Недействующая редакция. Принята: 22.10.2021 / Вступила в силу: 01.12.2021

Недействующая редакция, не действует с 7 декабря 2021 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрировано

Министерством юстиции Украины

26 сентября 2001 года

№841/6032

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 28 августа 2001 года №368

Об утверждении Инструкции о порядке регулирования деятельности банков в Украине

(В редакции Постановлений Правления Национального банка Украины от 28.01.2002 г. №39, 28.02.2002 г. №81, 20.05.2002 г. №186, 13.01.2003 г. №7, 12.02.2003 г. №55, 13.03.2003 г. №107, 19.03.2003 г. №118, 16.04.2003 г. №151, 04.06.2003 г. №240, 01.07.2003 г. №279, 08.09.2003 г. №386, 12.11.2003 г. №489, 17.03.2004 г. №112, 29.04.2004 г. №192, 17.06.2004 г. №267, 10.08.2004 г. №377, 15.09.2004 г. №443, 20.10.2004 г. №494, 17.11.2004 г. №552, 12.08.2005 г. №290, 28.09.2005 г. №346, 01.11.2005 г. №407, 16.11.2005 г. №430, 02.02.2007 г. №31, 19.02.2007 г. №52, 17.12.2007 г. №458, 15.02.2008 г. №30, 23.07.2008 г. №211, 06.08.2008 г. №228, 30.12.2008 г. №476, 06.02.2009 г. №51, 28.02.2009 г. №107, 06.05.2009 г. №270, 10.09.2009 г. №541, 09.06.2010 г. №273, 20.12.2010 г. №564, 28.12.2011 г. №479, 20.06.2012 г. №250, 20.06.2012 г. №254, 22.11.2012 г. №486, 19.06.2013 г. №237, 15.07.2013 г. №276, 14.11.2013 г. №454, 19.08.2014 г. №503, 17.11.2014 г. №723, 27.11.2014 г. №746, 25.12.2014 г. №862, 22.01.2015 г. №37, 19.02.2015 г. №121, 12.05.2015 г. №312, 16.06.2015 г. №380, 19.06.2015 г. №392, 28.07.2015 г. №492, 11.08.2015 г. №517, 08.10.2015 г. №683, 19.11.2015 г. №806, 29.12.2015 г. №986, 04.02.2016 г. №58, 18.02.2016 г. №91, 07.04.2016 г. №242, 03.06.2016 г. №338, 13.02.2017 г. №9 (см. сроки вступления в силу), 01.08.2017 г. №72, 18.09.2017 г. №92, 20.10.2017 г. №104, 30.11.2017 г. №121 (см. сроки вступления в силу), 21.12.2017 г. №136, 15.02.2018 г. №13, 30.03.2018 г. №33, 16.07.2018 г. №78 (вступил в силу 17.08.2018 г.), 31.07.2018 г. №87), 10.08.2018 г. №92, 30.10.2018 г. №114, 22.12.2018 г. №148, 18.12.2018 г. №139 (см. сроки вступления в силу), 28.12.2018 г. №164, 13.02.2019 г. №39, 25.02.2019 г. №43, 21.05.2019 г. №71 (вступил в силу 02.07.2019 г.) 19.06.2019 г. №79 (см. сроки вступления в силу), 01.08.2019 г. №102 (вступил в силу 02.09.2019 г.), 15.08.2019 г. №108, 07.11.2019 г. №130, 07.11.2019 г. №132 (вступил в силу 28.12.2019 г.), 24.12.2019 г. №157, 24.12.2019 г. №158 (вступил в силу 03.02.2020 г.), 28.12.2019 г. №166, 19.02.2020 г. №21, 27.02.2020 г. №22 (вступил в силу 28.03.2020 г.), 05.03.2020 г. №25 (вступил в силу 29.03.2020 г.),24.03.2020 г. №37, 04.06.2020 г. №72 (вступил в силу 01.07.2020 г.), 18.06.2020 г. №77 (см. сроки вступления в силу), 11.12.2020 г. №158, 22.12.2020 г. №166, 11.01.2021 г. №1 (см. сроки вступления в силу), 19.04.2021 г. №32, 15.06.2021 г. №51, 22.06.2021 г. №57, 22.10.2021 г. №111 (вступил в силу 01.12.2021 г.), 12.11.2021 г. №117 (см. сроки вступления в силу), 18.11.2021 г. №121)

В соответствии с требованиями Законов Украины "О Национальном банке Украины" и "О банках и банковской деятельности" и с целью обеспечения стабильной деятельности банков и своевременного выполнения ими обязательств перед их вкладчиками Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке регулирования деятельности банков в Украине (прилагается).

2. Генеральному департаменту банковского надзора (П.В.Андрущенко) и Департаменту информатизации (А.С.Савченко) до 01.10.2001 г. внести соответствующие изменения в программный комплекс автоматизированного расчета экономических нормативов и своевременно довести его до ведома территориальных управлений Национального банка Украины и банков.

3. Банкам принять в выполнение доведенный программный комплекс автоматизированного расчета экономических нормативов и с 01.11.2001 г. провести его опытную эксплуатацию.

4. Начиная с 01.01.2002 г. банки осуществляют расчет экономических нормативов в соответствии с Инструкцией о порядке регулирования деятельности банков в Украине, утвержденной этим постановлением.

5. Генеральному департаменту банковского надзора (П.В.Андрущенко) и территориальным управлениям Национального банка Украины с 01.01.2002 г. осуществлять контроль за соблюдением банками обязательных экономических нормативов по новому программному комплексу согласно Инструкции о порядке регулирования деятельности банков в Украине, утвержденной этим постановлением.

До 01.01.2002 г. банки обязаны соблюдать экономические нормативы согласно Инструкции о порядке регулирования и анализа деятельности коммерческих банков, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 14.04.98 г. №141 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 15.05.98 г. за №323/2763, за нарушение которых меры воздействия должны применяться в соответствии с главой 7 Положения о применении Национальным банком Украины к банкам и другим финансово-кредитным учреждениям мер воздействия за нарушение банковского законодательства, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 26.05.2000 г. №215 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 03.07.2000 г. за №382/4603 (с изменениями).

6. Признать утратившими силу:

Порядок предоставления разрешения на учет привлеченных средств на условиях субординированного долга к капиталу банка, утвержденный постановлением Правления Национального банка Украины от 25.10.99 г. №518 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 15.11.99 г. за №786/4079 (с изменениями);

Инструкцию о порядке регулирования и анализа деятельности коммерческих банков, утвержденную постановлением Правления Национального банка Украины от 14.04.98 г. №141 и зарегистрированную в Министерстве юстиции Украины 15.05.98 г. за №323/2763 (с изменениями).

7. Постановление вступает в силу через 10 дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины, кроме пункта 6, который вступает в силу с 01.01.2002 г.

Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине, утвержденная этим постановлением, вводится в действие с 01.01.2002 г.

8. Генеральному департаменту банковского надзора (П.В.Андрущенко) довести это постановление после его государственной регистрации до ведома самостоятельных структурных подразделений Национального банка Украины, территориальных управлений Национального банка Украины, а также банков для руководства и использования в работе.

9. Контроль за исполнением этого постановления возложить на заместителя Председателя В.Л. Кротюка, Генеральный департамент банковского надзора (П.В.Андрущенко), Операционное управление (В.Д.Щуцкий) и начальников территориальных управлений Национального банка Украины.

Председатель

В.С.Стельмах

 

Утверждена Постановлением Правления Национального банка Украины от 28 августа 2001 года №368

(По всему тексту Инструкции слова "Департамент безвыездного банковского надзора" во всех падежах заменены словами "соответствующее структурное подразделение центрального аппарата, которое непосредственно осуществляет надзор за деятельностью банка" в соответствующих падежах, а слова "адекватность регулятивного капитала/платежеспособность" во всех падежах заменены словами "достаточность (адекватность) регулятивного капитала" в соответствующих падежах в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 28.12.2011 г. №479)

(По всему тексту Инструкции слова "территориальное управление Национального банка (структурное подразделение центрального аппарата Национального банка, который непосредственно осуществляет надзор за деятельностью банка-должника)" и "территориальное управление Национального банка (структурное подразделение центрального аппарата Национального банка, который непосредственно осуществляет надзор за деятельностью банка)" во всех падежах и числах заменены словами "структурное подразделение Национального банка, который осуществляет надзор за деятельностью банка-должника,", структурное подразделение Национального банка, который осуществляет надзор за деятельностью банка" в соответствующих падежах и числах в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 19.06.2015 г. №392)

(По всему тексту Инструкции слова "Комиссия Национального банка" во всех падежах заменены соответственно словами "Комитет по вопросам надзора" в соответствующих падежах в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 11.08.2015 г. №517)

Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине

Раздел I. Общие положения

Эта Инструкция вводится с целью обеспечения стабильной деятельности банков и своевременного выполнения ими обязательств перед вкладчиками, а также предотвращения неправильного распределения ресурсов и потери капитала из-за рисков, присущих банковской деятельности.

Инструкция разработана в соответствии с общепринятыми в международной практике принципами и стандартами.

В соответствии со Закона Украины "О Национальном банке Украины" и Закона Украины "О банках и банковской деятельности" Национальный банк Украины (далее - Национальный банк) устанавливает порядок определения регулятивного капитала банка и такие экономические нормативы, являющиеся обязательными для выполнения всеми банками:

нормативы капитала:

минимального размера регулятивного капитала (Н1),

достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2),

достаточности капитала (Н3),

нормативы ликвидности:

краткосрочная ликвидность (Н6);

коэффициент покрытия ликвидности (LCR) по всем валютам (LCRBB) и в иностранной валюте (LCRIB);

коэффициент чистого стабильного финансирования (NSFR);

нормативы кредитного риска:

максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7),

больших кредитных рисков (Н8),

максимального размера кредитного риска по операциям со связанными с банком лицами (Н9),

нормативы инвестирования:

инвестирование в ценные бумаги отдельно по каждому учреждению (Н11)-1,

общей суммы инвестирования (Н12).

С целью повышения устойчивости банков в период финансовой и экономической нестабильности, создания ими запаса капитала для повышения способности противостоять рискам Национальный банк устанавливает требования по формированию банками буферов капитала, а именно: буфера запаса (консервации) капитала и контрциклического буфера.

Для системно важных банков Национальный банк также устанавливает требования по формированию буфера системной важности.

Если операции осуществляются банком за счет капитала согласно требованиям настоящей Инструкции, то такие операции не включаются в расчет экономических нормативов базой для расчета которых является регулятивный капитал.

Банк при расчете экономических нормативов использует кредитные рейтинги должника/контрагента/актива по международной шкале, определенные рейтинговыми агентствами "Standard&poor"s", "Moody"s Investors Service", "Fitch Ratings", с учетом пункта 38 раздела II Положения об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 30 июня 2016 года №351 (с изменениями) (далее - Положение №351).

Действие этой Инструкции распространяется на все банки Украины независимо от форм собственности.

За предоставление Национальному банку недостоверной информации относительно экономических нормативов банки несут ответственность согласно требованиям действующего законодательства Украины.

(В Раздел I внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правления Национального банка Украины от 28.12.2011 №479, 14.11.2013 г. №454, 25.12.2014 г. №862, 12.05.2015 г. №312, 15.02.2018 г. №13, 30.10.2018 г. №114, 18.12.2018 г. №139, 01.08.2019 г. №102)

(см. предыдущую редакцию)

Раздел II. Регулятивный капитал банка

Глава 1. Порядок расчета регулятивного капитала банка

1.1. Регулятивный капитал является одним из важнейших показателей деятельности банков, основным назначением которого является покрытие отрицательных последствий разнообразных рисков (2), которые банки берут на себя в процессе своей деятельности, и обеспечение защиты вкладов, финансовой устойчивости и стабильной деятельности банков.

_____________

(2) Риски в банковской деятельности вытекают со специфики банковских операций, которые осуществляются в условиях рыночных отношений, и означают вероятность получения доходов, меньших от ожидаемых, снижения стоимости активов. Повышенные банковские риски приводят к значительным финансовым потерям и, как следствие, к банкротству банков.

Банки с целью определения реального размера регулятивного капитала с учетом рисков в своей деятельности обязаны постоянно оценивать качество активных банковских операций (осуществлять их классификацию), а также определять размер кредитного риска в соответствии с Положением №351.

Банки определяют кредитный риск в валюте, соответствующей валюте активных банковских операций.

Банки определяют величину кредитного риска по всем активным банковским операциям как совокупный размер кредитного риска по этим операциям по состоянию на первое число каждого месяца, следующего за отчетным, в гривне (с учетом кредитного риска по активным банковским операциям в иностранной валюте в гривневом эквиваленте по официальному курсу гривны к иностранным валютам, установленным Национальным банком).

