Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 17 марта 2014 года №222

Об утверждении Положения о порядке формирования цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию

(В редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию.

2. Министерству экономики, Министерству энергетики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

М.Мясникович

 

Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2014 года №222

Положение о порядке формирования цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию

Глава 1. Общие положения

1. Настоящим Положением устанавливается порядок формирования цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, на:

природный газ, отпускаемый потребителям в Республике Беларусь газоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения по топливу и газификации "Белтопгаз" (далее - газоснабжающие организации);

сжиженный газ (за исключением газа углеводородного сжиженного для заправки автомобильного транспорта), отпускаемый потребителям в Республике Беларусь газоснабжающими организациями (далее - сжиженный газ);

электрическую энергию, отпускаемую потребителям в Республике Беларусь энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики "Белэнерго" (далее - энергоснабжающие организации);

тепловую энергию, отпускаемую потребителям в Республике Беларусь энергоснабжающими организациями.

2. Настоящее Положение разработано в целях:

обеспечения баланса интересов потребителей и газо- и энергоснабжающих организаций;

создания условий, стимулирующих экономное расходование населением природного и сжиженного газа, электрической и тепловой энергии;

получения необходимой прибыли для стабильного функционирования и развития газо- и энергоснабжающих организаций.

3. В настоящем Положении используются термины в значениях, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также следующие основные термины и их определения:

базовая цена на природный газ - денежное выражение стоимости единицы отпускаемого потребителям в Республике Беларусь природного газа в стандартных условиях давления, температуры и качества согласно техническим нормативным правовым актам, обеспечивающей возмещение затрат, связанных с приобретением, распределением и продажей единицы природного газа, налоговых и неналоговых платежей (без учета налога на добавленную стоимость), предусмотренных законодательством (далее, если не определено иное, - налоговые и неналоговые платежи), а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства газоснабжающих организаций по данному виду деятельности;

базовая цена на сжиженный газ - денежное выражение стоимости единицы отпускаемого потребителям в Республике Беларусь сжиженного газа от емкостных установок и в баллонах согласно техническим нормативным правовым актам, обеспечивающей возмещение затрат, связанных с приобретением, распределением и продажей единицы сжиженного газа, налоговых и неналоговых платежей, а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства газоснабжающих организаций по данному виду деятельности;

базовый тариф на электрическую энергию - денежное выражение стоимости единицы отпускаемой потребителям в Республике Беларусь электрической энергии, обеспечивающей возмещение затрат, связанных с производством, передачей, распределением и продажей единицы электрической энергии, налоговых и неналоговых платежей, а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства энергоснабжающих организаций по данному виду деятельности;

базовый тариф на тепловую энергию - денежное выражение стоимости единицы отпускаемой потребителям в Республике Беларусь тепловой энергии, обеспечивающей возмещение затрат, связанных с производством, передачей, распределением и продажей единицы тепловой энергии, налоговых и неналоговых платежей, а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства энергоснабжающих организаций по данному виду деятельности;

базовый период - период, предшествующий расчетному периоду регулирования и равный ему по длительности;

необходимая выручка от отпуска природного и сжиженного газа - объем средств, необходимых газоснабжающим организациям для возмещения затрат на природный и сжиженный газ, налоговых и неналоговых платежей, а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства газоснабжающих организаций;

необходимая выручка от отпуска электрической и тепловой энергии - объем средств, необходимых энергоснабжающим организациям для возмещения затрат на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии, а также средств, требуемых для расширенного воспроизводства энергоснабжающих организаций;

необходимая прибыль - сумма средств, требуемых для обеспечения расширенного воспроизводства газо- и энергоснабжающих организаций и возмещения налоговых и неналоговых платежей, уплачиваемых в соответствии с законодательством из прибыли;

расчетный период регулирования - период, на который устанавливаются цены (тарифы) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию, равный календарному году;

регулируемые виды деятельности - виды деятельности, в рамках осуществления которых порядок формирования базовых цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию устанавливается настоящим Положением;

рынок перетоков - совокупность экономических отношений между государственным производственным объединением электроэнергетики "Белэнерго" (далее - ГПО "Белэнерго") и энергоснабжающими организациями по купле-продаже электрической энергии, произведенной на территории Республики Беларусь и покупаемой за ее пределами.

4. Формирование базовых цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию осуществляется:

на основании планирования затрат по экономическим элементам и статьям их разделения по видам продукции, работ, услуг в соответствии с порядком планирования и калькулирования затрат на оказание услуг по газо-, электро- и теплоснабжению, утверждаемым Министерством энергетики по согласованию с Министерством экономики, Министерством антимонопольного регулирования и торговли и Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации, законодательством, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, и принятой учетной политикой;

по согласованию с Министерством энергетики:

государственным производственным объединением по топливу и газификации "Белтопгаз" (далее - ГПО "Белтопгаз") - на природный и сжиженный газ;

ГПО "Белэнерго" - на электрическую и тепловую энергию.

При формировании базовых цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию:

расчеты производятся ГПО "Белтопгаз" в целом по газоснабжающим организациям, ГПО "Белэнерго" - в целом по энергоснабжающим организациям на основании расчетов соответственно газо- и энергоснабжающих организаций, за исключением расчетов, указанных в пунктах 8, 13 и 19 настоящего Положения;

газо- и энергоснабжающие организации планируют свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом наиболее рационального и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Если в базовом периоде при изменении цен на приобретаемые товары и услуги, соотношения курса доллара США к белорусскому рублю, конъюнктуры рынка и в иных исключительных случаях, определенных Правительством и (или) Президентом Республики Беларусь, базовые цены (тарифы) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию не изменялись, обусловленные этим дополнительные расходы и (или) доходы учитываются при формировании базовых цен (тарифов) на расчетный период регулирования.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

5. Базовые цены на природный и сжиженный газ, тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются Министерством антимонопольного регулирования и торговли в начале расчетного периода регулирования и пересматриваются не более одного раза в течение расчетного периода регулирования.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

6. Цены (тарифы) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию для потребителей Республики Беларусь устанавливаются на основании базовых цен (тарифов) на указанные топливно-энергетические ресурсы.

Если цены на сжиженный газ устанавливаются для потребителей на уровне ниже базовых цен на сжиженный газ, то недополученная в связи с этим необходимая выручка от отпуска сжиженного газа подлежит компенсации за счет установления более высокого уровня цен на природный газ для потребителей.

Если тарифы на тепловую энергию устанавливаются для потребителей на уровне ниже базовых тарифов на тепловую энергию, то недополученная в связи с этим необходимая выручка от отпуска тепловой энергии подлежит компенсации за счет установления более высокого уровня тарифов на электрическую энергию для потребителей.

Если цены (тарифы) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию для отдельных групп потребителей устанавливаются на уровне ниже базовых цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию, то недополученная в связи с этим необходимая выручка от отпуска природного и сжиженного газа, электрической и тепловой энергии подлежит компенсации за счет установления более высокого уровня цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию для других групп потребителей.

Глава 2. Порядок формирования базовых цен на природный и сжиженный газ

7. Исходными данными для расчета базовых цен на природный и сжиженный газ являются:

7.1. плановая структура потребления природного и сжиженного газа в Республике Беларусь, утверждаемая ГПО "Белтопгаз" по согласованию с Министерством энергетики;

7.2. плановые балансы природного и сжиженного газа, утверждаемые ГПО "Белтопгаз" по согласованию с Министерством энергетики;

7.3. планируемая цена природного газа на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией и планируемая наценка на природный газ, реализуемый открытым акционерным обществом "Газпром трансгаз Беларусь" (далее - ОАО "Газпром трансгаз Беларусь") потребителям в Республике Беларусь, согласованные с Министерством энергетики, Министерством антимонопольного регулирования и торговли и Министерством экономики;

7.4. планируемые цены на газ углеводородный сжиженный топливный для коммунально-бытового потребления, реализуемый газоснабжающим организациям, согласованные с Министерством антимонопольного регулирования и торговли;

7.5. уровень цен на газ для населения, установленный в соответствии с законодательством на расчетный период регулирования, а при отсутствии такого уровня цен - их планируемый уровень, определенный при формировании годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь;

7.6. планируемые ставки налогов и неналоговых платежей, доводимые Министерством финансов в рамках подготовки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год;

7.7. плановое соотношение курса доллара США к белорусскому рублю, индексы потребительских цен, цен производителей промышленной продукции, цен на строительно-монтажные работы, плановый темп роста номинальной заработной платы и другие параметры, доводимые Министерством экономики в рамках разработки годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

8. Базовые цены на природный и сжиженный газ рассчитываются путем отношения необходимой выручки газоснабжающих организаций от отпуска природного и сжиженного газа к плановому объему отпуска потребителям природного и сжиженного газа и устанавливаются на:

8.1. природный газ - за 1000 куб. метров исходя из суммарной необходимой выручки от отпуска природного газа по газоснабжающим организациям для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и для физических лиц;

8.2. сжиженный газ - за 1 тонну:

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - исходя из необходимой выручки от отпуска сжиженного газа данной категории потребителей по газоснабжающей организации;

для физических лиц от резервуарных установок, в баллонах весом 21 кг (50 л), в малолитражных баллонах (весом 0,4 кг (1 л), 2 кг (5 л), 5 кг (12 л), 11,4 кг (27 л) - исходя из суммарной необходимой выручки от отпуска сжиженного газа данной категории потребителей по газоснабжающим организациям.

Плановый объем отпуска потребителям природного и сжиженного газа определяется в соответствии с плановой структурой потребления природного и сжиженного газа.

9. Необходимая выручка от отпуска природного и сжиженного газа:

9.1. формируется газоснабжающими организациями в целом по регулируемым видам деятельности, в том числе по видам газа и категориям потребителей:

9.1.1. от отпуска природного газа:

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

физическим лицам;

9.1.2. от отпуска сжиженного газа:

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

физическим лицам, отпуск сжиженного газа которым производится от резервуарных установок;

физическим лицам, отпуск сжиженного газа которым производится в баллонах весом 21 кг (50 л);

физическим лицам, отпуск сжиженного газа которым производится в малолитражных баллонах;

9.2. включает планируемые на расчетный период регулирования:

9.2.1. затраты на приобретение и отпуск природного и сжиженного газа, в том числе:

себестоимость отпускаемого природного и сжиженного газа;

управленческие расходы, относимые на стоимость отпускаемого природного и сжиженного газа.

Планирование данных затрат осуществляется с учетом установленных норм и нормативов таких затрат, анализа уровня затрат базового периода, плановых индексов цен на расчетный период регулирования.

Разделение затрат по регулируемым видам деятельности и категориям потребителей производится в соответствии с подпунктом 9.1 настоящего пункта;

9.2.2. необходимую прибыль от отпуска природного и сжиженного газа по регулируемым видам деятельности и категориям потребителей, перечисленным в подпункте 9.1 настоящего пункта, исходя из нормативов рентабельности, определенных в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения.

10. Планируемая на расчетный период регулирования себестоимость отпускаемого природного и сжиженного газа включает:

10.1. затраты на оплату покупного природного и сжиженного газа, в том числе технологические потери, планируемые исходя из:

расчетных объемов покупки природного и сжиженного газа, определяемых в соответствии с плановыми балансами природного и сжиженного газа;

планируемой цены природного газа на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией и планируемой наценки на природный газ, реализуемый ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" потребителям в Республике Беларусь;

планируемых цен на газ углеводородный сжиженный топливный для коммунально-бытового потребления, реализуемый газоснабжающим организациям, и транспортно-экспедиционных расходов на доставку сжиженного газа до газонаполнительных станций в случае, если такие расходы не включены в планируемые цены на газ углеводородный сжиженный топливный для коммунально-бытового потребления;

10.2. эксплуатационные затраты, планируемые в соответствии с частью второй подпункта 9.2.1 пункта 9 настоящего Положения с учетом влияния на их величину изменения объемных показателей, протяженности газовых сетей, количества потребителей и газифицированных квартир, в том числе:

10.2.1. материальные затраты, рассчитываемые в соответствии с законами Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №8, 2/138) и от 4 января 2003 года "О газоснабжении" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №8, 2/925) с учетом затрат на:

