Недействующая редакция. Принята: 30.11.2022 / Вступила в силу: 01.01.2023

Недействующая редакция, не действует с 1 декабря 2023 года

СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 27 декабря 2019 года №627, 30 декабря 2019 года №99

Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере деятельности палат юридических консультантов

(В редакции Совместного Приказа и.о. Министра юстиции Республики Казахстан и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30.11.2022 г. №983, 30.11.2022 г. №109)

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, пунктом 2 статьи 97 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи" и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года №48 "Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 "Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №28577) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №17371) ПРИКАЗЫВАЕМ:

(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Совместный Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30.11.2022 г. №983, 30.11.2022 г. №109)
(см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить:

1) критерии оценки степени риска в сфере деятельности палаты юридических консультантов, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

2) проверочный лист в сфере деятельности палат юридических консультантов, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа;

2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра юстиции Республики Казахстан.

4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр национальной экономики Республики Казахстан

Р.Даленов

Министр юстиции Республики Казахстан

М.Бекетаев

Согласован

Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

 

 

Приложение 1

к совместному Приказу Министра юстиции Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №627, 30 декабря 2019 года №99

(Критерии оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов изложены в новой редакции в соответствии с Совместный Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30.11.2022 г. №983, 30.11.2022 г. №109)
(см. предыдущую редакцию)

Критерии оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи", и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года №48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №28577) утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №17371).

2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:

1) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц с учетом степени тяжести его последствий;

2) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта контроля и (или) освобождения такого субъекта контроля и профилактического контроля с посещением субъекта контроля;

3) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;

4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;

5) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов контроля, несоблюдение которых влечет за собой нарушение прав законных интересов физических и юридических лиц, государства.

6) субъект контроля – палаты юридических консультантов;

7) грубые нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов, которые могут привести к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

8) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов, создающие предпосылки для причинения вреда жизни, здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

9) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов не относящиеся к значительным и грубым нарушениям.

Глава 2. Способы проведения проверки и профилактического контроля с посещением субъекта контроля

3. Критерии оценки степени риска для проведения проверки и профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.

Параграф 1. Объективные критерии

4. По объективным критериям к субъектам контроля к высокой степени риска относятся палаты юридических консультантов.

5. В отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводится внеплановый профилактический контроль с посещением и без посещения субъекта контроля.

6. Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля.

Параграф 2. Субъективные критерии

7. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

1) формирование базы данных и сбор информации;

2) анализ информации и оценка степени риска.

8. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.

Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;

2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

3) анализ официальных интернет – ресурсов государственных органов, средств массовой информации;

4) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.

5) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями.

9. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.

Анализ и оценка субъективных критериев позволит сконцентрировать проведение профилактического контроля с посещением субъекта контроля в отношении субъекта контроля с наибольшим потенциальным риском.

При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.

10. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.

Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля изложены в приложении к настоящим Критериям.

11. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общий показатель степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.

По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;

Глава 2. Расчет общего показателя степени риска по субъективным критериям

12. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

При выявлении одного грубого нарушения, субъекта контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.

При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.

При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7

где:

SРз – показатель значительных нарушений;

SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

при определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,4 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,4

где:

SРн – показатель незначительных нарушений;

SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

SР = SРз + SРн

где:

SР – общий показатель степени риска;

SРз – показатель значительных нарушений;

SРн – показатель незначительных нарушений.

13. При анализе и оценке степени риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля.

14. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, не может быть чаще двух раз в год.

Глава 3. Проверочные листы

15. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в пункте 2 статьи 143 Кодекса.

Приложение

к Критериям оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов

Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля

Критерии

Степень нарушения

Раздел 1. По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля.

1

наличие в членстве менее двухсот юридических консультантов

грубое

2

Не ведение реестра членов палаты

грубое

3

Наличие членства юридического консультанта в других палатах юридических консультантов для оказания юридической помощи в виде представительства интересов лиц в судах

грубое

4

Наличие членства лица в палате юридических консультантов, исключенного из реестра членов палаты юридических консультантов за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов оказания юридической помощи, Кодекса профессиональной этики, если с даты исключения прошло менее чем три года

грубое

5

Отсутствие у члена палаты юридических консультантов договора страхования профессиональной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь

грубое

6

Отсутствие на интернет-ресурсе Палаты следующей информации:

о составе своих членов;

об условиях, способах и порядке обеспечения ответственности членов палаты;

