Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 23 марта 2017 года №1989-VIII

О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уточнения некоторых положений и устранения противоречий, возникших при принятии Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине"

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Пункт 38 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011 г., №№ 13-17, ст. 112) изложить в следующей редакции:

"38. Установить, что временно, на период проведения антитеррористической операции, для налогоплательщиков, которые по состоянию на 14 апреля 2014 года имели место нахождения (место жительства) на временно оккупированной территории, признанной в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины "О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями", или в населенных пунктах на линии соприкосновения, и/или налогоплательщиков, имеющих объекты налогообложения местными налогами, сборами на этих территориях, взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в этом пункте. Действие этого пункта не распространяется на территорию Украины, признанную временно оккупированной согласно Закону Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины".

38.1. В этом пункте термины употребляются в таком значении:

временно оккупированная территория - территория отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, определенная в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины "О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями", на которой органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия. Перечень населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, определяется Кабинетом Министров Украины;

территория населенных пунктов на линии соприкосновения - территория населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения, перечень которых определен Кабинетом Министров Украины;

остальная территория Украины - территория Украины, кроме временно оккупированной территории и территории населенных пунктов на линии соприкосновения.

Термины "период проведения антитеррористической операции" и "территория проведения антитеррористической операции" употребляются в этом пункте в значении, приведенном в Законе Украины "О временных мерах на период проведения антитеррористической операции".

38.2. На период проведения антитеррористической операции для налогоплательщиков, местонахождением (местом жительства) которых на 14 апреля 2014 года была временно оккупированная территория и/или территория населенных пунктов на линии соприкосновения и которые по состоянию на 1 января 2017 года не изменили свое местонахождение (место жительства) с указанных территорий на другую территорию Украины:

1) приостанавливается начисление штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени за несвоевременное погашение определенных по состоянию на 14 апреля 2014 года денежных обязательств;

2) останавливается применение норм статей 59, 60 (в части налоговых требований), 87 -101 настоящего Кодекса.

Отсчет срока давности, определенный статьей 102 настоящего Кодекса, приостанавливается на период, в течение которого к налогоплательщикам, указанным в этом подпункте, не применялись меры взыскания, предусмотренные статьями 59, 60, 87101 настоящего Кодекса.

Нормы этого подпункта не применяются:

с даты регистрации изменения места жительства физическим лицом налогоплательщиком и переселения на другую территорию Украины на постоянное место жительства, места проживания внутренне перемещенного лица и проведения регистрационного действия по изменению места жительства физического лица предпринимателя;

с даты регистрации изменения местонахождения юридического лица на другую территорию Украины.

38.3. Для налогоплательщиков - самозанятых физических лиц во время особого периода, определенного Законом Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации", призванных на военную службу по мобилизации или привлеченных к исполнению обязанностей по мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, нормы подпункта 38.2 настоящего пункта применяются на весь срок их военной службы.

38.4. Если фактическим местонахождением филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения юридического лица являются:

временно оккупированная территория, а местонахождением соответствующего юридического лица является иная территория Украины или территория населенных пунктов на линии соприкосновения, такое юридическое лицо, обособленное или иное структурное подразделение, уполномоченные начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) в бюджет налоги, сборы в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, освобождаются от ответственности, определенной настоящим Кодексом, в рамках деятельности, осуществляемой через такие филиалы, представительства, обособленные или другие структурные подразделения, за все период проведения антитеррористической операции;

остальная территория Украины или территория населенных пунктов на линии соприкосновения, а местонахождением соответствующего юридического лица является временно оккупированная территория, такие филиалы, представительства, обособленные или другие структурные подразделения находятся на учете как отдельные плательщики налогов и сборов и платят налоги и сборы на условиях и в порядке, определенных этим Кодексом.

38.5. Налогоплательщики, местонахождением (местом жительства) которых является временно оккупированная территория и осуществляющие производство (импорт) алкогольных напитков и/или табачных изделий на указанной территории, не имеют права заказывать марки акцизного налога для маркировки алкогольных напитков и/или табачных изделий, производимых на временно оккупированной территории.

Ввоз на другую территорию Украины и территорию населенных пунктов на линии соприкосновения табачных изделий и/или алкогольных напитков, произведенных на временно оккупированной территории, запрещается.

К налогоплательщикам, местонахождением (местом жительства) и/или место осуществления деятельности которых является временно оккупированная территория, останавливается применение норм пунктов 213.2 и 213.3 статьи 213 и статей 225, 229 настоящего Кодекса.

38.6. Объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения, которые находятся в собственности физических или юридических лиц, не являющихся объектом налогообложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в соответствии со статьей 266 настоящего Кодекса в период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором завершено проведение антитеррористической операции.

Начисленные и уплаченные за период проведения антитеррористической операции суммы налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в соответствии со статьей 266 настоящего Кодекса за объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения, и/или территории проведения антитеррористической операции, не подлежащие возврату на текущий счет плательщика налога, не направляются на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим налогам, сборам, не возвращаются в наличной форме по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке. К указанным суммам излишне уплаченных денежных обязательств не применяются сроки давности, установленные статьей 102 настоящего Кодекса, за исключением сумм излишне уплаченных налоговых обязательств налогоплательщиков, которые прекращают свою деятельность.

38.7. Не начисляется и не уплачивается в период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором завершено проведение антитеррористической операции, плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки, расположенные на временно оккупированной территории и находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц.

Не начисляется и не уплачивается в период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором завершено проведение антитеррористической операции, плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки (кроме земель сельскохозяйственного назначения), расположенных на территории населенных пунктов на линии соприкосновения и находятся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц.

Начисленные и уплаченные за период проведения антитеррористической операции суммы платы за землю в соответствии со статьями 269 - 289 настоящего Кодекса за земельные участки, расположенные на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения, и/или территории проведения антитеррористической операции, не подлежащие возврату на текущий счет плательщика налога, не направляются на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим налогам, сборам, не возвращаются в наличной форме по чеку в случае отсутствия у плательщика налогов счета в банке. К указанным суммам излишне уплаченных денежных обязательств не применяются сроки давности, установленные статьей 102 настоящего Кодекса, за исключением сумм излишне уплаченных налоговых обязательств налогоплательщиков, которые прекращают свою деятельность.

38.8. Земельные участки, расположенные на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения и находятся в собственности или пользовании плательщиков единого налога четвертой группы, не являются объектом обложения единым налогом в период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором завершено проведение антитеррористической операции.

Для плательщиков единого налога четвертой группы, у которых местонахождением всех земельных участков является временно оккупированная территория и/или территория населенных пунктов на линии соприкосновения, для перехода на упрощенную систему налогообложения или подтверждения статуса плательщика единого налога четвертой группы в году, следующем после года, в котором завершено проведение антитеррористической операции, расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства не предоставляется.

38.9. Во время начисления (выплаты) физическим лицам-предпринимателям, местонахождением или местом жительства которых является временно оккупированная территория (независимо от системы налогообложения), дохода от осуществления ими предпринимательской деятельности субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, которые начисляют (выплачивают) такой доход, обязаны удержать налог на доходы у источника выплаты. При этом на таких лиц не распространяется действие пункта 177.8 статьи 177 настоящего Кодекса.

38.10. В целях налогообложения налогом на добавленную стоимость внеоборотные активы, приобретенные (построенные, сооруженные, созданные) до 14 апреля 2014 года и которые по состоянию на 1 января 2017 года находятся на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения не считаются:

такими, которые предназначаются для использования (или начинают/начали использоваться) в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью налогоплательщика;

непроизводственными необратимыми активами в понимании настоящего Кодекса.

38.11. Временно, до завершения антитеррористической операции, к налогоплательщикам/налоговым агентам, которые осуществляли хозяйственную деятельность на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения и не могут предъявить первичные документы, на основании которых осуществляется учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, как исключение из положений статьи 44 настоящего Кодекса применяются специальные правила для подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности.

Основания невозможности предъявления первичных документов:

первичные документы утрачены (уничтожены или испорчены) в связи с проведением антитеррористической операции;

первичные документы находятся на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения и их невозможно вывезти или их вывоз связан с риском для жизни и здоровья плательщика налогов, физических лиц или невозможен в связи с другими административными препятствиями, установленными органами власти.

В случае потери и/или невозможности вывоза первичных документов налогоплательщик/налоговый агент по месту своего учета подает в контролирующий орган в произвольной форме уведомление о невозможности вывоза первичных документов, подписанное руководителем предприятия и главным бухгалтером, в котором указываются: обстоятельства, которые привели к потере и/или невозможности вывоза первичных документов, налоговые (отчетные) периоды, а также общий перечень первичных документов (по возможности - с указанием реквизитов).

Данные и показатели налоговой отчетности налогоплательщика/налогового агента за налоговые (отчетные) периоды, указанные в уведомлении, не могут быть подвергнуты сомнению только на основании отсутствия первичных документов. Представленное уведомление является также основанием для сохранения расходов (включая расходы в связи с приобретением ценных бумаг/корпоративных прав) и/или отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль (включая отрицательный финансовый результат по операциям с ценными бумагами/корпоративными правами), и/или налогового кредита по налогу на добавленную стоимость и/или суммы отрицательного значения налога на добавленную стоимость прошлых налоговых (отчетных) периодов без наличия договорных, расчетных, платежных и других первичных документов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога.

После представления в контролирующий орган уведомления о невозможности вывоза первичных документов до завершения антитеррористической операции вводится мораторий на проведение любых проверок указанных в уведомлении налоговых (отчетных) периодов.

Если после уведомления о невозможности вывоза первичных документов налогоплательщику/налоговому агенту станет известно об утере этих документов, такой налогоплательщик/налоговый агент обязан представить в контролирующий орган уведомления об утрате первичных документов с указанием обстоятельств такой утери.

Налогоплательщики/налоговые агенты, которые подали уведомление о потере первичных документов в соответствии с настоящим подпунктом, не могут быть проверены контролирующим органом в отношении указанных в уведомлении налоговых (отчетных) периодов, в том числе после завершения антитеррористической операции.

Потеря документов, не связанная с проведением антитеррористической операции, не дает права налогоплательщику/налоговому агенту применять положения настоящего подпункта.

Указанные в настоящем подпункте положения применяются к налогоплательщикам/налоговым агентам, которые по состоянию на 1 апреля 2017 года осуществили изменение своего местонахождения (места жительства) с временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения на другую территорию Украины и платили налоги в бюджет в период проведения антитеррористической операции в соответствии с настоящим Кодексом.

Налогоплательщик/налоговый агент не может применять положения настоящего подпункта по налоговым (отчетным) периодам после перерегистрации предприятия на остальной территории Украины.

Обязанность доказывания отсутствия оснований для применения положений настоящего подпункта возлагается на контролирующий орган. Налогоплательщик/налоговый агент, который безосновательно применил положения этого подпункта, считается уклоняющимся от уплаты налогов и несет ответственность, предусмотренную этим Кодексом и другими законами Украины.

В случае отказа контролирующего органа в применении положений настоящего подпункта контролирующий орган обязан выдать мотивированное решение в срок не позднее одного месяца с даты получения уведомления от налогоплательщика/налогового агента, в котором указываются основания и доказательства такого отказа.

Решение контролирующего органа может быть обжаловано в административном или судебном порядке. До вынесения окончательного решения по делу контролирующий орган не может подвергнуть сомнению показатели налоговой отчетности, а также инициировать проведение любой проверки налогоплательщика/налогового агента по налоговым (отчетным) периодам, указанным в ответном уведомлении.

В налоговых (отчетных) периодах, указанных в соответствующем уведомлении, не могут быть пересмотрены в сторону увеличения суммы налоговых обязательств по налогам и сборам, задекларированные в налоговых декларациях за указанные налоговые (отчетные) периоды, в сторону увеличения суммы отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль, задекларированные в налоговых декларациях/расчетах за указанные налоговые (отчетные) периоды, в сторону увеличения суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, заявленные в налоговых декларациях за указанные отчетные периоды".

II. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и применяется к налоговым периодам, начиная с 1 января 2017 года.

2. В абзаце третьем пункта 1 раздела II "Заключительные и переходные положения" Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2017 г., №5-6, ст. 48) слова и цифры "подпункта 3 пункта 76" исключить.

3. Установить, что до приведения законодательства Украины в соответствие с этим Законом другие законы и нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Президент Украины

П.Порошенко