Недействующая редакция. Принята: 01.02.2012 / Вступила в силу: 11.02.2012

Недействующая редакция, не действует с 16.11.2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 21 ноября 2007 года №242

Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по проектированию, разработке, производству, реализации, ремонту и использованию средств криптографической защиты информации

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.02.2012 г. №26)

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 17 июля 2007 года NЗРУ-102 "О внесении изменения и дополнения в приложение N1 к Постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 г. N222-II "О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии" и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2007 года NПП-614 "О мерах по организации криптографической защиты информации в Республики Узбекистан" Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности по проектированию, разработке, производству, реализации, ремонту и использованию средств криптографической защиты информации согласно приложению.

2. Внести следующие изменения и дополнения в приложение N1 к постановлению Кабинета Министров от 28 июня 2002 года N236 "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О лицензировании отдельных видов деятельности" (СП Республики Узбекистан, 2002 г., N6, ст. 36):

абзац седьмой раздела "Кабинет Министров Республики Узбекистан" исключить;

после раздела "Центральный банк Республики Узбекистан" дополнить разделом следующего содержания:

"Служба национальной безопасности Республики Узбекистан

Проектирование, разработка, производство, реализация, ремонт и использование средств криптографической защиты информации".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Председателя Службы национальной безопасности Иноятова P.P.

 

Премьер-министр

Республики Узбекистан Ш.Мирзиеев

Приложение

к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 ноября 2007 года №242

Положение о лицензировании деятельности по проектированию, разработке, производству, реализации, ремонту и использованию средств криптографической защиты информации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по проектированию, разработке, производству, реализации, ремонту и использованию средств криптографической защиты информации.

2. Лицензирование деятельности в области криптографической защиты информации осуществляется Службой национальной безопасности Республики Узбекистан (далее - лицензирующий орган).

3. Деятельность по проектированию, разработке, производству, реализации, ремонту и использованию средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) осуществляется юридическими и физическими лицами.

4. Лицензированию подлежит деятельность по проектированию, разработке, производству, реализации, ремонту и использованию средств криптографической защиты:

информации, содержащей сведения, отнесенные к государственным секретам;

конфиденциальной информации, собственником которой являются государственные организации;

конфиденциальной информации в организациях, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, при поставке ими товаров и услуг для нужд государственных организаций.

5. Не подлежит лицензированию деятельность, связанная с применением части средств электронной цифровой подписи, обеспечивающих создание электронной цифровой подписи в электронном документе и подтверждение подлинности электронной цифровой подписи.

6. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. В соответствии с заявлением соискателя лицензии лицензия может быть выдана на часть (части) вида деятельности.

7. Лицензия выдается на срок не менее пяти лет. По заявлению соискателя лицензия может быть выдана на срок менее пяти лет. Срок действия лицензии исчисляется со дня выдачи лицензии.

II. Лицензионные требования и условия

8. К лицензионным требованиям и условиям при осуществлении деятельности по проектированию, разработке, производству, реализации, ремонту и использованию СКЗИ относятся:

обязательное соблюдение лицензиатом законодательства в области криптографической защиты информации;

наличие технических и методических документов, в том числе внутренних положений, инструкций, методик, регулирующих деятельность в области криптографической защиты информации по заявленному виду лицензируемой деятельности;

применение при разработке и производстве СКЗИ криптографических алгоритмов, являющихся государственными стандартами Республики Узбекистан, либо стандартов, рекомендуемых уполномоченным органом в области криптографической защиты информации;

использование СКЗИ, имеющих сертификат соответствия, а также криптосистем, использование которых согласовано с уполномоченным органом в области криптографической защиты информации;

наличие у соискателя лицензии специалистов, имеющих оформленный в установленном законодательством порядке допуск к государственным секретам, при осуществлении деятельности в области криптографической защиты информации, содержащей сведения, отнесенные к государственным секретам, а также иной информации, необходимость защиты которой определена законодательством;

представление в лицензирующий орган, в установленной им форме, сведений о своей деятельности, отражающих ход разработки, производства и реализации изделий, их технические и технико-экономические характеристики, количество и качество осуществленных в соответствии с лицензией мероприятий и предоставленных услуг;

неразглашение сведений, отнесенных к государственным секретам, другой информации, необходимость защиты которой определена законодательством, коммерческих секретов, доверенных в ходе практической деятельности;

наличие в постоянном штате соискателя лицензии не менее двух специалистов, имеющих специальную подготовку и стаж работы в сфере защиты информации не менее трех лет, а также наличие соответствующего договора по привлечению специалистов для выполнения отдельных видов работ при отсутствии требуемых специалистов - для юридического лица;

