Недействующая редакция. Принята: 24.08.2020 / Вступила в силу: 14.09.2020

Недействующая редакция, не действует с 29 января 2021 года

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 24 августа 2020 года №143

О прокуратуре Кыргызской Республики

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 25 июня 2020 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет порядок организации деятельности прокуратуры Кыргызской Республики, правовые акты, полномочия органов прокуратуры, особенности организации деятельности военной прокуратуры, специализированных органов прокуратуры, основные меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, а также порядок прохождения службы в органах прокуратуры.

Статья 2. Прокуратура Кыргызской Республики

1. Прокуратура Кыргызской Республики является государственным органом, призванным обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, а также защиту охраняемых законом интересов личности, общества и государства.

Прокуратура составляет единую систему, на которую возлагается:

1) надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, а также другими государственными органами, перечень которых определяется конституционным Законом Кыргызской Республики "Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики", органами местного самоуправления и должностными лицами указанных органов;

2) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие;

3) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;

4) представительство интересов гражданина или государства в случаях, определенных законом;

5) поддержание государственного обвинения в суде;

6) возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц государственных органов, перечень которых определяется конституционным Законом Кыргызской Республики "Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики", с передачей дел на расследование в соответствующие органы, а также уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих.

2. Органы прокуратуры осуществляют иные полномочия, предусмотренные конституционным Законом Кыргызской Республики "Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики", настоящим Законом и иными законодательными актами Кыргызской Республики.

Статья 3. Правовая основа деятельности прокуратуры Кыргызской Республики

1. Правовую основу деятельности органов прокуратуры составляют Конституция Кыргызской Республики, конституционный Закон Кыргызской Республики "Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики", настоящий Закон, иные нормативные правовые акты, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также правовые акты Генерального прокурора Кыргызской Республики (далее - Генеральный прокурор).

2. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных законами Кыргызской Республики.

Статья 4. Принципы деятельности прокуратуры

1. Деятельность прокуратуры основывается на принципах:

1) законности;

2) прозрачности и гласности;

3) независимости прокурора и недопустимости вмешательства в его деятельность;

4) обязательности исполнения требований прокурора;

5) единоначалия и подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящему.

2. Органы прокуратуры:

1) обеспечивают верховенство закона, единство и укрепление законности;

2) действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законов, а также законодательства о защите государственных секретов и иной специально охраняемой законом тайны;

3) осуществляют полномочия независимо от государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций в строгом соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, нормативными правовыми актами и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;

4) принимают меры по пресечению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;

5) прокуратура составляет единую централизованную систему органов и учреждений прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящему и Генеральному прокурору.

3. Подчиненность прокуроров включает:

1) обязательность указаний вышестоящих прокуроров по вопросам организации и деятельности для нижестоящих прокуроров;

2) ответственность нижестоящих прокуроров перед вышестоящими за выполнение служебных обязанностей;

3) разрешение вышестоящими прокурорами жалоб на действия (бездействие) и акты нижестоящих;

4) прекращение действий, отзыв или изменение актов нижестоящих прокуроров вышестоящими.

Статья 5. Гарантии независимости органов прокуратуры

1. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры.

Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора или следователя органов прокуратуры с целью воспрепятствования осуществлению ими своих полномочий или принятия ими незаконного решения влечет ответственность, установленную Уголовным кодексом Кыргызской Республики.

2. Прокурор, следователь органов прокуратуры не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора или следователя, в производстве которого они находятся, до их завершения.

Статья 6. Гарантии обязательности требований прокурора и следователя органов прокуратуры и актов прокурорского реагирования

1. Требования (запросы, поручения, указания) прокурора и следователя, предъявляемые на основании и в порядке, установленных законодательством, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, физическими и юридическими лицами.

2. Истребуемая информация предоставляется в органы прокуратуры в установленных законодательством формах и порядке.

3. В целях реализации полномочий, возложенных на органы прокуратуры законодательством Кыргызской Республики, прокуроры имеют право на беспрепятственный вход в помещения органов, указанных в части 1 статьи 31 настоящего Закона, безотлагательный прием их руководителями по вопросам проверки, доступ к документам и материалам, а также ознакомление с судебными делами и их истребование из суда, за исключением случаев, когда материалы дела находятся непосредственно в судебном производстве.

