База данных

Дата обновления БД:

19.08.2017

Добавлено/обновлено документов:

32 / 142

Всего документов в БД:

76568

Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА УКРАИНЫ

от 29 сентября 2016 года №11

О судебной практике обжалования решений аттестационных комиссий органов (учреждений, организаций) Национальной полиции Украины об увольнении работников полиции вследствие непрохождения ими аттестации

Заслушав доклад судьи Высшего административного суда Украины Головчук С.В. о судебной практике обжалования решений аттестационных комиссий органов (учреждений, организаций) Национальной полиции Украины об увольнении работников полиции вследствие непрохождения ими аттестации, Пленум Высшего административного суда Украины постановляет:

1. Доклад судьи Высшего административного суда Украины Головчук С.В. принять к сведению.

2. Анализ судебной практики обжалования решений аттестационных комиссий органов (учреждений, организаций) Национальной полиции Украины об увольнении работников полиции вследствие непрохождения ими аттестации (прилагается) довести до сведения судей административных судов.

Председательствующий

А.Н.Нечитайло

Секретарь Пленума

М.И.Смокович

Анализ судебной практики обжалования решений аттестационных комиссий органов (учреждений, организаций) Национальной полиции Украины об увольнении работников полиции вследствие непрохождения ими аттестации

Во исполнение плана работы Высшего административного суда Украины на 2016 год отдел обобщения судебной практики осуществил анализ судебной практики обжалования решений аттестационных комиссий органов (учреждений, организаций) Национальной полиции Украины об увольнении работников полиции вследствие непрохождения ими аттестации.

В соответствии с приказом Национальной полиции Украины от 26 ноября 2015 года №116 "О проведении аттестации полицейских аппарата Национальной полиции Украины" была проведена аттестация полицейских аппарата Национальной полиции Украины. Аналогичные мероприятия по аттестации были проведены относительно полицейских территориальных органов полиции. В административные суды поступили многочисленные иски полицейских по обжалованию результатов этой аттестации, в которых истцы заявляют требования о: признании противоправным решения органа полиции в части включения истца в список полицейских, которые подлежат аттестации; признании противоправными действий органа полиции по проведению аттестации истца; признании противоправным и отменить решение (заключение) аттестационной комиссии о несоответствии истца занимаемой должности и освобождении его от службы в полиции по служебному несоответствию; признании противоправным и отмене решения апелляционной аттестационной комиссии об отклонении жалобы на решение (заключение) аттестационной комиссии; признании противоправным и отмене приказа органа полиции в части освобождения истца от службы в полиции по пункту 5 части первой статьи 77 Закона; восстановлении истца в должности; взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

Применение норм материального права

1. Основания аттестации полицейских

Согласно части второй статьи 57 Закона Украины "О Национальной полиции" (далее - Закон) аттестация полицейских проводится: 1) при назначении на высшую должность, если замещение этой должности осуществляется без проведения конкурса; 2) для решения вопроса о перемещении на нижестоящую должность за служебное несоответствие; 3) для решения вопроса об освобождении от службы в полиции за служебное несоответствие.

В большинстве дел суды толкуют данное положение таким образом, что указанный в нем перечень случаев аттестации полицейских является исчерпывающим. Других случаев проведения аттестации полицейских Законом не предусмотрено. Поэтому любую оценку деловых, профессиональных, личных качеств, образовательного и квалификационного уровня полицейских, проведенную Национальной полицией по своему усмотрению, без наступления обстоятельств, указанных в части второй статьи 57 Закона, суды признают безосновательной и, соответственно, противоправной (например, постановление Днепропетровского апелляционного административного суда от 16 июня 2016 года по делу №П/811/119/16, Единый государственный реестр судебных решений (ЕГРСР)58430004).

Из анализа положений части второй статьи 57 Закона суды видят, что аттестации подлежат только те полицейские, которые претендуют на высшую должность или в отношении которых решается вопрос о переводе на нижестоящую должность, или в отношении которых решается вопрос об увольнении за служебное несоответствие (например, постановление Киевского апелляционного административного суда от 7 июля 2016 года по делу №810/581/16, ЕГРСР - 58812362). Согласно списку полицейских, которые подлежат аттестации (составляется на основании подпункта 2 пункта 1 раздела IV Инструкции о порядке проведения аттестации полицейских, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины от 17 ноября 2015 года №1465, далее Инструкция), следует включать только тех полицейских, в отношении которых имеются основания для проведения аттестации, предусмотренных частью второй статьи 57 Закона (постановление Киевского апелляционного административного суда от 21 июня 2016 года по делу №810/780/16, ЕГРСР - 58579374).

Суды критически воспринимают довод органа полиции - ответчика о том, что аттестация проведена на основании части первой статьи 57 Закона, и в связи с этим доводом отмечают, что цель аттестации, определенная в части первой данной статьи, не образует самостоятельное основание для проведения аттестации и находится в системной взаимосвязи с исчерпывающими основаниями, указанными в части второй статьи 57 Закона (постановление Киевского апелляционного административного суда от 7 июля 2016 года по делу №810/809/16, ЕГРСР - 58812388).

На основе такого толкования суды приходят к выводу, что каждое из трех оснований для проведения аттестации, предусмотренных частью второй статьи 57 Закона, должно быть связано с определенными предпосылками, в частности аттестацией, которая предназначается для решения вопроса об освобождении от службы в полиции по служебному несоответствию должно быть обусловлено существованием реальных оснований для увольнения, как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, нарушения установленного действующим законодательством порядка и правил несения службы и т.д. (например, постановление Киевского апелляционного административного суда от 6 июля 2016 года по делу №810/892/16, ЕГРСР - 58846725). Соответственно суды придерживаются позиции, что в решении о проведении аттестации орган полиции должен указать основания аттестации, предусмотренные частью второй статьи 57 Закона (постановление Киевского апелляционного административного суда от 21 июня 2016 года по делу № 810/780/16, ЕГРСР - 58579374).

В то же время в отдельных делах этой категории суды по-другому трактуют положения Закона об основаниях аттестации полицейских, прежде всего положения пункта 9 Заключительных и переходных положений Закона, согласно которому "работники милиции, которые изъявили желание проходить службу в полиции, при условии соответствия требованиям полицейских, определенным этим Законом, в течение трех месяцев со дня опубликования настоящего Закона могут быть приняты на службу в полицию путем издания приказов о назначении с их согласия или прохождения конкурса на должности, замещаемые полицейскими, в любом органе (заведении, учреждении) полиции".

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Пленума Высшего административного суда Украины от 29 сентября 2016 года №11
"О судебной практике обжалования решений аттестационных комиссий органов (учреждений, организаций) Национальной полиции Украины об увольнении работников полиции вследствие непрохождения ими аттестации"

О документе

Номер документа:11
Дата принятия: 29/09/2016
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Нет сведений