Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 2 июня 2016 года №1401-VIII

О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести в Конституцию Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 1996 г., №30, ст. 141) следующие изменения:

1) статьи 124 - 129, 130, 131, 147 - 148, 149, 151, 153 изложить в следующей редакции:

"Статья 124. ПРАВОСУДИЕ В УКРАИНЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СУДЫ.

Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

Юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор и любое уголовное обвинение. В предусмотренных законом случаях суды рассматривают и другие дела.

Законом может быть определен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через присяжных.

Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, определенных Римским статутом Международного уголовного суда.

Статья 125. СУДОУСТРОЙСТВО В УКРАИНЕ СТРОИТСЯ ПО ПРИНЦИПАМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗАКОНОМ.

Суд образуется, реорганизуется и ликвидируется законом, проект которого вносит в Верховную Раду Украины Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия.

Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины.

В соответствии с законом могут действовать высшие специализированные суды.

С целью защиты прав, свобод и интересов лица в сфере публично-правовых отношений действуют административные суды.

Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.

Статья 126. НЕЗАВИСИМОСТЬ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЕЙ ГАРАНТИРУЮТСЯ КОНСТИТУЦИЕЙ И ЗАКОНАМИ УКРАИНЫ.

Влияние на судью каким-либо способом запрещается.

Без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

Судья занимает должность бессрочно.

Основаниями для увольнения судьи являются:

1) неспособность выполнять полномочия по состоянию здоровья;

2) нарушение судьей требований относительно несовместимости;

3) совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, что является несовместимым со статусом судьи или выявило его несоответствие занимаемой должности;

4) подача заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию;

5) несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность;

6) нарушение обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества.

Полномочия судьи прекращаются в случае:

1) достижения судьей шестидесяти пяти лет;

2) прекращения гражданства Украины или приобретения судьей гражданства другого государства;

3) вступления в законную силу решения суда о признании судьи безвестно отсутствующим или объявлении умершим, признании недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) смерти судьи;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи за совершение им преступления.

Государство обеспечивает личную безопасность судьи и членов его семьи.

Статья 127. ПРАВОСУДИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ СУДЬИ. В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАКОНОМ СЛУЧАЯХ ПРАВОСУДИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ.

Судья не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.

На должность судьи может быть назначен гражданин Украины не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентный, добропорядочный и владеющий государственным языком. Законом могут быть предусмотрены дополнительные требования для назначения на должность судьи.

Для судей специализированных судов в соответствии с законом могут быть установлены иные требования к образованию и стажу профессиональной деятельности.

Статья 128. НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРЕЗИДЕНТОМ УКРАИНЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ВЫСШЕГО СОВЕТА ПРАВОСУДИЯ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ.

Назначение на должность судьи осуществляется по конкурсу, кроме случаев, определенных законом.

Председателя Верховного Суда избирает на должность и освобождает от должности путем тайного голосования Пленум Верховного Суда в порядке, установленном законом.

Статья 129. СУДЬЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЯ ПРАВОСУДИЕ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗАВИСИМЫМ И РУКОВОДСТВУЕТСЯ ВЕРХОВЕНСТВОМ ПРАВА.

Основными принципами судопроизводства являются:

1) равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом;

2) обеспечение доказанности вины;

3) состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности;

4) поддержание публичного обвинения в суде прокурором;

5) обеспечение обвиняемому права на защиту;

6) гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами;

7) разумные сроки рассмотрения дела судом;

8) обеспечение права на апелляционный пересмотр дела и в определенных законом случаях - на кассационное обжалование судебного решения;

9) обязательность судебного решения.

Законом могут быть определены также иные принципы судопроизводства.

Судопроизводство осуществляется судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных.

За неуважение к суду или судье виновные лица привлекаются к юридической ответственности";

"Статья 130. ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ФИНАНСИРОВАНИЕ И НАДЛЕЖАЩИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕЙ. В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ УКРАИНЫ ОТДЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ СУДОВ С УЧЕТОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВЫСШЕГО СОВЕТА ПРАВОСУДИЯ.

