Утратил силу

Документ утратил силу с 22 августа 2017 года в соответствии с пунктом 2 Приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года №345

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 26 марта 2015 года №346

Об утверждении Правил метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан.

2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:

1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Аділет";

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Ж.Касымбек

Согласован

Министром энергетики Республики Казахстан

24 апреля 2015 года

 

В.Школьник

Утверждены Приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года №346

Правила метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан

1. Общие положения

1. Правила метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон), а также на основании международных стандартов и рекомендуемой практики Международной гражданской авиации (далее - ИКАО) в области метеорологического обеспечения, изложенных в приложении 3 к Конвенции о международной гражданской авиации и Техническом регламенте Всемирной метеорологической организации (далее - ВМО).

2. Основные определения и термины, используемые в настоящих Правилах:

1) абсолютная высота (сокращенная аббревиатура на английском языке ALT (далее - ALT) - расстояние по вертикали от среднего уровня моря (сокращенная аббревиатура на английском языке MSL (далее - MSL) до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

2) авиационная фиксированная служба (сокращенная аббревиатура на английском языке AFS (далее - AFS) - служба электросвязи между определенными фиксированными пунктами, предназначенная, главным образом, для обеспечения безопасности аэронавигации, а также регулярности, эффективности и экономичности воздушных сообщений;

3) сеть авиационной фиксированной электросвязи (сокращенная аббревиатура на английском языке AFTN (далее - AFTN) - всемирная система авиационных фиксированных цепей, являющаяся частью авиационной фиксированной службы и предусматривающая обмен сообщениями и (или) цифровыми данными между авиационными фиксированными станциями с аналогичными или совместимыми связными характеристиками;

4) авиационные работы - специализированные операции, выполняемые эксплуатантом с применением гражданских воздушных судов в интересах других физических и (или) юридических лиц;

5) авиационная метеорологическая станция - станция, предназначенная для проведения наблюдений и составления метеорологических сводок, подлежащих использованию в международной аэронавигации;

6) авиационный пользователь - эксплуатанты, члены летного экипажа, органы обслуживания воздушного движения, органы поисково-спасательной службы, администрации аэропортов и другие организации, физические и (или) юридические лица, использующие метеорологическую информацию в авиационных целях;

7) автоматическое зависимое наблюдение (сокращенная аббревиатура на английском языке ADS (далее - ADS) - метод наблюдения, в соответствии с которым воздушные суда автоматически представляют по линии передачи данных информацию, полученную от бортовых навигационных систем и систем определения местоположения, включая опознавательный индекс воздушного судна, данные о его местоположении в четырех измерениях и, при необходимости, дополнительные данные;

8) аспекты человеческого фактора - принципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, эксплуатационной деятельности и технического обслуживания в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека;

9) всемирная система зональных прогнозов (далее - ВСЗП) - всемирная система, обеспечивающая представление в единообразной стандартизированной форме авиационных метеорологических прогнозов по маршруту всемирными центрами зональных прогнозов;

10) всемирный центр зональных прогнозов (далее - ВЦЗП) - метеорологический центр, предназначенный для подготовки и рассылки непосредственно государствам прогнозов особых явлений погоды, высотных прогнозов в цифровой форме в мировом масштабе, используя соответствующие возможности авиационной фиксированной службы;

11) превышение - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до точки или уровня земной поверхности или связанного с ней объекта;

12) правила полетов по приборам (далее - ППП) - правила, предусматривающие выполнение полетов по пилотажно-навигационным приборам при обязательном контроле со стороны органов обслуживания воздушного движения и обеспечение ими установленных интервалов эшелонирования между воздушными судами;

13) сборник аэронавигационной информации (сокращенная аббревиатура на английском языке AIP (далее - AIP) - выпущенная или санкционированная государством публикация, которая содержит долгосрочную аэронавигационную информацию, имеющую важное значение для аэронавигации;

14) Соответствующий полномочный орган обслуживания воздушного движения - назначенный государством соответствующий полномочный орган, на который возложена ответственность за обеспечение обслуживания воздушного движения в пределах данного воздушного пространства;

15) аэродром - определенный участок земной или водной поверхности (включая здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов;

16) район аэродрома - воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местности в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскости;

17) аэродромный диспетчерский пункт - орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания аэродромного движения;

18) контрольная точка аэродрома - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома;

19) превышение аэродрома - абсолютная высота наивысшей точки взлетно-посадочной полосы (самой высокой точки посадочной площади);

20) аэродромная климатологическая таблица - таблица, содержащая статистические данные о результатах наблюдения за одним или несколькими метеорологическими элементами на аэродроме;

21) аэродромная климатологическая сводка - краткое изложение результатов наблюдения за определенными метеорологическими элементами на аэродроме, основанное на статистических данных;

22) аэродромный метеорологический орган - орган, который предназначен для метеорологического обеспечения международной аэронавигации на аэродроме;

23) воздушное судно - любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности;

24) наблюдение с борта воздушного судна - оценка одного или нескольких метеорологических элементов, произведенная на борту воздушного судна, находящегося в полете;

25) командир воздушного судна - пилот, назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем воздушного судна выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета;

26) орган обслуживания воздушного движения - общий термин, означающий в соответствующих случаях орган диспетчерского обслуживания воздушного движения, центр полетной информации или пункт сбора донесений, касающихся обслуживания воздушного движения;

27) воздушная трасса - воздушное пространство в виде коридора, предназначенное для полетов воздушных судов и оборудованное аэронавигационными устройствами;

28) преобладающая видимость - наибольшее значение видимости, наблюдаемой в соответствии с определением термина "видимость", которое достигается в пределах половины линии горизонта либо в пределах половины поверхности аэродрома. Обозреваемое пространство может включать в себя смежные или несмежные секторы.

Это значение может определяться людьми, ведущими наблюдение, и/или с помощью инструментальных систем. В тех случаях, когда приборы установлены, они используются для наилучшей оценки преобладающей видимости;

29) высотная карта - метеорологическая карта для определенной высотной поверхности или атмосферного слоя;

30) прогноз (погоды) - описание метеорологических условий, ожидаемых в определенный момент или период времени в определенной зоне, или части воздушного пространства;

31) прогностическая карта - графическое изображение на карте прогноза, определенного(ых) метеорологического(их) элемента(ов) на определенный момент или период времени для определенной поверхности или части воздушного пространства;

32) донесение с борта (воздушного судна) - донесение с борта воздушного судна, находящегося в полете, которое составлено в соответствии с требованиями в отношении сообщения данных о местоположении, ходе выполнения полета и (или) метеорологических условиях;

33) брифинг (англ. Briefing, от brief - краткий) - предполетное информационно-консультативное обслуживание летных экипажей воздушных судов;

34) уровень - общий термин, относящийся к положению в вертикальной плоскости находящегося в полете воздушного судна и означающий в соответствующих случаях относительную высоту, абсолютную высоту или эшелон полета;

35) диспетчерский район - контролируемое воздушное пространство, простирающееся вверх от установленной над земной поверхностью границы;

36) необорудованная взлетно-посадочная полоса - взлетно-посадочная полоса, предназначенная для воздушных судов, выполняющих визуальный заход на посадку;

37) местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа до 200 метров в радиусе 25 километров;

38) диспетчерский пункт подхода (далее - ДПП) - орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания контролируемых полетов воздушных судов, прибывающих на один или несколько аэродромов или вылетающих с них;

39) консультативный центр по вулканическому пеплу (сокращенная аббревиатура на английском языке VAAC (далее - VAAC) - метеорологический центр, назначенный в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением для предоставления консультативной информации органам метеорологического слежения, районным диспетчерским центрам, центрам полетной информации, ВЦЗП и международным банкам ОРМЕТ относительно горизонтальной и вертикальной мощности и прогнозируемого перемещения вулканического пепла в атмосфере после вулканических извержений;

40) местная воздушная линия (далее - MBЛ) - коридор в нижнем воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине и предназначенный для выполнения полетов воздушных судов;

41) инцидент - любое событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием воздушного судна, которое влияет или могло бы повлиять на безопасность эксплуатации;

42) консультация - обсуждение с метеорологом или другим специалистом фактических и (или) ожидаемых метеорологических условий, связанных с выполнением полета (обсуждение включает ответы на вопросы);

43) зона приземления - участок взлетно-посадочной полосы за ее порогом, предназначенный для первого касания взлетно-посадочной полосы приземляющимися самолетами;

44) запасной аэродром - аэродром, куда может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно следовать до аэродрома намеченной посадки или производить на нем посадку, на котором имеются необходимые виды и средства обслуживания, соответствующие техническим характеристикам воздушного судна, и который находится в рабочем состоянии в ожидаемое время использования.

Запасной аэродром при взлете - аэродром, на котором воздушное судно сможет произвести посадку, если в этом возникает необходимость вскоре после взлета и не представляется возможным использовать аэродром вылета.

Запасной аэродром на маршруте - аэродром, на котором воздушное судно сможет произвести посадку в том случае, если во время полета по маршруту оказалось, что необходимо уйти на запасной аэродром.

Запасной аэродром пункта назначения - аэродром, на котором сможет произвести посадку воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно производить посадку на аэродроме намеченной посадки;

45) видимость - видимость для авиационных целей представляет собой наибольшую из следующих величин:

наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли, при его наблюдении на светлом фоне (a);

наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать огни силой света около 1000 кд на неосвещенном фоне (b).

Эти два расстояния имеют различные значения в воздухе с заданным коэффициентом поглощения, причем последнее (b) зависит от освещенности фона, а первое (а) характеризуется метеорологической оптической дальностью видимости (MOR);

46) крейсерский эшелон - эшелон, выдерживаемый в течение значительной части полета;

47) сложные метеорологические условия - условия, при которых метеорологическая видимость составляет 2000 метров и менее и (или) высота нижней границы облаков 200 метров и ниже при их общем количестве более двух октантов;

48) пункт передачи донесения - определенный географический ориентир, относительно которого может быть сообщено местоположение воздушного судна;

49) метеорологическая информация - метеорологическая сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающиеся фактических или ожидаемых метеорологических условий;

50) метеорологическое наблюдение - оценка одного или нескольких метеорологических элементов;

51) репрезентативность метеорологических наблюдений - характерность (показательность) метеорологических данных для состояния атмосферы, определяемых (измеряемых) на аэродроме;

52) метеорологический бюллетень - текст, включающий метеорологическую информацию под соответствующим заголовком;

53) метеорологическая сводка - сообщение о результатах наблюдений за метеорологическими условиями, относящимися к определенному времени и месту;

54) метеорологический орган "Поставщик МЕТ обслуживания" - орган, предназначенный для метеорологического обеспечения международной аэронавигации;

55) метеорологический спутник - искусственный спутник Земли, проводящий метеорологические наблюдения и передающий результаты этих наблюдений на Землю;

56) метеорологический полномочный орган - полномочный орган, осуществляющий метеорологическое обеспечение международной аэронавигации или организующий такое обеспечение от имени договаривающегося государства;

57) инструктаж - устная консультация по фактическим и/или ожидаемым метеорологическим условиям;

58) октант - восьмая часть небесного свода;

59) орография - описание различных элементов рельефа (хребтов, возвышенностей, котловин и тому подобное) и их классификация по внешним признакам вне зависимости от происхождения;

60) турбулентное движение среды - это такое состояние потока, при котором, характеризующие его величины испытывают случайные изменения во времени и в пространстве, такие, что можно определить их статистические типичные средние характеристики;

61) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;

62) радиовещательная передача ATIS (сокращенная аббревиатура на английском языке ATIS (далее - ATIS) - регулярная радиовещательная передача, предназначенная для оперативного обеспечения экипажей воздушных судов в районе аэродрома необходимой метеорологической и полетной информацией;

63) репрезентативные наблюдения - наблюдения, в максимальной степени свободные от местных влияний и характеризующие состояние атмосферы в большом районе, наблюдения показательные для общего синоптического положения;

64) относительная высота - расстояние по вертикали от указанного исходного уровня до уровня, точки или объекта, принятого за точку;

65) управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству (ИСО 9000*);

66) общее руководство качеством - те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества, в рамках системы качества (ИСО 9000*);

67) обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые как необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству (ИСО 9000*);

68) минимальная абсолютная высота в секторе - наименьшая абсолютная высота, которая может быть использована и которая будет обеспечивать минимальный запас высоты 300 метров (1000 футов) над всеми объектами, находящимися в секторе круга радиусом 46 км (25 морских миль), в центре которого расположено радионавигационное средство;

69) стандартная изобарическая поверхность - изобарическая поверхность, используемая во всемирном масштабе для графического представления и анализа атмосферных условий;

70) горный аэродром - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 метров и более в радиусе 25 километров от контрольной точки аэродрома (далее - КТА), а также аэродром, расположенный на высоте 1000 метров и более над уровнем моря;

71) местность холмистая - местность с относительным превышением рельефа от 200 до 500 метров в радиусе 25 километров;

72) местность горная - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 метров и более в радиусе 25 километров, а также местность с превышением над уровнем моря 2000 метров и более;

73) видимость вертикальная - максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности;

74) тропический циклон - общий термин для обозначения не фронтального циклона синоптического масштаба, зарождающегося в океане тропической или субтропической зоны с выраженной конвективной и развитой циклонической циркуляцией приземного ветра;

75) консультативный центр по тропическим циклонам - метеорологический центр, назначенный в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением для предоставления консультативной информации органам метеорологического слежения, ВЦЗП и международным банкам ОРМЕТ относительно местонахождения, прогнозируемого направления и скорости с перемещения, давления в центре и максимального приземного ветра тропического циклона;

76) турбулентность - движение воздуха, при котором воздушные частицы совершают неустановившееся беспорядочное перемещение по сложным траекториям. В атмосфере турбулентное движение обычно характеризуется наличием вихрей различных размеров, перемещающихся с различной скоростью в общем (среднем) воздушном потоке. Вихревой характер движения воздуха обуславливает наличие в турбулентной зоне знакопеременных пульсаций скорости ветра, в том числе пульсаций вертикальной составляющей ветра, оказывающих существенное влияние на полет воздушного судна;

77) аэродром временный - аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенный период года и не имеющий стационарных сооружений и оборудования, но подлежащий учету и регистрации в установленном порядке;

78) район полетной информации (далее - РПИ) - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечиваются полетное информационное обслуживание и аварийное оповещение;

79) центр полетной информации - орган, предназначенный для обеспечения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения;

80) летное поле - часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения;

81) руководство полетами - осуществление полномочий в отношении начала, продолжения или окончания полета, а также изменения маршрута в интересах безопасности воздушного судна, регулярности и эффективности полета;

82) план полета - документ установленной формы, содержащий определенные сведения о намеченном полете или части полета воздушного судна, предоставляемые пилотом, экипажем или эксплуатантом органам обслуживания воздушного движения и (или) управления воздушным движением;

83) взлетно-посадочная полоса (далее - ВПП) - определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов;

84) дальность видимости на ВПП (сокращенная аббревиатура на английском языке RVR) - расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировочные знаки на поверхности ВПП или огни, ограничивающие ВПП или обозначающую ее осевую линию;

85) порог взлетно-посадочной полосы - начало участка ВПП, которая может использоваться для посадки;

86) безопасная высота полета - минимально допустимая высота полета, гарантирующая воздушное судно от столкновения с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней;

87) полетная документация - написанные от руки или отпечатанные документы, в том числе карты или формы, которые содержат метеорологическую информацию для полета;

88) облако, значимое для полетов - облако с нижней границей на высоте 1 500 метров (5 000 фут) или ниже наибольшей минимальной высоты в секторе в зависимости оттого, что больше, или кучево-дождевое облако или башенкообразное кучевое облако на любой высоте;

89) член летного экипажа - имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени;

90) эшелон полета - поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к установленной величине давления 1013,2 гектопаскаля (гПа) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов давления.

Барометрический высотомер, градуированный в соответствии со стандартной атмосферой:

при установке на QNH будет показывать абсолютную высоту;

при установке на QFE будет показывать относительную высоту над опорной точкой QFE;

при установке на давление 1013,2 (гПа) может использоваться для указания эшелонов полета.

Термины "относительная высота" и "абсолютная высота", означают приборные, а не геометрические относительные и абсолютные высоты;

91) данные в узлах регулярной сетки в цифровой форме - обработанные на электронной вычислительной машине метеорологические данные для группы равномерно расположенных на карте точек, предназначенные для передачи от одной метеорологической электронной вычислительной машины другой в кодовой форме, пригодной для использования в автоматизированных системах;

92) прогноз ориентировочный - прогноз, составленный по аэросиноптическим материалам при отсутствии исходной метеорологической информации;

93) правила визуальных полетов (далее - ПВП) - правила, при которых соблюдаются установленные интервалы между воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе путем визуального наблюдения пилотом за воздушной обстановкой;

94) координационный центр поиска и спасания - орган, несущий ответственность за обеспечение эффективной организации работы поисково-спасательной службы и за координацию проведения поисково-спасательных операций в пределах района поиска и спасания;

95) орган поисково-спасательной службы - общий термин, означающий при различных обстоятельствах координационный центр поиска и спасания, вспомогательный центр поиска и спасания или пост аварийного оповещения;

96) информация AIRMET (аббревиатура на английском языке AIRMET (далее - AIRMET) - выпускаемая органом метеорологического слежения информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов на малых высотах, и которые не были включены в прогноз, составленный для полетов на малых высотах в соответствующем районе полетной информации или его субрайоне;

97) зональный прогноз (аббревиатура на английском языке GAMET (далее - GAMET) - прогноз, составляемый открытым текстом с сокращениями для полетов на малых высотах, применительно к району полетной информации или его субрайону аэродромным метеорологическим органом, назначенным метеорологическим полномочным органом, и передаваемый аэродромным метеорологическим органам соседних районов полетной информации по соглашению с метеорологическим полномочным органом;

98) информация ОРМЕТ - данные наблюдений и прогнозы, используемые для обеспечения полетов воздушных судов;

99) информация SIGMET (аббревиатура на английском языке SIGMET (далее - SIGMET) - информация о фактическом или ожидаемом возникновении определенных явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полетов воздушных судов, выпускаемая метеорологическим органом слежения;

100) давление на аэродроме QFE (аббревиатура на английском языке QFE (далее - QFE) - атмосферное давление в миллиметрах ртутного столба (далее - мм.рт. ст.) или гектопаскалях (далее - гПа) на уровне порога ВПП;

101) давление QNH (аббревиатура на английском языке QNH (далее - QNH) - атмосферное давление в гектопаскалях, приведенное к среднему уровню моря для стандартной атмосферы;

102) VOLMET- метеорологическая информация для воздушных судов, находящихся в полете.

Линия передачи данных VOLMET (D-VOLMET). Предоставление текущих регулярных метеорологических сводок по аэродрому (METAR) и специальных метеорологических сводок по аэродрому (SPECI), прогнозов по аэродрому (TAF), информации SIGMET, специальных донесений с борта и, при наличии, сообщений AIRMET по линии передачи данных.

Радиовещательная передача VOLMET. Предоставление в соответствующих случаях текущих сводок METAR, SPECI, прогнозов TAF и информации SIGMET посредством непрерывной и повторяющейся речевой радиопередачи.

2. Организация метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан

Параграф 1. Цель, определение и предоставление метеорологического обеспечения

3. Целью метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан является содействие безопасному, регулярному и эффективному выполнению полетов, которая достигается путем снабжения эксплуатантов, членов летного экипажа, органов обслуживания воздушного движения (далее - ОВД), органов поисково-спасательной службы, администрации аэропортов и других органов, связанных с выполнением и обеспечением полетов, метеорологической информацией, необходимой для выполнения их функций.

4. Организацию представления метеорологического обслуживания международной аэронавигации осуществляет метеорологический полномочный орган.

5. Метеорологический полномочный орган организует метеорологическое обеспечение для снабжения пользователей: эксплуатантов, членов летного экипажа, органов ОВД, поисково-спасательных служб, администраций аэропортов и других органов, связанных с осуществлением или обеспечением полетов, метеорологической информацией, необходимой для выполнения их функций.

6. Метеорологический полномочный орган организует деятельность аэродромных метеорологических органов в соответствии с требованиями настоящих Правил в отношении предоставления метеорологического обслуживания для удовлетворения потребностей авиационных пользователей.

7. Метеорологический полномочный орган проводит консультации с эксплуатантами, органами ОВД и другими службами гражданской авиации по вопросам организации метеорологического обеспечения.

8. Метеорологическим полномочным органом обеспечивается соблюдение требований ВМО к квалификации и подготовке персонала, осуществляющего метеорологическое обеспечение гражданской авиации.

