Недействующая редакция. Принята: 01.08.2012 / Вступила в силу: 01.08.2012

Недействующая редакция

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 1 августа 2012 года №383

Об утверждении Программы реформирования сельского хозяйства Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально - экономического развития Республики Таджикистан" и с целью развития высокодоходного и рентабельного сельхозпроизводства на основе рационального использования и устойчивого управления природных ресурсов и обеспечения продовольственной безопасности, Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Программу реформирования сельского хозяйства Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы и План мероприятий по ее реализации (приложения 1 и 2).

2. Министерствам и ведомствам, местным исполнительным органам государственной власти принять необходимые меры по осуществлению данной Программы.

3. Комитету по телевидению и радио при Правительстве Республики Таджикистан совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Таджикистан обеспечить широкое освещение хода выполнения указанной Программы в средствах массовой информации.

4. Министерству сельского хозяйства Республики Таджикистан ежегодно представлять отчет о ходе выполнения данной Программы в Правительство Республики Таджикистан.

Председатель Правительства

Республики Таджикистан Эмомали Рахмон

Приложение 1

Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 августа 2012 года №383

Программа реформирования сельского хозяйства Республики Таджикистан на 2012-2020 годы

1. Введение

1. После приобретения государственной независимости в республике начался период экономических реформ. С 1992 года началось частичное разделение горных и предгорных земель, а также в 1995-1997 годах указами Президента Республики Таджикистан от 9 октября 1995 года, №342 и от 1 декабря 1997 года, № 874 фермерам были разделены 75 тыс. гектаров земель, что содействовало обеспечению населения продовольствием. После принятия данных указов часть безработного населения была привлечена к работе, что имело важное и большое значение для решения проблем занятости населения. В целях эффективного и рационального использования земельных и водных ресурсов, увеличения производства сельскохозяйственной продукции, также был принят Указ Президента Республики Таджикистан от 25 июня 1996 года №522 " О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций", в процессе реализации которого государственный заказ и цены на сельскохозяйственную продукцию были объявлены свободными, что содействовало свободе выбора и выращивания продукции фермерами.

2. Проведенная реформа в отрасли сельского хозяйства дала свободу дехканским (фермерским) хозяйствам в выборе и выращивания всех видов сельскохозяйственной культуры, а также возможности проведения повторного посева на освобожденных полях во многих местах, в тоже время решение проблем задолженности хлопкосеющих хозяйств повысил потенциал сектора. Переход к новым видам экономических отношений, организация новых видов хозяйствования и приватизация имущества, привели к полному изменению сельскохозяйственной отрасли. Сегодня в сельскохозяйственной отрасли республики насчитывается более 54,3 тыс. дехканских (фермерских) хозяйств, из которых 890 составляют ассоциаций дехканских (фермерских) хозяйств, 819 коллективные дехканские хозяйства и 357 кооперативные хозяйства.

3. Доля частного сектора в развитии сельского хозяйства становится устойчивым. Анализы показывают, что в республике с каждым годом увеличивается объем производства сельхозпродукции. Производства сельхозпродукции в 2010 году по сравнению с 1991 годом увеличилось в 3,2 раза и в целом в 2010 году во всех видах хозяйствах республики было произведено зерновых культур - 1261,1 . хлопка - 310,5, картофеля - 760,1, овощей - 1142,6, бахчевые - 482,4, фруктов - 225,4, и винограда - 124,3, мясо - 143, 2, молока - 660, 7 тыс. тонн, яйца231,9 млн. штук, что больше показателей 1991 года (кроме хлопка, мяса и яиц) других продуктов, в том числе: зерновых в - 4,1, картофеля4,2, овощей - 1.8, бахчевых - 2,8, фруктов - 1,3, винограда - 1,0 и молока - 1, 2 раза. Поголовье крупного рогатого скота составило 1896,7 тыс. голов, овец и коз составило 4394,2 тыс. голов, птиц - 4420,7 тыс. голов, что по сравнению с показателями 1991 года соответственно увеличилось в 1,3 раза.

4. Следует отметить, что за последние годы, независимо от нанесенных вредов природных катаклизмов и воздействия кризисных факторов, сельскохозяйственная отрасль считается необходимо, устойчивым и одним из секторов, развивающих экономику Таджикистана, в среднем обеспечивая 18- 21% объемов валовой внутренней продукций. Однако до сих пор не решены концептуальные вопросы аграрной политики, в том числе неопределенность моделей дальнейшего развития сельского хозяйства. Поэтому в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и реализации Указа Президента Республики Таджикистан от 30 мая 2009 года, №663 "О дополнительных мерах по поддержке аграрного сектора" Правительством Республики Таджикистан принято еще одно постановление от 2 июля 2009 года, №406 "О разработке Программы реформирования аграрного сектора.

5. Программа реформирования сельского хозяйства Республики Таджикистан (далее - Программа) предусмотрена для определения стратегических направлении и способов обеспечения высокодоходного и ориентированного на экспорт сельского хозяйства, исходящих из общих задач повышения уровня жизни сельского населения республики, достижения продовольственной безопасности государства, а также укрепления его позиций в региональном разделении труда. Данная Программа основывается на принятые в республике стратегических документов как Цели развития тысячелетия (ЦРТ), Национальная стратегия развития Республики Таджикистан до 2015 года, Стратегия сокращения бедности Республики Таджикистан на период 2010-2012 годов, Программа продовольственной безопасности Республики Таджикистан до 2015 года и Концепция аграрной политики Республики Таджикистан. Программа учитывает происходящие в последние годы существенные изменения в макроэкономической политике и социально-экономическом положении аграрного сектора, усиление воздействия на него процессов, происходящих на мировых рынках, а также ситуации в экономике страны, возникающих в связи с мировым финансовым и экономическим кризисом. Все это определяет необходимость оценки возможностей сельского хозяйства, уточнения задач, целей и направлении аграрной политики, сформулирования научно обоснованных методов и подходов устранения отдельных моментов.

2. Основные проблемы, тормозящие факторы развития сельского хозяйства республики

6. До 1991 года сектор общественного хозяйствования Республики Таджикистан обладал значительным потенциалом производственных здании, сельскохозяйственной техники и его ремонтной базы, огромной инфраструктурой и оборудованиями социально-бытового назначения, а также разветвленной сетью ирригационных и дренажных сетей и сооружении, дорог и линий электропередач. Также действовали государственные предприятия, которые оказывали необходимые строительные услуги сельхозпредприятиям, как за счет государства, так и за счет самих хозяйств. В настоящее время основные фондо-держатели колхозов и совхозов практически ликвидированы и правопреемники по ним четко не определены. Мелкие и средние дехканские фермерские хозяйства не могли быть правопреемниками, так как они не являлись юридическими лицами и не имели финансовой возможности принятия на свой баланс этих объектов, и их содержания в рабочем состоянии. Все эти основные фонды в соответствии с законодательством должны были передаваться соответствующим министерствам и ведомствам, а социально-бытовые учреждения местной администрации и джамоатам, однако это действие по различным причинам не осуществлено.

7. Слабая банковская система, недостаточно развитая структура материально-технического снабжения сельского хозяйства, отсутствие механизма субсидирования сельскохозяйственного производства, новая система размещения заказов (совокупный объем спроса и предложений) на объем производства сельскохозяйственной продукции, отсутствие достаточной инфраструктуры сельскохозяйственного маркетинга и несовершенная нормативно-правовая база не обеспечили нужный темп развития аграрного сектора. Особенно требовалось: разработка и совершенствование системы маркетинга аграрного рынка, тарификация импорта сельскохозяйственной продукции и систем стандартов касательно производства и уровня безопасности сельскохозяйственной продукции. Кроме того, существующие недостатки в институциональной структуре и системе управления аграрным сектором сохранили элементы старой советской административно-командной системы, унаследованной из советской эпохи. В период дефицита финансовых ресурсов, касающегося мирового финансово-экономического кризиса, эти недостатки стали более заметными. Поскольку институты советской эпохи были расформированы и на их смену не были созданы более эффективные и продуктивные структуры и организации, такой порядок вещей создал, в определенной степени, институциональный вакум.

