Недействующая редакция. Принята: 12.08.2010 / Вступила в силу: 23.02.2012

Недействующая редакция, не действует с 18.09.2012 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 августа 2010 года №623

Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (далее - технический регламент).

2. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в 6-месячный срок в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента, а также осуществления оценки соответствия продукции требованиям технического регламента.

3. Установить, что требования технического регламента, отличающиеся от требований, регламентируемых нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации до его вступления в силу, распространяются на суда, проекты которых согласованы и контракты на строительство которых заключены после вступления в силу технического регламента.

4. Установить, что срок реализации требований о включении в состав средств навигационного оборудования самоходных судов аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в отношении судов, эксплуатация которых началась до вступления в силу технического регламента, определяется Министерством транспорта Российской Федерации.

5. Технический регламент вступает в силу по истечении 18 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации В.Путин

Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №623

Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта

I. Общие положения

1. Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования (далее - объекты регулирования), направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.

2. Действие настоящего технического регламента распространяется на объекты регулирования и связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.

3. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

4. Выполнение требований настоящего технического регламента должно обеспечить:

а) биологическую безопасность объектов регулирования;

б) взрывобезопасность объектов регулирования;

в) гидрометеорологическую безопасность объектов регулирования;

г) единство измерений;

д) механическую безопасность объектов регулирования;

е) пожарную безопасность объектов регулирования;

ж) термическую безопасность объектов регулирования;

з) химическую безопасность объектов регулирования;

и) электрическую безопасность объектов регулирования;

к) электромагнитную совместимость в части обеспечения работы приборов и оборудования, относящихся к объектам регулирования;

л) экологическую безопасность объектов регулирования;

м) энергетическую и экологическую эффективность объектов регулирования;

н) другие виды безопасности объектов регулирования в целях, указанных в пункте 3 настоящего технического регламента.

5. К объектам регулирования относятся:

а) объекты внутреннего водного транспорта, включающие:

используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские и наливные суда, а также все суда, предназначенные для перевозки опасных грузов;

паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях;

материалы и изделия для судов;

б) процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта;

в) объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие:

судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом;

средства навигационного оборудования;

перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные гидротехнические сооружения портов;

причалы и портовые причальные сооружения;

г) процессы проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

6. Требования настоящего технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента.

7. К объектам регулирования в отношении оценки соответствия не применяются требования других технических регламентов, в сфере применения которых находятся аналогичные объекты, если настоящим техническим регламентом не предусмотрено иное.

8. Перечень объектов регулирования, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 5 настоящего технического регламента, приведен в приложении N 1.

9. Понятия, используемые в настоящем техническом регламенте, означают следующее:

"внесудовые водоохранные средства" - следующие береговые или плавучие пункты приема загрязнений, образующихся на судах в процессе эксплуатации:

суда-сборщики загрязнений;

специализированные причалы для приема сточных вод и мусора;

специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах;

"допустимый риск" - установленные проектантом значения рисков для указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 5 настоящего регламента объектов регулирования, отвечающие фактически достигаемому уровню, который должен быть обеспечен при проектировании, изготовлении, эксплуатации и утилизации с учетом технических и экономических возможностей проектанта, изготовителя и эксплуатанта;

"живучесть судна (судового технического средства)" - способность судна (судового технического средства) противостоять аварийным повреждениям, сохраняя в возможной степени свою плавучесть, эксплуатационные и мореходные качества (эксплуатационные свойства) в ситуациях, угрожающих безопасности судна, и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза;

"жизненный цикл судна (судового технического средства)"совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния судна (судового технического средства) от формирования исходных требований к нему до окончания его эксплуатации или применения;

"изготовитель" - юридическое или физическое лицо, которое строит объекты регулирования, изготавливает и распространяет изделия для них или передает право распространения другому юридическому или физическому лицу, модернизирует объекты регулирования, официально наносит на объекты регулирования и изделия для них товарный знак или другое отличительное обозначение, тем самым принимая на себя обязательства изготовителя, или в качестве другого распространителя оказывает влияние на безопасность объектов регулирования или изделий для них;

