Дата обновления БД:
18.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
60 / 236
Всего документов в БД:
132984
ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 13 сентября 2013 года №373
Об утверждении профессиональных стандартов по педагогическим специальностям технического и профессионального образования
В соответствии с пунктом 4 статьи 138-5 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Начальное образование" согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Дошкольное воспитание и обучение" согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Физическая культура и спорт" согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) профессиональный стандарт технического и профессионального образования приказу по специальности "Основное среднее образование" согласно приложению 4 к настоящему;
5) профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Профессиональное обучение (по отраслям)" согласно приложению 5 к настоящему приказу.
2. Департаменту технического и профессионального образования (Борибеков К.К.):
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Абенова М.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
И.о.Министра
М.Орунханов
Утвержден Приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 сентября 2013 года №373
Профессиональный стандарт технического и профессионального образования по специальности "Начальное образование"
1. Общие положения
1. Профессиональный стандарт предназначен для:
1) урегулирования взаимодействия трудовой сферы и сферы профессионального образования;
2) регламентации требований для разработки программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
3) регламентации требований для оценки компетенций работников при аттестации и сертификации персонала.
2. Основными пользователями профессиональных стандартов являются:
1) выпускники организаций образования;
2) руководители организаций образования, районного и городского отделов образования, областного управления образования, центров повышения квалификации;
3) специалисты, разрабатывающие образовательные программы;
4) специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
3. На основе профессиональных стандартов разрабатываются квалификационные характеристики, должностные инструкции, профессиограммы, типовые учебные программы, типовые учебные планы, корпоративные стандарты организаций в сфере образования.
4. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) квалификация - готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
2) квалификационный уровень/уровень квалификации - совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности.
3) предмет труда - предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;
4) средства труда - средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;
5) вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) трудовая функция - набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задан процесса труда;
7) область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
8) профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда;
9) единица профессионального стандарта - структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
10) профессия - род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;
11) компетенция - способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
12) должность - функциональное место в системе организационно - административной иерархии организации;
13) задача - совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;
14) отрасль - совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
15) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
16) национальная рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
17) функциональная карта - структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.
5. В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:
ПД - профессиональная деятельность;
ВД - вид деятельности;
ПС - профессиональный стандарт;
НРК - национальная рамка квалификаций;
ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих РК;
ГКЗ РК 01-2005 - Государственный классификатор РК.
ТКХ - Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц;
ОУППК - Оценка уровня подготовленности и присвоения квалификации;
З - задачи;
Ф - функции.
2. Паспорт профессионального стандарта
6. Вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности): Начальное образование.
7. Основная цель вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности): создание условий для раскрытия личностного и профессионального потенциала человека.
Профессиональный стандарт устанавливает в области профессиональной деятельности "Начальное образование" требования к содержанию, качеству, условиям труда, квалификации и компетенциям педагогических работников системы образования.
8. Виды трудовой деятельности, профессии, квалификационные уровни представлены в Приложении 1 к настоящему профессиональному стандарту.
3. Карточки видов трудовой деятельности (профессии)
Наименование профессии: учитель
9. Квалификационный уровень по НРК - 5
10. Возможные наименования должностей: учитель начального образования, учитель информатики начального образования, учитель иностранного языка начального образования, учитель самопознания.
11. Профессия учитель основного среднего образования обязывает субъекта создавать условия для раскрытия духовных, интеллектуальных и физических возможностей, создания здоровьесберегающей, информационно-обучающей среды, благоприятных условий для самообразования и саморазвития компетентной личности.
Учитель создает организационные, технические и методические условия учебно-воспитательного процесса: разрабатывает планирующие документации, УМК, наглядные пособия, оформляет школьные документации, портфолио ученика и учителя, применяет технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии и другие.
Особое внимание уделяется организации взаимодействия с родителями, формированию духовно-нравственных ценностей, воспитанию казахстанского патриотизма, вопросам повышения креативного мышления, методического, педагогического и управленческого профессионализма, формированию личностно-профессиональных компетенций.
Связь с действующими нормативными документами указана в Приложении 2 к настоящему профессиональному стандарту.
12. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы учителя приведены в Приложении 2 к настоящему профессиональному стандарту.
13. Перечень единиц профессионального стандарта указан в Приложении 2 к настоящему профессиональному стандарту.
14. Функциональная карта, описывающая единицы профессионального стандарта и трудовые действия, выполняемые учителем, приведена в Приложении 2 к настоящему профессиональному стандарту.
15. Требования к компетенциям учителя указаны в Приложении 2 к настоящему профессиональному стандарту.
Приложение 1
к Профессиональному стандарту Начальное образование
1. Виды деятельности, профессии, квалификационные уровни
№п/п |
Наименование вида деятельности |
Наименование профессии с учетом тенденций рынка труда |
Наименование профессии согласно ГК РК 01-2005 |
Квалификационный уровень НРК |
1. |
Педагогическая деятельность |
Учитель без категории (5.5) |
Учитель (математика, русский язык и литература и другие предметы) |
5 |
2. |
Учитель второй категории (5.4) |
5 | ||
3. |
Учитель первой категории (5.3) |
5 | ||
4. |
Учитель высшей категории (5.2) |
5 |
Приложение 2
к Профессиональному стандарту Начальное образование
1. Связь с действующими нормативными документами
Государственный классификатор занятий Республики Казахстан (ГКЗ) | ||||
Базовая группа |
3310 Педагогический персонал начального образования | |||
Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц (ТКХ) | ||||
Квалификационный уровень НРК |
Категории | |||
5 |
высшая |
первая |
вторая |
без категории |
2. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы
Возможные места работы по профессии (предприятия, организации) |
Все типы учреждений образования независимо от их форм собственности (начальные школы, средние школы, лицеи, гимназии). | |
Вредные и опасные условия труда |
Постоянный график работы, нормированный рабочий день ставка 18 часов, допускается 1, 5 ставки. | |
Особые условия допуска к работе |
В соответствии с Законодательством РК (наличие диплома учителя начального образования и сертификата ОУППК, медицинской книжки). | |
Квалификационный уровень НРК |
Уровень профессионального образования и обучения |
Требуемый опыт работы |
5 |
Специалист среднего уровня квалификации без категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) |
- |
5 |
Специалист среднего уровня квалификации второй категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) |
не менее 3 лет |
5 |
Специалист среднего уровня квалификации первой категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) |
не менее 4 лет |
5 |
Специалист среднего уровня квалификации высшей категории: техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное) |
не менее 5 лет |
3. Перечень единиц профессионального стандарта (трудовых функций профессии)
Шифр трудовой функции |
Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта) |
Ф 1 |
Диагностика личностного потенциала учащихся. |
Ф 2 |
Построение модели формирования личности. |
Ф 3 |
Проектирование организационных, методических и технических условий. |
Ф 4 |
Построение модели учебной деятельности учащихся. |
Ф 5 |
Создание условий для раскрытия личностного и профессионального потенциала (качеств) обучающегося. |
Ф 6 |
Рефлексия и коррекция собственной деятельности. |
Ф 7 |
Проведение мониторинга качества обучения. |
4. Описание единиц профессионального стандарта (функциональная карта)
Шифр трудовой функции |
Предметы труда |
Средства труда |
Задачи (описание трудовых действий) |
Ф 1 |
Мотивы, потребности, чувства (эмоции), интересы. Ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воля, способности. Характер. Физическое, психическое, духовное, интеллектуальное развитие учащегося. |
Анкеты, тесты, лист опроса. |
З 1.1 Изучение методов диагностики личностного потенциала учащегося. |
З 1.2 Проведение диагностики личностного потенциала учащегося. | |||
З 1.3 Реализация результатов диагностики. | |||
З 1.4 Использование результатов диагностики к формированию модели личности. | |||
Ф 2 |
Развитие мобильности, гибкости, способности противостоять к негативным явлениям, к быстрой адаптации в условиях открытого информационного общества. |
План работы по созданию модели. Духовно-нравственная среда. Модель формирования личности. |
З 2.1 Создание условий для адаптации, формирования коллектива, приобщение к знанию и уважению государственного языка, к полиязычию, воспитанию культуры поведения. |
З 2.2 Формирование национального сознания, развитие художественного вкуса и эстетического интереса. | |||