4. Должностные лица и граждане обязаны явиться по письменному требованию прокурора или следователя органов прокуратуры в установленное им время для дачи объяснений и показаний.

5. В случае неявки без уважительных причин или отказа от явки должностных лиц, граждан для дачи пояснений в органы прокуратуры прокурор вправе вынести постановление о принудительном доставлении такого лица в органы прокуратуры, которое исполняется правоохранительными органами в течение 24 часов.

6. Неисполнение, ненадлежащее исполнение актов прокурорского реагирования, законных требований прокурора или следователя влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 7. Рассмотрение и разрешение обращений в органах прокуратуры

1. В органах прокуратуры, в соответствии с их полномочиями, разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов. Решение, принятое прокурором, может быть обжаловано вышестоящему прокурору и не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

2. Поступающие в органы прокуратуры обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики. Ответ на обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении обращения отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд.

3. Запрещается пересылка обращения в орган или должностному лицу, решения либо действия (бездействие) которых обжалуются.

4. Анонимные обращения в органах прокуратуры не рассматриваются.

Статья 8. Обжалование действий прокурора и актов прокурорского реагирования

1. Действия прокурора и акты прокурорского реагирования могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд. Обжалование требований и актов прокурорского реагирования не приостанавливает их исполнение.

2. Суд либо вышестоящий прокурор может до вынесения решения по обращению на действия или акты прокурорского реагирования приостановить их исполнение.

3. Вышестоящий прокурор по обращению граждан и (или) юридических лиц либо по своей инициативе может отозвать акт прокурорского реагирования нижестоящего прокурора.

Статья 9. Участие прокуроров в заседаниях государственных органов и органов местного самоуправления

1. Генеральный прокурор вправе присутствовать на заседаниях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, его комитетов и комиссий, Правительства Кыргызской Республики, Верховного суда Кыргызской Республики и Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики.

2. Прокурор области, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях коллегий аппаратов полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях, местных государственных администраций, совещаниях и заседаниях органов местного самоуправления.

3. Прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими актов прокурорского реагирования судами, министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и иными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также другими государственными органами, перечень которых определяется конституционным Законом Кыргызской Республики "Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики".

Глава 2. Система и организация прокуратуры Кыргызской Республики

Статья 10. Система прокуратуры Кыргызской Республики

1. Систему прокуратуры Кыргызской Республики составляют:

1) Генеральная прокуратура Кыргызской Республики (далее - Генеральная прокуратура);

2) военная прокуратура Кыргызской Республики (далее - военная прокуратура);

3) прокуратуры областей, городов Бишкек и Ош;

4) районные (городские) и приравненные к ним специализированные прокуратуры, военные прокуратуры гарнизонов.

2. При прокуратуре Кыргызской Республики могут быть образованы учреждения, которые входят в единую систему органов прокуратуры.

3. Генеральная прокуратура имеет в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

4. Образование, реорганизация, ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются по решению Генерального прокурора в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, требующих дополнительного финансирования из республиканского бюджета, которые решаются по согласованию с Правительством Кыргызской Республики.

5. Органы прокуратуры имеют свои символы - флаг и эмблему. Их описание и порядок официального использования устанавливаются Генеральным прокурором.

Статья 11. Генеральная прокуратура

1. Генеральная прокуратура является высшим органом прокуратуры Кыргызской Республики, возглавляется Генеральным прокурором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Кыргызской Республики в порядке, предусмотренном Конституцией Кыргызской Республики.

2. Генеральный прокурор имеет первого заместителя, заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Кыргызской Республики по предложению Генерального прокурора.

Заместители Генерального прокурора могут быть назначены одновременно руководителями соответствующих структурных подразделений, входящих в систему органов прокуратуры.

3. Структура Генеральной прокуратуры определяется Генеральным прокурором.

Генеральная прокуратура имеет статус юридического лица.

4. Организацию деятельности аппарата Генеральной прокуратуры обеспечивает в пределах полномочий, определяемых Генеральным прокурором, старший помощник Генерального прокурора - руководитель аппарата Генеральной прокуратуры.

