Недействующая редакция. Принята: 08.05.2019 / Вступила в силу: 01.06.2019

Недействующая редакция, не действует с 13 сентября 2020 года

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 8 мая 2019 года №320

Об утверждении Правил метеорологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан

В соответствии с подпунктом 26) статьи 15 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила метеорологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан.

2. Управлению главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) направление копии настоящего приказа в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан на казахском и русском языках в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан после его первого официального опубликования;

4) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) и 3) настоящего пункта в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителей органов управления государственной авиации Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ довести до должностных лиц в части, их касающейся.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр обороны Республики Казахстан генерал-майор

Н.Ермекбаев

Согласован

Министерством внутренних дел Республики Казахстан

"____" _________2019 года

 

Согласован

Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан

"____" _________2019 года

 

Утверждены Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 8 мая 2019 года №320

Правила метеорологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила метеорологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан (далее - Правила) определяют порядок метеорологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан (далее - государственная авиация РК).

Метеорологическое обеспечение является одним из видов боевого обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан, Национальной гвардии Республики Казахстан, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, направленное на наиболее полное использование метеорологических условий для эффективного применения авиации и обеспечения безопасности полетов. Оно осуществляется метеорологическим подразделением (далее - метеоподразделения).

Метеорологические условия оказывают существенное влияние на взлет, посадку и полеты воздушных судов (далее - ВС), их боевое применение, состояние аэродромов, эксплуатацию авиационной техники, средств обеспечения полетов и на работу личного состава.

2. Основные определения:

1) абсолютная высота - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

2) авиационная часть - республиканское государственное учреждение, осуществляющее производство полетов ВС истребительной, бомбардировочной, штурмовой, транспортной, армейской и учебной государственной авиации Республики Казахстан, их эксплуатацию, ремонт и хранение, авиационные комендатуры, склады авиационного имущества, структурные подразделения Министерства обороны Республики Казахстан (далее - МО РК), органов внутренних дел Республики Казахстан и Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, в которые входят подразделения, эксплуатирующие беспилотные летательные аппараты, а также учебные центры по подготовке авиационного персонала, учебные центры боевой подготовки и боевого применения беспилотных летательных аппаратов;

3) руководящий летный состав авиационной части - летный состав, занимающий должности от командира авиационной эскадрильи и выше (в отдельной авиационной эскадрилье от командира звена (отряда) и выше);

4) авиационная метеорологическая станция - станция, предназначенная для проведения наблюдений и составления метеорологических сводок, подлежащих использованию в международной аэронавигации;

5) авиационная техника - комплекс авиационных технических средств (ВС, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение ВС государственной авиации, авиационные средства спасения, комплексные тренажеры (летные симуляторы), комплектующие изделия, технические средства управления воздушным движением, навигации посадки и связи, а также средства наземного обеспечения общего и специального применения, предназначенных для выполнения полета, организации управления воздушным движением и наземного обеспечения полетов;

6) ураган - ветер разрушительной силы и значительной продолжительности (скорость ветра от 31 до 50 метров в секунду (далее - м/с);

7) специальное задание - полет на выполнение заданий, не предусмотренных Курсами боевой, летной, учебно-летной, специальной подготовки утверждаемые руководителями органов управления государственной авиации;

8) оперативные прогнозы погоды - прогнозы погоды, разрабатываемые на период до 6 часов на аэродромах, не осуществляющих боевое дежурство;

9) особо опасные явлениями погоды (далее - ООЯП) - считаются явления, которые по своей интенсивности, времени возникновения, продолжительности и площади распространения могут нанести или нанесли значительный ущерб авиационной технике, аэродромным сооружениям и личному составу;

10) минимум погоды - минимально допустимые значения минимума для взлета и посадки, исходя из минимума аэродрома, минимума ВС, минимума командира ВС по наибольшему из них;

11) опасные явления погоды (далее - ОЯП) - явления погоды или значения метеорологических величин, которые угрожают безопасности полетов или сохранению авиационной техники на аэродроме;

12) сборник аэронавигационной информации - выпущенная или санкционированная государством публикация, которая содержит долгосрочную аэронавигационную информацию, имеющую важное значение для аэронавигации;

13) аэростат-летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах (аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные);

14) аэроузел - объединение близко расположенных районов аэродромов (вертодромов), которые имеют общие границы и организация выполнения полетов с которых требует согласования и координирования;

15) район аэроузла - часть воздушного пространства установленного размера с двумя и более близко расположенными аэродромами, для организации и выполнения полетов с которых, необходимо специальное согласование и координирование;

16) район аэродрома - часть воздушного пространства установленного размера, предназначенная для организации и выполнения аэродромных полетов, а также расположенный под ней участок земной или водной поверхности;

17) район аэродрома (вертодрома) - воздушное пространство над аэродромом (вертодромом) и прилегающей к нему местностью в установленного границах горизонтальной и вертикальной плоскостях;

18) контрольная точка аэродрома (далее - КТА) - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома;

19) донесение с борта ВС - донесение с борта ВС, находящегося в полете, которое составлено в соответствии с требованиями в отношении сообщения данных о местоположении, ходе выполнения полета и (или) метеорологических условиях;

20) воздушное судно - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;

21) аэродромная климатологическая таблица - таблица, содержащая статистические данные о результатах наблюдения за одним или несколькими метеорологическими элементами на аэродроме;

22) аэродромная климатологическая сводка - краткое изложение результатов наблюдения за определенными метеорологическими элементами на аэродроме, основанное на статистических данных;

23) командир ВС - пилот (летчик), являющийся старшим в экипаже и отвечающий за выполнение и безопасность полета ВС;

24) центры управления воздушным движением - оперативные органы управления воздушным движением Вооруженных Сил Республики Казахстан (далее - ВС РК), предназначенные для планирования и координирования использования воздушного пространства Республики Казахстан, контроля над соблюдением порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан, обеспечения безопасности полетов и регулярности воздушного движения в пределах, установленных для них районов ответственности в соответствии с Инструкцией по управлению воздушным движением утверждаемой уполномоченным органом в сфере государственной авиации в соответствии с подпунктом 29) статьи 15 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации" (далее - Закон);

25) аэродромный метеорологический орган - служба, расположенная на аэродроме, предназначенная для метеорологического обеспечения полетов ВС;

26) воздушная трасса - контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора;

27) внеаэродромный полет - полет, выполняемый вне границ воздушного пространства района аэродрома (аэроузла), с передачей управления другому органу управления полетами с посадкой на аэродроме взлета;

28) превышение аэродрома - превышение самой высокой точки посадочной площади;

29) программно-аппаратные комплексы - системы, предназначенные для сбора, передачи и обработки метеорологической информации;

30) аэродром назначения - аэродром, на котором посадка ВС предусмотрена планом полета или заданием на полет (аэродромы назначения подразделяются на аэродромы промежуточной и конечной посадки);

31) высотная карта - метеорологическая карта для определенной высотной поверхности или атмосферного слоя;

32) прогноз (погоды) - описание метеорологических условий, ожидаемых в определенный момент или период времени в определенной зоне или части воздушного пространства;

33) прогностическая карта - графическое изображение на карте прогноза, определенного метеорологического элемента на определенный момент или период времени для определенной поверхности или части воздушного пространства;

34) высота нижней границы облаков (далее - ВНГО) - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков;

35) аэродромы совместного базирования - аэродромы гражданской и государственной авиации, на которых базируются ВС, относящиеся к государственной, гражданской и экспериментальной авиации;

36) стихийные гидрометеорологические явления - явления, которые по интенсивности развития, продолжительности, площади распространения или моменту возникновения представляют угрозу жизни личного состава, приводят к срыву боевой задачи, а также могут наносить значительный материальный ущерб вооружению, военной технике и объектам военной инфраструктуры;

37) штормовое предупреждение - прогноз возникновения (сохранения, усиления) опасных для авиации явлений погоды;

38) штормовое оповещение - сообщение об опасных для авиации явлениях погоды на аэродроме (в районе аэродрома), в пункте наблюдения (в поле зрения);

39) необорудованная взлетно-посадочная полоса (далее - ВПП) - предназначенная для ВС, выполняющего визуальный заход на посадку;

40) местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа до 200 метр (далее - м) в радиусе 25 километр (далее - км);

41) боевое воздушное судно - ВС, предназначенное для выполнения боевой задачи;

42) осадки - атмосферное явление, связанно с присутствием в атмосфере воды в жидком или твердом состоянии, выпадающее из облаков или осаждающееся из воздуха на земную поверхность (дождь, снег, морось, град);

43) метеорологический искусственный спутник Земли (далее МИСЗ) - спутник, проводящий метеорологические наблюдения и передающий результаты этих наблюдений на Землю;

44) зона приземления - участок взлетно-посадочной полосы за ее порогом, предназначенный для первого касания взлетно-посадочной полосы приземляющимися самолетами;

45) подвижная метеорологическая станция (далее - ПМС) - станция, предназначенная для выполнения метеорологических (гидрометеорологических) измерений, ветрового зондирования атмосферы, приема, передачи, обработки, отображения и доведения информации о фактической погоде, метеорологических и гидрологических прогнозах, прогнозах явлений погоды и отдельных параметров в интересах гидрометеорологического обеспечения оперативно-тактических действий войск в полевых условиях;

46) инженерно-технический состав - авиационный персонал, имеющий специальную подготовку и занимающие должности, связанные с обслуживанием, эксплуатацией, хранением и ремонтом авиационной техники;

47) инцидент - любое событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием ВС, которое влияет или могло бы повлиять на безопасность эксплуатации;

48) дежурный метеоспециалист - должностное лицо, выполняющее метеорологические наблюдения в районе аэродрома;

49) шквал - резкое усиление скорости ветра (до 30 м/с) в течение короткого времени на ограниченной территории, сопровождающееся изменениями направления ветра;

50) климат - статистический режим атмосферных условий, присущий данной местности в зависимости от ее географического положения;

51) климатическое описание (справка) - информация, предназначенная для изучения местных особенностей климата;

52) консультация - обсуждение с метеоспециалистом или другим специалистом фактических и (или) ожидаемых метеорологических условий, связанных с выполнением полета (обсуждение включает ответы на вопросы);

53) видимость (дальность видимости) - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты;

54) видимость горизонтальная - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты днем и световые ориентиры ночью в горизонтальном направлении у земли;

55) правила визуальных полетов - правила, при которых соблюдаются установленные интервалы между ВС и другими материальными объектами в воздухе путем визуального наблюдения пилотом за воздушной обстановкой;

