Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

8 февраля 2017 года

№175/30043

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ УКРАИНЫ

от 29 декабря 2016 года №736

Об утверждении Правил поисково-спасательного обеспечения полетов государственной авиации Украины

Согласно части второй статьи 7 Воздушного кодекса Украины, пункту 7 Порядка привлечения поисково-спасательных сил и средств к проведению работ по поиску и спасанию, возмещения расходов, связанных с их проведением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2012 года №1037 (с изменениями), и с целью определения порядка организации поисково-спасательного обеспечения полетов государственной авиации Украины приказываю:

1. Утвердить Правила поисково-спасательного обеспечения полетов государственной авиации Украины, которые прилагаются.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр обороны Украины генерал армии Украины

С.Т.Полторак

Утверждены Приказом Министерства обороны Украины от 29 декабря 2016 года №736

Правила поисково-спасательного обеспечения полетов государственной авиации Украины

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок организации и осуществления поисково-спасательного обеспечения (далее - ВСО) полетов государственной авиации Украины (далее - ГА) и являются обязательными для руководства и исполнения всеми субъектами авиационной деятельности (далее - САД) ГА.

2. В настоящих Правилах термины употребляются в следующих значениях:

аварийная ситуация - отклонения от нормальных условий жизни и деятельности людей, которые привели (могут привести) к угрозе жизни и здоровью людей, разрушение зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств;

аварийное оповещение - передача сообщения об аварийной ситуации с воздушным судном (далее - ВС) органа, который может оказать помощь или координировать ее предоставление;

аварийная стадия - общий термин, определяющий в различных обстоятельствах стадию неопределенности, стадию тревоги или стадию бедствия;

аварийный приводной передатчик (ELT) - общий термин, используемый в отношении оборудования, которое передает отличительные сигналы на заданных частотах, и в зависимости от вида применения может срабатывать автоматически в результате удара или приводиться в действие вручную.

ELT бывает следующих типов:

автоматический стационарный ELT (ELT (AF)) - ELT, который срабатывает автоматически и стационарно, установленный на борту ВС;

аварийно-спасательный ELT (ELT (S)) - ELT, который снимается с борта ВС и размещается так, чтобы его можно было легко использовать в аварийной ситуации, и приводится в действие вручную лицами, оставшимися в живых;

автоматический переносной ELT (ELT (AP)) - ELT, который срабатывает автоматически, неподвижно закрепляется на борту ВС и легко снимается;

ELT, который автоматически разворачивается (ELT (AD)) - ELT, который неподвижно закрепляется на борту ВС, автоматически разворачивается и срабатывает в результате удара, а в некоторых случаях также приводится в действие гидростатическими датчиками, предусмотрено также его развертывание вручную;

аварийно-спасательная команда - подразделение, личный состав которого имеет специальную подготовку и оснащен средствами и оборудованием для быстрого и эффективного проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР);

аварийно-спасательные средства - технические средства специального назначения, научно-техническая продукция и другие объекты права интеллектуальной собственности (средства связи, техника, оборудование, снаряжение, материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ, программные продукты и базы данных и другие средства), которые используются при проведении аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ;

аварийно-спасательные работы - работы, при осуществлении которых используются поисково-спасательные силы и средства (далее - ПССС) с целью ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на аэродроме;

аварийная эвакуация - процесс аварийного покидания ВС экипажем и пассажирами при аварии на суше или воде с помощью бортовых авиационных средств аварийной эвакуации людей;

авиационный вспомогательный центр поиска и спасания - орган управления, на который возложена координация АСПС и содействия аварийно-спасательным (поисково-спасательным) силам единой государственной системы гражданской защиты (далее ЕГСГЗ) и Национальной системы поиска и спасения на море (далее - НСПСМ) в эффективном проведении АПС в соответствующем подрайоне поиска и спасания;

авиационный поиск и спасание - комплекс мероприятий, направленных на выявление ВС, подвергшихся или терпящих бедствие, и оказание своевременной помощи пострадавшим в результате авиационного происшествия (далее - АП);

