Дата обновления БД:
17.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
74 / 240
Всего документов в БД:
132971
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 30 июня 2016 года №29
Об утверждении норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности
(В редакции Постановлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 26.03.2018 г. №12, 13.04.2020 г. №14)
На основании пунктов 3 и 4 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. №198-З "О радиационной безопасности", подпункта 7.4 пункта 7 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №756, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(Преамбула изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности "Безопасность атомных электростанций в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения. Требования к организации и обеспечению радиационного мониторинга" (прилагаются).
(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
2. Настоящее постановление вступает в силу с 18 июля 2016 г.
Министр
В.А.Ващенко
Согласовано Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь генерал-лейтенант 15 июня 2016 года |
В.П.Вакульчик |
Утверждены Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 июня 2016 года №29
Нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности "Безопасность атомных электростанций в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения. Требования к организации и обеспечению радиационного мониторинга" электростанции"
(В название внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 1. Общие положения
1. Нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности "Безопасность атомных электростанций в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения. Требования к организации и обеспечению радиационного мониторинга" (далее - Правила) устанавливают основные требования к деятельности по организации и обеспечению радиационного мониторинга, осуществляемого эксплуатирующей организацией в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) и в зоне наблюдения (далее - ЗН) атомной электростанции (далее - АЭС) в условиях нормальной (безаварийной) эксплуатации.
(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
2. Требования Правил не распространяются на деятельность по организации и осуществлению радиационного мониторинга в условиях радиационных аварий на АЭС.
3. Для целей настоящих Правил применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 30 июля 2008 г. №426-З "Об использовании атомной энергии" и Законом Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. №198-З "О радиационной безопасности", законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также следующие термины и их определения:
объем радиационного мониторинга - совокупность всех мероприятий по организации и осуществлению радиационного мониторинга, включая технические средства и людские ресурсы, необходимых для оценки доз облучения населения и радиационного состояния объектов мониторинга;
пункт наблюдений - определенная область (участок) объекта радиационного мониторинга, назначенная для измерений в ней контролируемых (наблюдаемых) радиационных, метеорологических, гидрологических и иных параметров непосредственно или через отбор проб.
(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
4. Радиационный мониторинг (далее - РМ) в СЗЗ и ЗН АЭС представляет единую систему организационно-технических мероприятий, обеспечивающих получение и обработку данных, необходимых и достаточных для оценки АЭС как источника радиационного воздействия на население и объекты окружающей среды.
5. Целью РМ является оценка радиационной обстановки (далее - РО) в СЗЗ и ЗН АЭС и установление тенденций ее изменения.
6. К основным задачам РМ относятся:
6.1. получение необходимой, достаточной и достоверной информации о РО в СЗЗ и ЗН АЭС;
6.2. оценка текущего радиационного состояния объектов окружающей среды;
6.3. оценка доз облучения населения;
6.4. прогнозирование изменения РО в СЗЗ и ЗН АЭС;
6.5. сбор, обобщение и передача заинтересованным республиканским органам государственного управления в области использования атомной энергии информации о РО и состоянии объектов окружающей среды в СЗЗ и ЗН и о прогнозе ее изменения.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Требования к составлению программы РМ
(В название внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
7. РМ в СЗЗ и ЗН АЭС проводится службой радиационной безопасности АЭС согласно программе РМ.
8. Программа РМ разрабатывается на основании анализа:
проектной документации АЭС;
результатов расширенных исследований воздействия АЭС на окружающую среду;
физико-географической и климатической характеристик района размещения АЭС;
демографической ситуации в ЗН;
характера землепользования и водопользования в ЗН АЭС.
9. Программа РМ должна включать в себя:
перечень объектов;
схему размещения пунктов наблюдений РМ;
перечень пунктов наблюдений с указанием контролируемых (наблюдаемых) параметров и периодичности наблюдений;
описание способов мониторинга, т.е. процедур установления величин контролируемых параметров (непосредственные измерения, отбор проб и т.п.);
перечень и описание методик отбора, подготовки и измерения проб;
перечень технических средств РМ;
способы регистрации результатов РМ и формирование баз данных;
перечень исполнителей программы РМ.
9.1. Перечень объектов РМ определяется на основе приложения и в соответствии с проектной документацией АЭС.
9.2. Схема размещения пунктов наблюдений РМ разрабатывается на основании анализа физико-географических характеристик района размещения АЭС с учетом ее возможного влияния на окружающую среду. Схема должна позволять оценить по результатам расширенных исследований значимость всех путей облучения населения и персонала.
9.3. Перечень контролируемых параметров определяется эксплуатирующей организацией на основе:
проектной документации в части радионуклидного состава выбросов АЭС;
установленных допустимых выбросов и сбросов АЭС;
относительного вклада радионуклидов в дозу облучения населения.
9.4. Периодичность наблюдений должна обеспечивать получение объективной своевременной информации о радиационном состоянии объектов окружающей среды в СЗЗ и ЗН АЭС и должна быть не реже указанной в приложении.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
10. Пересмотр программы РМ должен проводиться не реже, чем 1 раз в 3 года и оформляться внутренними документами эксплуатирующей организации (актами, приказами).
11. Внеочередной пересмотр должен проводиться в следующих случаях:
при вводе в эксплуатацию новых блоков АЭС;
при выводе из эксплуатации АЭС или ее отдельных блоков;
при изменении параметров АЭС как источника воздействия на объекты окружающей среды;
при изменении характера землепользования и водопользования в ЗН АЭС;
при принятии новых нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение РМ;
при обнаружении изменений РО долгосрочного характера.
Глава 3. Требования к метеорологическому и гидрологическому обеспечению РМ
(В название внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
12. Для определения и обоснования объема РМ проводится сбор и анализ следующей информации:
12.1. метеорологические данные, полученные в районе размещения АЭС за годовой период наблюдения:
даты установления и разрушения постоянного снежного покрова и его мощность;
количество годовых осадков с разбивкой по типам - дождь, снег, морось;
среднегодовая повторяемость ветров в направлении 16 румбов;
данные наземных метеорологических наблюдений, проводимых на ближайшей метеостанции в течение суток в 8 сроков (скорость и направление ветра на высоте флюгера; данные о наличии сплошного тумана (видимость менее 1 км); влажность, температура воздуха);
12.2. гидрологические и гидрографические характеристики водных объектов, расположенных в ЗН АЭС:
тип водного объекта;
расходы и уровни воды, характерные для четырех основных периодов: зимней межени (наименьший уровень воды), весеннего паводка, летней межени, осенний период перед ледоставом;
расходы взвешенных наносов;
скорости течения;
средние и наибольшие глубины.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 4. Требования к исполнителям программы РМ
(В название внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
13. РМ в СЗЗ и ЗН АЭС должны осуществлять подразделения эксплуатирующей организации, аккредитованные в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. При этом в область аккредитации должны быть включены все виды выполняемых радиационных измерений.
(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
14. Эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение Программы РМ в полном объеме.
15. Эксплуатирующая организация может привлекать к выполнению измерений в рамках РМ другие организации, аккредитованные в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 5. Требования к методическому и метрологическому обеспечению
16. Основной целью регламентации применения методик и средств измерений является обеспечение получения достоверных и воспроизводимых результатов РМ для различных объектов мониторинга с заданной неопределенностью.
17. РМ в СЗЗ и ЗН АЭС должен проводиться в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, Республики Беларусь.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
18. Эксплуатирующая организация на постоянной основе обеспечивает проведение межлабораторных сличительных анализов с целью верификации данных РМ. В совместном отборе проб и проведении межлабораторных сличительных анализов могут принимать участие заинтересованные национальные и иностранные организации в соответствии с требованиями Национальной системы аккредитации Республики Беларусь.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 6. Требования к средствам измерений, включая их технические характеристики и устойчивость к внешним воздействиям
19. Для измерений радиационных параметров должны применяться средства измерений, соответствующие требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
20. При проведении РМ в СЗЗ и ЗН АЭС должны использоваться стационарные, переносные, мобильные средства измерений, а также средства для индивидуального контроля.
21. Технические характеристики средств измерений, используемых для осуществления РМ, определяются условиями их размещения и режимами эксплуатации.
22. Средства измерений должны быть стойкими в условиях повышенной влажности, должны допускать дезактивацию штатными растворами, не должны иметь следов коррозии при попадании на них слабых кислот и щелочей.
23. Для оценки РО и отбора проб на территории СЗЗ и ЗН АЭС используются мобильные лаборатории.
Глава 7. Требования к протоколированию результатов измерений и формированию отчетов РМ
(В название внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
24. Результаты, полученные в рамках выполнения программы РМ, регистрируются в установленных формах первичной документации (акты отбора проб, протоколы испытаний, журналы регистрации данных и иные).
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
25. Все журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны лицом, ответственным за их ведение.
(В пункт 25 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 26.03.2018 г. №12)
(см. предыдущую редакцию)
26. Эксплуатирующая организация должна организовать хранение результатов РМ на бумажных и электронных носителях в виде баз данных.
Информация по каждому контролируемому параметру РМ с бумажных носителей должна переноситься в электронные базы данных для последующего анализа и обработки.
27. Оценка текущего состояния объектов РМ в СЗЗ и ЗН АЭС и анализ динамики его изменения выполняются путем сравнения результатов измерений контролируемых параметров с:
установленными нормативами и референтными уровнями;
результатами измерения "нулевого фона";
аналогичными радиационными параметрами объекта РМ, полученными за предыдущие пять лет радиационных измерений.
28. При выявлении динамики загрязнения объектов РМ в сторону увеличения следует:
установить причины, которые могут обуславливать этот факт, и определить среди них истинную или наиболее вероятную;
определить степень опасности нарастания загрязнения;
определить необходимость изменения объемов и методов РМ.
В зависимости от уровней и радионуклидного состава загрязнения, причин его возникновения, вида объекта РМ и степени опасности нарастания загрязнения (его возможных последствий) такими изменениями могут быть:
увеличение частоты отбора проб;
введение дополнительных пунктов наблюдения;
переход к программе аварийного мониторинга.
29. Составление прогноза изменения РО осуществляется на основании динамики уровней загрязнения объектов РМ и скорости изменения этих уровней, определяемых при сравнении результатов РМ с результатами предыдущих измерений.
Прогноз изменения РО составляют для каждого из объектов РМ, рассматривая их как взаимосвязанные звенья, оказывающие влияние друг на друга.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
30. Отчеты по результатам РМ готовятся эксплуатирующей организацией не реже 1 раза в год.
Внеплановые отчеты по результатам РМ готовятся в случае выявления фактов превышения нормативов предельно допустимого воздействия ионизирующего излучения и нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, а также граничных доз и референтных уровней.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
31. Отчет по результатам РМ должен включать следующую информацию:
описание целей и задач, которые решает программа РМ;
методы и оборудование, применяемые при проведении РМ;
описание метеорологической ситуации и гидрологических характеристик водных объектов в районе размещения АЭС;
данные, полученные в рамках выполнения программы РМ;
оценки уровней загрязнения объектов РМ и сопоставление с установленными критериями и референтными уровнями;
интерпретация результатов, пояснения к фактам изменения трендов;
прогноз изменения РО в СЗЗ и ЗН АЭС, выводы и рекомендации.
В приложении к отчету приводятся сведения об организациях, принимавших участие в осуществлении РМ, а также копии сертификата аккредитации.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
32. Эксплуатирующая организация должна обеспечить информирование граждан и юридических лиц о РО в ЗН АЭС по результатам РМ посредством ее размещения в местных средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет.
Глава 8. Порядок передачи информации республиканским органам государственного управления, осуществляющим государственное регулирование деятельности по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии
33. Результаты РМ, оформленные в виде годового отчета, направляются республиканскими органам государственного управления, осуществляющим государственное регулирование деятельности по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
34. Внеплановые отчеты по результатам РМ, подготовленные в случае выявления любых отклонений в состоянии АЭС и характеристик выбросов и сбросов в окружающую среду, направляются республиканскими органам государственного управления, осуществляющим государственное регулирование деятельности по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии, в течение одного месяца с момента установления таких отклонений.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)
Приложение
к Нормам и правилам по обеспечению ядерной и радиационной безопасности "Требования к эксплуатирующей организации по осуществлению радиационного мониторинга в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения атомной электростанции"
См. Приложение
Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 июня 2016 года №29
"Об утверждении норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности"
О документе
Номер документа: | 29 |
Дата принятия: | 30/06/2016 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 18/07/2016 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 12 июля 2016 года, 8/31074.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу - с 18 июля 2016 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 13/04/2020 документом Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Об изменении постановления Министерства по чрезвычайным ситуация... № 14 от 13/04/2020
Вступила в силу с: 13/06/2020
Редакция от 26/03/2018, принята документом Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь О внесении изменений в некоторые Постановления Министерства по... № 12 от 26/03/2018
Вступила в силу с: 11/08/2018
(В название документа внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.04.2020 №14)
(см. предыдущую редакцию)