База данных

Дата обновления БД:

18.08.2017

Добавлено/обновлено документов:

32 / 147

Всего документов в БД:

76536

Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 6 сентября 2016 года №315

О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874 "Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы и о внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874 "Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015- 2019 годы и о внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ" (САПП Республики Казахстан, 2014 г., №49-50, ст. 501) следующее изменение:

Государственную программу индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы, утвержденную вышеназванным Указом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Указу.

2. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент Республики Казахстан

Н.Назарбаев

Приложение

к Указу Президента Республики Казахстан от 6 сентября 2016 года №315

Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы Астана, 2016 год

Содержание

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Анализ текущей ситуации

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

6. Необходимые ресурсы

1. Паспорт Программы

Наименование

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы.

Основание для разработки

1. Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства".
2. Послание Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее".
3. Поручение Главы государства, данное на XXVI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.

Ответственный за разработку

Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Цель

Акцентированное стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, направленное на повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта обработанных товаров.

Задачи

1) завершение создания эффективной базовой индустрии за счет модернизации предприятий в традиционных секторах;
2) создание новых точек индустриального роста через реализацию крупных отраслеобразующих проектов;
3) обеспечение условий для появления высокоэффективного индустриального предпринимательства, ориентированного на экспорт и (или) постоянное повышение производительности своего труда;
4) создание предпосылок для появления критической массы инновационно-активного бизнеса.

Срок реализации

2015-2019 годы.

Целевые индикаторы

Достижение к 2019 году следующих экономических показателей:
1) рост стоимостного объема экспорта продукции обрабатывающей промышленности на 19% к уровню 2015 года;
2) рост производительности труда в обрабатывающей промышленности на 22% в реальном выражении к уровню 2015 года;
3) объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности в сумме 4,5 трлн. тенге;
4) снижение энергоемкости в обрабатывающей промышленности не менее чем на 7% к уровню 2014 года.

Источники и объемы финансирования

Общие расходы, предусмотренные в республиканском бюджете на реализацию Программы в 2015-2019 годах, составят 878,3 млрд. тенге, в том числе:
2015 год - 134,98 млрд. тенге;
2016 год - 177,42 млрд. тенге*;
2017 год - 359,31 млрд. тенге*;
2018 год - 178,73 млрд. тенге*;
2019 год - 27,86 млрд. тенге*.

Примечание: * - суммы будут уточняться в соответствии с государственным бюджетом на соответствующий финансовый год.

2. Введение

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии "Казахстан-2050", Концепцией по вхождению Казахстана в число тридцати развитых государств мира, а также во исполнение поручения Главы государства, данного на XXVI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, и в рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее".

Видением политики индустриализации является достижение среднего уровня конкурентоспособности самых развитых стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) в обрабатывающей промышленности к 2035 году путем увеличения доли Республики Казахстан в мировом экспорте обрабатывающей промышленности и сокращения разрыва от развитых стран в производительности всех факторов. В 2010-2014 годах был реализован первый этап в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (далее - ГПФИИР), где были заложены законодательные, инфраструктурные и институциональные основы для индустриального развития.

Текущая Программа является логическим продолжением ГПФИИР и учитывает опыт ее реализации. Программа является частью экономической политики Казахстана и сфокусирована на создании условий для эффективного развития обрабатывающей промышленности.

В рамках реализации Программы будет обеспечено совершенствование Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, будут внесены поправки в Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", Налоговый кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан "О коммерциализации научной и (или) научно-технической деятельности", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования специальных экономических зон", которыми обеспечиваются стабильность и гарантии сохранности преференций и налоговых льгот для участников специальных экономических зон (далее - СЭЗ) на весь период действия СЭЗ, а также усовершенствованы законодательные ограничения и нормативы по энергосбережению.

Программа является чувствительной к аспектам государственной политики, влияющей на бизнес-климат. Успех Программы связан с достижением Республикой Казахстан поставленных задач по улучшению условий ведения бизнеса (Doing business), повышению конкурентоспособности страны (Global Competitiveness Index), снижению доли государственного участия в экономике через проведение запланированной приватизации с учетом "принципа желтых страниц" (Yellow Pages), вхождению Казахстана в Индекс доверия к прямым иностранным инвестициям (далее - ПИИ) (FDI Confidence Index by А.Т. Kearney) и Комитет по инвестициям ОЭСР, улучшению индикаторов человеческого капитала. Эффективность реализации Программы зависит от модели финансирования, полноты и своевременности выделения бюджетных средств на ее реализацию, а также от межведомственного взаимодействия.

В целом для успешной реализации Программы необходимо, чтобы государственная политика (действующая и вновь принятая) в области развития сельского хозяйства, недропользования, инфокоммуникационной, космической, транспортной и иной инфраструктуры, услуг, включая образование, не противоречила ключевым ее принципам и были обеспечены меры макроэкономической стабильности.

3. Анализ текущей ситуации

3.1. Анализ текущей ситуации индустриального развития в Республике Казахстан

Под термином "индустриализация" применяется классическое понимание, связанное с переходом на развитие именно обрабатывающей промышленности, комплексом правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на повышение ее конкурентоспособности.

Учитывая, что горнодобывающий сектор подвержен высокой волатильности, необходимо ускоренно развивать другие сектора экономики - сельское хозяйство, услуги, обрабатывающую промышленность.

