Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 3 ноября 2016 года №1726-VIII

О внесении изменений в Закон Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" относительно либерализации системы государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести в Закон Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (Сведения Верховной Рады Украины, 2007 г., №29, ст. 389 с последующими изменениями) следующие изменения:

1. В статье 1:

абзац второй после слов "органов исполнительной власти Автономной Республики Крым" дополнить словами "местных администраций";

в абзаце третьем слова "которые осуществляются путем проведения проверок, ревизий, осмотров, обследований и других действий" заменить словами "осуществляются в форме проверок, ревизий, осмотров, обследований и в других формах, определенных законом";

после абзаца третьего дополнить новым абзацем такого содержания:

"интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля) - единая автоматизированная система сбора, накопления и систематизации информации о мерах государственного надзора (контроля), предназначенная для обобщения и обнародования информации о мерах государственного надзора (контроля), координации работы органов государственного надзора (контроля) по осуществлению комплексных мероприятий государственного надзора (контроля), мониторинга эффективности и законности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля)".

В связи с этим абзацы четвертый - седьмой считать соответственно абзацами пятым - восьмым;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"риск - вероятность возникновения негативных последствий от осуществления хозяйственной деятельности и возможный размер потерь от них, измеряется в количественных и качественных показателях";

в абзаце восьмом слова "члены общественных организаций" заменить словами "общественные объединения в лице их уполномоченных представителей".

2. В статье 2:

1) часть вторую изложить в следующей редакции:

"Действие этого Закона не распространяется на отношения, возникающие во время осуществления мероприятий валютного контроля, таможенного контроля на границе, государственного экспортного контроля, контроля за соблюдением бюджетного законодательства, банковского надзора, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, государственного надзора (контроля) в области телевидения и радиовещания";

2) дополнить частями четвертой и пятой такого содержания:

"Меры контроля осуществляются органами Государственной фискальной службы (кроме таможенного контроля на границе), государственного надзора за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (кроме осуществления государственного надзора за осуществлением деятельности с источниками ионизирующего излучения, деятельность по использованию которых не подлежит лицензированию), государственного архитектурно-строительного контроля (надзора), государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности по предоставлению финансовых услуг (кроме деятельности по переводу средств, финансовых услуг, рынка ценных бумаг, производных ценных бумаг (деривативов) и рынка банковских услуг), государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах и международными договорами, в частности государственного надзора (контроля) в области гражданской авиации - с учетом особенностей, установленных Воздушным кодексом Украины, нормативно-правовыми актами, принятыми в его исполнение (Авиационными правилами Украины), и международными договорами в области гражданской авиации.

Указанные в части четвертой настоящей статьи органы, осуществляющие государственный надзор (контроль) в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах и международными договорами, обязаны обеспечить соблюдение требований статьи 1, статьи 3, частей первой, четвертой, шестой - восьмой, абзаца второго части десятой, частей тринадцатой и четырнадцатой статьи 4, частей первой - четвертой статьи 5, части третьей статьи 6, частей первойчетвертой и шестой статьи 7, статей 9, 10, 19, 20, 21, части третьей статьи 22 этого Закона".

3. В статье 3:

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"обеспечение прав и законных интересов каждого субъекта хозяйствования";

в абзаце шестом слово "необоснованными" заменить словом "безосновательными";

в абзаце десятом слово "уставную" исключить;

абзац одиннадцатый дополнить словами "нарушение прав и законных интересов субъекта хозяйствования";

дополнить абзацами пятнадцатым - восемнадцатым следующего содержания:

"презумпции правомерности деятельности субъекта хозяйствования в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъекта хозяйствования и/или полномочий органа государственного надзора (контроля);

ориентированности государственного надзора (контроля) на предотвращение правонарушений в сфере хозяйственной деятельности;

недопущения установления плановых показателей или любого другого планирования о привлечении субъектов хозяйствования к ответственности и применения к ним санкций;

осуществления государственного надзора (контроля) на основе принципа оценки рисков и целесообразности".