56) сложные метеорологические условия (далее СМУ) - условия, при которых полет полностью или частично выполняется по приборам (при отсутствии видимости земли или естественного горизонта) или визуально под облаками в условиях, определенных правилами производства полетов государственной авиации РК;

57) смерч - мощный вихрь под грозовым облаком с приблизительно вертикальной осью вращения (скорость ветра достигает 51 - 100 м/с);

58) простые метеорологические условия (далее - ПМУ) - условия, при которых весь полет может выполняться визуально;

59) безопасная высота - минимально допустимая высота полета, гарантирующая ВС от столкновения с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней;

60) посадка - замедленное движение ВС с высоты начала выравнивания (начала торможения при вертикальной посадке) до момента касания земной, водной или иной поверхности и окончания пробега (дросселирования двигателя после приземления при вертикальной посадке);

61) минимум аэродрома для посадки - минимально допустимые значения видимости на ВПП и высоты нижней границы облаков или высоты принятия решения, при которых разрешается выполнять посадку на ВС данной категории на данном аэродроме;

62) минимум ВС для посадки - минимально допустимые значения видимости на ВПП и высоты нижней границы облаков или высоты принятия решения, позволяющие безопасно выполнять посадку на ВС данного типа;

63) минимум командира ВС для посадки - минимально допустимые значения посадочной видимости и высоты нижней границы облаков или высоты принятия решения, при которых командиру ВС разрешается выполнять посадку на ВС данного типа;

64) запасной аэродром - аэродром, куда может следовать ВС в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать до аэродрома намеченной посадки или производить на нем посадку.

Запасной аэродром при взлете - аэродром, на котором ВС сможет произвести посадку, если в этом возникает необходимость вскоре после взлета и не представляется возможным использовать аэродром вылета.

Запасной аэродром на маршруте - аэродром, на котором ВС сможет произвести посадку в том случае, если во время полета по маршруту оказалось, что необходимо уйти на запасной аэродром.

Запасной аэродром пункта назначения - аэродром, на котором сможет произвести посадку ВС в том случае, если невозможно или нецелесообразно производить посадку на аэродроме намеченной посадки;

65) краткосрочные прогнозы погоды - прогнозы погоды, срок действия которых составляет до 36 часов от момента начала их действия;

66) метеоподразделение государственной авиации - метеоподразделение (отделение, группа, служба, центр), непосредственно выполняющее комплекс работ в области метеорологических наблюдений, сбора, обработки, анализа и доведения параметров соответствующей метеорологической обстановки до обеспечиваемых, органов управления, войск и вышестоящего подразделения гидрометеорологического обеспечения;

67) метеорологическая информация - сведения, сообщения о фактической и прогнозируемой погоде, поступающие от метеоподразделения, экипажей ВС и органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);

68) метеорологические наблюдения - инструментальные измерения и визуальные наблюдения за состоянием отдельных компонентов природной среды в целях оценки и прогноза метеорологических и климатических характеристик (параметров);

69) оборудование для производства метеорологических наблюдений (далее - метеорологическое оборудование) - средства измерений, технические средства и комплексы, предназначенные для получения, доведения и регистрации метеорологических величин (параметров);

70) метеорологический бюллетень - текст, включающий метеорологическую информацию под соответствующим заголовком;

71) метеорологическое оборудование - это технические средства, предназначенные для измерения метеорологических величин, необходимых для обеспечения безопасности взлета и посадки ВС;

72) нормы снабжения метеорологическим оборудованием (нормы снабжения) - количество и номенклатура гидрометеорологического оборудования, установленные к выдаче в мирное или военное время органам управления и войскам;

73) метеорологическая обстановка - совокупность метеорологических данных (метеорологических элементов, характеристик и явлений) о состоянии атмосферы за определенный отрезок времени, оказывающих влияние на применение государственной авиации в воздушном пространстве и на земной поверхности;

74) дежурный инженер-синоптик метеоподразделения - специалист, имеющий соответствующее образование, обеспечивающий безопасность полетов в метеорологическом отношении, допущенный приказом командира части к метеорологическому обеспечению полетов в соответствующих метеорологических условиях и осуществляющий дежурство в метеоподразделении;

75) видимость метеорологическая - горизонтальная видимость, определяемая метеоподразделением с помощью технических средств или визуально по ориентирам видимости;

76) метеорологическое обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию метеорологических наблюдений, сбор, обработку, анализ и доведение до органов управления, соединений, воинских частей (учебных частей и учреждений, военных учебных заведений и частей резерва) государственной авиации информации о состоянии окружающей природной среды;

77) метеорологическая сводка - сообщение о результатах наблюдений за метеорологическими условиями, относящимися к определенному времени и месту;

78) обледенение - отложение льда на различных частях ВС (слабое - при отложении льда на передней кромке крыла до 0,5 миллиметров в минуту (далее - мм/мин), умеренное - от 0,5 до 1 мм/мин, сильное - более 1 мм/мин);

79) гроза - атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками и земной поверхностью, возникают электрические разряды - молний сопровождаемые громом;

80) фактическая погода - совокупность значений метеорологических элементов и явлений в данный момент времени;

81) инструктаж - устная консультация по фактическим и/или ожидаемым метеорологическим условиям;

82) октант - восьмая часть небесного свода;