Обрабатывающая промышленность оказывает все большее влияние на формирование среднего класса. Так, по данным Фонда информационных технологий и инноваций (США)(1), создание 1 рабочего места в обрабатывающей промышленности ведет к созданию от 2 до 5 дополнительных рабочих мест в других секторах, развитие технологий приводит к повышению знаний и навыков рабочих; в США уровень заработной платы в обрабатывающей промышленности в среднем на 9% больше, чем в других секторах экономики; сектора обрабатывающей промышленности - наиболее инновационные в экономике, в США на этот сектор приходится 70% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР); состояние обрабатывающей промышленности и сектора услуг взаимозависимо (например, услуги, базирующиеся на информационно-коммуникационных технологиях (далее - ИКТ), сильно зависят от товаров обрабатывающей промышленности).

___________________

(1) http://www2.itif.org/201l-national-manufacturing-strategy.pdf.

В 2015 году в структуре экономики Казахстана промышленность будет занимать порядка 25%, причем ее доля планомерно снижается вследствие опережающего роста сектора услуг: в 2012 году - 29,2%, в 2013 году - 27%, в 2014 году - 26,6%. Аналогичные процессы наблюдаются во многих странах как развитых, так и развивающихся. Вместе с тем доля услуг в экспорте незначительна и поэтому не сможет в ближайшем будущем оказывать большое влияние на общий рост экспорта. Поэтому наращивание ненефтяного экспорта в сегодняшних условиях возможно в основном за счет товаров обрабатывающего сектора. В 2015 году доля обрабатывающей промышленности в общем объеме экспорта составит около 30%.

Горнодобывающий сектор обеспечивает 3,5% занятости (в 2012 году - 2,6%, в 2013 году - 2,9%) и 14,7% валовой добавленной стоимости в экономике (в 2012 году - 16,5%, в 2013 году - 14,7%), а обрабатывающий - 6,3% (в 2012 и 2013 годах - по 6,4%) и 10% (в 2012 году - 10,8%, в 2013 году - 10,4%), соответственно. Инвестиции в основной капитал в добывающей промышленности составляют 30% от общего объема (в 2012 и 2013 годах - по 29%), а в обрабатывающей промышленности - всего 11% (в 2012-2013 годах также по 11%").

За годы реализации ГПФИИР обрабатывающая промышленность получила значительный импульс к развитию. Индекс физического объема производства по отношению к 2008 году вырос на 24,2%, опередив горнодобывающий сектор (20%). Производительность труда в реальном выражении увеличилась в 1,9 раза, а разрыв от среднего уровня стран ОЭСР сократился с 69% до 55%. Привлечено в обрабатывающую промышленность почти в 3 раза больше ПИИ, чем за предыдущие 5 лет, а их доля в общем объеме выросла в 1,5 раза - с 10% до 15,5% (в 2012 году - 12%, в 2013 году - 10,6%). Появилось более 20 новых значимых секторов, а дополнительно 50 товаров стали экспортироваться со сравнительным преимуществом (индекс RCA).

Казахстан находится на этапе перехода от экономики, движимой факторами, к экономике, движимой инвестициями. В то же время в сложившейся макроэкономической ситуации Казахстан столкнулся с объективными ограничениями в процессах индустриализации и привлечения инвестиций. Согласно страновому отчету Международного валютного фонда (далее - МВФ) за сентябрь 2013 года (2) в экономике наблюдались признаки "голландской болезни", в частности, формирование неблагоприятных условий торговли, рост уровня издержек в экономике и институциональные проблемы. Кроме того, Казахстан сталкивается с проблемой "ловушки среднего дохода" - неспособностью конкурировать как с развитыми экономиками с высокой квалификацией и инновациями, так и с экономиками с низкими доходами, низким уровнем заработной платы и дешевым производством промышленных товаров.

___________________

(2) Страновой отчет МВФ №13/291, сентябрь 2013 года.

В результате уровень инвестиций в основной капитал валового внутреннего продукта (далее - ВВП) упал с рекордных 32% в 2005 году до 16% в 2014 году. Аналогично снижается уровень денежной массы в экономике - с пиковых 40,5% в 2009 году до 32% в 2014 году, причем, по этому показателю Казахстан значительно отстает от большинства стран. Крайне низок уровень урбанизации, что рассредоточивает спрос по обширной территории и влияет на качество человеческого капитала, увеличивает издержки ведения бизнеса.

Остается слабой частная инициатива, на которую влияет несколько факторов: высокое присутствие государства в экономике, высокая монополизация ряда отраслей, высокая доля неработающих залоговых активов, ограниченный доступ к финансированию, неразвитость фондового рынка и высокие валютные риски.

Инфраструктурные ограничения и сложные таможенные процедуры снижают экспортные возможности. Недостаток транспортных каналов, неэффективность логистики, износ транспортной и неразвитость торговой инфраструктуры, высокие транспортные издержки существенно ограничивают конкурентные преимущества казахстанского бизнеса.

Ограничивающими факторами для проведения индустриализации и развития бизнеса являются низкое качество трудовых ресурсов и сложность найма иностранных сотрудников.

В таких отраслях, как металлургия и химическая промышленность, потребность в специальностях для Программы совпадает с ожидаемым выпуском высших учебных заведений на 96% и 89% соответственно. При этом в таких отраслях, как пищевая промышленность и машиностроение, планы по выпуску в 1,5-2 раза больше, чем потребности отраслей Программы.

3.2. Глобальные тренды индустриального развития

При разработке Программы были учтены и оценены около 100 глобальных тенденций: общемировые, экономические, технологические и метатенденции. В результате процесса отбора на основе оценки релевантности для Казахстана и соответствия целям и задачам Программы определены следующие ключевые мегатренды.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Указ Президента Республики Казахстан от 6 сентября 2016 года №315
"О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874 "Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы и о внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ"

О документе

Номер документа:315
Дата принятия: 06/09/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:06/09/2016
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, 2016 год, №47 статья 294. Подписано в печать 21 октября 2016 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящий Указ вводится в действие со дня подписания - с 6 сентября 2016 года.