Размер вознаграждения судьи устанавливается законом о судоустройстве";

"Статья 131. В УКРАИНЕ ДЕЙСТВУЕТ ВЫСШИЙ СОВЕТ ПРАВОСУДИЯ, КОТОРЫЙ:

1) вносит представление о назначении судьи на должность;

2) принимает решение о нарушении судьей или прокурором требований относительно несовместимости;

3) рассматривает жалобы на решения соответствующего органа о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи или прокурора;

4) принимает решение об освобождении судьи от должности;

5) дает согласие на задержание судьи или содержание под стражей;

6) принимает решение о временном отстранении судьи от правосудия;

7) принимает меры по обеспечению независимости судей;

8) принимает решение о переводе судьи из одного суда в другой;

9) осуществляет другие полномочия, определенные настоящей Конституцией и законами Украины.

Высший совет правосудия состоит из двадцати одного члена, из которых десять выбирает съезд судей Украины из числа судей или судей в отставке, двух - назначает Президент Украины, двух - выбирает Верховная Рада Украины, двух - выбирает съезд адвокатов Украины, двух - избирает всеукраинская конференция прокуроров, двух выбирает съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений.

Порядок избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия определяется законом.

Председатель Верховного Суда входит в состав Высшего совета правосудия по должности.

Срок полномочий избранных (назначенных) членов Высшего совета правосудия составляет четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность члена Высшего совета правосудия два срока подряд.

Член Высшего совета правосудия не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности (кроме должности Председателя Верховного Суда), выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.

Член Высшего совета правосудия должен принадлежать к юридической профессии и соответствовать критерию политической нейтральности.

Законом могут быть предусмотрены дополнительные требования к члену Высшего совета правосудия.

Высший совет правосудия приобретает полномочия при условии избрания (назначения) не менее пятнадцати его членов, среди которых большинство составляют судьи.

В соответствии с законом в системе правосудия образуются органы и учреждения для обеспечения отбора судей, прокуроров, их профессиональной подготовки, оценки, рассмотрения дел по их дисциплинарной ответственности, финансового и организационного обеспечения судов";

"Статья 147. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ РЕШАЕТ ВОПРОС О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ ЗАКОНОВ УКРАИНЫ И В ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНСТИТУЦИЕЙ СЛУЧАЯХ ДРУГИХ АКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ, А ТАКЖЕ ИНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ В СООТВЕТСТВИИ С НАСТОЯЩЕЙ КОНСТИТУЦИЕЙ.

Деятельность Конституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, гласности, обоснованности и обязательности принятых им решений и выводов.

Статья 148. В СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ ВХОДЯТ ВОСЕМНАДЦАТЬ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ.

Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины.

Отбор кандидатур на должность судьи Конституционного Суда Украины осуществляется на конкурсной основе в установленном законом порядке.

Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который владеет государственным языком, на день назначения достиг сорока лет, имеет высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пятнадцати лет, высокие моральные качества и является юристом с признанным уровнем компетентности.

Судья Конституционного Суда Украины не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.

Судья Конституционного Суда Украины назначается на девять лет без права быть назначенным повторно.

Судья Конституционного Суда Украины приобретает полномочия с момента принесения им присяги на специальном пленарном заседании.

Конституционный Суд Украины на специальном пленарном заседании избирает из своего состава Председателя путем тайного голосования только на один трехлетний срок";

"Статья 149. НЕЗАВИСИМОСТЬ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ ГАРАНТИРУЮТСЯ КОНСТИТУЦИЕЙ И ЗАКОНАМИ УКРАИНЫ.

Влияние на судью Конституционного Суда Украины каким-либо способом запрещается.

Без согласия Конституционного Суда Украины судья Конституционного Суда Украины не может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Судья Конституционного Суда Украины не может быть привлечен к ответственности за голосование в связи с принятием судом решений и предоставление им выводов, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

Государство обеспечивает личную безопасность судьи Конституционного Суда Украины и членов его семьи";

"Статья 151. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ ПО ОБРАЩЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ИЛИ НЕ МЕНЕЕ СОРОКА ПЯТИ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ УКРАИНЫ, ИЛИ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ ДАЕТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ УКРАИНЫ ИЛИ ТЕХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ВЕРХОВНУЮ РАДУ УКРАИНЫ ДЛЯ ДАЧИ СОГЛАСИЯ НА ИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ.

Конституционный Суд Украины по обращению Президента Украины или не менее сорока пяти народных депутатов Украины предоставляет заключения о соответствии Конституции Украины (конституционности) вопросов, предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе.

По обращению Верховной Рады Украины Конституционный Суд Украины дает заключение о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента";

"Статья 153. Порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины, статус судей Суда, основания и порядок обращения в Суд, процедура рассмотрения им дел и исполнение решений суда определяются Конституцией Украины и законом";

2) дополнить статьями 129-1, 130-1, 131-1 - 131-2, 148-1, 149-1, 151-1 - 1512 следующего содержания:

"Статья 129-1. СУД ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ УКРАИНЫ. СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ К ИСПОЛНЕНИЮ.

Государство обеспечивает исполнение судебного решения в определенном законом порядке.

Контроль за исполнением судебного решения осуществляет суд";

"Статья 130-1. Для защиты профессиональных интересов судей и решения вопросов внутренней деятельности судов в соответствии с законом действует судейское самоуправление";

" Статья 131-1. В УКРАИНЕ ДЕЙСТВУЕТ ПРОКУРАТУРА, КОТОРАЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ:

1) поддержание публичного обвинения в суде;

2) организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом других вопросов в ходе уголовного производства, контроль за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка;

3) представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенных законом.

Организация и порядок деятельности прокуратуры определяются законом.

Прокуратуру в Украине возглавляет Генеральный прокурор, которого назначает на должность и освобождает от должности с согласия Верховной Рады Украины Президент Украины.

Срок полномочий Генерального прокурора составляет шесть лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Генерального прокурора два срока подряд.

Досрочное освобождение от должности Генерального прокурора осуществляется в случаях и по основаниям, определенных настоящей Конституцией и законом.

Статья 131-2. ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УКРАИНЕ ДЕЙСТВУЕТ АДВОКАТУРА.

Независимость адвокатуры гарантируется.

Основы организации и деятельности адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности в Украине определяются законом.

Только адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения.

Законом могут быть определены исключения относительно представительства в суде по трудовым спорам, спорам о защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также в связи с представительством малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничена";

"Статья 148-1. ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ФИНАНСИРОВАНИЕ И НАДЛЕЖАЩИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ. В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ УКРАИНЫ ОТДЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ РАСХОДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА С УЧЕТОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ.

Размер вознаграждения судьи Конституционного Суда Украины устанавливается законом о Конституционном Суде Украины";

"Статья 149-1. ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ ПРЕКРАЩАЮТСЯ В СЛУЧАЕ:

1) истечения срока его полномочий;

2) достижения им семидесяти лет;

3) прекращения гражданства Украины или приобретения им гражданства другого государства;

4) вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или объявлении умершим, признании недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него за совершение им преступления;

6) смерти судьи Конституционного Суда Украины.

Основаниями для освобождения судьи Конституционного Суда Украины по должности являются:

1) неспособность выполнять свои полномочия по состоянию здоровья;

2) нарушение им требований относительно несовместимости;

3) совершение им существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение своими обязанностями, что несовместимо со статусом судьи Суда или выявило его несоответствие занимаемой должности;

4) подача им заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию.

Решение об освобождении от должности судьи Конституционного Суда Украины Суд принимает не менее чем двумя третями от его конституционного состава";

"Статья 151-1. Конституционный Суд Украины решает вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционности) закона Украины по конституционной жалобе лица, считающего, что примененный в конечном судебном решении в его деле закон Украины противоречит Конституции Украины. Конституционная жалоба может быть подана в случае, если все другие национальные средства правовой защиты исчерпаны.

Статья 151-2. Решения и заключения, принятые Конституционным Судом Украины, являются обязательными, окончательными и не могут быть обжалованы";

3) в части четвертой статьи 29 слово "правовой" заменить словом "права";

4) в статье 55:

а) после части третьей дополнить новой частью следующего содержания:

"Каждому гарантируется право обратиться с конституционной жалобой в Конституционный Суд Украины на основаниях, установленных настоящей Конституцией, и в порядке, определенном законом".

В связи с этим части четвертую, пятую считать соответственно частями пятой, шестой;

б) в части пятой слово "правового" заменить словом "юридического";

5) в статье 59:

а) в части первой слово "правовую" заменить словами "профессиональную юридическую";

б) часть вторую исключить;

6) в части первой статьи 85:

а) пункты 25 и 26 изложить в следующей редакции:

"25) дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности Президентом Украины Генерального прокурора; выражение недоверия Генеральному прокурору, что влечет его отставку с должности;

26) назначение на должности трети состава Конституционного Суда Украины";

б) пункт 27 исключить;

7) пункт 14 части первой статьи 92 изложить в следующей редакции:

"14) судоустройство, судопроизводство, статус судей; основы судебной экспертизы, организация и деятельность прокуратуры, нотариата, органов досудебного расследования, органов и учреждений исполнения наказаний, порядок исполнения судебных решений; основы организации и деятельности адвокатуры";

8) в статье 106:

а) в части первой:

пункты 11 и 22 изложить в следующей редакции:

"11) назначает на должность и освобождает от должности с согласия Верховной Рады Украины Генерального прокурора";

"22) назначает на должности треть состава Конституционного Суда Украины";

пункт 23 исключить;

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

"Акты Президента Украины, изданные в пределах полномочий, предусмотренных пунктами 5, 18, 21 настоящей статьи, скрепляют подписями Премьер-министр Украины и министр, ответственный за акт и его выполнение";

9) в пункте 2 части второй статьи 108 слово "невозможности" заменить словом "несостоятельности";

10) в статье 110 слово "Невозможность" заменить словом "Несостоятельность", а слова "Верховного Суда Украины" - словами "Верховного Суда";

11) в части шестой статьи 111 слова "Верховного Суда Украины" заменить словами "Верховного Суда";

12) раздел VII "Прокуратура" исключить;

13) часть шестую статьи 136 изложить в следующей редакции:

"Правосудие в Автономной Республике Крым осуществляется судами Украины";

14) в статье 150:

а) в части первой:

абзац шестой пункта 1 исключить;

в пункте 2 слова "и законов Украины" исключить;

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией Украины";

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

"Вопросы, предусмотренные пунктами 1, 2 части первой настоящей статьи, рассматриваются по конституционным представлениям: Президента Украины; не менее сорока пяти народных депутатов Украины; Верховного суда; Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; Верховной Рады Автономной Республики Крым";

15) в статье 152:

а) в части первой слово "правовые" исключить;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

"Законы, иные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности, если иное не установлено самим решением, но не ранее дня его принятия";

16) в разделе XV "Переходные положения":

а) пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию досудебного расследования до начала функционирования органов, которым законом будут переданы соответствующие функции, а также функцию надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, - до вступления в силу закона о создании двойной системы регулярных пенитенциарных инспекций";

б) дополнить пунктом 16-1 следующего содержания:

"16-1. Со дня вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)":

1) до образования Высшего совета правосудия его полномочия осуществляет Высший совет юстиции. Высший совет правосудия образуется путем реорганизации Высшего совета юстиции. До избрания (назначения) членов Высшего совета правосудия этот орган действует в составе членов Высшего совета юстиции в течение срока их полномочий, но которые не могут длиться дольше, чем до 30 апреля 2019 года. Избрание (назначение) членов Высшего совета правосудия осуществляется не позднее 30 апреля 2019 года;

2) полномочия судей, назначенных на должность сроком на пять лет, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Такие судьи могут быть назначены на должность судьи в порядке, определенном законом;

3) судьи, избранные судьями бессрочно, продолжают осуществлять свои полномочия до увольнения или до прекращения их полномочий по основаниям, определенным Конституцией Украины;

