Недействующая редакция. Принята: 13.04.2019 / Вступила в силу: 15.04.2019

Недействующая редакция, не действует с 27 июня 2020 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 13 апреля 2019 года №310

О мерах по дальнейшему совершенствованию тарифной политики в электроэнергетической отрасли

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2018 года №ПП-3981 "О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли", а также в целях совершенствования тарифной политики в электроэнергетической отрасли, предусматривающей расчет тарифов на электроэнергию, основанный на покрытии текущих и капитальных расходов, стимулирующей привлечение частного сектора в электроэнергетическую отрасль, Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Основные направления тарифной политики в электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан на период до 2030 года согласно приложению №1;

Положение о порядке формирования тарифов на электроэнергию согласно приложению №2 и ввести его в действие с 1 января 2020 года.

2. Образовать Межведомственную тарифную комиссию при Кабинете Министров Республики Узбекистан в составе согласно приложению №3.

3. Министерству финансов Республики Узбекистан:

в двухмесячный срок совместно с Министерством энергетики, Министерством жилищно-коммунального обслуживания и Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами при техническом содействии международных финансовых институтов внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающий организацию деятельности Межведомственной тарифной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

в месячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — министра финансов Д.А. Кучкарова и министра энергетики Республики Узбекистан А.С. Султанова.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Абдулла Арипов

Приложение №1

к Постановлению Кабинета Министров от 13 апреля 2019 года №310

Основные направления тарифной политики в электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан на период до 2030 года

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Основные направления тарифной политики в электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан на период до 2030 года (далее — тарифная политика) определяют практические механизмы реализации государственной политики регулирования ценообразования на электроэнергию с учетом стратегических задач по устойчивому энергообеспечению населения и отраслей экономики на основе принципов достижения финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли и дальнейшего развития энергетической инфраструктуры.

Основные направления тарифной политики разработаны с целью обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Узбекистан, с учетом расширения, модернизации и диверсификации генерирующих мощностей с доведением их до 20 тыс. МВт в период до 2030 года в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2018 года №ПП-3981 "О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли".

2. Основными направлениями тарифной политики являются:

обеспечение потребителям доступа к электроэнергии по обоснованным и конкурентным тарифам;

обеспечение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли;

расширение, модернизация и диверсификация генерирующих мощностей, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, обеспечение эффективности производственной деятельности, улучшение качества производимой продукции и оказываемых услуг;

установление принципов ценообразования на электроэнергию, направленных на обеспечение полного покрытия операционных и капитальных затрат, необходимой чистой прибыли организаций электроэнергетической отрасли в переходном периоде;

поэтапная отмена практики перекрестного субсидирования при установлении тарифов, с обеспечением социальной защиты малообеспеченных и уязвимых слоев населения путем предоставления адресных субсидий в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством финансов и Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан;

установление прозрачного, последовательного и предсказуемого регулирования электроэнергетической отрасли, в том числе поэтапное внедрение практики установления тарифов на долгосрочный период, для снижения ощущения регулятивного риска со стороны инвесторов;

внедрение дифференцированных тарифов после полномасштабного внедрения автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии всех групп потребителей;

поэтапный переход до 2023 года к методике формирования тарифов с учетом передовой международной практики.

3. Основные направления тарифной политики основываются на следующих принципах:

тарифы на электроэнергию формируются исходя из обоснованных расходов на ее производство, передачу, распределение и сбыт с учетом полного возмещения операционных и капитальных затрат и поддержания рентабельности в диапазоне — не менее 10 процентов и не более 20 процентов. При этом рентабельность определяется делением величины чистой прибыли на сумму всех затрат, связанных с осуществлением деятельности по производству, передаче, распределению и сбыту электроэнергии;

начиная с 2023 года утвержденные в установленном порядке тарифы на электроэнергию будут действовать в течение не менее трех лет;

закупка и продажа электроэнергии единым закупщиком электроэнергии будет проводиться по тарифам, определяемым Межведомственной тарифной комиссией при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее — регулирующий орган);

государственная поддержка малообеспеченных и уязвимых слоев населения будет обеспечиваться путем применения базовой нормы потребления электроэнергии, а также предоставления компенсаций при росте тарифов на электроэнергию.

Глава 2. Задачи тарифной политики

4. Задачами тарифной политики являются:

балансирование интересов потребителей и организаций электроэнергетической отрасли путем установления взаимно приемлемых тарифов;

обеспечение финансовой устойчивости организаций электроэнергетической отрасли для привлечения инвестиций;

развитие конкуренции и повышение эффективности работы организаций электроэнергетической отрасли, повышение качества и обеспечение надежности электроснабжения;

поэтапный отказ от существующих перекрестных субсидий при установлении тарифа для потребителей электроэнергии и снижение воздействия повышения тарифов для малообеспеченных и уязвимых слоев населения;

прозрачность, последовательность и предсказуемость тарифного регулирования и минимизирование влияния регуляторных рисков;

внедрение практики установления тарифов на электроэнергию на долгосрочный период в целях создания благоприятного инвестиционного климата (предоставления инвесторам возможности долгосрочного планирования);

содействие консультированию потребителей и информирование их о принимаемых тарифных решениях;

внедрение практики распределения прибыли на инвестированный капитал (чистая прибыль), полученной в результате реализации проекта, одобренного Правительством Республики Узбекистан, в первую очередь на реконструкцию, модернизацию и развитие электроэнергетической отрасли.

Глава 3. Основополагающие принципы ценообразования в электроэнергетической отрасли

5. Формирование тарифов основывается на следующих принципах:

а) доступность — тариф должен предполагать эффективную и разумную полезность, то есть тариф должен основываться на вариантах с наименьшими затратами и исключить неэффективность;

б) открытость информации — информация о тарифах и расходах, обосновывающих тарифы, должна быть доступной для заинтересованных сторон;

в) последовательность и предсказуемость установления тарифов — тарифы должны устанавливаться последовательно (на календарный год или на долгосрочный период) и их повышение или снижение должны быть обоснованы и понятны для организаций электроэнергетической отрасли и потребителей;

г) недискриминационный подход — тарифы должны быть объективными и справедливыми;

д) прозрачность и раздельность — полное раскрытие расходов при формировании тарифов. Расходы должны быть разделены по каждой регулируемой деятельности. Тарифы должны быть простыми для понимания и применения;

е) гибкость тарифов — тарифы должны быть скорректированы с учетом общепринятых макроэкономических показателей (уровень инфляции, индекс потребительских цен) при утверждении;

ж) независимость — тарифы устанавливаются регулирующим органом и не подвержены необоснованному политическому влиянию;

з) эффективность и продуктивность — тарифы нацелены на постоянное повышение экономической эффективности деятельности организаций электроэнергетической отрасли;

и) подотчетность — своевременное предоставление организациями электроэнергетической отрасли и регулирующим органом соответствующих отчетов общественности с целью информирования о происходящих процессах в сфере ценообразования и обсуждения принятых решений;

к) возмещение расходов выручкой — выручка от тарифов должна отражать полную стоимость (включая разумную поправку на риск или прибыль) на поставку электроэнергии и обеспечить экономическую жизнеспособность, стабильность отрасли на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы;

л) эффективное использование — тарифы должны способствовать общему спросу и предложению с точки зрения экономической эффективности и быть структурированы, чтобы поощрять устойчивое, эффективное и действенное использование электроэнергии;

м) низкая стоимость внедрения — капитальные затраты и операционные расходы должны быть минимизированы;

н) социальная поддержка — уровни и структуры тарифов должны учитывать социальную политику республики;

о) экологическая ответственность — производство, передача и распределение электроэнергии должны осуществляться на устойчивой основе и учитывать воздействие на окружающую среду;

п) достаточность генерирующих мощностей — расширение за счет разработки ресурсов с наименьшими затратами в соответствии с национальным планированием ресурсов;

р) отход от государственных субсидий — промышленность должна достичь и поддерживать финансовую устойчивость без постоянных государственных субсидий;

с) оптимальная структура капитала — соотношение между собственным капиталом и долговым капиталом должно быть в пределах 40:60. Данное соотношение используется также для расчета средневзвешенной стоимости капитала (WACC).

Приложение №2

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 апреля 2019 года №310

Положение о порядке формирования тарифов на электроэнергию

Положение о порядке формирования тарифов на электроэнергию вводится в действие с 1 января 2020 года

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет основные порядок формирования регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также услуги по распределению и сбыту электроэнергии (далее — продукция и услуги).

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

регулирующий орган — Межведомственная тарифная комиссия при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

регулируемая деятельность — деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию и услуги осуществляются по тарифам, подлежащим государственному регулированию. Настоящее понятие применяется исключительно с целью идентификации расходов, относящихся к регулируемой деятельности, и не включает в себя какое-либо иное регулирование в отношении этой деятельности, кроме установления тарифов;

генерирующие организации — организации, производящие электрическую и (или) тепловую энергию, такие как тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали, гидроэлектростанции, электростанции, использующие возобновляемые источники энергии, а также иные производители электроэнергии, подключенные к единой электроэнергетической системе;

распределительные организации — организации, оказывающие услуги по передаче от магистральных электрических сетей электроэнергии и ее сбыту потребителям республики;

тарифы — система ценовых ставок, согласно которым осуществляются расчеты за продукцию и услуги, произведенные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;

наценка — надбавка (относительная или абсолютная величина) к тарифу на электроэнергию, включаемая в стоимость при реализации электроэнергии распределительными организациями;

период регулирования — период (календарный год и более), на который рассчитываются тарифы;