авиационный район поиска и спасения Украины - зона, которая включает территорию Украины и акватории Черного и Азовского морей, в пределах которой Украина обеспечивает авиационный поиск и спасание (далее - АПС);

авиационный спасатель - лицо, которое допущено к проведению авиационных работ по поиску и спасанию и непосредственно принимает в них участие, имеет соответствующий уровень физической, парашютно-десантной, медицинской и других видов специальной подготовки и использует для прибытия к месту чрезвычайной ситуации специальные авиационные средства;

авиационные работы по поиску и спасению - полеты, при осуществлении которых поисково-спасательное воздушное судно (далее - ПСВС) используется для определения местоположения объектов, терпящих бедствие, а также для спасения и оказания помощи лицам, которые пострадали;

автономное существование - вынужденное пребывание пассажиров и экипажа ВС в безлюдной местности или на водной поверхности без помощи извне;

бортовое аварийно-спасательное оборудование (аварийно-спасательное оборудование) - комплект оборудования на борту ВС, предназначенный для аварийной эвакуации и аварийного спасения экипажа и пассажиров ВС, который используется при аварии на суше или воде;

бортовые средства аварийной эвакуации (средства эвакуации) - часть бортового аварийно-спасательного оборудования, предназначенная для обеспечения аварийной эвакуации людей с ВС на сушу или воду;

бортовые средства аварийного спасения (средства спасения) - часть бортового аварийно-спасательного оборудования, предназначенная для сохранения жизни экипажа и пассажиров ВС после их аварийной эвакуации с ВС, подвергающегося или потерпело бедствие на суше или воде;

выживание экипажа воздушного судна - активные действия экипажа ВС, направленные на сохранение жизни и здоровья экипажа в условиях автономного существования;

вынужденное покидание воздушного судна - покидание ВС в воздухе, на земле (на воде) при возникновении угрозы жизни пассажиров или экипажа;

Главный авиационный координационный центр поиска и спасания - орган управления, который отвечает за координацию АПС в авиационном районе поиска и спасения Украины, координацию авиационных работ по поиску и спасанию и содействие аварийно-спасательным (поисково-спасательным) силам ЕДСЦЗ и НСПСМ в эффективном проведении АПС;

"Терпит бедствие" - сигнал, передаваемый экипажем ВС радиотелефоном или с помощью других технических средств, когда ему или лицам, находящимся на борту воздушного судна, грозит непосредственная опасность, которую невозможно устранить только силами экипажа;

средства спасения и жизнеобеспечения - набор приспособлений и устройств для эвакуации и спасения экипажей и пассажиров в аварийной ситуации с ВС в воздухе, на земле (на воде), а также запас еды, воды, медицинских средств, средств связи и сигнализации;

координатор авиационных сил и средств - уполномоченное лицо из числа авиационных специалистов субъектов единой системы проведения авиационных работ по поиску и спасанию (далее - ЕСПАСПС), которое назначается Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям (далее - ГСЧС) в штаб операции с АПС;

координатор авиационных сил и средств на месте проведения работу уполномоченное лицо из числа авиационных специалистов субъектов ЕСПАСПС, которое назначается ГСЧС в группу координатора на месте проведения работ;

координатор на месте проведения работ - руководитель на месте проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с АП;

координатор операции по авиационному поиску и спасанию - руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с АП;

координатор воздушных судов - командир ПСВС, который координирует проведение авиационных работ по поиску и спасанию (далее - АСПС) несколькими ПСВС;

операция по авиационному поиску и спасанию - совокупность согласованных и взаимосвязанных единым замыслом, планом, целью, местом и временем поисково-спасательных действий органов управления, сил и средств системы авиационного поиска и спасания;

поиск - это комплекс координированных действий, направленных на определение местоположения субъектов и объектов, испытывающих или терпящим бедствие;

поисково-спасательная и парашютно-десантная служба (поисково-спасательная служба) - структурное подразделение субъекта ГА, органа управления авиации (далее ОУА) ЦОИВ и ВСУ, которая осуществляет мероприятия по ВСО полетов, парашютно-десантной и аварийно-спасательной подготовки;

поисково-спасательное обеспечение полетов государственной авиации - комплекс мероприятий, выполняемых с целью сохранения жизни и здоровья экипажа и пассажиров ВС в аварийных ситуациях и направленных на подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях и выживанию в условиях автономного существования, обеспечения летного состава защитным снаряжением, индивидуальными и коллективными средствами спасения и жизнеобеспечения, оснащение ВС бортовыми средствами аварийной эвакуации и спасения, оснащение ПССС аварийно-спасательным и парашютно-десантным имуществом, техникой и специальным снаряжением (далее - АС ПДИ и СС), подготовку и поддержание уровня подготовки ПССС, организацию и осуществление АПС;

поисково-спасательные средства - ПСВС, наземные, водные и другие транспортные средства с соответствующим спасательным оборудованием, средства связи, радиотехнического, навигационного обеспечения, оборудования и снаряжения, предназначенные для проведения поисково-спасательных работ (далее - ПСР);

поисково-спасательные работы - работы, при осуществлении которых используются ПССС для определения местоположения объектов и субъектов, подвергшихся (испытывают) бедствия, а также для спасения лиц, пострадавших, оказания им неотложной медицинской помощи и доставки в безопасное место;

поисково-спасательные силы - штатные и внештатные поисковые и аварийно-спасательные подразделения и органы управления ими;

район ответственности аэродрома (взлетно-посадочной площадки) по поиску и спасанию - территория (местность, акватория) и воздушное пространство над ней, ограниченные для аэродромов кругом радиусом 10 км от центра аэродрома (контрольной точки аэродрома), для взлетно-посадочных площадок - территорией площадки (далее - РО аэродрома);

район обслуживания воздушного движения - воздушное пространство, в котором обеспечивается полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, диспетчерское обслуживание воздушного движения (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание) (далее - район ОВД);

район управления воздушным движением - воздушное пространство, простирающееся от границы, установленной над земной поверхностью, установленной верхней границы, где управление ВС осуществляется соответствующим органом управления воздушным движением, а также район, в пределах которого обеспечивается аварийное оповещение (далее - район УВД);

спасение - комплекс действий, направленных на спасение людей, терпящих или потерпевших бедствие, оказание им первой медицинской или иной помощи и доставки их в безопасное место;

система авиационного поиска и спасения - совокупность органов управления, сил и средств, которые являются составными ЕДСЦЗ, НСПСМ, ЕСПАСПС, осуществляющих АПС по установленным правилам и процедурам;

система КОСПАС-САРСАТ - международная спутниковая система, предназначенная для выявления аварийных маяков, которые передают сигналы на определенных частотах;

штаб операции по авиационному поиску и спасанию - штаб по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с АП, который является рабочим органом координатора операции с АПС.

Другие термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, приведенных в Воздушном кодексе Украины, Кодексе гражданской защиты Украины, Порядке привлечения поисково-спасательных сил и средств к проведению работ по поиску и спасанию, возмещения расходов, связанных с их проведением, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2012 года №1037 (с изменениями), Правилах авиационного поиска и спасения в Украине, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Украины от 16 марта 2015 года №279, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 1 апреля 2015 года по №364/26809, Стандартах и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и других нормативно-правовых актах Украины по вопросам деятельности в области авиации.