8. Текущее сельскохозяйственное производство не рентабельно и не продуктивно, не создает устойчивые рабочие места, что привело к массовой миграции трудоспособного населения. На сегодняшний день, согласно имеющим оценкам, примерно 1,2 миллионов таджикских мигрантов (в основном мужчины) работают только в одной Российской Федерации. Около 550 000 людей работают в сельскохозяйственном секторе, и производят 20% внутренней валового продукции. Около 70% населения напрямую или косвенно зависят от сельского хозяйства. По причине высокого уровня миграции большую часть трудоспособного сельского населения составляют женщины и старики. Таким образом, большая часть работ в сельскохозяйственном секторе осуществляется женщинами, которые в большинстве случаев не пользуются аналогичными правами, как мужчины, такими, как размер земельного пая в дехканском хозяйстве, оплата труда, доступ к финансам и кредитам. А также традиционная роль в социальной структуре также препятствует обладанию таких же прав, как и у мужчин. Ввиду этого, крайне необходимо уделить особое внимание запросами женщин в отношении доступов к земле, земельным рынкам, финансовым средствам, а также развитию их навыков и повышений осведомленности, чтобы они наравне с мужчинами могли извлекать выгоды и пользоваться возможностями, предлагаемыми в рамках реформы. В свою очередь, успех сельскохозяйственной реформы зависит, во многом, от степени реализации потенциала женщин, и соблюдения их прав во всех предлагаемых направлениях реформы.

9. Правительственные субсидии для оказания поддержки сельского хозяйства осуществляется за счет республиканского бюджета, где основными источниками образования бюджета являются поступления от промышленности и сферы услуг. В виду осуществления первоочередных стратегических целей достижений энергетической независимости и выхода из коммуникационной зависимости, объем государственных субсидий в аграрном секторе был недостаточен. Из-за несовершенной системы управления, существенно ослаблено низовое звено управления в сельском хозяйстве, разрушены интеграционные отношения между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями и торговыми сетями, нечетким сложилось распределение функций, органами местного самоуправления, слабым является участие в сфере управления общественных организаций, представляющих экономические и политические интересы сельских товаропроизводителей. Руководители хозяйств не призываются к ответственности со стороны совладельцев правами землепользования, поскольку сами землепользователи не осознают степень своей правомочности. Члены дехканского хозяйства не участвуют в процессе принятия решений, а также отсутствует определенный порядок регулярной отчетности руководителей перед членами хозяйств. Здесь имеет место совокупность социальных и управленческих препятствий. Есть такие обладатели прав землепользования, которые не заинтересованы в занятии сельским хозяйством. Существуют такие владельцы правами землепользования, которые ослаблены физически и не способны заниматься сельским хозяйством. Имеются "отсутствующие, обладатели прав землепользования, не принимающие участия в хозяйственной деятельности, есть женщины, обладающие правами землепользования, которые достаточно пассивные либо не заинтересованы в управлении хозяйством. В настоящее время, согласно законодательству Сертификат на право землепользования выдается хозяйствам, в котором указан список всех земельных пайщиков хозяйства. Индивидуальным членам хозяйства должно выдаваться свидетельство на земельный пай. Бывают также случаи, когда некоторые члены хозяйства не внесены в список пайщиков Сертификата на право землепользования.

10. Негативное влияние на развитие сельского хозяйства оказывают такие макроэкономические факторы, как рост цен на энергоносители и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, ограничивающих возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления расширенного воспроизводства и внедрение инновационных проектов, перехода к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечения реализации моделей ускоренного экономического развития. В результате сложилась совершенно аномальная ситуация - большие площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в условиях недостатка собственного продовольствия и возрастающих объемов его импорта. В дополнение к этому, рост цен на продовольствие во всем мире за последние 15 месяцев негативно отразился на продовольственную безопасность страны.

11. Усиление дифференциации сельскохозяйственных товаропроизводителей по уровню доходов, банкротство значительной части дехканских (фермерских) хозяйств со всеми вытекающими из этого последствиями в виде роста безработицы, сокращении производства, ухудшении социально-психологического климата на селе, в основном происходят из-за выращивания низкодоходных культур, соответственно низкой производительности сельского хозяйства, и с низким объемом инвестиций, ограниченным доступом к кредитам и финансирований сельского хозяйства, низким качеством материалов сельскохозяйственного производства, таких как семена, удобрения, а также ограниченного доступа к поливной воде.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.