Утратил силу

Документ утратил силу в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Молдова от 14.06.2012 г. №64 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 25 декабря 2000 года №127

Об утверждении и введении в действие Национальных стандартов аудита

Во исполнение статьи 7(5) Закона Республики Молдова "Об аудиторской деятельности" N729-XIII от 15 февраля 1996 года

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Национальные стандарты аудита:

НСА 505 "Внешние подтверждения"

НСА 800 "Аудиторское заключение по аудиту, имеющему особую цель"

НСА 810 "Изучение прогнозной финансовой информации"

НСА 910 "Соглашения по обзорной проверке финансовой отчетности"

НСА 920 "Соглашения по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации"

НСА 930 "Соглашения по составлению финансовой отчетности".

2. Ввести в действие на территории Республики Молдова Национальные стандарты аудита для аудита финансовой отчетности, охватывающей периоды начиная с 1 января 2001 года (в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа). Рекомендуется досрочное применение.

 

Министр финансов

Михаил Маноли

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 505 "ВНЕШНИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ"

Введение

1. Настоящий Национальный стандарт аудита (НСА) разработан на основе Международного стандарта аудита 505 "Внешние подтверждения" (ISA 505 "External Confirmations"), принятого Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) в редакции 2000г.

Цель

2. Целью настоящего стандарта является установление норм и рекомендаций в отношении использования аудитором внешних подтверждений в качестве процедуры получения аудиторских доказательств.

3. Аудитор должен рассмотреть необходимость использования внешних подтверждений для получения достаточных и уместных аудиторских доказательств в поддержку определенных качественных аспектов финансовой отчетности. При этом аудитор должен принять во внимание существенность, оценку неотъемлемого риска и риска контроля, а также насколько аудиторские доказательства, полученные на основе других запланированных аудиторских процедур, снизят аудиторский риск до приемлемо низкого уровня в отношении соответствующих качественных аспектов финансовой отчетности.

4. Согласно НСА 500 "Аудиторские доказательства", надежность аудиторских доказательств зависит от их источника и характера. НСА 500 также указывает, что, как правило, внешние аудиторские доказательства являются более надежными, чем внутренние аудиторские доказательства, при этом аудиторские доказательства в письменной форме являются более надежными, чем аудиторские доказательства в устной форме. Соответственно, аудиторские доказательства в виде письменных ответов на запросы о подтверждении, полученные аудитором непосредственно от третьих сторон, не связанных с проверяемым экономическим агентом, сами по себе или вместе с аудиторскими доказательствами, полученными в результате проведения других аудиторских процедур, способствуют снижению аудиторского риска в отношении соответствующих качественных аспектов финансовой отчетности до приемлемого уровня.

5. Процесс внешнего подтверждения представляет собой процесс получения и оценки аудиторских доказательств посредством прямого сообщения от третьих сторон в ответ на запрос об информации относительно конкретного показателя, влияющего на качественные аспекты финансовой отчетности, представленной руководством. При определении степени использования внешних подтверждений аудитору следует принять во внимание характеристики среды, в которой действует проверяемый экономический агент, а также информацию о действиях потенциальных респондентов в отношении запросов о прямом подтверждении.

6. Внешние подтверждения зачастую используются по отношению к остаткам по счетам и их компонентам, однако не следует ограничиваться этими показателями. Например, аудитор может обратиться с запросом о внешнем подтверждении в отношении договорных условий или операций экономического агента с третьими сторонами. Структура запроса о подтверждении такова, что сначала задается вопрос об изменениях, внесенных в соглашение, а затем о более подробной информации, касающейся этих изменений. Внешние подтверждения могут быть также применимы, например, к следующим статьям:

Остатки по банковским счетам и прочая информация, запрашиваемая у банков.

Остатки по счетам дебиторской задолженности.

Запасы, находящиеся у третьих сторон на хранении, для обработки или по комиссионным договорам.

Документы, подтверждающие право собственности, находящиеся на ответственном хранении у адвокатов или финансовых агентов, а также используемые в качестве залога.

Инвестиции, приобретенные у биржевых маклеров, но не полученные на дату составления бухгалтерского баланса.

Полученные кредиты и займы.

Остатки по счетам торговых обязательств.

7. Надежность аудиторских доказательств, полученных на основе внешних подтверждений, зависит, помимо прочих факторов, от приемлемости процедур, применяемых аудитором при разработке запроса о внешнем подтверждении, непосредственного применения процедур внешнего подтверждения, а также от оценки результатов. Факторы, влияющие на надежность подтверждений, включают:

* контроль, осуществляемый аудитором в отношении запросов о подтверждении и ответов на запросы,

* характеристики респондентов, и

* ограничения, содержащиеся в ответах или навязанные руководством.

Взаимосвязь процедур внешнего подтверждения с аудиторской оценкой неотъемлемого риска и риска контроля

8. НСА 400 "Оценка риска и внутренний контроль" рассматривает аудиторский риск и взаимосвязь между его компонентами, включающими: неотъемлемый риск, риск контроля и риск необнаружения. В стандарте представлено краткое описание процесса оценки неотъемлемого риска и риска контроля с целью определения характера, времени проведения и объема процедур по существу, необходимых для снижения риска необнаружения, и, следовательно, аудиторского риска в целом, до приемлемого уровня.

9. Кроме того, НСА 400 указывает на то, что характер и объем аудиторских доказательств, которые необходимо получить на основе процедур по существу, зависят от оценки неотъемлемого риска и риска контроля, а также на то, что оцененные уровни неотъемлемого риска и риска контроля не могут быть настолько низкими, чтобы исключить необходимость проведения процедур по существу. К таким процедурам по существу относится использование внешних подтверждений в отношении определенных качественных аспектов финансовой отчетности.

10. В параграфе 48 НСА 400 указывается на то, что чем выше оценки неотъемлемого риска и риска контроля, тем больше аудиторских доказательств должен получить аудитор при выполнении процедур по существу. Соответственно, при росте оцененных уровней неотъемлемого риска и риска контроля аудитору следует разработать процедуры по существу с целью получения большего количества доказательств или более убедительных доказательств в отношении определенного качественного аспекта финансовой отчетности. В таких ситуациях использование процедур подтверждения может быть эффективным для получения достаточных и приемлемых аудиторских доказательств.

11. Чем ниже оцененные уровни неотъемлемого риска и риска контроля, тем меньше аудитор может полагаться на процедуры по существу для формирования вывода относительно качественных аспектов финансовой отчетности. Например, экономический агент может взять кредит с установленным графиком погашения, условия которого были подтверждены аудитором ранее. Если другая работа, выполненная аудитором (включая необходимые процедуры тестирования внутреннего контроля) указывает на то, что условия погашения кредита не изменились, и это приводит к низкой оценке неотъемлемого риска и риска контроля в отношении непогашенного остатка кредита, аудитор может ограничить процедуры по существу детальным тестированием произведенных выплат и не подтверждать остаток непосредственно у кредитора.

12. Необычные или сложные операции могут характеризоваться более высоким неотъемлемым риском и риском контроля нежели простые операции. Если экономический агент совершил необычную или сложную операцию, и неотъемлемый риск и риск контроля были оценены на высоком уровне, аудитору следует, дополнительно к рассмотрению документации, имеющейся у экономического агента, рассмотреть необходимость подтверждения условий этой операции с другими сторонами.

Внешние подтверждения и качественные аспекты финансовой отчетности

13. НСА 500 "Аудиторские доказательства" подразделяет качественные аспекты финансовой отчетности на следующие категории: наличие (существование), права и обязанности (признание), правдивость, полнота, оценка, измерение, представление и раскрытие. Хотя внешние подтверждения могут обеспечить аудиторские доказательства в отношении этих качественных аспектов, эффективность внешнего подтверждения в обеспечении аудиторских доказательств в отношении конкретного качественного аспекта неодинакова.

14. Внешнее подтверждение остатка по счету дебиторской задолженности обеспечивает веские аудиторские доказательства в отношении его существования на определенную дату. Внешнее подтверждение также предоставляет аудиторские доказательства в отношении функционирования процедур завершения учетного периода. Однако, такое подтверждение необязательно предоставляет все необходимые аудиторские доказательства в отношении оценки, поскольку направляемый дебитору запрос о подтверждении его платежеспособности практически невыполним.

15. Аналогично, в случае товарно-материальных запасов, находящихся у третьей стороны по комиссионному договору, внешнее подтверждение скорее всего обеспечит веские аудиторские доказательства относительно таких качественных аспектов, как наличие и права и обязанности, однако оно не предоставит аудиторских доказательств в отношении оценки этих запасов.

16. На релевантность внешних подтверждений в процессе аудита конкретного качественного аспекта финансовой отчетности оказывают влияние цели, которые ставит аудитор при отборе информации, требующей подтверждения. Например, при аудите полноты торговых обязательств, аудитору необходимо получить доказательства отсутствия существенных неотраженных обязательств. При этом запросы о подтверждении, направляемые основным поставщикам экономического агента с просьбой предоставить копии актов сверки непосредственно аудитору, даже если задолженностей по этим счетам не обнаружено, являются более эффективной процедурой для обнаружения обязательств, неотраженных в учете, по сравнению с процедурой отбора счетов, требующих подтверждения, из числа крупных сумм, отраженных в журнале кредиторской задолженности.

