Утратил силу

Документ утратил силу с 14 июня 2018 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2018 года №347

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 24 декабря 2014 года №1378

Об утверждении Программы по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года

(В редакции Постановления Правительства Республики Казахстан от 14.07.2016 г. №400)

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года (далее - Программа).

2. Министерству национальной экономики Республики Казахстан совместно с центральными и местными исполнительными органами обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам представлять информацию о ходе реализации Программы в соответствии с Правилами разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития Республики Казахстан, государственных и правительственных программ, стратегических планов государственных органов, программ развития территорий, а также разработки, реализации и контроля Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года №931.

(Пункт 3 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14.07.2016 г. №400)

(см. предыдущую редакцию)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Сагинтаева Б.А.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

К.Масимов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2014 года №1378

Программа по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года

1. Паспорт Программы

Наименование

Программа по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года

Основание для разработки

Поручение Президента Республики Казахстан от 6 августа 2014 года №01-7.9 (ХТ) (пункт 3.1.3);

Стратегия "Казахстан - 2050": новый политический курс состоявшегося государства;

Концепция по вхождению в число 30-ти самых развитых государств мира, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года №732.

Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию Программы

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

Цели

Формирование конкурентоспособной сферы услуг путем повышения качества, доступности, увеличения производительности и экспорта сферы услуг

Целевые индикаторы

1. Производительность труда в сфере услуг, тенге в час.

2. Доля сферы услуг в ВВП, %.

3. Количество занятых в сфере услуг, тыс. чел.

4. Рост экспорта услуг, % к уровню 2013 года.

Задачи

1. Развитие торгового сектора сферы услуг.

2. Развитие услуг в секторе транспорта и логистики.

3. Развитие рынка туристических услуг.

4. Развитие услуг в секторе операции с недвижимым имуществом.

5. Развитие профессиональных услуг.

6. Развитие услуг сектора информации и связи.

7. Развитие финансовых услуг.

8. Развитие услуг в секторе образования.

9. Развитие услуг в секторе здравоохранения.

10. Совершенствование институциональных основ регулирования сферы услуг.

Сроки реализации

2015 - 2019 годы.

Источники и объемы финансирования

Финансовые затраты на реализацию Программы предусматриваются за счет республиканского бюджета, а также за счет частных средств.

Объемы финансирования Программы за счет республиканского бюджета будут уточняться при утверждении республиканского бюджета на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

(В раздел 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14.07.2016 г. №400)

(см. предыдущую редакцию)

2. Введение

Программа по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Главы государства, данного на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2014 года.

По мере роста благосостояния страны сервисная экономика начинает играть ключевую роль в обеспечении экономического роста и занятости. В последнее время отрасли услуг оказывают решающее влияние на экономическую динамику как развитых, так и развивающихся стран. Вклад сферы услуг в экономический рост опережает вклад отраслей реального сектора.

В сфере услуг создается больше высококвалифицированных рабочих мест, чем в других отраслях экономики. Значительная часть малого и среднего бизнеса осуществляет свою деятельность в сфере услуг. Сфера услуг оказывает компенсирующую роль при снижении занятости в традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

Перераспределение человеческого капитала из менее эффективных секторов в сферу услуг повышает производительность экономики, доходы населения и продуктивную занятость. Вовлечение населения в генерацию экономического роста в рамках сектора услуг позволяет обеспечить принцип инклюзивности.

В Казахстане сфера услуг уже сегодня составляет почти 54 % валового внутреннего продукта (далее - ВВП), но это значительно ниже показателей развитых стран.

В Стратегии "Казахстан - 2050": новый политический курс состоявшегося государства" Главой государства поставлена цель войти в число 30-ти самых развитых государств мира к 2050 году. В рамках Стратегии "Казахстан - 2050" сфера услуг должна составить около 70 % ВВП.

Развитие сферы услуг окажет мультипликативный эффект на реальный сектор экономики, повышение конкурентоспособности и экспортной ориентированности экономики в целом.

В Программе предусмотрены комплексные меры по развитию секторов сферы услуг, а также по институциональному развитию сферы услуг в целом.

Программа направлена на развитие следующих 9 основных секторов, которые вносят основной вклад в ВВП: торговля (15,4 %), транспорт и логистика (7,8 %), туризм (1,6 %), операции с недвижимостью (8,6 %), профессиональные услуги (4,3 %), информация и связь (2,7 %), финансовая и страховая деятельность (2,8 %), образование (2,9 %), здравоохранение (1,6 %).

Таким образом, Программа дополнит меры, принимаемые в рамках существующих программ (государственные программы инфраструктурного развития "Нурлы Жол", развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы, развития образования, здравоохранения, концепции развития финансового сектора, развития туристской отрасли, Дорожной карты бизнеса 2020 и другие).

3. Анализ текущей ситуации развития сфер услуг в Республике Казахстан

1. В Казахстане в течение последних 20 лет сфера услуг опережала рост промышленности примерно на 3 % и на данный момент составляет 54,2 % ВВП (на первое полугодие 2014 года, рост на 0,6 %). При этом для достижения запланированного среднегодового темпа роста ВВП на уровне 5,8 % объем сферы услуг к 2020 году должен удвоиться, что соответствует среднегодовому темпу роста в 7 %.

По данным за 2013 год совокупный объем импорта в Казахстан составил 62,8 млрд. долл. США1, при этом 19 % приходится на долю услуг. Импорт услуг распределился следующим образом: профессиональные услуги - 54 %; транспортные и туристические услуги - 38 %; финансовые и страховые услуги - 2,7 %; телекоммуникационные услуги, включая услуги в области информационных и компьютерных технологий - 3,75 %; услуги в области государственного управления, образования и здравоохранения - 1 %.

Рисунок 1. Импорт услуг в Казахстан, млрд. долл. США, 2013 год

Рис.1 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан

По данным КС МНЭ в 2013 году из страны было экспортировано товаров и услуг на общую сумму 89 972 млн. долл. США, при этом доля услуг составила только 6 %.

Экспорт услуг распределился следующим образом: транспортные и туристические услуги - 82 %, прочие деловые услуги - 9 %, государственные услуги - 4 %, телекоммуникационные услуги, включая услуги в области информационных технологий - 3 %, финансовые и страховые услуги - 1 %, прочие услуги - 1 %.

Рисунок 2. Экспорт услуг из Казахстана, млрд. долл. США, 2013 год

Рис.2 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: КС МНЭ

Среднегодовой темп роста секторов сферы услуг выше, чем в других отраслях, не относящихся к сфере услуг, за исключением сектора образования.

Сфера услуг обеспечивает наибольшую долю в ВВП Казахстана и станет ведущим фактором роста в ближайшей перспективе. Уже сейчас на сферу услуг приходится большая доля ВВП. Однако, для того, чтобы войти в 30-ку самых развитых стран мира к 2050 году, сфера услуг должна вырасти в 1,7 раза к 2020 году и внести основной вклад в рост ВВП. Таким образом, к 2020 году прогнозируется рост объема ВВП страны до 369,9 млрд. долл. США, при этом объем сферы услуг будет составлять 231,9 млрд. долл. США.

Рисунок 3. Структура ВВП Казахстана

Рис.3 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: КС МНЭ

Для определения потенциала роста каждый из секторов сферы услуг был проанализирован с точки зрения стратегически важных параметров отраслей сферы услуг:

1. Производительность труда отраслей сферы услуг;

2. Занятость (количество рабочих мест);

3. Инвестиции в отрасли услуг;

4. Качество услуг;

5. Доступность;

6. Стоимость услуг.

Параметрами, показывающими прямой экономический эффект, являются производительность труда, занятость и инвестиции. Анализ показал, что наиболее приоритетным сектором может служить торговля, вклад которой в ВВП по итогам 2013 года составил 15,4 %. По данному сектору до 2020 года ожидается создание 450 тысяч дополнительных рабочих мест и рост инвестиций на 65 млрд. долл. США.

