Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 27 декабря 2019 года №627, 30 декабря 2019 года №99
Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере деятельности палат юридических консультантов
(В редакции Совместного Приказа и.о. Министра юстиции Республики Казахстан и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30.11.2022 г. №983, 30.11.2022 г. №109)
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, пунктом 2 статьи 97 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи" и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года №48 "Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 "Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №28577) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №17371) ПРИКАЗЫВАЕМ:
(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Совместный Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30.11.2022 г. №983, 30.11.2022 г. №109)
(см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в сфере деятельности палаты юридических консультантов, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в сфере деятельности палат юридических консультантов, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Департаменту регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра юстиции Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Р.Даленов |
Министр юстиции Республики Казахстан |
М.Бекетаев |
Согласован Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан |
|
Приложение 1
к совместному Приказу Министра юстиции Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №627, 30 декабря 2019 года №99
(Критерии оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов изложены в новой редакции в соответствии с Совместный Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30.11.2022 г. №983, 30.11.2022 г. №109)
(см. предыдущую редакцию)
Критерии оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), Законом Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи", и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года №48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №28577) утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №17371).
2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц с учетом степени тяжести его последствий;
2) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта контроля и (или) освобождения такого субъекта контроля и профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
3) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;
5) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов контроля, несоблюдение которых влечет за собой нарушение прав законных интересов физических и юридических лиц, государства.
6) субъект контроля – палаты юридических консультантов;
7) грубые нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов, которые могут привести к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
8) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов, создающие предпосылки для причинения вреда жизни, здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
9) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере деятельности юридических консультантов не относящиеся к значительным и грубым нарушениям.
Глава 2. Способы проведения проверки и профилактического контроля с посещением субъекта контроля
3. Критерии оценки степени риска для проведения проверки и профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии
4. По объективным критериям к субъектам контроля к высокой степени риска относятся палаты юридических консультантов.
5. В отношении субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводится внеплановый профилактический контроль с посещением и без посещения субъекта контроля.
6. Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля.
Параграф 2. Субъективные критерии
7. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка степени риска.
8. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.
Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
3) анализ официальных интернет – ресурсов государственных органов, средств массовой информации;
4) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.
5) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями.
9. На основании имеющихся источников информации субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.
Анализ и оценка субъективных критериев позволит сконцентрировать проведение профилактического контроля с посещением субъекта контроля в отношении субъекта контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
10. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля изложены в приложении к настоящим Критериям.
11. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общий показатель степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;
Глава 2. Расчет общего показателя степени риска по субъективным критериям
12. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, субъекта контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
при определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,4 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,4
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
13. При анализе и оценке степени риска не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля.
14. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, не может быть чаще двух раз в год.
Глава 3. Проверочные листы
15. Проверочные листы составляются для однородных групп субъектов контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в пункте 2 статьи 143 Кодекса.
Приложение
к Критериям оценки степени риска в сфере деятельности палат юридических консультантов
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля
№ |
Критерии |
Степень нарушения |
Раздел 1. По результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля. | ||
1 |
наличие в членстве менее двухсот юридических консультантов |
грубое |
2 |
Не ведение реестра членов палаты |
грубое |
3 |
Наличие членства юридического консультанта в других палатах юридических консультантов для оказания юридической помощи в виде представительства интересов лиц в судах |
грубое |
4 |