83) орография - описание различных элементов рельефа (хребтов, возвышенностей, котловин и тому подобное) и их классификация по внешним признакам вне зависимости от происхождения;

84) относительная высота - расстояние по вертикали от указанного исходного уровня до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

85) стандартная изобарическая поверхность - изобарическая поверхность, используемая во всемирном масштабе для графического представления и анализа атмосферных условий;

86) стартовое время - период времени, в течение которого экипажу ВС допускается выполнять полет;

87) горный аэродром - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома, а также аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря;

88) горная местность - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км, а также местность с превышением над уровнем моря 2000 м и более; давление на аэродроме - атмосферное давление на уровне рабочего порога ВПП;

89) тропический циклон - общий термин для обозначения не фронтального циклона синоптического масштаба, зарождающегося в океане тропической или субтропической зоны с выраженной конвективной и развитой циклонической циркуляцией приземного ветра;

90) видимость вертикальная - максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности;

91) турбулентность - движение воздуха, при котором воздушные частицы совершают неустановившееся беспорядочное перемещение по сложным траекториям. В атмосфере турбулентное движение обычно характеризуется наличием вихрей различных размеров, перемещающихся с различной скоростью в общем (среднем) воздушном потоке. Вихревой характер движения воздуха обуславливает наличие в турбулентной зоне знакопеременных пульсаций скорости ветра, в том числе пульсаций вертикальной составляющей ветра, оказывающих существенное влияние на полет ВС;

92) долгосрочные прогнозы погоды - прогнозы погоды, срок действия которых составляет более 36 часов от момента начала их действия;

93) ВПП - определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета ВС;

94) летный состав - летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных военных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующие военно-учетные специальности, годные по заключению врачебно-летной комиссии к летной работе и выполняющие обязанности в полете в составе экипажа ВС;

95) летное поле - часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения;

96) летная смена - период времени, определенный плановой таблицей полетов, в течение которого выполняются полеты;

97) старший летной смены - должностное лицо, из числа руководящего летного состава авиационной части, назначаемое на летную смену для организации, проведения и контроля полетов;

98) продолжительность летной смены - время, отсчитываемое с момента начала взлета первого и до момента окончания посадки последнего ВС в соответствии с плановой таблицей полетов;

99) руководство полетами - действия группы руководства полетами и расчетов пунктов управления, привлекаемых на полеты, направленные на обеспечение полноты, своевременности и безопасности выполнения экипажами ВС полетных заданий;

100) группа руководства полетами (далее - ГРП) - группа лиц, назначаемая командиром авиационной части (руководителем органа управления государственной авиации, управления командующего Военно-воздушными силами) на период проведения полетов для руководства (управления, контроля) полетами в зонах своей ответственности, из должностных лиц авиационной части (органа управления государственной авиации, управления командующего Военно-воздушными силами);

101) плановая таблица полетов - документ установленного образца, в котором графически и текстуально изложены (отображены) решение командира на проведение полетов и задания экипажам, участвующим в них;

102) видимость на взлетно-посадочной полосе (далее - ВПП) - максимальное расстояние, в пределах которого пилот ВС, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или световые ориентиры. За видимость на ВПП ночью принимается видимость световых ориентиров;

103) перелет - полет, выполняемый с посадкой на другом аэродроме (площадке);

104) видимость полетная - видимость из кабины ВС в полете;

105) взлет - ускоренное движение ВС с момента сдрагивания (момента отделения от поверхности при вертикальном взлете) до отделения от земной (водной) или искусственной поверхности и набора высоты 10 м (высоты влияния экрана поверхности при вертикальном взлете);

106) минимум аэродрома для взлета - минимально допустимые значения видимости на ВПП и, при необходимости, высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнять взлет на ВС данной категории на данном аэродроме;

107) минимум ВС для взлета - минимально допустимые значения видимости на ВПП и высоты нижней границы облаков, позволяющие безопасно производить взлет на ВС данного типа;

108) метеорологические условия полетов - совокупность метеорологических величин и явлений, наблюдаемых в районе или на маршруте полета, оказывающих влияние на выполнение полетного задания. В зависимости от степени сложности метеорологические условия подразделяются на простые и сложные;

109) облако, значимое для полетов - облако с нижней границей ниже высоты 1500 м (5000 футов) или ниже наибольшей минимальной высоты в секторе в зависимости от того, что больше, или кучево-дождевое облако или башенкообразное кучевое облако на любой высоте;

110) минимум командира ВС для взлета - минимально допустимые значения видимости на ВПП и, при необходимости, высоты нижней границы облаков, при которых командиру ВС разрешается выполнять взлет ВС данного типа;

111) эшелон полета - поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к установленной величине давления 1013,2 гектопаскаля (далее - гПа) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов давления.

