Недействующая редакция. Принята: 01.02.2021 / Вступила в силу: 11.02.2010

Недействующая редакция, не действует с 29 октября 2021 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 1 февраля 2021 года №59

О Государственной программе "Аграрный бизнес" на 2021-2025 годы

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. №347 "О государственной аграрной политике" и в целях создания условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Государственную программу "Аграрный бизнес" на 2021-2025 годы (далее - Государственная программа) (прилагается).

2. Определить:

2.1. ответственным заказчиком Государственной программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

2.2. заказчиками Государственной программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия, облисполкомы, Минский горисполком, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальную академию наук Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Государственный комитет по имуществу.

3. Установить, что:

3.1. заключение о том, что инвестиционный проект соответствует цели (целям), задачам Государственной программы (ее подпрограммы) и его реализация обеспечит повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг), снижение их себестоимости, выдается юридическому лицу* заказчиком Государственной программы, в подчинении (составе, системе) которого находится юридическое лицо, а юридическому лицу, не находящемуся в подчинении (составе, системе) заказчика Государственной программы, - облисполкомом (Минским горисполкомом) соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой реализуется инвестиционный проект (далее - заказчик), и позволяет претендовать на получение юридическим лицом бюджетных трансфертов на возмещение части капитальных затрат по инвестиционным проектам (далее - бюджетные трансферты);

______________________________

* Для целей настоящего подпункта под юридическими лицами понимаются субъекты, осуществляющие деятельность в области агропромышленного производства, иные юридические лица, реализующие инвестиционные проекты в области животноводства и растениеводства.

3.2. бюджетные трансферты предоставляются из республиканского и (или) местного бюджетов юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты:

по строительству, в том числе реконструкции, молочнотоварных ферм или ферм по выращиванию и откорму крупного рогатого скота с использованием кредитов открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", предоставленных по результатам конкурсного отбора;

из числа отнесенных к перспективным и значимым инвестиционным проектам в агропромышленном комплексе* с использованием кредитов банков или открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", привлекаемых на условиях, определяемых банками или указанным открытым акционерным обществом.

______________________________

* Для целей настоящего постановления под перспективными и значимыми инвестиционными проектами в агропромышленном комплексе понимаются инвестиционные проекты, отвечающие хотя бы одному из следующих условий: они являются эффективными, импортозамещающими, экспортоориентированными, финансово реализуемыми, имеют особую значимость для экономического развития административно-территориальной единицы.

Инвестиционные проекты, реализуемые с государственной поддержкой в виде предоставления бюджетных трансфертов и финансирование которых осуществляется в рамках мероприятий ее подпрограмм за счет кредитов банков или открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", включаются в Государственную программу, в том числе инвестиционные проекты:

по строительству, в том числе реконструкции, молочнотоварных ферм или ферм по выращиванию и откорму крупного рогатого скота - по результатам проведенного открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь" конкурсного отбора;

из числа отнесенных к перспективным и значимым инвестиционным проектам в агропромышленном комплексе - по результатам анализа бизнес-плана инвестиционного проекта, проводимого банком или открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь", с учетом заключения заказчика.

Бюджетные трансферты предоставляются в размере:

15 процентов от стоимости капитальных затрат без учета налога на добавленную стоимость по инвестиционному проекту - единовременно по факту ввода объекта инвестиций в эксплуатацию в полном объеме (далее - первый этап);

10 процентов от стоимости капитальных затрат без учета налога на добавленную стоимость по инвестиционному проекту - единовременно по факту выхода объекта инвестиций на полную проектную мощность (далее - второй этап).

Базой для исчисления размера бюджетного трансферта является стоимость основных средств, принимаемых в эксплуатацию (без учета налога на добавленную стоимость), зафиксированная:

в акте приемки объекта в эксплуатацию;

в справке, подтверждающей сумму капитальных затрат по инвестиционному проекту, не включенных в акт приемки объекта в эксплуатацию (затраты на приобретение общехозяйственной техники и другое) и содержащихся в проектной документации по инвестиционному проекту, утвержденной заказчиком, составленной на основании данных бухгалтерского учета и подписанной руководителем и главным бухгалтером юридического лица.

Бюджетные трансферты перечисляются юридическим лицам:

на специальные счета, открытые в открытом акционерном обществе "Банк развития Республики Беларусь" в соответствии с подпунктом 1.18 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. №261 "О создании открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь";

на счета по учету задолженности по кредиту в банке, предоставившему кредиты.

Перечисление бюджетных трансфертов осуществляется территориальным органом Министерства финансов на основании представляемых юридическим лицом следующих документов:

по первому этапу - расчет бюджетного трансферта и документы, указанные в абзацах втором и третьем части четвертой настоящего подпункта;

по второму этапу - заключение заказчика о выходе объекта на полную проектную мощность*, справка, подтверждающая валовый объем производства (выращивания) за последние 12 месяцев, составленная на основе данных первичного учета и подписанная руководителем юридического лица, расчет бюджетного трансферта и документы, указанные в абзацах втором и третьем части четвертой настоящего подпункта;

______________________________

* Для целей настоящего постановления под полной проектной мощностью понимается годовой валовый объем производства (выращивания), запланированный в бизнес-плане.

3.3. финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением в 2021-2025 годах торжественного чествования передовиков агропромышленного комплекса, может осуществляться в пределах средств республиканского бюджета согласно законам о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также иных источников в соответствии с законодательством.

Выделение средств из республиканского бюджета осуществляется в соответствии со сметой расходов, утвержденной Министром сельского хозяйства и продовольствия и согласованной с Министерством финансов.

За счет средств, указанных в части второй настоящего подпункта, облисполкому, райисполкому и сельскохозяйственным организациям, которым объявлена Благодарность Президента Республики Беларусь за значительные достижения в области сельского хозяйства, вручаются:

облисполкому - подарочный сертификат на сумму 20 000 базовых величин, которая направляется на цели, определяемые решением облисполкома;

райисполкому и сельскохозяйственной организации - ценный подарок стоимостью не более 3200 базовых величин каждому;

3.4. компенсация потерь банкам по кредитам, предоставленным в 2021-2022 годах на строительство, в том числе реконструкцию и модернизацию, молочнотоварных ферм в соответствии с подпрограммой 3 "Развитие животноводства, переработки и реализация продукции животноводства" Государственной программы, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на прочие вопросы в области сельского хозяйства на соответствующий финансовый год, в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей (с учетом ее изменения) в соответствующем периоде начисления процентов по кредитам, в течение срока начисления процентов за пользование кредитами в отношении задолженности по основной сумме долга (за исключением просроченной задолженности).

4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия в целях реализации Государственной программы:

4.1. ежегодно определять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции:

4.1.1. размер удешевления стоимости единицы льняного волокна, поставляемого в счет государственных нужд, исходя из установленных Советом Министров Республики Беларусь объемов льняного волокна, подлежащего поставке (закупке) для республиканских государственных нужд;

4.1.2. размер удешевления части стоимости (не более 50 процентов от цен, сложившихся в предыдущем году в среднем по республике):

оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений (по видам и репродукциям), произведенных и реализованных научными организациями Национальной академии наук Беларуси, осуществляющими научные исследования в области аграрных наук (далее - научные организации);

элитных семян, в том числе семян элиты, сельскохозяйственных растений (по видам и репродукциям), произведенных и реализованных организациями, осуществляющими деятельность по производству и реализации элитных семян сельскохозяйственных растений (далее - элитпроизводящие организации);

4.1.3. объемы семян сельскохозяйственных растений, часть стоимости которых подлежит удешевлению, в том числе:

оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений (по видам, сортам и репродукциям), произведенных и реализованных научными организациями;

элитных семян, в том числе семян элиты, сельскохозяйственных растений (по видам, сортам и репродукциям), произведенных и реализованных элитпроизводящими организациями;

4.1.4. виды сельскохозяйственной продукции для оказания государственной поддержки в виде надбавок к закупочным ценам и размер надбавок по видам сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения;

4.1.5. объемы и размер удешевления стоимости:

племенной продукции (материала) на содержание селекционных стад и сохранение генофонда;

выращивания и реализации племенной продукции (материала);

закупки племенной продукции (материала), включая закупки по импорту, и иных работ в области племенного дела в животноводстве;

4.2. определить:

4.2.1. порядок удешевления семян сельскохозяйственных растений за счет бюджетных средств;

4.2.2. порядок выплаты надбавок к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у населения, за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции;

4.2.3. перечень перспективных и значимых инвестиционных проектов по согласованию с облисполкомами (Минским горисполкомом). Не подлежат включению в перечень инвестиционные проекты по строительству, в том числе реконструкции, молочнотоварных ферм или ферм по выращиванию и откорму крупного рогатого скота.

5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия совместно с облисполкомами и по согласованию с Министерством финансов при необходимости уточнения объемов финансирования ремонтно-эксплуатационных работ по подпрограмме 7 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения" расчет потребности в средствах на указанную цель по областям осуществлять с учетом наличия осушенных сельскохозяйственных земель по материалам государственного учета мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на первое число года, предшествующего планируемому, наличия насосных станций польдерных систем, рыбоводных организаций, а также с учетом поручений Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь по финансированию ремонтно-эксплуатационных работ в отдельных регионах.

6. Перечень организаций, осуществляющих деятельность по производству и реализации семян сельскохозяйственных растений, часть стоимости которых подлежит удешевлению, с указанием в нем реализованных ими объемов семян сельскохозяйственных растений, их видов, сортов и репродукций определяется ежегодно по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия:

Национальной академией наук Беларуси - в отношении оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, произведенных и реализованных научными организациями;

облисполкомами - в отношении элитных семян (в том числе семян элиты) сельскохозяйственных растений, произведенных и реализованных элитпроизводящими организациями на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Определение субъектов, указанных в части первой настоящего пункта, осуществляется в соответствии с критериями, устанавливаемыми Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

7. Рекомендовать облисполкомам в соответствии с компетенцией определять в пределах средств, предусмотренных в соответствующих областных бюджетах на реализацию мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства:

размер удешевления части стоимости оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, произведенных и реализованных научными организациями;

размер удешевления части стоимости семян элитных сельскохозяйственных растений, в том числе семян элиты сельскохозяйственных растений, произведенных и реализованных элитпроизводящими организациями;

перечни научных и элитпроизводящих организаций, а также объемы оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, произведенных и реализованных этими организациями, часть стоимости которых подлежит удешевлению;

размер удешевления стоимости определения качественных показателей молока для целей селекции в племенном молочном скотоводстве;

размер возмещения субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, расходов (части расходов) на проведение оценки соответствия производимой в Республике Беларусь органической продукции и процессов ее производства техническим требованиям, но не более 150 базовых величин для одного субъекта в год.

8. Заказчики Государственной программы при необходимости осуществляют разделение мероприятий подпрограмм Государственной программы на части.

9. Управлениям сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов ежегодно утверждать план известкования кислых почв сельскохозяйственных земель по району, содержащий перечень юридических лиц, имеющих почвы I-IV группы кислотности, сведения о площади земель, подлежащих известкованию (почвы I-IV группы кислотности), и потребности таких юридических лиц в известковых материалах.

10. Предложить банкам предоставлять кредиты в 2021-2022 годах субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, иным юридическим лицам, которые завершают реализацию инвестиционных проектов по строительству, в том числе реконструкции и модернизации, молочнотоварных ферм, с уплатой процентов за пользование кредитами в белорусских рублях в размере ставки рефинансирования Национального банка, увеличенной не более чем на 3 процентных пункта, уменьшенном на размер компенсации в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 настоящего постановления.

Перечень субъектов, указанных в части первой настоящего пункта, будет определяться на основании решений облисполкомов по согласованию с кредитующими банками.

11. Субсидии на уплату процентов (части процентов) за пользование кредитами, предоставленными субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, на осуществление текущей деятельности могут предоставляться в соответствии с принимаемыми решениями Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в размерах, определяемых такими решениями, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь.

12. Министерству сельского хозяйства и продовольствия в течение действия Государственной программы ввести в установленном законодательными актами порядке ведомственную отчетность:

по семенам сельскохозяйственных растений - для юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, включая семеноводство сельскохозяйственных растений, и имеющих площадь сельскохозяйственных земель 300 и более гектаров, научных организаций;

о вводе в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции мелиоративных систем - для юридических лиц, осуществляющих деятельность по осушению сельскохозяйственных участков, строительству оросительных систем (каналов), гидротехнических сооружений, дамб и плотин;

о производстве рыбопосадочного материала и товарной рыбы в искусственных водоемах - для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области рыбоводства и рыболовства;

об известковании, заготовке компоста и расчистке производственных площадей от жесткой растительности - для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области рыбоводства и рыболовства;

о ходе разгрузки зимовальных прудов и результатах зарыбления выростных и нагульных прудов - для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области рыбоводства и рыболовства;

о результатах контрольного лова в нагульных и выростных прудах - для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области рыбоводства и рыболовства;

о результатах облова выростных и нагульных прудов - для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области рыбоводства и рыболовства.

13. Для целей настоящего постановления используются термины и их определения в значениях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. №347.

14. Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий подпрограмм Государственной программы, целевое и эффективное использование предусмотренных на их реализацию финансовых средств на руководителей государственных органов и организаций, определенных в пункте 2 настоящего постановления.

15. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2021 года №59

Государственная программа "Аграрный бизнес" на 2021-2025 годы

Раздел I.

Глава 1. Общие положения

Государственная программа разработана в целях повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса, развития конкурентоспособного и экологически безопасного сельского хозяйства, ориентированного на укрепление продовольственной безопасности Республики Беларусь, обеспечения полноценного питания и здорового образа жизни населения, сохранения и развития сельской местности.

Государственная программа соответствует приоритетам социально-экономического развития Республики Беларусь до 2025 года.

Реализация Государственной программы будет способствовать достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года №70/1 "Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года" (далее - Цели устойчивого развития), в том числе по ликвидации голода, обеспечению продовольственной безопасности и улучшению питания, содействию устойчивому развитию сельского хозяйства.

За период реализации Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. №196 (далее - Государственная программа на 2016-2020 годы), полностью обеспечена продовольственная безопасность страны.

Рост валовой продукции сельского хозяйства за 2016-2020 годы по сравнению с 2015 годом составил 12,2 процента, в том числе продукции растениеводства - 18,4 процента, животноводства - 6,9 процента.

В 2020 году по сравнению с 2015 годом увеличено производство зерна (темп роста - 101,3 процента), рапса (191,4 процента), сахарной свеклы (121,5 процента), льноволокна (116,6 процента), овощей (103,8 процента), плодов (148,1 процента).

В животноводстве в хозяйствах всех категорий произведено в среднем за год (выращено) скота и птицы - 1,8 млн. тонн (103,5 процента к 2015 году), молока - 7,3 млн. тонн (104,9 процента), продуктивность дойного стада увеличилась с 4764 килограммов от коровы в 2015 году до 5314 килограммов в 2020 году.

В 2020 году темп роста валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 104,9 процента к 2019 году, в том числе продукции растениеводства - 106,1 процента, животноводства - 103,7 процента.

Рост обеспечен за счет производства 8,8 млн. тонн зерна (118,9 процента к 2019 году), рапса - 731 тыс. тонн (126,5 процента), плодов и ягод - 819 тыс. тонн (142,5 процента), льноволокна - 47,8 тыс. тонн (103,3 процента), молока - 7,8 млн. тонн (105 процентов), продукции выращивания скота и птицы - 1,8 млн. тонн (102,7 процента).

Снижено к 2019 году производство картофеля - 5,2 млн. тонн (85,7 процента), овощей - 1,8 млн. тонн (95,6 процента), сахарной свеклы - 4 млн. тонн (81,1 процента), яиц - 3,5 млн. штук (99,3 процента).

За 2016-2020 годы в республике построено и реконструировано более 400 молочнотоварных ферм. В результате около 70 процентов молока производится на молочнотоварных фермах с современными технологиями. Удой на корову преодолел 5-тысячный рубеж (плюс 550 килограммов к 2015 году). В молочной отрасли создано одно из самых эффективных производств в агропромышленном комплексе.

Введены в эксплуатацию 16 новых свиноводческих комплексов, работающих по самым современным технологиям. Производственные показатели на этих комплексах не уступают мировым, среднесуточный привес свиней на выращивании и откорме составляет на них более 700 граммов. В целом по республике в 2020 году среднесуточный привес свиней составил 622 грамма (плюс 44 грамма к 2015 году).

В 2019 году организациями Республики Беларусь экспортировано продукции на сумму 5536,8 млн. долларов США, темп роста по сравнению с 2015 годом составил 124,3 процента (прирост плюс 1083,8 млн. долларов США). Сальдо внешнеторговой деятельности сложилось положительным и составило 881 млн. долларов США (в 2015 году данный показатель составлял 4,6 млн. долларов США). Доля сельскохозяйственной продукции в совокупном объеме экспорта страны за 2019 год составила 16,8 процента, увеличившись на 1,2 процентного пункта по отношению к 2018 году (плюс 0,1 процентного пункта к уровню 2015 года).

Впервые в стране реализация племенной продукции и материалов на экспорт в 2019 году превысила 1,3 млн. долларов США (основные страны - Грузия, Узбекистан, Казахстан, Россия).

В то же время география экспорта расширяется, по итогам 2019 года поставки осуществляются в 104 страны мира по сравнению с 78 в 2015 году.

По итогам 2020 года экспорт оценивается на уровне 5,77 млрд. долларов США, или 104,2 процента к 2019 году.

Выполнено задание Государственной программы на 2016-2020 годы по производству (выращиванию) птицы на уровне 3,4 млн. тонн (109,7 процента), овощей - 9,2 млн. тонн (114,5 процента), плодов и ягод - 3,5 млн. тонн (143,1 процента).

Объемы производства молока к заданию составили 90,4 процента, крупного рогатого скота - 90,7 процента, свиней - 93,9 процента, зерна - 80,3 процента, рапса - 67,1 процента, сахарной свеклы - 94,6 процента, льноволокна - 78,9 процента, картофеля - 99,8 процента.

По итогам пятилетки коэффициент выполнения доведенного сводного целевого показателя - отношение кредиторской задолженности и задолженности по кредитам и займам к выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в сельском хозяйстве составит 1.

Производительность труда в сельском хозяйстве за 2016-2020 годы согласно оценке составит 105,9 процента при задании 106,6 процента, в том числе за 2020 год - 106,3 процента при задании 105,5 процента.

Темп роста экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания прогнозируется на уровне 106,1 процента при задании 107,1 процента, в том числе в 2020 году - 104,2 процента при задании 108,8 процента.

Из 11 целевых показателей за 2016-2020 годы оценивается выполнение:

подпрограммы 1 "Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" - индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2020 году к 2015 году составит 118,4 процента при задании 109,3 процента;

подпрограммы 2 "Развитие селекции и семеноводства" - объем реализации научными и элитпроизводящими организациями республики семян сельскохозяйственных растений высоких репродукций составит 223,6 тыс. тонн при задании 206,5 тыс. тонн, в том числе в 2020 году - 52 тыс. тонн при таком же задании;

подпрограммы 4 "Развитие племенного дела в животноводстве" - темп роста численности коров молочных и специализированных мясных пород селекционных стад, чистопородных свиноматок и овцематок в племенных хозяйствах в 2020 году к 2015 году составит 125,3 процента при задании 125 процентов;

подпрограммы 5 "Развитие рыбохозяйственной деятельности" - объем производства рыбных ресурсов в водных объектах республики составит 76,5 тыс. тонн при задании 76,1 тыс. тонн, в том числе в 2020 году - 16,5 тыс. тонн при задании 18,2 тыс. тонн;

подпрограммы 6 "Техническое переоснащение и информатизация агропромышленного комплекса" - энерговооруженность труда в организациях, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства, составит 71,2 лошадиной силы при задании 71 лошадиная сила, в том числе в 2020 году - 75 лошадиных сил при таком же задании;

подпрограммы 7 "Инженерные противопаводковые мероприятия" - площадь защиты населенных пунктов и сельскохозяйственных земель от паводков в наиболее паводкоопасных районах Полесья составит 10,7 тыс. гектаров при задании 10,6 тыс. гектаров, в том числе в 2020 году - 1,8 тыс. гектаров при таком же задании;

подпрограммы 8 "Сохранение и использование мелиорированных земель" - ввод в сельскохозяйственный оборот реконструированных мелиоративных систем и вновь мелиорированных сельскохозяйственных земель составит 178,9 тыс. гектаров при задании 147,1 тыс. гектаров, в том числе в 2020 году - 31 тыс. гектаров при задании 26,3 тыс. гектаров;

подпрограммы 10 "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования" - индекс производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2020 год к 2015 году составит 172 процента при задании 165,2 процента;

подпрограммы 12 "Обеспечение общих условий функционирования агропромышленного комплекса" - индекс валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве в сопоставимых ценах в 2020 году к 2015 году составит 112,2 процента при задании 111,4 процента.

В связи с ежегодным отставанием от плановых заданий за срок реализации Государственной программы на 2016-2020 годы оценивается невыполнение показателей:

подпрограммы 3 "Развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" - индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий в 2020 году к 2015 году сложится на уровне 107 процентов при задании 118,3 процента;

подпрограммы 9 "Структурные преобразования в агропромышленном комплексе" - целевой показатель по рентабельности продаж в сельском хозяйстве составит 5,5 процента при задании 10 процентов.

В 2021-2025 годах будет продолжена реализация мероприятий Государственной программы на 2016-2020 годы.

Глава 2. Цель, задачи и структура Государственной программы

Целями Государственной программы являются повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, наращивание экспортного потенциала, развитие экологически безопасного сельского хозяйства, ориентированного на укрепление продовольственной безопасности страны, обеспечение полноценного питания и здорового образа жизни населения.

Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Государственная программа включает в себя следующие подпрограммы:

подпрограмма 1 "Развитие растениеводства, переработки и реализация продукции растениеводства" (заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Минский горисполком, облисполкомы, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности);

подпрограмма 2 "Развитие семеноводства сельскохозяйственных растений" (заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы);

подпрограмма 3 "Развитие животноводства, переработки и реализация продукции животноводства" (заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы);

подпрограмма 4 "Развитие племенного дела в животноводстве" (заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы);

подпрограмма 5 "Развитие рыбохозяйственной деятельности" (заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия, облисполкомы);

подпрограмма 6 "Инженерные противопаводковые мероприятия" (заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия); заказчики в строительной деятельности - исполнители мероприятий по строительству объектов противопаводковой защиты в наиболее паводкоопасных районах Полесья, а также по завершении ранее начатого строительства объектов противопаводковой защиты, предусмотренных в подпрограмме 7 "Инженерные противопаводковые мероприятия" Государственной программы на 2016-2020 годы);

подпрограмма 7 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения" (заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия, облисполкомы; заказчики в строительной деятельности - исполнители мероприятий по строительству, в том числе реконструкции, осушительных, осушительно-увлажнительных систем и основных сооружений мелиоративных и водохозяйственных систем, выполнению работ (услуг) по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных сооружений, а также в прудах рыбоводных организаций и на водохозяйственных системах, включая работу насосных станций по заполнению водой водохранилищ, прудов, ведение государственного учета мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, проведение инвентаризации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений);

подпрограмма 8 "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования" (заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия, облисполкомы, Государственный комитет по имуществу, Белорусский республиканский союз потребительских обществ);

подпрограмма 9 "Обеспечение общих условий функционирования агропромышленного комплекса" (заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия, облисполкомы, Минский горисполком, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ; заказчики мероприятия в сфере информатизации "Разработка, внедрение и сопровождение информационных технологий в агропромышленном комплексе" в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2014 г. №612 "Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций" - Министерство сельского хозяйства и продовольствия, облисполкомы, государственные юридические лица, в том числе учреждения образования, подчиненные названному Министерству, и хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь, обладая акциями (долями в уставных фондах), переданными в управление Министерству сельского хозяйства и продовольствия, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами).

Для достижения намеченной цели предполагается решение следующих задач:

достижение объемов и структуры производства продукции растениеводства, позволяющих сбалансировать спрос и предложение по важнейшим видам продукции;

обеспечение научными и элитпроизводящими организациями республики производства и реализации оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений высокопродуктивных сортов под полную потребность сельскохозяйственных организаций республики;

достижение объемов и структуры производства продукции животноводства, позволяющих сбалансировать спрос и предложение по важнейшим видам продукции;

увеличение численности поголовья племенных животных, позволяющее нарастить объемы реализации племенной продукции (материала);

обеспечение производства прудовой и озерно-речной рыбы, а также ценных видов рыб;

обеспечение инженерной защиты сельскохозяйственных земель от затоплений и подтоплений;

восстановление потребительских качеств мелиоративных систем, утраченных за продолжительный период эксплуатации, и вовлечение мелиорированных земель в сельскохозяйственный оборот;

увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах;

создание условий для устойчивого и динамичного развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

В рамках решения названных задач планируется достижение сводных целевых показателей Государственной программы и целевых показателей ее подпрограмм. Сведения о сводных целевых показателях, характеризующих цель Государственной программы, и целевых показателях, характеризующих ее задачи, и их значениях приведены согласно приложению 1.

Глава 3. Финансовое обеспечение Государственной программы

Финансовое обеспечение реализации Государственной программы согласно приложению 2 составит:

в 2021 году - 52 036 553 759,29 рубля;

в 2022 году - 54 005 955 748,23 рубля;

в 2023 году - 56 435 651 777,5 рубля;

в 2024 году - 59 460 965 556,15 рубля;

в 2025 году - 62 203 697 650,2 рубля.

Всего в 2021-2025 годах финансовое обеспечение составит 284 135 324 491,37 рубля, в том числе:

3 975 048 406 рублей - средства республиканского бюджета, из них 382 687 552 рубля - субвенции, передаваемые из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей на финансирование расходов по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности;

4 696 777 572,77 рубля - средства местных бюджетов, включая бюджет г. Минска, из них 50 100 000 рублей - местные бюджеты в рамках инвестиционных программ;

32 164 921 650 рублей - кредиты банков, из них 116 431 500 рублей - кредиты на льготных условиях;

755 919 862,6 рубля - кредиты открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", из них 83 665 050 рублей - государственная финансовая поддержка в виде кредитов;

242 542 657 000 рублей - собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства (далее - собственные средства).

Кроме того, на финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы могут быть направлены средства из иных источников, не запрещенных законодательством.

Объемы финансирования мероприятий Государственной программы ежегодно уточняются после их определения в Законе о республиканском бюджете, Государственной инвестиционной программе, законодательных актах о бюджетах государственных внебюджетных фондов и решениях местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, внесения изменений и (или) дополнений в указанные законодательные акты и решения, в том числе после уточнения показателей республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы за счет кредитов банков и открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" осуществляется согласно приложению 3.

Глава 4. Основные риски при выполнении программы. Механизмы управления рисками

К основным рискам, которые могут оказать негативное влияние на достижение целей и решение задач Государственной программы, относятся:

природно-климатические риски, обусловленные биологической природой используемых в сельском хозяйстве ресурсов и расположением Республики Беларусь в зоне рискованного земледелия, что способно привести к сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, снижению эффективности хозяйствования субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, а также увеличению объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

торгово-экономические риски, предусматривающие ценовые колебания на внутреннем агропродовольственном рынке, структурные изменения потребительских предпочтений, ограниченность каналов сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, что может явиться причиной снижения финансовой устойчивости организаций, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства;

макроэкономические риски, причиной которых являются мировая финансовая нестабильность, снижение темпов роста экономики Республики Беларусь и уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции, девальвация и деноминация национальной валюты, рост тарифов и цен на энергоресурсы, оборудование, минеральные удобрения, корма и другие материально-технические средства, что может оказать негативное влияние на возможность финансирования мероприятий подпрограмм Государственной программы из различных источников в запланированных объемах, а также ценовую конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

внешнеторговые риски, проявляющиеся в неблагоприятном изменении конъюнктуры мирового агропродовольственного рынка (обострение конкуренции, ценовые колебания) и способные затруднить достижение намеченных показателей по экспорту сельскохозяйственных и продовольственных товаров, а также связанные с возможным изменением торгово-политического режима и таможенной политики Республики Беларусь в связи с членством в Евразийском экономическом союзе и планируемым вступлением в Всемирную торговую организацию;

социальные риски, обусловленные снижением уровня доходов населения, усилением социальной непривлекательности условий проживания в сельской местности, увеличением разрыва между уровнем жизни в городе и на селе.

Недостаток собственных оборотных средств сельскохозяйственных организаций, а также средств из других источников (бюджетные средства, кредиты на льготных условиях) для приобретения организациями, осуществляющими деятельность в области сельского хозяйства, минеральных удобрений, средств защиты растений, горюче-смазочных материалов и других ресурсов, а также отсутствие финансовых средств для модернизации агропромышленного комплекса могут негативно отразиться на соблюдении технологических регламентов производства сельскохозяйственной продукции и привести к снижению урожайности сельскохозяйственных растений, продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы. В результате к 2025 году риск недобора продукции растениеводства оценивается в размере более 6 процентов по сравнению с уровнем 2020 года, продукции животноводства - около 2 процентов.

Управление рисками при реализации мероприятий подпрограмм Государственной программы будет осуществляться путем оперативного консультирования всех исполнителей подпрограмм по вопросам их выполнения, проведения мониторинга оценки текущей ситуации для своевременного принятия управленческих решений, выработки прогнозов и рекомендаций в сфере управления и регулирования агропромышленного комплекса.

В целях минимизации рисков предусматривается принятие мер по:

распределению и (или) перераспределению финансовых средств по этапам реализации мероприятий подпрограмм Государственной программы;

ежегодному уточнению объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограмм Государственной программы;

осуществлению в рамках реализации Государственной программы мониторинга ситуации на мировом агропродовольственном рынке и рынке государств - членов Евразийского экономического союза;

внедрению методов стимулирования агропромышленного комплекса, согласующихся с методами, признанными в рамках соглашений Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза, развитию межгосударственного и государственно-частного партнерства.

Глава 5. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в пять этапов исходя из достижения установленных значений каждого из сводных целевых показателей Государственной программы и целевых показателей ее подпрограмм.

На первом этапе осуществляется оценка эффективности каждой подпрограммы на основе оценки степени достижения плановых значений целевых показателей, характеризующих задачу каждой подпрограммы Государственной программы, по следующей формуле:

Формула 1 к Пост №59

где СД - степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы Государственной программы;

ЗПф - фактически достигнутое на конец отчетного периода значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы Государственной программы;

ЗПп - плановое значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы Государственной программы.

Если значение СД больше 1, то при расчете степени достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы Государственной программы, значение СД принимается равным 1.

Эффективность реализации подпрограммы Государственной программы признается высокой, если значение СД составляет не менее 0,9.

Эффективность реализации подпрограммы Государственной программы признается средней, если значение СД находится в интервале от 0,8 включительно до 0,9.

Эффективность реализации подпрограммы Государственной программы признается удовлетворительной, если значение СД находится в интервале от 0,7 включительно до 0,8.

В случае, когда значение СД составляет менее 0,7, эффективность реализации подпрограммы Государственной программы признается неудовлетворительной.

На втором этапе оценивается степень достижения цели Государственной программы по следующей формуле:

Формула 2 к Пост №59

где СДцгп - степень достижения цели Государственной программы;

ЗП1ф и ЗП2ф - фактически достигнутые значения сводных целевых показателей, характеризующих цель Государственной программы;

ЗП1п и ЗП2п - плановые значения сводных целевых показателей, характеризующих цель Государственной программы.

Если значение СДцгп больше 1, то при расчете степени достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, значение СДцгп принимается равным 1.

На третьем этапе оценивается средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач ее подпрограмм по следующей формуле:

Приложение 3 к Пост №59

где СУгп - средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач ее подпрограмм;

СД - степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы Государственной программы;

СДцгп - степень достижения цели Государственной программы;

n - количество подпрограмм Государственной программы.

На четвертом этапе определяется степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы его плановому объему финансирования в отчетном году по следующей формуле:

СС = Фф / Фпл,

где СС - степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы его плановому объему финансирования в отчетном году;

Фф - фактический объем финансирования Государственной программы в отчетном году;

Фпл - плановый объем финансирования Государственной программы в отчетном году.

На пятом этапе определяется эффективность реализации Государственной программы по следующей формуле:

Эгп = СУгп / СС,

где Эгп - эффективность реализации Государственной программы;

СУгп - средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач ее подпрограмм;

СС - степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы его плановому объему финансирования в отчетном году.

Эффективность реализации Государственной программы признается высокой, если значение Эгп составляет не менее 0,95.

Эффективность реализации Государственной программы признается средней, если значение Эгп находится в интервале от 0,9 включительно до 0,95.

Эффективность реализации Государственной программы признается удовлетворительной, если значение Эгп находится в интервале от 0,8 включительно до 0,9.

В случае, когда значение Эгп составляет менее 0,8, эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной.

Оценка эффективности реализации Государственной программы в 2021-2025 годах осуществляется за отчетный год, а также за предшествующие годы, в течение которых реализовывалась Государственная программа, с учетом особенностей, указанных в частях восемнадцатой - двадцать третьей настоящей главы.

Для оценки степени достижения целевых показателей, характеризующих результат предпринятых мер в течение года и имеющих абсолютные значения, суммируются фактические значения по каждому году анализируемого периода и сопоставляются с суммой плановых значений за аналогичный период (целевые показатели подпрограммы 2 "Развитие селекции и семеноводства", подпрограммы 5 "Развитие рыбохозяйственной деятельности", подпрограммы 6 "Инженерные противопаводковые мероприятия", подпрограммы 7 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения").

Для оценки степени достижения показателей, отражающих результат предпринятых мер за анализируемый период с начала реализации Государственной программы, сопоставляются фактические и плановые значения показателя за последний год анализируемого периода (сводные целевые показатели по темпу роста экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья и рентабельности продаж в сельском хозяйстве, целевые показатели подпрограммы 1 "Развитие растениеводства, переработки и реализация продукции растениеводства", подпрограммы 3 "Развитие животноводства, переработки и реализация продукции животноводства", подпрограммы 4 "Развитие племенного дела в животноводстве", подпрограммы 8 "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования", подпрограммы 9 "Обеспечение общих условий функционирования агропромышленного комплекса").

Для показателей, которые были отменены или установлены не с начала реализации Государственной программы, оценка степени достижения осуществляется за период, на который они были установлены.

При оценке степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы (подпрограммы) запланированному объему финансирования за весь анализируемый период с начала реализации Государственной программы сопоставляются суммарные значения фактического и планового объемов финансирования Государственной программы (подпрограммы) каждого года анализируемого периода соответственно.

Выполнение мероприятий подпрограмм Государственной программы, характеризующих результат предпринятых мер в течение года, оценивается исходя из степени:

освоения финансовых средств - для мероприятий, предполагающих финансирование текущей деятельности;

удовлетворения потребности (заявок) на соответствующий год - для мероприятий, предполагающих выплату надбавок и компенсацию потерь;

годовых объемов работ или достижения процента готовности объекта - для мероприятий по строительству (реконструкции) при определении годовых объемов работ или процентов готовности объектов.

Государственная программа признается:

высокоэффективной при условии выполнения запланированных объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также выполнения не менее 90 процентов плановых значений сводных целевых и целевых показателей и не менее 90 процентов мероприятий;

среднеэффективной при условии выполнения запланированных объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также выполнения не менее 80 процентов плановых значений сводных целевых и целевых показателей и не менее 80 процентов мероприятий.

Глава 6. Ожидаемые результаты

Реализация Государственной программы будет способствовать:

повышению эффективности производства сельскохозяйственной продукции за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих сокращение материальных и трудовых затрат, снижения себестоимости, улучшения качества продукции для поддержания ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

укреплению сырьевой базы агропромышленного производства на основе интенсификации, концентрации, совершенствования специализации и размещения, в том числе посредством формирования высокоэффективных устойчивых сырьевых зон;

модернизации действующих и развитию новых конкурентоспособных производств, повышению конкурентоспособности продукции пищевой промышленности;

цифровизации отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса, направленной на повышение устойчивости функционирования и внедрение инновационных технологий и бизнес-моделей;

развитию селекции и генетики для нужд устойчивого сельского хозяйства;

сохранению, восстановлению, улучшению, повышению плодородия и рациональному использованию сельскохозяйственных земель;

формированию, модернизации и развитию инфраструктуры агропромышленного комплекса, соответствующей уровню производственного потенциала и требованиям мирового и рынка ЕАЭС, обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей на этапах снабжения, закупок, сбыта и продвижения;

созданию благоприятных условий для развития предпринимательства в сельском хозяйстве;

проведению финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций путем реструктуризации долгов и привлечения инвесторов согласно указам Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. №253 "О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций", от 2 октября 2018 г. №399 "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций", от 25 февраля 2020 г. №70 "О развитии агропромышленного комплекса Витебской области".