Рисунок 4. Возможности для улучшения и разрыв между текущими и целевыми показателями по секторам с точки зрения прямого экономического эффекта

Рис.4 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: анализ Международной консалтинговой компании McKinsey & Company, АО "Институт экономических исследований"

Анализ показывает, что 5 из 9 секторов требуют значительного роста производительности труда для достижения целей к 2020 году (финансовая и страховая деятельность, транспорт и логистика, профессиональные услуги, образование, здравоохранение).

Рисунок 5. Результаты подробного анализа производительности труда по секторам

Рис.5 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: анализ Международной консалтинговой компании McKinsey & Company, АО "Институт экономических исследований"

Рынок труда в Казахстане характеризуется высокой степенью регулирования, детально регламентируется процесс заключения договоров.

Основными направлениями по повышению производительности труда в сфере услуг являются обеспечение эффективности рынка труда, развитие профессиональных кадров и миграция квалифицированных ресурсов.

По результатам анализа выявлено, что за счет развития сферы услуг до 2020 года будет создано 831 тыс. рабочих мест.

Рисунок 6. Результаты подробного анализа занятости по секторам

Рис.6 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: анализ Международной консалтинговой компании McKinsey & Company, АО "Институт экономических исследований"

Для достижения целевых значений развития сферы услуг общая потребность в инвестициях до 2020 года всех секторов сферы услуг составляет 330 млрд. долларов США. В частности, необходимы значительные инвестиции в транспортно-логистическую инфраструктуру, а также в недвижимость и объекты торговли (более 265 млрд. долларов).

Рисунок 7. Подробный анализ потребностей в инвестициях по секторам

Рис.7 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: анализ Международной консалтинговой компании McKinsey & Company, АО "Институт экономических исследований"

К стратегически важным параметрам относятся качество, доступность и стоимость (цена) услуг.

Проведенный анализ по данным параметрам показывает, что улучшение ситуации по данным секторам требует принятия активных мер и проведения кардинального либо постепенного улучшения.

Таким образом, по параметру качества в шести из девяти секторов (информация и связь, финансовые услуги, торговля, операции с недвижимостью, профессиональные услуги, образование) требуются кардинальные улучшения.

Рисунок 8. Возможности для улучшения и разрыв между текущими и целевыми показателями по секторам с точки зрения стратегически важных параметров

Рис.8 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: анализ Международной консалтинговой компании McKinsey & Company, АО "Институт экономических исследований"

Сравнительный анализ Казахстана с такими странами как Бразилия, Россия, Китай, Малайзия, Турция и Южно-Африканская Республика (далее - ЮАР) и целевой группой по критериям качества, доступности и цены услуг показал, что Казахстан отстает от целевой группы по всем анализируемым секторам услуг.

Также наблюдается отставание от групп сопоставления практически по всем анализируемым секторам услуг, за исключением здравоохранения и телекоммуникации. Таким образом, почти все сектора требуют значительного роста параметров качества, доступности и цены в сравнении с группой сопоставимых стран.

Рисунок 9. Сравнение Казахстана с сопоставимыми странами и целевой группой по критериям качества, доступности и цены услуг по секторам

Рис.9 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: анализ Международной консалтинговой компании McKinsey & Company, АО "Институт экономических исследований"

Таким образом, сравнительный анализ услуг Казахстана с такими странами как Бразилия, Китай, Малайзия, Россия, Турция и ЮАР по критериям качества, доступности и цены показал, что в Казахстане семь из девяти секторов (финансовые услуги, транспорт и логистика, торговля, туризм, операции с недвижимостью, профессиональные услуги, образование) демонстрируют более низкие результаты по сравнению с группой сопоставления.

1. Торговля

Анализ торгового сектора показал, что производительность труда в секторе оптовой и розничной торговли составляет 28 тыс. долл. США и в случае сохранения действующей тенденции в 2020 году может увеличиться на 8 тыс. долл. США. За прошлый период среднегодовой темп роста составил 13 %. Целевой уровень среднегодового темпа роста производительности труда составляет 4 %.

При этом уровень выручки с 1 кв. м в Казахстане сравним с показателями целевой группы стран.

Рисунок 10. Выручка на 1 кв. м торговых площадей, долл. США, 2013 год2

Рис.10 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: КС МНЭ, www.euromonitor.com

Количество торговых сетей, работающих на рынке розничной торговли Казахстана, остается незначительным. Так, из 4 264 торговых объектов только 407 относятся к сетевым.

Рисунок 11. Динамика роста торговых площадей независимых предприятий и сетей, тыс. кв. м

Рис.11 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: "ДАМУ" Исследовательская Группа, Агентство маркетинговых и социологических исследований

Вместе с тем, сектор торговли нуждается в значительных инвестициях, общая потребность сектора оптовой и розничной торговли в инвестициях составляет 65 млрд. долл. США. Анализ показал, что текущий уровень соотношения (2013 год) инвестиций в сектор и ВВП сектора составляет всего 2 %, при этом целевой уровень на 2020 год составляет 15 %. Таким образом, для достижения цели необходимы кардинальные изменения по увеличению инвестиций в данный сектор.

Несмотря на значительный оборот, налоговые поступления в бюджет от деятельности открытых торговых точек незначительны. Объем выручки с одного торгового рынка может также находиться в пределах суммы, не облагаемой налогом. Торговые предприятия других форматов (например, торговые сети) зарегистрированы надлежащим образом и отличаются значительным объемом выручки на один магазин.

Рисунок 12. Показатели розничной торговли в Казахстане: оборот и налоговые поступления, млрд. тенге

Рис.12 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: анализ Международной консалтинговой компании McKinsey & Company, КС МНЭ

Профессионализация рынка розничной торговли позволит повысить налоговые поступления, но в то же время может вызвать сокращение занятости.

Объем рынка розничной торговли Казахстана относительно невелик в абсолютном выражении, но его роль постепенно возрастает.

Рисунок 13. Объем рынка розничной торговли, млрд. долл. США, 2013 год

Рис.13 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: КС МНЭ, www.euromonitor.com

Торговый сектор, соответствующий мировым стандартам, создает значительное количество рабочих мест и способствует формированию профессиональных навыков и инновационному развитию. Розничная торговля является основным источником рабочих мест как на развитых, так и на развивающихся рынках. По данным аналитической компании Euromonitor International в Казахстане доля занятых в секторе розничной торговли в общей численности трудоспособного населения составляет 14,5 %, тогда как в сопоставимой Турции - 9,5 %. На развитых рынках США, Канады и Австралии этот показатель варьируется в пределах от 8,6 % до 11,3 %.

В розничной торговле на сегодняшний день созданы благоприятные условия для профессионального роста сотрудников. Однако в теневом сегменте розничной торговли или на открытых рынках у работников отсутствуют такие карьерные возможности.

По информации крупной розничной сети Walmart 75 % директоров магазинов, зарабатывающих по 50 000 - 170 000 долл. США в год, начинали с должности помощника с почасовой оплатой. Каждый год 170 000 сотрудников компании переводятся на должности, предполагающие более широкую сферу ответственности и более высокую заработную плату.

За последние годы выход на рынок Казахстана, прежде всего в таких городах как Алматы и Астана, стал одним из основных приоритетов для международных предприятий розничной торговли. Ведущие бренды стремятся с выгодой использовать преимущества, связанные с быстрым ростом среднего класса и развитием инфраструктуры в стране. Важным стал 2010 год, когда франчайзинговая компания FawazAlhokair вывела на рынок страны бренд Zara и другие бренды InditexGroup. Развитию сектора розничной торговли способствовало строительство новых торговых центров и вступление Казахстана в Таможенный союз с Россией и Республикой Беларусь. Основной проблемой для международных брендов является поиск местных партнеров и поставщиков для ведения бизнеса.

Торговые рынки по-прежнему играют важную роль на рынке розничной торговли Казахстана.

Рисунок 14. Доля современных форматов в продажах продуктов питания, процент от общего объема, 2013 год

Рис.14 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: www.euromonitor.com

Доля современных форматов розничной торговли в Казахстане характеризуется относительно низкой долей - 29 % от общего объема, тогда как в США аналогичный показатель составляет 85 %, Китае - 64 %, России - 61 %.

По данным Euromonitor International, рынок электронной коммерции в Казахстане развит слабо: его объем составляет 130 млн. долл. США. Это связано с недостаточной распространенностью Интернета среди населения - в стране 54 % жителей пользуются Интернетом (для сравнения, в Малайзии - 67 %). Но данный показатель динамично растет, что открывает возможности для развития электронной коммерции.

Рисунок 15. Розничная торговля через Интернет, процент от общего объема, 2013 год

Рис.15 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: КС МНЭ, www.euromonitor.com

В 2012 году в Казахстане зарегистрировано 447 нарушений прав интеллектуальной собственности. Каждый год контрафактная продукция наносит экономический ущерб на сумму около 430 млн. долл. США, при этом она служит источником серьезных проблем, связанных с безопасностью и здоровьем потребителей, особенно в случаях подделки игрушек, алкогольных напитков и лекарственных препаратов. Серьезной проблемой является непоступление налоговых отчислений. Развитие электронной торговли в стране затруднено ментальностью потребителей, опасающихся приобретать товары в Интернете.

Наблюдается низкая доля торговли через Интернет - 0,4 % от общего объема (в Китае - 5,6 %, в США - 7,4 %).

Охват населения услугами розничной торговли в Казахстане различается в зависимости от региона. В среднем по стране на тысячу жителей приходится 479 кв. м таких площадей, а соотношение между максимальным и минимальным показателями регионов превышает 2,5: от 333 кв. м (Жамбылская область) до 743 кв. м на тысячу жителей (г. Астана). Средняя обеспеченность площадей торговых рынков находится примерно на уровне 365 кв. м на тысячу жителей страны, но разброс показателей намного больше: от 109 кв. м (Павлодарская область) до 625 кв. м на тысячу жителей (Алматинская область).

Рисунок 16. Торговые площади в регионах Казахстана

Рис.16 к ПП РК от 24.12.2014 №1378

Источник: КС МНЭ

В результате сравнительного анализа цен на рынках, магазинах шаговой доступности и супермаркетах в Астане и Москве, в том числе путем проведения опроса было выявлено, что в Астане товары на рынках стоят дешевле, чем в супермаркетах, тогда как в Москве рынки считаются преимущественно второстепенным каналом.

Например, в Астане самые низкие цены на продукты питания наблюдаются на рынках, тогда как наиболее высокие цены в супермаркетах. В Москве наблюдается противоположная ситуация - большая часть проанализированных продуктов питания стоят дешевле всего в супермаркетах.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Программа по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года 1. Паспорт Программы 2. Введение 3. Анализ текущей ситуации развития сфер услуг в Республике Казахстан 4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации Программы
5. Основные направления, пути достижения целей и задач Программы, соответствующие меры 1. Развитие торгового сектора сферы услуг 2. Развитие услуг сектора транспорта и логистики 3. Развитие рынка туристических услуг 4. Развитие сектора операций с недвижимым имуществом 5. Развитие профессиональных услуг 6. Развитие услуг сектора информации и связи 7. Развитие финансовых услуг 8. Развитие услуг сектора образования 9. Развитие услуг сектора здравоохранения 10. Совершенствование институциональных основ регулирования сферы услуг 6. 7. Необходимые ресурсы 8. Приложение

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2014 года №1378
"Об утверждении Программы по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года"

О документе

Номер документа:1378
Дата принятия: 24/12/2014
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:24/12/2014
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:14/06/2018

Документ утратил силу с 14 июня 2018 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2018 года №347

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 24 декабря 2014 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 14/07/2016  документом  Постановление Правительства Республики Казахстан О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 24... № 400 от 14/07/2016
Вступила в силу с: 14/07/2016


Первоначальная редакция от 24/12/2014