Барометрический высотомер, градуированный в соответствии со стандартной атмосферой:

при установке на QNH будет показывать абсолютную высоту;

при установке на QFE будет показывать относительную высоту над опорной точкой QFE;

при установке на давление 1013,2 гПа используется для указания эшелонов полета;

Термины "относительная высота" и "абсолютная высота", означают приборные, а не геометрические относительные и абсолютные высоты;

112) болтанка - беспорядочные перемещения ВС, возникающие при полете в условиях турбулентности атмосферы:

болтанка умеренная - умеренное изменение положения и (или) абсолютной высоты ВС, но по-прежнему обеспечивающее надежное управление, где показания акселерометра составляют 0,5 минус деления 1,0g в центре тяжести ВС, а при взлете и посадке, умеренная болтанка при +0,3 минус деления 0,4g;

болтанка сильная - резкое изменение положения и (или) абсолютной высоты ВС, где в течение коротких периодов ВС не реагирует на управление, с характерными изменениями воздушной скорости, с показаниями акселерометра, превышающими 1.0g в центре тяжести ВС, а при взлете и посадке, с приращениями перегрузки больше + 0,4g; 14);

113) прогноз ориентировочный - прогноз, составленный по аэросиноптическим материалам при отсутствии исходной метеорологической информации;

114) высота принятия решения - высота, установленная для точного захода на посадку, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случае, если до достижения этой высоты командиром ВС не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение ВС в пространстве, или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки;

115) информация AIRMET - выпускаемая органом метеорологического слежения информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов на малых высотах, и которые не были включены в прогноз, составленный для полетов на малых высотах в соответствующем районе полетной информации;

116) радиовещательная передача ATIS (сокращенная аббревиатура на английском языке ATIS) - регулярная радиовещательная передача, предназначенная для оперативного обеспечения экипажей ВС в районе аэродрома необходимой метеорологической и полетной информацией;

117) информация ОРМЕТ - данные наблюдений и прогнозы, используемые для обеспечения полетов ВС;

118) давление на аэродроме QFE - атмосферное давление в миллиметрах ртутного столба (далее - мм рт. ст.) или гПа на уровне порога ВПП;

119) давление QNH - атмосферное давление в гПа, приведенное к среднему уровню моря для стандартной атмосферы;

120) метеорологическая информация SIGMET - выпускаемая органом метеорологическим слежения информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета и других явлений в атмосфере, которые могут повлиять на безопасность полетов ВС;

121) линия передачи данных VOLMET (D-VOLMET). Предоставление текущих регулярных метеорологических сводок по аэродрому (METAR) и специальных метеорологических сводок по аэродрому (SPECI), прогнозов по аэродрому (TAF), информации SIGMET, специальных донесений с борта и, при наличии, сообщений AIRMET по линии передачи данных;

122) метеорологическая информация VOLMET-для ВС, находящихся в полете;

123) радиовещательная передача VOLMET. Предоставление в соответствующих случаях текущих сводок METAR, SPECI, прогнозов TAF и информации SIGMET посредством непрерывной и повторяющейся речевой радиопередачи.

3. Настоящие Правила включает в себя:

1) организацию метеорологического обеспечения полетов государственной авиации РК;

2) организацию метеорологической информации и порядок ведения документаций в метеоподразделениях;

3) производства метеорологических наблюдений и сводок;

4) производства и передачи наблюдений и донесений с бортов воздушных судов;

5) производства авиационных прогнозов погоды;

6) производства штормовых предупреждений и оповещений об опасных, особо опасных явлениях погоды;

7) порядок эксплуатации технических средств метеорологического подразделения;

8) производства и предоставление авиационной климатологической характеристики.

Глава 2. Организация метеорологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан

Параграф 1. Порядок организации метеорологического обеспечения

4. Организацию метеорологического обеспечения государственной авиации осуществляет уполномоченный орган в сфере государственной авиации в РК.

5. Метеорологический центр Главного командного пункта Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан (далее - метеоцентр) подчиняется начальнику главного командного пункта Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан и (далее - СВО ВС РК) осуществляет организацию и контроль полетов ВС государственной авиации.

6. Метеоцентр предоставляет для руководителей органов государственной авиации, центров УВД, метеоподразделениям и другим органам, связанным с осуществлением или обеспечением полетов, метеорологическую информацию, необходимую для содействия безопасному, регулярному и эффективному выполнению полетов.

7. Метеоподразделение представляет собой совокупность взаимодействующих штатных метеоподразделений, входящих в состав объединений, соединений и воинских частей ВС РК, предназначенных для осуществления метеорологического обеспечения полетов государственной авиации.

8. В метеорологическом центре и в метеоподразделениях воинских частей, для сбора и передачи метеорологической информации используют наряду со штатными техническими средствами проводные и радиоканалы войск связи ВС РК. При этом обеспечивается скрытность данных о каналах связи.

9. Метеоподразделение, осуществляющее метеорологическое обеспечение полетов государственной авиации на конкретном аэродроме руководствуется должностными инструкциями, разработанными в соответствии с типовой инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, утвержденными начальником штаба части.

10. Метеорологическое обеспечение полетов государственной авиации на аэродроме организуется начальником штаба части. Работу метеоподразделения осуществляют соответствующие начальники метеоподразделения с учетом задач, решаемых воинскими частями.

11. Метеорологическое обеспечение безопасности полетов государственной авиации РК осуществляется штатными метеоподразделениями на всех этапах подготовки и проведения полетов.

