Недействующая редакция. Принята: 23.02.2012 / Вступила в силу: 21.09.2012

Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.

Недействующая редакция, не действует с 04.11.2012 г.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 23 февраля 2012 года №4452-VI

О системе гарантирования вкладов физических лиц

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет и цель Закона

1. Настоящим Законом устанавливаются правовые, финансовые и организационные принципы функционирования системы гарантирования вкладов физических лиц, полномочий Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее - Фонд), порядок выплаты Фондом возмещения по вкладам, а также регулируются отношения между Фондом, банками, Национальным банком Украины, определяются полномочия и функции Фонда относительно выведения неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков.

2. Целью настоящего Закона является защита прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепление доверия, к банковской системе Украины, стимулирование привлечения средств в банковскую систему Украины, обеспечение эффективной процедуры выведения неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков.

3. Отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы гарантирования вкладов физических лиц, выведением неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков, регулируются настоящим Законом, другими законами Украины, нормативно-правовыми актами Фонда и Национального банка Украины.

Статья 2. Определение терминов

1. В настоящем Законе нижеуказанные термины употребляются в таком значении:

1) банк-агент - банк, через который Фонд осуществляет выплату гарантированной суммы возмещения по вкладам в соответствии с настоящим Законом;

2) выведение неплатежеспособного банка с рынка - мероприятия, которые осуществляет Фонд относительно банка, отнесенного к категории неплатежеспособных, по передаче его активов и обязательств, продаже неплатежеспособного банка и/или переходного банка способом, определенным настоящим Законом, по его ликвидации;

3) вклад - средства в наличной или безналичной форме в валюте Украины или в иностранной валюте, привлеченные банком от вкладчика (или поступившие для вкладчика) на условиях договора банковского вклада (депозита), банковского счета, или путем выдачи именного депозитного сертификата, включая начисленные проценты на такие средства;

4) вкладчик - физическое лицо (кроме физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности), которое заключило или в интересах которого заключен договор банковского вклада (депозита), банковского счета, или которое является владельцем именного депозитного сертификата;

5) инвестор - лицо, изъявившее намерение и предоставившее Фонду письменное обязательство о приобретении акций (паев) неплатежеспособного банка или переходного банка в процессе выведения неплатежеспособного банка с рынка;

6) ликвидация банка - процедура прекращения банка как юридического лица в соответствии с законодательством;

7) недоступность вкладов - невозможность получения вкладчиком во время выведения неплатежеспособного банка с рынка вклада, включая проценты по нему, в течение семи рабочих дней со дня окончания срока действия договора или со дня требования (по вкладам по требованиям, по текущим или карточным счетам);

8) неплатежеспособный банк - банк, относительно которого Национальный банк Украины принял решение об отнесении к категории неплатежеспособных в порядке, предусмотренном Законом Украины "О банках и банковской деятельности";

9) переходный банк - банк, созданный в процессе выведения неплатежеспособного банка с рынка, номинальным владельцем и управителем акций которого является Фонд до дня продажи этого банка инвестору;

10) план урегулирования - решение Фонда, которое определяет способ, экономическое обоснование, сроки и условия выведения неплатежеспособного банка с рынка;

11) принимающий банк - банк, не относящийся к категории проблемного или неплатежеспособного и который в процессе выведения неплатежеспособного банка с рынка принимает от неплатежеспособного банка активы и обязательства;

12) проблемный банк - банк, относительно которого Национальный банк Украины принял решение об отнесении к категории проблемных в порядке, предусмотренном Законом Украины "О банках и банковской деятельности" и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины;

13) продажа банка - продажа всех акций переходного банка или контрольного пакета акций (паев) неплатежеспособного банка;

14) реестр участников Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далеереестр участников Фонда) - реестр, который ведется Фондом и содержит сведения об участии банка в системе обязательного гарантирования вкладов физических лиц;

15) система гарантирования вкладов физических лиц - совокупность отношений, регулируемых настоящим Законом, субъектами которых является Фонд, Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины, банки и вкладчики;

16) временная администрация - процедура выведения банка с рынка, которая вводится Фондом относительно неплатежеспособного банка в порядке, установленном настоящим Законом;

17) уполномоченное лицо Фонда - работник Фонда, который от имени Фонда и в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Законом, выполняет действия по обеспечению выведения банка с рынка во время осуществления временной администрации неплатежеспособного банка и/или ликвидации банка.

Раздел ІI ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДА И ЕГО РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ

Статья 3. Правовой статус Фонда

1. Фонд является учреждением, выполняющим специальные функции в сфере гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка.

2. Фонд является юридическим лицом публичного права, имеет отделенное имущество, являющееся объектом права государственной собственности и находящееся в его хозяйственном ведении.

3. Фонд является экономически самостоятельным учреждением, имеет самостоятельный баланс, текущий и другие счета в Национальном банке Украины.

Фонд является учреждением, не имеющим целью получение прибыли.

4. Фонд имеет печати с изображением Государственного герба Украины со своим наименованием, ведет учет и отчетность в соответствии с законодательством.

5. В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Украины и законодательством Украины.

6. Местонахождение Фонда - город Киев.

7. Органы государственной власти и Национальный банк Украины не имеют права вмешиваться в деятельность Фонда относительно реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий. Взаимодействие Фонда с Национальным банком Украины и органами государственной власти осуществляется в пределах, определенных настоящим Законом, другими актами законодательства.

8. Руководящими органами Фонда является административный совет и исполнительная дирекция.

9. Реорганизация и ликвидация Фонда осуществляются на основании отдельного закона.

Статья 4. Функции Фонда

1. Основной задачей Фонда является обеспечение функционирования системы гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка.

2. Во исполнение своей основной задачи Фонд в порядке, предусмотренном настоящим Законом, осуществляет следующие функции:

1) ведет реестр участников Фонда;

2) аккумулирует средства, полученные из источников, определенных статьей 19 данного Закона, осуществляет контроль за полнотой и своевременностью перечисления сборов каждым участником Фонда;

3) инвестирует средства Фонда в государственные ценные бумаги Украины;

4) осуществляет мероприятия по организации выплат возмещений по вкладам в случае принятия решения об отозвании банковской лицензии и ликвидации банка;

5) осуществляет регулирование участия банков в системе гарантирования вкладов физических лиц;

6) принимает участие в инспекционных проверках проблемных банков по предложению Национального банка Украины;

7) применяет к банкам и их руководителям соответственно финансовые санкции и налагает административные штрафы;

8) осуществляет процедуру выведения неплатежеспособных банков с рынка, в том числе путем осуществления временной администрации и ликвидации банков, организует отчуждение активов и обязательств неплатежеспособного банка, продажа неплатежеспособного банка или создание и продажа переходного банка;

9) осуществляет проверки банков относительно соблюдения законодательства о системе гарантирования вкладов физических лиц;

10) оказывает финансовую поддержку принимающему банку;

11) осуществляет прогнозирование потенциальных расходов Фонда на выведение неплатежеспособных банков с рынка и возмещение средств вкладчикам.

3. Фонд осуществляет другие функции в пределах своих полномочий, определенных настоящим Законом, другими актами законодательства.

Статья 5. Подотчетность Фонда

1. Фонд подотчетен Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины.

Подотчетность Фонда означает:

1) делегирование и отозвание Кабинетом Министров Украины своего представителя в административный совет Фонда;

2) делегирование и отозвание Национальным банком Украины своих представителей в административный совет Фонда.

Фонд до 1 июля следующего за отчетным года подает Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины годовой отчет вместе с аудиторским заключением.

Статья 6. Нормативно-правовые акты Фонда

1. В пределах своих функций и полномочий Фонд осуществляет нормативное регулирование системы гарантирования вкладов физических лиц и выведение неплатежеспособных банков с рынка.

2. Фонд принимает нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его полномочиям, которые являются обязательными к выполнению банками, юридическими и физическими лицами.

3. Фонд издает нормативно-правовые акты в форме инструкций, положений, правил.

4. Нормативно-правовые акты Фонда подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

Статья 7. Отчетность Фонда

1. Ежегодно Фонд составляет годовой отчет, включающий отчет о деятельности Фонда за отчетный год и финансовую отчетность.

2. Достоверность финансовой отчетности Фонда подтверждается независимым аудитором, который определяется административным советом Фонда.

3. Финансовая отчетность Фонда обнародуется в газетах "Урядовый курьер", "Голос Украины" не позднее 1 июля следующего за отчетным года.

4. Годовой отчет обнародуется на официальной странице Фонда в сети Интернет не позднее 1 июля следующего за отчетным года.

Статья 8. Состав и порядок формирования административного совета Фонда

1. Административный совет Фонда состоит из пяти человек - один представитель Кабинета Министров Украины, два представителя Национального банка Украины, один представитель профильного комитета Верховной Рады Украины и директор - распорядитель Фонда (по должности).

2. Административный совет Фонда возглавляет председатель, который ежегодно избирается административным советом Фонда из числа его членов. Председателем административного совета Фонда не может быть избран директорраспорядитель Фонда.

3. Членом административного совета Фонда может быть лицо, которое является гражданином Украины, постоянно проживает в Украине, имеет полное высшее образование в области экономики, финансов или права, стаж работы по специальности не менее пяти лет, безупречную деловую репутацию и не имеет непогашенных судимостей за совершение корыстных преступлений. Член административного совета Фонда не может быть руководителем, участником или связанным лицом банка.

4. Срок полномочий члена административного совета Фонда, кроме директора - распорядителя Фонда, составляет четыре года и может быть продлен, но не более чем на один срок.

5. В случае окончания срока полномочий члена административного совета Фонда соответствующий орган или организация, которые его делегировали, в месячный срок делегирует в состав административного совета Фонда нового представителя или принимает решение о продлении срока полномочий члена административного совета Фонда.

6. Полномочия члена административного совета Фонда могут быть досрочно прекращены по представлению органа, который его делегировал. Полномочия члена административного совета Фонда также прекращаются в случае:

1) подачи заявления о прекращении полномочий по собственному желанию;

2) невозможности выполнения возложенных на него обязанностей, в том числе по состоянию здоровья;

3) прекращения трудовых отношений с органом, который его делегировал;

4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда относительно него;

5) смерти или на основании решения суда о признании его недееспособным, безвестно отсутствующим или объявлении умершим.

7. Орган, который делегировал члена административного совета Фонда, полномочия которого досрочно прекращены в соответствии с частью шестой этой статьи, обязан делегировать в состав административного совета Фонда нового представителя в месячный срок после досрочного прекращения полномочий предыдущего представителя.

8. Полномочия директора - распорядителя Фонда как члена административного совета Фонда прекращаются в связи с освобождением его от должности директора - распорядителя Фонда.

9. Члены административного совета Фонда осуществляют свои функции на общественных началах. Членам административного совета Фонда возмещаются расходы, понесенные в связи с выполнением ими полномочий в соответствии с настоящим Законом и регламентом административного совета Фонда.

10. Вопрос организации деятельности административного совета Фонда и порядок делопроизводства определяются регламентом, который утверждается на его заседании.

11. Размещение и организационно-материальное обеспечение административного совета Фонда осуществляется Фондом за счет его сметных расходов.

Статья 9. Полномочия административного совета Фонда и председателя административного совета Фонда

1. Административный совет Фонда осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает регламент административного совета Фонда;

2) утверждает смету расходов Фонда;

3) утверждает стратегию развития Фонда и годовой план его деятельности;

4) утверждает принципы инвестиционной политики Фонда и ежегодный инвестиционный план Фонда;

5) назначает на должность и освобождает от должности директорараспорядителя Фонда;

6) утверждает персональный состав исполнительной дирекции Фонда по представлению директора - распорядителя Фонда;

7) согласовывает решения исполнительной дирекции об участии Фонда в международных организациях в сфере гарантирования (страхования) депозитов;

8) утверждает решения исполнительной дирекции Фонда об установлении специального сбора в Фонд или дифференцированных сборов в Фонд в зависимости от рисков банков;

9) утверждает решения исполнительной дирекции Фонда о привлечении кредита или безвозвратной финансовой помощи;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет и цель Закона Статья 2. Определение терминов Раздел ІI ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДА И ЕГО РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ Статья 3. Правовой статус Фонда Статья 4. Функции Фонда Статья 5. Подотчетность Фонда Статья 6. Нормативно-правовые акты Фонда Статья 7. Отчетность Фонда Статья 8. Состав и порядок формирования административного совета Фонда Статья 9. Полномочия административного совета Фонда и председателя административного совета Фонда Статья 10. Порядок работы административного совета Фонда Статья 11. Исполнительная дирекция Фонда Статья 12. Полномочия исполнительной дирекции Фонда Статья 13. Назначение на должность и освобождение от должности директора - распорядителя Фонда Статья 14. Полномочия директора - распорядителя Фонда Статья 15. Внутренний аудит Статья 16. Работники Фонда Раздел ІІI УЧАСТИЕ В ФОНДЕ Статья 17. Участники Фонда Статья 18. Информация для вкладчиков Раздел IV ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА Статья 19. Источники формирования средств Фонда Статья 20. Распоряжение средствами Фонда Статья 21. Начальный сбор в Фонд Статья 22. Регулярный сбор в Фонд Статья 23. Специальный сбор в Фонд Статья 24. Пеня за неуплату и несвоевременную уплату сборов в Фонд, штрафы за административные нарушения Статья 25. Кредитование Фонда и внесение государством средств на безвозвратной основе Раздел V ГАРАНТИИ ФОНДА И ВОЗМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ ПО ВКЛАДАМ Статья 26. Гарантии по вкладу Статья 27. Порядок определения вкладчиков, имеющих право на возмещение средств по вкладам Статья 28. Расчеты с вкладчиками Статья 29. Приобретение Фондом права кредитора банка Раздел VІ РЕГУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА Статья 30. Регулирование Фондом деятельности банков Статья 31. Отчетность банков перед Фондом Статья 32. Проверки банков Статья 33. Административно-хозяйственные санкции относительно банков за нарушение законодательства о гарантировании вкладов физических лиц Раздел VІІ ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ Статья 34. Введение временной администрации Статья 35. Требования к уполномоченному лицу Фонда Статья 36. Последствия введения временной администрации Статья 37. Полномочия уполномоченного лица Фонда Статья 38. Мероприятия по обеспечению сохранения активов банка, предотвращению потери имущества и убытков банка Статья 39. План урегулирования Статья 40. Особенности передачи активов и обязательств неплатежеспособного банка Статья 41. Особенности продажи неплатежеспособного банка Статья 42. Особенности образования и продажи переходного банка Статья 43. Финансовая поддержка со стороны Фонда Раздел VІІІ ЛИКВИДАЦИЯ БАНКОВ Статья 44. Ликвидация банка и назначение уполномоченного лица Фонда Статья 45. Объявление о ликвидации банка Статья 46. Последствия назначения уполномоченного лица Фонда Статья 47. Организация работы уполномоченного лица Фонда Статья 48. Полномочия уполномоченного лица Фонда Статья 49. Мероприятия по подготовке удовлетворения требований кредиторов Статья 50. Формирование ликвидационной массы банка Статья 51. Реализация имущества банка, который ликвидируется Статья 52. Очередность и порядок удовлетворения требований к банку, оплата расходов и осуществление платежей Статья 53. Завершение ликвидации Статья 54. Обжалование решений Раздел ІХ КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА С НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ УКРАИНЫ Статья 55. Сотрудничество и координация деятельности между Фондом и Национальным банком Украины Статья 56. Предоставление информации для Фонда Статья 57. Предоставление информации для Национального банка Украины и других государственных органов Статья 58. Бесспорное списание своевременно не оплаченных сумм сборов в Фонд Раздел Х ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