Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА УКРАИНЫ

от 29 сентября 2016 года №14

Об обобщении практики применения административными судами первой инстанции глав 1 - 4 раздела III Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения и разрешения административных дел

Заслушав доклад судьи Высшего административного суда Украины Юрченко В.П. об обобщении практики применения административными судами первой инстанции глав 1-4 раздела III Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения и разрешения административных дел, Пленум Высшего административного суда Украины постановляет:

1. Доклад судьи Высшего административного суда Украины Юрченко В.П. принять к сведению.

2. Рекомендовать судьям административных судов Обобщение практики применения административными судами первой инстанции глав 1 - 4 раздела III Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения и разрешения административных дел (прилагается) учитывать при принятии решений по делам соответствующей категории.

Председательствующий

А.Н.Нечитайло

Секретарь Пленума

М.И.Смокович

Справка о результатах обобщения практики применения административными судами первой инстанции Глав 1 -4 раздела III Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения и разрешения административных дел

Во исполнение пункта 1.6 плана работы Высшего административного суда Украины на первое полугодие 2016 года отдел обобщения судебной практики выполнил изучение и обобщение практики применения административными судами первой инстанции глав 1-4 раздела III Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - КАС Украины) во время рассмотрения и разрешения административных дел.

Раздел III КАС Украины "Производство в суде первой инстанции", который исследуется, построен в соответствии с этапами административного процесса в суде первой инстанции - обращение в административный суд и решение судом вопроса об открытии производства по административному делу (глава 1), подготовительное производство (глава 2), судебное разбирательство дела (глава 3). Отдельной главой урегулированы действия суда в случае возникновения обстоятельств, препятствующих производству по административному делу (глава 4).

Предписания этого раздела применяются и при производстве в судах апелляционной и кассационной инстанций с учетом специфики, определенной соответствующими разделами.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе применения административными судами положений КАС Украины на стадиях открытия производства по административному делу, подготовительного производства, судебного разбирательства.

Предметом исследования являются определения, вынесенные административными судами за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года, содержащиеся в Едином государственном реестре судебных решений.

Целью обобщения является выяснение причин, приводящих к неодинаковому пониманию и применению судами первой инстанции норм процессуального права, а также содействие единообразному применению процессуальных норм права при решении вопросов о наличии оснований для открытия производства по административным делам, на стадиях предварительного производства и судебного рассмотрения дел.

В связи с указанным в судах первой и апелляционной инстанций истребована информация о наиболее характерных ошибках, возникающих в применении судами первой инстанции процессуального закона, анализ причин отмены судебных решений судами апелляционной и кассационной инстанций, предложения относительно мер, которые необходимо принять для формирования единой судебной практики.

Анализ судебной практики в этой сфере обусловлен определением проблемных вопросов, возникающих при применении процессуальных норм на стадиях открытия производства по административным делам, подготовительного производства, судебного разбирательства.

При осуществлении обобщения судебной практики учтены статистические данные окружных и апелляционных административных судов, Высшего административного суда Украины.

Анализ статистических данных

Согласно статистическим данным Высшего административного суда Украины местные административные суды (окружные административные суды и местные общие суды как административные) в течение 2014 года рассмотрели 316 996 дел и материалов; из них вернули, оставили без рассмотрения или отказали в открытии производства - 38975 (12%): в т. ч. вернули материалов - 27421, что составляет 9% от общего количества рассмотренных дел и материалов; оставили без рассмотрения - 6724 (2%), отказали в открытии производства - 4830 (1%).

По данным статистической отчетности, в 2015 году местные административные суды (окружные административные суды и местные общие суды как административные) рассмотрели 261 653 дела и материала; из них возвращено, оставлено без рассмотрения или отказано в открытии производства по 31219 материалам, или 12%, в том числе: вернули - 23906, или 9,2%. Суды отказали в открытии производства по 3869 (1%) делам, оставили без рассмотрения 3444 (1%) материала.

В 2014 году апелляционные административные суды пересмотрели 284053 судебных решения. Из них по 62174 делам, или 22% рассмотренных дел, решения судов первой инстанции изменены или отменены.

