Недействующая редакция. Принята: 27.02.2020 / Вступила в силу: 20.03.2020

Недействующая редакция, не действует с 7 сентября 2020 года

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 15 декабря 2017 года №279

Об информировании потребителей относительно пищевых продуктов

(В редакции Закона Республики Молдова от 27.02.2020 г. №31)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет и область применения

(1) Настоящий закон устанавливает обязательную информацию в отношении пищевых продуктов для обеспечения высокого уровня защиты потребителей с учетом различий восприятия и потребностей таковых в информировании, обеспечивая при этом надлежащее функционирование рынка Республики Молдова.

(2) Настоящий закон устанавливает общие требования и ответственность, регламентирующие информацию относительно пищевых продуктов, в частности относительно маркировки пищевых продуктов. Также закон предусматривает способы гарантирования потребителям права на информирование и процедуры по предоставлению информации относительно пищевых продуктов, учитывая необходимость предусмотреть достаточную гибкость в отношении будущих изменений и новых требований относительно информации.

(3) Настоящий закон применяется к предпринимателям продовольственного сектора на всех этапах продовольственной цепочки в случае, если их деятельность относится к информированию потребителей относительно пищевых продуктов, а также ко всем пищевым продуктам, предназначенным для конечного потребителя, в том числе к пищевым продуктам, поставляемым предприятиями общественного питания, и пищевым продуктам, предназначенным для поставки им. Настоящий закон применяется к услугам общественного питания, предоставляемым транспортными предприятиями.

(4) Правила в отношении указанных на пищевых продуктах отметок о пищевой ценности и полезности, правила маркировки пищевых добавок, а также правила маркировки пищевых продуктов специального диетического назначения утверждаются Правительством.

Статья 2. Понятия

В целях применения настоящего закона используются понятия, определенные в Законе об установлении общих принципов и предписаний законодательства о безопасности пищевых продуктов №113/2012, и дополнительно определяются следующие основные понятия:

пищевая добавка – любое вещество, обычно не потребляемое в качестве пищевого продукта и не используемое в качестве характерного ингредиента пищевого продукта, имеющее или не имеющее питательную ценность, преднамеренное введение которого в пищевой продукт в технологических целях в процессе производства, переработки, приготовления, обработки, упаковки, транспортировки или хранения приводит или может, с достаточной долей вероятности, привести к тому, что вещество или его побочные продукты становятся напрямую или опосредованно компонентом таких пищевых продуктов;

технологическая добавка – любое вещество, которое:

a) не потребляется в пищу само по себе;

b) специально используется в переработке сырья, пищевых продуктов или их ингредиентов для достижения определенной технологической цели во время обработки или переработки;

c) может привести к непреднамеренному, но технически неизбежному содержанию в конечном продукте остатков соответствующего вещества или его производных при условии, что они не представляют риск для здоровья и не оказывают никакого технологического воздействия на конечный продукт;

насыщенные жирные кислоты – жирные кислоты без двойных связей;

трансжирные кислоты – жирные кислоты с минимум одной сопряженной двойной связью (и именно прерываемая минимум одной метиленовой группой) углерод-углерод, в транс-конфигурации;

жирные мононенасыщенные кислоты – жирные кислоты с двойной связью в позиции цис;

жирные полиненасыщенные кислоты – жирные кислоты с двумя или более двойными связями цис или прерывистыми цис-метиловыми связями;

упаковка – изготовленный особым образом и имеющий особое происхождение материал, предназначенный для упаковывания пищевых продуктов в целях обеспечения их защиты и используемый для их транспортировки, обращения с ними и их реализации;

ароматизаторы – продукты:

a) которые не предназначены для потребления в данной форме, добавляемые в пищевые продукты для придания им запаха и/или изменения их вкуса;

b) состоящие или сформированные из ароматических веществ, ароматических препаратов, ароматизаторов, полученных посредством термической обработки, прекурсоров ароматизаторов, других ароматизаторов или их смесей так, как они определены в разделе 4 приложения 6;

поле видимости – вся поверхность упаковки, которую можно прочитать с одного угла зрения;

основное поле видимости – поле видимости упаковки, которое вероятнее всего будет видимым на первый взгляд потребителем в момент покупки и которое позволяет потребителю незамедлительно определить по нему характер или природу продукта и, по обстоятельствам, по товарному знаку. В случае если на упаковке имеется несколько идентичных основных полей видимости, основным полем видимости является то поле, которое выбрано предпринимателем продовольственного сектора;

мясо – съедобные части копытных домашних животных, домашних птиц, зайцеобразных, отстрелянной дичи, дичи, выращиваемой на ферме, мелкой отстрелянной дичи, крупной отстрелянной дичи, включая кровь;

мясо механической обвалки (ММО) – продукт, полученный путем отделения мяса от костей, покрытых мясом после обвалки, или от туш птиц, с использованием механических средств, которые вызывают разрушение или изменение структуры мышечных волокон;

очистка – удаление кожуры, кожицы с фруктов, овощей или яичной скорлупы;

конечная дата потребления – дата, установленная производителем для пищевых продуктов, которые с микробиологической точки зрения являются скоропортящимися и могут после короткого периода времени представлять непосредственную опасность для здоровья потребителя. Конечной дате потребления, указывающей число, месяц и год, должна предшествовать отметка "Истекает…";

минимальный срок годности – дата, до которой пищевой продукт сохраняет свои характерные свойства при условии надлежащего хранения;

декларация пищевой ценности или маркировка на предмет пищевой ценности относятся к информации об:

a) энергетической ценности; или

b) энергетической ценности одного или нескольких питательных веществ:

– жиры (насыщенные жирные кислоты, мононенасыщенные жирные кислоты, полиненасыщенные жирные кислоты);

– углеводы (сахара, полиолы, крахмал);

– соль;

– клетчатка;

– белки;

– любые витамины или минералы, указанные в пункте 1 раздела 1 приложения 12 и присутствующие в значительном количестве, как это предусмотрено в пункте 2 раздела 1 приложения 12;

общее название – название, которое принято потребителями в качестве названия пищевого продукта без необходимости в дополнительных разъяснениях;

описательное название – название, дающее описание пищевому продукту и, при необходимости, способов его использования в достаточно ясной форме, позволяющей потребителю определить истинную природу пищевого продукта и отличить его от других продуктов, с которыми его можно было бы перепутать;

официальное наименование – название пищевого продукта, продаваемого конечному потребителю или предприятиям общественного питания, подтвержденное нормативным актом;

пищевой фермент – продукт, полученный из растительных или животных организмов или из микроорганизмов либо из их производных продуктов, в том числе из продуктов, полученных в процессе ферментации с использованием микроорганизмов;

маркировка – отметки, указания, товарные знаки или торговые наименования, изображения или знаки, относящиеся к пищевому продукту и присутствующие на любой упаковке, документе, объявлении, этикетке, кольце или манжете, которые сопровождают соответствующий продукт или относятся к нему;

этикетка – бирка, товарный знак, изображение или другое письменное, отпечатанное, отштампованное, маркированное, выгравированное или напечатанное на упаковке пищевого продукта либо прикрепленное к упаковке или фасовке данного продукта описание;

клетчатка – состоящие из трех или более мономерных единиц углеводные полимеры, которые не перевариваются и не всасываются тонким отделом кишечника человека и относятся к одной из следующих категорий:

а) пищевые полимерные углеводы, присутствующие в естественном состоянии в потребляемых пищевых продуктах;

b) пищевые полимерные углеводы, полученные из первичного пищевого сырья физическим, ферментным или химическим способом, обладающие полезным физиологическим воздействием, подтвержденным общепринятыми научными данными;

c) пищевые полимерные синтетические углеводы, обладающие полезным физиологическим воздействием, подтвержденным общепринятыми научными данными;

обязательная информация о пищевых продуктах – отметки, которые согласно настоящему закону должны быть представлены конечному потребителю;

информация о пищевых продуктах – информация о пищевом продукте, предоставленная конечному потребителю посредством этикетки, современных информационных технологий или вербального общения;

ингредиент – любое вещество или продукт, в том числе ароматизаторы, пищевые добавки и пищевые ферменты, а также любой компонент составного ингредиента, используемое/используемый в производстве или изготовлении пищевого продукта и присутствующие также в конечном продукте, возможно в измененной форме; остатки не считаются ингредиентами;

составной ингредиент – ингредиент, который, в свою очередь, изготовлен из нескольких ингредиентов;

основной ингредиент – ингредиент или ингредиенты пищевого продукта, которые составляют более 50 процентов соответствующего пищевого продукта или которые, как правило, ассоциируются у потребителя с названием продукта и для которых в большинстве случаев требуется указание количественного показателя;

углеводы – означают любой карбогидрат, который метаболизируется в организме и включает в себя полиолы;

жиры – все липиды, в том числе фосфолипиды;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет и область применения Статья 2. Понятия Глава II. Общие цели информации о пищевых продуктах и ее категории Статья 3. Общие цели Статья 4. Категории обязательной информации о пищевых продуктах Глава III. Общие требования к информации о пищевых продуктах и ответственность предпринимателей продовольственного сектора Статья 5. Основное требование Статья 6. Добросовестное информирование Статья 7. Ответственность Глава IV. Обязательная информация о пищевых продуктах Часть 1. Содержание и внешний вид Статья 8. Список обязательных отметок Статья 9. Дополнительные обязательные отметки для определенных видов или категорий пищевых продуктов Статья 10. Предоставление обязательной информации о пищевых продуктах и ее расположение Статья 11. Порядок отображения обязательных отметок Статья 12. Дистанционная продажа Статья 13. Лингвистические требования Статья 14. Пропуск некоторых обязательных отметок Часть 2. Подробные положения об обязательных отметках Статья 15. Наименование пищевого продукта Статья 16. Перечень ингредиентов Статья 17. Пропуск списка ингредиентов Статья 18. Пропуск составляющих пищевого продукта из списка ингредиентов Статья 19. Маркировка определенных веществ или продуктов, вызывающих аллергию или непереносимость Статья 20. Указание количества ингредиентов Статья 21. Чистое количество Статья 22. Минимальной срок годности и конечная дата потребления Статья 23. Условия хранения или условия использования Статья 24. Страна происхождения или место происхождения Статья 25. Инструкции по использованию Статья 26. Объемная доля алкоголя Статья 27. Идентификация партии Часть 3. Декларация пищевой ценности Статья 28. Отступления от применения положений части 3 Статья 29. Содержание Статья 30. Расчет Статья 31. Указание на 100 г или 100 мл Статья 32. Указание на порцию или единицу потребления Статья 33. Внешний вид Статья 34. Дополнительные формы отображения и представления Глава V. Добровольная информация о пищевых продуктах Статья 35. Применимые требования Статья 36. Представление Статья 37. Положения о нерасфасованных пищевых продуктах Глава VI. Положения по применению закона, заключительные и переходные положения Статья 38. Органы надзора за соблюдением требований по маркировке пищевых продуктов Статья 39. Ответственность за нарушение положений настоящего закона Статья 40. Переходные положения Статья 41. Дата вступления в силу и применения настоящего закона Статья 42. Соответствие европейскому законодательству Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14