сырье и материалы, запасные части, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, горюче-смазочные материалы и другие материальные ресурсы, рассчитываемых исходя из планов технического обслуживания и ремонта основных средств, норм расхода материалов, утвержденных в установленном законодательством порядке, затрат на эти цели в базовом периоде и планового индекса цен производителей промышленной продукции на расчетный период регулирования;

топливно-энергетические ресурсы (газ, электрическую и тепловую энергию), потребленные для собственных нужд газоснабжающих организаций, рассчитываемых исходя из норм их расхода, утвержденных в установленном законодательством порядке, и планируемых цен (тарифов) на топливно-энергетические ресурсы;

услуги производственного характера, рассчитываемых исходя из планов технического обслуживания и ремонта основных средств, затрат на эти цели в базовом периоде и планового индекса цен производителей промышленной продукции на расчетный период регулирования;

10.2.2. налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, приходящиеся на освобождаемые от налога на добавленную стоимость обороты по реализации природного и сжиженного газа;

10.2.3. затраты на оплату труда, относимые на себестоимость в соответствии с законодательством и учетной политикой газоснабжающих организаций, рассчитываемые с учетом нормативов численности газоснабжающих организаций, утвержденных в установленном порядке, норм трудового законодательства, затрат на эти цели в базовом периоде, планового темпа роста номинальной заработной платы на расчетный период регулирования;

10.2.4. отчисления на социальные нужды, рассчитываемые исходя из размеров обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с законодательством в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, и затрат на оплату труда, относимых на себестоимость природного и сжиженного газа;

10.2.5. амортизацию основных средств и нематериальных активов, рассчитываемую в установленном законодательством порядке;

10.2.6. прочие затраты, в том числе:

налоги, сборы (пошлины), включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь;

расходы на оплату услуг банков, отделений связи и других организаций, осуществляющих прием платежей от населения за потребленный газ;

комиссию банков за приобретение иностранной валюты;

взносы по видам обязательного и добровольного страхования, уплачиваемые в соответствии с законодательством;

затраты на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, пожарных аварийно-спасательных служб, командировочные расходы и иные затраты.

11. Управленческие расходы включают затраты на содержание управленческого персонала и хозяйственных служб газоснабжающих организаций, амортизацию, ремонт и эксплуатацию основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, консультационные, информационные, аудиторские услуги и другие аналогичные по назначению затраты. Затраты по экономическим элементам управленческих расходов планируются аналогично затратам по соответствующим элементам себестоимости, указанным в подпунктах 10.2.1, 10.2.3-10.2.6 пункта 10 настоящего Положения.

Глава 3. Порядок формирования базовых тарифов на электрическую и тепловую энергию

12. Исходными данными для расчета базовых тарифов на электрическую и тепловую энергию являются:

12.1. плановая структура полезного отпуска электрической и тепловой энергии, утверждаемая ГПО "Белэнерго" по согласованию с Министерством энергетики;

12.2. плановый баланс электрической и тепловой энергии, утверждаемый ГПО "Белэнерго" по согласованию с Министерством энергетики и Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации;

12.3. планируемая цена природного газа, отпускаемого газоснабжающими организациями, согласованная с Министерством антимонопольного регулирования и торговли;

12.4. уровень тарифов на энергию для населения, установленный в соответствии с законодательством на расчетный период регулирования, а при отсутствии такого уровня тарифов - их планируемый уровень, определенный при формировании годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь;

12.5. планируемые ставки налогов и неналоговых платежей, доводимые Министерством финансов в рамках разработки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год;

12.6. плановое соотношение курса доллара США к белорусскому рублю, индексы потребительских цен, цен производителей промышленной продукции, цен на строительно-монтажные работы, плановый темп роста номинальной заработной платы и другие параметры, доводимые Министерством экономики в рамках подготовки годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

(В пункт 12 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

13. Базовые тарифы на электрическую и тепловую энергию рассчитываются путем отношения необходимой выручки энергоснабжающих организаций от отпуска электрической и тепловой энергии к плановому объему отпуска потребителям электрической и тепловой энергии и устанавливаются на:

13.1. электрическую энергию - за 1 кВт*ч исходя из общей необходимой выручки от отпуска электрической энергии по энергоснабжающим организациям;

13.2. тепловую энергию - за 1 Гкал исходя из необходимой выручки от отпуска тепловой энергии по энергоснабжающей организации.