З 2.3 Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям. | |||
З 2.4 Развитие личностных качеств лидера, патриота своей страны. | |||
Ф 3 |
Организационные, методические и технические условия. Здоровьесберегающая среда. |
Учебно-методическое обеспечение. Технические средства обучения. Оборудованные мультимедийные кабинеты, лаборатории, спортивный зал. Библиотека, электронный читальный зал. |
З 3.1 Социальная защита, адаптация, сохранение здоровья учащихся и педагогов. |
З 3.2 Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса. | |||
З 3.3 Методическое обеспечение педагогического процесса. | |||
З 3.4 Создание системы управления, соуправления и самоуправления. | |||
Ф 4 |
Знание содержания педагогического процесса, педагогических средств, технологий; знание о структуре, видах и способах организации педагогической деятельности. |
Содержание педагогической деятельности. Методика прогнозирования хода и результатов педагогического процесса. План деятельности учащихся и учителей. Модель организации педагогической деятельности. |
З 4.1 Постановка реальных целей и задач педагогической деятельности. Прогнозирование конечного результата. |
З 4.2 Прогнозирование содержания учебной информации, конструирование и отбор содержания учебного материала. | |||
З 4.3 Моделирование уроков, внеклассных мероприятий ориентированных на результат | |||
З 4.4 Мобилизация учащихся на выполнение творческих заданий, упражнений, проектов. | |||
Ф 5 |
Раскрытие личностно профессионального потенциала (качества) учащегося. |
Информационно-обучающая среда. Учебная документация, электронные учебники. Электронные ресурсы, технические средства обучения. Интерактивное взаимодействие. |
З 5.1 Создание информационно-обучающей среды. |
З 5.2 Модулирование учебной информации. | |||
З 5.3 Конструирование информационно-обучающего поля. | |||
З 5.4 Проектирование интерактивного взаимодействия. | |||
Ф 6 |
Рефлексия и коррекция собственной деятельности. Пробуждение, личная мотивация, перевод проблемы из внешней по отношению к человеку плоскости, во внутреннюю. |
Режим совместного поиска, средства для решения проблем. Схема анализа и самоанализа. Результаты рефлексии. Корректировка деятельности. |
З 6.1 Развитие способности человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению. |
З 6.2 Изучение эффективности, продуктивности рефлексируемой деятельности. | |||
З 6.3 Выявление и формулирование результатов рефлексии. | |||
З 6.4 Внесение изменений в педагогическую деятельность. | |||
Ф 7 |
Проведение мониторинга качества обучения. Контроль, оценка и анализ деятельности. |
Анкетирование, интервьюирование, совместная рефлексия. Внутренний и внешний контроль. Электронные контролирующие программы. Портфолио обучающегося. |
З 7.1 Готовность учителя к проведению мониторинга. |
З 7.2 Определение критериев и показателей. | |||
З 7.3 Оценка и анализ педагогической деятельности. | |||
З 7.4 Результативность выбранных методов и форм функции педагогического менеджмента. Имидж организации образования, педагога глазами учащихся, родителей, общественности. |
Требования к компетенциям учителя 5.5
Шифр задачи |
Личностные и профессиональные компетенции |
Умения и навыки |
Знания |
З 1.1 |
Управленческая деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса, предусматривающая самостоятельное планирование и ответственность за проведение диагностики для изучения личностных качеств учащихся под руководством. |
Выбор оптимальных методов диагностики для изучения личностных качеств учащихся. Изучение уровня воспитанности, психологических особенностей учащихся. |
Личностные качества учащихся. Средства и методика проведения диагностики. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Методы и формы проведения исследований. Психологические особенности учащихся: особенности памяти, мышления, внимания, воображения детей младшего школьного возраста. |
З 2.1 |
Управленческая деятельность в рамках организации воспитательного процесса, предусматривающая создание условий для адаптации, формирования ученического коллектива, приобщение к знанию и уважению государственного языка, к полиязычию, воспитанию культуры поведения. |
Демонстрирует педагогический такт, соблюдает педагогический этикет во взаимоотношениях со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса. Составление социальной карты обучающихся. Создание ученического коллектива и атмосферы доверия в общении друг с другом. Обеспечить эффективный индивидуальный подход к ученикам при обучении к полиязычию. |
Теория и методика воспитательной работы. Психология детей младшего школьного возраста. Социальная карта ученика. Модель ученика: перечень умений и качеств личности, успешность в обучении, взаимодействие с обществом. Культура поведения. |
З 3.1 |
Управленческая деятельность в рамках педагогического процесса, предусматривающая социальную защиту, адаптацию, сохранения здоровья учащихся и педагогов. |
Материальная поддержка детей-сирот, детей из малообеспеченных семей. Организация медицинского обслуживания, питания учащихся. Соблюдение норм культуры здорового образа жизни, правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, эстетических требований к оформлению. Обучение учащихся к овладению основами личной гигиены и здорового образа жизни. Организация летнего оздоровления учащихся. |
Особенности организации педагогического процесса. Создание здоровьесберегающей среды. Санитарно-гигиенические требования к помещениям. Нормативные документы. Здоровый образ жизни. Казахская традиция, культура. |
З 4.1 |
Управленческая деятельность в рамках педагогического процесса, предусматривающая самостоятельное определение цели и задачи педагогической деятельности, ответственность за педагогическую деятельность и прогнозирование конечного результата. |
Иметь представление о профессиональных обязанностях учителя. Решение стандартных и простых однотипных практических задач по определению цели обучения и развития. Формулировка цели и задачи урока. Разработка календарно-тематических планов, поурочных планов, дидактических материалов, наглядных пособий. Демонстрировать те положительные ценности, ту позицию и то поведение, которые они ожидают от детей. Прогнозирование конечного результата. Определение ожидаемого результата педагогической деятельности. |
Практико-ориентированные, профессиональные знания по организации педагогической деятельности. Планирование и организация учебной деятельности. Структура, виды и способы организации деятельности в процессе обучения и развития и т.д. Структура календарнотематического плана. |
З 5.1 |
Управленческая деятельность в рамках учебного процесса, предусматривающая создание информационнообучающей среды. |
Владение приемами прогнозирования учебной информации. Развитие мышления, отбор содержания учебной информации для достижения педагогических целей. Умение строить последовательность собственных действий и действий учащихся Владение способами работы в электронно-обучающей среде. Владение методикой обучения предметов обучаемых в начальной школе, способами накопления содержания портфолио учителя и ученика. |
Структура, виды и способы организации педагогической деятельности. Особенности разных контингентов обучающихся Стимулирование положительной мотивации в процессе освоения. Педагогическое взаимодействие. Методика преподавания предметов начальных классов. |
З 6.1 |
Управленческая деятельность в рамках учебного процесса, предусматривающая самостоятельное планирование своей деятельности, ответственность за самоанализом, осмыслением и переосмыслением своих предметносоциальных отношений с окружающим миром. |
Владение приемами формирования способов деятельности. Проявление определенных качеств и способностей, перевод проблемы из внешней, во внутреннюю. Оценивание вклада, который они внесли с помощью преподавания, в прогресс, сделанный всеми учащимися, и внести изменения, если необходимо, планированию уроков и методам работы в классе. |
Этапы организации рефлексии. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. |
Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 сентября 2013 года №373
"Об утверждении профессиональных стандартов по педагогическим специальностям технического и профессионального образования"
О документе
Номер документа: | 373 |
Дата принятия: | 13/09/2013 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 15/04/2014 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Утратил силу с: | 29/04/2016 |
Документ утратил силу с 29 апреля 2016 года в соответствии с Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 апреля 2016 года №305 |
Опубликование документа
"Казахстанская правда" от 29 марта 2014 года №61 (27682); 5 апреля 2014 года №66 (27687);
Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 16 октября 2013 года №8819.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования - с 15 апреля 2014 года.
Документ утратил силу с 29 апреля 2016 года в соответствии с Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 апреля 2016 года №305