Недействующая редакция. Принята: 30.12.2020 / Вступила в силу: 06.01.2021

Недействующая редакция, не действует с 3 сентября 2021 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 июня 2008 года №972

О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2008 г. №2010, 20.04.2009 г. №499, 06.05.2009 г. №599, 19.05.2009 г. №646, 30.12.2010 г. №1910, 13.04.2011 г. №493, 06.07.2011 г. №912, 04.10.2011 г. №1323, 12.10.2012 г. №926, 18.10.2012 г. №947, 22.11.2014 г. №1087 (см. сроки вступления в силу), 03.04.2017 г. №246, 31.08.2018 г. №636, 29.06.2020 г. №381, 30.12.2020 г. №772)

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. №278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2020 №381)
(см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить Правила автомобильных перевозок пассажиров (прилагаются).

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2020 №381)
(см. предыдущую редакцию)

2. Министерству транспорта и коммуникаций:

довести Правила автомобильных перевозок пассажиров до заинтересованных;

принять иные меры по реализации настоящего постановления.

3. Республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2008 г., за исключением абзаца десятого части первой пункта 28, части пятой пункта 29, пункта 152 и пункта 155 утверждаемых данным постановлением Правил автомобильных перевозок пассажиров, которые вступают в силу через шесть месяцев после официального опубликования настоящего постановления.

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

Утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года №972

(Правила изложены в новой редакции в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2018 г. №636)
(см. предыдущую редакцию)

Правила автомобильных перевозок пассажиров

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №90-З "О защите прав потребителей", Законом Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" и иными нормативными правовыми актами. Настоящими Правилами регулируются отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок пассажиров, определяются условия и порядок выполнения автомобильных перевозок пассажиров, их багажа и (или) ручной клади, определяются права, устанавливаются ответственность и обязанности пассажиров, автомобильных перевозчиков, заказчиков автомобильных перевозок пассажиров, операторов автомобильных перевозок пассажиров, владельцев пассажирских терминалов, операторов такси, диспетчеров такси, диспетчеров автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, устанавливаются иные положения, предусмотренные Законом Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" и иными законодательными актами.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2020 №381)
(см. предыдущую редакцию)

2. В настоящих Правилах применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках", а также следующие термины и их определения:

автобус категории М2 – автобус, разрешенная максимальная масса которого не превышает 5000 кг;

автобус категории М3 – автобус, разрешенная максимальная масса которого превышает 5000 кг;

автомобильные перевозки пассажиров в обычном регулярном сообщении – автомобильные перевозки, предусматривающие посадку-высадку пассажиров на всех остановочных пунктах маршрута;

автомобильные перевозки пассажиров в скоростном регулярном сообщении – автомобильные перевозки, предусматривающие посадку-высадку пассажиров на меньшем числе остановочных пунктов маршрута по сравнению с перевозкой по этому же маршруту в обычном регулярном сообщении;

автомобильные перевозки пассажиров в экспрессном регулярном сообщении – автомобильные перевозки, предусматривающие посадку-высадку пассажиров на значительно меньшем числе остановочных пунктов маршрута по сравнению с автомобильной перевозкой по этому же маршруту в обычном регулярном сообщении, в том числе автомобильные перевозки пассажиров без промежуточных остановочных пунктов маршрута;

бронирование места для проезда – предварительное резервирование места в транспортном средстве для автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении;

валидатор – устройство, предназначенное для подтверждения пассажиром оплаты проезда в автобусе посредством электронного билета, применяемое при автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда;

водитель – физическое лицо, управляющее транспортным средством и являющееся при выполнении автомобильной перевозки пассажиров представителем автомобильного перевозчика;

дополнительный рейс – рейс автобуса, введенный в дополнение к установленным рейсам на маршруте для обеспечения возрастающей потребности в автомобильных перевозках пассажиров;

информационная система продажи билетов – информационная система, позволяющая получить прямой доступ к базе данных расписаний движения транспортных средств по маршрутам, наличия свободных мест и иной информации об условиях выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении и позволяющая произвести оплату проезда пассажира;

кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, – специальное оборудование автомобиля-такси, предназначенное для автоматического определения платы за проезд, информирования пассажира о размере платы, печати платежного документа, а также учета показателей работы и режимов использования автомобиля-такси и передачи данных в систему контроля кассового оборудования;

компостер – механическое, электромеханическое, электронное или иное устройство (в зависимости от применяемой системы оплаты и контроля оплаты проезда), предназначенное для подтверждения пассажиром оплаты проезда в автомобильном транспорте посредством билета;

кондуктор – уполномоченное лицо, обеспечивающее взимание платы за проезд пассажиров в регулярном сообщении и провоз ими багажа и (или) ручной клади, а также проверку наличия у пассажиров проездных документов и (или) документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда либо на бесплатный проезд при автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении;

контролирующее лицо – лицо, уполномоченное в соответствии с законодательством на осуществление контроля за соблюдением требований законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках пассажиров;

маршрут – установленный путь следования транспортного средства между определенными пунктами;

места багажа или ручной клади крупномерные – предметы, имеющие размеры более 100 х 60 х 40 см или сумму результатов трех измерений более 200 см или массу более 40 кг;

места багажа или ручной клади маломерные – предметы, имеющие размеры не более 60 х 40 х 20 см или сумму результатов трех измерений не более 120 см и массу не более 20 кг;

места багажа или ручной клади среднемерные – предметы, имеющие размеры не более 100 х 60 х 40 см или сумму результатов трех измерений не более 200 см и массу не более 40 кг;

организованная группа детей – группа детей, сформированная заказчиком автомобильной перевозки группы детей;

остановочный пункт маршрута – установленное место остановки автобуса для посадки-высадки пассажиров, обозначенное и оборудованное в соответствии с законодательством;

поездка – один проезд пассажира в течение одного рейса;

расписание движения – установленный временной график выполнения рейсов транспортными средствами по маршрутам автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, включающий время прибытия и (или) отправления транспортного средства для каждого остановочного пункта маршрута (даты, дни недели, часы и минуты суток);

рейс – путь транспортного средства от начального до конечного остановочного пункта маршрута в прямом или обратном направлении;

схема маршрута – графическое изображение маршрута с указанием остановочных пунктов маршрута;

тариф – денежное выражение стоимости единицы услуги по автомобильной перевозке пассажиров, их багажа и (или) ручной клади за одну поездку, посадку, один километр проезда, один час использования транспортного средства, провоз одного места багажа и (или) ручной клади, объявление стоимости багажа и за другие услуги;

терминал работника контрольно-ревизорской службы на автомобильном транспорте (далее – контрольно-ревизорская служба) – устройство для проверки оплаты проезда посредством электронного билета многоразового пользования;

транспортное средство – механическое транспортное средство, предназначенное по своей конструкции и оборудованию для автомобильных перевозок пассажиров и багажа и (или) ручной клади (легковой автомобиль, автобус);

формуляр поездки – транспортный документ, применяемый при выполнении международных автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и содержащий список пассажиров, сведения об автомобильном перевозчике, автобусе, его экипаже и маршруте автомобильной перевозки по форме, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций;

школьный автобус – автобус категории М2 или М3, предназначенный для автомобильной перевозки обучающихся в учреждения дошкольного, общего среднего и специального образования, а также детей, проходящих спортивную подготовку в специализированных учебно-спортивных учреждениях, детско-юношеских спортивных школах (специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде обособленных структурных подразделений, к месту проведения спортивного или спортивно-массового мероприятия, соответствующий требованиям законодательства.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 №772)
(см. предыдущую редакцию)

3. Действие настоящих Правил не распространяется на организацию и выполнение автомобильных перевозок пассажиров, исключенных из сферы действия Закона Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".

Глава 2. Требования к транспортным средствам

4. Транспортное средство при выполнении автомобильных перевозок пассажиров должно быть в технически исправном состоянии, что подтверждается наличием разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и международного сертификата технического осмотра (при международных автомобильных перевозках пассажиров).

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2020 №381)
(см. предыдущую редакцию)

5. Соответствие транспортных средств дополнительным экологическим и техническим требованиям должно подтверждаться сертификатами (при выполнении международных автомобильных перевозок пассажиров в государства, в которых предъявляются такие требования). Изменение конструкции транспортного средства должно быть подтверждено свидетельством о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

6. Количество перевозимых пассажиров, масса их багажа и (или) ручной клади, масса транспортного средства и нагрузки на его оси не должны превышать норм, установленных организацией-изготовителем.

