Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

РАСПОРЯЖЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 29 марта 2017 года №217-р

Об одобрении Концепции государственной политики в сфере защиты прав потребителей на период до 2020 года

1. Одобрить Концепцию государственной политики в сфере защиты прав потребителей на период до 2020 года, которая прилагается.

2. Министерству экономического развития и торговли совместно с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти разработать и подать в месячный срок Кабинету Министров Украины в установленном порядке план мероприятий по реализации Концепции, одобренной этим распоряжением.

3. Признать утратившим силу распоряжение Кабинета Министров Украины от 5 июня 2013 г. №777 "Об одобрении Концепции государственной политики в сфере защиты прав потребителей" (Официальный вестник Украины, 2013 г., №81, ст. 3005).

Премьер-министр Украины

В.Гройсман

Одобрена Распоряжением Кабинета Министров Украины от 29 марта 2017 года №217-р

Концепция государственной политики в сфере защиты прав потребителей на период до 2020 года

Проблема, требующая решения

С момента обретения Украиной независимости фактически сохранился устаревший подход к построению и развитию системы защиты прав потребителей, когда в соответствующей сфере преобладают контрольно-надзорные функции государства с фиксацией фактического положения относительно нарушения прав потребителей на внутреннем рынке. При этом применяется превентивный подход для недопущения и предупреждения таких нарушений. Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение прав потребителей не обеспечивает предупреждения повторных нарушений таких прав. Потребитель также беззащитен в отношениях, которые возникают на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, и на смежных рынках в сфере теплоснабжения и централизованного водоснабжения и водоотведения, переработки и захоронения бытовых отходов.

Потребители в Украине не защищены государством и законом вследствие декларативного характера провозглашенных прав и отсутствия механизмов их реализации и восстановления.

Отсутствие целостной системы государственного надзора (контроля) приводит к возникновению конкурентных преимуществ для недобросовестного бизнеса. Следовательно, внутренний потребительский рынок более рискованный и опасный для потребителей, нарушение прав которых приобрели массовый характер. Большинство субъектов хозяйствования (производителей) теряют свою конкурентоспособность как внутри страны, так и на совместном с ЕС рынке. Распространение на внутреннем рынке опасной продукции и продукции ненадлежащего качества становится все более угрожающим для здоровья и жизни населения.

На государственном уровне не создана система реализации европейского принципа презумпции невиновности потребителя, доступная и прозрачная система досудебного рассмотрения жалоб и реагирования на результаты независимых потребительских исследований.

Кроме того, в Украине недооценена роль гражданского общества, в частности общественных объединений потребителей. В то же время в европейской практике успешно осуществляются мероприятия по государственной поддержке деятельности неправительственных организаций, что позволяет более эффективно использовать ресурсы в решении вопросов информирования, консультирования, потребительского образования, определения угроз, мониторинга рынка, осуществления контроля за выполнением органами государственной власти своих функций, предупреждения возникновения коррупциогенных факторов.

Система защиты прав потребителей в европейских странах занимает одно из ведущих мест в процессе формирования экономической и социальной политики. Европейские подходы к стимулированию гражданской активности потребителей и привлечения независимых потребительских организаций постоянно находятся в центре внимания Европейской Комиссии и правительств стран ЕС. Осведомленные, проинформированные и наделенные реальными правами потребители являются двигателем экономических изменений, их выбор стимулирует внедрение инноваций и развитие экономики.

Целью реализации потребительской политики ЕС определено стабильное развитие внутреннего рынка ЕС и текущее влияние Европейской Комиссии на повседневную жизнь граждан ЕС, которое осуществляется путем обеспечения приоритетности потребностей потребителей.

 

Полный текст документа доступен только авторизованным пользователям!