Метеорологическое обеспечение полетов включает:

1) производство визуальных наблюдений за погодой и измерений с помощью технических средств значений метеорологических элементов;

2) сбор, передачу, обработку, картографирование и анализ аэросиноптической информации в установленном объеме;

3) разработку авиационных прогнозов погоды, авиационно-климатических справок и описаний районов базирования и полетов;

4) организацию и осуществление штормового оповещения и предупреждения об ОЯП;

5) обеспечение командования, штаба, группы руководства полетов, расчетов командного пункта (далее - КП), центров УВД и летного состава всеми видами метеорологической информации, необходимой для планирования, принятия решения на полеты и их проведение;

6) разработку предложений по организации радиолокационной разведки погоды (далее - РРП), воздушной разведки погоды (далее - ВРП) и доразведки погоды (далее - ДРП), по использованию и учету метеорологической обстановки для успешного выполнения полетов и обеспечения их безопасности;

7) обеспечение расчетов КП и центров УВД данными о предполагаемом времени и траекториях перемещения радиозондов, аэростатов;

8) подготовку данных для оценки радиационной и химической обстановки;

9) проведение занятий по авиационной метеорологии с летным составом и лицами группы руководства полетов.

12. Вся необходимая метеорологическая информация, предоставляемая метеоподразделением при обеспечении полетов, соответствует полетным требованиям в отношении времени и высоты полета, географической протяженности маршрута, относится к определенному моменту или периоду времени и является достаточной для обеспечения полетов на аэродроме и до аэродрома намеченной посадки. В ней содержатся данные об ожидаемых метеорологических условиях на участке маршрута между аэродромом намеченной посадки и запасными аэродромами.

13. Предоставляемая метеорологическая информация для обеспечения полетов содержит последние данные и включает следующие сведения:

1) прогнозы погоды;

2) фактическую погоду;

3) метеорологические явления;

4) метеорологические условия на запасных аэродромах;

5) ветра и температуры на высотах;

6) геопотенциальной абсолютной высоты эшелонов полета;

7) высоты тропопаузы в единицах эшелона полета и температуры тропопаузы;

8) направления и скорости максимального ветра и его высоты в единицах эшелона полета;

9) кучево-дождевых облаков, обледенения и турбулентности.

На аэродромах совместного базирования:

сообщения METAR TAF для аэродромов совместного базирования при вылете и посадки ВС;

прогнозы для взлета;

консультативную метеорологическую информацию о тропических циклонах, относящуюся ко всему маршруту;

прогнозы для полетов на малых высотах, сплошной облачности на обширном пространстве с высотой нижней границы менее 300м;

предупреждения по аэродрому вылета (для местного аэродрома);

донесения ВРП и ДРП;

информацию РРП данные метеорологического радиолокатора (далее - МРЛ);

изображения, полученные с МИСЗ.

14. Метеоцентр, организующий предоставление метеорологического обеспечения полетов, координирует с метеорологическими полномочными органами других государств меры, направленные на получение от них необходимой метеорологической информации и (или) прогнозов погоды.

15. При метеорологическом обеспечении экипажей, вылетающих ВС прогноз ожидаемой метеорологической обстановки докладывается на основании суточных планов работы авиации, а отдельных вылетов, не указанного в плане по дополнительным заявкам, не позднее 1 часа до планируемого времени вылета.

Заявка содержит следующие сведения:

1) планируемое время вылета;

2) планируемое время прибытия на аэродром назначения;

3) маршрут полета и планируемое время прибытия на промежуточный аэродром и время вылета с него;

4) запасные аэродромы;

5) эшелон и высоту полета;

6) тип полета (по правилам полетов по приборам, по правилам визуальных полетов).

Параграф 2. Порядок обеспечения полетов метеорологическим подразделением

16. К метеоподразделениям, непосредственно участвующим в метеорологическом обеспечении государственной авиации, относятся:

1) метеоцентр;

2) метеорологическая служба;

3) метеорологическое отделение.

17. Метеоцентр выполняет следующие функции:

1) оперативно-прогностическую, методическую и информационную работу и организует взаимодействие с метеоподразделениями государственной авиации РК и других государств;

2) обеспечение командования штабов, расчетов КП и центров УВД всеми видами метеорологической информации по районам базирования и полетов;

3) оказание помощи метеоподразделениям воинских частей в анализе, оценке и прогнозировании метеорологической обстановки.

18. Метеоцентр на всех этапах подготовки и проведения полетов:

1) представляет сводки погоды, прогнозы и предупреждения по аэродромам и маршрутам (районам) полетов, получаемые от других метеорологических органов;

2) разрабатывает прогнозы погоды и штормовые предупреждения на аэродромах СВО ВС РК;

3) изучает планы полетов государственной авиации;

4) предоставляет в метеоподразделения воинских частей, аэросиноптические консультации, прогнозы погоды, штормовые оповещения и предупреждения, данные о фактической погоде, результаты ВРП и РРП и другие сведения, необходимые для обеспечения полетов и их безопасности;

5) контролирует соответствие фактического и ожидаемого состояния погоды на аэродромах условиям, предусмотренным для выполнения плановых полетных заданий (в том числе ВРП) и уровню подготовки летного состава;

6) осуществляет выбор маршрутов ВРП;

7) осуществляет своевременные и качественные метеорологические наблюдения на аэродромах в том числе с помощью радиолокационной станции (далее - РЛС);

8) контролирует своевременность доклада командованию и руководителю полетами (далее - РП) на аэродромах прогнозов погоды, штормовых оповещений и предупреждений полученных от метеоцентра.

19. Метеоподразделение осуществляют прием:

1) метеорологических и аэрологических сводок, карт погоды;

2) сведений о фактической и ожидаемой метеорологической обстановке на аэродромах;

3) оповещений и предупреждений об ОЯП;

4) спутниковой метеорологической информации;

5) данных ВРП и РРП.