необходимая валовая выручка — экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение периода регулирования;

расчетный объем производства — прогнозный объем производства продукции и услуг для каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

операционные расходы — расходы, связанные с осуществлением регулируемой деятельности;

капитальные вложения — затраты, связанные с формированием основных фондов и нематериальных активов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности;

регулятивная база актива (далее — РБА) — стоимость активов, по которым организация, осуществляющая регулируемую деятельность, имеет право получать доход и которая равна балансовой стоимости основных фондов и нематериальных активов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности. При этом объекты незавершенного строительства и оборудование, не введенные в действие в нормативный (установленный) срок, не включаются в РБА. Регулирующий орган может скорректировать РБА для учета других статей бухгалтерского баланса, что может привести к увеличению или уменьшению РБА.

3. В систему тарифов входят регулируемые тарифы и свободные (нерегулируемые) тарифы.

К регулируемым тарифам относятся:

тарифы на электрическую и тепловую энергию, производимую генерирующими организациями;

наценка на услуги по распределению и сбыту электроэнергии, применяемая распределительными организациями;

тарифы на электроэнергию для различных групп потребителей, определяемых в соответствии с Правилами пользования электрической энергией, утвержденными постановлением Кабинета Министров от 12 января 2018 г. №22.

К свободным (нерегулируемым) тарифам на электроэнергию относятся тарифы на электроэнергию, приобретаемую и реализуемую по международным договорам, в том числе межгосударственные транзиты по национальным сетям.

4. Основными целями формирования регулируемых тарифов являются достижение полного возмещения всех затрат и предоставление организациям электроэнергетической отрасли поддержки и финансовых возможностей для развития генерирующих, транспортирующих и распределяющих мощностей в целях удовлетворения возрастающего спроса на электроэнергию. Регулируемые тарифы должны отражать расходы, обеспечивать стимулы для эффективной работы электроэнергетической отрасли и учитывать социальные компенсации.

5. Регулирование тарифов основывается на обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции и услуг, доходов и расходов, а также задействованных активов по производству электрической и тепловой энергии, передаче, а также распределению и сбыту электроэнергии.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны вести раздельный учет по следующим видам деятельности:

производство электроэнергии;

производство тепловой энергии;

передача электроэнергии по магистральным электрическим сетям;

распределение и сбыт электроэнергии конечным потребителям.

При установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

6. При установлении регулируемых тарифов регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В случае если по итогам периода регулирования на основании данных статистической и финансовой отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования.

При этом к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся расходы, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности, выявленные на основании данных статистической и финансовой отчетности и иных материалов.

7. В случае если организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете регулируемых тарифов.

Если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов на последующий период регулирования (за исключением расходов, связанных с обслуживанием займа, привлекаемых для покрытия недостатка средств, кроме направляемых на приобретение топлива).

8. При регулировании тарифов устанавливаются фиксированные размеры тарифов на единицу продукции и услуг.

Указанные тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой (месячная, квартальная, годовая), а также с разбивкой по группам потребителей с учетом их особенностей.

9. Регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и расчетного объема производства соответствующего вида продукции и услуг за период регулирования.

При этом регулируемые тарифы (наценки) определяются делением необходимой валовой выручки на расчетный объем производства по следующей формуле: Тариф (наценка) на единицу продукции и услуг = Необходимая валовая выручка Расчетный объем производства Расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Министерством энергетики Республики Узбекистан сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии.

10. Первоначально период регулирования тарифов устанавливается сроком на один год, с последующим увеличением до пяти лет.

Глава 2. Порядок формирования необходимой валовой выручки

11. Необходимая валовая выручка для каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, должна быть установлена на уровне, достаточном для покрытия следующих затрат:

эффективный уровень операционных расходов;

амортизационные отчисления по активам, связанным с осуществлением регулируемой деятельности;

прибыль на инвестированный капитал.

Необходимая валовая выручка для всех организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, устанавливается по следующей формуле:

НВВ = ОР + Амор +ПИК,

где:

НВВ — необходимая валовая выручка;

ОР — совокупные годовые операционные расходы;

Амор — годовые амортизационные отчисления;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Основные направления тарифной политики в электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан на период до 2030 года Глава 1. Общие положения Глава 2. Задачи тарифной политики Глава 3. Основополагающие принципы ценообразования в электроэнергетической отрасли Положение о порядке формирования тарифов на электроэнергию Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок формирования необходимой валовой выручки Глава 3. Порядок формирования тарифов на электроэнергию для различных групп потребителей Глава 4. Порядок представления документов по обоснованию тарифов Глава 5. Государственный контроль за формированием и применением тарифов на товары Глава 6. Заключительное положение Приложение №1 Приложение №1а Приложение №2 Приложение №3 Приложение №3а Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Состав Межведомственной тарифной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан