Действует

Именем Республики Молдова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 4 марта 2016 года №7

О контроле конституционности некоторых положений Закона №1115-XIV от 5 июля 2000 года о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова (порядок избрания Президента) (Обращение №48b/2015)

Конституционный суд в составе:

Александру Тэнасе, председатель,

Аурел Бэешу,

Игорь Доля,

Виктор Попа, судьи,

при участии секретаря заседания Людмилы Кихай,

принимая во внимание обращение, представленное и зарегистрированное 12 ноября 2015 года,

рассмотрев указанное обращение в открытом пленарном заседании,

учитывая акты и материалы дела,

проведя обсуждение в совещательной комнате,

выносит следующее постановление.

Процедурные вопросы

1. Основанием для рассмотрения дела послужило обращение, представленное в Конституционный суд 12 ноября 2015 г. 18 депутатами парламентской фракции Либерально-демократической партии Молдовы в составе Валерия Гилецкого, Тудора Делиу, Лилианы Палихович, Ангела Агаке, Марии Чобану, Владимира Хотиняну, Кирилла Лучинского, Григория Кобзак, Вадима Пистринчук, Юрия Цап, Иона Балан, Нае-Семена Плешка, Штефана Крянгэ, Октавиана Грама, Георгия Мокану, Михаелы Спатарь, Алены Гоца, Виктора Рошка, в соответствии с положениями ст.25 п.h) Закона о Конституционном суде и ст.38 ч.(1) п.h) Кодекса конституционной юрисдикции, о контроле конституционности пункта 2 в целом и синтагмы "за исключением случая, предусмотренного частью (5) статьи 78" пункта 5 статьи I Закона №1115-XIV от 5 июля 2000 года о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова, которым был изменен порядок избрания Президента Республики Молдова.

2. Авторы обращения, в частности, требуют проверки некоторых положений Закона №1115-XIV о внесении изменений в статьи 78 и 85 часть (4) Конституции, имея в виду процедуру их принятия, на предмет соответствия статьям 135 ч.(1) п.с) и 142 ч.(1) Конституции, а также конституционному принципу правового государства, закрепленному преамбулой Конституции и ст.1 ч.(3) Конституции.

3. В открытом заседании автор конкретизировал предмет обращения, запрашивая осуществление конституционного контроля лишь изменений, касающихся механизма избрания Президента Республики Молдова 3/5 от общего числа депутатов. Автор обращения не оспаривает остальные изменения, которые не отличаются существенно от первоначального проекта, одобренного Конституционным судом, и которые не влияют на единство и равновесие конституционной материи.

4. В связи с этим авторы обращения просят, чтобы Конституционный суд, путем толкования ст.135 ч.(1) п.с) в сочетании с положениями ст.141 ч.(2) Конституции, разъяснил:

"1) Является ли необходимым и/или обязательным повторное заключение Конституционного суда по поправкам, внесенным депутатами и принятым Парламентом во втором чтении законопроекта о внесении изменений в Конституцию, после представления в Парламент проекта, по которому Конституционный суд дал свое заключение?

2) Была ли нарушена процедура принятия проекта конституционного закона, который был существенно и концептуально изменен депутатами во втором чтении, без повторного заключения Конституционного суда?

3) В случае если Конституционный суд дал повторное заключение по законопроекту о пересмотре Конституции, существенно измененному Парламентом во втором чтении, должен ли этот проект пройти всю процедуру, предусмотренную ст.143 ч.(1) Конституции?"

5. Определением Конституционного суда от 7 декабря 2015 года, без вынесения решения по существу, обращение было признано приемлемым.

6. В ходе рассмотрения обращения Конституционный суд затребовал мнения Парламента, Президента Республики Молдова и Правительства.

7. В открытом пленарном заседании Конституционного суда обращение поддержал автор обращения депутат Валерий Гилецки. Правительство представлял Эдуард Сербенко, заместитель министра юстиции. Парламент представил Конституционному суду свое письменное мнение, но не направил представителя для участия в заседании.

Фактические обстоятельства

8. В республиканском консультативном референдуме от 23 мая 1999 года приняло участие 58,33% избирателей, из них 55,33% дали положительный ответ на вопрос: "Поддерживаете ли вы изменение Конституции в целях введения президентской системы правления в Республике Молдова, при которой Президент республики будет ответственен за формирование Правительства и руководство Правительством, а также за результаты правления страной?" На этот же вопрос 30,85% избирателей дали отрицательный ответ.

9. Постановлением №32 от 15 июня 1999 года Конституционный суд подтвердил результаты республиканского консультативного референдума, но постановил, что он "носит консультативный характер и его результаты не влекут юридических последствий".

10. В противоположность выбору, сделанному участниками республиканского консультативного референдума, Законом №1115-XIV от 5 июля 2000 года Парламент внес поправки в Конституцию Республики Молдова, изменив, среди прочих, и статью 78. Таким образом, если до того Президент избирался гражданами путем прямого голосования, после внесения конституционных поправок Парламент был наделен правом избирать Президента Республики Молдова 3/5 от общего числа депутатов (61 депутат).

11. Сразу после принятия конституционных поправок Парламенту в двух турах (4 и 6 декабря 2000 года) не удалось избрать Президента Республики Молдова, поскольку ни один из кандидатов не получил число голосов, необходимое для избрания главы государства. Парламент не смог избрать Президента Республики Молдова и после повторной попытки (21 декабря 2000 года) из-за неявки на заседание необходимого числа депутатов. В результате, Указом №1843 от 31 декабря 2000 года Президент Республики Молдова распустил Парламент и были назначены досрочные парламентские выборы.

12. Новый состав Парламента 4 апреля 2001 года проголосовал за Президента Республики Молдова, в соответствии со статьей 78 Конституции, в первом туре.

13. Парламент 4 апреля 2005 года избрал Президента Республики Молдова, в соответствии со статьей 78 Конституции, в первом туре.

14. В проведенных Парламентом 20 мая 2009 года очередных выборах на пост Президента Республики Молдова ни один из кандидатов не получил необходимого числа голосов. Парламенту не удалось избрать Президента Республики Молдова и на повторных выборах от 3 июня 2009 года, так как ни один из кандидатов не получил необходимого количества голосов. В результате, Указом Президента Республики Молдова №2243 от 15 июня 2009 года Парламент был распущен и назначены досрочные парламентские выборы.

15. После отставки действующего Президента 11 сентября 2009 года временное исполнение обязанностей главы государства принял на себя Председатель Парламента.

16. На очередных выборах на пост Президента Республики Молдова от 10 ноября 2009 года был выдвинут всего один кандидат, который, однако, не получил необходимого числа голосов. На пост Президента Республики Молдова в повторных выборах от 7 декабря 2009 года была предложена та же кандидатура, которая вновь не получила необходимый 61 голос.

17. В ходе референдума от 5 сентября 2010 года была предпринята попытка внести изменения в Конституцию для избрания Президента на всенародном голосовании, но из-за низкой явки избирателей его результаты не были признаны действительными.

18. В связи с этим Указом временно исполняющего обязанности Президента №563 от 28 сентября 2010 года Парламент был распущен.

19. Временное исполнение обязанностей Президента было обеспечено Председателем Парламента, избранным в этом качестве Постановлением Парламента №6 от 30 декабря 2010 года.

20. В ходе повторных выборов от 16 марта 2012 года Парламент избрал Президента Республики Молдова, в соответствии со статьей 78 Конституции, положив тем самым конец временному исполнению обязанностей Президента, длившемуся около 3 лет.

Применимое законодательство

21. Применимые положения Конституции (М.О., 1994 г., №1):

Преамбула

"[...] ПРИЗНАВАЯ правовое государство, гражданский мир, демократию, достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм высшими ценностями [...]"

Статья 1. Государство Республика Молдова

"[...]

(3) Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются."

Статья 134. Статус [Конституционного суда]

"(1) Конституционный суд - единственный орган конституционной юрисдикции в Республике Молдова.

[…]

(3) Конституционный суд гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает реализацию принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством."

Статья 135. Полномочия

"(1) Конституционный суд:

а) осуществляет по запросу контроль конституционности законов и постановлений Парламента, указов Президента Республики Молдова, постановлений и ордонансов Правительства, а также международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова;

b) дает толкование Конституции;

с) высказывается по предложениям о пересмотре Конституции; […]"

Статья 140. Решения Конституционного суда

"(1) Законы и другие нормативные акты либо их части утрачивают силу с момента принятия Конституционным судом соответствующего решения.

(2) Решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат."

Статья 141. Инициатива пересмотра

"(1) Инициатива пересмотра Конституции может исходить от:

[…]

b) не менее чем одной трети депутатов Парламента;

[…]

(2) Проекты конституционных законов представляются Парламенту только вместе с заключением Конституционного суда, принятым не менее чем четырьмя судьями."

Статья 142. Пределы пересмотра

"(1) Положения о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также о его постоянном нейтралитете могут быть пересмотрены только при их одобрении путем референдума большинством граждан, включенных в избирательные списки.

(2) Не допускается пересмотр, следствием которого было бы упразднение основных прав и свобод граждан или гарантий таковых.

(3) Конституция не может быть пересмотрена во время чрезвычайного, осадного и военного положения."

Статья 143. Закон о внесении изменений в Конституцию

"(1) Парламент вправе принять закон о внесении изменений в Конституцию не ранее шести месяцев после представления соответствующего предложения. Закон принимается двумя третями голосов депутатов.

(2) Если в течение года после представления предложения о внесении изменений в Конституцию Парламент не принял соответствующий конституционный закон, предложение считается утратившим силу."

22. Применимые положения Регламента Парламента, принятого Законом №797-XIV от 2 апреля 1996 года (опубликованного повторно 7 апреля 2007 года):

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 4 марта 2016 года №7
"О контроле конституционности некоторых положений Закона №1115-XIV от 5 июля 2000 года о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова (порядок избрания Президента) (Обращение №48b/2015)"

О документе

Номер документа:7
Дата принятия: 04/03/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04/03/2016
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №59-67, 18 марта 2016 года, Ст.10.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 9 настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия - с 4 марта 2016 года