Недействующая редакция. Принята: 02.01.2018

Недействующая редакция

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 9 декабря 2004 года №72

О защите прав потребителей

(В редакции Законов Республики Таджикистан от  06.10.2008 г. №224,436, 28.12.2013 г. №1052, 18.03.2015 г. №1193, 02.01.2018 г. №1498)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), обеспечивает государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

- потребитель - физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- изготовитель - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

- исполнитель - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному и безвозмездному договору;

- продавец - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли - продажи;

- товарный чек - талон из кассы с обозначением реквизитов продавца (изготовителя), суммы, относящейся к товару, его производству, хранению, купле-продаже;

- кассовый чек - отпечатанный посредством контрольно - кассовой машины талон с указанием полученной суммы, даты продажи, наименования организации (индивидуального предпринимателя), производящей товары для реализации;

- стандарт - государственный стандарт, санитарные и строительные нормы и правила и другие нормативные документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

- качество товара (работы, услуги) - совокупность соответствующих характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные эстетические требования и др.);

- гарантийный срок - календарный срок (в месяцах) или наработки (в часах, циклах срабатываний, километрах пробега и т.д.), в течение которых товар (результат работы, услуга) должен соответствовать всем требованиям к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством;

- срок годности - период, по истечении которого товар (результат работы) считается непригодным для использования по назначению;

- срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (результата работы) по назначению и гарантирует безопасность товара (результата работы) для жизни, здоровья потребителей, а также окружающей среды;

- срок хранения - период, в течение которого товар (результаты работы или услуги), при соблюдении установленных условий хранения, сохраняет все свои свойства, указанные в нормативном документе, устанавливающем требования к качеству товара (работы, услуги), или в договоре;

- недостаток товара (работы, услуги) или товар ненадлежащего качества - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);

- существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен, либо проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;

- безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан в области защиты прав потребителей

Законодательство Республики Таджикистан в области защиты прав потребителей основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.

Статья 3. Права потребителя

Потребитель имеет право на:

- просвещение в области защиты прав потребителей;

- информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);

- безопасность товаров (работ, услуг);

- свободный выбор товаров (работ, услуг);

- надлежащее качество товаров (работ, услуг);

- возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги);

- обращение в суд или другие государственные органы для защиты своих прав и интересов;

- создание общественных объединений потребителей.

- представление предложений производителю (продавцу), по улучшению качества товара (работ, услуг).

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18.03.2015 г. №1193)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Обеспечение права потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в программы общего основного, общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образовательного учреждения, а также посредством организации системы информирования потребителя о его правах и необходимых действиях по защите этих прав.

В учебных предметах определяются темы об основах потребительских прав уполномоченным государственным органом в сфере образования.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18.03.2015 г. №1193)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Право потребителя на свободный выбор товара (работы, услуги)

Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для него время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя).

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги).

Отдельным категориям потребителей могут предоставляться льготы и преимущества в торговом, бытовом и иных видах обслуживания потребителей в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Установление каких - либо иных преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги) не допускается, за исключением преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан в области защиты прав потребителей Статья 3. Права потребителя Статья 4. Обеспечение права потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей Статья 5. Право потребителя на свободный выбор товара (работы, услуги) Статья 6. Качество и количество товара (работы, услуги) Статья 7. Обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) по установлению срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу) Статья 8. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) Статья 8(1). Права потребителей на получение товарного чека, кассового чека или другого документа, подтверждающего оплату товара Статья 9. Информация о товарах (работах, услугах) Статья 10. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя) Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) Статья 13. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги) Статья 15. Возмещение морального ущерба Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя Статья 17. Судебная защита прав потребителей Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом) Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) Статья 26. Сроки выполнения работ (оказания услуг) Статья 27. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) Статья 28. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Статья 29. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Статья 30. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя Статья 31. Смета на выполнение работы (оказание услуги) Статья 32. Выполнение работы из материала исполнителя Статья 33. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя Статья 34. Обязанность исполнителей информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь невозможность ее завершения в срок Статья 35. Порядок оплаты выполненной работы (оказанной услуги) Статья 36. Правила торговли, общественного питания бытового и иных видов обслуживания потребителей Статья 37. Регулирование оказания отдельных видов услуг Глава 4. Государственная и общественная защита прав потребителей Статья 38. Полномочия государственного антимонопольного органа Статья 39. Полномочия государственных органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) Статья 39(1). Уполномоченный государственный орган, осуществляющий регулирование и надзор за оказанием финансовых услуг кредитным и страховым организациям Статья 40. Статья 41. Осуществление защиты прав потребителей местными исполнительными органами государственной власти Статья 42. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) Статья 43. Защита интересов неопределенного круга потребителей Глава 5. Заключительные положения Статья 44. О признании утратившим силу Закон Республики Таджикистан "О защите прав потребителей". Статья 44(1) Ответственность за нарушение требований настоящего Закона Статья 45. Порядок введения в действие настоящего Закона ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ НАМОЯНДАГОН МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ МИЛЛИ МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН