Недействующая редакция. Принята: 10.05.2011 / Вступила в силу: 10.05.2011

Неофициальный перевод

Недействующая редакция, не действует с 18.10.2012 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 19 августа 1997 года №93

Об утверждении Положения "О медико-социальных экспертных комиссиях"

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 21.11.2001 года №185; 07.12.2001 года №193; 02.06.2003 года №73; 08.04.2003 года №47; 13.09.2006 года №204; 19.10.2006 года №227; 22.02.2008 года №50; 20.08.2008 года №192, 24.12.2010 года №242, 05.01.2011 г. №1, 10.05.2011 г. №76)

В целях обеспечения исполнения Указа Президента Азербайджанской Республики от 5 июня 1997 года № 595 "О применении Закона Азербайджанской Республики "О внесении изменений в Закон Азербайджанской Республики "О социальной защите инвалидов" Кабинет министров Азербайджанской Республики постановляет:

1. Утвердить "Положение о медико-социальных экспертных комиссиях" (прилагается).

2. Поручить Министерству труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики:

- создать на основании территориального принципа медико-социальные экспертные комиссии, определить их число и дислокацию;

- подготовить и утвердить инструкцию о структуре, штатном расписании и должностных обязанностях работников медико-социальных экспертных комиссий первичного и высшего звеньев;

- утвердить формы отчетов, используемые в работе медико-социальных экспертных комиссий, согласовав их с Государственным Комитетом статистики Азербайджанской Республики.

3. Финансирование медико-социальных экспертных комиссий осуществляется в пределах средств, выделяемых в централизованных расходах государственного бюджета Министерству труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики.

4. Передать имеющиеся рабочие помещения, оборудование и принадлежности врачебно-трудовых экспертных комиссий в распоряжение медико-социальных экспертных комиссий. Поручить органам исполнительной власти районов (городов), в которых размещены основные базы медико-социальных экспертных комиссий, обеспечить выделение дополнительных рабочих помещений для деятельности комиссий.

5. Поручить Кабинету министров Нахчыванской Автономной Республики обеспечить осуществление соответствующих мероприятий, вытекающих из настоящего Постановления.

6. Постановление Кабинета министров Азербайджанской Республики от 12 декабря 1992 года № 665 "Об утверждении Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях Азербайджанской Республики" признать утратившим силу.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

 

Премьер-министр

Азербайджанской Республики A.РАСИ-ЗАДЕ

Утверждено постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 19 августа 1997 года №93

Положение о медико-социальных экспертных комиссиях

1. Общие положения

1.1. Оказываемые населению в Азербайджанской Республике услуги медико-социальной экспертизы осуществляются медико-социальными экспертными комиссиями (МСЭК).

1.2. Медико-социальные экспертные комиссии руководствуются в своей деятельности законами Азербайджанской Республики, указами и распоряжениями Президента Азербайджанской Республики, постановлениями Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Азербайджанской Республики, приказами, постановлениями и распоряжениями Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики, настоящим Положением и другими нормативно-правовыми актами.

1 3. Медико-социальные экспертные комиссии создаются в подчинении Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики и на основании оценки ограничений жизнедеятельности лиц определяют их потребность в социальной помощи и социальной защите.

1.4. Медико-социальные экспертные комиссии организованы в два звена:

- первичное звено - медико-социальные экспертные комиссии;

- высшее звено - Республиканский Центр Медико-социальной Экспертизы и Комиссия Медико-Социальной Экспертизы Нахчыванской Автономной Республики.

1.5. Медико-социальные экспертные комиссии определяют степени (группы), сроки и причины инвалидности. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности лица ему на основании Положения "О критериях установления инвалидности" устанавливают I, II и III группу инвалидности и на основании "Критериев установления ограниченных возможностей здоровья детей" устанавливают ограниченные возможности здоровья.

Причинами инвалидности являются: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства; инвалидность, связанная с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидность, связанная с военной службой на Чернобыльской АЭС, инвалидность в связи с январскими событиями 1990 года, инвалидность, связанная с периодом военной службы, инвалидность, связанная с исполнением обязанностей военной службы, инвалидность в связи с пребыванием в зоне проведения военных операций, инвалидность, связанная с войной, инвалидность, связанная с защитой территориальной целостности Азербайджанской Республики.

1.6. Трудовые гарантии, предоставленные инвалиду или ребенку с ограниченными возможностями здоровья медико-социальными экспертными комиссиями, являются обязательными для руководства предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной и правовой формы.

