База данных

Дата обновления БД:

15.09.2018

Добавлено/обновлено документов:

53 / 676

Всего документов в БД:

85763

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 7 февраля 2015 года №77

Об утверждении Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2015 г. №638, 24.12.2015 г. №1092)

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года "О занятости населения Республики Беларусь" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год (далее - Государственная программа).

2. Установить, что финансирование Государственной программы осуществляется за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе в виде субвенций, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска.

3. Определить:

заказчиками Государственной программы Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования, облисполкомы и Минский горисполком;

заказчиком - координатором Государственной программы Министерство труда и социальной защиты.

4. Заказчикам Государственной программы:

в пределах своей компетенции осуществлять контроль за выполнением Государственной программы;

ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство труда и социальной защиты отчет о ходе ее реализации.

5. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, являющимся исполнителями Государственной программы, ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство труда и социальной защиты информацию о ходе реализации Государственной программы.

6. Заказчику - координатору Государственной программы ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информировать Совет Министров Республики Беларусь о ходе выполнения Государственной программы.

7. Персональную ответственность за выполнение Государственной программы возложить на Министра труда и социальной защиты, Министра образования, председателей облисполкомов и Минского горисполкома.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы труда.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

Утверждено Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2015 года №77

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год

Глава 1. Общие положения

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год (далее - Государственная программа) разработана в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года "О занятости населения Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №94, 2/1222), основными задачами политики занятости и рынка труда в условиях модернизации экономики, определенными в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. №136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №43, 1/12462), а также параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год.

В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.

Глава 2. Технико-экономическое обоснование

Меры, принимаемые Правительством Республики Беларусь в части обеспечения занятости населения, позволили сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить напряженность на рынке труда регионов.

Ситуация на рынке труда республики характеризуется относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы. На 1 декабря 2014 г. уровень безработицы составил 0,5 процента при прогнозе на конец 2014 года до 1,5 процента.

Спрос на рабочую силу остается достаточно высоким. Вместе с тем отмечается его снижение на 33,4 процента (на 1 декабря 2013 г. заявлено 65 тыс. вакансий, на 1 декабря 2014 г. - 43,3 тыс. вакансий). В течение 2014 года количество заявляемых вакансий в два раза превышало количество состоящих на учете безработных (на 1 декабря - 23,6 тыс. безработных). При этом рынок труда, как и прежде, ориентирован на рабочие профессии, которые составляют около 70 процентов вакансий.

Спрос на работников в основном формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (заявлено 11,3 тыс. вакансий, или 21,2 процента от общего их числа), строительство (10,8 тыс. вакансий, или 20,3 процента), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (7,6 тыс. вакансий, или 14,2 процента), здравоохранение и предоставление социальных услуг (5,2 тыс. вакансий, или 9,7 процента), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (4,6 тыс. вакансий, или 8,6 процента), транспорт и связь (2,7 тыс. вакансий, или 5 процентов).

Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется возрастающей долей состоящих на учете мужчин (61,4 процента на 1 декабря 2014 г. по сравнению с 41,2 процента на 1 декабря 2013 г.).

Четверть безработных относятся к категории граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, - инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы, граждане предпенсионного возраста и другие.

Значительную часть состоящих на учете безработных составляют категории безработных, трудоустройство которых затруднено, - длительно неработающие (17,5 процента), не имеющие профессии (7 процентов). В общем составе безработных 32,7 процента составляет молодежь в возрасте 16-29 лет.

Средняя продолжительность безработицы снизилась до 3,2 месяца (в 2013 году - 3,4 месяца), в том числе у женщин - 3,7, мужчин - 2,9, молодежи - 2,5 месяца.

Средний период трудоустройства составил 1,4 месяца. При этом период трудоустройства женщин - 1,7 месяца, мужчин и молодых людей - 1,3 месяца.

В рамках реализации мероприятий Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2014 год в январе-ноябре 2014 г.:

оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 148,5 тыс. человек, из них 100 тыс. безработных (соответственно 99 и 93,2 процента от ожидаемого результата);

оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма путем предоставления субсидий 1,8 тыс. безработных (81,9 процента);

организовано обучение 8,7 тыс. граждан (100,6 процента);

в оплачиваемых общественных работах приняли участие 50,8 тыс. человек (104,1 процента);

на новое место жительства и работы переселены 239 семей безработных (116 процентов);

обеспечено временное трудоустройство 24,5 тыс. учащихся и студентов в свободное от учебы время (112,6 процента).

Реализация мероприятий государственной и региональных программ положительно отразилась на рынке труда малых и средних городских поселений и районов с устойчиво высоким уровнем безработицы.

Вместе с тем рынок труда Республики Беларусь развивается под влиянием неблагоприятных демографических тенденций: снижение численности населения, урбанизация, ухудшение половозрастных пропорций и старение населения.

По данным баланса трудовых ресурсов республики, в 2013 году численность трудовых ресурсов составила 5989,1 тыс. человек (снижение по сравнению с 2008 годом на 118,9 тыс. человек, или на 1,9 процента).

Уровень занятости населения остается высоким - 75,9 процента, несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению численности занятых.

Численность населения, занятого в экономике, составила 4545,6 тыс. человек и сократилась по сравнению с 2010 годом на 120,3 тыс. человек, или на 2,6 процента. Эта тенденция продолжена и в 2014 году: за январь-октябрь 2014 г. численность занятых составила 4488,8 тыс. человек, что на 1,3 процента меньше, чем за соответствующий период 2013 года.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности работающих лиц старше трудоспособного возраста (401,9 тыс. человек в 2013 году по сравнению с 336,4 тыс. человек в 2011 году).

Численность незанятого населения в трудоспособном возрасте в 2013 году составила 1443,5 тыс. человек (25,8 процента населения в трудоспособном возрасте). При этом помимо граждан, которые не работают по объективным причинам, в число незанятых входят лица, не работающие по различным причинам, которые являются потенциалом для вовлечения в экономику. Среди них лица, не имеющие работы и активно ее ищущие, - 212,2 тыс. человек (14,7 процента), лица, ведущие домашнее хозяйство, - 123,6 тыс. человек (8,6 процента), лица, работающие за границей, - 63,4 тыс. человек (4,4 процента), лица, считающие, что нет возможности найти работу, а также лица, не имеющие необходимости или желания работать, - 66,8 тыс. человек (4,6 процента), безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите, - 23,4 тыс. человек (1,6 процента).

В условиях прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны возрастает значимость обеспечения не только полной, но и экономически эффективной занятости.

В республике проводится комплексная модернизация экономики, в том числе экономическая, предусматривающая внедрение современных систем управления предприятиями и отраслями, включая оптимизацию численности.

Тенденции к снижению численности занятых в экономике и списочной численности работников (в январе-октябре 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 1,3 и 2,4 процента соответственно), а также количества заявленных нанимателями вакансий являются следствием оптимизации численности работников.

Вместе с тем рост вынужденной неполной занятости свидетельствует о наличии излишней численности работающих и недостаточных темпах оптимизации.

В январе-октябре 2014 г. вынужденная неполная занятость составила 125,7 тыс. человек, или 3,9 процента от списочной численности работников, и увеличилась на 49,5 процента (в январе-октябре 2013 г. 84,1 тыс. человек, или 2,5 процента).

Территориальная неравномерность размещения трудовых ресурсов и их низкая мобильность выступают основными факторами трудоизбыточности в одних регионах и дефицита кадров в других, а также дисбаланса профессионально-квалификационной структуры локальных рынков труда.

Более 37 процентов трудовых ресурсов приходится на центральную часть страны - г. Минск и Минскую область, в то время как наименьшая их доля - в Гродненской (10,6 процента) и Могилевской (11 процентов) областях. Более двух третей трудовых ресурсов (82,6 процента) сосредоточены в городской местности.

Привлечение иностранной рабочей силы частично способствовало решению вопросов обеспечения недостающими кадрами организаций республики. При этом основное количество въехавших в Беларусь на работу в январе-сентябре 2014 г. составили граждане Украины (9687 человек, или 39,8 процента от общего числа въехавших), Китая (4007 человек, или 16,5 процента) и Российской Федерации (3037 человек, или 12,5 процента).

Всего, по данным Министерства внутренних дел, сальдо внешней трудовой миграции в январе-сентябре 2014 г. составило 19 924 человека.

В ближайшие годы снижение численности населения продолжит оказывать существенное влияние на формирование трудового потенциала республики. Демографические прогнозы свидетельствуют о сохранении этой тенденции в перспективе, которая будет усугубляться сокращением доли занятых в молодом возрасте и увеличением среднего возраста занятого населения. Снижение численности населения в трудоспособном возрасте может привести к нарастанию дефицита рабочей силы на рынке труда.

Вместе с тем модернизация производства и внедрение ресурсосберегающих технологий, рост производительности труда и сокращение избыточной занятости позволят обеспечить снижение спроса на рабочую силу. При этом оперативное содействие в трудоустройстве высвобождаемых в результате оптимизации численности работников, а также незанятого населения будет содействовать решению вопросов обеспеченности кадрами отраслей экономики.

Рынок труда будет пополняться за счет лиц, уволенных по причинам текучести кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, выпускников учреждений образования, а также лиц, ранее занятых в домашнем хозяйстве и длительно неработающих.

Согласно прогнозным расчетам в 2015 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около 180 тыс. безработных.

Ожидается, что в 2015 году общее количество граждан, нуждающихся в содействии в трудоустройстве, составит около 280 тыс. человек, из них 210 тыс. безработных.

Меры по содействию занятости населения будут направлены на обеспечение удержания уровня безработицы в социально допустимых пределах, не превышающих 1,5 процента.