4. В статье 4:

1) абзацы второй, третий, пятый и шестой части второй исключить;

2) абзац шестой части четвертой после слова "способ" дополнить словами "и формы осуществления мероприятий";

3) абзац первый части пятой изложить в следующей редакции:

"5. Производство (изготовление) или реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг субъектами хозяйствования могут быть приостановлены полностью или частично исключительно по решению суда";

4) часть шестую дополнить словами "или в случае возникновения у нее конфликта интересов в соответствии с законодательством в сфере предотвращения и противодействия коррупции";

5) части седьмую и одиннадцатую изложить в следующей редакции:

"7. В случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъекта хозяйствования или полномочий органа государственного надзора (контроля), такая норма трактуется в интересах субъекта хозяйствования";

"11. Плановое или внеплановое мероприятие в отношении субъекта хозяйствования - юридического лица должно осуществляться в присутствии руководителя или лица, уполномоченного руководителем. Плановое или внеплановое мероприятие в отношении физического лица-предпринимателя должно осуществляться в его присутствии или в присутствии уполномоченного им лица";

6) в части двенадцатой слова "соответствующий журнал субъекта хозяйствования (при его наличии)" заменить словами "журнала регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии такого журнала у субъекта хозяйствования)";

7) абзац первый части четырнадцатой после слов "Во время" и "коммерческую тайну" дополнить соответственно словами "и после" и "и конфиденциальную информацию";

8) дополнить частью пятнадцатой следующего содержания:

"15. При осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля) должностные лица органов государственного надзора (контроля) обязаны использовать исключительно унифицированные формы актов".

5. Дополнить статьей 4-1 следующего содержания:

"Статья 4-1. ИНТЕГРИРОВАННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ)

1. Интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля) создается с целью обеспечения субъектов хозяйствования и органов государственной власти, органов местного самоуправления информацией о мерах государственного надзора (контроля).

2. В интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля) вносятся сведения относительно:

юридических лиц - наименование, идентификационный код, местонахождение, виды деятельности, степень риска от осуществления хозяйственной деятельности;

физических лиц-предпринимателей - фамилия, имя, отчество, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (серия и номер паспорта - для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, сообщили об этом соответствующему органу доходов и сборов и имеют отметку в паспорте), место жительства, виды деятельности, степень риска от осуществления субъектом хозяйствования хозяйственной деятельности;

наименование органов государственного надзора (контроля);

виды хозяйственной деятельности, подлежащие государственному надзору (контролю);

перечень нормативно-правовых актов, соблюдение требований которых проверяется при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля), со ссылкой на официальные веб-страницы соответствующих органов государственного надзора (контроля);

годовые планы проведения мероприятий государственного надзора (контроля) и план проведения комплексных мероприятий государственного надзора (контроля);

отчеты о выполнении годовых и комплексного планов проведения мероприятий государственного надзора (контроля) за предыдущий год;

дату и номер приказа (решения, распоряжения), место проведения мероприятия, сроки проведения, тип, основание и предмет проведения мероприятия, наименование органа государственного надзора (контроля), указанные в удостоверении (направлении) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля);

результаты осуществленного мероприятия государственного надзора (контроля) с указанием номера акта на предмет выявления или отсутствия нарушений законодательства, ссылки на соответствующие требования законодательства в случае выявления нарушений;

краткое содержание распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществленных мероприятий государственного надзора (контроля);

примененные к субъекту хозяйствования административно-хозяйственные санкции по результатам проведенного мероприятия государственного надзора (контроля);

результаты обжалования распорядительных документов органов государственного надзора (контроля) и примененные к субъектам хозяйствования административно-хозяйственные санкции.

3. Сведения, содержащие информацию с ограниченным доступом, в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля) не вносятся.

4. Доступ к данным интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) (кроме регистрационных номеров учетных карточек плательщиков налогов и паспортных данных) осуществляется через сеть Интернет и является открытым и бесплатным.

5. Во время создания интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) обеспечиваются ее совместимость и взаимодействие с иными информационными системами и сетями, составляющими информационный ресурс государства.

6. Сведения, внесенные в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля), защищаются в соответствии с требованиями законодательства в сфере защиты информации.

7. Интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля) является объектом права государственной собственности.

8. Создание и функционирование интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) обеспечивает центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, который является ее держателем.

9. Техническим администратором интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) является государственное унитарное предприятие, которое принадлежит к сфере управления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лицпредпринимателей и общественных формирований, и осуществляет мероприятия по администрированию и программного сопровождения интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля), отвечает за сохранность ее данных, защищает их от несанкционированного доступа и уничтожения.

10. Порядок функционирования интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля), внесение сведений в нее и сроки размещения этих сведений утверждаются Кабинетом Министров Украины.

11. Органы государственного надзора (контроля) и центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, обязаны вносить сведения в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля) в сроки, определенные законодательством".

6. В статье 5:

1) части первую - третью изложить в следующей редакции:

"1. Плановые мероприятия осуществляются в соответствии с годовыми планами, которые утверждаются органом государственного надзора (контроля) не позднее 1 декабря года, предшествующего плановому. Внесение изменений в годовые планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) не допускается, кроме случаев изменения наименования субъекта хозяйствования и исправления технических ошибок.

Плановым периодом считается год, который исчисляется с 1 января по 31 декабря планового года.

Планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) на следующий плановый период должны содержать даты начала каждого планового мероприятия государственного надзора (контроля) и сроки их осуществления.

В течение планового периода осуществление более одного планового мероприятия государственного надзора (контроля) в отношении одного субъекта хозяйствования одним и тем же органом государственного надзора (контроля) не допускается.

При наличии у субъекта хозяйствования обособленных подразделений плановые мероприятия государственного надзора (контроля) в отношении такого субъекта хозяйствования могут осуществляться одновременно во всех обособленных подразделениях в течение срока осуществления одного планового мероприятия.

Внесение одного и того же субъекта хозяйствования в планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) различных органов государственного надзора (контроля) является основанием для проведения в отношении такого субъекта хозяйствования комплексного планового мероприятия государственного надзора (контроля).

Субъект хозяйствования имеет право отказаться от проведения комплексного планового мероприятия государственного надзора (контроля) путем письменного обращения в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности. В таком случае проверка такого субъекта хозяйствования проводится в соответствии с годовыми планами органов государственного надзора (контроля).

Органы государственного надзора (контроля) ежегодно определяют перечень субъектов хозяйствования, которые подлежат плановым мероприятиям государственного надзора (контроля) в плановом периоде, и не позже 15 октября года, предшествующего плановому, обеспечивают внесение сведений о таких субъектах хозяйствования в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля) для автоматического обнаружения ею субъектов хозяйствования, которые подлежат комплексным плановым мероприятиям государственного надзора (контроля).

Проект плана осуществления комплексных мероприятий государственного надзора (контроля) формируется интегрированной автоматизированной системой государственного надзора (контроля).

В случае возникновения потребности во внесении изменений в сформированный проект плана осуществления комплексных мероприятий государственного надзора (контроля) относительно согласованных между органами государственного надзора (контроля) других дат начала и сроков осуществления комплексных плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органы государственного надзора (контроля) обращаются письменно с соответствующими предложениями не позднее 1 ноября года, предшествующего плановому, к центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, который имеет право вносить такие изменения в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля).

План осуществления комплексных мероприятий государственного надзора (контроля) на соответствующий плановый период для всех органов государственного надзора (контроля) утверждает центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, который публикует на своем официальном веб-сайте и вносит сведения в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля) до 15 ноября года, предшествующего плановому.

Годовые планы осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) на соответствующий плановый период с учетом согласованных дат начала и сроков осуществления определенных в плане осуществления комплексных мероприятий государственного надзора (контроля) утверждают органы государственного надзора (контроля), которые публикуют на своих официальных веб-сайтах и вносят сведения в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля) до 1 декабря года, предшествующего плановому.

Требования к оформлению годовых и планов комплексного осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), внесение в них изменений и отчета по их выполнению определяются центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности.

Комплексные плановые мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

2. Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, разрабатывает Методику разработки критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля), и Методику разработки унифицированных форм актов, которые составляются по результатам проведения плановых (внеплановых) мероприятий государственного надзора (контроля), которые утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Методика разработки критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля), должна предусматривать, в том числе, оценку степени опасности, масштаба, вида и сферы деятельности, наличие нарушений в предыдущей деятельности субъектов хозяйствования (кроме новообразованных).

Орган государственного надзора (контроля) определяет в отнесенной к его ведению сфере критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности.

С учетом значения приемлемого риска все субъекты хозяйствования, подлежащие надзору (контролю), принадлежат к одной из трех степеней риска: высокий, средний или незначительный.

В зависимости от степени риска органом государственного надзора (контроля) определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля).

Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля), утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению органа государственного надзора (контроля).

В зависимости от степени риска орган государственного надзора (контроля) определяет перечень вопросов для осуществления плановых мероприятий (далее перечень вопросов), который утверждается приказом такого органа.

Унифицированные формы актов с перечнем вопросов утверждаются органом государственного надзора (контроля) и публикуются на его официальном веб-сайте в течение пяти рабочих дней со дня утверждения в порядке, определенном законодательством.

Исключительно в пределах перечня вопросов орган государственного надзора (контроля) в зависимости от целей мероприятия и степени риска определяет вопросы, по которым будет осуществляться государственный надзор (контроль), и указывает их в направлении на проверку.

Орган государственного надзора (контроля) обнародует критерии и периодичность проведения плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) путем размещения на своем официальном веб-сайте в порядке, определенном законодательством.

Плановые мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются органом государственного надзора (контроля) за деятельностью субъектов хозяйствования, которая отнесена:

к высокой степени риска - не чаще одного раза в два года;

к средней степени риска - не чаще одного раза в три года;

к незначительной степени риска- не чаще одного раза в пять лет.

3. Ежегодно до 1 апреля органы государственного надзора (контроля) готовят отчеты о выполнении годовых планов мероприятий государственного надзора (контроля) за предыдущий год с учетом выполнения в соответствии с компетенцией плана комплексных мероприятий государственного надзора (контроля), публикуют на своих официальных веб-сайтах и вносят сведения в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля)";

2) абзац шестой части четвертой изложить в следующей редакции:

"Уведомление направляется заказным письмом и/или посредством электронной почтовой связи или вручается лично под расписку руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения, физическому лицу-предпринимателю или уполномоченному им лицу";

3) в части пятой:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"5. Срок осуществления планового мероприятия не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов микро-, малого предпринимательства - пяти рабочих дней";

дополнить абзацем третьим такого содержания:

"Суммарная продолжительность всех плановых мероприятий, которые осуществляются органами государственного надзора (контроля) в течение календарного года в отношении субъекта хозяйствования (комплексного планового мероприятия), не может превышать тридцати рабочих дней, а относительно субъектов микро-, малого предпринимательства - пятнадцати рабочих дней".

7. В статье 6:

1) части первую и вторую изложить в следующей редакции:

"1. Основаниями для осуществления внеплановых мероприятий являются:

представление субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных субъектом хозяйствования в документе обязательной отчетности, кроме случаев, когда субъект хозяйствования в течение месяца со дня первичного представления повторно подал такой документ с уточненными достоверными данными или если недостоверность данных является результатом очевидной описки или арифметической ошибки, которая не влияет на содержание представленной отчетности. В случае выявления органом государственного надзора (контроля) ошибки в документе обязательной отчетности он в течение десяти рабочих дней обязан уведомить субъекта хозяйствования о необходимости ее исправления в срок до пяти рабочих дней со дня получения уведомления. Неисправление ошибки в установленный срок является основанием для проведения внепланового мероприятия;

проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов относительно устранения нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения предыдущего мероприятия органом государственного надзора (контроля);

обращение физического лица (физических лиц) о нарушении, что повлекло вред его (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при наличии). Внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется исключительно по согласованию центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере государственного надзора (контроля), либо соответствующего государственного коллегиального органа.

В таком случае перед началом осуществления внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) должностные лица органов государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения, физическому лицу-предпринимателю или уполномоченному им лицу, кроме документов, предусмотренных этим Законом, дополнительно копию согласования центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере государственного надзора (контроля), или соответствующего государственного коллегиального органа на проведение такой проверки. Субъекты хозяйствования имеют право не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля), если они не предъявили документы, предусмотренные настоящим абзацем;

непредставление субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности за два отчетных периода подряд без уважительных причин или без предоставления письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов;

поручение Премьер-министра Украины о проверке субъектов хозяйствования в соответствующей сфере в связи с выявленными системными нарушениями и/или наступлением события, имеющего значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей среды и обеспечение безопасности государства;

наступление аварии, смерти потерпевшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

Во время проведения внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля).