3. ВСО полетов ГА включает:

подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях и выживанию в условиях автономного существования;

обеспечение и подготовку летного состава к использованию защитного снаряжения, индивидуальных и групповых средств спасения и жизнеобеспечения;

оснащение ВС бортовыми средствами аварийной эвакуации и спасения;

оснащение ПССС АС ПДИТ и СС;

организацию и контроль эксплуатации индивидуальных и групповых средств спасения и жизнеобеспечения, защитного снаряжения и АС ПДИТ и СС;

подготовку ПССС и органов управления к проведению поиска и спасению;

подготовку летного состава к проведению поиска;

парашютно-десантную и аварийно-спасательную подготовку (далее - ПД и АСП) экипажей и персонала поисково-спасательных и парашютно-десантных служб (далее - ПС и ПДС) и спасательных парашютно-десантных групп (далее - СПДГ);

организацию дежурства ПССС и органов управления системы АПС;

организацию приема сигналов о ВС, подвергшихся или испытывают бедствие, и аварийное оповещение;

организацию и осуществление аварийного оповещения;

подготовку должностных лиц воинских частей, организаций и учреждений, в которых проводятся мероприятия по ВСО полетов (далее - авиационных частей), для выполнения функций координаторов во время проведения операций с АПС (ПСР);

организацию и проведение операций с АПС в районах ответственности ГА за поиск и спасание.

4. ВСО полетов в авиационной части (на аэродроме) организуется командиром, руководителем или начальником (далее - командиром) авиационной части (старшим авиационным начальником аэродрома) через начальника ПС и ПДС и осуществляется должностными лицами (службами) авиационной части в соответствии определенными им функциональными обязанностями.

5. ОУА ЦОИВ и ВСУ осуществляют общее руководство, обеспечение и контроль выполнения мероприятий ВСО полетов в авиационных частях, относящихся к сфере их управления.

6. Организация мероприятий ВСО полетов в ОУА ЦОИВ и ВСУ возлагается на руководителей ОУА ЦОИВ и ВСУ всех уровней и осуществляется через начальников соответствующих ПС и ПДС ОУА ЦОИВ и ВСУ.

7. ПС и ПДС САД функционируют в соответствии с положениями, которые разрабатываются с учетом требований настоящих Правил, организационно-штатной структуры, специфики деятельности и особенностей выполнения задач, возложенных на них.

8. Положение о ПС и ПДС ОУА утверждается руководителем соответствующего ОУА ЦОИВ и ВСУ.

9. Основными задачами ПС и ПДС ОУА ЦОИВ и ВСУ являются:

организация планирования и выполнения мероприятий ВСО полетов;

участие в разработке нормативно-правовых актов, распорядительных документов, методических рекомендаций по ВСО полетов и АПС;

осуществление общего руководства подчиненными службами и подразделениями;

контроль за состоянием ВСО полетов в подчиненных авиационных частях;

контроль за обеспечением ПССС подчиненных авиационных частей необходимым перечнем АС ПДИТ и СС;

организация взаимодействия между ПС и ПДС подчиненных авиационных частей;

организация ПД и АСП летного состава соответствующего ОУА, специальной подготовки и переподготовки персонала ПС и ПДС подчиненных авиационных частей и подготовки должностных лиц к выполнению функций координаторов операций с АПС и координаторов на месте проведения работ;

отработка предложений по созданию, реорганизации или ликвидации ПС и ПДС в соответствующем ОУА и подчиненных авиационных частях, поисково-спасательных формированиях и вспомогательных подразделениях;

согласование положений подчиненных ПС и ПДС, вспомогательных подразделений и согласование договоров, заключаемых командирами авиационных частей в отношении дежурства ПСВС и проведения АСПС;

обеспечение функционирования соответствующего координационного центра поиска и спасания (далее - КЦПС) (координационный центр поиска и спасания ВСУ (далее - КЦПС ВСУ), командные центры (пункты) (далее - КЦ) авиации видов ВСУ, пункт управления авиации Национальной гвардии Украины (далее - ПУ авиации НГУ), главный центр управления службой Государственной пограничной службы Украины (далее - ГЦУС ГПС Украины);

организация дежурства подчиненных ПССС и осуществление контроля их готовности к проведению ПСР;

контроль за выполнением требований по оснащению ВС бортовыми средствами аварийной эвакуации и спасения, в том числе при их приеме/передаче;

участие в проведении единой технической политики при разработке, выдаче заказов и введении в эксплуатацию технических средств поиска, спасения и эвакуации;

подбор и расстановка кадров на должности ПС и ПДС;

участие в работе комиссий по расследованию АП;

организация подготовки летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использованию индивидуальных и групповых средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в условиях автономного существования;

организация и проведение аттестации авиационных спасателей и ПС и ПДС;

обобщение и распространение положительного опыта по ВСО полетов.

10. Функциональные обязанности должностных лиц ПС и ПДС ОУА ЦОИВ и ВСУ утверждаются соответствующим руководителем ОУА ЦОИВ и ВСУ.

11. Задача ПС и ПДС авиационной части определяются положением об авиационной части, утверждаемым руководителем соответствующего ОУА ЦОИВ и ВСУ.

12. Основными задачами ПС и ПДС авиационной части являются:

разработка документов по организации ВСО полетов в авиационной части;

организация и осуществление подготовки летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использованию индивидуальных и групповых средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в условиях автономного существования;

организация ПД и АСП экипажей ВС, персонала ПС и ПДС и СПДГ авиационных частей;

контроль обеспечения ПССС необходимым перечнем АС ПДИТ и СС;

организация и осуществление контроля за эксплуатацией индивидуальных и групповых средств спасения и жизнеобеспечения, защитного снаряжения и обмундирования, АС ПДИТ и СС;

организация и осуществление подготовки летного состава, экипажей ПСВС и СПДГ, персонала АСК и наземных поисково-спасательных групп (далее - НПСГ) к проведению ПСР;

проведение аттестации авиационных спасателей и подготовка к аттестации ПС и ПДС авиационной части;

организация подготовки персонала органов управления системы АПС на аэродроме и персонала группы руководства полетами (далее - ГКРП) на аэродроме к проведению ПСР;

совершенствование и поддержание в надлежащем состоянии учебно-материальной базы ПС и ПДС;

организация дежурства и контроль готовности ПССС авиационной части к выполнению ПСР;

организация приема аварийной информации от собственных ВС и ВС, подвергшихся или терпящих бедствие в РО аэродрома или в районе управления воздушным движением (обслуживание воздушного движения) (далее - район УВД/ОВД), оповещение ПССС на аэродроме и уведомление соответствующих органов управления системы АПС;

организация взаимодействия при проведении АСР на аэродроме и ПСР в РО аэродрома;

участие в работе комиссий по расследованию АП, которые произошли в РО аэродрома.

13. В авиационных частях и ОУА ЦОИВ и ВСУ разрабатываются основные документы в соответствии с Перечнем основных документов в отношении поисково-спасательного обеспечения полетов государственной авиации, который приведен в приложении 1 к настоящим Правилам.

II. Подготовка к действиям и действия летного состава в аварийных ситуациях

1. Подготовка летного состава к действиям в аварийных ситуациях

1. Подготовка летного состава к действиям в аварийных ситуациях включает:

подготовку к действиям в особых случаях в полете;

парашютно-десантную подготовку;

аварийно-спасательную подготовку;

подготовку к выживанию в условиях автономного существования.

2. Летный состав, который не подготовлен к действиям в аварийных ситуациях, к полетам не допускается.

3. Подготовка летного состава к действиям в особых случаях в полете осуществляется в соответствии с руководством по летной эксплуатации (инструкции экипажа) ВС (далее - РЛЭ).

4. ПД и АСП персонала ГА осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, утвержденными уполномоченным органом по вопросам регулирования деятельности ГА, методическими указаниями и другими ведомственными документами соответствующего ОУА ЦОИВ и ВСУ.

5. Парашютно-десантная подготовка включает мероприятия, направленные на приобретение и совершенствование навыков экипажей ВС относительно уверенных и правильных действий при аварийном покидании ВС в полете и после приземления (приводнения) с парашютом и персонала ПС и ПДС и СПДГ во время выполнения задач по назначению.

В результате парашютно-десантной подготовки летный состав должен:

знать материальную часть тренировочных, запасных и спасательных парашютов, страховочных устройств, аварийно-спасательных плавсредств индивидуального и группового использования, теорию прыжка с парашютом и катапультирования и основы аэродинамики;

знать правила вынужденного покидания ВС и иметь достаточную натренированность в выполнении прыжков с парашютом;

быть подготовленным к вынужденному покиданию ВС, действиям в воздухе под куполом парашюта и к безопасному приземлению.

6. Экипаж ВС, аварийное покидание которого предусмотрено с помощью парашютных систем, обязан систематически выполнять прыжки с парашютом.

7. Летный состав (курсанты учебных заведений Украины), за исключением тех, которые по медицинским рекомендациям временно освобождены от выполнения прыжков с парашютом, выполняющий полеты на ВС, аварийное покидание которых предусмотрено с помощью парашютных систем, выполняет 2 прыжки с парашютом в течение календарного года, но перерывы в выполнении прыжков с парашютом не должны превышать 15 месяцев.

8. Летному составу, выполняющему полеты только на ПС, оборудованных катапультными системами, осуществлять:

курсантам учебных заведений Украины и летному составу первых пяти календарных лет службы (за исключением тех, которые по медицинским рекомендациям временно освобождены от выполнения прыжков с парашютом) - 2 прыжка с парашютом в течение календарного года, но перерывы в выполнении прыжков с парашютом не должны превышать 15 месяцев;

летному составу, который имеет более пяти календарных лет службы (за исключением временно освобожденных от выполнения прыжков с парашютом по медицинским рекомендациям) - 2 прыжка с парашютом, но перерывы в выполнении прыжков с парашютом не должны превышать 36 месяцев, о чем руководитель субъекта государственной авиации (далее - СГА) ежегодно издает приказ по определению перерывов в выполнении прыжков с парашютом отдельно каждому лицу летного состава по письменному представлению начальника ПС и ПДС этого СГА.

9. Летный состав, который выполняет полеты на ВС, аварийное покидание которого предусмотрено с помощью парашютных систем, и имеет перерывы в выполнении прыжков с парашютом больше определенных сроков, к полетам не допускается.

10. Аварийно-спасательная подготовка включает мероприятия, направленные на приобретение и совершенствование навыков экипажей ВС к действиям при спасении экипажа и пассажиров в случае возникновения на борту ВС обстановки, угрожающей их безопасности.

Аварийно-спасательная подготовка экипажей ВС осуществляется на всех этапах специальной подготовки летного состава.

В результате аварийно-спасательной подготовки летный состав должен:

знать порядок и способы поиска и спасения пассажиров и экипажей ВС, которые испытали или терпят бедствие;

знать типовые аварийные ситуации на борту ВС, факторы угрозы, которые сопровождают такие ситуации, и порядок действий (типовые алгоритмы действий) в этих ситуациях;

иметь навыки применения бортового аварийно-спасательного оборудования ВС, знать основы его конструкции и особенности его работы с учетом возможных отказов;

иметь навыки взаимодействия между членами экипажа в аварийных ситуациях;

уметь принимать правильные решения при быстром развитии аварийной ситуации;

владеть методикой проведения инструктажа пассажиров ВС о правилах поведения при возникновении аварийной ситуации в полете и пользования индивидуальными и групповыми средствами спасения и жизнеобеспечения;

знать принципы предотвращения и пресечения паники в салоне ВС, уметь руководить действиями пассажиров;

иметь навыки по оказанию первой медицинской помощи.

11. На борту ВС, на которых предусмотрена перевозка пассажиров, обязательно должны быть инструкции (памятки) для экипажа и пассажиров по действиям в случае возникновения аварийной ситуации в полете.

12. Подготовка летного состава ГА к выживанию в условиях автономного существования осуществляется в авиационных частях и в специализированных центрах по соответствующим программам.

13. Подготовка летного состава к выживанию в условиях автономного существования включает:

формирование высоких морально-волевых качеств;

отработка действий после вынужденной посадки или приземления (приводнения) с парашютом;

совершенствование практических навыков в применении индивидуальных и групповых средств спасения и жизнеобеспечения, специального снаряжения и подручных средств с целью выживания;

обучение выживанию в безлюдной местности;

отработка способов эвакуации.