1.7. Рабочие помещения медико-социальным экспертным комиссиям выделяются местной исполнительной властью на базе лечебно-профилактических учреждений. МСЭК в установленном порядке обеспечиваются органами здравоохранения необходимым оборудованием и принадлежностями.

При отсутствии у МСЭК транспортного средства комиссия обеспечивается транспортным средством для выездных заседаний по освидетельствованию со стороны районных (городских) центров социальной защиты населения либо лечебно-профилактических учреждений или ее дорожные расходы оплачиваются по тарифу центром социальной защиты населения.

Медико-социальные экспертные комиссии финансируются соответственно за счет бюджета Азербайджанской Республики и Нахчыванской автономной Республики.

1.8. Медико-социальные экспертные комиссии имеют круглую печать и штамп для заседаний по освидетельствованию на основной базе и выездных заседаний по освидетельствованию.

2. Организация медико-социальных экспертных комиссий

2.1. Медико-социальные экспертные комиссии создаются, реорганизуются и ликвидируются Министерством труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики.

Медико-социальные экспертные комиссии состоят из трех врачейэксперта-терапевта, эксперта-невропатолога, эксперта-хирурга. Один из врачей-экспертов назначается председателем МСЭК. В МСЭК предусмотрено одна штатная единица медицинской сестры и одна штатная единица регистратора.

2.2. Председатель организует работу комиссии, определяет состав и график заседаний МСЭК по освидетельствованию, несет личную ответственность за состояние организации услуг медико-социальной экспертизы. Председатель заседаний по освидетельствованию несет ответственность за качество проведения медико-социальной экспертизы.

2.3. Председатель и члены комиссии назначаются Министерством труда и социальной защиты населения на основании представления Управления по организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства, а другие работники - Республиканским Центром Медико-социальной Экспертизы на основании представления председателя комиссии.

2.4. Управление по организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения осуществляет контроль над организацией медико-социальной экспертизы в Азербайджанской Республике.

2.5. Высшую экспертизу в работе службы медико-социальной экспертизы осуществляют Республиканский Центр Медико-социальной Экспертизы и Комиссия Медико-Социальной Экспертизы Нахчыванской Автономной Республики.

2.6. Республиканский Центр Медико-социальной Экспертизы является юридическим лицом, которое руководствуется в своей деятельности уставом, утвержденным Министерством труда и социальной защиты населения, и настоящим Положением. Структура и штатное расписание Республиканского Центра Медико-социальной Экспертизы утверждаются Министерством труда и социальной защиты населения. У Центра имеется круглая печать и штамп.

2.7. Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики утверждает инструкцию о должностных обязанностях председателя и членов медико-социальных экспертных комиссий.

2.8. Министерство труда и социальной защиты населения Нахчыванской Автономной Республики организует Комиссию Медико-Социальной Экспертизы Нахчыванской Автономной Республики и регулирует ее деятельность. Председатель, члены и иные работники Комиссии назначаются и увольняются Министерством труда и социальной защиты населения Нахчыванской Автономной Республики.

2.9. На заседания медико-социальных экспертных комиссий по освидетельствованию могут быть приглашены лечащие врачи, представители органов, назначающих социальные пособия и пенсии, общественных организаций и трудовых коллективов.

2.10. Освидетельствование военнослужащих в случае необходимости производится при участии представителя Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Государственной пограничной службы, Министерства юстиции, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства национальной безопасности Азербайджанской Республики.

3. Обязанности и права медико-социальных экспертных комиссий

3.1. Обязанности первичных МСЭК.

Медико-социальные экспертные комиссии:

- устанавливают характер и степень ограничения жизнедеятельности;

- определяют степень и характер реабилитационного потенциала освидетельствованных лиц;

- на основании оценки ограничений жизнедеятельности и реабилитационных возможностей устанавливают группу инвалидности, ее срок, причины и время наступления инвалидности, устанавливают ограниченные возможности здоровья;

- устанавливают процент утраты трудоспособности работника в результате производственной травмы или профессионального заболевания, а также наличие необходимости в дополнительной или социальной помощи;

- устанавливают причину смерти при утрате кормильца в результате производственной травмы, профессионального заболевания, ранений или заболеваний, связанных с пребыванием в зоне проведения военных действий или иными событиями;

- готовят с участием государственных органов и общественных организаций индивидуальные восстановительные программы инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, устанавливают наличие показаний для направления инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационное учреждение, определяют вид, размеры и форму реабилитационного мероприятия с указанием исполнителя программы и срока исполнения;

