Недействующая редакция. Принята: 02.08.2019 / Вступила в силу: 03.08.2019

Недействующая редакция, не действует с 9 ноября 2021 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 2 августа 2019 года №ПП-4412

О мерах по реформированию и обеспечению ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан

В республике последовательно реализуются меры по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития финансового рынка, расширения масштабов охвата населения качественными финансовыми услугами, поддержки деятельности страховых организаций, а также защиты прав и законных интересов потребителей в данной сфере.

Вместе с тем на современном этапе реформ активное развитие финансовых услуг, направленных на обеспечение стабильного роста экономики, повышение качества и уровня жизни населения, обуславливает усиление роли страхового рынка и широкое применение инструментов страхования в республике.

В целях дальнейшего реформирования и обеспечения динамичного развития национального страхового рынка, внедрения новых востребованных видов страховых услуг, повышения доверия потребителей к страховому рынку, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в "Год активных инвестиций и социального развития":

1. Определить основными направлениями реформирования и ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан:

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере страхования, в том числе последовательное внедрение стандартов и рекомендаций международных организаций и лучших мировых практик в данной сфере;

институциональное развитие системы регулирования страховой деятельности, направленное на обеспечение надежности и устойчивости страхового рынка путем внедрения эффективных механизмов регулирования и пруденциального надзора;

повышение уровня капитализации, платежеспособности и финансовой устойчивости профессиональных участников страхового рынка, улучшение качества их активов, а также развитие инвестиционной деятельности страховщиков;

развитие и расширение инфраструктуры страхового рынка путем активизации деятельности страховых брокеров, совершенствования системы работы страховых агентов, внедрения механизмов банкострахования, а также повышения роли профессиональных участников страхового рынка в целом;

усиление защиты прав потребителей страховых услуг и других субъектов страховой деятельности, повышение страховой грамотности населения и их доверия к страхованию, обеспечение открытости и прозрачности страхового рынка;

расширение объемов, спектра и повышение качества предоставляемых страховых услуг путем внедрения новых инновационных и развития традиционно востребованных страховых продуктов;

широкое использование современных информационных технологий в сфере организации и регулирования страховой деятельности, активное внедрение и развитие электронных видов страховых услуг;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов страхового рынка, применение современных методов обучения, стимулирование научно-исследовательской деятельности в сфере страхования;

формирование и поддержание положительного имиджа, а также повышение инвестиционной привлекательности национального страхового рынка, в том числе посредством его интеграции с международными и зарубежными страховыми рынками.

2. Утвердить:

"Дорожную карту" по ускоренному развитию страхового рынка Республики Узбекистан на 2019-2020 годы (далее - "Дорожная карта") согласно приложению №1;

Целевые показатели ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан на 2019 - 2022 годы согласно приложению №2.

Возложить на руководителей министерств, ведомств, органов государственной власти на местах и иных организаций персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой", а также достижение целевых показателей.

3. Согласиться с предложениями Министерства финансов, Министерства экономики и промышленности, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан:

о поэтапном повышении в течение 2020 - 2022 годов минимальных размеров уставного капитала страховщиков, дифференцированных в зависимости от видов страховой деятельности, согласно приложению №3;

об увеличении до 50 процентов от уставного фонда страховой организации предельного размера резервного фонда страховой организации, формируемого за счет отчислений в размере до 20 процентов доходов с отнесением их к вычитаемым расходам;

о внедрении механизма оформления электронных полисов (Е-полис) по отдельным видам страхования, в том числе через Интернет, мобильные приложения, инфокиоски, приравняв их к договорам (полисам) страхования на бумажных носителях.

4. Установить, что с 1 января 2020 года:

ставка единого налогового платежа для юридических лиц - страховых (перестраховочных) брокеров и страховых агентов определяется в размере 13 процентов от комиссионных вознаграждений;

не допускается участие страховой (перестраховочной) организации в уставных фондах других страховых (перестраховочных) организаций, за исключением участия в уставных фондах страховых организаций другой отрасли страхования на условиях ограничения их взаимного участия;

уполномоченный государственный орган на основе анализа применяемых страховщиками страховых тарифов, уровня удовлетворенности потребителей качеством страховых услуг, а также эффективности страховых продуктов устанавливает минимальный уровень страховых резервов, обеспечивающих их адекватность принимаемым рискам страхования.

5. Внедрить с 1 октября 2019 года порядок, в соответствии с которым до передачи страховых обязательств в перестрахование иностранным страховым организациям перестрахователь (перестраховочный брокер) обязан направить оферты по перестрахованию (предложения заключить договоры перестрахования) в размере не менее 50 процентов передаваемых обязательств страховым организациям, имеющим право осуществлять перестраховочную деятельность на территории Республики Узбекистан. При этом:

условия оферты должны соответствовать условиям передачи страховых обязательств в перестрахование иностранным страховым организациям;

акцепт или отказ от акцепта оферты перестраховщиками - отечественными страховыми организациями осуществляется не позднее двух рабочих дней, если в оферте не указан более поздний срок для акцепта;

страховые обязательства принимаются перестраховщиком - отечественной страховой организацией в пределах объема своего собственного удержания;

перестраховщик - отечественная страховая организация при наступлении страхового случая и осуществлении страховой выплаты по основному договору страхования следует решениям перестрахователя в рамках условий договора перестрахования.

Установить, что требования настоящего пункта не распространяются на облигаторное перестрахование и не применяются в случаях, если международными договорами и инвестиционными соглашениями Республики Узбекистан предусмотрен иной порядок.

6. Определить, что льгота по налогу на доходы физических лиц в части средств, направляемых на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности в Республике Узбекистан по долгосрочному страхованию жизни (отрасль страхования жизни всех классов), применяется при следующих условиях:

а) при единовременной выплате страховой суммы не ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору. При этом оплата страховых взносов должна быть осуществлена по невозрастающему порядку в период 12 месяцев, предшествующих дате выплаты страховой суммы.

При наступлении по договору страхового случая иного, чем дожитие застрахованного лица до определенного возраста или срока по долгосрочному страхованию жизни (все классы отрасли страхования жизни), выплата страхового возмещения или страховой суммы может быть осуществлена ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору с применением указанной льготы;

б) при начале выплаты ренты (аннуитета) не ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору. При этом сумма фактически накопленных средств (резерва) по договору на дату выплаты текущей ренты (аннуитета) не должна быть меньше четырехкратного размера указанной ренты (аннуитета);

в) при начале выплаты ренты (аннуитета) ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору. При этом сумма фактически оплаченных страховых взносов на начало выплаты первоначальной ренты (аннуитета) не должна быть меньше годового размера страховой премии по договору и выплата рент (аннуитетов) должна быть осуществлена с соблюдением требования подпункта "б" настоящего пункта.

При удержании и перечислении в бюджет налога на доходы физических лиц у источника выплаты страховщиком в связи с досрочным прекращением договора долгосрочного страхования жизни или нарушением требований настоящего пункта страховщиком выдается страхователю справка о сумме полученных страховых премий, удержанного налога на доходы физических лиц и возвращаемых средствах.

7. Внедрить, начиная с 2020/2021 учебного года, порядок приема работников профессиональных участников страхового рынка на заочное и вечернее отделения по направлению образования "Страховое дело" профильных высших образовательных учреждений на платно-контрактной основе вне устанавливаемых квот приема без проведения тестовых испытаний.

При этом прием в высшие образовательные учреждения осуществляется по итогам собеседования и при условии:

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.