"изделия для судов" - изделия, которыми укомплектовывается судно и без которых судно не может выполнять предназначенные ему функции: дельные вещи, мебель, судовые технические средства, оборудование для обеспечения требуемых условий обитания персонала и пассажиров, охраны жизни и здоровья людей на борту судна, материалы для ремонта судна и судовых технических средств;

"классификация" - форма осуществляемой органом классификации судов оценки соответствия объектов внутреннего водного транспорта требованиям настоящего технического регламента;

"машинные помещения" - помещения и ведущие в них шахты, в которых расположены мастерские или размещены технические средства судовой энергетической установки, оборудование;

"машинные помещения категории "А" - машинные помещения, в которых расположены:

двигатели внутреннего сгорания, используемые в качестве главных двигателей;

двигатели внутреннего сгорания, используемые для вспомогательных нужд, если их суммарная мощность составляет не менее 375 кВт;

любой котел, работающий на жидком топливе, или установка подготовки жидкого топлива, или оборудование, работающее на жидком топливе (генераторы инертных газов, инсинераторы и другие агрегаты);

"навалочный груз" - кусковый, зернистый, порошкообразный или пылевидный груз, транспортируемый без упаковки;

"наплавной мост" - мост на плавучих опорах;

"неразрушающий контроль" - контроль, при котором определяются характеристики материалов без разрушения изделий или изъятия образцов;

"орган классификации судов" - орган технического надзора и классификации судов в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

"отстой судна" - период, когда судно временно выведено из эксплуатации, в том числе по причине закрытия навигации по погодным условиям;

"паромная переправа" - участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами;

"пассажирский терминал" - совокупность объектов инфраструктуры речного порта, предназначенная для обслуживания пассажиров и включающая в себя необходимые для этого вокзал, причалы, устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, служебно-вспомогательные здания и сооружения, портовые перегрузочные машины и оборудование для погрузки, выгрузки багажа, постельного белья, продовольственных и других грузов, подъездные пути смежных видов транспорта;

"пассажирское судно" - судно, предназначенное для перевозки пассажиров;

"перегрузочные работы" - комплекс работ, связанных с перемещением грузов из одного транспортного средства в другое непосредственно или через склад, внутрискладское перемещение грузов;

"перегрузочный комплекс" - совокупность объектов инфраструктуры речного порта, предназначенная для обслуживания судов и производства перегрузочных работ и включающая в себя необходимые для этого причалы, склады, служебно-вспомогательные здания и сооружения, портовые перегрузочные машины и оборудование;

"персонал эксплуатанта" - экипаж судна или иной персонал, обеспечивающий эксплуатацию объектов регулирования;

"портовые перегрузочные машины и оборудование" - машины всех типов, используемые для загрузки, разгрузки судов и (или) средств сухопутного транспорта, перемещения грузов в границах территории порта, выполнения складских работ, пакетирования грузов, загрузки и разгрузки контейнеров, съемные грузозахватные приспособления, тара, вспомогательные устройства и приспособления;

"причальное сооружение" - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов;

"проектант" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, разрабатывающие проектно-конструкторскую документацию на объект регулирования;

"разряд водного бассейна" - категория водных бассейнов в зависимости от их ветроволновых характеристик;

"расписания по тревогам" - основные составляемые эксплуатантом рабочие судовые документы по организации и ведению борьбы за живучесть судна, описывающие конкретные обязанности по тревогам для каждого члена судового экипажа при экипажном методе работы или каждого члена бригады, одновременно находящихся на судне, при бригадном методе работы, каждого лица, не входящего в штат, но постоянно работающего на судне, каждого практиканта и руководителя практики;

"специализированное очистное судно" - самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их обработки;

"средства навигационного оборудования" - специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ограждения судовых ходов (навигационных опасностей) и ориентирования судоводителей;

"строитель судна" - юридическое лицо, располагающее специальным строительно-монтажным оборудованием, оснасткой и специально подготовленным персоналом, которое строит, модернизирует, обновляет или ремонтирует суда, официально признает себя ответственным за безопасность построенного, модернизированного, обновленного или отремонтированного судна, если при эксплуатации не были нарушены ограничения, наложенные разработанным проектом либо иными документами, регламентирующими безопасную эксплуатацию судна;

"судовые технические средства" - двигатели, генераторы, насосы, компрессоры, котлы, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, фильтры, арматура систем, палубные механизмы, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства связи и навигации, бытовые установки сжиженного газа, оборудование экологической безопасности и другие изделия судового машиностроения, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, предназначенные для выполнения определенных функций, связанных с обеспечением возможности эксплуатации судна, управления судном и его оборудованием;

"техническая эксплуатация судов" - комплекс организационных и технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего срока их эксплуатации;

"техническое использование судов" - комплекс работ, выполняемых судовыми экипажами в период несения вахтенной службы и обеспечивающих работу судна по назначению с заявленными технико-эксплуатационными показателями;

"техническое обслуживание судов" - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности судна, судового технического средства, иного технического объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

"технологическая линия "- совокупность взаимодействующих в определенной последовательности перегрузочных машин, технологической оснастки и персонала эксплуатанта, осуществляющих перемещение груза по той или иной технологической схеме в один поток;

"технологическая схема" - технологическое решение варианта перегрузки груза одной технологической линией, определяющее состав и последовательность операций этой технологической линии, а также типы перегрузочных машин, технологической оснастки и средств укрупнения грузовых мест, используемых при выполнении каждой из технологических операций;

"эксплуатант" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов регулирования и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом;

"эксплуатационная документация" - совокупность документов, разработанных проектантом, изготовителем или эксплуатантом объектов регулирования в целях обеспечения их безопасного применения по назначению и их безопасной утилизации;

"эксплуатация" - стадия жизненного цикла материального объекта регулирования, включающая в себя приемку в эксплуатацию, использование его по назначению, определенному изготовителем (проектантом), техническое обслуживание и ремонт объекта регулирования без вывода из эксплуатации и вывод его из эксплуатации;

"элементы судна" - такие структурные части судна, как корпус, надстройки, судовая энергетическая установка, судовые устройства, предметы снабжения, средства противопожарной защиты, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства, навигационное оборудование, средства автоматизации, оборудование по предотвращению загрязнения.

10. Информация о технических характеристиках, параметрах и (или) свойствах объектов регулирования, указанных в подпункте "а" и абзацах третьем - пятом подпункта "в" пункта 5 настоящего технического регламента, должна быть однозначно понимаемой и достоверной. Такая информация приводится:

а) на маркировке объекта регулирования, изделия и его основных сборочных (структурных) единиц, выполненной изготовителем (кроме объектов регулирования, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящего технического регламента);

б) в сопроводительной технической документации изготовителя.

11. Технические характеристики объектов регулирования, указанных в пункте 10 настоящего технического регламента и выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, должны соответствовать заявленным техническим характеристикам и показателям, приведенным в сопроводительной технической документации изготовителя.

12. Объекты регулирования, указанные в пункте 10 настоящего технического регламента, должны соответствовать требованиям безопасности в течение всего периода эксплуатации при условии выполнения требований, установленных в сопроводительной технической документации изготовителя.

13. На каждом объекте регулирования, указанном в абзаце втором подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, строителем судна должна быть установлена и прочно закреплена маркировочная табличка, которая должна содержать следующую информацию:

а) наименование, местоположение и фирменный знак организациистроителя судна;

б) серийный (строительный) номер;

в) год постройки судна;

г) тип судна и его главные параметры;

д) номер (обозначение) проекта;

е) максимальная грузоподъемность или пассажировместимость;

ж) максимальная мощность главных двигателей (для самоходных судов);

з) максимальная скорость движения (для самоходных судов).

14. На объекты регулирования, указанные в абзацах третьем и четвертом подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, на доступные для обозрения места должна быть нанесена необходимая маркировка, включая знаки (пиктограммы) и предупреждающие надписи, содержащая применимые для маркируемого объекта регулирования следующие данные:

а) наименование объекта регулирования, изделия;

б) наименование и адрес изготовителя;

в) обозначение серии или типа;

г) серийный номер;

д) дата изготовления;

е) номинальная потребляемая или полезная мощность или номинальный ток;

ж) частота и направление вращения вала;

з) максимальная скорость движения;

и) максимальная грузоподъемность, подача, напор или другие основные режимные параметры;

к) номинальное напряжение питания или диапазон напряжений;

л) условное обозначение рода тока, если не указана номинальная частота;

м) степень защиты от попадания твердых частиц и влаги, обеспечиваемая защитной оболочкой;

н) масса изделия, съемного оборудования, узла или детали;

о) необходимость использования средств индивидуальной защиты;

п) данные, относящиеся к регулировке рабочих органов и устройств защиты;

р) способ утилизации;

с) места строповки;

т) информация об оценке соответствия;

у) периодичность проверки и (или) испытаний;

ф) иные данные, которые могут характеризовать маркируемый объект регулирования.

15. Информация, нанесенная непосредственно на объекты регулирования, указанные в пункте 10 настоящего технического регламента, должна быть читаемой в течение установленного срока их службы.

16. Маркировка, знаки (пиктограммы) и предупреждающие надписи должны пониматься однозначно. Знаки (пиктограммы) предпочтительны по сравнению с предупреждающими надписями.

17. Предупреждающие надписи должны быть нанесены на русском языке.

18. Маркировка объектов регулирования, указанных в абзаце втором подпункта "в" пункта 5 настоящего технического регламента, не требуется.

II. Требования к безопасности объектов внутреннего водного транспорта

19. Требования к безопасности объектов регулирования, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация объектов регулирования. Перечни водных бассейнов в зависимости от их разряда устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. Настоящим техническим регламентом предусмотрены такие разряды водных бассейнов, как "Л", "Р", "О", "М", "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП". Соответствующие этим разрядам предельно допускаемые для плавания высоты волн, их повторяемость (обеспеченность) и скорость ветра приведены в приложении N 2.

Проектанты и строители объектов регулирования должны учитывать также гидрометеорологические условия, которые могут иметь место в районах предполагаемой эксплуатации объектов регулирования.

20. Объекты регулирования, указанные в пункте 19 настоящего технического регламента, подлежащие разовому переходу (перегону) через водные бассейны, существенно отличающиеся от районов плавания, для эксплуатации в которых они предназначены, должны пройти внеочередное освидетельствование и получить свидетельство на разовый переход (перегон).

21. Средства измерений, испытаний и контроля, используемые в целях обеспечения безопасности объектов внутреннего водного транспорта, должны быть утвержденных типов, пройти поверку, а методики измерений должны быть аттестованы в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений".

22. На каждом судне должна находиться аптечка с лекарственными средствами и легко доступными для понимания инструкциями.

Состав такой аптечки устанавливается в порядке, определенном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с учетом числа находящихся на судне лиц, а также характера и продолжительности выполняемых рейсов.

23. Биологическая безопасность объектов регулирования, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящего технического регламента, должна обеспечиваться проектантом, строителем судна и изготовителями материалов и изделий для судов путем выполнения применимых требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.

24. При проектировании и изготовлении судовых систем вентиляции должны быть предусмотрены меры по предотвращению поступления воздуха из санитарно-бытовых, машинных помещений, помещений медицинского назначения в жилые и служебные помещения, а также из одной каюты в другую.

25. При проектировании и изготовлении систем водоснабжения, отопления и вентиляции проектантом и строителем судна должна быть разработана система мер, обеспечивающих безопасность экипажей судов и пассажиров в случае возникновения неблагоприятных аварийных ситуаций (пожар, взрыв, утечка токсических соединений, поступление в окружающую среду опасных и вредных факторов биологической, химической или физической природы).

26. При проектировании и изготовлении судовых систем водоснабжения проектантом и строителем судна должна быть разработана система мер, предусматривающих возможность обработки питьевой воды с целью обеспечения ее безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

27. При проектировании и изготовлении судовых систем должна быть разработана система мер, предусматривающих защиту от поступления в окружающую среду в процессе эксплуатации судов организмов, несвойственных естественным экологическим системам.

