе с привлечением резидентов Технологического парка программных продуктов и информационных технологий согласно приложению №2, в следующих приоритетных отраслях и сферах:

в сфере сельского хозяйства: применение технологий искусственного интеллекта в процессе мониторинга состояния почвы и сельскохозяйственных культур на основе данных дистанционного зондирования земли, а также работы сельскохозяйственной техники, в том числе комбайнов, - Министерство сельского хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Агентство "Узбеккосмос" (Ж. Ходжаев, К. Юлдашев, Ш. Кадиров);

в банковской сфере: применение технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности мониторинга за деятельностью коммерческих банков и упрощения выполнения ими регуляторных требований (SubTech и RegTech), а также для анализа качества оказания банковских услуг, удаленной биометрической идентификации (Face-ID) пользователей и оценки кредитных рисков - Центральный банк, АО "Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан", АК "Алокабанк" (М. Нурмуратов, А. Мирсоатов, К. Ирисбекова);

в сфере финансов: применение технологий искусственного интеллекта для анализа и повышения эффективности бюджетных расходов, пенсионных, социальных и страховых выплат, а также пособий - Министерство финансов (Т. Ишметов);

в налоговой сфере: применение технологий искусственного интеллекта для анализа налоговых поступлений юридических лиц, выявления отклонений налоговых отчислений - Государственный налоговый комитет, Министерство финансов (Ш. Кудбиев, Д. Султанов);

в сфере транспорта: применение технологий искусственного интеллекта в процессе управления локомотивами для отслеживания их передвижения и предупреждения машинистов при опасных ситуациях, анализа движения общественного транспорта и определения их оптимальных маршрутов, а также мониторинга автомобильного движения и транспортных пробок - Министерство транспорта, АО "Узбекистон темир йуллари", АО "Тошшахартрансхизмат", Министерство внутренних дел (И. Махкамов, Х. Хасилов, А. Джураев, А. Икрамов);

в сфере энергетики: применение технологий искусственного интеллекта для прогнозирования выработки и потребления энергоресурсов, оптимизации работы технологического оборудования - Министерство энергетики, АО "Региональные электрические сети" (А. Султанов, У. Мустафоев);

в сфере здравоохранения: применение технологий искусственного интеллекта для диагностики пневмонии на основе анализа компьютерной томографии легких человека, а также рака молочной железы на ранних стадиях на основе анализа маммографии - Министерство здравоохранения (А. Хаджибаев, А. Азизов);

в сфере фармацевтики: применение технологий искусственного интеллекта для анализа и прогнозирования потребностей рынка в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения - Агентство по развитию фармацевтической отрасли, АК "Дори-Дармон", Министерство здравоохранения (С. Кариев, У. Салихбаева, А. Азизов);

в сфере электронного правительства: применение технологий искусственного интеллекта для удаленной биометрической идентификации пользователей при оказании электронных государственных и финансовых услуг (Face-ID) - Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш. Садиков).

2. Возложить на:

Министерство инновационного развития (И. Абдурахмонов) - осуществление поддержки научно-технических исследований и инновационных разработок в области искусственного интеллекта;

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш. Садиков) - создание технологических условий для разработки и внедрение программных продуктов на основе искусственного интеллекта;

Координационную комиссию по реализации Стратегии "Цифровой Узбекистан - 2030" (А.Н. Арипов) (далее - Координационная комиссия), образованную Указом Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года №УП-6079, - ответственность за комплексную координацию реализации Программы и иных инициатив, связанных с внедрением и применением технологий искусственного интеллекта.

3. Координационной комиссии (А.Н. Арипов) с привлечением ведущих зарубежных специалистов и компаний в срок до 1 декабря 2021 года внести на утверждение Стратегию развития искусственного интеллекта, рассчитанную на ближайшую и долгосрочную перспективы.

4. Установить, что:

финансирование научных исследований и инновационных разработок в области искусственного интеллекта осуществляется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей (далее - Фонд) через отдельно открываемый для этих целей расчетный счет;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Программа мер по изучению и внедрению технологий искусственного интеллекта в 2021-2022 годах Перечень пилотных проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта, реализуемых в 2021-2022 годах Совместный альянс по развитию искусственного интеллекта Перечень государственных данных, предоставляемых в открытом доступе для реализации проектов в области искусственного интеллекта Перечень высших образовательных учреждений и научных организаций, в которых с 2021/2022 учебного года поэтапно начинается подготовка кадров по направлению "Искусственный интеллект" на грантовой основе Перечень высших образовательных учреждений, в которых внедряются учебные курсы и предметы по прикладному применению технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики, социальной сфере и системе государственного управления