Наличие членства лица в палате юридических консультантов, исключенного из реестра членов палаты юридических консультантов за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов оказания юридической помощи, Кодекса профессиональной этики, если с даты исключения прошло менее чем три года |
грубое |
5 |
Отсутствие у члена палаты юридических консультантов договора страхования профессиональной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь |
грубое |
6 |
Отсутствие на интернет-ресурсе Палаты следующей информации: о составе своих членов; об условиях, способах и порядке обеспечения ответственности членов палаты; о членах, прекративших свое членство в палате юридических консультантов и об основаниях прекращения их членства; об условиях членства в палате юридических консультантов; о содержании правил и стандартов палаты юридических консультантов; о критериях качества юридической помощи; о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов палаты юридических консультантов, количественном и персональном составе коллегиального органа управления, исполнительного органа управления палаты юридических консультантов, о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления палаты юридических консультантов; о решениях, принятых общим собранием членов палаты юридических консультантов и коллегиальным органом управления; о случаях привлечения членов палаты юридических консультантов к ответственности за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов, Кодекса профессиональной этики; о любых исках и заявлениях, поданных палатой юридических консультантов в суды, а также в отношении палаты; об отчете о финансово-хозяйственной деятельности, включающем информацию обо всех поступлениях и расходах по каждой специфике отдельно |
значительное |
7 |
Неразмещение не реже одного раза в год на своем интернет-ресурсе сводно-аналитической информации о формируемой средней стоимости оказываемых членами палаты юридических услуг за предыдущий период, начиная с даты последнего размещения данной информации, на основании данных, предоставляемых членами палаты, с учетом требований о конфиденциальности |
значительное |
8 |
Наличие в составе ревизионной комиссии членов коллегиального или исполнительного органов управления палаты юридических консультантов |
значительное |
9 |
Не обеспечение повышения квалификации своих членов в соответствии с утвержденными стандартами палаты |
значительное |
10 |
Отсутствие правил профессионального поведения и Кодекса профессиональной этики |
значительное |
11 |
Отсутствие установленных условий приема в члены палаты |
незначительное |
12 |
Отсутствие установленного объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи |
незначительное |
13 |
Отсутствие контрольного органа (ревизионной комиссии) палаты определяемой Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", иными законами Республики Казахстан и уставом палаты юридических консультантов. |
грубое |
14 |
Не надлежащее ведение субъектом (объектом) контроля реестра членов палаты юридических консультантов, а именно отсутствие следующих сведений в реестре: регистрационный номер члена палаты юридических консультантов, дату его регистрации в реестре; фамилия, имя, отчество (при его наличии) члена палаты юридических консультантов, дата его рождения, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, индивидуальный идентификационный номер (для физического лица), номера контактных телефонов; сведения об обеспечении имущественной ответственности члена палаты юридических консультантов; сведения о результатах проведенных палатой юридических консультантов проверок члена палаты и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий; сведения о дате приостановления и прекращения членства в палате юридических консультантов и основание такого прекращения. |
незначительное |
Раздел 2. Результаты предыдущего внепланового профилактического контроля с посещением объектов контроля. | ||
15 |
Наличие членства лица в палате юридических консультантов, признанного в судебном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным |
грубое |
16 |
Наличие членства лица в палате юридических консультантов, имеющего непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость |
грубое |
17 |
отсутствие согласованных с уполномоченным органом критериев качества оказания юридической помощи |
грубое |
18 |
Не предоставление ежеквартальной информации в уполномоченный орган о включении членов в палату юридических консультантов, приостановлении членства и об исключении из членства |
грубое |
19 |
отсутствие согласованных с уполномоченным органом порядок и условия проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов |
грубое |
20 |
отсутствие согласованных с регулирующим государственным органом и уполномоченным органом в области саморегулирования правила и стандарты по вопросам саморегулируемой основанного на обязательном членстве |
грубое |
Раздел 3. Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | ||
21 |
Отказ в рассмотрении жалоб и обращений лиц на необоснованность исключения из членов палаты |
грубое |
22 |
Не принятие мер воздействия в отношении члена палаты в случае выявления в результате проверки факта нарушений требований законодательства Республики Казахстан, правил и стандартов, условий членства (участия) палаты |
грубое |
Приложение 2
к совместному Приказу Министра юстиции Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №627, 30 декабря 2019 года №99
(Проверочный лист изложен в новой редакции в соответствии с Совместный Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30.11.2022 г. №983, 30.11.2022 г. №109)
(см. предыдущую редакцию)
Проверочный лист
В сфере деятельности палат юридических консультантов в соответствии с Предпринимательским кодексом
Республики Казахстан _______________________________________________________________________________
(наименование однородной группы субъектов контроля)
в отношении палат юридических консультантов
_______________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку /профилактического контроля с посещением
субъекта контроля
_____________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля
_____________________________________________________________________________
(№, дата)
Наименование субъекта контроля ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Бизнес-идентификационный номер субъекта
контроля _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения
________________________________________________________________________________
№ |
Перечень требований |
Соответствует требованиям |
Не соответствует требованиям |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
наличие в членстве менее двухсот юридических консультантов |
||
2 |
Не ведение реестра членов палаты |
||
3 |
Наличие членства юридического консультанта в других палатах юридических консультантов для оказания юридической помощи в виде представительства интересов лиц в судах |
||
4 |
Наличие членства лица в палате юридических консультантов, исключенного из реестра членов палаты юридических консультантов за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов оказания юридической помощи, Кодекса профессиональной этики, если с даты исключения прошло менее чем три года |
||
5 |
Отсутствие у члена палаты юридических консультантов договора страхования профессиональной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь |
||
6 |
Отсутствие на интернет-ресурсе Палаты следующей информации: о составе своих членов; об условиях, способах и порядке обеспечения ответственности членов палаты; о членах, прекративших свое членство в палате юридических консультантов и об основаниях прекращения их членства; об условиях членства в палате юридических консультантов; о содержании правил и стандартов палаты юридических консультантов; о критериях качества юридической помощи; о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов палаты юридических консультантов, количественном и персональном составе коллегиального органа управления, исполнительного органа управления палаты юридических консультантов, о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления палаты юридических консультантов; о решениях, принятых общим собранием членов палаты юридических консультантов и коллегиальным органом управления; о случаях привлечения членов палаты юридических консультантов к ответственности за нарушение требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, правил и стандартов, Кодекса профессиональной этики; о любых исках и заявлениях, поданных палатой юридических консультантов в суды, а также в отношении палаты; об отчете о финансово-хозяйственной деятельности, включающем информацию обо всех поступлениях и расходах по каждой специфике отдельно |
||
7 |
Неразмещение не реже одного раза в год на своем интернет-ресурсе сводно-аналитической информации о формируемой средней стоимости оказываемых членами палаты юридических услуг за предыдущий период, начиная с даты последнего размещения данной информации, на основании данных, предоставляемых членами палаты, с учетом требований о конфиденциальности |
||
8 |
Наличие в составе ревизионной комиссии членов коллегиального или исполнительного органов управления палаты юридических консультантов |
||
9 |
Не обеспечение повышения квалификации своих членов в соответствии с утвержденными стандартами палаты |
||
10 |
Отсутствие правил профессионального поведения и Кодекса профессиональной этики |
||
11 |
Отсутствие установленных условий приема в члены палаты |
||
12 |
Отсутствие установленного объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи |
||
13 |
Отсутствие контрольного органа (ревизионной комиссии) палаты определяемой Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", иными законами Республики Казахстан и уставом палаты юридических консультантов. |
||
14 |
Не надлежащее ведение субъектом (объектом) контроля реестра членов палаты юридических консультантов, а именно отсутствие следующих сведений в реестре: регистрационный номер члена палаты юридических консультантов, дату его регистрации в реестре; фамилия, имя, отчество (при его наличии) члена палаты юридических консультантов, дата его рождения, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, индивидуальный идентификационный номер (для физического лица), номера контактных телефонов; сведения об обеспечении имущественной ответственности члена палаты юридических консультантов; сведения о результатах проведенных палатой юридических консультантов проверок члена палаты и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий; сведения о дате приостановления и прекращения членства в палате юридических консультантов и основание такого прекращения. |
||
15 |
Наличие членства лица в палате юридических консультантов, признанного в судебном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным |
||
16 |
Наличие членства лица в палате юридических консультантов, имеющего непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость |
||
17 |
отсутствие согласованных с уполномоченным органом критериев качества оказания юридической помощи |
||
18 |
Не предоставление ежеквартальной информации в уполномоченный орган о включении членов в палату юридических консультантов, приостановлении членства и об исключении из членства |
||
19 |
отсутствие согласованных с уполномоченным органом порядок и условия проведения аттестации для вступления в палату юридических консультантов |
||
20 |
отсутствие согласованных с регулирующим государственным органом и уполномоченным органом в области саморегулирования правила и стандарты по вопросам саморегулируемой основанного на обязательном членстве |
||
21 |
Отказ в рассмотрении жалоб и обращений лиц на необоснованность исключения из членов палаты |
||
22 |
Не принятие мер воздействия в отношении члена палаты в случае выявления в результате проверки факта нарушений требований законодательства Республики Казахстан, правил и стандартов, условий членства (участия) палаты |
Должностное (ые) лицо (а):
________________________________________________________________________________
(должность) (подпись)
_______________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии) должность) (подпись)
Руководитель субъекта контроля __________________________________________________
(должность) (подпись)
_______________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Недействующая редакция, не действует с 1 декабря 2023 года