Недействующая редакция. Принята: 29.09.2017 / Вступила в силу: 29.09.2017

Недействующая редакция, не действует с 13 апреля 2021 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 29 сентября 2017 года №602

Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы и Плана мероприятий по реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года №401 "О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Концепцию миграционной политики Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы;

2) План мероприятий по реализации Концепции миграционной политики на 2017 - 2021 годы (далее - План).

2. Центральным и местным исполнительным органам, а также заинтересованным организациям, ответственным за исполнение Плана:

1) принять необходимые меры по реализации Плана;

2) один раз в год, не позднее 15 января, следующего за отчетным годом, представлять информацию о ходе выполнения мероприятий Плана в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан не позднее 15 февраля, следующего за отчетным годом, представлять в Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан сводную информацию о ходе выполнения мероприятий Плана.

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

Б.Сагинтаев

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 2017 года №602

Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы

Содержание

1. Введение

2. Анализ текущей ситуации

3. Международный опыт регулирования миграционных процессов

4. Цель, задачи, принципы и основные подходы миграционной политики Республики Казахстан

5. Этапы реализации Концепции. Ожидаемые результаты

6. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

1. Введение

С момента обретения независимости Казахстан начал проводить собственную миграционную политику, отвечающую тенденциям глобализации мирового сообщества и направленную на использование миграционных потоков в интересах укрепления национальной безопасности, улучшения демографической ситуации и устойчивого социально-экономического развития страны.

За годы независимости управление миграционными потоками осуществлялось в соответствии со стратегическими направлениями общественных преобразований и специально разработанными концепциями миграционной политики Республики Казахстан, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2007 года №399 и постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года №1346.

В свою очередь, учитывая существующие и ожидаемые внутренние и внешние вызовы в сфере миграции населения, включая геополитическое положение Республики Казахстан, избыток трудовых ресурсов с низкой квалификацией, дефицит и отток квалифицированных кадров, возникает необходимость обновления в рамках настоящей Концепции концептуальных основ миграционной политики.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, международным правом и международными обязательствами Республики Казахстан в сфере миграции, целями устойчивого развития на период до 2030 года, принятыми в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 года, Посланием Президента Республики Казахстан "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства".

Концепция определяет стратегические цели, задачи и направления миграционной политики Республики Казахстан во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Республики Казахстан, внешней политикой, интеграционными процессами в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и общемировыми тенденциями глобализации.

2. Анализ текущей ситуации

Республика Казахстан придерживается стратегии временной миграции по вовлечению иностранных работников, оптимального расселения населения по территории страны, а также долгосрочной постоянной миграции по отношению к этническим репатриантам, прибывающим в Республику Казахстан.

В то же время, обозначенные цели по вхождению Казахстана в число тридцати развитых стран мира, а также существующие и ожидаемые внутренние и внешние вызовы требуют расширения концептуальных основ миграционной политики.

Внутренними вызовами являются:

избыток рабочей силы с низкой квалификацией и дефицит квалифицированных кадров в отдельных секторах экономики из-за невысокого уровня образования;

перенаселенность крупнейших городов и отдельных территорий. Уже сегодня высокая рождаемость в южных регионах, избыток рабочей силы и расселение этнических мигрантов в густонаселенных регионах становятся очагом социальной напряженности;

обезлюдение приграничных территорий и сокращение численности населения, особенно трудоспособного возраста, в северных регионах в будущем приведут к сложностям обеспечения их экономического роста и в целом повлияют на национальную безопасность страны.

К числу внешних вызовов относятся:

риск роста рабочей силы с низкой квалификацией за счет ожидаемого притока, прежде всего, трудовых мигрантов из стран Центральной Азии;

риск роста оттока квалифицированных кадров и талантливой молодежи;

попадание в страну с потоками миграции деструктивных элементов.

Обозначенные вызовы требуют формирования новой миграционной политики, поддерживающей стратегию:

1) временной миграции для привлечения иностранных работников в отдельные сектора экономики или конкретные приоритетные проекты;

2) долгосрочной миграции для привлечения квалифицированных иностранных работников на долгосрочные проекты, направленные на внедрение новых инноваций, повышение предприимчивости и развитие человеческого капитала;

3) реализации общенациональной программы повышения квалификации.

Все три направления стратегии являются взаимозависимыми и будут реализовываться параллельно, обеспечивая системность миграционной политики.

Представленные стратегии будут составлять содержательную основу регулирования внешней и внутренней миграции.

В настоящее время выгодное географическое положение, политическая и социально-экономическая стабильность превратили Казахстан в транзитный миграционный узел.

Только за последние 5 лет страну посетили порядка 6,1 млн. иностранных граждан. Большинство из них (5,3 млн. человек) заезжали по частным, и еще порядка 300 тыс. человек - по служебным делам.

Во внешней миграции в первые годы независимости сальдо миграции было отрицательным. В период с 1991 по 2003 годы отток населения из страны в среднем составлял 225,5 тыс. человек ежегодно. Начиная с 2004 по 2011 годы, сальдо было устойчиво положительным (прирост в 11,7 тыс. человек ежегодно). Росла трудовая миграция.

В последнюю же пятилетку сальдо миграции вновь вошло в отрицательную зону.

Показательны результаты этнической миграции. Начиная с 1991 года число прибывших этнических репатриантов превысило 1 млн. человек. Благодаря демографическому вкладу прибывших оралманов за годы независимости удалось снизить уровень отрицательного сальдо миграции на 28 %.

Во многом стихийно развивалась внутренняя миграция. В рамках стратегических инициатив предпринимались шаги, направленные на стимулирование и регулирование переселения граждан страны, однако такое переселение всегда носило узкоцелевой характер.

В настоящее время в стране сложилась следующая миграционная ситуация.

Первое. Управление внешними миграционными процессами.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы 1. Введение 2. Анализ текущей ситуации 3. Международный опыт регулирования миграционных процессов 4. Цель, задачи, принципы и основные подходы миграционной политики Республики Казахстан 4.1 Разработка дифференцированных механизмов отбора и использования иностранной рабочей силы 4.2 Содействие развитию внутренней миграции и поддержка мобильности населения 4.3 Совершенствование системы управления этнической миграцией 4.4 Противодействие нелегальной миграции 4.5 Мониторинг и учет внешней и внутренней миграции 5. Этапы реализации. Ожидаемые результаты 6. Перечень правовых актов, посредством которых предполагается реализация концепции План мероприятий по реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы