Действует

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

от 21 января 2016 года №12

Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

В целях повышения качества корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием путем стандартизации и регламентации порядка организации взаимодействия с внешним аудитором в акционерных обществах приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности согласно приложению.

2. Управлению информационных технологий (Ю.П. Холодняков) совместно с Управлением корпоративных технологий (В.В. Семерикова) в срок до 05.02.2016 обеспечить публикацию Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности на официальном сайте Росимущества, а также размещение на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации - руководитель Росимущества

О.К.Дергунова

Утверждены Приказом Федерального агентства Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 21 января 2016 года №12

Методические рекомендации по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Введение

Взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета), в том числе его комитета по аудиту, с внешним аудитором, обеспечивающим проверку достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, является одним из важных направлений организации эффективной системы корпоративного управления общества.

Основными аспектами такого взаимодействия являются:

- Организация и проведение конкурса по выбору аудиторской фирмы, включая разработку или актуализацию порядка проведения открытого конкурса по выбору внешнего аудитора, его планирование, формирование конкурсной комиссии, подготовку документации, проведение конкурса, заключение договора с внешним аудитором и

- Взаимодействие с внешним аудитором в процессе проверки внешним аудитором достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое должно включать в себя обеспечение координирующей роли комитета по аудиту для организации эффективного рабочего взаимодействия, взаимодействие на этапе подготовки отчета по результатам аудиторской проверки, рассмотрение результатов аудита, регулярную оценку качества взаимодействия и обеспечение независимости внешнего аудитора.

В Приложение 1. Примерный процесс организации и проведения обязательного аудита" предложены примерные этапы взаимодействия, их желательные сроки и ответственные структуры/подразделения/лица.

Наиболее оптимальным представляется осуществление координирующей роли при организации и проведении внешнего аудита комитетом по аудиту, создаваемым советом директоров общества. В случае отсутствия комитета по аудиту его роль в рамках обеспечения необходимого уровня эффективности деятельности внешнего аудита может взять на себя один из членов совета директоров, обладающий необходимой квалификацией в области финансовой отчетности, внутреннего контроля.

1. Организация и проведение открытого конкурса по выбору аудиторской фирмы

Формирование отношений с внешним аудитором начинается с организации и проведения конкурса по выбору внешнего аудитора <1>, который будет оказывать обществу услуги по внешнему аудиту. Выбранная в ходе такого конкурса аудиторская фирма затем рекомендуется советом директоров (в рамках рассмотрения вопросов, подготавливаемых на годовое общее собрание акционеров) общему собранию акционеров для утверждения, как того требует Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах", в соответствии с которым общее собрание акционеров должно ежегодно утверждать организацию - внешнего аудитора. До начала конкурса Совет директоров, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" подготавливает предложения касательно размера оплаты услуг внешнего аудитора. Конкретная стоимость аудита финансовой отчетности определяется в процессе проведения конкурса и закрепляется в договоре.

--------------------------------

<1> Согласно п. 4 ст. 5 307-ФЗ от 30.12.2008 договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором. В соответствии с п. 3 указанного закона обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

В рамках данного документа рассматриваются организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия или муниципальные унитарные предприятия. Порядок подготовки документации и проведения конкурса по выбору внешнего аудитора для таких акционерных обществ регулируется нормативными документами, указанными в Приложении 2:

1.1. Разработка/актуализация порядка проведения открытого конкурса по выбору внешнего аудитора

Выбор аудитора осуществляется путем проведения открытого конкурса (регулируется статьями 48 - 53 44-ФЗ), т.е. информация о закупке сообщается обществом - организатором конкурса неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам конкурса предъявляются единые требования.

Рекомендуется в соответствии с положениями нормативных правовых актов, указанных в п. 1 настоящих Рекомендаций, разработать и утвердить внутренний документ, устанавливающий порядок проведения открытого конкурса на право заключения договора на обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Соответствующий внутренний документ (далее - Порядок) должен быть утвержден уполномоченным органом управления общества - организатора конкурса. Рекомендуется утверждать Порядок советом директоров общества, при этом документ, в частности, должен регламентировать следующие вопросы:

- планирование конкурса;

- формирование конкурсной комиссии;

- подготовку конкурсной документации;

- правила оформления и подачи заявок на конкурс;

- проведение открытого конкурса;

- заключение договора с внешним аудитором.

Инициатива по разработке/обновлению и утверждению указанного Порядка должна исходить от комитета по аудиту общества. Также, в случае отсутствия комитета по аудиту, инициатива может исходить от одного из членов совета директоров, обладающего необходимой квалификацией в области финансовой отчетности, внутреннего контроля, кандидатуру которого определил председатель совета директоров. В период, когда комитет по аудиту не сформирован и член совета директоров, ответственный за осуществление координирующей роли, председателем совета директоров не определен, инициатива по разработке/обновлению и утверждению Порядка проведения открытого конкурса на право заключения договора на обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности может исходить от структурного подразделения общества, к компетенции которого отнесен соответствующий функционал.