Физические лица, которые подали безосновательное обращение о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства, несут ответственность, предусмотренную законом. Повторное проведение внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) по тем же факту (фактам), что был (были) основанием для проведенного внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) запрещается.

2. Проведение внеплановых мероприятий по другим основаниям, кроме предусмотренных этой статьей, запрещается, кроме внеплановых мероприятий, предусмотренных частью четвертой статьи 2 настоящего Закона";

2) в части третьей слова "соответствующего документа" заменить словами "соответствующего удостоверения (направления) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля)";

3) в абзаце первом части четвертой слова "если иное не предусмотрено законом" исключить.

8. В статье 7:

1) часть первую после слов "издает приказ" дополнить словами "(решения, распоряжения)";

2) часть вторую изложить в следующей редакции:

"2. На основании приказа (решения, распоряжения) оформляется удостоверение (направление) на проведение мероприятия государственного надзора (контроля), которое подписывается руководителем органа государственного надзора (контроля) (председателем государственного коллегиального органа) или его заместителем (членом государственного коллегиального органа) с указанием фамилии, имени и отчества и удостоверяется печатью";

3) в части третьей:

абзац пятый после слов "номер и дата приказа" дополнить словами "(решения, распоряжения)";

в абзаце девятом слово "вид" заменить словом "форма";

4) в абзаце первом части пятой слова "руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу" заменить словами "руководителю субъекта хозяйствования юридического лица, его обособленного подразделения или уполномоченному им лицу (физическому лицу-предпринимателю или уполномоченному им лицу)";

5) в части шестой:

в абзаце первом слова "в случае выявления нарушений требований законодательства" исключить;

в абзаце четвертом слово "вид" заменить словом "форма";

абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"Один экземпляр акта вручается руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения, физическому лицу-предпринимателю или уполномоченному им лицу в последний день мероприятия государственного надзора (контроля), а второй хранится в органе государственного надзора (контроля)";

6) во втором предложении части седьмой слова "а в случаях, предусмотренных законом, также обращается в порядке и сроки, установленные законом, в суд с иском о подтверждении обоснованности принятия к субъекту хозяйствования мер реагирования, предусмотренных соответствующим распорядительным документом" исключить;

7) в части девятой:

второе предложение абзаца первого изложить в следующей редакции: "Распоряжение выдается и подписывается руководителем органа государственного надзора (контроля) (председателем государственного коллегиального органа) или его заместителем (членом государственного коллегиального органа)";

в абзаце шестом слово "вид" заменить словом "форма";

после абзаца седьмого дополнить новым абзацем такого содержания:

"ссылки на акт, в котором были указаны выявленные в ходе мероприятия государственного надзора (контроля) нарушения".

В связи с этим абзацы восьмой - тринадцатый считать соответственно абзацами девятым - четырнадцатым;

8) часть десятую изложить в следующей редакции:

"10. Все распорядительные документы, принимаемые во время осуществления каждого отдельного мероприятия государственного надзора (контроля), формируются в единое дело в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности";

9) дополнить частью одиннадцатой следующего содержания:

"11. В случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, иного распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных во время осуществления мероприятия надзора (контроля), финансовые и административные санкции, меры реагирования в отношении субъекта хозяйствования, его должностных лиц не применяются".

9. В статье 8:

1) название изложить в следующей редакции:

"Статья 8. ПОЛНОМОЧИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА (КОНТРОЛЯ)";

2) в части первой:

в абзаце четвертом слова "согласно закону" заменить словами "в случаях и порядке, определенных законом";

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"применять санкции к субъектам хозяйствования, их должностным лицам и принимать другие меры в пределах и порядке, определенных законом";

3) в части второй:

абзац третий дополнить словами "воздерживаться от необоснованных выводов относительно соответствия поведения субъектов хозяйствования требованиям законодательства, неправомерного и необоснованного применения санкций к субъектам хозяйствования";

абзац пятый после слов "коммерческой тайне" дополнить словами "и конфиденциальной информации";

в абзаце шестом слова "руководителя субъекта хозяйствования или его заместителя, или уполномоченного им лица" заменить словами "руководителя субъекта хозяйствования юридического лица, его обособленного подразделения или уполномоченного им лица (физического лица-предпринимателя или уполномоченного им лица)";

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"в пределах своей компетенции предоставлять субъекту хозяйствования консультационную поддержку по вопросам осуществления государственного надзора (контроля)";

после абзаца седьмого дополнить двумя новыми абзацами такого содержания:

"не допускать осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) и других мероприятий, которые не отвечают или не установлены настоящим Законом;

устанавливать нормативы оценки деятельности должностных лиц, которые принимают участие в мероприятиях государственного надзора (контроля), и регулярно проводить оценку деятельности таких лиц по установленным нормативам".