В течение анализируемого периода апелляционные суды вернули 6788 материалов, или 2% рассмотренных материалов, отказали в открытии апелляционного производства по 5285 (2%) материалам, по 1693 материалам и делам (1%) приняли другие решения. В 62329 делах и материалах, или 21% рассмотренных дел и материалов, требования заявителей удовлетворены.

Анализ данных по видам обжалуемого решения показывает, что апелляционные административные суды пересмотрели 261703 постановления, или 92% общего количества пересмотренных судебных решений, и 22350 постановлений (8%).

В общем количестве судебных решений, пересмотренных в апелляционном порядке:

4851 постановление, или 2%, об оставлении искового заявления без рассмотрения;

1863 постановления (1%) о возвращении искового заявления;

1431 постановление (1%) об отказе в открытии производства по делу;

1032 определения (0,4%) о прекращении производства по делу;

13173 решения (5%) по другим процессуальным вопросам.

В 2015 году апелляционные административные суды рассмотрели 89 842 дела по апелляционным жалобам, то есть на 194 211 решений меньше, чем в 2014 году. Из них по 23 953 делам, или 27% рассмотренных дел, решения судов первой инстанции изменены или отменены, что на 5% больше, чем в 2014 году.

Анализ данных показал, что апелляционные административные суды пересмотрели 12296 постановлений (14%). Динамика свидетельствует о том, что количество пересмотренных постановлений судов первой инстанции среди общего количества судебных решений, пересмотренных в апелляционном порядке, в 2015 году выросло на

6%.

Так, в общем количестве решений, пересмотренных в апелляционном порядке:

3102 постановления, или 3%, об оставлении искового заявления без рассмотрения;

1252 постановления (1%) о возвращении искового заявления;

1094 постановления (1%) об отказе в открытии производства по делу;

1032 определения (0,4%) о прекращении производства по делу;

5816 постановлений (6%) по другим процессуальным вопросам.

Согласно статистическим данным, за 2014 год Высший административный суд Украины как суд первой инстанции рассмотрел 574 дела и материала, из которых вернул, оставил без рассмотрения или отказал в открытии производства по 399 (70%) материалам, в том числе: вернул - 268 (47%), оставил без рассмотрения 54 (9%), отказал в открытии производства по 77 (13%) материалам.

В течение 2015 года Высший административный суд Украины как суд первой инстанции рассмотрел 477 дел и материалов (то есть на 97 единиц меньше, чем в 2014 году), из которых вернул, оставил без рассмотрения или отказал в открытии производства по 323 (68%) материалам, в том числе: вернул 191 (40%, что на 7% меньше, чем в 2014 году); оставил без рассмотрения - 36 (8%) (на 1% меньше предыдущего периода) материалов и отказал в открытии производства по 96 (20%) (или на 7% больше по сравнению с 2014 годом) материалов.

Кроме того, согласно информации, предоставленной апелляционными административными судами, стоит отметить следующее.

Винницкий апелляционный административный суд в течение 2014 года пересмотрел 1423 постановления судов первой инстанции, в частности: 143 постановления о возвращении искового заявления; 121 постановление об отказе в открытии производства по делу; 73 постановления о прекращении производства по делу; 344 постановления об оставлении без рассмотрения; 742 других решения. По результатам апелляционного пересмотра указанных постановлений: оставлено без изменений 765 решений; изменено 19 постановлений; отменено 639 постановлений.

Донецкий апелляционный административный суд в течение 2014 года пересмотрел 1068 постановлений суда первой инстанции, среди которых: 659 апелляционных жалоб о пересмотре постановлений оставил без удовлетворения; 394 постановления отменил, в 15 постановлениях решение изменил. Среди отмененных 394 решений в 305 случаях дело направлено для продолжения рассмотрения в суд первой инстанции.