Плановый объем отпуска потребителям электрической и тепловой энергии определяется в соответствии с плановой структурой отпуска электрической и тепловой энергии.

14. Необходимая выручка от отпуска электрической и тепловой энергии:

14.1. формируется энергоснабжающими организациями в целом по регулируемым видам деятельности, в том числе от отпуска электрической и тепловой энергии;

14.2. включает планируемые на расчетный период регулирования:

14.2.1. затраты на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии, в том числе:

себестоимость полезного отпуска электрической и тепловой энергии;

управленческие расходы, относимые на стоимость полезного отпуска электрической и тепловой энергии.

Разделение затрат по регулируемым видам деятельности производится в соответствии с подпунктом 14.1 настоящего пункта;

14.2.2. необходимую прибыль от отпуска электрической и тепловой энергии по регулируемым видам деятельности в соответствии с подпунктом 14.1 настоящего пункта исходя из нормативов рентабельности, определенных в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения.

15. Расчет себестоимости электрической и тепловой энергии осуществляется на основании плановых балансов электрической и тепловой энергии на расчетный период регулирования.

При формировании плановых балансов электрической и тепловой энергии ГПО "Белэнерго" исходя из экономической целесообразности выработки электрической энергии на собственных источниках определяется необходимый объем покупки электрической энергии на рынке перетоков, который доводится до энергоснабжающих организаций.

При этом ГПО "Белэнерго":

формируется общий плановый объем покупной электрической энергии на расчетный период регулирования исходя из объемов импорта электрической энергии, объемов покупки электрической энергии от источников энергии, принадлежащих юридическим лицам, не входящим в состав ГПО "Белэнерго", а также объемов электрической и тепловой энергии, полученной в пределах одного юридического лица от энергоустановок обслуживающих производств и хозяйств энергоснабжающих организаций и включаемой в технологический процесс совместно с электрической и тепловой энергией, выработанной подразделениями основного производства, без учета дополнительной выработки электрической энергии энергоснабжающими организациями для ее передачи на рынок перетоков;

определяется плановый объем дополнительной выработки электрической энергии для ее передачи на рынок перетоков исходя из необходимых объемов покупки электрической энергии на рынке перетоков и планового объема импорта электрической энергии, который доводится до энергоснабжающих организаций;

согласовывается плановый объем импорта электрической энергии с Министерством энергетики.

Энергоснабжающими организациями плановый объем покупной электрической энергии рассчитывается исходя из планового объема покупки электрической энергии на рынке перетоков, доведенного ГПО "Белэнерго", планового объема покупки электрической энергии от источников энергии, принадлежащих юридическим лицам, не входящим в состав ГПО "Белэнерго", а также объемов электрической и тепловой энергии, полученной в пределах одного юридического лица от энергоустановок обслуживающих производств и хозяйств энергоснабжающих организаций и включаемой в технологический процесс совместно с электрической и тепловой энергией, выработанной подразделениями основного производства.

16. Планируемая на расчетный период регулирования себестоимость электрической и тепловой энергии включает:

16.1. переменные затраты, в том числе:

16.1.1. затраты на топливо на технологические цели, рассчитываемые исходя из:

нормативов удельного расхода условного топлива на отпуск с шин 1 кВт*ч электрической энергии и отпуск с коллекторов 1 Гкал тепловой энергии, утверждаемых в установленном законодательством порядке;

плановой структуры расхода топлива на технологические цели;

планируемых цен на топливо;

метода распределения удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки такой энергии.

Метод распределения удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки такой энергии для целей формирования базовых тарифов на электрическую и тепловую энергию определяется Министерством энергетики по согласованию с Министерством экономики;

16.1.2. затраты на покупную энергию, рассчитываемые ГПО "Белэнерго" в целом по энергоснабжающим организациям исходя из плановых:

объемов импортируемой электрической энергии в соответствии с плановым балансом электрической и тепловой энергии по планируемым тарифам на импортируемую электрическую энергию;

комиссионных расходов на покупку электрической энергии на рынке перетоков;

объемов покупки электрической и тепловой энергии от источников энергии, принадлежащих юридическим лицам, не входящим в состав ГПО "Белэнерго", по планируемым тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством и (или) договорами;

объемов электрической и тепловой энергии, полученной в пределах одного юридического лица от энергоустановок обслуживающих производств и хозяйств энергоснабжающих организаций и включаемой в технологический процесс совместно с электрической и тепловой энергией, выработанной подразделениями основного производства, по плановой себестоимости.

Энергоснабжающие организации планируют затраты на покупную энергию исходя из плановых:

объемов покупки электрической энергии на рынке перетоков, доведенных ГПО "Белэнерго", по тарифам, формируемым в установленном порядке;

комиссионных расходов на покупку электрической энергии на рынке перетоков;

объемов покупки электрической и тепловой энергии от источников энергии, принадлежащих юридическим лицам, не входящим в состав ГПО "Белэнерго", по планируемым тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством и (или) договорами;

объемов электрической и тепловой энергии, полученной в пределах одного юридического лица от энергоустановок обслуживающих производств и хозяйств энергоснабжающих организаций и включаемой в технологический процесс совместно с электрической и тепловой энергией, выработанной подразделениями основного производства, по плановой себестоимости;

16.2. условно постоянные затраты, в том числе:

16.2.1. затраты на эксплуатационно-ремонтное обслуживание, рассчитываемые с учетом затрат на:

сырье и материалы, запасные части, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и другие материальные ресурсы, используемые для эксплуатации основных средств в соответствии с нормами и нормативами их расходования и плановым индексом цен производителей промышленной продукции на расчетный период регулирования;

услуги производственного характера сторонних организаций, связанные с эксплуатацией основных средств, рассчитываемых исходя из затрат на эти цели в базовом периоде и планового индекса цен производителей промышленной продукции на расчетный период регулирования;

ремонт основных средств, определяемых в соответствии с графиками ремонтов, составляемыми с учетом необходимости обеспечения бесперебойной работы энергетического оборудования и планового индекса цен производителей промышленной продукции на расчетный период регулирования;

16.2.2. затраты на топливно-энергетические ресурсы, приобретаемые для хозяйственных нужд у сторонних организаций, рассчитываемые с учетом:

норм расхода топливно-энергетических ресурсов, потребляемых для хозяйственных нужд, утвержденных в установленном законодательством порядке;

планируемых цен на энергоресурсы, отпускаемые сторонними организациями;

16.2.3. затраты на транспортировку тепловой энергии по сетям других юридических лиц (включаются в себестоимость тепловой энергии), рассчитываемые исходя из плановых объемов передачи тепловой энергии и планируемых тарифов, формируемых в установленном порядке;

16.2.4. затраты на оплату труда, относимые на себестоимость в соответствии с законодательством и учетной политикой энергоснабжающих организаций, рассчитываемые с учетом нормативов численности энергоснабжающих организаций, утвержденных в установленном порядке, норм трудового законодательства, затрат на эти цели в базовом периоде, планового темпа роста номинальной заработной платы на расчетный период регулирования;

16.2.5. отчисления на социальные нужды, рассчитываемые исходя из размеров обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с законодательством в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, и затрат на оплату труда, относимых на себестоимость электрической и тепловой энергии;

16.2.6. амортизацию основных средств и нематериальных активов, рассчитываемую в установленном законодательством порядке;

16.2.7. прочие затраты, в том числе:

налоги, сборы (пошлины), включаемые в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь;

комиссию банков за приобретение иностранной валюты;

взносы по видам обязательного и добровольного страхования, уплачиваемые в соответствии с законодательством;

оплату услуг оперативно-диспетчерского управления, связи, командировочные расходы и иные затраты;

16.3. налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, приходящиеся на освобождаемые от налога на добавленную стоимость обороты по реализации электрической и тепловой энергии.

17. Управленческие расходы включают затраты на содержание управленческого персонала и хозяйственных служб энергоснабжающих организаций, амортизацию, ремонт и эксплуатацию основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, вневедомственную охрану, содержание пожарных аварийно-спасательных служб, оплату услуг банков, отделений связи и других организаций, осуществляющих прием платежей от населения за потребленную энергию, информационные, аудиторские и другие аналогичные по назначению затраты. Затраты по экономическим элементам управленческих расходов планируются аналогично затратам по соответствующим элементам себестоимости, указанным в подпунктах 16.2.1, 16.2.2, 16.2.4-16.2.7 пункта 16 настоящего Положения.

Глава 4. Порядок формирования необходимой прибыли газо- и энергоснабжающих организаций

18. Необходимая прибыль формируется по регулируемым видам деятельности газо- и энергоснабжающих организаций.

19. Исходя из необходимой прибыли определяется норматив рентабельности по:

19.1. природному и сжиженному газу - как отношение необходимой прибыли от отпуска природного и сжиженного газа к затратам на приобретение и отпуск природного и сжиженного газа, в том числе по:

природному газу и сжиженному газу, отпускаемому населению, - в целом по газоснабжающим организациям;

сжиженному газу, отпускаемому юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, - по каждой газоснабжающей организации;

19.2. электрической и тепловой энергии - как отношение необходимой прибыли от отпуска электрической и тепловой энергии к затратам на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии, в том числе по:

19.2.1. электрической энергии - в целом по энергоснабжающим организациям;

19.2.2. тепловой энергии - по каждой энергоснабжающей организации.

20. При расчете необходимой прибыли газо- и энергоснабжающих организаций учитываются расходы на:

20.1. обслуживание кредитов (займов), необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала;

20.2. выплаты персоналу стимулирующего, компенсирующего и социального характера, рассчитываемые в соответствии с законодательством исходя из планируемого на расчетный период регулирования финансового состояния газо- и энергоснабжающих организаций, а также расходов на эти цели в базовом периоде, планового темпа роста номинальной заработной платы на расчетный период регулирования;

20.3. обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемые в соответствии с законодательством в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемые в соответствии с законодательством в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", от выплат персоналу стимулирующего, компенсирующего и социального характера;

20.4. содержание структурных подразделений, деятельность которых связана с обслуживанием основного производства, по перечню таких структурных подразделений, утверждаемому Министерством энергетики по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, рассчитываемые исходя из планируемого на расчетный период регулирования финансового состояния газо- и энергоснабжающих организаций с учетом расходов на эти цели в базовом периоде и индекса потребительских цен на расчетный период регулирования;

20.5. формирование резервных фондов в соответствии с Положением о резервном фонде заработной платы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. №605 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №46, 5/3103), и другими нормативными правовыми актами;

20.6. консервацию основных средств, используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, в соответствии с законодательством;

20.7. инвестиции, включая создание, приобретение, реконструкцию и модернизацию основных средств и нематериальных активов, определяемые в соответствии с инвестиционными программами газо- и энергоснабжающих организаций, утверждаемыми в установленном порядке и предусматривающими мероприятия по модернизации таких организаций и повышению энергоэффективности в рамках реализации требований законодательства об энергосбережении.

Расходы на инвестиции, учитываемые при формировании необходимой прибыли, определяются с учетом использования на эти цели в расчетном периоде регулирования амортизации, кредитных ресурсов, средств бюджета и государственных внебюджетных фондов, других финансовых источников;

20.8. формирование государственных целевых бюджетных фондов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

20.9. погашение займов и кредитов, полученных для реализации инвестиционных программ газо- и энергоснабжающих организаций, утверждаемых в установленном порядке, и процентов по ним, рассчитываемые исходя из задолженности по кредитам и займам на начало расчетного периода регулирования и планируемого привлечения кредитов и займов в расчетном периоде с учетом выделения на эти цели амортизации, средств бюджета и государственных внебюджетных фондов;

20.10. пополнение оборотного капитала;

20.11. уплату отчислений в связи с вхождением в состав государственного объединения (при наличии соответствующего обязательства);

20.12. уплату налога на прибыль;

20.13. перечисление в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. №637 "О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №4, 1/7075);

20.14. прочие экономически обоснованные расходы.

(В пункт 20 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

21. Необходимая прибыль на расчетный период увеличивается (уменьшается) на сумму дополнительных расходов (доходов), указанных в части третьей пункта 4 настоящего Положения.

Увеличение необходимой прибыли, предусмотренное в настоящем пункте, возможно по согласованному с Министерством антимонопольного регулирования и торговли графику в течение нескольких расчетных периодов регулирования.

(В пункт 21 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)