В связи с этим абзацы восьмой - двенадцатый считать соответственно абзацами десятым - четырнадцатым;

абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"подавать центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, достоверную информацию, документы, материалы и предусмотренные этим Законом, отчеты о принятых мерах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности";

4) дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

"3. Органы государственного надзора (контроля) обязаны публиковать на своих официальных веб-сайтах нормативно-правовые акты (кроме актов, имеющих гриф ограничения доступа), соблюдение которых проверяется при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля).

Осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) без обнародования нормативно-правовых актов (кроме актов, имеющих гриф ограничения доступа), соблюдение которых проверяется при осуществлении таких мероприятий, запрещается.

4. Органы государственного надзора (контроля) обязаны публиковать на своих официальных веб-сайтах и вносить в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля) определенные законом сведения об осуществленных мерах государственного надзора (контроля).

Органы государственного надзора (контроля) и центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, обеспечивают полноту и достоверность сведений, внесенных в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля)".

10. Статью 9 дополнить частью третьей следующего содержания:

" Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) несет ответственность, установленную законом, за невнесение или внесение недостоверных сведений или сведений не в полном объеме об осуществленных мероприятиях государственного надзора (контроля) в интегрированную автоматизированную систему государственного надзора (контроля)".

11. В статье 9-1:

после абзаца пятого дополнить новым абзацем такого содержания:

" обеспечение функционирования интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля)".

В связи с этим абзацы шестой - тринадцатый считать соответственно абзацами седьмым - четырнадцатым;

абзац седьмой после слова "проведения" дополнить словами "в установленном Кабинетом Министров Украины порядке";

абзац девятый изложить в следующей редакции:

"получение от органов государственного надзора (контроля) и субъектов хозяйствования информации, справок, документов, жалоб, материалов, сведений относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".

12. Дополнить статьей 9-2 следующего содержания:

"Статья 9-2. Полномочия центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности

К полномочиям центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, относятся:

формирование государственной политики по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

определение приоритетных направлений развития государственной политики по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

нормативно-правовое регулирование государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

внесение Кабинету Министров Украины предложений относительно усовершенствования государственного надзора (контроля);

получение от центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, органов государственного надзора (контроля) и субъектов хозяйствования информации, справок, документов, жалоб, материалов, сведений относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля);

участие в установленном Кабинетом Министров Украины порядке в мероприятиях государственного надзора (контроля), осуществляемых центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, и другими органами государственного надзора (контроля) по согласованию субъекта хозяйствования;

предоставление рекомендаций и разъяснений центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".

13. Текст статьи 10 изложить в следующей редакции:

"Субъект хозяйствования во время осуществления государственного надзора (контроля) имеет право:

быть информированным о своих правах и обязанностях;

требовать от должностных лиц органа государственного надзора (контроля) соблюдения требований законодательства;

проверять наличие у должностных лиц органа государственного надзора (контроля) служебного удостоверения и удостоверения (направления) и получать копии удостоверения (направления) на проведение планового или внепланового мероприятия;

не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению государственного надзора (контроля), если:

государственный надзор (контроль) осуществляется с нарушением предусмотренных законом требований относительно периодичности проведения таких мероприятий;

должностное лицо органа государственного надзора (контроля) не предоставило копии документов, предусмотренных этим Законом, или если предоставленные документы не отвечают требованиям этого Закона;

субъект хозяйствования не получил уведомления об осуществлении планового мероприятия государственного надзора (контроля) в порядке, предусмотренном этим Законом;

должностное лицо органа государственного надзора (контроля) не внесло запись об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) в журнале регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии такого журнала у субъекта хозяйствования);

продолжительность планового мероприятия государственного надзора (контроля) или суммарная продолжительность таких мероприятий в течение года превышает предельную продолжительность, установленную частью пятой статьи 5 настоящего Закона, или продолжительность внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) превышает предельную продолжительность, установленную частью четвертой статьи 6 этого Закона;

