Недействующая редакция. Принята: 15.07.2015 / Вступила в силу: 23.01.2016

Недействующая редакция, не действует с 24 июля 2020 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 июля 2011 года №300-З

Об обращениях граждан и юридических лиц

Принят Палатой представителей 24 июня 2011 года

Одобрен Советом Республики 30 июня 2011 года

(В редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №306-З

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

обращение - индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме;

заявление - ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц) (далее, если не определено иное, - организация), индивидуальных предпринимателей;

предложение - рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;

жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, - гражданин);

заявитель - гражданин или юридическое лицо, подавшие (подающие) обращение;

письменное обращение - обращение заявителя, изложенное в письменной форме, в том числе замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений;

электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет;

устное обращение - обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема;

индивидуальное обращение - обращение одного заявителя;

коллективное обращение - обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам);

повторное обращение – письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление);

книга замечаний и предложений - документ единого образца, предназначенный для внесения замечаний (заявлений и жалоб) (далее, если не определено иное, - замечания) и (или) предложений о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №306-З)

(см. предыдущую редакцию

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №306-З)

(см. предыдущую редакцию

Статья 3. Право заявителей на обращение

1. Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Статья 3. Право заявителей на обращение Статья 4. Представительство заявителей при реализации права на обращение Статья 5. Гарантии прав заявителей Статья 6. Личный прием Статья 7. Права заявителей Статья 8. Обязанности заявителей Статья 8-1. Права организаций, индивидуальных предпринимателей Статья 9. Обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей Глава 2. Порядок подачи и рассмотрения обращений Статья 10. Порядок подачи обращений и направления их для рассмотрения в соответствии с компетенцией Статья 11. Сроки подачи обращений Статья 12. Требования, предъявляемые к обращениям Статья 13. Прием и регистрация обращений Статья 14. Рассмотрение обращений по существу Статья 15. Оставление обращений без рассмотрения по существу Статья 16. Отзыв обращения Статья 17. Сроки при рассмотрении обращений Статья 18. Требования к письменным ответам на письменные обращения Статья 19. Расходы, связанные с рассмотрением обращений Статья 20. Обжалование ответов на обращения Глава 3. Особенности рассмотрения отдельных видов обращений Статья 21. Рассмотрение повторных обращений Статья 22. Рассмотрение коллективных обращений Статья 23. Рассмотрение анонимных обращений Статья 24. Рассмотрение замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений Статья 25. Рассмотрение электронных обращений Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства при подаче и рассмотрении обращений. Контроль и надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений Статья 26. Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений Статья 27. Ответственность заявителей за нарушение законодательства при подаче и рассмотрении обращений Статья 28. Контроль и надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений Глава 5. Заключительные положения Статья 29. Признание утратившими силу некоторых законов и отдельных положений законов Статья 30. Меры по реализации положений настоящего Закона Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона