Утратил силу

Документ утратил силу с 29 апреля 2016 года в соответствии с Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 апреля 2016 года №305

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 13 сентября 2013 года №373

Об утверждении профессиональных стандартов по педагогическим специальностям технического и профессионального образования

В соответствии с пунктом 4 статьи 138-5 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1) профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Начальное образование" согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Дошкольное воспитание и обучение" согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Физическая культура и спорт" согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) профессиональный стандарт технического и профессионального образования приказу по специальности "Основное среднее образование" согласно приложению 4 к настоящему;

5) профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Профессиональное обучение (по отраслям)" согласно приложению 5 к настоящему приказу.

2. Департаменту технического и профессионального образования (Борибеков К.К.):

1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Абенова М.А.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

И.о.Министра

М.Орунханов

Утвержден Приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 сентября 2013 года №373

Профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Начальное образование"

1. Общие положения

1. Профессиональный стандарт предназначен для:

1) урегулирования взаимодействия трудовой сферы и сферы профессионального образования;

2) регламентации требований для разработки программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

3) регламентации требований для оценки компетенций работников при аттестации и сертификации персонала.

2. Основными пользователями профессиональных стандартов являются:

1) выпускники организаций образования;

2) руководители организаций образования, районного и городского отделов образования, областного управления образования, центров повышения квалификации;

3) специалисты, разрабатывающие образовательные программы;

4) специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.

3. На основе профессиональных стандартов разрабатываются квалификационные характеристики, должностные инструкции, профессиограммы, типовые учебные программы, типовые учебные планы, корпоративные стандарты организаций в сфере образования.

4. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:

1) квалификация - готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;

2) квалификационный уровень/уровень квалификации - совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности.

3) предмет труда - предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;

4) средства труда - средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;

5) вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;

6) трудовая функция - набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задан процесса труда;

7) область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;

8) профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда;

9) единица профессионального стандарта - структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;

10) профессия - род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;

11) компетенция - способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;

12) должность - функциональное место в системе организационно - административной иерархии организации;

13) задача - совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;

14) отрасль - совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;

15) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;

16) национальная рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;

17) функциональная карта - структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.

5. В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:

ПД - профессиональная деятельность;

ВД - вид деятельности;

ПС - профессиональный стандарт;

НРК - национальная рамка квалификаций;

ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих РК;

ГКЗ РК 01-2005 - Государственный классификатор РК.

ТКХ - Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;

ОУППК - Оценка уровня подготовленности и присвоения квалификации;

З - задачи;

Ф - функции.

2. Паспорт профессионального стандарта

6. Вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности): Начальное образование.

7. Основная цель вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности): создание условий для раскрытия личностного и профессионального потенциала человека.

Профессиональный стандарт устанавливает в области профессиональной деятельности "Начальное образование" требования к содержанию, качеству, условиям труда, квалификации и компетенциям педагогических работников системы образования.

8. Виды трудовой деятельности, профессии, квалификационные уровни представлены в Приложении 1 к настоящему профессиональному стандарту.

3. Карточки видов трудовой деятельности (профессии)

Наименование профессии: учитель

9. Квалификационный уровень по НРК - 5

10. Возможные наименования должностей: учитель начального образования, учитель информатики начального образования, учитель иностранного языка начального образования, учитель самопознания.

11. Профессия учитель основного среднего образования обязывает субъекта создавать условия для раскрытия духовных, интеллектуальных и физических возможностей, создания здоровьесберегающей, информационно-обучающей среды, благоприятных условий для самообразования и саморазвития компетентной личности.

Учитель создает организационные, технические и методические условия учебно-воспитательного процесса: разрабатывает планирующие документации, УМК, наглядные пособия, оформляет школьные документации, портфолио ученика и учителя, применяет технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии и другие.

Особое внимание уделяется организации взаимодействия с родителями, формированию духовно-нравственных ценностей, воспитанию казахстанского патриотизма, вопросам повышения креативного мышления, методического, педагогического и управленческого профессионализма, формированию личностно-профессиональных компетенций.

Связь с действующими нормативными документами указана в Приложении 2 к настоящему профессиональному стандарту.

12. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы учителя приведены в Приложении 2 к настоящему профессиональному стандарту.

13. Перечень единиц профессионального стандарта указан в Приложении 2 к настоящему профессиональному стандарту.

14. Функциональная карта, описывающая единицы профессионального стандарта и трудовые действия, выполняемые учителем, приведена в Приложении 2 к настоящему профессиональному стандарту.

15. Требования к компетенциям учителя указаны в Приложении 2 к настоящему профессиональному стандарту.

Приложение 1

к Профессиональному стандарту Начальное образование

1. Виды деятельности, профессии, квалификационные уровни

№п/п

Наименование вида деятельности

Наименование профессии с учетом тенденций рынка труда

Наименование профессии согласно ГК РК 01-2005

Квалификационный уровень НРК

1.

Педагогическая деятельность

Учитель без категории (5.5)

Учитель (математика, русский язык и литература и другие предметы)

5

2.

Учитель второй категории (5.4)

5

3.

Учитель первой категории (5.3)

5

4.

Учитель высшей категории (5.2)

5

Приложение 2

к Профессиональному стандарту Начальное образование

1. Связь с действующими нормативными документами

Государственный классификатор занятий Республики Казахстан (ГКЗ)

Базовая группа

3310 Педагогический персонал начального образования

Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц (ТКХ)

Квалификационный уровень НРК

Категории

5

высшая

первая

вторая

без категории

2. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы

Возможные места работы по профессии (предприятия, организации)

Все типы учреждений образования независимо от их форм собственности (начальные школы, средние школы, лицеи, гимназии).

Вредные и опасные условия труда

Постоянный график работы, нормированный рабочий день ставка 18 часов, допускается 1, 5 ставки.

Особые условия допуска к работе

В соответствии с Законодательством РК (наличие диплома учителя начального образования и сертификата ОУППК, медицинской книжки).

Квалификационный уровень НРК

Уровень профессионального образования и обучения

Требуемый опыт работы

5

Специалист среднего уровня квалификации без категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное)

-

5

Специалист среднего уровня квалификации второй категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное)

не менее 3 лет

5

Специалист среднего уровня квалификации первой категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное)

не менее 4 лет

5

Специалист среднего уровня квалификации высшей категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное)

не менее 5 лет

3. Перечень единиц профессионального стандарта (трудовых функций профессии)

Шифр трудовой функции

Наименование трудовой функции

(единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Диагностика личностного потенциала учащихся.

Ф 2

Построение модели формирования личности.

Ф 3

Проектирование организационных, методических и технических условий.

Ф 4

Построение модели учебной деятельности учащихся.

Ф 5

Создание условий для раскрытия личностного и профессионального потенциала (качеств) обучающегося.

Ф 6

Рефлексия и коррекция собственной деятельности.

Ф 7

Проведение мониторинга качества обучения.

4. Описание единиц профессионального стандарта (функциональная карта)

Шифр трудовой функции

Предметы труда

Средства труда

Задачи

(описание трудовых действий)

Ф 1

Мотивы, потребности, чувства (эмоции), интересы. Ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воля, способности. Характер. Физическое, психическое, духовное, интеллектуальное развитие учащегося.

Анкеты, тесты, лист опроса.

З 1.1 Изучение методов диагностики личностного потенциала учащегося.

З 1.2 Проведение диагностики личностного потенциала учащегося.

З 1.3 Реализация результатов диагностики.

З 1.4 Использование результатов диагностики к формированию модели личности.

Ф 2

Развитие мобильности, гибкости, способности противостоять к негативным явлениям, к быстрой адаптации в условиях открытого информационного общества.

План работы по созданию модели. Духовно-нравственная среда. Модель формирования личности.

З 2.1 Создание условий для адаптации, формирования коллектива, приобщение к знанию и уважению государственного языка, к полиязычию, воспитанию культуры поведения.

З 2.2 Формирование национального сознания, развитие художественного вкуса и эстетического интереса.

З 2.3 Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям.

З 2.4 Развитие личностных качеств лидера, патриота своей страны.

Ф 3

Организационные, методические и технические условия. Здоровьесберегающая среда.