14. Организация обучения летного состава выживанию возлагается на начальников ПС и ПДС авиационных частей и начальников ПС и ПДС ОУА ЦОИВ и ВСУ.

15. По вопросам выживания летный состав обязан:

1) знать:

климато-географические особенности районов полетов;

факторы среды, которые негативно влияют на человека;

основные принципы выживания после вынужденной посадки (приземления, приводнения) в безлюдной местности в различных климатогеографических зонах, последовательность действий и организацию выживания в составе группы или одиночно;

состав носимых аварийных запасов (далее - НАЗ) и бортовых аварийных запасов (далее - БАЗ) и правила использования предметов их комплектации;

технические данные и правила пользования индивидуальными и групповыми средствами спасения и жизнеобеспечения, плавсредствами, аварийными средствами связи и сигнализации и средствами эвакуации на борт ПСВС;

2) уметь:

преодолевать стрессовое состояние, вызванное экстремальной ситуацией;

правильно оценивать обстановку и принимать обоснованные решения;

применять средства аварийной радиосвязи, подавать визуальные сигналы для обмена информацией с ПСВС как штатными, так и подручными средствами;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

эффективно использовать предметы НАЗ, БАЗ, спасательные плавсредства, снаряжение и подручные средства для сохранения жизни и работоспособности в условиях выживания;

защищаться от неблагоприятных факторов внешней среды, оборудовать временный лагерь, добывать воду и пищу из местных ресурсов;

ориентироваться и определять свое местонахождение;

применять средства эвакуации на борт ПСВС.

16. В авиационных частях подготовку летного состава к выживанию проводить в соответствии с климато-географическими зонами районов полетов не менее двух раз в год. Во время этой подготовки летному составу даются рекомендации по выполнению полетов в других климатогеографических зонах.

Успешное решение задач по подготовке летного состава к выживанию достигается:

регулярным проведением на местности (на воде) специальных тренировок с применением аварийно-спасательных средств;

наличием оборудованной учебно-материальной базы по ПД и АСП и выживанию летного состава;

привлечением к обучению летного состава специалистов медицинской службы, физической подготовки, разведки и других.

17. Для обеспечения жизнедеятельности при вынужденном приземлении (приводнении) члены экипажа ВС используют НАЗ, БАЗ и подручные средства.

НАЗ размещается в ранце парашюта (парашютной системы), в сиденьях катапультного кресла или на снаряжении (обмундировании) членов экипажа. Комплектация НАЗ определяется инструкцией по его эксплуатации.

БАЗ размещается на борту ВС в определенных местах.

18. Для поддержания жизнедеятельности членов экипажа и пассажиров ВС, когда их эвакуация затруднена или невозможна, проводится десантирование спасательного снаряжения, имущества и специальных грузов (в контейнерах, мягкой и жесткой грузовой таре, мешках и т.п.).

Средства для десантирования спасательного снаряжения и специальных грузов приведены в приложении 2 к настоящим Правилам.

19. Контроль за организацией подготовки летного состава авиационной части к действиям в аварийных ситуациях возлагается на руководителей ОУА и осуществляется через руководителей ПС и ПДС ОУА.

2. Действия экипажа перед вынужденной посадкой или покиданием воздушного судна с парашютом