В течение 2014 года в производстве Житомирского апелляционного административного суда находилась 681 апелляционная жалоба на постановления судов первой инстанции, вынесенные на стадиях открытии производства по административному делу, подготовительного производства и судебного разбирательства, а именно:

61 постановление об оставлении искового заявления без движения, из которых: 16 апелляционных жалоб возвращено лицам, которые с ними обратились, в 3 делах в открытии апелляционного производства отказано, 14 постановлений оставлено без изменений, 28 - отменено;

144 постановления о возвращении искового заявления, из которых: 20 апелляционных жалоб возвращено лицам, которые с ними обратились, в 3 делах в открытии апелляционного производства отказано, 40 постановлений оставлено без изменений, 75 - отменено;

103 постановления об отказе в открытии производства, из которых: 13 апелляционных жалоб возвращено лицам, которые с ними обратились, в 2 делах в открытии апелляционного производства отказано, 41 постановление оставлено без изменений, 40 - отменено;

14 постановлений об обеспечении административного иска, из которых: 10 постановлений оставлено без изменений, 4 - отменено;

293 определения об оставлении искового заявления без рассмотрения, из которых: 10 апелляционных жалоб возвращено лицам, которые с ними обратились, в 9 делах в открытии апелляционного производства отказано, 148 постановлений оставлено без изменений, 113 - отменено;

15 постановлений о приостановлении производства по делу, из которых: в 4 делах в открытии апелляционного производства отказано, 5 постановлений оставлено без изменений, 6 - отменено;

51 постановление о прекращении производства по делу, из которых: в 2 делах в открытии апелляционного производства отказано, 25 постановлений оставлено без изменений, 1 - изменено, 19 - отменено.

Харьковский апелляционный административный суд в 2014 году пересмотрел 945 постановлений, вынесенных судами первой инстанции на стадиях, определенных предписаниями глав 1 - 4 раздела III КАС Украины, из них о возвращении искового заявления - 187, об отказе в открытии производства по делу - 176, о закрытии производства по делу - 140, об оставлении заявления без рассмотрения - 442.

Одесский апелляционный административный суд изменил и отменил 905 процессуальных решений судов первой инстанции, из них:

постановлений об оставлении без рассмотрения - 306,

постановлений о возвращении искового заявления - 78;

постановлений об отказе в открытии производства по делу - 67;

постановлений о прекращении производства по делу - 53;

других процессуальных решений - 401.

Львовский апелляционный административный суд пересмотрел 3625 постановлений, в том числе:

постановлений о возвращении искового заявления - 321;

постановлений об отказе в открытии производства по делу - 220;

постановлений о прекращении производства - 200;

постановлений об оставлении искового заявления без рассмотрения - 1026;

других процессуальных решений - 1858.

Отменил 1699 постановлений, что составляет 46,9%.

Обращение в административный суд и открытие производства по административному делу (Ст. 104 - 109 КАС Украины)

требования к исковому заявлению, его форма и содержание (Ст. 104 - 106 КАС Украины)

Административный иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции (ст. 104 КАС Украины).

Нередко истцы, не соблюдая требований Кодекса, обращаются в суды с "заявлениями" и "жалобами", оспаривая действия, бездействие и решения ответчиков, что является препятствием для открытия производства по делу и основанием для оставления искового заявления без движения.

Однако, как свидетельствует судебная практика, проблемных вопросов применения указанных положений закона в таком случае не возникает.

Статьей 105 КАС Украины определена форма и содержание административного иска, которые имеют особое значение, поскольку именно на основании этого первичного документа судья решает вопрос об открытии производства по делу.

В административном процессе, базирующемся на принципах состязательности и диспозитивности, особое значение приобретает содержание искового заявления, на основании которого судья открывает производство по делу.

От содержания искового заявления зависят действия судьи при решении вопроса об открытии производства по делу, проведении дальнейших подготовительных действий для рассмотрения дела в судебном заседании и при его рассмотрении по существу, в том числе и о его судебной юрисдикции и подсудности, об определении обстоятельств, имеющих значение для его решения, о привлечении к процессу других лиц, исследования доказательств и тому подобное.

Под содержанием исковых требований имеется в виду определение способа защиты своего права, свободы или интереса согласно части четвертой статьи 105 КАС Украины, который должен формулироваться максимально четко и понятно.

В части четвертой статьи 105 КАС Украины указано о требованиях, которые может содержать административный иск. Следует обращать внимание на то, что административный иск субъекта властных полномочий может содержать другие требования в случаях, установленных законом (часть пятая статьи 105 настоящего Кодекса).

Кроме того, правила этой статьи относительно указания истцом в исковом заявлении способа защиты нарушенных прав не исключают возможности избрания другого способа защиты и самим судом, поскольку содержание принципа официального выяснения всех обстоятельств по делу обязывает административный суд к уточнению в судебном заседании содержания исковых требований с последующим избранием соответствующего способа защиты нарушенного права.

Этот принцип обязывает административный суд также и к уточнению исковых требований с целью избрания соответствующего способа защиты нарушенного права. Вместе с тем следует отметить, что при решении вопроса об открытии производства по делу суд выясняет только те вопросы, которые предусмотрены в части первой статьи 106 КАС Украины, и не может выходить за пределы исковых требований и/или изменять их содержание. Уточнить исковые требования или выбрать другой способ защиты нарушенного права суд может после открытия производства по делу (на стадии подготовительного производства, а также при разрешении спора по существу).

Проверка искового заявления на соответствие его требованиям закона

Требования, предъявляемые к содержанию искового заявления, четко определены в статье 106 КАС Украины, согласно которой в исковом заявлении указываются: наименование административного суда, в который подается исковое заявление; имя (наименование) истца, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются; имя (наименование) ответчика, должность и место службы должностного или служебного лица, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые известны; содержание исковых требований согласно частям четвертой и пятой статьи 105 настоящего Кодекса и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования, а в случае подачи иска к нескольким ответчикам содержание исковых требований по каждому из ответчиков. Также истец должен приложить к исковому заявлению его копии и копии всех документов, которые прилагаются к нему, в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц, а также документ об уплате судебного сбора.

Судья после получения искового заявления выясняет:

1) подано ли исковое заявление лицом, имеющим административную процессуальную дееспособность;

2) имеет ли представитель соответствующие полномочия (если исковое заявление подано представителем);

3) соответствует ли исковое заявление требованиям, установленным статьей 106 настоящего Кодекса;

4) подлежит ли исковое заявление рассмотрению в порядке административного судопроизводства;

5) подан ли административный иск в срок, установленный законом (если административный иск подан с пропуском установленного законом срока обращения в суд, то достаточно ли оснований для признания причин пропуска срока обращения в суд уважительными);

6) нет ли других оснований для возвращения искового заявления, оставления его без рассмотрения или отказа в открытии производства по административному делу, установленных настоящим Кодексом.

При решении вопроса об открытии производства по административному делу суду следует также определиться с такими вопросами: какие именно права, свободы или интересы истца нарушены, в чем именно они заключаются и какими именно решениями, действиями или бездействием субъекта властных полномочий они нарушены; относятся ли спорные правоотношения к публично-правовым; или не подлежат ли нарушенные права или интересы физического или юридического лица защите в порядке другого судопроизводства.

Статья 106 КАС Украины стандартизирует структуру искового заявления - содержит перечень общих для всех исковых заявлений элементов (реквизитов), которые дают необходимую информацию для решения судом вопроса об открытии производства по административному делу.

Вместе с тем суд не должен толковать положения статьи таким образом, чтобы создавать искусственные препятствия для доступа к правосудию по административному делу.

Характерной ошибкой по применению статей 105 - 106 КАС Украины судами первой инстанции является формальный подход к этим нормам, в результате чего исковые заявления безосновательно остаются без движения и возвращаются.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Пленума Высшего административного суда Украины от 29 сентября 2016 года №14
"Об обобщении практики применения административными судами первой инстанции глав 1 - 4 раздела III Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения и разрешения административных дел"

О документе

Номер документа:14
Дата принятия: 29/09/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29/09/2016
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Нет сведений