5. Генеральная прокуратура:

1) обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;

2) анализирует практику надзора за исполнением законов, состоянием законности в Кыргызской Республике, в том числе с использованием сведений, содержащихся в информационных системах, интегрированных с системой информационного обмена правоохранительных и иных государственных органов;

3) вырабатывает рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора;

4) контролирует работу органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов;

5) взаимодействует с правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие;

6) совершенствует систему отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, а также устанавливает различные формы сотрудничества с институтами гражданского общества;

7) организует и проводит повышение квалификации кадров;

8) представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества.

6. В Генеральной прокуратуре может быть образован научно-методический совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-методическом совете и его состав утверждаются Генеральным прокурором.

Статья 12. Полномочия и права Генерального прокурора

1. Генеральный прокурор, обладая всей полнотой полномочий прокуратуры:

1) руководит системой прокуратуры и осуществляет контроль за ее деятельностью;

2) организует работу по реализации полномочий, возложенных на органы прокуратуры;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Статья 2. Прокуратура Кыргызской Республики Статья 3. Правовая основа деятельности прокуратуры Кыргызской Республики Статья 4. Принципы деятельности прокуратуры Статья 5. Гарантии независимости органов прокуратуры Статья 6. Гарантии обязательности требований прокурора и следователя органов прокуратуры и актов прокурорского реагирования Статья 7. Рассмотрение и разрешение обращений в органах прокуратуры Статья 8. Обжалование действий прокурора и актов прокурорского реагирования Статья 9. Участие прокуроров в заседаниях государственных органов и органов местного самоуправления Глава 2. Система и организация прокуратуры Кыргызской Республики Статья 10. Система прокуратуры Кыргызской Республики Статья 11. Генеральная прокуратура Статья 12. Полномочия и права Генерального прокурора Статья 13. Отчет Генерального прокурора Статья 14. Прокуратуры областей, городов Бишкек и Ош Статья 15. Полномочия прокуроров областей, городов Бишкек и Ош Статья 16. Прокуратуры районов (городов) и приравненные к ним прокуратуры Статья 17. Полномочия прокуроров районов (городов) и приравненных к ним прокуроров Статья 18. Коллегии в органах прокуратуры Статья 19. Срок полномочий прокурора Глава 3. Правовые акты прокуратуры Кыргызской Республики Статья 20. Система правовых актов прокуратуры Статья 21. Протест прокурора Статья 22. Представление прокурора Статья 23. Предписание прокурора Статья 24. Постановление прокурора Статья 25. Предостережение о недопустимости нарушения нормативного правового акта Статья 26. Заявление в судебные органы Статья 27. Указание прокурора Статья 28. Представления на судебные акты Статья 29. Меры принудительного исполнения актов прокурорского реагирования Статья 30. Опубликование актов прокурорского реагирования Глава 4. Прокурорский надзор § 1. Надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами Статья 31. Предмет надзора Статья 32. Полномочия прокурора § 2. Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Статья 33. Предмет надзора Статья 34. Полномочия прокурора по обеспечению законности в деятельности уполномоченного лица органа дознания § 3. Надзор за законностью следствия и дознания Статья 35. Предмет надзора Статья 36. Полномочия прокурора по обеспечению законности следствия и дознания § 4. Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан Статья 37. Предмет надзора Статья 38. Полномочия прокурора Глава 5. Представительство интересов гражданина или государства и поддержание государственного обвинения в суде Статья 39. Представительство интересов гражданина или государства и поддержание государственного обвинения в суде Статья 40. Внесение прокурором представлений на судебные акты Глава 6. Возбуждение уголовного дела и (или) дела о проступке в отношении отдельной категории лиц. Уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих Статья 41. Возбуждение уголовного дела и (или) дела о проступке в отношении должностных лиц Статья 42. Уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих Глава 7. Порядок осуществления прокуратурой иных полномочий § 1. Взаимодействие с компетентными учреждениями иностранных государств Статья 43. Надзор за применением законов при осуществлении международного правового