Учебно-методическое обеспечение. Технические средства обучения. Оборудованные мультимедийные кабинеты, лаборатории, спортивный зал. Библиотека, электронный читальный зал.

З 3.1 Социальная защита, адаптация, сохранение здоровья учащихся и педагогов.

З 3.2 Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

З 3.3 Методическое обеспечение педагогического процесса.

З 3.4 Создание системы управления, соуправления и самоуправления.

Ф 4

Знание содержания педагогического процесса, педагогических средств, технологий; знание о структуре, видах и способах организации педагогической деятельности.

Содержание педагогической деятельности. Методика прогнозирования хода и результатов педагогического процесса.

План деятельности учащихся и учителей. Модель организации педагогической деятельности.

З 4.1 Постановка реальных целей и задач педагогической деятельности. Прогнозирование конечного результата.

З 4.2 Прогнозирование содержания учебной информации, конструирование и отбор содержания учебного материала.

З 4.3 Моделирование уроков, внеклассных мероприятий ориентированных на результат

З 4.4 Мобилизация учащихся на выполнение творческих заданий, упражнений, проектов.

Ф 5

Раскрытие личностно профессионального потенциала (качества) учащегося.

Информационно-обучающая среда. Учебная документация, электронные учебники. Электронные ресурсы, технические средства обучения. Интерактивное взаимодействие.

З 5.1 Создание информационно-обучающей среды.

З 5.2 Модулирование учебной информации.

З 5.3 Конструирование информационно-обучающего поля.

З 5.4 Проектирование интерактивного взаимодействия.

Ф 6

Рефлексия и коррекция собственной деятельности. Пробуждение, личная мотивация, перевод проблемы из внешней по отношению к человеку плоскости, во внутреннюю.

Режим совместного поиска, средства для решения проблем. Схема анализа и самоанализа. Результаты рефлексии. Корректировка деятельности.

З 6.1 Развитие способности человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению.

З 6.2 Изучение эффективности, продуктивности рефлексируемой деятельности.

З 6.3 Выявление и формулирование результатов рефлексии.

З 6.4 Внесение изменений в педагогическую деятельность.

Ф 7

Проведение мониторинга качества обучения. Контроль, оценка и анализ деятельности.

Анкетирование, интервьюирование, совместная рефлексия. Внутренний и внешний контроль. Электронные контролирующие программы. Портфолио обучающегося.

З 7.1 Готовность учителя к проведению мониторинга.

З 7.2 Определение критериев и показателей.

З 7.3 Оценка и анализ педагогической деятельности.

З 7.4 Результативность выбранных методов и форм функции педагогического менеджмента. Имидж организации образования, педагога глазами учащихся, родителей, общественности.

Требования к компетенциям учителя 5.5

Шифр задачи

Личностные и профессиональные компетенции

Умения и навыки

Знания

З 1.1

Управленческая деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса, предусматривающая самостоятельное планирование и ответственность за проведение диагностики для изучения личностных качеств учащихся под руководством.

Выбор оптимальных методов диагностики для изучения личностных качеств учащихся. Изучение уровня воспитанности, психологических особенностей учащихся.

Личностные качества учащихся. Средства и методика проведения диагностики. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Методы и формы проведения исследований. Психологические особенности учащихся: особенности памяти, мышления, внимания, воображения детей младшего школьного возраста.

З 2.1

Управленческая деятельность в рамках организации воспитательного процесса, предусматривающая создание условий для адаптации, формирования ученического коллектива, приобщение к знанию и уважению государственного языка, к полиязычию, воспитанию культуры поведения.

Демонстрирует педагогический такт, соблюдает педагогический этикет во взаимоотношениях со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса. Составление социальной карты обучающихся. Создание ученического коллектива и атмосферы доверия в общении друг с другом. Обеспечить эффективный индивидуальный подход к ученикам при обучении к полиязычию.

Теория и методика воспитательной работы. Психология детей младшего школьного возраста. Социальная карта ученика. Модель ученика: перечень умений и качеств личности, успешность в обучении, взаимодействие с обществом. Культура поведения.

З 3.1

Управленческая деятельность в рамках педагогического процесса, предусматривающая социальную защиту, адаптацию, сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Материальная поддержка детей-сирот, детей из малообеспеченных семей. Организация медицинского обслуживания, питания учащихся. Соблюдение норм культуры здорового образа жизни, правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, эстетических требований к оформлению. Обучение учащихся к овладению основами личной гигиены и здорового образа жизни. Организация летнего оздоровления учащихся.

Особенности организации педагогического процесса. Создание здоровьесберегающей среды. Санитарно-гигиенические требования к помещениям. Нормативные документы. Здоровый образ жизни. Казахская традиция, культура.

З 4.1

Управленческая деятельность в рамках педагогического процесса, предусматривающая самостоятельное определение цели и задачи педагогической деятельности, ответственность за педагогическую деятельность и прогнозирование конечного результата.

Иметь представление о профессиональных обязанностях учителя. Решение стандартных и простых однотипных практических задач по определению цели обучения и развития. Формулировка цели и задачи урока. Разработка календарно-тематических планов, поурочных планов, дидактических материалов, наглядных пособий. Демонстрировать те положительные ценности, ту позицию и то поведение, которые они ожидают от детей. Прогнозирование конечного результата. Определение ожидаемого результата педагогической деятельности.

Практико-ориентированные, профессиональные знания по организации педагогической деятельности. Планирование и организация учебной деятельности. Структура, виды и способы организации деятельности в процессе обучения и развития и т.д. Структура календарнотематического плана.

З 5.1

Управленческая деятельность в рамках учебного процесса, предусматривающая создание информационнообучающей среды.

Владение приемами прогнозирования учебной информации. Развитие мышления, отбор содержания учебной информации для достижения педагогических целей. Умение строить последовательность собственных действий и действий учащихся Владение способами работы в электронно-обучающей среде. Владение методикой обучения предметов обучаемых в начальной школе, способами накопления содержания портфолио учителя и ученика.

Структура, виды и способы организации педагогической деятельности. Особенности разных контингентов обучающихся Стимулирование положительной мотивации в процессе освоения. Педагогическое взаимодействие. Методика преподавания предметов начальных классов.

З 6.1

Управленческая деятельность в рамках учебного процесса, предусматривающая самостоятельное планирование своей деятельности, ответственность за самоанализом, осмыслением и переосмыслением своих предметносоциальных отношений с окружающим миром.

Владение приемами формирования способов деятельности. Проявление определенных качеств и способностей, перевод проблемы из внешней, во внутреннюю. Оценивание вклада, который они внесли с помощью преподавания, в прогресс, сделанный всеми учащимися, и внести изменения, если необходимо, планированию уроков и методам работы в классе.

Этапы организации рефлексии. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Начальное образование" 1. Общие положения 2. Паспорт профессионального стандарта 3. Карточки видов трудовой деятельности (профессии) Приложение 1 Приложение 2 Профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Дошкольное воспитание и обучение" 1. Общие положения 2. Паспорт профессионального стандарта 3. Карточки видов трудовой деятельности (профессии) Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Физическая культура и спорт" 1. Общие положения 2. Паспорт профессионального стандарта 3. Карточки видов трудовой деятельности (профессии) Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Основное среднее образование" 1. Общие положения 2. Паспорт профессионального стандарта 3. Карточки видов трудовой деятельности (профессий) Приложение 1 Приложение 2 Профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Профессиональное обучение (по отраслям)" 1. Общие положения 2. Паспорт профессионального стандарта 3. Карточки видов трудовой деятельности (профессии) Приложение 1 Приложение 2

Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 сентября 2013 года №373
"Об утверждении профессиональных стандартов по педагогическим специальностям технического и профессионального образования"

О документе

Номер документа:373
Дата принятия: 13/09/2013
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:15/04/2014
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:29/04/2016

Документ утратил силу с 29 апреля 2016 года в соответствии с Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 апреля 2016 года №305

Опубликование документа

"Казахстанская правда" от 29 марта 2014 года №61 (27682); 5 апреля 2014 года №66 (27687);

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 16 октября 2013 года №8819. 

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования - с 15 апреля 2014 года.