Банки определяют величину непокрытого кредитного риска следующим образом:

Если величина кредитного риска меньше или равна сумме совокупного размера резервов по активным банковским операциям, сформированных в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (далее - размер резервов по МСФО), размера уценки финансовых активов, оцениваемых по справедливой стоимости, и ожидаемых кредитных убытков, которые в соответствии с нормативно-правовым актом Национального банка по вопросам учета финансовых инструментов отражаются на отдельных аналитических счетах дисконтов, если такие кредитные убытки не учитываются по счетам резервов (далее - ожидаемые кредитные убытки, отраженные по счетам дисконтов), то величина непокрытого кредитного риска равна нулю;

если величина кредитного риска превышает сумму размера резервов по МСФО, размера уценки финансовых активов, оцениваемых по справедливой стоимости, и размера ожидаемых кредитных убытков, отраженных по счетам дисконтов, то величина непокрытого кредитного риска равна сумме такого превышения.

Величина непокрытого кредитного риска рассчитывается по состоянию на первое число каждого месяца, следующего за отчетным, и включается в расчет нормативов капитала в течение следующего месяца в установленном Национальным банком порядке.

Банк при расчете регулятивного капитала уменьшает на величину непокрытого кредитного риска прибыль банка, а именно:

нераспределенную прибыль прошлых лет;

результат текущего и отчетного года (прибыль).

Если величина непокрытого кредитного риска превышает размер прибыли банка, то на сумму такого превышения уменьшается размер основного капитала банка.

(В пункт 1.1. внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правления Национального банка Украины от 13.02.2017 г. №9, 30.11.2017 г. №121, 30.03.2018 г. №33, 18.12.2018 г. №139)

(см. предыдущую редакцию)

1.2. Регулятивный капитал банка - совокупность основного (1-го уровня) капитала и дополнительного (2-го уровня) капитала.

Основной капитал считается неизменным и не подлежащим передаче, перераспределению и должен полностью покрывать текущие убытки.

Дополнительный капитал имеет менее постоянный характер и его размер подвергается изменениям.

1.3. Основной капитал (капитал 1-го уровня) состоит из таких элементов:

а) фактически уплаченный зарегистрированный уставный капитал. Банк- правопреемник учитывает в основной капитал зарегистрированный уставный капитал банка, который реорганизовывается, со следующего дня после подписания передаточного акта/распределительного баланса банками-участниками реорганизации;

б) дополнительные взносы акционеров в уставный капитал;

в) финансовая помощь акционеров банка;

г) прибыль, направленная на увеличение уставного капитала;

г) раскрытые резервы - резервы и фонды, созданные или увеличенные за счет нераспределенной прибыли и обнародованы в финансовой отчетности банка:

эмиссионные разницы. Эмиссионные разницы (эмиссионный доход) - сумма превышения поступлений, полученных эмитентом от эмиссии (выпуска) собственных акций (других корпоративных прав), над номинальной стоимостью таких акций (других корпоративных прав) (при их первичного размещения);

резервные фонды, создаваемые в соответствии с законами Украины;

общие резервы, создаваемые под неопределенный риск при проведении банковской деятельности;

другие фонды банка.

Эти составные части включаются в капитал 1-го уровня только при условии, что они соответствуют следующим критериям:

отчисления в резервы и фонды осуществлены из прибыли после налогообложения или с прибыли до налогообложения, скорректированного на все потенциальные налоговые обязательства;

назначения резервов и фондов и движение средств по этим резервам и фондам отдельно раскрыто в обнародованных отчетах банка;

фонды должны быть в распоряжении банка с целью неограниченного и немедленного их использования для покрытия убытков;

любое покрытие убытков за счет резервов и фондов проводится лишь через счет прибылей и убытков;

д) капитальный инструмент с условиями списания/конверсии;

е) общий размер основного капитала определяется с учетом размера ожидаемых (возможных) убытков по невыполненным обязательствам любого физического или юридического лица, как резидента, так и нерезидента, которое имеет с банком отношения финансового характера (далее - контрагент), и уменьшается на сумму:

нематериальных активов за минусом суммы амортизации;

капитальных вложений в нематериальные активы;

активов с правом пользования, базовыми активами которых являются нематериальные активы за минусом суммы амортизации; убытков прошлых лет;

убытков текущего года;

убытков от операций с акционерами, полученных после 4 июня 2016 года;

балансовой стоимости активов (необоротных активов, удерживаемых для продажи; имущества, перешедшего в собственность банка как залогодержателя; основных средств), которые не используются банком при осуществлении видов деятельности, определенных статьей 47 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", инвестиционной недвижимости (далее - непрофильные активы), кроме:

жилой недвижимости, полученной в собственность до 30 декабря 2021 года (включительно), которая удерживается не более трех лет, и полученной в собственность по 31 декабря 2021 года, которая удерживается не более двух лет;

других активов, полученных в собственность до 30 декабря 2021 года (включительно), которые удерживаются не более трех лет, и полученных в собственность по 31 декабря 2021 года, которые удерживаются не более одного года.

Банки уменьшают размер основного капитала на сумму балансовой стоимости непрофильных активов с учетом абзацев девятого, десятого подпункта "е" пункта 1.3 главы 1 раздела II настоящей Инструкции с применением следующих коэффициентов:

до 13 января 2021 года (включительно) - 0;

с 14 января 2021 года - 0,25;

с 31 декабря 2021 года - 0,5;

с 30 декабря 2022 года - 0,75;

с 29 декабря 2023 года - 1.

Банк определяет балансовую стоимость непрофильных активов, на которую уменьшается основной капитал, согласно Методике расчета экономических нормативов регулирования деятельности банков в Украине, установленной Национальным банком.

(В пункт 1.3. внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 11.12.2020 №158)
(см. предыдущую редакцию)

1.4. Дополнительный капитал (капитал 2-го уровня) состоит из таких элементов:

а) результат переоценки основных средств, включался в сумму регулятивного капитала банков по состоянию на 31.12.2010 г.

Сообщение о сумме увеличения стоимости основных средств, которая включена в регулятивный капитал, банки обязаны подать Национальному банку не позднее пяти рабочих дней со времени такого включения.

В расчете норматива достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2) ко времени подтверждения аудитором (аудиторской фирмой) результата переоценки основных средств сумма увеличения стоимости основных средств не учитывается;

б) результат текущего и отчетного года (прибыль), уменьшенный на сумму:

начисленных доходов, неполученных более 30 дней с даты их начисления, срок уплаты которых не истек (кроме доходов по ценным бумагам, отнесенным к I группе активов со степенью риска 0 процентов в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 1.3 главы 1 раздела IV настоящей Инструкции, доходов по финансовым активам, на размер балансовой стоимости которых уменьшается размер регулятивного капитала в соответствии с требованиями пункта 1.8 главы 1 раздела II этой Инструкции, начисленных доходов, признанных банком во время приобретения облигаций внутреннего государственного займа, эмитированных в иностранной валюте, и отраженных по счетам начисленных доходов), уменьшенных на сумму сформированных резервов, уценки финансовых активов, которые учитываются по справедливой стоимости с признанием переоценки через прибыли/убытки, ожидаемых кредитных убытков, отраженных по счетам дисконтов, и увеличенных на сумму дооценки финансовых активов, учитываемых по справедливой стоимости с признанием переоценки через прибыли/убытки, в части, которая относится к таким начисленным доходам. Начисленные доходы по долговым ценным бумагам, эмитированным в иностранной валюте центральными органами исполнительной власти Украины, неполученные более 30 дней с даты их начисления, срок уплаты которых не истек, включаются в такие начисленные доходы с применением коэффициентов:

до 31 марта 2021 года (включительно) - 0;

с 01 апреля 2021 года - 0 по долговым ценным бумагам, приобретенным/приобретенным в собственность до 31 марта 2021 года (включительно);

с 01 апреля 2021 года - 0,2 по долговым ценным бумагам, приобретенным/приобретенным в собственность после 31 марта 2021 года;

с 31 декабря 2021 года - 0,5 по долговым ценным бумагам, приобретенным/приобретенным в собственность после 31 марта 2021 года;

с 30 июня 2022 года - 1 по долговым ценным бумагам, приобретенным/приобретенным в собственность после 31 марта 2021 года;

начисленных доходов, срок уплаты которых согласно договору истек, уменьшенных на сумму сформированных резервов, уценки финансовых активов, учитываемых по справедливой стоимости с признанием переоценки через прибыли/убытки, ожидаемых кредитных убытков, отраженных по счетам дисконтов, и увеличенных на сумму дооценки финансовых активов, учитываемых по справедливой стоимости с признанием переоценки через прибыли/убытки, в части, которая относится к таким начисленным доходам.

Если прибыль текущего и отчетного года меньше общей суммы корректировки, то на сумму такой разницы уменьшается размер основного капитала банка.

Прибыли и убытки от операций с акционерами, полученные до 04 июня 2016 года, включаются в регулятивный капитал банка в составе результата текущего и отчетного годов. 

в) субординированный долг, который учитывается в капитал (субординированный капитал);

г) нераспределенная прибыль прошлых лет;

г") капитальный инструмент с условиями списания/конверсии, который включается в дополнительный капитал.

(В пункт 1.4. внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 15.06.2021 №51)
(см. предыдущую редакцию)

1.5. Субординированный долг - это обычные не обеспеченные банком долговые капитальные инструменты (составляющие элементы капитала), которые в соответствии с договором не могут быть взяты из банка ранее пяти лет, а в случае банкротства или ликвидации возвращаются инвестору после погашения претензий всех других кредиторов. Сумма субординированного долга, включенного в капитал, ежегодно уменьшается на 20 процентов ее первичного размера в течение пяти последних лет действия договора.

Субординированный долг может включаться в капитал банка после получения разрешения Национального банка.

1.6. Финансовая помощь акционеров (суммы безвозвратной финансовой помощи, прощения кредитов, вкладов (депозитов), субординированного долга и т.п.) может включаться в основной капитал банка после получения разрешения Национального банка при следующих условиях:

средства получены в денежной форме и являются безвозвратными;

средства не являются кредитными, а являются собственными средствами акционеров;

структура собственности банка соответствует требованиям по ее прозрачности, установленным Национальным банком.

Для получения разрешения банк подает в структурное подразделение Национального банка, которое осуществляет надзор за деятельностью банка, следующие документы:

ходатайство о возможности включения финансовой помощи акционеров в основной капитал банка;

письменное заверение акционеров, что источником происхождения финансовой помощи являются собственные средства акционеров банка.

Национальный банк принимает решение об отказе в предоставлении банку разрешения на включение финансовой помощи акционеров в основной капитал, если:

представленные банком документы не соответствуют требованиям настоящего пункта;

структура собственности банка признана непрозрачной или по структуре собственности банка осуществляется проверка документов на соответствие требованиям по прозрачности согласно нормативно-правовым актам Национального банка.

Решение о предоставлении разрешения на включение финансовой помощи акционеров в основной капитал банка/отказе в предоставлении такого разрешения принимает Комитет по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем (далее - Комитет по вопросам надзора) в течение месяца со дня получения документов, предусмотренных этим пунктом.

(Пункт 1.6. введен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 03.06.2016 г. №338, в связи с этим пункты 1.6, 1.7 считать соответственно пунктами 1.7, 1.8.)

1.7. Во время расчета общей суммы регулятивного капитала общий размер дополнительного капитала не может быть больше 100 процентов основного капитала.

1.8. Для определения размера регулятивного капитала банка общий размер капитала 1-го и 2-го уровней дополнительно уменьшается на:

а) балансовую стоимость акций и других ценных бумаг с нефиксированной прибылью, выпущенных банками и учитываются по справедливой стоимости;

б) балансовую стоимость инвестиций в ассоциированные и дочерние компании, а также балансовую стоимость вложений в капитал других учреждений в размере 10 и больше процентов их уставного капитала;

в) балансовую стоимость акций (паев) собственной эмиссии, принятых в обеспечение предоставленных банком кредитов (других вложений);

г) балансовую стоимость внелистинговых ценных бумаг (кроме ценных бумаг, эмитированных центральными органами исполнительной власти, и Государственным ипотечным учреждением), учитываемых по справедливой стоимости;

г") балансовую стоимость внелистинговых ценных бумаг (кроме ценных бумаг, эмитированных центральными органами исполнительной власти, Национальным банком, Государственным ипотечным учреждением и органами местного самоуправления Украины), которые учитываются по справедливой стоимости;

д) балансовую стоимость ценных бумаг, которые не обращаются на фондовых биржах (в том числе, торговля которых на фондовых биржах запрещена законодательством Украины), в торговом портфеле банка;

е) балансовую стоимость ценных бумаг недиверсифицированных инвестиционных фондов.

Абзац девятый исключен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 30.11.2017 г. №121

ж) размер превышения совокупной суммы всех требований банка к связанным с банком лицам и суммы всех финансовых обязательств, предоставленных банком в отношении связанных с банком лиц, над суммой, который составляет 25 процентов (20 процентов - для специализированных банков) общего размера капитала 1-го и 2-го уровней, уменьшенной на балансовую стоимость активов, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 1.8 главы 1 раздела II настоящей Инструкции.

(В пункт 1.8. внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 19.04.2021 №32)
(см. предыдущую редакцию)

1.9. Капитальный инструмент с условиями списания/конверсии - это капитальный инструмент со сроком погашения не менее 50 лет, который содержит условия о прекращении обязательств банка по инструменту путем списания или конверсии в случае наступления триггерного события.

Банк включает капитальный инструмент с условиями списания/конверсии в капитал банка после получения разрешения Национального банка.

(Пункт 1.9. введен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 22.12.2018 г. №148)

(В Главу 1 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правления Национального банка Украины от 20.06.2012 г. №250, 22.11.2012 г. №486, 28.12.2011 г. №479, 14.11.2013 г. №454, 12.05.2015 г. №312, 08.10.2015 г. №683, 19.11.2015 г. №806, 22.12.2018 г. №148)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Минимальный размер регулятивного капитала банка

2.1. Минимальный размер регулятивного капитала банка (Н1) должен составлять 200 млн. грн.

(Пункт 2.1. изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 18.06.2020 №77)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине Раздел I. Общие положения Раздел II. Регулятивный капитал банка Глава 1. Порядок расчета регулятивного капитала банка Глава 2. Минимальный размер регулятивного капитала банка III. Порядок получения разрешения на учет привлеченных средств на условиях субординированного долга, капитального инструмента с условиями списания/конверсии в капитал банка Глава 1. Требования относительно привлечения субординированного долга Глава 2. Документы, которые подают банки для получения разрешения на учет привлеченных средств на условиях субординированного долга к капиталу банка Глава 3. Требования относительно заключения соглашения о привлечении средств на условиях субординированного долга Глава 4. Требования по выпуску облигаций Глава 5. Порядок учета субординированного долга и предоставления отчетности Глава 6. Контроль за средствами, привлеченными на условиях субординированного долга Глава 7. Требования к капитальному инструменту с условиями списания/конверсии для включения в капитал банка Глава 8. Документы для получения разрешения на включение инструмента в капитал банка и порядок их рассмотрения Национальным банком Глава 9. Контроль за соблюдением требований к Инструменту Глава 10. Требования к банку в случае наступления триггерного события Глава 11. Условия досрочного погашения инструмента и требования по получению банком соответствующего разрешения Раздел IV. Нормативы капитала Глава 1. Норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2) Глава 2. Норматив достаточности капитала (Н3) Глава 3. Буферы капитала Раздел V. Нормативы ликвидности Глава 1. Требования к ликвидности банков Глава 2. Норматив краткосрочной ликвидности (Н6) Глава 3. Коэффициент покрытия ликвидности (LCR) Глава 4. Коэффициент чистого стабильного финансирования (NSFR) Раздел VI. Нормативы кредитного риска Глава 1. Требования по ограничению кредитного риска банков Глава 2. Норматив максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7) Глава 3. Норматив больших кредитных рисков (Н8) Глава 4. Норматив максимального размера кредитного риска по операциям со связанными с банком лицами (Н9) Глава 5. Условия учета обеспечения при расчете нормативов кредитного риска Раздел VII. Нормативы инвестирования Глава 1. Требования относительно осуществления банками инвестиций Глава 2. Норматив инвестирования в ценные бумаги отдельно по каждому учреждению (Н11) Глава 3. Норматив общей суммы инвестирования (Н12) Раздел VIII. Специальные требования относительно деятельности банков Глава 1. Установление специальных значений экономических нормативов Глава 2. Порядок соблюдения специальных значений экономических нормативов, установленных для специализированных сберегательных банков Глава 3. Порядок соблюдения специальных значений экономических нормативов, установленных для специализированных банков доверительного управления Глава 4. Особенности надзора за деятельностью банка, который утратил статус переходного банка Глава 5. Раздел IX. Контроль за соблюдением банками экономических нормативов Глава 1. Периодичность предоставления банками информации о соблюдении экономических нормативов Глава 2. Требования к деятельности филиала иностранного банка Глава 3. Механизм расчета экономических нормативов банка Глава 4. Отчетность банков Раздел X. Требования к деятельности системно важных банков Приложение 1 Приложение 2