17. При получении аудиторских доказательств в отношении качественных аспектов финансовой отчетности, для которых применение процедур внешнего подтверждения является недостаточным, аудитору следует прибегнуть к другим аудиторским процедурам с целью дополнения или замены процедур подтверждения.

Структура запроса о внешнем подтверждении

18. Аудитор должен адаптировать запросы о внешнем подтверждении к конкретной цели аудита. При составлении запроса аудитору следует принимать во внимание затрагиваемые качественные аспекты финансовой отчетности, а также факторы, влияющие на надежность подтверждений. Такие факторы, как форма запроса о внешнем подтверждении, прошлый опыт выполнения соглашений на проведение аудита или других подобных соглашений, характер подтверждаемой информации и характеристики респондента оказывают влияние на составление запросов, поскольку они влияют непосредственно на надежность аудиторских доказательств, полученных на основе процедур внешнего подтверждения.

19. Кроме того, при составлении запроса, аудитору следует рассматривать такую информацию, которую респонденты смогут подтвердить сразу, поскольку это влияет на процент ответов и характер полученных аудиторских доказательств. Например, системы бухгалтерского учета некоторых респондентов смогут скорее подтвердить отдельные операции, чем остаток по счету в целом. Кроме того, респонденты не всегда могут подтвердить определенную информацию, как, например остаток по счету дебиторской задолженности в целом, тогда как подтверждение суммы по отдельному счету-фактуре, входящему в такой остаток, не представляет трудностей.

20. Запрос о подтверждении, как правило, включает разрешение руководства экономического агента на раскрытие информации аудитору. Респонденты охотнее ответят на запрос, если к нему прилагается разрешение руководства на раскрытие информации, к тому же, в некоторых случаях они не могут ответить на запрос без такого разрешения.

Использование положительных и отрицательных подтверждений

21. Аудитор может использовать положительную или отрицательную форму внешнего подтверждения или их сочетание.

22. В положительной форме запроса о внешнем подтверждении респондента просят обязательно ответить аудитору посредством выражения согласия с имеющейся в запросе информацией либо заполнения недостающей информации. Ответ на такой запрос, как правило, обеспечивает надежные аудиторские доказательства. Несмотря на это, существует риск, что респондент ответит на запрос, не проверяя точность информации. Аудитор обычно не может обнаружить, имел ли место этот факт. Однако аудитор может уменьшить этот риск, не включая в запрос о положительном подтверждении суммы (или другую информацию), а предлагая респонденту самому заполнить суммы или предоставить другую информацию. С другой стороны, использование незаполненных бланков запросов о подтверждении может снизить процент ответов, поскольку их заполнение потребует от респондентов дополнительных усилий.

23. В отрицательной форме запроса о внешнем подтверждении респондента просят ответить только в случае несогласия с информацией, представленной в запросе. Однако, не получив ответ на такой запрос, аудитору следует иметь в виду, что отсутствуют очевидные аудиторские доказательства того, что третья сторона-адресат получила запрос и проверила содержащуюся в нем информацию на точность. Следовательно, использование отрицательной формы запроса о подтверждении, как правило, обеспечивает менее надежные доказательства нежели использование положительной формы запроса, и аудитору следует рассмотреть необходимость проведения других процедур по существу в дополнение к отрицательным подтверждениям.

24. Запросы об отрицательном подтверждении могут использоваться для снижения аудиторского риска до приемлемого уровня в случаях, когда:

(a) оцененные уровни неотъемлемого риска и риска контроля низки;

(b) задействовано большое количество небольших остатков;

(c) не ожидается значительное количество ошибок;

(d) у аудитора нет оснований полагать, что респонденты проигнорируют запросы.

25. Допускается использование сочетания положительной и отрицательной форм подтверждения. Например, если общий остаток по счету дебиторской задолженности состоит из небольшого количества крупных остатков и большого количества небольших остатков, аудитор может принять решение о целесообразности подтверждения:

- всех крупных остатков или выборки из крупных остатков с использованием положительной формы запросов, и

- выборки небольших остатков с использованием отрицательной формы запросов.

Позиция руководства по внешним подтверждениям

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Приказ Министерства финансов Республики Молдова от 25 декабря 2000 года №127
"Об утверждении и введении в действие Национальных стандартов аудита"

О документе

Номер документа:127
Дата принятия: 25/12/2000
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:29/12/2000
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:24/08/2012

Опубликование документа

Monitorul Oficial №163-165 от 29 декабря 2000 года