Объемы производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий приведены согласно приложению 4.

При условии достижения целевых объемов производства сельскохозяйственной продукции и благоприятной ценовой конъюнктуре прогнозируется увеличение экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2025 году на 21,3 процента к 2020 году (до 7 млрд. долларов США).

Реализация мероприятий Государственной программы позволит к концу 2025 года обеспечить рентабельность продаж в сельском хозяйстве на уровне не менее 10 процентов.

Раздел II.

Глава 7. Подпрограмма 1 "Развитие растениеводства, переработки и реализация продукции растениеводства"

Подпрограмма охватывает зерновой и свеклосахарный подкомплексы, а также подкомплексы кормопроизводства, технических культур, плодоовощеводства, картофелеводства и производства хлебопродуктов.

В настоящее время Республика Беларусь достигла определенного уровня развития растениеводства, который позволяет обеспечивать потребительский рынок страны зерном, картофелем и овощами, перерабатывающие предприятия сырьем (рапс, льноволокно, сахарная свекла), а также создать прочную кормовую базу для развития животноводства. Помимо поддержания продовольственной безопасности страны продукция растениеводства также активно поставляется на экспорт.

Усовершенствование структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур, соблюдение технологических регламентов их возделывания, внедрение инновационных технологий и передового опыта позволило за последние годы увеличить производство основных сельскохозяйственных культур.

В целях обеспечения перерабатывающих предприятий республики (мукомольно-крупяных, масложировых, сахароперерабатывающих, льняных, плодоовощных, спиртовых и других) сельскохозяйственные организации в рамках государственного заказа и на договорной основе обеспечивают их необходимым сырьем для загрузки мощностей, что позволяет удовлетворить потребности внутреннего рынка и обеспечить экспорт продукции.

Развитие растениеводства в 2021-2025 годах предусматривается путем реализации следующих основных направлений:

внедрение зональных систем земледелия с применением ресурсосберегающих технологий, позволяющих сократить материальные и трудовые затраты, ресурсоемкость продукции, повысить производительность труда и эффективность производства продукции растениеводства;

сохранение и повышение почвенного плодородия и рациональное использование сельскохозяйственных земель;

повышение эффективности защиты сельскохозяйственных культур за счет совершенствования технологии их возделывания и оптимизации фитосанитарного состояния, обеспечивающих получение стабильных урожаев сельскохозяйственной продукции при разных погодно-климатических условиях;

использование в сельскохозяйственном производстве республики наиболее интенсивных сортов и гибридов сельскохозяйственных растений;

развитие интенсивного кормопроизводства, обеспечивающего производство высококачественных травяных кормов и создание устойчивой кормовой базы для животноводства;

внедрение элементов системы точного земледелия, освоение новых ресурсосберегающих и наукоемких технологий производства.

Реализация основных направлений развития растениеводства в 2021-2025 годах позволит осуществить наращивание производства растениеводческой продукции для нужд потребительского рынка, обеспечения перерабатывающей промышленности сырьем и создания прочной кормовой базы для общественного животноводства, а также увеличения экспортных поставок.

Задачей настоящей подпрограммы является достижение объемов и структуры производства продукции растениеводства, позволяющих сбалансировать спрос и предложение по важнейшим видам продукции.

В рамках решения этой задачи предусматривается реализация комплекса мероприятий подпрограммы 1 "Развитие растениеводства, переработки и реализация продукции растениеводства" согласно приложению 5.

Финансирование мероприятий, указанных в приложении 5, будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей на финансирование расходов по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, местных бюджетов, кредитных ресурсов, собственных средств сельскохозяйственных организаций, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Целевой показатель настоящей подпрограммы - индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий.

Реализация настоящей подпрограммы будет способствовать:

увеличению объемов производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий на 14,5 процента к уровню 2020 года;

обеспечению производства зерна в объеме не менее 10 млн. тонн, что позволит удовлетворить потребности в сырье организаций, осуществляющих производство хлебопродуктов;

обеспечению производства картофеля в объеме не менее 6 млн. тонн, овощей - 1,9 млн. тонн, плодово-ягодной продукции - 687 тыс. тонн, маслосемян рапса - 820 тыс. тонн, льноволокна - 55 тыс. тонн, сахарной свеклы - 5 млн. тонн, комбикормов - 5,8 млн. тонн, свекловичного сахара до 620 тыс. тонн и сохранению его экспортного потенциала на уровне не менее 239 тыс. тонн;

обеспечению общественного поголовья сельскохозяйственных животных высококачественными, сбалансированными, энергоемкими кормами;

обеспечению потребности внутреннего рынка страны в основных видах плодоовощной продукции.

Организация производства зерна, рапса, сахарной свеклы, льноволокна, картофеля, овощной и плодово-ягодной продукции в хозяйствах всех категорий планируется в объемах, указанных в приложении 4.

Развитие зернового подкомплекса.

Среднегодовой объем производства зерна за 2016-2020 годы составил 7,5 млн. тонн, или 87,1 процента к 2015 году. В 2020 году собрано зерновых и зернобобовых культур 8,8 млн. тонн, или 118,9 процента к 2019 году, при средней урожайности 35 центнеров с гектара по сравнению с 30,4 центнера в 2019 году и 36,5 центнера в 2015 году.

Индикатором развития зернового подкомплекса является достижение к 2025 году:

производства зерна в объеме не менее 10 млн. тонн;

посевной площади зернобобовых растений до 350 тыс. гектаров, площади посевов многолетних трав (преимущественно бобовых) на пашне - до 1 млн. гектаров, что позволит увеличить объемы накопления биологического азота в почве до 100 тыс. тонн, обеспечить до 70 процентов потребности отрасли животноводства в растительном белке и минимизировать закупку белкового сырья по импорту;

урожайности зерновых не менее 40 центнеров с гектара.

Развитие подкомплекса кормопроизводства.

Важной задачей отрасли растениеводства является обеспечение животноводства качественными сбалансированными кормами, которые на 60-70 процентов определяют уровень производства продукции животноводства. За четыре года реализации Государственной программы на 2016-2020 годы рост среднегодового производства травяных кормов составил 105 процентов. В 2020 году прогнозируется дальнейший рост производства данных кормов - не менее 110 процентов к их среднегодовому производству.

На зимне-стойловый период 2019-2020 годов для общественного поголовья скота произведено кормов в пересчете на кормовые единицы 12,3 млн. тонн (106 процентов к уровню 2018 года), в 2020 году произведено 14,4 млн. тонн (117 процентов).

Основными индикаторами подкомплекса кормопроизводства на 2021-2025 годы являются:

обеспечение общественного поголовья крупного рогатого скота высокоэнергетическими сбалансированными кормами путем производства ежегодно не менее 45 центнеров кормовых единиц на условную голову, из них травяных кормов - не менее 38 центнеров, включая заготовку кормов на зимне-стойловый период в объеме не менее 28 центнеров кормовых единиц на условную голову;

заготовка сенажа в полимерную пленку ежегодно на уровне не менее 9 процентов от общего объема заготовки;

увеличение к концу 2025 года площади посевов многолетних трав не менее 1 млн. гектаров, из которых доля бобовых и бобово-злаковых трав должна составлять до 90 процентов;

перезалужение лугопастбищных угодий, из которых доля бобовых и бобово-злаковых трав должна составлять не менее 50 процентов;

повышение продуктивности кормовых угодий;

обеспечение поставок шрота (жмыха) рапсового на внутренний рынок с учетом встречной поставки белкового сырья за заготовленные маслосемена рапса, в том числе путем заключения организациями-заготовителями с сельскохозяйственными предприятиями договоров на поставку шрота, в которых зафиксирована цена шрота в процентном соотношении к цене поставляемых маслосемян рапса;

обеспечение не менее 70 процентов потребности отрасли животноводства в отечественном растительном белке.

Развитие свеклосахарного подкомплекса.

Среднегодовой объем производства сахарной свеклы за 2016-2020 годы составил 4,6 млн. тонн, или 139,5 процента к 2015 году. В 2020 году сбор сахарной свеклы составил 4 млн. тонн, или 81,1 процента к 2019 году, при средней урожайности 482 центнера с гектара по сравнению с 519 центнерами в 2019 году и 330 центнерами в 2015 году.

Индикаторами развития свеклосахарного подкомплекса на 2021-2025 годы являются:

достижение объемов производства к 2025 году сахарной свеклы в хозяйствах всех категорий на уровне не менее 5 млн. тонн при средней урожайности 526 центнеров с гектара на площади 93 тыс. гектаров;

обеспечение сахаристости не менее 17 процентов;

установление оптимального срока переработки сахарной свеклы - 105-110 суток с отказом от ее заготовки и переработки в ранние (до 20 сентября) и поздние (январь) сроки;

осуществление заготовки и переработки сахарной свеклы с поддержанием 3-суточного запаса сырья в организациях сахарной отрасли на протяжении всего производственного сезона.

Развитие подкомплекса технических культур.

Рапс является основной масличной культурой в Республике Беларусь, который служит источником производства растительного масла и белкового сырья.

В республике стабилизирована площадь посевов рапса на оптимальном уровне (с учетом требований севооборотов) - не менее 8 процентов от площади пашни.

Среднегодовой объем производства маслосемян рапса за 2016-2020 годы составил 525,6 тыс. тонн, или 137,6 процента к 2015 году. В 2020 году сбор рапса составил 731 тыс. тонн, или 126,5 процента к 2019 году, при средней урожайности 20,6 центнера с гектара по сравнению с 16,8 центнера в 2019 году и 15,7 центнера в 2015 году.

Отмечается ежегодный рост производства льноволокна с 41 тыс. тонн в 2015 году до 47,8 тыс. тонн в 2020 году. Темп роста к 2015 году составил 116,6 процента, к 2019 году - 103,3 процента.

Индикаторами развития подкомплекса технических культур на 2021-2025 годы являются производство к 2025 году объемов маслосемян рапса до 820 тыс. тонн (112 процентов к уровню 2020 года) при урожайности 18,2 центнера с гектара, льноволокна - до 55 тыс. тонн (115 процентов) при урожайности не менее 10 центнеров с гектара.

Развитие подкомплексов плодоовощеводства и картофелеводства.

Среднегодовой объем производства картофеля за 2016-2020 годы составил 5,9 млн. тонн, что соответствует уровню 2015 года. В 2020 году сбор картофеля составил в 5,2 млн. тонн, или 85,7 процента к 2019 году, при средней урожайности 206 центнеров с гектара по сравнению с 229 центнерами в 2019 году и 194 центнерами в 2015 году.

Устойчивую положительную тенденцию развития имеет плодоовощеводство. При средней урожайности 279 центнеров с гектара среднегодовой сбор овощей в течение пятилетки составил 1,8 млн. тонн, что на 109,1 процента больше, чем в 2015 году. В 2020 году сбор овощей составил 1,75 млн. тонн, или 95,6 процента к 2019 году, при средней урожайности 277 центнеров с гектара по сравнению с 284 центнерами в 2019 году и 245 центнерами в 2015 году.

Значительное внимание уделяется вопросам наращивания производства отечественной плодово-ягодной продукции. Ежегодно закладывается не менее 500 гектаров садов. За 2016-2020 годы заложено 4,4 тыс. гектаров многолетних насаждений.

Среднегодовой объем производства фруктов и ягод за 2016-2020 годы составил 699 тыс. тонн, или 126,5 процента к 2015 году. В 2020 году собрано 819 тыс. тонн, или 142,5 процента к 2019 году, при средней урожайности 97,4 центнера с гектара по сравнению с 64,7 центнера в 2019 году и 64,2 центнера в 2015 году.

Индикаторами развития подкомплексов плодоовощеводства и картофелеводства на 2021-2025 годы являются:

производство к концу 2025 года картофеля в объеме 6 млн. тонн в хозяйствах всех категорий, из них в общественном секторе - 1,2 млн. тонн при средней урожайности 305 центнеров с гектара, площадь посадки - 38 тыс. гектаров;

производство к концу 2025 года овощей в объеме 1,9 млн. тонн в хозяйствах всех категорий, из них в общественном секторе - 0,6 млн. тонн при средней урожайности 335 центнеров с гектара, площадь посева овощей в открытом грунте - 14,8 тыс. гектаров;

производство к концу 2025 года плодово-ягодной продукции в объеме 687 тыс. тонн в хозяйствах всех категорий, из них в общественном секторе - 240 тыс. тонн при средней урожайности 100 центнеров с гектара, площадь насаждений - 24 тыс. гектаров;

концентрация производства в организациях, осуществляющих деятельность по производству картофеля, овощей, плодов и ягод, до 80 процентов от общего объема производства в общественном секторе;

осуществление посадки плодово-ягодных культур и ухода за ними на площади 2,5 тыс. гектаров (500 гектаров в год).

Развитие подкомплекса производства хлебопродуктов.

В Республике Беларусь мощностей по производству мукомольно-крупяной продукции, хлебобулочных изделий, комбикормов достаточно для обеспечения потребности внутреннего рынка в данной продукции.

В 2020 году производство мукомольной продукции составило 543 тыс. тонн, или 100,6 процента к уровню 2019 года, крупяной продукции - 41 тыс. тонн, или 123 процента (увеличены объемы производства крупы гречневой более чем в 2 раза), хлеба и мучных кондитерских изделий - 408,3 тыс. тонн, или 94,8 процента, комбикормов - 4829 тыс. тонн, или 100 процентов.

Индикатором развития подкомплекса по производству хлебопродуктов на 2021-2025 годы является стабилизация объемов производства хлебобулочных изделий на уровне 2020 года под полную потребность рынка, увеличение к концу 2025 года на 14,7 процента объема производства муки, 25,5 процента крупы, 20 процентов производства комбикормов.

В целях расширения ассортимента мукомольно-крупяной продукции и повышения ее конкурентоспособности будет продолжена работа по техническому переоснащению действующих мукомольных и крупяных производств.

В 2025 году планируется обеспечить внутренний рынок в полном объеме мукомольно-крупяной продукцией, в том числе импортозамещающей, из зерна, выращиваемого в республике.

В целях обеспечения ежегодно растущей потребности общественного животноводства в комбикормах на 2020-2025 годы запланировано внедрение новых технологий в производство комбикормов, которые позволят обеспечить высокое качество комбикормов, нарастить объемы их производства, увеличить производительность труда, снизить издержки производства комбикормовой продукции, численность работников, ресурсоемкость и энергоемкость продукции.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2016 г. №300 "Об организации высокотехнологичного агропромышленного производства полного цикла" закрытым акционерным обществом "Белорусская национальная биотехнологическая корпорация" осуществляется реализация инвестиционного проекта "Организация высокотехнологичного агропромышленного производства полного цикла на 2016-2032 годы" в Пуховичском районе Минской области, которым предусмотрено строительство завода по производству лизина мощностью 77 тыс. тонн в год, завода по производству L-треонина - 8,1 тыс. тонн в год и L-триптофана - 1,6 тыс. тонн в год, завода по производству комбикормов - 900 тыс. тонн в год и премиксов - 158 тыс. тонн в год. Ввод в эксплуатацию производственных объектов предусмотрен в 2020-2021 годах.

Глава 8. Подпрограмма 2 "Развитие семеноводства сельскохозяйственных растений"

В Республике Беларусь деятельность по семеноводству сельскохозяйственных растений осуществляется в соответствии с действующим законодательством и международными договорами в области семеноводства сельскохозяйственных растений.

Семеноводство сельскохозяйственных растений является одним из основных стратегических направлений государственной политики, позволяющим обеспечить получение высокой урожайности растениеводческой продукции и как результат наибольший валовой сбор растительной продукции, что в свою очередь гарантирует продовольственную безопасность страны.

Основными направлениями в области семеноводства сельскохозяйственных растений являются: селекция и первичное семеноводство растений, государственное сортоиспытание растений и последующее внедрение в производство сортов растений с наилучшими качественными показателями в целях проведения сортосмены и сортообновления семян растений в требуемых объемах.

При проведении сортосмены и сортообновления семян сельскохозяйственных растений организациями республики осуществляется замена (обновление) сортов растений на сорта, имеющие более высокие качественные характеристики и отличающиеся наиболее высокой урожайностью получаемой продукции.

В рамках основной деятельности около 11 научных организаций занимаются селекцией и первичным семеноводством сельскохозяйственных растений под потребность республики, результатом которой является создание и районирование высокопродуктивных сортов растений для использования их на территории республики. Произведенные научными организациями оригинальные и элитные семена реализовываются 334 организациям республики, осуществляющим на соответствующей территории областей деятельность по семеноводству элиты сельскохозяйственных растений (далее - элитпроизводящие организации), в целях последующего размножения их и реализации субъектам хозяйствования республики для использования на посев и получения валовой продукции.

По результатам анализа по семеноводству сельскохозяйственных растений за 2016-2020 годы в целом по республике отмечено увеличение объема использования на посев семян высших репродукций, соответственно расширены площади элитных посевов до 15 процентов при нормативе 12 процентов (к уровню 2015 года увеличение составляет до 7 процентов в общем посеве). По республике отмечен рост урожайности растительной продукции. Вместе с тем рядом регионов республики требуемый объем элитных семян сельскохозяйственных растений высокопродуктивных сортов не используется на посев, что соответственно отражается на недоборе объема производства продукции растениеводства в регионе и республике в целом.

Также в рамках реализации мероприятий Государственной программы на 2016-2020 годы 11 территориальными организациями сортоиспытания и 6 областными государственными инспекциями по семеноводству, карантину и защите растений приобретены современная селекционно-семеноводческая техника и оборудование, лабораторное оборудование и приборы, что в целом позволяет на высоком технологическом уровне проводить мероприятия по испытанию и охране сортов растений, получать достоверные сведения по сортовым и посевным качествам семян растений.

Развитие семеноводства в 2021-2025 годах предусматривается путем реализации следующих основных направлений:

формирование развитой конкуренции в области семеноводства сельскохозяйственных растений среди производителей семян;

внедрение и использование в сельскохозяйственном производстве республики новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных растений, устойчивых к неблагоприятным факторам окружающей среды;

освоение и внедрение в сельскохозяйственное производство современных технологий по производству, доработке, использованию и хранению семян сельскохозяйственных растений;

развитие, совершенствование и использование современных методов по определению сортовых и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений, а также проведению мероприятий по испытанию и охране сортов растений, широко используемых в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Задачей настоящей подпрограммы является обеспечение научными и элитпроизводящими организациями республики производства и реализации оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений высокопродуктивных сортов под полную потребность сельскохозяйственных организаций республики.

В рамках решения этой задачи предусматривается реализация комплекса мероприятий подпрограммы 2 "Развитие семеноводства сельскохозяйственных растений" согласно приложению 6.

Финансирование мероприятий, указанных в приложении 6, предусматривается за счет средств республиканского и местных бюджетов, собственных средств сельскохозяйственных организаций, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Целевой показатель настоящей подпрограммы - объем реализации научными и элитпроизводящими организациями республики оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений под потребность сельскохозяйственных организаций республики.

Реализация мероприятий настоящей подпрограммы будет способствовать:

обеспечению использования субъектами хозяйствования республики на посев оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений в объемах не менее 10-12 процентов в структуре посевных площадей;

обеспечению научными организациями производства и реализации на внутреннем рынке оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений высокопродуктивных сортов под потребность элитпроизводящих организаций республики для последующего осуществления семеноводства данных сортов;

обеспечению производства и реализации элитпроизводящими организациями на внутреннем рынке республики качественных элитных семян, в том числе семян элиты сельскохозяйственных растений, высокопродуктивных сортов для нужд сельскохозяйственных организаций республики, а также поставки на экспорт;

увеличению объема производства семеноводческой и иной растительной продукции высокого качества для собственных нужд, что позволит сократить приобретение ее по импорту.

Объем реализации научными и элитпроизводящими организациями республики оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений под потребность сельскохозяйственных организаций республики составит в 2025 году 52 тыс. тонн.

Глава 9. Подпрограмма 3 "Развитие животноводства, переработки и реализация продукции животноводства"

Достигнутый уровень производства продукции животноводства обеспечивает поддержание продовольственной безопасности страны и устойчивый рост экспорта продукции.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Государственная программа "Аграрный бизнес" на 2021-2025 годы Раздел I. Глава 1. Общие положения Глава 2. Цель, задачи и структура Государственной программы Глава 3. Финансовое обеспечение Государственной программы Глава 4. Основные риски при выполнении программы. Механизмы управления рисками Глава 5. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы Глава 6. Ожидаемые результаты Раздел II. Глава 7. Подпрограмма 1 "Развитие растениеводства, переработки и реализация продукции растениеводства" Глава 8. Подпрограмма 2 "Развитие семеноводства сельскохозяйственных растений" Глава 9. Подпрограмма 3 "Развитие животноводства, переработки и реализация продукции животноводства" Глава 10. Подпрограмма 4 "Развитие племенного дела в животноводстве" Глава 11. Подпрограмма 5 "Развитие рыбохозяйственной деятельности" Глава 12. Подпрограмма 6 "Инженерные противопаводковые мероприятия" Глава 13. Подпрограмма 7 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения" Глава 14. Подпрограмма 8 "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования" Глава 15. Подпрограмма 9 "Обеспечение общих условий функционирования агропромышленного комплекса" Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17