28. В целях обеспечения взрывобезопасности изготовитель судовых технических средств и (или) строитель судна должны исключить прорыв отработанных газов, искр и пламени, контакт горячих частей с горючими и взрывоопасными веществами, которые могут явиться причиной взрыва.

29. К установке в судовые помещения, в которых могут образовываться взрывоопасные смеси паров, газов и пыли с воздухом, должно предназначаться взрывозащищенное электрическое оборудование, степень защиты которого устанавливается согласно приложению N 3.

30. Газовыпускные трубопроводы двигателей внутреннего сгорания и котлов должны быть оборудованы искрогасителями.

31. На судах, предназначенных для перевозки взрывоопасных грузов, проектант должен предусмотреть применение во взрывоопасных помещениях и пространствах электрического оборудования взрывозащищенного исполнения, предназначенного для работы во взрывоопасных смесях соответствующих категорий и групп. Выключатели освещения и штепсельные розетки не должны устанавливаться в этих помещениях. Конструкция и материал деталей палубных механизмов, устанавливаемых во взрывоопасных помещениях и пространствах, должны исключать искрообразование.

32. Вентиляция трюмов сухогрузных судов, предназначенных для перевозки взрывоопасных грузов, должна быть сконструирована таким образом, чтобы исключалась возможность проникновения опасных газов в соседние помещения, в которых живут или работают люди (жилые помещения, рулевая рубка, машинные помещения). Устройство систем вентиляции судов, совершающих международные рейсы, должно отвечать требованиям международных договоров Российской Федерации.

33. Все металлические тросы, проходящие на судах над трюмами или танками (грузовыми баками), в которых перевозятся взрывоопасные вещества, должны быть заземлены на корпус.

34. На судах, перевозящих взрывоопасные грузы наливом, помимо требований, предусмотренных пунктами 28 - 30 и 32 настоящего технического регламента, проектантом и строителем судна должны быть выполнены следующие требования:

а) междубортные и междудонные пространства, расположенные в пределах грузового пространства и не предназначенные для приема водяного балласта, а также коффердамы, расположенные между машинными отделениями и насосными отделениями, должны быть снабжены системами вентиляции в соответствии с пунктами 174 - 178 настоящего технического регламента и международными договорами Российской Федерации;

б) насосы, компрессоры и соответствующие погрузочно-разгрузочные трубопроводы, предназначенные для работы с опасными грузами, должны находиться в пределах грузовой зоны;

в) должна быть предусмотрена возможность отключения насосов и компрессоров из грузового пространства и, кроме того, из места за пределами грузового пространства;

г) светильники, установленные в грузовой зоне, должны быть во взрывозащищенном исполнении. Переносные осветительные приборы должны быть низковольтными (с потребляемым напряжением не выше 12 вольт) и во взрывозащищенном исполнении;

д) запрещается размещать во взрывоопасных зонах и помещениях судовые устройства и их элементы, применять рабочий инструмент, приборы, аппаратуру, переносные детали и соединения трубопроводов, которые при нормальной эксплуатации могут вызвать искрообразование;

е) для швартовки судов, перевозящих взрывоопасные грузы наливом, должны быть предусмотрены переносные мягкие кранцы и канаты, исключающие искрообразование;

ж) стальные буксирные и швартовные канаты допускается использовать в местах, расположенных на расстоянии не менее 3 метров от грузовых отсеков (на баке, юте);

з) для отвода статического электричества судно должно быть оборудовано устройствами антистатического заземления;

и) должна быть предусмотрена система газовыпуска из грузовых танков.

35. Химические источники тока на судах и береговых объектах должны быть защищены от попадания воды, а места их установки должны быть обеспечены вытяжной вентиляцией.

36. В помещениях, в которых вероятно скопление взрывоопасных газов или смесей либо предназначенных для хранения легковоспламеняющихся продуктов, должно быть установлено только взрывозащищенное электрическое оборудование.

37. Бытовые установки сжиженного газа должны быть спроектированы и установлены так, чтобы исключить утечку газа и минимизировать риск взрыва. Должны быть предусмотрены мероприятия и приборы (приспособления), необходимые для выявления возможной утечки газа.

Материалы и конструкции установок должны соответствовать используемому типу газа и выдерживать перегрузки при допустимых изготовителем условиях эксплуатации.

Каждая установка должна быть снабжена рассекателем пламени для всех типов горелок.

Для каждой установки должен быть предусмотрен свой питательный трубопровод или шланг от общей распределительной системы (пункта), на котором должно быть установлено устройство для перекрытия подачи газа. Распределительный пункт должен быть установлен таким образом, чтобы в случае утечки газа из шкафа не возникало опасности проникновения этой смеси внутрь судна или соприкосновения с каким-либо источником воспламенения. Должна быть предусмотрена вентиляция с целью удаления продуктов сгорания и защиты персонала в случае утечки газа.

Все суда с постоянно установленными системами газоснабжения должны быть оборудованы укрытием (помещением) для хранения газовых баллонов, отделенным от жилых помещений. Это укрытие (помещение) должно быть доступно только снаружи и должно иметь вытяжную вентиляцию.

38. При строительстве, ремонте, модернизации, переоборудовании судов, изготовлении судовых технических средств проектантами, строителями и изготовителями должна быть сведена к минимуму опасность, исходящая от элементов конструкции, объектов техники, инструмента и приспособлений.

39. Корпуса судов и их конструктивные элементы должны обладать прочностью и устойчивостью, позволяющими выдерживать нагрузки, которым перечисленные материальные объекты регулирования подвергаются в спецификационных (предусмотренных при проектировании) условиях эксплуатации.

40. Расчетные нагрузки на корпуса судов и их конструктивные элементы в зависимости от условий эксплуатации и назначения судна должны учитывать динамическое и статическое воздействие ветра, взволнованной водной поверхности, давление и инерционные нагрузки от груза и предусмотренных для установки технических объектов, ледовые нагрузки и влияние вибрации и тряски.

41. Прочность и устойчивость корпусов и их конструктивных элементов должны подтверждаться расчетами, основанными на применении общепризнанных методов для комбинаций нагрузок, вызывающих наиболее напряженное состояние элементов конструкции. В расчетах должны быть учтены:

а) конструктивные особенности объекта регулирования;

б) характер нагрузки;

в) износ конструктивных элементов и их остаточные деформации;

г) свойства материалов, примененных при строительстве объекта регулирования;

д) условия эксплуатации объекта регулирования.

42. В целях обеспечения вибрационной прочности корпусов судов должна быть подтверждена малая вероятность резонанса корпуса и его элементов при их вибрации путем сравнения их частот свободных колебаний с частотами действия возмущающих сил.

43. В целях предотвращения разрушения корпусных конструкций вследствие концентрации напряжений при проектировании и строительстве (изготовлении) должно быть предусмотрено:

а) надлежащее распределение нагрузки на элементы конструкции;

б) отсутствие конструктивных концентраторов напряжения (установка книц, скругление углов и кромок деталей, зачистка сварных швов, закрепление концов балок или плавное их окончание);

в) рациональное расположение и подкрепление вырезов в конструкциях, скругление углов вырезов.

44. Конструкция судовых технических средств должна исключать на всех предусмотренных режимах работы нагрузки на детали и сборочные единицы, способные вызвать разрушения.

45. Если возможно возникновение нагрузок, приводящих к опасным разрушениям, то судовые технические средства должны быть оснащены предохранительными устройствами, предотвращающими возникновение разрушающих нагрузок. Детали и сборочные единицы должны быть ограждены или расположены так, чтобы их потенциально опасные части не создавали травмоопасных ситуаций.

46. Отдельные детали или сборочные единицы, вращающиеся с высокой скоростью, должны быть статически и динамически отбалансированы изготовителем для минимизации усилий, которые возникают в них при вращении и могут привести к разрушению конструкции.

47. Трубопроводы и арматура систем должны быть прочно закреплены и иметь возможность теплового расширения (удлинения) без нарушения плотности соединений. Трубопроводы систем должны выдерживать заранее предусмотренное превышение рабочего давления. Все краны, клапаны и клинкеты судовых технических средств, судовых систем и систем энергетической установки должны иметь надписи об их назначении.

