База данных

Дата обновления БД:

23.08.2019

Добавлено/обновлено документов:

57 / 337

Всего документов в БД:

93977

Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

РАСПОРЯЖЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 8 февраля 2017 года №142-р

Об одобрении Стратегии реформирования системы управления государственными финансами на 2017-2020 годы

1. Одобрить Стратегию реформирования системы управления государственными финансами на 2017-2020 годы, которая прилагается.

2. Министерству финансов вместе с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти разработать и подать в месячный срок Кабинету Министров Украины проект плана мероприятий по реализации Стратегии, одобренной этим распоряжением.

3. Признать утратившим силу распоряжение Кабинета Министров Украины от 1 августа 2013 г. №774 "О Стратегии развития системы управления государственными финансами" (Официальный вестник Украины, 2013 г., №82, ст. 3052).

Премьер-министр Украины

В.Гройсман

Одобрена Распоряжением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 2017 года №142-р

Стратегия реформирования системы управления государственными финансами на 2017-2020 годы

I. Общая часть

1. Экономическая ситуация

Неблагоприятная внешняя среда, промедление с проведением структурных реформ, оккупация Автономной Республики Крым и вооруженный конфликт на востоке страны обусловили возникновение экономического кризиса, в частности в 2015 году, и падение реального валового внутреннего продукта до 9,9 процента. Работа Кабинета Министров Украины, направленная на бюджетную консолидацию, в том числе в части выполнения совместной с МВФ программы в рамках механизма расширенного финансирования (EFF), позволила стабилизировать макроэкономическую ситуацию и, как следствие, в I квартале 2016 г. впервые с конца 2013 года произошел рост реального валового внутреннего продукта, который по итогам года прогнозируется на уровне 2 процента. Инфляция замедлилась с 60,9 процента в апреле 2015 г. после повышения тарифов на газ и девальвации национальной валюты до 12,4 процента в декабре 2016 года. Международные резервы удвоились по сравнению с концом 2014 года и составляют на 31 декабря 2016 г. 15,5 млрд. долларов США.

Усиление контроля за государственными расходами позволило сократить дефицит государственного бюджета с 4,9 процента валового внутреннего продукта в 2014 году до 2,3 процента валового внутреннего продукта в 2015 году. Дефицит государственного бюджета в 2016 году составил 3,1 процента прогнозного ВВП. Для достижения этого показателя Кабинетом Министров Украины приняты меры к сбалансированию бюджета для обеспечения компенсации временных поступлений, которые были доступны в 2015 году, увеличению объема субсидий для снижения негативного влияния роста тарифов на газ на домохозяйства, а также компенсации уменьшения поступлений в бюджет в результате снижения ставок единого социального взноса. Соответствующие меры способствовали прежде всего оптимизации расходов в сферах здравоохранения (корректировка нормативов по количеству коек и персонала больниц), образования (образование опорных школ и дальнейшая оптимизация сети учреждений), социальной помощи (повышение адресности помощи и проведение мероприятий по верификации выплат), публичных закупок (введение обязательного использования электронных систем) и уменьшения объема субсидий государственным предприятиям.

Достижение долгосрочной макроэкономической стабильности является одним из приоритетов Кабинета Министров Украины, что определено планом приоритетных действий Правительства на 2016 год, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Украины от 27 мая 2016 г. №418 (Официальный вестник Украины, 2016 г., №47, ст. 1709). В среднесрочной перспективе строгая бюджетная дисциплина должна сопровождаться также повышением эффективности государственных расходов и их стратегического распределения. Кабинет Министров Украины осознает, что это предполагает изменение подходов к управлению государственными финансами, которое является одним из приоритетов реформ.

2. Состояние развития системы управления государственными финансами

Построение эффективной и конкурентоспособной национальной экономики предусматривает проведение системной реформы управления государственными финансами в составе системы государственного управления в целом, проблемы и несогласованности которого составляют серьезный риск для восстановления экономического роста. Эффективная система управления государственными финансами является основой для реализации государственной политики и достижения стратегических целей развития путем обеспечения соблюдения общей бюджетной дисциплины, стратегического распределения бюджетных средств и эффективного предоставления государственных услуг. На сегодня система управления государственными финансами не в полной мере отвечает требованиям времени. Проявлением ее недостаточной эффективности является низкий уровень удовлетворения потребностей населения в государственных услугах и слабость государственных институтов учитывая большой размер расходов сектора общего государственного управления, который, по оценкам МВФ, составил на конец 2015 года порядка 43,2 процента валового внутреннего продукта.

Согласно Отчету об эффективности управления государственными финансами (PEFA), подготовленному Всемирным банком в 2015 году, уровень предсказуемости государственного бюджета был ниже среднего уровня для стран Восточной Европы и Центральной Азии с уровнем дохода выше среднего. Объем полученных доходов по сравнению с прогнозируемым объемом в 2012 году уменьшился на 4 процента, в 2013 и 2014 годах - соответственно на 7 и 10 процентов. Значительными также являются расхождения между плановыми и фактическими расходами по отдельным категориям функциональной и экономической классификации.

Бюджетно-налоговая политика является непредсказуемой в среднесрочной перспективе. Как следствие, налогоплательщики не знают, какие налоги будут введены в ближайшее время, государственные учреждения не знают, какой объем средств будет им доступен в среднесрочной перспективе, а граждане не знают, на какие цели будут выделяться бюджетные средства и какие услуги они могут получить.