наличие высшего образования, специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), а также опыта работы по лицензируемому виду деятельности - для физического лица;

наличие внутренних правил, устанавливающих права, функциональные обязанности, требования по режиму секретности для специалистов;

прохождение повышения квалификации специалистов не реже одного раза в два года;

прохождение аттестации специалистов в лицензирующем органе. Порядок и сроки прохождения аттестации устанавливаются лицензирующим органом в соответствии с законодательством;

применение в разрабатываемых и производимых СКЗИ технических и технологических решений, предусматривающих реализацию протоколов разных уровней, позволяющих включать данные СКЗИ, а также информационно-коммуникационные системы, построенные на их базе, в сети и системы общего пользования;

наличие помещений и производственных мощностей для осуществления всех необходимых работ по заявляемому виду лицензируемой деятельности, в том числе помещений и (или) объектов информатизации, соответствующих требованиям нормативных документов и стандартов в области технической защиты информации;

осуществление секретного делопроизводства и внутриобъектового режима в соответствии с требованиями нормативных документов;

наличие технических средств измерения и контроля, инструментов и приборов, соответствующих нормативным требованиям.

III. Документы, необходимые для получения лицензии

9. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения (почтового адреса), наименования учреждения банка и номера расчетного счета в учреждении банка для - юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для физического лица; лицензируемого вида деятельности, (его части), который соискатель лицензии намерен осуществлять, и срок, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица - для юридических лиц; нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - для физических лиц;

документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение заявления;

сведения о наличии помещений и производственных мощностей для осуществления всех необходимых работ по заявляемому виду лицензируемой деятельности;

сведения о специалистах, непосредственно осуществляющих работы по лицензируемой деятельности, с указанием их специальности по образованию, занимаемых должностей, стажа работы по лицензируемому виду деятельности;

документы, подтверждающие допуск сотрудников к сведениям, отнесенным к государственным секретам (при осуществлении соответствующего вида работ).

(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.02.2012 г. №26)

(см. предыдущую редакцию)

10. Требование от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

11. Документы доставляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно либо через средства почтовой связи с уведомлением об их получении.

12. Документы, направленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются ответственным лицом по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

13. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством.

IV. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии

14. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии взимается сбор в пятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законодательством. Сумма сбора зачисляется на счет лицензирующего органа. В случае отзыва заявления или принятия лицензирующим органом решения об отказе в выдаче лицензии сумма уплаченного сбора возврату не подлежит.

Лицензирование деятельности по проектированию, разработке, производству, реализации, ремонту и использованию СКЗИ осуществляется в соответствии со схемой, приведенной в приложении к настоящему Положению.

15. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления.

Для принятия решения лицензирующий орган при необходимости вправе за счет собственных средств:

проводить с выездом на место оценку имеющихся у соискателя условий, требуемых для осуществления лицензируемого вида деятельности;

привлекать на договорной основе экспертов для подготовки соответствующих заключений.

16. Лицензирующий орган уведомляет соискателя лицензии о принятом решении в течение трех дней после принятия соответствующего решения.

Уведомление о принятом решении направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета, срока уплаты государственной пошлины, а также приложением лицензионного соглашения для подписания лицензиатом.

За выдачу лицензии и продление срока действия лицензии на право осуществления деятельности по проектированию, разработке, производству, реализации, ремонту и использованию СКЗИ взимается государственная пошлина в пятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законодательством.

Государственная пошлина за выдачу лицензий зачисляется в республиканский бюджет.

17. Лицензионное соглашение, определяющее взаимные права и обязательства лицензирующего органа и лицензиата, должно содержать:

фамилию, имя, отчество, должность лиц, подписавших соглашение;

реквизиты сторон;

наименование вида деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;

лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату;

срок действия лицензии;

ответственность сторон за нарушение требований и условий лицензионного соглашения;

порядок контроля со стороны лицензирующего органа за выполнением лицензиатом требований и условий лицензионного соглашения.

Лицензионное соглашение составляется в двух экземплярах - по одному экземпляру для лицензиата и лицензирующего органа.

18. Лицензии оформляются на специальных бланках, являющихся документами строгой отчетности, с учетной серией, номером и степенью защиты.

Образец бланка лицензии утверждается лицензирующим органом и изготавливается по заказу лицензирующего органа типографским способом в ГПО "Давлат белгиси". Лицензирующий орган несет ответственность за сохранность бланков лицензий.

Лицензии оформляются и выдаются в трехдневный срок после представления лицензиатом документа, подтверждающего оплату государственной пошлины, и подписания им лицензионного соглашения.

Оформленные лицензии подписываются руководителем лицензирующего органа (его заместителем). Соответствующая запись вносится в реестр в порядке, установленном разделом VIII настоящего Положения.

19. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения о выдаче лицензии не представил лицензирующему органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подписал лицензионное соглашение, лицензирующий орган вправе аннулировать указанную лицензию.

20. В выдаче лицензии может быть отказано только по основаниям, установленным статьей 17 Закона Республики Узбекистан "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Соискатель лицензии имеет право обжаловать решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, а также действия (бездействие) должностного лица лицензирующего органа в порядке, установленном законодательством.

21. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии уведомление об отказе направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием конкретных причин отказа и срока, достаточного для того, чтобы соискатель лицензии, устранив указанные причины, мог представить документы для повторного рассмотрения. Срок, указанный в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, должен быть соразмерным времени, необходимому для устранения недостатков.

(В пункт 21 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.02.2012 г. №26)

(см. предыдущую редакцию)

22. В случае устранения соискателем лицензии причин, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии, повторное рассмотрение документов осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий десяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии. За повторное рассмотрение заявлений соискателей лицензий сбор не взимается.

23. Заявление, поданное по истечении срока, указанного в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, считается вновь поданным.

V. Переоформление лицензии, продление срока ее действия, выдача дубликата

24. В случае преобразования лицензиата - юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения (почтового адреса) лицензиат или его правопреемник обязан в месячный срок после прохождения перерегистрации подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

В случае изменения фамилии, имени, отчества или места жительства лицензиата - физического лица лицензиат обязан в месячный срок после прохождения перерегистрации подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

(В пункт 24 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.02.2012 г. №26)

(см. предыдущую редакцию)

25. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет указанную в ней деятельность на основании ранее выданной лицензии.

При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление лицензии осуществляется в течение пяти дней со дня получения лицензирующим органом заявления о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов.

При переоформлении лицензии взимается сбор в половинном размере суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии. Сумма сбора зачисляется на счет лицензирующего органа.

26. Продление срока действия лицензии осуществляется по заявлению лицензиата.

Заявление о продлении срока действия лицензии должно быть подано в лицензирующий орган не позднее двух месяцев до истечения срока действия лицензии.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, предусмотренном для выдачи лицензии.

27. Взамен утраченной или пришедшей в негодность лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению лицензиата может быть выдан дубликат. При выдаче дубликатов лицензии взимается сбор в половинном размере суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии.

При выдаче дубликата лицензирующим органом выдается новая лицензия с отметкой "ДУБЛИКАТ", которая должна содержать срок действия, указанный в предыдущей лицензии.

VI. Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий

28. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством.

29. При осуществлении контроля за соблюдением лицензионных требований и условий лицензирующий орган в пределах своей компетенции вправе:

проводить в порядке, установленном законодательством, плановые проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий;

проводить в порядке, установленном законодательством, внеплановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при наличии фактов, свидетельствующих о нарушении их лицензиатом;

запрашивать и получать от лицензиата необходимую информацию по вопросам, возникающим при проведении проверок соблюдения лицензионных требований и условий;

составлять на основании результатов проверок акты (справки) с указанием конкретных нарушений лицензионных требований и условий, совершенных лицензиатом;

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

приостанавливать либо прекращать действие лицензии.

Контролирующие и правоохранительные органы в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий сообщают лицензирующему органу о выявленных нарушениях.

VII. Приостановление, прекращение действия и аннулирование лицензии

30. Приостановление и прекращение действия лицензии, ее аннулирование производится в случаях и порядке, предусмотренных статьями 22-24 Закона Республики Узбекистан "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Решение лицензирующего органа о приостановлении и прекращении действия лицензии, ее аннулировании может быть обжаловано в суд. В случае признания судом необоснованности решения лицензирующего органа лицензирующий орган несет перед лицензиатом ответственность в размере понесенного им ущерба.

VIII. Реестр лицензий

31. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий отдельно для юридических и физических лиц.

В каждом реестре лицензий должны быть указаны:

основные сведения о лицензиатах;

дата выдачи и номер лицензии;

срок действия лицензии;

основания и даты переоформления, приостановления и возобновления действия лицензии;

основание и дата прекращения действия лицензии;

основание и дата аннулирования лицензии.

Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, размещается на веб-сайте лицензирующего органа и является открытой для ознакомления.

(В пункт 31 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.02.2012 г. №26)

(см. предыдущую редакцию)

32. Утратил силу в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.02.2012 г. №26

(см. предыдущую редакцию)

Приложение

к Положению о лицензировании деятельности по проектированию, разработке, производству, реализации, ремонту и использованию средств криптографической защиты информации

См. Приложение