20. Метеоподразделение в соответствии с установленным для них объемом работы составляют (принимают), обрабатывают и анализируют:

1) синоптические карты;

2) аэрологические карты;

3) кольцевые карты погоды;

4) микрокольцевые карты погоды (карт фактической погоды аэродромов);

5) прогностические карты;

6) аэрологические диаграммы;

7) вертикальные разрезы погоды по маршруту и районам полетов;

8) данные ВРП и РРП;

9) снимки МИСЗ;

10) данные о среднем ветре;

11) расчетные карты среднего ветра;

12) расчетные карты об ОЯП;

13) карты линий токов (карта максимальных ветров).

21. Метеоцентр проводит работу по изучению и обобщению авиационно-климатических особенностей районов базирования и полетов. В метеоподразделениях авиационно-климатические описания разрабатываются для района аэродрома.

22. С целью изучения специалистами метеорологических подразделений физико-географических особенностей районов базирования и полетов, летно-метеорологических условий в различные сезоны года и при различной синоптической обстановке, периодически организуются облеты специалистами метеоподразделения района базирования.

23. Метеоподразделения осуществляют работу по проверке, уточнению с учетом местных особенностей и внедрению в практику новых методов (способов) прогнозирования погоды, метеорологического обеспечения полетов.

24. Метеорологическая служба воинской части выполняет следующие функции, связанные с производством полетов в районе аэродрома:

1) качество метеорологического обеспечения полетов ВС;

2) качество наблюдений за метеорологическими элементами и явлениями погоды и своевременность передачи этих сведений на диспетчерские пункты, лицам ГРП, метеоцентр;

3) правильность оформления выдаваемой экипажам ВС метеорологической документации и информации;

4) четкое ведение оперативной и учетной документации;

5) правильность оформления и своевременность подачи метеорологических телеграмм на узлы связи;

6) исправное техническое состояние метеорологических приборов, установок;

7) составляют и получают прогнозы местных метеорологических условий;

8) проводят постоянные наблюдения за метеорологическими условиями в районе аэродромов, для которых они составляют прогнозы;

9) проводят консультации и предоставляют полетную документацию летному составу, при производстве полетов;

10) обеспечивают дополнительной и прочей метеорологической информацией;

11) производят показ имеющейся метеорологической информации;

12) обмениваются метеорологической информацией с другими метеорологическими службами и отделениями;

13) составляют прогнозы погоды и предупреждения по аэродрому, маршрутам и районам полетов и по аэродромам с входящим в зону его ответственности;

14) следят за метеорологическими условиями, влияющими на выполнение полетов;

15) проводят разборы по неоправдавшимся прогнозам;

16) осуществляют эксплуатацию метеорологических приборов и оборудования.

25. Метеоподразделения осуществляют передачу:

1) результатов метеорологических, аэрологических наблюдений;

2) данных ВРП и РРП;

3) прогнозов метеорологической обстановки, аэросиноптических консультаций;

4) штормовых оповещений и предупреждений;

5) прогнозов маршрутов аэростатов (при обеспечении полетов аэростатов).

При выполнении своих функций метеоподразделение использует всю необходимую метеорологическую информацию, прогнозы ветра, температуры и влажности воздуха на высотах, направления, скорости и высоты максимального ветра, высоты и температуры тропопаузы, а также прогнозы ОЯП, получаемую от метеоцентра, а также альтернативные источники метеорологической информации из локальной сети интернет.

Официальными данными о фактической и прогностической погоде на аэродроме, на основании которых принимаются решения на вылет, взлет и посадку ВС, являются данные, представленные метеорологической службой, отделением.

26. Метеоподразделения (службы, отделения) государственной авиации обеспечивают:

1) командование, РП, расчетов КП и центров УВД, летный состав воинских частей всеми видами метеорологической информации, необходимой для планирования, организации, выполнения полетов и руководства ими, а также для проведения мероприятий по планам оперативной и боевой подготовки;

2) организацию работы метеоподразделения и непосредственное осуществление метеорологического обеспечения в интересах безопасности полетов ВС;

3) разработку и внедрение в практику работы метеоподразделения наиболее надежных и совершенных методов прогнозирования метеорологической обстановки, форм и способов метеорологического обеспечения;

4) совершенствование системы сбора, анализа, распространения и отображения метеорологической информации;

5) своевременное предупреждение войск о времени возникновения и степени интенсивности, ОЯП;

6) контроль над эксплуатацией технических средств метеорологической службы, содержание их в исправном состоянии;

7) участие в разработке и создании новых видов ТСМ, а также внедрение их в практику работы метеорологических подразделений;

8) сбор авиационной климатологической информации по району аэродрома и составляют аэродромные климатологические таблицы и климатические описания аэродрома;

9) изучение и обобщение авиационно-климатических, местных особенностей районов базирования и полетов и их влияния на выполнение задач;

10) проведение занятий по авиационной метеорологии с командованием и летным составом воинских частей, а также с расчетами КП и центров УВД;

11) занятия и технические учебы согласно утвержденным планам при подготовке к весенне-летнему и осеннее - зимнему периодам;

12) постоянное совершенствование и повышение уровня подготовки метеорологических специалистов всех степеней.

13) воспитание у личного состава высоких профессиональных морально - психологических качеств и чувства личной ответственности за точное выполнение требований по метеорологическому обеспечению безопасности полетов;

14) поддержание у личного состава метеорологических подразделений высокого уровня специальной и технической подготовки, а также постоянной готовности к выполнению задач по метеорологическому обеспечению полетов;

15) применение передовых научных достижений в анализе, прогнозе метеорологической обстановки и глубоким изучением авиационно-климатических особенностей районов базирования и полетов;

16) знание тактико-технических данных состоящей на вооружении авиационной техники, беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА) и задач оперативной (боевой) и летной подготовки воинских частей;

17) постоянное совершенствование форм и способов метеорологического обеспечения полетов;

18) эффективное использование технических средств в работе метеоподразделения;

19) изучение, обобщение и внедрение передового опыта в практику работы метеоподразделения;

20) систематическое совершенствование специальных знаний и навыков личным составом метеоподразделения;

21) постоянное взаимодействие с дежурными расчетами КП, центров УВД метеоподразделениями государственной авиации и с метеорологическим органом гражданской авиации.

27. Метеорологические специалисты, (далее - метеоспециалисты) ответственные за обеспечение полетов, должны проходить повышение квалификации на специализированных курсах не реже одного раза в три года. Метеоспециалисты на аэродромах совместного базирования по согласованию с метеорологическим органом гражданской авиации проходят практические стажировки по обработке и анализу аэросиноптического материала не реже одного раза в год.

28. Метеоподразделение выполняет установленный объем работ. Объем работы по специальной подготовке метеоподразделения ежегодно определяется начальником метеослужбы органа управления государственной авиации перед началом учебного года с учетом его численности, характера выполняемых задач, особенностей базирования и утверждается начальником штаба органа управления государственной авиации.

29. Начальники метеоподразделения органов управления государственной авиации, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации, организуют метеорологическое обеспечение боевого дежурства, полетов в соответствии с требованиями настоящих Правил.

30. При совместном базировании на одном аэродроме двух и более воинских частей государственной авиации их метеоподразделения оперативно объединяются в одно метеоподразделение, с изданием приказа старшего авиационного начальника аэродрома. Начальником объединенного метеоподразделения назначается начальник метеоподразделения той части, командир которой является старшим авиационным начальником аэродрома.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила метеорологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан Глава 1. Общие положения Глава 2. Организация метеорологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан Параграф 1. Порядок организации метеорологического обеспечения Параграф 2. Порядок обеспечения полетов метеорологическим подразделением Параграф 3. Порядок допуска метеоспециалистов к обеспечению полетов Параграф 4. Особенности метеорологического обеспечения маршрутных полетов Параграф 5. Порядок метеорологического обеспечения учебно - тренировочных полетов Параграф 6. Порядок метеорологическое обеспечение при десантировании Параграф 7. Порядок метеорологическое обеспечение на учебном полигоне Параграф 8. Метеорологическое обеспечение экипажей задействованных в поисково-спасательном обеспечении полетов Параграф 9. Действия, требуемые от метеоподразделения, в случае авиационных происшествий и инцидентов Глава 3. Организация метеорологической информации и порядок ведения документаций в метеоподразделениях Параграф 1. Консультация и показ метеорологической информации Параграф 2. Полетная метеорологическая документация Параграф 3. Полетная (информационно - прогностическая) метеорологическая документация Параграф 4. Рабочая и учетная метеорологическая документации Параграф 5. Эксплуатационная и техническая метеорологическая документация Глава 4. Производства метеорологических наблюдений и сводок Параграф 1. Организация и передачи метеорологических наблюдений Параграф 2. Приземный ветер и ветер на высотах Параграф 3. Наблюдения за температурой воздуха и температурой точки росы Параграф 4. Измерение атмосферное давление Параграф 5. Порядок наблюдения за дальностью видимости на взлетно-посадочной полосе Параграф 6. Порядок наблюдения за текущей погодой Параграф 7. Порядок наблюдения за облачностью и представление данных в сводках Параграф 8. Порядок автоматизированных наблюдений с помощью метеорологических радиолокаторов Параграф 9. Наблюдения с помощью радиолокационных станций Параграф 10. Автоматические системы производства метеорологических наблюдений Глава 6. Производства авиационных прогнозов погоды Параграф 1. Прогнозы по аэродрому Параграф 2. Краткосрочные авиационные прогнозы погоды по аэродрому Параграф 3. Долгосрочные авиационные прогнозы по аэродрому Параграф 4. Оценка авиационных прогнозов погоды Параграф 5. Прогнозы для полетов на малых высотах Глава 7. Производства штормовых предупреждений и оповещений об опасных, особо опасных явлениях погоды Параграф 1. Организация штормового оповещения и предупреждения об опасных явлениях погоды Параграф 2. Штормовое оповещение об особо опасных явлениях погоды Параграф 3. Штормовые предупреждения по аэродрому Параграф 4. Предупреждения и оповещения о сдвиге ветра Параграф 5. Оценка штормового предупреждения Глава 8. Порядок эксплуатация технических средств метеорологического подразделении Параграф 1. Состав и размещение технических средств метеорологического подразделения на аэродроме Параграф 2. Состав и размещение технических средств метеорологического подразделения на вертодромах Глава 9. Производства и предоставление авиационной климатологической характеристики Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32