48. Долговечность материалов, применяемых для изготовления корпусов судов, деталей и узлов судовых технических средств, должна соответствовать условиям предусматриваемого применения. Для повышения достоверности оценки долговечности технических объектов их проектантом должны быть учтены риски, связанные с явлениями усталости, старения, коррозии и износа.

49. Меры по обеспечению стабильности положения массы судового технического средства (предотвращение падения, опрокидывания и смещения) должны быть изложены в руководстве (инструкции) по эксплуатации.

50. Предметы снабжения, инструмент, приспособления для технического обслуживания и ремонта судовых технических средств должны быть расположены и закреплены таким образом, чтобы их падение не могло принести вред персоналу эксплуатанта и другим оказавшимся в непосредственной близости к объекту регулирования людям.

51. Должна быть устранена опасность для экипажа судна, связанная с изменением режима работы судна, судовых технических средств. Режимы работы, на которых риск саморазрушения двигателей и других судовых технических средств превышает допустимый, должны быть исключены посредством наличия и функционирования защитных, предохранительных и блокирующих устройств, устраняющих возможность травмирования персонала эксплуатанта и возникновения инцидентов, аварий и иных негативных последствий.

52. В целях предотвращения скольжения членов экипажа судна при обслуживании судовых технических средств конструкция судовых технических средств должна исключать каплепадение топлива, смазывающих, охлаждающих и других рабочих жидкостей, а поверхность настила (палубы) должна иметь покрытие, предотвращающее скольжение.

53. Для предотвращения опасности защемления частей тел персонала эксплуатанта при выполнении рабочих операций, затягивания людей под трос, наматывающийся на барабан лебедок, брашпилей и шпилей, указанные объекты должны быть оборудованы средствами реверсирования, аварийного отключения и сигнализации. Их конструкция должна исключать возможность их самопроизвольного включения и выключения.

54. Опасность придавливания людей должна быть исключена оборудованием грузоподъемных приспособлений механическими фиксаторами, удерживающими рабочие органы в том положении, в которое они приведены при подъеме деталей и узлов в процессе обслуживания или ремонта.

55. Для предотвращения опасности, связанной с разрывом швартовных и буксирных канатов в процессе выполнения судовых операций, должны быть выполнены требования охраны труда палубной команды на судах.

56. Для исключения опасности разрезания и разрыва элементы конструкции судовых технических средств не должны иметь режущих плоскостей, поверхностей с повышенной шероховатостью, острых углов, кромок, заусенцев, представляющих опасность травмирования персонала эксплуатанта, если их наличие не определяется функциональным назначением этих элементов. В последнем случае должны быть предусмотрены меры защиты, позволяющие предотвратить контакт персонала эксплуатанта и других лиц с травмоопасными кромками и поверхностями конструкций технических объектов.

57. Для защиты персонала эксплуатанта и других лиц от опасности быть уколотыми и (или) проткнутыми при случайном контакте с доступными подвижными элементами судовых технических средств, имеющими форму острых зубьев, пальцев, иглы, штанги и острых наконечников, должны быть установлены ограждения или барьеры, которые могут являться частями объекта. В других случаях опасные элементы должны быть встроены в конструкцию судового технического средства.

58. Конструкция элементов и ограждений гидравлических систем должна защищать персонал эксплуатанта и других лиц от травм при выбросе жидкости под высоким давлением.

59. Судовые технические средства, использующие энергию пара, сжатого воздуха, жидкости под высоким давлением или работающие под вакуумом, должны быть сконструированы и изготовлены так, чтобы опасность, вызываемая выбросом рабочих тел, была сведена к минимуму, а именно:

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта I. Общие положения II. Требования к безопасности объектов внутреннего водного транспорта III. Требования к безопасности процессов эксплуатации и утилизации, связанных с требованиями к безопасности объектов внутреннего водного транспорта IV. Требования к безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта V. Требования к безопасности процессов эксплуатации и ликвидации, связанных с требованиями к объектам инфрастуктуры внутреннего водного транспорта VI. Идентификация объектов внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры VII. Оценка соответствия VIII. Государственный контроль (надзор) Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7