Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 18 февраля 2016 года №76
Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан
В соответствии с подпунктом 1) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля.
2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан
К.Масимов
Утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года №76
Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля
Раздел 1. Общие положения
1. Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 8) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее - Закон) и определяют порядок проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля.
Внутренний государственный аудит состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
1) формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, предусматривающего организацию государственного аудита на основании системы управления рисками;
2) планирования отдельного государственного аудита и его проведения;
3) принятия решения и составления документов по результатам внутреннего государственного аудита.
2. В Правилах используются следующие основные понятия:
1) аудиторское мероприятие - комплекс действий, направленных на подготовку, проведение, оформление отчетов и заключений по итогам внутреннего государственного аудита;
2) аудиторские процедуры - действия, осуществляемые в ходе аудиторского мероприятия в соответствии с программой аудита, необходимые для достижения целей аудиторского мероприятия;
3) аудиторские доказательства - фактические данные с учетом их законности, достоверности и допустимости, на основе которых государственные аудиторы устанавливают наличие или отсутствие нарушений и (или) недостатков в работе, а также иные материалы, подтверждающие изложенные в аудиторском отчете факты;
4) внутренний государственный аудит - анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности государственных органов, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства;
5) группа государственного аудита - два и более государственных аудитора, в том числе руководитель группы государственного аудита, а также, при необходимости, привлеченные эксперты по соответствующему профилю;
6) материалы государственного аудита и финансового контроля - документы, необходимые для проведения государственного аудита, а также составленные по его результатам документы и прилагаемые аудиторские доказательства;
7) масштаб внутреннего государственного аудита - перечень вопросов, период и срок проведения внутреннего государственного аудита;
8) органы внутреннего государственного аудита и финансового контроля (далее - органы внутреннего государственного аудита) - уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту (далее - уполномоченный орган) и его территориальные подразделения, службы внутреннего аудита центральных государственных органов, за исключением службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан, службы внутреннего аудита ведомств центральных государственных органов (при создании) и службы внутреннего аудита местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы (далее - службы внутреннего аудита);
9) предписание - обязательный для исполнения акт уполномоченного органа и его территориальных подразделений, направляемый объектам государственного аудита для устранения выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан и (или) причин, условий, способствующих им, а также принятия мер ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан, к лицам, допустившим эти нарушения;
10) план проведения внутреннего государственного аудита (далее - план аудита) - документ, разработанный на основе данных предварительного изучения объекта государственного аудита, включающий наименование объекта, масштаб, цель, предмет и тип государственного аудита, в том числе приоритетные направления и вопросы, возникшие в процессе планирования аудита, включая необходимые трудовые ресурсы;
11) программа проведения внутреннего государственного аудита (программа аудита) - детально разработанный документ, составляемый индивидуально по каждому объекту государственного аудита, содержащий перечень вопросов, подлежащих внутреннему государственному аудиту;
12) руководитель группы государственного аудита - государственный аудитор, возглавляющий группу государственного аудита, определяемый руководителем органа внутреннего государственного аудита;
13) лицо, ответственное за аудиторское мероприятие, - должностное лицо органа внутреннего государственного аудита, на которое возложены обязанности по контролю за организацией и проведением внутреннего государственного аудита;
14) финансовая отчетность - информация о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях финансового положения объектов государственного аудита, формы и объемы которой определяются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
3. Другие понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, определяемых Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Законом и иным законодательством Республики Казахстан.
4. Государственный аудит и финансовый контроль в специальных государственных органах Республики Казахстан осуществляется в порядке, определяемом первыми руководителями данных органов по согласованию со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет) и уполномоченным органом.
5. При проведении аудиторских мероприятий государственные аудиторы, а также привлекаемые эксперты, специалисты государственных органов, аудиторские организации (далее - эксперты) руководствуются общими, процедурными стандартами и настоящими Правилами, исходя из компетенции, установленной Законом.
6. Внутренний государственный аудит и финансовый контроль являются неотъемлемой частью системы государственного управления и направлены на повышение прозрачности, эффективности, ответственности за использование бюджетных средств, активов государства и квазигосударственного сектора.
7. Внутренний государственный аудит проводится на основе перечня объектов государственного аудита на соответствующий год (далее - перечень объектов государственного аудита).
8. Состав группы государственного аудита включает работников органов внутреннего государственного аудита, участвующих в проведении аудиторского мероприятия, руководителя группы государственного аудита и государственных аудиторов, участвующих в проведении аудиторского мероприятия, а также при необходимости эксперта (-ов).
9. Уполномоченным органом и его территориальными подразделениями осуществляются следующие типы государственного аудита:
1) аудит финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансового состояния объекта государственного аудита;
2) аудит соответствия - оценка, проверка соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.
10. Службами внутреннего аудита осуществляются следующие типы государственного аудита:
1) аудит эффективности - оценка и анализ деятельности объекта государственного аудита на предмет эффективности, экономичности, продуктивности и результативности;
2) аудит соответствия - оценка, проверка соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых в их реализацию.
11. Особенности аудита финансовой отчетности, аудита соответствия и аудита эффективности (процедурные стандарты внутреннего государственного аудита и финансового контроля) разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом по согласованию со Счетным комитетом.
12. В рамках внутреннего государственного аудита органами внутреннего государственного аудита проводятся следующие проверки:
1) встречная проверка - проверка третьих лиц, которая проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного аудита в рамках проверяемого вопроса. В качестве третьих лиц могут быть физические и юридические лица, участвующие в формировании поступлений в бюджет и (или) использующие бюджетные средства, активы государства и субъектов квазигосударственного сектора, государственные и гарантированные государством займы, связанные гранты, займы, привлекаемые под поручительство государства, а также осуществляющие управление и использование государственного имущества;
2) совместная проверка - проверка, проводимая совместно с органами государственного аудита и финансового контроля и (или) государственными органами, в согласованные сроки, в рамках единой программы и группы государственного аудита, по результатам которой принимается единый итоговый документ;
3) параллельная проверка - проверка, проводимая с другими государственными органами, самостоятельно по согласованным вопросам и срокам проведения с последующим обменом результатами проверок.
13. Уполномоченным органом и его территориальными подразделениями проводится:
1) ежегодный аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан;
2) аудит соответствия:
расходов, связанных с увеличением сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов;
использования средств республиканского и местных бюджетов, кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора по поручениям Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, депутатским запросам, а также по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета;
соблюдения условий и процедур передачи объектов для целей реализации государственно-частного партнерства, предоставления бюджетных кредитов, финансирования исполнения государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств, государственных гарантий и поручительств государства, а также их использования; соблюдения условий и процедур предоставления, использования государственных займов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан;
соблюдения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, государственном имуществе, бухгалтерском учете и финансовой отчетности, аудиторской деятельности на основе системы управления рисками.
14. Служба внутреннего аудита:
1) участвует в проведении аудита финансовой отчетности;
2) проводит аудит эффективности в государственном органе, его территориальных подразделениях, подведомственных организациях по всем направлениям их деятельности;
3) осуществляет оценку функционирования системы внутреннего контроля и управления в государственном органе, его территориальных подразделениях и подведомственных организациях на основе системы управления рисками внутренних процессов (бизнес-процессов) государственного органа;
4) анализирует достижение целей и задач стратегического плана государственного органа и программ развития территорий во взаимосвязи с бюджетными расходами;
5) проводит аудит соответствия в государственном органе, его территориальных подразделениях и подведомственных организациях;
6) проводит аудит соответствия процедур проведения государственных закупок и исполнения условий договоров, в том числе по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг;
7) осуществляет проверку сохранности товарно-материальных запасов и иных активов в соответствующем государственном органе.
15. Органы внутреннего государственного аудита осуществляют анализ, обобщение и систематизацию выявленных по результатам государственного аудита нарушений и недостатков.
Раздел 2. Формирование перечня объектов государственного аудита на соответствующий год
16. Формирование перечня объектов государственного аудита осуществляется в соответствии с общими и процедурными стандартами, едиными принципами и подходами к системе управления рисками, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета и приказом министра финансов Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года №590, Типовой системой управления рисками (далее - ТСУР), утвержденной приказом министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года №597, Правилами взаимодействия органов государственного аудита и финансового контроля, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета и приказом министра финансов Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года №589.
На основе ТСУР органы внутреннего государственного аудита разрабатывают и утверждают собственную систему управления рисками согласно возложенным функциям и полномочиям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.
17. Формирование перечня объектов государственного аудита основывается на системном подходе в соответствии со следующими принципами:
1) комплексность (обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов формирования перечня - от предварительного этапа до завершающих процедур);
2) непрерывность;
3) объективность.
18. Перечень объектов государственного аудита включает наименование объекта государственного аудита, тип аудита, сроки проведения аудита.
19. При формировании перечней объектов государственного аудита уполномоченного органа и его территориальных подразделений обязательному рассмотрению и учету подлежат поручения Президента Республики Казахстан, уполномоченных им лиц Администрации Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, депутатские запросы, запросы органов прокуратуры и уголовного преследования.
20. Для формирования перечней объектов государственного аудита органы внутреннего государственного аудита размещают материалы государственного аудита и финансового контроля, отчетность в единой базе данных по государственному аудиту и финансовому контролю, а также в согласованные сроки осуществляют обмен информацией с другими органами государственного аудита и финансового контроля о перечнях объектов государственного аудита до их утверждения.
21. Уполномоченный орган и его территориальные подразделения согласовывают перечни объектов государственного аудита и объемы бюджетных средств и активов, охватываемые государственным аудитом, а также отрабатывают вопросы проведения совместной, параллельной проверок с органами внешнего государственного аудита.