орган государственного надзора (контроля) осуществляет повторное внеплановое мероприятие государственного надзора (контроля) по тому же факту (фактам), который был (были) основанием для проведенного внепланового мероприятия государственного надзора (контроля);

органом государственного надзора (контроля) не была утверждена и обнародована на собственном официальном веб-сайте унифицированная форма акта, в которой предусматривается перечень вопросов в зависимости от степени риска;

в предусмотренных законом случаях должностные лица не предоставили копию согласования центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики по вопросам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, или соответствующего государственного коллегиального органа на осуществление внепланового мероприятия государственного надзора (контроля);

присутствовать во время осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), привлекать при осуществлении таких мер третьих лиц;

требовать неразглашения информации, которая составляет коммерческую тайну или является конфиденциальной информацией субъекта хозяйствования;

получать и знакомиться с актами государственного надзора (контроля);

предоставлять органу государственного надзора (контроля) в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения к акту;

обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия органов государственного надзора (контроля) и их должностных лиц;

получать консультативную помощь от органа государственного надзора (контроля) с целью предотвращения нарушений во время осуществления мероприятий государственного надзора (контроля);

вести журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) и требовать от должностных лиц органов государственного надзора (контроля) внесения в него записей о проведении таких мероприятий до начала их проведения;

требовать прекращения осуществления мероприятия государственного надзора (контроля) в случае:

превышения должностным лицом органа государственного надзора (контроля), определенного этим Законом максимального срока осуществления такого мероприятия;

использования должностными лицами органа государственного надзора (контроля) неунифицированных форм актов;

выяснения должностными лицами во время осуществления внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) по вопросам, иных, чем те, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления такого мероприятия".

14. В статье 11:

абзац второй после слова "соблюдения" дополнить словом "ими";

абзац четвертый после слова "объяснения" дополнить словами "в объеме, который он считает необходимым";

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"получать экземпляр акта и/или предписания органа государственного надзора (контроля) по результатам проведенного планового или внепланового мероприятия".

15. В статье 12:

1) часть вторую дополнить предложением такого содержания: "Санкция, которая применяется к субъекту хозяйствования при первом нарушении, не может быть выше минимальной санкции, предусмотренной соответствующим законом";

2) дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

"3. В случае неуплаты субъектом хозяйствования примененной к нему штрафной санкции по результатам осуществленных мероприятий государственного надзора (контроля) в течение 15 календарных дней со дня вручения или направления распорядительного документа в порядке, предусмотренном абзацами двенадцатым и тринадцатым части девятой статьи 7 этого Закона, если распорядительные документы не были обжалованы в орган государственного надзора (контроля) и/или в судебном порядке и оставлены в силе, сумма санкции взыскивается в судебном порядке.

4. Субъект хозяйствования, должностные лица субъекта хозяйствования юридического лица не несут ответственности за отказ давать объяснения относительно деятельности субъекта хозяйствования".

16. Часть первую статьи 13 изложить в следующей редакции:

"1. Отбор образцов продукции осуществляется на основании письменного мотивированного решения руководителя органа государственного надзора (контроля) (председателя государственного коллегиального органа) или его заместителя (члена государственного коллегиального органа) в соответствии с законом".

17. В части первой статьи 14 слова "руководителя субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица" заменить словами "руководителя субъекта хозяйствования юридического лица, его обособленного подразделения или уполномоченного им лица (физического лица-предпринимателя или уполномоченного им лица)".

18. Абзац третий части третьей статьи 15 изложить в следующей редакции:

"номер и дата решения руководителя органа государственного надзора (контроля) (председателя государственного коллегиального органа) или его заместителя (члена государственного коллегиального органа), на основании которого осуществляется отбор образцов продукции, должности, фамилии, имена и отчества должностных лиц, осуществляющих их отбор".

19. Часть первую статьи 17 изложить в следующей редакции:

"1. Для выяснения вопросов, связанных с осуществлением государственного надзора (контроля), по решению руководителя органа государственного надзора (контроля) (председателя государственного коллегиального органа) или его заместителя (члена государственного коллегиального органа) может назначаться экспертиза (испытание)".