7. Транспортные средства, зарегистрированные в Республике Беларусь, при выполнении автомобильных перевозок пассажиров должны быть оформлены в соответствии с требованиями настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

8. В салоне транспортного средства должны находиться:

визитная карточка, содержащая сведения о водителе и его фотографию;

информация о наименовании (фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), месте нахождения (месте жительства) и контактных телефонах автомобильного перевозчика;

информация о месте нахождения книги замечаний и предложений;

схема маршрута или общая схема всех маршрутов с указанием наименований всех остановочных пунктов маршрута (в автобусах при выполнении городских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении);

компостеры при применении соответствующей системы оплаты проезда и (или) валидаторы в случае применения автоматизированной системы оплаты и контроля оплаты проезда (в автобусах при выполнении городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении);

информация о тарифах на городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении и провоз ручной клади (в автобусах при выполнении городских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении);

информация о размере штрафа за безбилетный проезд, вместимости транспортного средства, количестве мест для сидения, а также надписи "Запасный выход", обозначения приборов экстренного управления дверями, запасными выходами, инструкция о пользовании ими (в автобусах при выполнении городских, пригородных, междугородных внутриобластных, междугородных межобластных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении);

специально обозначенные места (не менее четырех) для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан (в автобусах категории М3 при выполнении городских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении);

информационные надписи, содержащие нумерацию мест для сидения (в автобусах при выполнении пригородных, междугородных внутриобластных, междугородных межобластных и международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении).

9. Указатели маршрута на автобусе, в том числе в виде электронных табло, должны содержать информацию о номере маршрута и (или) названиях конечных остановочных пунктов маршрута в соответствии с требованиями законодательства.

10. При выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении аппаратура спутниковой навигации должна быть адаптирована на основании договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении к программному обеспечению навигационно-информационных комплексов, используемых заказчиками автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении или операторами автомобильных перевозок пассажиров.

11. Для выполнения междугородных внутриобластных, междугородных межобластных автомобильных перевозок пассажиров (далее, если не установлено иное, - междугородные автомобильные перевозки пассажиров) должны использоваться автобусы с сиденьями, удобными для поездок на дальние расстояния.

12. Для выполнения международных автомобильных перевозок пассажиров должны использоваться автобусы, имеющие:

сиденья, удобные для поездок на дальние расстояния;

багажный отсек объемом не менее 0,1 куб. м в расчете на каждое пассажирское место для сидения (при числе мест для сидения свыше 40);

контрольное устройство (тахограф), прошедшее метрологическую оценку в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений, для регистрации данных о движении автобуса и работе его водителей;

иное оборудование, обеспечивающее комфортабельность поездки пассажиров.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 №772)
(см. предыдущую редакцию)

13. В качестве автомобилей-такси должны применяться легковые автомобили с числом пассажирских мест для сидения не менее трех.

Конструкция и расположение дверей автомобиля-такси должны обеспечивать удобную посадку-высадку пассажиров (не менее двух пассажирских дверей с правой стороны автомобиля).

Автомобиль-такси должен быть окрашен в желтый цвет или иметь по всей длине на боковых поверхностях полосу желтого цвета (ширина полосы желтого цвета на дверях должна быть не менее 200 мм с ее продлением по горизонтальным контурам на всю боковую поверхность автомобиля) и соответствовать требованиям к оформлению согласно приложению 1.

На крыше автомобиля-такси должен быть размещен опознавательный фонарь оранжевого цвета в соответствии с требованиями согласно приложению 2.

Автомобиль-такси должен иметь отличительный знак обслуживания, которым является композиция из квадратов черного цвета, расположенных в шахматном порядке, и который соответствует требованиям согласно приложению 3. Отличительный знак обслуживания наносится на переднюю и заднюю стенки опознавательного фонаря и на передние двери автомобиля-такси. Отличительный знак обслуживания на передних дверях автомобиля-такси должен располагаться на желтой полосе (при ее наличии).