Глава 3. Цель, задачи и показатели Государственной программы

Основной целью Государственной программы является повышение эффективности использования трудового потенциала и конкурентоспособности рабочей силы в соответствии с потребностями развития экономики.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

стимулирование экономической активности незанятого населения;

содействие занятости высвобождаемых работников в условиях реструктуризации экономики;

снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы и повышение ее конкурентоспособности;

интеграция в трудовую деятельность целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

совершенствование механизмов регулирования рынка труда и информационное сопровождение деятельности государственной службы занятости населения.

В основу Государственной программы положен принцип преемственности с аналогичной Государственной программой на 2014 год. Указанные цель и задачи согласуются с основными приоритетами, определенными Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, и обеспечивают программно-целевое регулирование реализации государственной политики в области занятости населения.

Задачи и показатели Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год приведены согласно приложению 1.

Результатом, характеризующим достижение цели Государственной программы, является сохранение уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5 процента.

Глава 4. Основные направления Государственной программы

В Государственной программе реализуется комплексный подход в отношении мер по развитию рынка труда с учетом состояния и перспектив развития экономики республики в 2015 году. Основными направлениями являются смягчение последствий снижения неэффективной занятости, привлечение к трудовой деятельности незанятого населения, а также поддержка граждан, временно оказавшихся без работы.

Влияние неблагоприятных демографических тенденций на рынок труда республики, нуждаемость отраслей экономики в обеспечении кадрами влекут необходимость стимулирования более полной занятости трудоспособных граждан в трудовой деятельности и вовлечение в трудовую деятельность незанятого населения.

Для решения поставленных задач необходимо задействовать органы государственного управления на всех уровнях, иные организации путем обеспечения межведомственного взаимодействия и проведения профилактической работы с трудоспособными гражданами, которые не желают трудиться или занимаются нелегальным бизнесом.

Вопросы активизации трудовой активности безработных граждан будут решаться в первую очередь при помощи традиционных мер активной политики занятости, таких как содействие трудоустройству, организация самозанятости, переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы, профессиональное обучение граждан, организация оплачиваемых общественных работ. Все эти меры носят адресный характер, учитывают индивидуальные особенности, профессиональный уровень и желания граждан, а также состояние рынка труда регионов.

Несмотря на относительно невысокий и стабильный уровень безработицы в республике, по-прежнему особую обеспокоенность вызывают социальные аспекты безработицы. В числе незанятых граждан, обращающихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве, более половины составляют лица, которые в силу различных причин являются менее конкурентоспособными на рынке труда. В их числе длительно неработающие, молодежь, в том числе в возрасте до 21 года, впервые ищущие работу, в том числе женщины-матери, не работавшие в связи с уходом за ребенком, инвалиды, лица, не имеющие профессии (специальности), лица, вернувшиеся из мест лишения свободы. Трудоустройство названных категорий населения требует дополнительных мер и усиления адресности услуг и социальных гарантий, предоставляемых государственной службой занятости.

Для таких граждан запланированы специальные мероприятия по их адаптации на рынке труда, обеспечению сохранения мотивации к труду, стимулированию к трудоустройству. Интеграция в трудовую деятельность данных категорий граждан будет способствовать расширению предложения рабочей силы на рынке труда.

Кроме того, в целях создания дополнительных стимулов для обращения в органы службы занятости граждан и нанимателей продолжится работа по совершенствованию информирования об актуальных вопросах рынка труда и занятости населения.

Поддержание в актуальном состоянии информационной системы государственной службы занятости населения позволит гражданам получить дистанционное содействие в трудоустройстве, используя для этого сведения Общереспубликанского банка вакансий. В 2013 году указанным Общереспубликанским банком вакансий воспользовались более 570 тыс. уникальных посетителей, за январь-ноябрь 2014 г. - 1048 тыс.

В условиях прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны приоритеты в политике занятости, помимо привлечения к труду отдельных категорий незанятого населения, смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов и обеспечения экономически эффективной занятости.

К направлениям, способствующим повышению эффективности использования трудовых ресурсов, в первую очередь относятся улучшение технического уровня производства, совершенствование организации труда и производства, повышение качества человеческого потенциала. Реализация данных направлений может быть обеспечена посредством модернизации действующих предприятий и производств, что сопровождается процессами оптимизации численности работников, занятых на таких предприятиях и производствах. Следовательно, вопрос о содействии трудоустройству высвобождаемых работников остается актуальным и в 2015 году.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2015 года №77
"Об утверждении Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год"

О документе

Номер документа:77
Дата принятия: 07/02/2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:13/02/2015
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 13 февраля 2015 года, 5/40106.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 9 настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования - с 13 февраля 2015 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 24/12/2015  документом  Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7... № 1092 от 24/12/2015
Вступила в силу с: 01/01/2016


Редакция от 28/07/2015, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля... № 638 от 28/07/2015
Вступила в силу с: 01/08/2015


Первоначальная редакция от 07/02/2015