Отсутствие целостной системы стратегического планирования не позволяет обеспечить бюджетное планирование на должном уровне и приводит к ослаблению связей между бюджетными программами и приоритетами развития государства. Развитие программно-целевого метода в бюджетном процессе в Украине и улучшение управления государственными инвестициями сдерживаются в связи с несогласованностью государственной политики в среднесрочной перспективе.

Система управления государственными финансами в Украине направлена прежде всего на осуществление контроля за расходами, заставляет лиц, ответственных за предоставление государственных услуг, сосредоточивать свои усилия на соблюдении требований, уделяя меньшее внимание повышению эффективности предоставления услуг.

Таким образом, внедрение среднесрочного бюджетного планирования, обеспечение его четких связей с отраслевыми планами и повышение эффективности государственных расходов способствуют устойчивости и эффективности системы государственных финансов, что является основой для макроэкономической стабильности и устойчивого экономического развития.

3. Основные результаты реформ, проведенных в сфере управления государственными финансами в течение 2013-2016 годов

Стратегией развития системы управления государственными финансами, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 1 августа 2013 г. №774 (Официальный вестник Украины, 2013 г., №82, ст. 3052), и соответствующим планом мероприятий на 2013-2017 годы предусматривается внесение соответствующих изменений нормативно-правовых актов по всем компонентам системы управления государственными финансами, однако вопросу имплементации указанной Стратегии уделяется значительно меньшее внимание. Реализация указанной Стратегии способствовала:

развитию системы государственных закупок (принятие Закона Украины "О публичных закупках" с целью приближения к законодательству и стандартам ЕС, существенное сокращение случаев, которые не подпадают под действие конкурентных процедур, и введение обязательных электронных закупок);

развитию системы независимого внешнего финансового контроля (принятие Закона Украины "О Счетной палате", что усилило независимость Счетной палаты и расширило ее полномочия, в том числе по аудиту доходной части государственного бюджета);

обеспечению доступа к информации по вопросам бюджета (принятие Закона Украины "Об открытости использования публичных средств" и последующее создание единого веб-портала использования публичных средств распорядителями средств государственного и местных бюджетов, государственными и коммунальными предприятиями, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом Украины);

совершенствованию налоговой системы (внесение изменений в Налоговый кодекс Украины относительно отмены ряда налоговых льгот, введение электронного администрирования налога на добавленную стоимость с целью уменьшения случаев мошенничества по возмещению такого налога, усовершенствование правил контроля за трансфертным ценообразованием);

развитию системы управления государственными инвестициями (внесение изменений в Бюджетный кодекс Украины с целью интеграции государственных инвестиций в бюджетный процесс, улучшение уровня проектных предложений, внедрение их экономического анализа и более прозрачной процедуры принятия решений, создание межведомственной комиссии для отбора проектов, в состав которой включены представители Кабинета министров Украины и Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, обеспечение последовательности финансирования начатых проектов).

Также положительные сдвиги произошли в развитии программно-целевого метода в бюджетном процессе (начиная с 2015 года главные распорядители бюджетных средств обязаны четко определять связи между бюджетными программами и стратегическими целями, которым они подчинены), улучшилась бюджетная дисциплина, в частности сокращен перечень оснований для внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины в процессе его исполнения (внесены изменения в статью 52 Бюджетного кодекса Украины).

В то же время лишь незначительный прогресс произошел в реформировании таких фундаментальных компонентов системы управления государственными финансами, как среднесрочное бюджетное планирование и стратегическое планирование. В бюджетном планировании все еще используется годовалый период, несмотря на то, что главные распорядители бюджетных средств готовят свои запросы на плановый и два последующие периоды, индикативные показатели в этих бюджетных запросах имеют ограниченное использование при планировании расходов в следующих периодах. Вопрос результативности процесса определения связей между бюджетными программами главных распорядителей бюджетных средств и их стратегическими целями остается неурегулированным в связи с отсутствием целостной системы стратегического планирования и иерархии стратегических документов, внедрение которых планировалось в 2013 году. Низкий уровень использования регламентов и процедур внутреннего контроля и аудита в органах государственной власти негативно влияет на эффективность их деятельности.

Кроме того, ряд важных инициатив, которые не были учтены в положениях Стратегии развития системы управления государственными финансами, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 1 августа 2013 г. №774, реализовывались параллельно. Это касается прежде всего мер по бюджетной консолидации (повышение бюджетной дисциплины и оптимизация расходов), реформирование системы администрирования налогов и сборов (проведение системной реформы ГФС) и бюджетной децентрализации (расширение полномочий и ресурсной базы органов местного самоуправления). Все эти реформы влияют на общее состояние государственных финансов и должны проводиться скоординированным способом для обеспечения максимального эффекта от их реализации.

4. Цель и основные задачи этой стратегии

Наличие мощной и эффективной системы управления государственными финансами является неотъемлемым условием для обеспечения устойчивого экономического роста и эффективного предоставления государственных услуг, а также создания основы и стимулов для проведения реформ в других сферах. Наличие консолидированной и гармонизированной программы реформ на среднесрочную перспективу вместе с действенными механизмами имплементации является необходимым условием для обеспечения макроэкономической стабильности.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Распоряжение Кабинета Министров Украины от 8 февраля 2017 года №142-р
"Об одобрении Стратегии реформирования системы управления государственными финансами на 2017-2020 годы"

О документе

Номер документа:142-р
Дата принятия: 08/02/2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:08/02/2017
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

"Правительственный курьер" от 10 марта 2017 года №46