о членах, прекративших свое членство в палате юридических консультантов и об основаниях прекращения их членства;

об условиях членства в палате юридических консультантов;

о содержании правил и стандартов палаты юридических консультантов;

о критериях качества юридической помощи;

о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов палаты юридических консультантов, количественном и персональном составе коллегиального органа управления, исполнительного органа управления палаты юридических консультантов, о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления палаты юридических консультантов;

о решениях, принятых общим собранием членов палаты юридических консультантов и коллегиальным органом управления;

о случаях привлечения членов палаты юридических консультантов к ответственности за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов, Кодекса профессиональной этики;

о любых исках и заявлениях, поданных палатой юридических консультантов в суды, а также в отношении палаты;

об отчете о финансово-хозяйственной деятельности, включающем информацию обо всех поступлениях и расходах по каждой специфике отдельно

значительное

7

Неразмещение не реже одного раза в год на своем интернет-ресурсе сводно-аналитической информации о формируемой средней стоимости оказываемых членами палаты юридических услуг за предыдущий период, начиная с даты последнего размещения данной информации, на основании данных, предоставляемых членами палаты, с учетом требований о конфиденциальности

значительное

8

Наличие в составе ревизионной комиссии членов коллегиального или исполнительного органов управления палаты

юридических консультантов

значительное

9

Не обеспечение повышения квалификации своих членов

в соответствии с утвержденными стандартами палаты

значительное

10

Отсутствие правил профессионального поведения и

Кодекса профессиональной этики

значительное

11

Отсутствие установленных условий приема в члены палаты

незначительное

12

Отсутствие установленного объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи

незначительное

13

Отсутствие контрольного органа (ревизионной комиссии) палаты определяемой Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", иными законами Республики Казахстан и уставом палаты юридических консультантов.

грубое

14

Не надлежащее ведение субъектом (объектом) контроля реестра членов палаты юридических консультантов, а именно отсутствие следующих сведений в реестре:

регистрационный номер члена палаты юридических консультантов, дату его регистрации в реестре;

фамилия, имя, отчество (при его наличии) члена палаты юридических консультантов, дата его рождения, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, индивидуальный идентификационный номер (для физического лица), номера контактных телефонов;

сведения об обеспечении имущественной ответственности члена палаты юридических консультантов;

сведения о результатах проведенных палатой юридических консультантов проверок члена палаты и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий;

сведения о дате приостановления и прекращения членства в палате юридических консультантов и основание такого прекращения.

незначительное

Раздел 2. Результаты предыдущего внепланового профилактического контроля с посещением объектов контроля.

15

Наличие членства лица в палате юридических консультантов, признанного в судебном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным

грубое

16

Наличие членства лица в палате юридических консультантов, имеющего непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость

грубое

17

отсутствие согласованных с уполномоченным органом критериев качества оказания юридической помощи

грубое

18

Не предоставление ежеквартальной информации в уполномоченный орган о включении членов в палату юридических консультантов, приостановлении членства и об исключении из членства

грубое

19

отсутствие согласованных с уполномоченным органом порядок и условия проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов

грубое

20

отсутствие согласованных с регулирующим государственным органом и уполномоченным органом в области саморегулирования правила и стандарты по вопросам саморегулируемой основанного на обязательном членстве

грубое

Раздел 3. Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

21

Отказ в рассмотрении жалоб и обращений лиц на необоснованность исключения из членов палаты

грубое

22

Не принятие мер воздействия в отношении члена палаты в случае выявления в результате проверки факта нарушений требований законодательства Республики Казахстан, правил и стандартов, условий членства (участия) палаты

грубое

 

Приложение 2

к совместному Приказу Министра юстиции Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №627, 30 декабря 2019 года №99

(Проверочный лист изложен в новой редакции в соответствии с Совместный Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30.11.2022 г. №983, 30.11.2022 г. №109)
(см. предыдущую редакцию)

Проверочный лист

В сфере деятельности палат юридических консультантов в соответствии с Предпринимательским кодексом
Республики Казахстан _______________________________________________________________________________
                        (наименование однородной группы субъектов контроля)

в отношении палат юридических консультантов

_______________________________________________________________________________

Государственный орган, назначивший проверку /профилактического контроля с посещением

субъекта контроля

_____________________________________________________________________________

Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля

_____________________________________________________________________________
                                           (№, дата)

Наименование субъекта контроля ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Бизнес-идентификационный номер субъекта

контроля _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Адрес места нахождения

________________________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

наличие в членстве менее двухсот юридических консультантов

2

Не ведение реестра членов палаты

3

Наличие членства юридического консультанта в других палатах юридических консультантов для оказания юридической помощи в виде представительства интересов лиц в судах

4

Наличие членства лица в палате юридических консультантов, исключенного из реестра членов палаты юридических консультантов за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов оказания юридической помощи, Кодекса профессиональной этики, если с даты исключения прошло менее чем три года

5

Отсутствие у члена палаты юридических консультантов договора страхования профессиональной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь

6

Отсутствие на интернет-ресурсе Палаты следующей информации:

о составе своих членов;

об условиях, способах и порядке обеспечения ответственности членов палаты;

о членах, прекративших свое членство в палате юридических консультантов и об основаниях прекращения их членства;

об условиях членства в палате юридических консультантов;

о содержании правил и стандартов палаты юридических консультантов;

о критериях качества юридической помощи;

о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов палаты юридических консультантов, количественном и персональном составе коллегиального органа управления, исполнительного органа управления палаты юридических консультантов, о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления палаты юридических консультантов;

о решениях, принятых общим собранием членов палаты юридических консультантов и коллегиальным органом управления;

о случаях привлечения членов палаты юридических консультантов к ответственности за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов, Кодекса профессиональной этики;

о любых исках и заявлениях, поданных палатой юридических консультантов в суды, а также в отношении палаты;

об отчете о финансово-хозяйственной деятельности, включающем информацию обо всех поступлениях и расходах по каждой специфике отдельно

7

Неразмещение не реже одного раза в год на своем интернет-ресурсе сводно-аналитической информации о формируемой средней стоимости оказываемых членами палаты юридических услуг за предыдущий период, начиная с даты последнего размещения данной информации, на основании данных, предоставляемых членами палаты, с учетом требований о конфиденциальности

8

Наличие в составе ревизионной комиссии членов коллегиального или исполнительного органов управления палаты

юридических консультантов

9

Не обеспечение повышения квалификации своих членов

в соответствии с утвержденными стандартами палаты

10

Отсутствие правил профессионального поведения и

Кодекса профессиональной этики

11

Отсутствие установленных условий приема в члены палаты

12

Отсутствие установленного объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи

13

Отсутствие контрольного органа (ревизионной комиссии) палаты определяемой Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", иными законами Республики Казахстан и уставом палаты юридических консультантов.

14

Не надлежащее ведение субъектом (объектом) контроля реестра членов палаты юридических консультантов, а именно отсутствие следующих сведений в реестре:

регистрационный номер члена палаты юридических консультантов, дату его регистрации в реестре;

фамилия, имя, отчество (при его наличии) члена палаты юридических консультантов, дата его рождения, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, индивидуальный идентификационный номер (для физического лица), номера контактных телефонов;

сведения об обеспечении имущественной ответственности члена палаты юридических консультантов;

сведения о результатах проведенных палатой юридических консультантов проверок члена палаты и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий;

сведения о дате приостановления и прекращения членства в палате юридических консультантов и основание такого прекращения.

15

Наличие членства лица в палате юридических консультантов, признанного в судебном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным

16

Наличие членства лица в палате юридических консультантов, имеющего непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость

17

отсутствие согласованных с уполномоченным органом критериев качества оказания юридической помощи

18

Не предоставление ежеквартальной информации в уполномоченный орган о включении членов в палату юридических консультантов, приостановлении членства и об исключении из членства

19

отсутствие согласованных с уполномоченным органом порядок и условия проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов

20

отсутствие согласованных с регулирующим государственным органом и уполномоченным органом в области саморегулирования правила и стандарты по вопросам саморегулируемой основанного на обязательном членстве

21

Отказ в рассмотрении жалоб и обращений лиц на необоснованность исключения из членов палаты

22

Не принятие мер воздействия в отношении члена палаты в случае выявления в результате проверки факта нарушений требований законодательства Республики Казахстан, правил и стандартов, условий членства (участия) палаты

Должностное (ые) лицо (а):

________________________________________________________________________________
                          (должность)                               (подпись)

_______________________________________________________________________________
          (фамилия, имя, отчество (при его наличии) должность) (подпись)

Руководитель субъекта контроля __________________________________________________
                                                                     (должность)         (подпись)

_______________________________________________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество (при его наличии)