9. Метеорологический полномочный орган осуществляет методическое руководство деятельностью всех аэродромных метеорологических органов.

10. Метеорологический полномочный орган обеспечивает соблюдение аэродромными метеорологическими органами высокого качества наблюдений и правильного функционирование приборов и средств отображения метеорологической информации.

11. Контроль и надзор за предоставлением метеорологического обеспечения полетов в сфере гражданской авиации, а также проверку деятельности и качества предоставляемых услуг осуществляет уполномоченный орган в сфере гражданской авиации в соответствии с пп.31 п.1 ст.14 Закона.

12. Между сторонами, представляющими и использующими метеорологическую информацию, по вопросам, имеющим значение для предоставления метеорологического обслуживания авиационных пользователей, поддерживается постоянная связь.

13. Официальными данными о фактической и прогностической погоде на аэродроме, на основании которых принимаются решения на вылет, взлет и посадку воздушных судов, являются данные, представленные аэродромным метеорологическим органом.

14. Метеорологическое обеспечение авиационных пользователей на конкретном аэродроме осуществляется аэродромным метеорологическим органом, в соответствии с Инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, утвержденной аэродромным метеорологическим органом и согласованной с органами ОВД и администрацией аэропорта, которая разрабатывается по типовой схеме инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

Параграф 2. Управление качеством метеорологической информации

15. Метеорологический полномочный орган обеспечивает разработку и внедрение организованной надлежащим образом системы качества, которая включает правила, процессы и ресурсы, необходимые для осуществления общего руководства качеством метеорологической информации, предоставляемой пользователям.

16. Система качества, предусмотренная пунктом 15 настоящих Правил, должна соответствовать стандартам обеспечения качества серии 9000 Международной организации по стандартизации (ИСО) и быть сертифицирована уполномоченным органом в области системы управления качества.

17. Система качества должна отвечать установленным требованиям национальных и международных документов, регламентирующих метеорологическое обслуживание международной аэронавигации.

18. Система качества должна гарантировать пользователям, что предоставляемая метеорологическая информация отвечает установленным требованиям, касающимся географической и пространственной зоны ее действия, формата и содержания, времени и частоты выпуска и срока действия информации, а также точности измерений, наблюдений и прогнозов. В том случае, когда система качества показывает, что подлежащая предоставлению пользователям метеорологическая информация не отвечает установленным требованиям, и отсутствуют соответствующие автоматические процедуры коррекции ошибок, такая информация не должна предоставляться пользователям, если это не санкционировано отправителем.

19. Система качества должна предусматривать процедуры проверки и подтверждения и средства контроля соблюдения предписанных графиков передачи отдельных сообщений и/или бюллетеней, подлежащих обмену, а также сроков их представления для передачи. Система качества должна быть способной обнаруживать чрезмерное время прохождения полученных сообщений и бюллетеней.

20. Метеорологический полномочный орган осуществляет подтверждение соответствия применяемой системы качества путем организации внутреннего и внешнего аудита.

21. Метеорологический полномочный орган определяет и принимает необходимые меры для устранения причины обнаруженного несоответствия стандартам качества ИСО 9000:2000.

Параграф 3. Уведомления, требуемые от пользователей

22. Эксплуатант, нуждающийся в метеорологическом обеспечении или изменении характера метеорологического обеспечения, уведомляет об этом метеорологический полномочный орган или соответствующие аэродромные метеорологические органы. Минимальный срок уведомления устанавливается по соглашению между метеорологическим полномочным органом и эксплуатантом.

23. Метеорологический полномочный орган уведомляется эксплуатантом в случаях если:

1) планируются открытие новых маршрутов или выполнение новых видов полетов;

2) расписание регулярных рейсов вносятся изменения длительного характера;

3) планируются другие изменения, влияющие на характер метеорологического обеспечения.

В уведомлении содержатся все сведения, необходимые метеорологическому органу для планирования соответствующих изменений.

24. Эксплуатанты или члены летного экипажа уведомляют аэродромный метеорологический орган в следующих случаях:

1) о расписании полетов;

2) при планировании выполнения нерегулярных рейсов;

3) при задержке рейсов, выполнении их раньше назначенного времени или отмене.

25. Уведомление об отдельных рейсах, направляемое аэродромному метеорологическому органу, содержит следующую информацию (в случае регулярных рейсов, по соглашению между аэродромным метеорологическим органом и эксплуатантом, вся эта информация или ее часть не указываются):

1) аэропорт вылета и расчетное время вылета;

2) пункт назначения и расчетное время прибытия;

3) заданный маршрут полета и расчетное время прибытия на промежуточный (ые) аэродром (ы) и вылета с него (них);

4) необходимые запасные аэродромы, взятые из соответствующего перечня, содержащегося в региональном аэронавигационном плане;

5) крейсерский эшелон;

6) тип полета (по правилам визуальных полетов или полетов по приборам);

7) тип метеорологической информации, требующейся для представления члену летного экипажа (полетная документация или консультация);

8) время проведения консультации и (или) представления полетной документации.

Параграф 4. Информация ВЦЗП

26. ВСЗП обеспечивает метеорологический полномочный орган и других потребителей глобальными авиационными прогнозами метеорологических условий на маршруте в цифровой форме с помощью всеобъемлющей взаимосвязанной, всемирной и единообразной системы в рентабельной форме с использованием преимуществ, обеспечиваемых внедряемыми технологиями.

27. Метеорологический полномочный орган обеспечивает аэродромным метеорологическим органам доступ к продукции, распространяемой в рамках ВСЗП: от ВЦЗП и (или) региональных центров зональных прогнозов (далее - РЦЗП).

28. ВЦЗП в рамках системы зональных прогнозов:

1) подготавливает в узлах регулярной сетки для всех требуемых уровней глобальные прогнозы:

кучево-дождевых облаков;

обледенения;

турбулентности;

ветра на высотах;

температуры и влажности на высотах;

геопотенциальной абсолютной высоты эшелонов полета;

высоты тропопаузы в единицах эшелона полета и температуры тропопаузы;

направления и скорости максимального ветра и его высоты в единицах эшелона полета;

2) подготавливает глобальные прогнозы особых явлений погоды (SIGWX) в цифровой форме;

3) рассылает прогнозы, указанные в подпунктах 1) и 2) данного пункта, в цифровой форме метеорологическому полномочному органу и другим пользователям;

4) принимает информацию об аварийном выбросе радиоактивных материалов в атмосферу от своего соответствующего регионального специализированного метеорологического центра ВМО, в целях включения этой информации в прогнозы SIGWX (особые явления погоды (сокращенная аббревиатура на английском языке SIGWX (далее - SIGWX);

5) устанавливает и поддерживает контакты с VAAC для обмена информацией о вулканической деятельности с целью координации включения информации о вулканических извержениях в прогнозы SIGWX.

29. Глобальные прогнозы ВЦЗП метеорологических условий представляют собой прогнозы для всех требуемых уровней:

1) ветра на высотах;

2) температуры и влажности воздуха на высотах;

3) геопотенциальной абсолютной высоты эшелонов полета;

4) высоты тропопаузы в единицах эшелона полета и температуры тропопаузы;

5) направления и скорости максимального ветра и его высоты в единицах эшелона полета;

6) прогнозы особых явлений погоды (SIGWX) в цифровой форме.

30. Аэродромные метеорологические органы, используя данные ВСЗП в кодовой форме BUFR, немедленно уведомляют соответствующий ВЦЗП о тех случаях, когда применительно к подготовленным ВЦЗП прогнозам SIGWX выявляются или сообщаются значительные расхождения, касающиеся:

1) обледенения, турбулентности, кучево-дождевых облаков, которые являются скрытыми, частыми, маскированными или происходят вдоль линии шквала, и песчаных бурь/пыльных бурь;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан 1. Общие положения 2. Организация метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан Параграф 1. Цель, определение и предоставление метеорологического обеспечения Параграф 2. Управление качеством метеорологической информации Параграф 3. Уведомления, требуемые от пользователей Параграф 4. Информация ВЦЗП Параграф 5. Аэродромные метеорологические органы. 3. Метеорологические наблюдения и сводки Параграф 1. Общие требования к организации метеорологических наблюдений Параграф 2. Регулярные и специальные наблюдения и сводки Параграф 3. Содержание и формат сводок Параграф 4. Распространение метеорологических сводок Параграф 5. Приземный ветер и ветер на высотах Параграф 6. Видимость Параграф 7. Дальность видимости на ВПП Параграф 8. Текущая погода Параграф 9. Облачность и представление данных в сводках Параграф 10. Температура воздуха и температура точки росы Параграф 11. Атмосферное давление Параграф 12. Дополнительная информация Параграф 13. Наблюдения с помощью метеорологических спутников Параграф 14. Наблюдения с помощью метеорологических радиолокаторов Параграф 15. Автоматизированные системы производства метеорологических наблюдений 4. Наблюдения и донесения с бортов воздушных судов Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Наблюдения с борта воздушных судов Параграф 3. Регулярные наблюдения с борта воздушных судов Параграф 4. Специальные и другие нерегулярные наблюдения с борта воздушных судов Параграф 5. Содержание донесений с борта воздушных судов Параграф 6. Обмен донесениями с борта воздушных судов Параграф 7. Регистрация данных наблюдений с борта воздушных судов 5. Авиационные прогнозы погоды Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Прогнозы по аэродрому Параграф 3. Прогнозы для посадки типа "тренд" Параграф 4. Прогнозы для взлета Параграф 5. Прогнозы по маршрутам и районам полетов Параграф 6. Прогнозы Всемирной системы зональных прогнозов Параграф 7. Прогнозы особых явлений погоды в виде карт, выпускаемые в Республике Казахстан Параграф 8. Прогнозы по маршрутам и районам полетов на малых высотах Параграф 9. Зональные прогнозы для полетов на малых высотах GAMET Параграф 10. Зональные прогнозы для полетов на малых высотах в картографической форме Параграф 11. Прогнозы по маршрутам и районам полетов на малых высотах в форме открытого текста 6. Информация SIGMET и AIRMET, предупреждения об опасных метеорологических условиях и явлениях погоды, предупреждения по аэродрому, предупреждения и оповещения о сдвиге ветра Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Информация SIGMET Параграф 3. Информация AIRMET Параграф 4. Предупреждения по аэродрому Параграф 5. Предупреждения и оповещения о сдвиге ветра Параграф 6. Предупреждения по маршрутам и районам полетов ниже эшелона полета 100 (или ниже эшелона 150 в горных районах) в форме открытого текста 7. Метеорологическое обеспечение экипажей воздушных судов Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Инструктаж, консультация и показ информации Параграф 3. Полетная документация Параграф 4. Предоставление информации для обеспечения полетов на высотах ниже нижнего эшелона 100 (или, при необходимости, до эшелона 150, или выше в горных районах) Параграф 5. Особенности метеорологического обеспечения авиационных работ, полетов в горной местности, полетов вертолетов на морские суда и платформы в открытом море Параграф 6. Автоматизированные системы предполетной подготовки Параграф 7. Информация для экипажей воздушных судов, находящихся в полете 8. Информация для органов обслуживания воздушного движения, поисково-спасательной службы и служб аэронавигационной информации Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Информация для органов обслуживания воздушного движения Параграф 3. Информация для органов управления производством Параграф 4. Информация для организаций, задействованных в поисково-спасательном обеспечении полетов Параграф 5. Действия, требуемые от метеорологического органа, в случае авиационных происшествий и инцидентов Параграф 6. Информация для органов службы аэронавигационной информации 9. Требования к связи и ее использование при распространении метеорологической информации Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Распространение метеорологической информации на аэродроме Параграф 3. Обмен метеорологической информацией между аэродромами Параграф 4. Распространение информации OPMET средствами AFTN Параграф 5. Получение информации OPMET по Интернету Параграф 6. Использование вещательных передач для распространения метеорологической информации Параграф 7. Линии передачи авиационных данных: сообщения D-VOLMET Параграф 8. Радиовещательные передачи VOLMET 10. Авиационная климатологическая информация Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года №346
"Об утверждении Правил метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан"

О документе

Номер документа:346
Дата принятия: 26/03/2015
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:04/07/2015
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:22/08/2017

Документ утратил силу с 22 августа 2017 года в соответствии с пунктом 2 Приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 июня 2017 года №345

Опубликование документа

Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан "Адилет" от 23 июня 2015 года;

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 5 июня 2015 года №11277.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 4 июля 2015 года.

Приложения к документу

Приложение 2 к Приказу от 26.03.2015 №346

Приложение 5 к Приказу от 26.03.2015 №346