1. В случае возникновения аварийной обстановки в воздухе командир ВС обязан действовать взвешенно, инициативно и решительно, беспокоиться в первую очередь за сохранение жизни пассажиров и членов экипажа.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ УКРАИНЫ Правила поисково-спасательного обеспечения полетов государственной авиации Украины I. Общие положения II. Подготовка к действиям и действия летного состава в аварийных ситуациях 1. Подготовка летного состава к действиям в аварийных ситуациях 2. Действия экипажа перед вынужденной посадкой или покиданием воздушного судна с парашютом 3. Действия после вынужденной посадки или приземления с парашютом 4. Действия после вынужденной посадки на воду или приводнения с парашютом III. Оснащение воздушных судов бортовыми средствами аварийной эвакуации и спасения и экипировка экипажей воздушных судов индивидуальными и групповыми средствами спасения и жизнеобеспечения IV. Поисково-спасательные силы и средства и органы управления ими 1. Поисково-спасательные силы и средства 2. Аварийно-спасательная команда 3. Наземная поисково-спасательная группа 4. Поисково-спасательные воздушные суда 5. Спасательная парашютно-десантная группа (поисково-спасательная группа) 6. Органы управления системы авиационного поиска и спасения 7. Подготовка поисково-спасательных сил и средств и органов управления системы авиационного поиска и спасения 8. Организация проведения учений по поиску и спасанию 9. Сертификация и аттестация 10. Организация дежурства поисково-спасательных сил и средств и органов управления системы авиационного поиска и спасения 11. Связь и организация передачи и приема сигналов бедствия V. Организация и проведение операций по авиационному поиску и спасанию 1. Проведение операций по авиационному поиску и спасанию в авиационном районе поиска и спасания Украины 2. Организация операций по авиационному поиску и спасанию в районе ответственности аэродрома за поиск и спасание 3. Проведение операции по авиационному поиску и спасанию в случае аварийной посадки воздушного судна на аэродроме 4. Проведение операции по авиационному поиску и спасанию в случае аварийной посадки (падения) воздушного судна в районе ответственности аэродрома за поиск и спасание 5. Планирование и проведение поиска 6. Планирование и проведение спасания 7. Завершение операции по авиационному поиску и спасанию VI. Действия расчетов органов управления системы авиационного поиска и спасания государственной авиации при возникновении аварийной ситуации с воздушным судном 1. Действия координационного центра поиска и спасания 2. Действия органа управления на аэродроме (командного пункта) 3. Действия органа управления воздушным движением на аэродроме (руководителя полетов на аэродроме) VII. Действия поисково-спасательных сил и средств при проведении поисково-спасательных работ 1. Действия экипажа поисково-спасательного воздушного судна 2. Действия экипажа поисково-спасательного вертолета по оказанию помощи и эвакуации потерпевших бедствие 3. Проведение аварийно-спасательных работ на месте авиационного происшествия 4. Действия наземной поисково-спасательной группы VIII. Функциональные обязанности должностных лиц субъектов авиационной деятельности по организации и осуществлению мероприятий поисково-спасательного обеспечения полетов 1. Функциональные обязанности должностных лиц органов управления авиации центральных органов исполнительной власти и Вооруженных Сил Украины 2. Функциональные обязанности должностных лиц субъектов государственной авиации в отношении поисково-спасательного обеспечения полетов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31

Приказ Министерства обороны Украины от 29 декабря 2016 года №736
"Об утверждении Правил поисково-спасательного обеспечения полетов государственной авиации Украины"

О документе

Номер документа:736
Дата принятия: 29/12/2016
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 175/30043 от 08/02/2017
Начало действия документа:03/03/2017
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 3 марта 2017 года №18, стр. 250, статья 513, код акта 85038/2017

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования - с 3 марта 2017 года

Приложения к документу

Приложение 3 к Приказу от 29.12.2016 г. №736

Приложение 13 к Приказу от 29.12.2016 г. №736

Приложение 18 к Приказу от 29.12.2016 г. №736

Приложение 21 к Приказу от 29.12.2016 г. №736

Приложение 22 к Приказу от 29.12.2016 г. №736

Приложение 23 к Приказу от 29.12.2016 г. №736

Приложение 24 к Приказу от 29.12.2016 г. №736

Приложение 25 к Приказу от 29.12.2016 г. №736

Приложение 27 к Приказу от 29.12.2016 г. №736

Приложение 28 к Приказу от 29.12.2016 г. №736

Приложение 29 к Приказу от 29.12.2016 г. №736

Приложение 30 к Приказу от 29.12.2016 г. №736