- осуществляют контроль над исполнением индивидуальной восстановительной программы и вносят в нее исправления;

- оказывают первичную психологическую помощь инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;

- предоставляют трудовые гарантии инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и для определения их профессиональной ориентации устанавливают в рекомендуемой трудовой деятельности производственные условия и факторы, признаваемые относительными и абсолютными противопоказаниями, способными неблагоприятно влиять на их здоровье;

- определяют наличие медицинских показаний для иной социальной помощи, предусмотренной законодательством для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (право на протезирование, обеспечение транспортными средствами и средствами передвижения, получение образования в образовательных учреждениях и т.д.);

- в целях создания основы для усовершенствования законодательства о медико-социальной экспертизе создают банк систематизированных данных об освидетельствованных лицах, состоянии и динамике инвалидности и ограниченных возможностей здоровья, потребности инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в социальной помощи, в том числе реабилитационных мерах, результатах и эффективности проведенных мероприятий;

- анализируют состояние инвалидности и ограниченных возможностей здоровья в обслуживаемом районе и представляют информацию местным органам исполнительной власти для принятия мер;

- при пропуске инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья повторного освидетельствования по уважительной причине, подтвержденной документами (в связи со стационарным лечением, командировкой, ситуацией в регионах, где идут военные операции), проводят экспертизу на указанный срок и устанавливают срок инвалидности и ограниченных возможностей здоровья;

- информируют военные комиссариаты о молодых людях призывного возраста, признанных инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- устанавливают в соответствии с действующим законодательством право детей до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья на пенсию или социальное пособие;

- информируют Центр социальной защиты населения и Центр занятости обо всех лицах, признанных инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- консультируют лиц по поводу документов, необходимых для медико-социальной экспертизы;

- проводят диагностику физических недостатков, умственных и (или) психических отклонений у совершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья, на основании этого принимают решение о привлечении их к специальному образованию, дают соответствующие консультации родителям или иных законным представителям.

3.2. Права первичных МСЭК.

Первичные медико-социальные экспертные комиссии вправе:

- получать от органов здравоохранения, руководства предприятий, учреждений и организаций сведения, необходимые для медико-социальной экспертизы;

- направлять инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в здравоохранительные учреждения и реабилитационные центры для обследования и лечения;

- осуществлять контроль над исполнением индивидуальных восстановительных программ инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- принимать решение о признании престарелых неспособными самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности;

- принимать совместно с руководством учреждений социального обслуживания решение, являющееся основанием для отказа престарелых от социального обслуживания на дому.

3.3. Обязанности Республиканского Центра Медико-социальной Экспертизы и Комиссии Медико-Социальной Экспертизы Нахчыванской Автономной Республики:

- оказывать методическую помощь первичным медико-социальным экспертным комиссиям, осуществлять контроль над их решениями, отменять необоснованные решения и проверять деятельность;

- в случае сложной экспертизы давать первичным медико-социальным экспертным комиссиям устные и письменные консультации;

- разрабатывать соответствующие мероприятия по изучению факторов, порождающих инвалидность и ограниченные возможности здоровья, и профилактике инвалидности и ограниченных возможностей здоровья, восстановлению трудоспособности граждан;

- проводить в порядке обжалования повторное освидетельствование граждан, недовольных решениями первичных медико-социальных экспертных комиссий, и принимать решения;

- определять профессиональную ориентацию освидетельствованных лиц и оказывать им психолого-реабилитационную помощь;

- утверждать в порядке надзора первичную инвалидность и ограниченные возможности здоровья, в очном порядке изменять решения первичных комиссий об инвалидности и ограниченных возможностях здоровья, в случае же если инвалид или ребенок с ограниченными возможностями здоровья не могут явиться на освидетельствование по уважительной причине, - изменять решения в заочном порядке с согласия инвалида, родителей, иных законных представителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- повышать уровень специалистов первичных медико-социальных экспертных комиссий, организовывать проведение конференций, семинаров, совещаний по проблемам инвалидности и ограниченных возможностей здоровья.

4. Правила освидетельствования в медико-социальных экспертных комиссиях

4.1. Освидетельствование лиц в медико-социальных экспертных комиссиях производится на основании направления учреждений здравоохранения. В направлении обосновывается ограничение либо утрата трудоспособности лица с указанием результатов всех функциональных диагностических, лабораторных, рентгенских обследований, отражающих его здоровье, всесторонних объективных данных специалистов, проведенных лечебных мероприятий и их эффективности, клинического прогноза. Направление подписывается председателем и членами врачебно-консультативной комиссии при учреждении здравоохранения и заверяется круглой печатью. Направление отправляется либо представляется в медико-социальную экспертную комиссию врачебно-консультативной комиссией.

4.2. Инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, направляемые на повторное освидетельствование в МСЭК, проходят внеочередное обследование в лечебно-профилактических учреждениях.

4.3. Лечебно-профилактические учреждения несут ответственность за качество, своевременную отправку и обоснованность направления. Форма направления в МСЭК утверждается Министерством здравоохранения Азербайджанской Республики при согласовании с Министерством труда и социальной защиты населения.

4.4. МСЭК работают по специально предусмотренному расписанию работы с учетом режима работы предприятий, учреждений и организаций той сферы, которую они обслуживают. МСЭК в зависимости от рабочей нагрузки могут проводить заседания по освидетельствованию путем одновременного создания двух комиссий (на основной базе и выездной). МСЭК проводят заседания по освидетельствованию в каждом районе, который они обслуживают. График проведения и состав выездных заседаний по освидетельствованию устанавливаются председателем МСЭК и утверждаются Республиканским Центром Медико-социальной экспертизы.

4.5. При поступлении направления от соответствующих лечебно-профилактических учреждений лицо проходит освидетельствование (с представлением паспорта или иного заменяющего его документа) в МСЭК, обслуживающей район (город), в котором оно прошло паспортную регистрацию (либо фактически проживает). Лица, проходящие первичное освидетельствование в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием, для установления процента утраты профессиональной способности представляют письменный запрос организации, в которой произошел несчастный случай, акт, либо решение суда, подтверждающие произошедший несчастный случай, медицинский документ, подтверждающий нарушение здоровья в связи с профессией. Лица, находящиеся на стационарном лечении, проходят освидетельствование в МСЭК, обслуживающей район (город), в котором находится данное учреждение.

4.6. Для установления группы инвалидности медико-социальные экспертные комиссии принимают лиц, достигших 18 лет и старше. Помимо этого на основании направления лечебно-профилактических учреждений комиссии проводят освидетельствование детей до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья в целях определения медицинских показаний, дающих им право на получение пенсии или социального пособия, и наличия у них потребности в иной социальной помощи.

4.7. Освидетельствование лиц в МСЭК производится на основании их всесторонней проверки, изучения представленных медицинских документов с учетом медико-социального положения освидетельствованного лица, его профессиональной ориентации, возраста, диагноза заболевания, особенностей его работы.

Сведения о трудовой деятельности больного устанавливаются на основании освидетельствования (в случае необходимости - путем запроса на место работы больного).

4.8. При некачественном заполнении направления лечебно-профилактического учреждения в нем делаются заметки об этом и оно возвращается для повторного оформления.

4.9. При выявлении во время освидетельствования несоответствия сведений, указанных в направлении, объективному состоянию больного, в целях принятия правильного экспертного решения комиссия запрашивает амбулаторную карту больного или выписку из истории болезни либо направляет указанное лицо на повторное обследование в необходимое медико-восстановительное учреждение, находящееся в подчинении Министерства здравоохранения или труда и социальной защиты населения. В этих случаях обосновывается цель обследования с ясным указанием выявленных несоответствий.

4.10. Если на основании заключения врачебно-консультативной комиссии явка больного в комиссию невозможна, освидетельствование производится на дому или в больнице, в которой лечится гражданин.

4.11. После освидетельствования и обсуждения комиссия принимает решение. После протоколирования решения и составления справки медико-социальной экспертной комиссии решение комиссии объявляется освидетельствованному лицу (либо его опекуну) председателем.

В конце заседания по освидетельствованию в протокол заседания вносятся все обстоятельства освидетельствования, после чего он подписывается председателем и членами комиссии и утверждается печатью.

В случае несогласия председателя МСЭК либо одного из членов комиссии по освидетельствованию с выносимым решением, объяснения несогласной стороны отмечаются отдельно и все медико-экспертные документы не позднее 3 дней направляются на экспертизу высшего звена. В этом случае решение принимается комиссией высшего звена.

В случае возникновения трудностей при принятии первичного решения, медико-экспертные документы направляются в МСЭК высшего звена для дачи консультаций или вынесения решения.

4.12. Решения о первичной инвалидности и ограниченных возможностях здоровья направляются МСЭК-и в республиканскую МСЭК в течение не позднее 5 дней. МСЭК высшего звена проверяет в порядке контроля решения первичных медико-социальных экспертных комиссий в заочной (без участия лица) либо очной (при вызове самого лица на освидетельствование) форме и принимает соответствующее решение, в справке медико-социальной экспертизы отмечается это решение, после чего документы подлежат возвращению. Решения о первичной инвалидности и ограниченных возможностях здоровья, подлежащие проверке в порядке контроля, вступают в силу после их утверждения в указанном порядке.

4.13. Дата установления инвалидности и ограниченных возможностей здоровья исчисляется со дня поступления в медико-социальную экспертную комиссию необходимых для экспертизы документов. Степень инвалидности и ограниченных возможностей здоровья и дата ее установления отмечаются в листке временной утраты трудоспособности.

4.14. По окончании освидетельствования медико-социальные экспертные комиссии не позднее 3 дней отправляют в соответствующие организации следующие документы:

- в органы, осуществляющие выдачу социальных пособий и пенсионное обеспечение, - выписку из акта освидетельствования;

- в предприятие, учреждение или организацию, где работает лицо,извещение;

в районные (городские) центры занятости и местные отделения Государственной службы трудовой инспекции - извещение;

- в лечебно-профилактическое учреждение - сведения о решении комиссии;

- при установлении процента утраты профессиональной трудоспособности в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием, соответствующая выписка из акта освидетельствования для отправки предприятию, учреждению или организации;

- при установлении медицинских показаний для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами Министерству труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики- выписку из акта освидетельствования.

(В пункт 4.14 внесены изменения в соответствии с Постановлением АР от 10.05.2011 г. №76)

(см. предыдущую редакцию)

4.15. Лица, виновные в умышленном вынесении ошибочного решения и незаконной выдаче справки медико-социальной экспертной комиссии, несут ответственность в установленной законодательством форме.

4.16. В конце каждого года экспертные комиссии как первичного, так и высшего звена представляют в Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики статистический отчет и конъюнктурное резюме установленной формы.

4.17. Формы всех документов, используемых в работе МСЭК, утверждаются Министерством труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики при согласовании с Государственным Статистическим Комитетом Азербайджанской Республики.

5. Установление срока инвалидности и ограниченных возможностей здоровья и порядок обжалования решений медико-социальных комиссий

5.1. Срок инвалидности устанавливается в соответствии с "Положением о критериях установления инвалидности". В случае установления срока инвалидности, лицо считается инвалидом до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено очередное освидетельствование.

Ограниченные возможности здоровья устанавливаются на основании "Критериев установления ограниченных возможностей здоровья детей".

5.2. В случае установления утраты трудоспособности более чем на 25 процентов, ее срок устанавливается в соответствии со сроком группы инвалидности. В случае установления утраты трудоспособности до 25 процентов, ее срок устанавливается на один год в зависимости от характера нарушения здоровья и эффективности восстановительных мер. При анатомических недостатках, сопровождаемых утратой определенных функций организма, и иных приравненных к ним случаях процент утраты трудоспособности устанавливается бессрочно.

5.3. Досрочное повторное освидетельствование инвалидов и привлечение бессрочных инвалидов к повторному освидетельствованию производится в следующем порядке:

- при возникновении изменений в здоровье и трудоспособности инвалида по заключению врачебно-консультативной комиссии лечебно-профилактического учреждения, освидетельствование проводится медико-социальной экспертной комиссией первичного звена;

- если во время проверок, проведенных по заявлению лиц, представлению руководителей предприятий, учреждений, организаций, выявлены факты, ставящие под сомнение обоснованность установления инвалидности, освидетельствование производится МСЭК высшего звена;

- инвалиды, достигшие пенсионного возраста, проходят освидетельствование в случае личного обращения либо выявления вынесения решения медико-социальной экспертной комиссии на основании фальшивых документов.

5.4. При несогласии освидетельствованного лица с решением медико-социальной экспертной комиссии он вправе в месячный срок обратиться с заявлением к председателю МСЭК. В этом случае председатель МСЭК в течение 3 дней направляет его документы по медицинской экспертизе и заявление на экспертизу высшего звена. МСЭК высшего звена после приема указанных документов на их основании либо с привлечением инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья к очному освидетельствованию принимает решение. В случае обоснованности жалобы инвалидов и родителей, иных законных представителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вызванных на освидетельствование в порядке обжалования, их дорожные расходы оплачиваются виновными лицами.

5.5. Решения экспертных комиссий высшего звена могут быть обжалованы в Министерстве труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики или в суд.

5.6. Решения первичных медико-социальных экспертных комиссий могут быть обжалованы в суд.

 

(c) VES Consultancy LLC