Статус неизвестен

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА УКРАИНЫ

от 1 ноября 2013 года №15

О практике применения административными судами положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом

Точное и неуклонное соблюдение административными судами норм Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - КАС Украины) при рассмотрении споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом (далее также - избирательный спор, избирательное дело), является обязательным условием их правильного, справедливого и своевременного решения.

С целью обеспечения правильного и единообразного применения судами административного процессуального законодательства при разрешении избирательных споров Пленум Высшего административного суда Украины постановляет:

1. Обратить внимание административных судов на то, что согласно статье 5 КАС Украины административное судопроизводство осуществляется согласно Конституции Украины , настоящего Кодекса и международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Одновременно необходимо учитывать, что законы Украины от 17 ноября 2011 года №4061-VI "О выборах народных депутатов Украины" (далее - Закон о выборах народных депутатов, Закон №4061-VI), от 5 марта 1999 года №474-XIV "О выборах Президента Украины" (далее  - Закон о выборах Президента Украины, Закон №474-XIV), от 10 июля 2010 года №2487-VI "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских глав" (далее  - Закон о выборах депутатов Верховной Рады АРК, местных советов, сельских, поселковых, городских глав, Закон №2487-VI) (далее - законы о выборах) содержат процессуальные нормы, в том числе и относительно совершения процессуальных действий судами. Эти нормы подлежат применению и являются специальными по нормам КАС Украины, однако только в отношении решения избирательных споров, которые возникли во время выборов.

При определении приоритетности норм, содержащихся в КАС Украины и других законах, в том числе и законах о выборах, следует учитывать то, что норма, принятая позже, имеет приоритет над нормой, принятой ранее. Исключение составляют случаи, когда принятой ранее нормой определено субъективное право участников избирательного процесса (избирателей, наблюдателей и т.д.) и действие этой нормы не остановлено, а норма действует.

Согласно положениям статьи 17 Закона Украины "Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека" суды должны применять практику Европейского суда по правам человека как источник права и учитывать положения части второй статьи 8 КАС Украины относительно применения принципа верховенства права.

При определении правомерности решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий при рассмотрении избирательных споров суды должны учитывать, что эти субъекты также могут применять этот принцип в своей деятельности.

Статьями 172 -179 КАС Украины установлены особенности рассмотрения избирательных споров административными судами, нормы указанных статей являются специальными по сравнению с другими нормами КАС Украины,  поэтому суды должны учитывать, что эти нормы имеют приоритет над другими нормами КАС Украины. Отдельные нормы указанных статей являются бланкетными, поэтому для правильного понимания положений и отдельных процессуальных институтов, определенных этими нормами, необходимо применять положения других законодательных актов.

Не допускается рассмотрение в порядке сокращенного производства административных дел относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом (ч. 11 ст. 183-2 КАС Украины). Вместе с тем необходимо учитывать, что при наличии оснований, предусмотренныхчастью четвертой статьи 122 КАС Украины, такое дело может быть рассмотрено в порядке письменного производства, но по особенностям, установленным статьями 172-179 КАС Украины.

2. Пунктом 6 части второй статьи 17 КАС Украины установлено, что юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом.

Следует учитывать, что положениями этой нормы определены основные составляющие избирательного спора, по которым спор должен возникнуть во время избирательного процесса, и правоотношения, в которых возник этот спор, должны быть связаны с избирательным процессом.

Под процессом необходимо понимать осуществление субъектами избирательного процесса избирательных процедур по подготовке и проведению соответствующих выборов в сроки, предусмотренные законодательством, которые начинаются в законодательно определенный срок и заканчиваются официальным обнародованием результатов выборов (выборы Президента Украины) или через законодательно установленный срок после этого обнародования (ст. 11 Закона №4061-VI, ст. 11 Закона №474-XIV, ст. 11 Закона №2487-VI).

Связанность правоотношений с избирательным процессом заключается в том, чтобы эти правоотношения возникли в пределах избирательного процесса и касались подготовки и проведения выборов.

Суды должны учитывать, что в соответствии с пунктом 6 части второй статьи 17 КАС Украины юрисдикция административных судов распространяется только на споры относительно правоотношений, возникших в рамках избирательного процесса и касались подготовки и проведения выборов, и которые рассматриваются с особенностями, установленными статьями 172-179 КАС Украины. Споры, возникшие вне избирательного процесса или не касаются избирательного процесса (проведения и подготовки выборов), не относящихся к избирательным спорам в понимании КАС Украины, а потому определение судебной юрисдикции таких споров и их рассмотрение осуществляются в общем порядке.

Кроме того, согласно указанной норме юрисдикция административных судов распространяется на все споры относительно правоотношений, возникших в рамках избирательного процесса и касающихся подготовки и проведения выборов, независимо от того, является ли стороной в этом споре субъект властных полномочий (п. 1 ч . 1 ст. 3 КАС Украины), поскольку в избирательных спорах такое требование не является обязательным. Избирательный спор может возникнуть между субъектами (участниками) избирательного процесса, которые не являются субъектами властных полномочий в понимании КАС Украины (п. 7 ч. 1 ст. 3 КАС Украины).

То есть основным условием для определения юрисдикции административных судов по избирательным спорам является предмет этих споров.

Поэтому дела по исковым заявлениям об установлении факта подкупа избирателей, факта предоставления во время избирательного процесса избирателям, заведениям, учреждениям, организациям или членам избирательных комиссий денег или безвозмездно или на льготных условиях товаров, работ, услуг, ценных бумаг и т.д., фактов умышленного неправомерного устранения из помещения для голосования официальных наблюдателей, других фактов, установление которых предусмотрено законами о выборах, также относятся к юрисдикции административных судов. Требования об установлении таких фактов могут быть поданы в суд в одном исковом заявлении с требованием о признании действий противоправными. Об установлении таких фактов обязательно указывается в резолютивной части судебного решения.

2.1. Партия (блок), кандидат, которые являются субъектами избирательного процесса, имеют право обратиться в средства массовой информации, обнародовавшие информацию, которую партия или кандидат считают недостоверной, с требованием опубликовать их ответ об опровержении этой информации (ч. 12 ст. 74 Закона №4061-VI, ч. 5 ст. 64 Закона №474-XIV, ч. 6 ст. 53 Закона №2487-VI).

Итак, средство массовой информации должно опубликовать ответ об опровержении любой информации, распространенной в предвыборной агитации в отношении субъектов избирательного процесса, которую эти лица считают недостоверной. Недостоверность такой информации в избирательных делах в порядке административного судопроизводства не устанавливается. В случае же отказа (уклонения) средства массовой информации, обнародовать такую информацию, опубликовать ответ, указанные субъекты избирательного процесса могут обратиться в административный суд с исковым заявлением к этому средству массовой информации об обязании обнародовать ответ об опровержении опубликованных ими ложных сведений о кандидате или партии (блоке). Такой спор является избирательным и подлежит рассмотрению административным судом с особенностями, установленными статьями 172 -179 КАС Украины.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Пленума Высшего административного суда Украины от 1 ноября 2013 года №15
"О практике применения административными судами положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом"

О документе

Номер документа:15
Дата принятия: 01/11/2013
Состояние документа:Статус неизвестен
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Нет сведений