22. Перечни объектов государственного аудита утверждаются на соответствующий финансовый год руководителями уполномоченного органа, его территориальных подразделений или руководителем государственного органа, в котором создана служба внутреннего аудита либо лицами, их замещающими, в порядке, предусмотренном регламентом работы соответствующего государственного органа.
Перечни объектов государственного аудита уполномоченного органа и его территориальных подразделений разрабатываются и утверждаются до 10 декабря года, предшествующего планируемому, и в течение трех календарных дней направляются в службы внутреннего аудита.
Перечень объектов государственного аудита службы внутреннего аудита разрабатывается и утверждается до 20 декабря года, предшествующего планируемому, с учетом перечней объектов государственного аудита уполномоченного органа и его территориальных подразделений, и в течение трех рабочих дней направляется в уполномоченный орган.
Утвержденные перечни объектов государственного аудита, а также изменения к ним в течение пяти календарных дней со дня их утверждения размещаются на интернет-ресурсе органов внутреннего государственного аудита с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
23. Уполномоченный орган и его территориальные подразделения в течение трех рабочих дней со дня утверждения перечней объектов государственного аудита направляют их Счетному комитету, ревизионным комиссиям, уполномоченному органу в области правовой статистики и специальных учетов, администраторам бюджетных программ.
24. Внесение изменений в перечни объектов государственного аудита уполномоченного органа и его территориальных подразделений допускается в части исключения объектов государственного аудита с приложением документов (материалов), подтверждающих основания внесения изменений.
Допускается внесение изменений и дополнений в перечни объектов государственного аудита служб внутреннего аудита с приложением документов (материалов), подтверждающих основания внесения изменений и дополнений.
25. Органы внутреннего государственного аудита на постоянной основе проводят мониторинг исполнения утвержденного перечня объектов государственного аудита.
26. Уполномоченный орган и его территориальные подразделения на ежеквартальной основе проводят мониторинг изменений перечней объектов государственного аудита Счетного комитета и ревизионных комиссий.
27. По итогам отчетного периода первому руководителю органа внутреннего государственного аудита представляется информация об исполнении перечня объектов государственного аудита.
28. Внеплановый аудит уполномоченным органом и его территориальными подразделениями проводится по:
1) поручениям Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан;
2) вопросам, связанным с увеличением сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов;
3) результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета с применением системы управления рисками в части проверок по выявленным фактам нарушений;
4) обращениям физических и юридических лиц.
Не допускается проведение внепланового государственного аудита на объектах государственного аудита, включенных в утвержденный Счетным комитетом перечень объектов государственного аудита на соответствующий год, за исключением положений статьи 15 Закона и настоящего пункта Правил.
Раздел 3. Порядок планирования отдельного внутреннего государственного аудита и его проведение
1. Этапы аудиторского мероприятия
29. Организация аудиторского мероприятия включает этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
1) подготовительный;
2) основной;
3) заключительный.
30. Подготовительным этапом проведения внутреннего государственного аудита являются предварительное изучение объектов государственного аудита, составление плана и программы аудита, аудиторских заданий, поручения на проведение аудиторского мероприятия, встречной, совместной и параллельной проверок (далее - поручение на проведение аудиторского мероприятия), являющегося актом о назначении проверки, аудиторского задания на проведение аудиторского мероприятия (далее - аудиторское задание).
Основным этапом проведения внутреннего государственного аудита является проведение аудиторского мероприятия.
Заключительным этапом проведения внутреннего государственного аудита являются принятие решения и составление документов по результатам внутреннего государственного аудита.
2. Предварительное изучение объектов государственного аудита
31. Предварительное изучение деятельности объекта государственного аудита проводится для уточнения объема средств и активов, охватываемых аудиторским мероприятием, сроков проведения государственного аудита, определения вопросов государственного аудита.
32. В зависимости от типа государственного аудита учитываются следующие показатели:
1) эффективность - соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использованных для их достижения ресурсов;
2) экономичность - минимизация стоимости выделенных для достижения оцениваемых результатов деятельности ресурсов с сохранением соответствующего качества этих результатов;
3) продуктивность - получение максимально полезного результата для экономики или отдельной сферы управления с использованием выделенных ресурсов с учетом количества, качества и сроков;
4) результативность - степень реализации намеченных по каждой деятельности задач и соотношение плановых (прямых, конечных) и фактических результатов соответствующей деятельности;
Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года №76
"Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан"
О документе
Номер документа: | 76 |
Дата принятия: | 18/02/2016 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 09/03/2016 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Утратил силу с: | 22/05/2018 |
Документ утратил силу с 22 мая 2018 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 5 мая 2018 года №247 |
Опубликование документа
"Казахстанская правда" от 27 февраля 2016 года №39 (28165).
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 9 марта 2016 года.
Документ утратил силу с 22 мая 2018 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 5 мая 2018 года №247