4) соответствие занимаемой должности судьи, назначенного на должность сроком на пять лет или избранного судьей бессрочно до вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)", должно быть оценено в порядке, определенном законом. Выявление по результатам такой оценки несоответствия судьи занимаемой должности по критериям компетентности, профессиональной этики или добродетели или отказ судьи от такой оценки является основанием для освобождения судьи от должности. Порядок и исчерпывающие основания обжалования решения об увольнении судьи по результатам оценки устанавливаются законом;

5) в случаях реорганизации или ликвидации отдельных судов, образованных до вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)", судьи таких судов имеют право подать заявление об отставке или заявление об участии в конкурсе на другую должность судьи в порядке, определенном законом. Особенности перевода судьи на должность в другом суде могут быть определены законом;

6) до внедрения нового административно-территориального устройства Украины в соответствии с изменениями в Конституцию Украины относительно децентрализации власти, но не более чем до 31 декабря 2017 года, создание, реорганизацию и ликвидацию судов осуществляет Президент Украины на основании и в порядке, определенных законом;

7) в течение двух лет перевод судьи из одного суда в другой осуществляет Президент Украины на основании соответствующего представления Высшего совета правосудия;

8) судьи Конституционного Суда Украины, назначенные до вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)", продолжают осуществлять свои полномочия до прекращения полномочий или увольнения в порядке, предусмотренном статьей 149-1 Конституции Украины, без права назначения повторно. Полномочия судьи Конституционного Суда Украины, который на день вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)" достиг шестидесяти пяти лет, но решение об освобождении такого судьи с должности не принято, прекращаются;

9) представительство в соответствии с законом прокуратурой граждан в судах по делам, производство по которым было начато до вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)", осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу, - до принятия в соответствующих делах окончательных судебных решений, не подлежащих обжалованию

10) Генеральный прокурор Украины, назначенный на должность до вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)", осуществляет полномочия Генерального прокурора до увольнения в установленном порядке, но не более срока, на который он был назначен, но не может занимать должность два срока подряд;

11) представительство в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 131-1 - и статьей 131-2 -настоящей Конституции исключительно прокурорами или адвокатами в Верховном суде и судах кассационной инстанции осуществляется с 1 января 2017 года; в судах апелляционной инстанции - с 1 января 2018 года; в судах первой инстанции - с 1 января 2019 года.

Представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах исключительно прокурорами или адвокатами осуществляется с 1 января 2020 года.

Представительство в суде в процессах, начатых до вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)", осуществляется по правилам, действовавшим до вступления в силу, - до принятия в соответствующих делах окончательных судебных решений, не подлежащих обжалованию".

II. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через три месяца со дня, следующего за днем его опубликования, кроме части шестой статьи 124 Конституции Украины в редакции настоящего Закона, которая вступает в силу через три года со дня, следующего за днем опубликования этого Закона.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона:

назначение, прекращение полномочий и увольнение судей осуществляется в соответствии с Конституцией Украины с учетом внесенных настоящим Законом изменений;

члены Высшего совета юстиции, назначенные до вступления в силу настоящего Закона, осуществляют полномочия членов Высшего совета правосудия в течение срока их полномочий, но которые не могут длиться дольше, чем до 30 апреля 2019 года;

Министр юстиции Украины и Генеральный прокурор Украины прекращают свои полномочия как члены Высшего совета юстиции.

3. Съезд судей Украины избирает трех членов Высшего совета правосудия не позднее трех месяцев после вступления в силу соответствующего закона, регулирующего деятельность Высшего совета правосудия.

4. Верховная Рада Украины в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Закона передает представление Высшей квалификационной комиссии судей Украины и соответствующие документы об избрании судей бессрочно, которые не были рассмотрены Верховной Радой Украины, в Высший совет правосудия для рассмотрения вопроса о назначении судьи на должность.

Материалы и представления Высшего совета юстиции о назначении судей сроком на пять лет, не рассмотренные до дня вступления в силу настоящего Закона, возвращаются в Высший совет правосудия для решения вопроса о назначении судей на должности в соответствии с Конституцией Украины с учетом внесенных настоящим Законом изменений.

Президент Украины

П.Порошенко