20. Статью 19 изложить в следующей редакции:

"Статья 19. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1. Органы государственного надзора (контроля) безвозмездно предоставляют субъектам хозяйствования письменные консультации относительно требований к осуществлению соответствующей деятельности и/или относительно осуществления государственного надзора (контроля).

Консультации органов государственного надзора (контроля) могут быть общими (касаться неопределенного круга субъектов хозяйствования) или индивидуальными (касаться конкретного субъекта хозяйствования). Общие консультации публикуются в официальном издании и на официальном веб-сайте органа государственного надзора (контроля). Индивидуальные консультации предоставляются (направляются) субъектам хозяйствования в течение пятнадцати календарных дней после получения запроса.

2. Субъект хозяйствования может ссылаться на общие и адресованные ему индивидуальные консультации органов государственного надзора (контроля) во время доказывания правомерности своего поведения в отношениях с этими органами, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также во время судебного разбирательства.

Субъект хозяйствования не может быть привлечен к ответственности, если он действовал согласно консультации органа государственного надзора (контроля), в частности на основании того, что индивидуальная или общая консультация, в том числе налоговая, была изменена или отменена".

21. Часть первую статьи 20 изложить в следующей редакции:

"1. Общественные объединения в лице их уполномоченных представителей имеют право осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования во время осуществления в отношении них мер государственного надзора (контроля).

Органы государственного надзора (контроля) обязаны рассматривать обращения общественных объединений, их уполномоченных представителей в интересах субъектов хозяйствования в порядке, установленном для рассмотрения обращений субъектов хозяйствования.

По инициативе общественных объединений органы государственного надзора (контроля) проводят консультации с общественностью в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины".

22. В тексте Закона слова "центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере развития предпринимательства" во всех падежах заменить словами "центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности" в соответствующем падеже.

ІІ. Заключительные и переходные положения

1. Этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

2. В течение года со дня вступления в силу этого Закона установить мораторий на внесение изменений в статью 2 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".

3. Установить, что абзац тринадцатый части второй статьи 8 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" действует до создания и введения в действие интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля).

4. Установить, что меры контроля органами государственного архитектурно-строительного контроля (надзора) осуществляются в установленном настоящим Законом порядке с учетом особенностей, определенных международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, законами и другими нормативно-правовыми актами в соответствующей сфере, до вступления в силу изменений к Закону Украины "О регулировании градостроительной деятельности" в части определения особенностей осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, но не более года после вступления в силу этого Закона.

5. Установить, что на период проведения антитеррористической операции запрещается проведение проверок органами Государственной фискальной службы Украины субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, и в населенных пунктах, расположенных на линии соприкосновения.

6. Установить, что запрет на проведение плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования (в том числе проведение проверок органами Государственной фискальной службы Украины) распространяется на субъектов хозяйствования, которые осуществили государственную регистрацию изменения местонахождения с территории проведения антитеррористической операции на территорию, подконтрольную Украине, и которые потеряли первичную документацию относительно осуществления ими хозяйственной деятельности на территории и в период проведения антитеррористической операции.

7. Мероприятия государственного надзора (контроля) относительно деятельности субъектов хозяйствования, указанных в пунктах 5 и 6 раздела II "Заключительные и переходные положения" настоящего Закона, могут осуществляться в случае их ликвидации (реорганизации) или по письменному заявлению таких субъектов хозяйствования.

Перечень населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, и перечень населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения, утверждаются и актуализируются Кабинетом Министров Украины согласно Закону Украины "О временных мерах на период проведения антитеррористической операции".

8. Внести в статью 24 Закона Украины "О рыбном хозяйстве, промышленном рыболовстве и охране водных биоресурсов" (Сведения Верховной Рады Украины, 2012 г., №17, ст. 155; 2014 г., №23, ст. 873) следующие изменения:

1) в части второй слова "тридцати календарных дней после государственной регистрации приказа о распределении лимитов" заменить словами "пяти рабочих дней со дня представления субъектом хозяйствования пакета документов, необходимых для получения разрешения, согласно установленному Кабинетом Министров Украины порядку";

2) абзац второй части пятой исключить.

9. Кабинету Министров Украины:

в течение трех месяцев со дня вступления в силу этого Закона:

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

в течение года со дня вступления в силу этого Закона обеспечить создание и введение в действие интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля).

Президент Украины

П.Порошенко