На правую и левую передние двери автомобиля-такси наносятся краткое наименование (фамилия и инициалы) автомобильного перевозчика, учетный номер плательщика.

Автомобиль-такси (за исключением автомобиля-такси, выполняющего автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные с использованием электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке (далее – электронная информационная система) должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, прошедшим метрологическую оценку в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений и включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, с указателем режимов использования автомобиля-такси (далее – указатель режимов), другим дополнительным оборудованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, и средством контроля налоговых органов (далее – СКНО).

Кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, должен быть установлен таким образом, чтобы обеспечивать доступность информации для пассажира.

Указатель режимов, обращенный световыми индикаторами наружу, и СКНО (при наличии в указателе режимов разъема для подключения СКНО) должны быть размещены в салоне автомобиля-такси (за исключением автомобиля-такси, выполняющего автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные с использованием электронной информационной системы) в правом верхнем углу лобового стекла.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 №772)
(см. предыдущую редакцию)

14. В салоне автомобиля-такси на видном для пассажира месте должна быть размещена информационная табличка, содержащая, помимо сведений, указанных в абзацах втором и третьем пункта 8 настоящих Правил, наименование и телефон диспетчера такси, если автомобильные перевозки выполняются с использованием его услуг, а также табличка, на которой указываются все используемые автомобильным перевозчиком тарифы для данного автомобиля: тариф за 1 км (днем и ночью), за пределами города, стоимость абонирования, стоимость посадки, простоя, заказа такси по телефону, иные тарифные условия и пример расчета оплаты проезда несколькими пассажирами.

15. При внутреннем оформлении автомобиля-такси используются буквы и цифры высотой не менее 10 мм, внешнем - не менее 15 мм.

16. Транспортные средства, в которых пассажирами производится оплата проезда наличными денежными средствами (за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 48 настоящих Правил), должны быть оснащены кассовыми суммирующими аппаратами, включенными в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем и используемыми в соответствии с законодательством.

Глава 3. Требования к водителям транспортных средств

17. К выполнению городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров автобусами допускаются водители не моложе 21 года, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортными средствами, составами транспортных средств соответствующей категории - "D" или "D" и "DE".

18. К выполнению междугородных автомобильных перевозок пассажиров автобусами допускаются водители, имеющие общий стаж работы не менее двух лет в качестве водителя транспортных средств категории "D".

19. К выполнению международных автомобильных перевозок пассажиров автобусами категории М2 допускаются водители, имеющие общий стаж работы не менее двух лет в качестве водителя транспортных средств категории "D".

20. К выполнению международных автомобильных перевозок пассажиров автобусами категории М3 допускаются водители, имеющие общий стаж работы водителем автобуса категории М3 не менее трех лет.

21. К выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси допускаются водители не моложе 20 лет, имеющие водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "В" и общий стаж управления автомобилем не менее двух лет или стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее одного года.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Правила автомобильных перевозок пассажиров Глава 1. Общие положения Глава 2. Требования к транспортным средствам Глава 3. Требования к водителям транспортных средств Глава 4. Общие условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров Глава 5. Порядок выполнения автомобильной перевозки багажа и ручной клади Глава 6. Городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении Глава 7. Междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении Глава 8. Международные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении Глава 9. Условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении Глава 10. Автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси Глава 11. Автомобильные перевозки организованных групп детей автобусами Глава 12. Автомобильные перевозки обучающихся, а также детей, проходящих спортивную подготовку, школьными автобусами Глава 13. Порядок организации работы пассажирских терминалов Глава 14. Права и обязанности пассажиров Глава 15. Права и обязанности автомобильных перевозчиков Глава 16. Права и обязанности членов экипажа транспортного средства Глава 17. Обеспечение безопасного выполнения автомобильных перевозок пассажиров Глава 18. Ответственность автомобильного перевозчика, заказчика автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, заказчика автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, оператора автомобильных перевозок пассажиров, диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, оператора такси, диспетчера такси, владельца пассажирского терминала, пассажира Глава 19. Порядок оформления претензий и исков Глава 20. Порядок создания и деятельности контрольно-ревизорских служб Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7