сотрудничества Статья 44. Полномочия прокуратуры по международному правовому сотрудничеству § 2. Надзор за законностью в сфере государственной правовой статистики и учетов Статья 45. Ведение правовой статистки и учетов Статья 46. Полномочия прокурора Статья 47. Информационно-аналитическая деятельность с использованием системы информационного обмена правоохранительных и иных государственных органов § 3. Иные полномочия прокуратуры Статья 48. Регистрация актов о назначении проверок Статья 49. Участие прокуратуры в нормотворчестве Статья 50. Координационная деятельность Статья 51. Издания прокуратуры Глава 8. Служба в органах прокуратуры. Кадры органов прокуратуры § 1. Служба в органах прокуратуры Статья 52. Поступление на службу в органы прокуратуры Статья 53. Прокуроры и сотрудники органов прокуратуры Статья 54. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым прокурорами и следователями Статья 55. Ограничения и запреты, связанные с прохождением службы в органах прокуратуры Статья 56. Испытательный срок при приеме на службу в органы прокуратуры § 2. Правовое положение сотрудника органов прокуратуры Статья 57. Статус сотрудника органов прокуратуры. Основные права и обязанности Статья 58. Служебное удостоверение и печать Статья 59. Форменное обмундирование § 3. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры Статья 60. Присяга прокурора Статья 61. Перемещение сотрудника в системе органов прокуратуры Статья 62. Ротация сотрудника Статья 63. Перевод сотрудника Статья 64. Временное заместительство Статья 65. Аттестация сотрудников органов прокуратуры Статья 66. Резерв кадров органов прокуратуры Статья 67. Личное дело сотрудника органов прокуратуры Статья 68. Специальные классные чины и воинские звания сотрудников органов прокуратуры § 4. Служебное время и время отдыха сотрудников органов прокуратуры Статья 69. Служебное время и время отдыха Статья 70. Отпуска сотрудников органов прокуратуры Статья 71. Ежегодный очередной трудовой отпуск Статья 72. Порядок исчисления продолжительности очередного трудового отпуска пропорционально отработанному времени Статья 73. Отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком Статья 74. Отпуск без сохранения денежного довольствия (заработной платы) Статья 75. Отпуск по болезни Статья 76. Учебные отпуска для сотрудников Статья 77. Освобождение сотрудника органов прокуратуры от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью § 5. Урегулирование конфликта интересов и проведение служебного расследования в органах прокуратуры Статья 78. Конфликт интересов в органах прокуратуры Статья 79. Служебное расследование Статья 80. Временное отстранение сотрудника органов прокуратуры от занимаемой должности § 6. Поощрение, меры дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности сотрудников органов прокуратуры Статья 81. Поощрение сотрудников органов прокуратуры Статья 82. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов прокуратуры Статья 83. Порядок привлечения прокуроров и следователей органов прокуратуры к уголовной ответственности Статья 84. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей Статья 85. Материальное и социальное обеспечение сотрудников органов прокуратуры Статья 86. Выслуга лет Статья 87. Пенсионное обеспечение сотрудников органов прокуратуры § 7. Кадровая работа в органах прокуратуры Статья 88. Кадровая работа. Основные направления формирования кадрового состава органов прокуратуры § 8. Прекращение службы в органах прокуратуры Статья 89. Основания прекращения службы в органах прокуратуры Статья 90. Увольнение сотрудника органов прокуратуры по собственному желанию Статья 91. Увольнение сотрудника по инициативе органа прокуратуры (его руководителя) Статья 92. Прекращение службы в органах прокуратуры по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон Статья 93. Отставка прокурора Статья 94. Зачисление сотрудника в распоряжение кадров органов прокуратуры Глава 9. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры. Структура и организация специализированных прокуратур Статья 95. Структура и организация органов военной прокуратуры Статья 96. Полномочия военного прокурора и военных прокуроров Статья 97. Кадры органов военной прокуратуры Статья 98. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры Статья 99. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры Статья 100. Структура и организация специализированных прокуратур Глава 10. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры и порядок вступления в силу настоящего Закона Статья 101. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов прокуратуры Статья 102. Вступление в силу настоящего Закона и переходные положения