Целесообразно, чтобы документ был разработан/актуализирован и утвержден соответствующим уполномоченным органом общества - организатора конкурса до момента формирования конкурсной комиссии и начала подготовки конкурсной документации.

Ниже приведены краткие комментарии по возможному содержанию основных разделов Порядка (п. п. 1.2 - 1.6).

1.2. Планирование конкурса

С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг.

В соответствии со статьей 16 44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом - организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет.

Статьей 5 307-ФЗ предусмотрено проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора не реже чем один раз в пять лет <1>. Многие компании считают целесообразным проводить конкурс с заключением договора на несколько лет. В связи с этим организатор конкурса должен обеспечить контроль за корректным включением необходимой информации в план закупок.

--------------------------------

<1> "Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о договорной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения договора не является обязательным".

Формирование/изменение плана закупок осуществляется обществом в соответствии с действующей в обществе процедурой и в установленные в обществе сроки.

Размещение в единой информационной системе <1> утвержденного плана закупок производится в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.

--------------------------------

<1> Единая информационная система в сфере закупок (единая информационная система) - совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (официальный сайт). В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона №44-ФЗ до ввода ЕИС в эксплуатацию информация подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг goszakupki.ru.

1.3. Формирование конкурсной комиссии

В соответствии со статьей 39 44-ФЗ предусмотрено формирование уполномоченным органом общества - организатора закупок конкурсной комиссии, которая организует и проводит конкурс по выбору внешнего аудитора.

В связи с тем, что результаты выбора внешнего аудитора в соответствии с законодательством должны быть утверждены общим собранием акционеров, рекомендуется, чтобы в качестве уполномоченного органа выступал комитет по аудиту общества (в случае его отсутствия - совет директоров).

Конкурсную комиссию может возглавлять председатель комитета по аудиту либо другой член совета директоров. В нее могут входить члены комитета по аудиту, а также руководитель подразделения внутреннего аудита (в случае наличия данного подразделения в структуре общества).

Согласно 44-ФЗ (статья 39) конкурсную комиссию преимущественно должны составлять лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к области аудита финансовой отчетности.

В состав конкурсной комиссии может быть включен уполномоченный представитель Росимущества. Согласно приказу Росимущества от 22 февраля 2011 г. №48 (п. 2.2) при получении от организатора конкурса обращения о включении представителя Росимущества в число членов конкурсной комиссии Росимущество в срок не позднее 5 рабочих дней подготавливает соответствующее решение.

Также по запросу общества - организатора конкурса в состав конкурсной комиссии могут быть включены члены СРО (саморегулируемых организаций) аудиторских организаций.

Членами комиссии не могут быть физические лица:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ Методические рекомендации по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Введение 1. Организация и проведение открытого конкурса по выбору аудиторской фирмы 1.1. Разработка/актуализация порядка проведения открытого конкурса по выбору внешнего аудитора 1.2. Планирование конкурса 1.3. Формирование конкурсной комиссии 1.4. Подготовка документации для проведения конкурса 1.4.1. Подготовка извещения о проведении открытого конкурса 1.4.2. Подготовка конкурсной документации 1.4.3. Описание объекта закупки 1.4.4. Требования к участникам конкурса 1.4.5. Определение начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита 1.4.6. Требования к содержанию конкурсного предложения участников конкурса 1.4.7. Критерии оценки предложений участников конкурса 1.4.8. Подготовка договора на проведение обязательного аудита 1.5. Проведение открытого конкурса 1.5.1. Извещение о проведении открытого конкурса 1.5.2. Порядок подачи конкурсных заявок 1.5.3. Порядок вскрытия конкурсных заявок 1.5.4. Рассмотрение и оценка конкурсных заявок 1.5.5. Признание конкурса несостоявшимся 1.6. Заключение договора с внешним аудитором 2. Взаимодействие с внешним аудитором в процессе проверки внешним аудитором достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности 2.1. Координирующая роль комитета по аудиту для обеспечения эффективного рабочего взаимодействия <1> 2.2. Отчет по результатам аудиторской проверки 2.3. Рассмотрение результатов аудита 2.4. Регулярная оценка качества взаимодействия 2.5. Независимость внешнего аудитора Приложения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5а Приложение 5б 1. Финансово-хозяйственная деятельность Общества 2. Методика аудиторской проверки бухгалтерской отчетности общества 3. Оформление результатов аудиторской проверки 4. Перечень направлений и задач текущего финансового анализа 5. Регламент взаимодействия аудитора с обществом Приложение 5в Приложение 6 Приложение №7а Приложение №7б Приложение №7в

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального агентства Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 21 января 2016 года №12
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности"

О документе

Номер документа:12
Дата принятия: 21/01/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:21/01/2016
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Нет сведений