Дата обновления БД:
01.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
67 / 218
Всего документов в БД:
133331
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 17 ноября 2020 года №415
О повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности
Качество и стабильность законодательства являются важнейшими факторами обеспечения жизнедеятельности населения, функционирования экономики, основой для поступательного развития страны и повышения благосостояния граждан. Эти параметры достигаются за счет прогнозно-аналитической, экспертной и научной проработки нормотворческих инициатив, планирования законопроектной деятельности, публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов.
Вместе с тем опыт реагирования на мировые и внутригосударственные вызовы требует незамедлительного принятия важнейших нормотворческих решений без ущерба качеству и стабильности правового регулирования. Выполнение данной задачи должно достигаться в первую очередь посредством конструктивного взаимодействия государственных органов (организаций) при подготовке и принятии (издании) нормативных правовых актов.
В целях повышения эффективности работы государственных органов (организаций) в нормотворческом процессе, а также дальнейшего совершенствования нормотворческой деятельности постановляю:
1. Максимально широко использовать в нормотворческой деятельности инструменты планирования. Для этого:
1.1. законодательные акты и постановления Совета Министров Республики Беларусь (далее, если не установлено иное, - нормативные правовые акты), впервые устанавливающие регулирование общественных отношений, системно изменяющие существующую правовую регламентацию, предусматривающие новые обязанности либо влекущие дополнительные финансовые расходы граждан и субъектов хозяйствования, разрабатываются, как правило, на основе ежегодных планов;
1.2. при осуществлении нормотворческой деятельности и ее планировании корректировка нормативных правовых актов допускается не чаще одного раза в два года, за исключением случаев, когда внесение изменений необходимо для оперативного регулирования наиболее важных вопросов, а также на основании требований нормативных правовых актов большей юридической силы;
1.3. включение предложений о подготовке проектов нормативных правовых актов (далее, если не установлено иное, - проект) в план, как правило, осуществляется по результатам проведенного правового мониторинга;
1.4. планы подготовки проектов нормативных правовых актов:
Президента Республики Беларусь разрабатываются Национальным центром законодательства и правовых исследований в порядке, определенном для планирования подготовки законопроектов;
Правительства Республики Беларусь разрабатываются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
1.5. утвержденные планы подготовки проектов размещаются в открытом доступе на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь;
1.6. к разработке плановых и иных проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь может привлекаться Национальный центр законодательства и правовых исследований по поручению Главы государства, Главы Администрации Президента Республики Беларусь или Заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь, координирующего деятельность названного Центра.
2. Обеспечивать подготовку в кратчайшие сроки проектов наиболее важных нормативных правовых актов по вопросам, требующим оперативного регулирования. В этих целях:
2.1. решение о подготовке срочных проектов принимается Президентом Республики Беларусь, а также Главой Администрации Президента Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Беларусь или их первыми заместителями;
2.2. подготовка срочных проектов осуществляется в ускоренном порядке (в том числе в формате совещаний) в соответствии с требованиями настоящего Указа;
2.3. общий срок подготовки срочных проектов, включая их согласование с заинтересованными и проведение обязательной юридической и иных экспертиз, не может превышать 10 рабочих дней.
3. Повысить эффективность нормотворческой деятельности государственных органов (организаций) и ответственность их руководителей за регулирование общественных отношений. Для этого:
3.1. Совет Министров Республики Беларусь вправе принимать нормативные правовые акты, необходимые для реализации задач и функций, возложенных на него законодательными актами, без специального закрепления полномочий на принятие конкретного акта. При этом такие акты должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, решениям Президента Республики Беларусь и законам;
3.2. государственный орган (организация) - разработчик проекта:
обеспечивает в установленном законодательством порядке принятие всех мер по подготовке проекта, включая его планирование, разработку, экспертное и научное сопровождение, осуществление прогнозирования последствий его принятия, проведение публичного обсуждения, согласование;
принимает меры по выработке согласованной позиции по поступившим по проекту замечаниям и предложениям, после чего дает оценку замечаниям и предложениям, оставшимся неучтенными, с мотивированным обоснованием своей позиции по каждому из них;
3.3. руководители государственных органов (организаций), участвовавших в работе над проектом, несут персональную ответственность за принятые в ходе его подготовки, согласования, проведения обязательной юридической и иных экспертиз решения, в том числе за соблюдение установленных порядка и сроков принятия таких решений.
4. Обеспечить цифровизацию нормотворческой деятельности и широкое применение информационных технологий на всех стадиях подготовки и принятия (издания) нормативных правовых актов. В этих целях:
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 11 ноября 2023 года