Недействующая редакция. Принята: 14.12.2018 / Вступила в силу: 15.01.2019

Недействующая редакция, не действует с 15 августа 2020 года

ПРИКАЗ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 14 ноября 2017 года №249-НК

Об утверждении нормативных документов по ценообразованию в строительстве

(В редакции Приказов Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 12.02.2018 г. №30-нк, 11.05.2018 г. №102-нк, 14.12.2018 г. №257-нк)

В соответствии с подпунктом 6-2) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", подпунктом 460) пункта 17 Положения о Министерстве по инвестициям и развитию Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года №995, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить следующие нормативные документы по ценообразованию в строительстве:

1) нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) нормативный документ по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) нормативный документ по определению дополнительных затрат связанных с решениями проекта организации строительства согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) нормативный документ по определению затрат на инжиниринговые услуги в строительстве согласно приложению 4 к настоящему приказу.

(Пункт 1 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 11.05.2018 г. №102-нк)
(см. предыдущую редакцию)

2. Признать утратившим силу приказ председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 3 июля 2015 года №235-нк "Об утверждении государственных нормативов по ценообразованию и сметам" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №11905, опубликованный 25 сентября 2015 года в информационно-правовой системе "Аділет").

3. Управлению сметных норм в строительстве Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Управление правового обеспечения Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

Председатель Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

М.Жайымбетов

Приложение 1

к Приказу Председателя Комитета по делам строительства и жилищнокоммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 ноября 2017 года №249-нк

Нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан

1. Общие положения

1. Настоящий Нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан (далее – Нормативный документ) разработан в соответствии с требованиями законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности Республики Казахстан и предназначен для определения сметной стоимости строительства при разработке проектной (проектно-сметной) документации по объектам, возводимым за счет государственных инвестиций в строительство и средств субъектов квазигосударственного сектора.

По объектам, возводимым за счет других источников финансирования, положения настоящего Нормативного документа носят рекомендательный характер.

2. Нормативный документ является нормативной основой для определения стоимости строительства и содержит основные принципы и методические положения по ценообразованию в строительстве и составлению смет (сметных расчетов) на строительство объектов.

3. Нормативно-методические положения настоящего Нормативного документа составлены на основе действующей сметно-нормативной базы по определению стоимости строительства в текущих ценах.

4. В настоящем Нормативном документе используются следующие основные понятия:

1) текущие цены – цены строительных ресурсов на конкретный период;

2) непредвиденные работы и затраты – сумма средств на возмещение затрат, связанных с уточнением в процессе строительства объемов и стоимости строительно-монтажных работ, характер и методы выполнения которых не могут быть точно определены при проектировании, а также при обнаружении в процессе строительства ошибок в утвержденной (прошедшей экспертизу) проектно-сметной документации и выявлении работ и затрат, не учтенных в рабочих чертежах и/или сметной документации;

3) сооружение – искусственно созданный объемный, плоскостной или линейный объект (наземный, надводный и (или) подземный, подводный), имеющий естественные или искусственные пространственные границы и предназначенный для выполнения производственных процессов, размещения и хранения материальных ценностей или временного пребывания (перемещения) людей, грузов, а также размещения (прокладки, проводки) оборудования или коммуникаций. Сооружение также может иметь художественно-эстетическое, декоративно-прикладное либо мемориальное назначение.

К линейным сооружениям относятся железные и автомобильные дороги, линии электропередачи и связи, магистральные трубопроводы.

4) капитальный ремонт зданий и сооружений – работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели;

5) инженерное оборудование зданий (сооружений) – комплекс инженерных систем и технических устройств, создающих нормативные либо комфортные условия проживания (быта), трудовой деятельности (пребывания) людей, обеспечивающих сохранение материальных ценностей, а также инженерного обеспечения технологического оборудования и производственных процессов. Инженерное оборудование зданий (сооружений) включает в себя устройства систем водоснабжения (холодного и горячего), канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электрооборудование, подъемно-транспортные устройства (лифты, эскалаторы), средства мусороудаления, пылеуборки, пожаротушения, сигнализации, телефонизации, радиофикации и другие виды внутреннего благоустройства;

6) оборудование – технологическое и инженерное оборудование объектов;

7) новое строительство – строительство отдельных объектов, зданий и сооружений, комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, осуществляемое на новых площадках в целях создания нового объекта или новой производственной мощности, строительство на новой площадке предприятия такой же или большей мощности (производительности, пропускной способности, вместимости здания или сооружения) взамен ликвидируемого предприятия;

8) расширение действующего предприятия, здания или сооружения (далее объект) – строительство дополнительных производств, площадей, мощности на действующем объекте, а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих объектов или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей. К расширению действующих объектов относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе. Если в процессе проектной проработки выявилась необходимость и экономическая целесообразность одновременно с расширением объекта осуществить реконструкцию действующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, соответствующие работы и затраты включаются в состав проекта расширения объекта. При этом работы и затраты по реконструкции действующих цехов и объектов включаются в сметный и сводный сметные расчеты отдельной строкой;

9) реконструкция действующего предприятия, здания или сооружения – переустройство объекта по единому комплексному проекту без строительства новых и расширения существующих объектов и цехов основного назначения, направленное на увеличение объема производства, получение новой продукции, совершенствование производства и улучшение его технико-экономического уровня, условий эксплуатации и охраны окружающей среды, на базе современных достижений научно-технического прогресса; перестройка здания или сооружения для улучшения его функционирования с изменениями основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения), изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек и пристроек;

10) стройка – совокупность зданий и сооружений (объектов), различного назначения (производственного, социального, транспортного и другой инфраструктуры), строительство которых осуществляется по единой проектно-сметной документации со сводным сметным расчетом стоимости строительства;

11) ценообразование в строительстве – механизм образования стоимости строительной продукции;

12) очередь строительства – часть строительства, состоящая из одного или нескольких пусковых комплексов группы зданий или сооружений, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Проектно-сметная документация на очередь строительства подлежит утверждению в установленном порядке, как в составе стройки, так и отдельным проектом;

13) строительные ресурсы – затраты труда рабочих и машинистов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, строительные материалы, изделия и конструкции, оборудование;

14) материальные ресурсы – строительные материалы, изделия, конструкции и инженерное оборудование;

15) смета подрядчика (оферта) – сметная документация в составе конкурсного предложения подрядчика, составляемая им с учетом собственной организационно-технологической возможности для участия в конкурсах по закупу подрядных работ и услуг;

16) объект – отдельно стоящее здание или сооружение со всеми относящимися к нему обустройствами, оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными материалами, или совокупность зданий и сооружений, имеющих общее технологическое или иное назначение;

17) строительство объектов – новое строительство, реконструкция, расширение предприятий, зданий и сооружений, техническое перевооружение предприятий, капитальный ремонт зданий и сооружений;

18) прайс-лист – перечень цен на материальные ресурсы, предлагаемые предприятиями (производителями, поставщиками);

19) ресурсный метод – метод определения стоимости строительства путем калькуляции в текущих ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта строительства;

20) уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства – центральный государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственного управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью;

21) сметная документация – документация в составе проекта строительства, определяющая сметную стоимость строительства;

22) сметная стоимость – стоимость строительства объекта, определяемая в соответствии со сметными нормативами при разработке проектной документации на строительство;

23) сметные нормы – совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ или относительные величины, указывающие размер отдельных расходов и затрат при строительстве, выраженные в процентах от принятой базы начисления;

24) сметные нормативы – комплекс нормативных документов по ценообразованию и сметам, являющийся основой для определения сметной стоимости строительства и включающий в себя:

методические указания, инструкции и рекомендации по определению стоимости строительства объектов;

сметные нормы на работы в строительстве, установленные на принятый измеритель;

сметные нормы на отдельные расходы и затраты в строительстве, выраженные в процентах от принятой базы начисления;

укрупненные сметные нормы;

сметные цены на строительные ресурсы;

25) сметно-нормативная база – государственные сметные нормативы, разрабатываемые на единой концептуально-методической основе, утверждаемые и вводимые в действие в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства, совместно действующие в определенный период времени и составляющие нормативно-правовую основу для определения сметной стоимости строительства;

26) сметная прибыль – сумма средств, являющаяся нормативной частью сметной стоимости строительства, предназначенная для покрытия расходов, не относимых на себестоимость работ, развития подрядной организации, дополнительного материального стимулирования ее работников;

27) смета заказчика (инвестора, застройщика, администратора бюджетных программ) – сметная документация, составляемая на основе государственных сметных нормативов, предназначенная для планирования инвестиционной деятельности и определения лимита средств заказчика для строительства объекта, а также проведения закупок работ и услуг в строительстве;

28) техническое перевооружение – комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков действующих предприятий на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию хозяйственных и вспомогательных служб предприятия;

29) технологическое оборудование – технологические линии, станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы и другие устройства, совершающие различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля; санитарно-техническое оборудование, связанное с обеспечением работы технологического оборудования и технологических процессов; поставляемые в комплекте с основным оборудованием обвязочные трубопроводы, трубопроводная арматура, металлические конструкции, мерные с разделанными концами участки кабелей; первоначальный фонд инструмента, технологической оснастки и инвентаря и т.п., необходимые для эксплуатации вводимых в действие предприятий, зданий и сооружений, запасные части к оборудованию;

30) объект аналог – объект схожий (сопоставимый) с проектируемым объектом по своему функциональному назначению и техническим характеристикам, и имеющий наиболее эффективные технико-экономические показатели в качестве образца;

31) накладные расходы – сумма средств для возмещения затрат строительно-монтажных организаций, связанных с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением, а также для уплаты налогов и обязательных платежей в бюджет, установленных законодательством Республики Казахстан, не учтенных другими составляющими сметной стоимости строительства;

32) шефмонтаж - организационно-техническое руководство и надзор со стороны специалистов предприятия-изготовителя оборудования за выполнением специалистами заказчика работ по монтажу оборудования до ввода его в эксплуатацию и достижения гарантийных показателей, проведение консультаций и обучение специалистов заказчика;

33) укрупненные сметные нормы – производные сметные нормы, определяющие количество необходимых ресурсов на единицу мощности объекта, укрупненные конструктивные элементы или укрупненные виды работ;

34) пусковой комплекс – группа объектов (или их частей), являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, принятых проектом, соответствующие действующему законодательству условия труда для обслуживающего персонала, охрану окружающей среды и нормальные (согласно действующим нормам) санитарно-эпидемиологические условия эксплуатации. Пусковой комплекс представляет собой совокупность объектов или частей нового строительства, которые обеспечивают выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и могут эксплуатироваться самостоятельно или в комплексе с уже действующими зданиями и сооружениями. Проектно-сметная документация по пусковому комплексу подлежит утверждению в установленном порядке, как в составе стройки, так и отдельным проектом;

35) элементные сметные нормы – сметные нормы первичного уровня, определяющие расход строительных ресурсов на принятый измеритель в натуральных показателях на выполнение отдельных видов работ в строительстве.

2. Основные требования и условия методики ценообразования в строительстве

5. Основными требованиями к методике ценообразования и процедурам определения сметной стоимости строительства объектов являются достоверность, транспарентность (прозрачность), оперативность, универсальность.

6. Сметные нормы разрабатываются на основе технологических (технико-нормировочных) карт по видам работ, результатов хронометражных работ, адаптации прогрессивных норм зарубежных стран, расчетно-аналитических методов, по результатам которых определяются потребности в строительных ресурсах на уровне элементных сметных норм, и нормы лимитированных затрат в процентах от принятой базы их начисления.

Сметные нормы учитывают достигнутый среднеотраслевой уровень принятой техники и технологии.

В сметных нормах учитывается полный комплекс операций, необходимых для выполнения определенного вида работ в нормальных (стандартных, усредненных) условиях. При производстве работ в особых условиях (стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования) к сметным нормам применяются коэффициенты, приведенные в нормативно-технических документах по применению сметных норм и технических частях к сборникам элементных сметных норм расхода ресурсов.

(В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14.12.2018 г. №257-нк)
(см. предыдущую редакцию)

7. Сметные цены на материальные ресурсы и ресурсы, составляющие себестоимость эксплуатации машин и механизмов, определяются на основе мониторинга их текущих цен по всем регионам Республики Казахстан и используются в качестве нормативной основы для составления сметной документации при разработке проектов строительства.

8. Сметная заработная плата определяется с учетом норм трудового законодательства Республики Казахстан и по данным государственной статистики.

По объектам, строительство которых планируется осуществить силами организаций нефтегазового комплекса, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния путем выбора поставщика способом из одного источника в соответствии с правилами, утверждаемыми советом директоров Фонда национального благосостояния на основании пункта 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан "О Фонде национального благосостояния", сметная заработная плата определяется на основе тарифной сетки рабочих профессий в соответствии с внутренними документами организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния.

9. Сметная стоимость строительства определяется в текущих ценах на основе проектной (проектно-сметной) документации и сметно-нормативной базы.

10. Основой для определения сметной стоимости строительства служат:

1) задание (техническое задание) на проектирование и исходные данные от заказчика;

2) проектная документация;

3) действующие сметные нормативы.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПРИКАЗ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан 1. Общие положения 2. Основные требования и условия методики ценообразования в строительстве 3. Состав и структура сметной стоимости строительства 4. Состав и виды сметной документации 5. Составление сметной документации 6. Общие правила оформления сметной документации Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Нормативный документ по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве 1. Общие положения 2. Классификация норм накладных расходов 3. Методика расчета величины накладных расходов 4. Методика расчета и применения сметной прибыли Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Нормативный документ по определению дополнительных затрат связанных с решениями проекта организации строительства 1. Общие положения 2. Затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом 3. Затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ 4. Затраты, связанные с проведением геодезических наблюдений за перемещениями и деформациями зданий и сооружений 5. Затраты, связанные с содержанием временно эксплуатируемых автомобильных дорог в период строительства новых и реконструируемых автомобильных дорог 6. Перевозка автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций Нормативный документ по определению затрат на инжиниринговые услуги в строительстве Глава 1. Общие положения Глава 2. Определение затрат на инжиниринговые услуги по управлению проектом для строительства Глава 3. Определение затрат на инжиниринговые услуги по техническому надзору за строительством Глава 4. Определение затрат на инжиниринговые услуги по авторскому надзору за строительством Приложение 1 Приложение 2