Недействующая редакция. Принята: 07.08.2019 / Вступила в силу: 11.08.2019

Недействующая редакция, не действует с 10 июля 2020 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 31 января 2017 года №31

О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы

(В редакции Указов Президента Республики Беларусь от 25.07.2017 г. №258, 30.11.2017 г. №428, 13.06.2018 г. №236, 07.08.2019 г. №301)

В целях повышения конкурентоспособности национальной экономики с учетом обеспечения ее интенсивного инновационного развития постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).

2. Определить:

2.1. ответственным заказчиком Государственной программы Государственный комитет по науке и технологиям;

2.2. заказчиками Государственной программы Государственный комитет по науке и технологиям, Министерство архитектуры и строительства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по стандартизации, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Национальную академию наук Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, облисполкомы, Минский горисполком, Белорусский инновационный фонд.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2018 г. №236)
(см. предыдущую редакцию)

3. Заказчикам Государственной программы в пределах своей компетенции:

3.1. осуществлять координацию деятельности исполнителей проектов и мероприятий Государственной программы в ходе ее реализации;

3.2. осуществлять контроль за реализацией Государственной программы и целевым использованием бюджетных средств;

3.3. ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Государственный комитет по науке и технологиям информацию о ходе реализации Государственной программы по форме, определяемой названным Комитетом.

4. Совету Министров Республики Беларусь:

4.1. в трехмесячный срок утвердить:

план-график реализации проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь;

объемы финансирования проектов и мероприятий Государственной программы;

целевые показатели для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, местных исполнительных и распорядительных органов, Белорусского инновационного фонда;

4.2. ежегодно:

утверждать комплекс мероприятий по развитию национальной инновационной системы, определенной в соответствии с Государственной программой;

до 20 июня представлять Президенту Республики Беларусь годовой отчет о ходе реализации Государственной программы.

5. Предоставить Совету Министров Республики Беларусь право в пределах определенного настоящим Указом объема бюджетного финансирования включать в ходе реализации Государственной программы в перечни проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, и мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Республики Беларусь дополнительные проекты и мероприятия с последующим (не чаще одного раза в год) внесением в установленном порядке Президенту Республики Беларусь предложений о корректировке Государственной программы.

6. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Совет Министров Республики Беларусь и Комитет государственного контроля.

7. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 г.

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 года №31

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы

Глава 1. Общие положения

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2012 года "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1977) с учетом положений Указа Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2015 г. №166 "О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.04.2015, 1/15761), законов Республики Беларусь от 19 января 1993 года "Об основах государственной научно-технической политики" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., №7, ст. 43; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., №33, ст. 657) и от 5 мая 1998 года "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., №20, ст. 222).

Государственная программа направлена на достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы в области эффективных инвестиций и ускоренного развития инновационных секторов экономики и является основным документом, обеспечивающим реализацию важнейших направлений государственной инновационной политики.

Основные положения Государственной программы в части прогнозирования и регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности соответствуют Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 10 февраля 2015 г. №3).

Государственная инновационная политика является составной частью государственной социально-экономической политики и направлена на объединение усилий и ресурсов государственного и частного секторов экономики.

Реализация Государственной программы будет осуществляться на основе проектно-целевого принципа. Проекты Государственной программы, завершение которых планируется после 2020 года, будут включены в государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на следующий период.

Стратегия инновационного развития республики, предусмотренная Государственной программой, заключается в синтезе внедрения технологий, относящихся к V и VI технологическим укладам, и индустриально-инновационного развития традиционных секторов экономики. При этом в одних секторах предстоит реализация стратегии лидерства на основе собственных разработок и инноваций, а в других - "догоняющее" развитие при активном заимствовании передовых зарубежных технологий и институтов.

Государственно-частное партнерство в рамках Государственной программы будет осуществляться на основе:

равноправного взаимодействия государства и субъектов хозяйствования частной формы собственности с учетом интересов обеих сторон;

участия субъектов хозяйствования частной формы собственности в формировании и реализации проектов и мероприятий Государственной программы;

разделения рисков инновационной деятельности, доходов и ответственности между государством и субъектами хозяйствования частной формы собственности при совместной реализации инновационных проектов;

возможности передачи в порядке, установленном законодательными актами, субъектам хозяйствования частной формы собственности имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, для их последующей коммерциализации.

Глава 2. Цель, задачи, сводные целевые показатели и мероприятия Государственной программы

Целью Государственной программы является обеспечение качественного роста и конкурентоспособности национальной экономики с концентрацией ресурсов на формировании ее высокотехнологичных секторов, базирующихся на производствах V и VI технологических укладов.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

формирование и ускоренное развитие высокотехнологичных секторов национальной экономики, базирующихся на производствах V и VI технологических укладов, закрепление позиций республики на рынках наукоемкой продукции;

обеспечение конкурентоспособности традиционных секторов национальной экономики на основе их инновационного развития и внедрения передовых технологий;

развитие и повышение эффективности функционирования национальной инновационной системы на основе формирования рынка научно-технической продукции и благоприятной среды для осуществления инновационной деятельности.

В рамках решения названных задач планируется достижение сводных целевых показателей Государственной программы согласно приложению 1, а также реализация:

проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, согласно приложению 2;

мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Республики Беларусь согласно приложению 3 с достижением основных прогнозных показателей в рамках реализации этих мероприятий согласно приложению 4;

мероприятий по развитию национальной инновационной системы.

Глава 3. Основные риски при реализации Государственной программы и меры по их минимизации

Для достижения цели Государственной программы важное значение имеют прогнозирование различного рода рисков и своевременное принятие мер по их минимизации. Данные риски могут оказать негативное влияние на выполнение задач Государственной программы и достижение ожидаемых результатов ее реализации, включая достижение отдельных сводных целевых показателей, а также на качество и эффективность выполнения проектов и мероприятий Государственной программы.

К основным рискам, которые могут возникнуть при реализации Государственной программы, относятся:

макроэкономические риски, связанные с ухудшением внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижением объемов производства, ростом инфляции, что может привести к ухудшению финансового положения исполнителей проектов и мероприятий Государственной программы, невыходу создаваемых производств на проектную мощность, снижению платежеспособного спроса на продукцию, доходности и инвестиционной активности субъектов хозяйствования;

финансовые риски, предусматривающие неполное и (или) несвоевременное финансирование проектов и мероприятий Государственной программы, в результате чего возможно увеличение сроков их реализации или прекращение выполнения этих проектов и мероприятий;

правовые риски, обусловленные изменением законодательства, длительностью периода формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы, что может привести к увеличению сроков реализации проектов и мероприятий Государственной программы и (или) изменению условий их выполнения;

административные риски, связанные с недостаточно эффективной координацией выполнения Государственной программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь нарушение планируемых сроков реализации Государственной программы, решение ее задач не в полном объеме, снижение эффективности выполнения Государственной программы.

В целях минимизации воздействия рисков в ходе реализации Государственной программы планируются:

повышение межведомственного взаимодействия путем привлечения заинтересованных сторон к обсуждению проектов документов на этапе их разработки;

учет планируемых изменений в законодательстве;

ежегодное уточнение объемов финансовых средств, направляемых на реализацию проектов и мероприятий Государственной программы, в том числе в зависимости от достигнутых результатов, и определение приоритетов для их первоочередного финансирования;

расширение практики финансирования проектов Государственной программы на возвратной основе Белорусским инновационным фондом;

формирование эффективной системы координации выполнения Государственной программы;

проведение систематического мониторинга реализации Государственной программы;

своевременная корректировка Государственной программы.

Глава 4. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется Государственным комитетом по науке и технологиям совместно с заказчиками Государственной программы на этапах ее выполнения ежегодно путем сравнения фактически достигнутых значений сводных целевых показателей за соответствующий год с плановыми значениями сводных целевых показателей Государственной программы и рассчитывается по следующей формуле:

Формула к Указу от 31.01.2017 №31

где Е - показатель эффективности реализации Государственной программы;

n - количество сводных целевых показателей;

Пфi - значение i-го сводного целевого показателя, фактически достигнутое в ходе реализации Государственной программы;

Ппi - плановое значение i-го сводного целевого показателя Государственной программы.

Реализация Государственной программы признается:

эффективной - при значении показателя эффективности ее реализации 0,9 и более;

умеренно эффективной - при значении показателя эффективности ее реализации от 0,8 до 0,9;

малоэффективной - при значении показателя эффективности ее реализации от 0,7 до 0,8;

неэффективной - при значении показателя эффективности ее реализации менее 0,7.

Глава 5. Основные направления Государственной инновационной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы

Национальная инновационная система представляет собой совокупность государственных органов (организаций), регулирующих отношения в сфере инновационной деятельности, юридических и физических лиц, осуществляющих и (или) обеспечивающих осуществление инновационной, научной, научно-технической и образовательной деятельности в пределах национальных границ, а также комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационный процесс и функционирование системы в целом.

Основными направлениями государственной инновационной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы являются:

организация разработки и реализации инновационных проектов, имеющих государственное значение;

развитие инновационного предпринимательства;

повышение эффективности управления национальной инновационной системой;

обеспечение цифровой трансформации национальной экономики;

повышение эффективности коммерциализации результатов научно-технической деятельности и формирование рынка научно-технической продукции;

развитие инфраструктуры в сферах научно-технической и инновационной деятельности;

формирование институциональной среды, стимулирующей инновационную деятельность;

развитие системы технологического прогнозирования и повышение эффективности научно-технической деятельности;

развитие международного научно-технического и инновационного сотрудничества;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы Глава 1. Общие положения Глава 2. Цель, задачи, сводные целевые показатели и мероприятия Государственной программы Глава 3. Основные риски при реализации Государственной программы и меры по их минимизации Глава 4. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы Глава 5. Основные направления Государственной инновационной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы Глава 6. Приоритетные направления инновационной деятельности Глава 7. Формирование и ускоренное развитие высокотехнологичных секторов национальной экономики Глава 8. Инновационное развитие традиционных секторов национальной экономики Глава 9. Развитие национальной инновационной системы Глава 10. Организационно-экономический механизм реализации Государственной программы Глава 11. Финансовое обеспечение реализации Государственной программы Глава 12. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5