Утратил силу

Документ утратил силу с 25 апреля 2012 года в соответствии с пунктом 4 Постановления Правления Национального банка Таджикистана от 25 апреля 2012 года №76 "Об утверждении Инструкции №193 "О безналичных расчетах в Республике Таджикистан"

Утверждена Правлением Национального банка Таджикистана от 1 марта 2001 года №62

Инструкция №112 о безналичных расчетах в Республике Таджикистан

(В редакции Инструкции от 26.03.2002 г. №57)

Настоящая Инструкция "О безналичных расчетах в Республике Таджикистан" (далее Инструкция) издана в соответствии со статями 5 и 66 Закона Республики Таджикистан "О Национальном банке Таджикистана" и статьей 36 Закона Республики Таджикистан "О банках и банковской деятельности".

I. Общая часть

1. Инструкция о безналичных расчетах регламентирует общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в банках. При многообразии форм собственности, деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений, Инструкция исходит из принципа свободы выбора предприятиями форм расчетов, закреплении их в договорах, невмешательства банка в договорные отношения предприятий. Настоящая Инструкция распространяется на юридические лица независимо от форм собственности и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

2. Расчетные операции осуществляются банками, другими кредитными организациями с открытых у них счетов предприятий и физических лиц предпринимателей. Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении, выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных настоящей Инструкцией и договором.

Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения владельца счета.

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в иных случаях установленных действующими законами Республики Таджикистан.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к владельцу счета, списание этих средств с его счета осуществляется в порядке поступления распоряжений владельца счета и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к владельцу счета требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств - со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во-вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по выплате вознаграждений по авторскому праву.

- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджетные фонды. Предприятия обязаны при получении средств на выплату заработной платы перечислять подоходный и социальный налог в бюджет;

- в четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворения других денежных требований;

- в пятую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. В случае полного отсутствия денежных средств на счете клиента учет и контроль за исполнением требований к его счету возлагается на самого клиента. Для этого банк передает клиенту исполнительные документы под роспись в специальной книге, в которой регистрируется факт передачи документов клиенту. Одновременно банк письменно уведомляет получателя средств о передаче исполнительных документов плательщику в связи с отсутствием средств на счете. Владелец счета в случае поступления средств на его расчетный счет обязан через день после получения выписки со счета представить в обслуживающий банк для исполнения не исполненные требования-поручения в выше указанном порядке. В случае потери связи с клиентом и закрытия расчетного счета в связи с не проведением операций по счету, банк все документы с указанием причин неисполнения возвращает получателю.

3. Устанавливаются следующие основные формы безналичных расчетов:

- платежные поручения (сводные платежные поручения);

- чеки;

- аккредитивы;

- пластиковые карточки;

- мемориальные ордера (только для банков и небанковских кредитных учреждений).

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением).

Перечисленные документы оплачиваются в порядке очередности к расчетному счету клиента, вытекающих из содержания операции, но без права плательщика отказаться от оплаты. При отсутствии средств на счете плательщика, данные платежные документы, относящиеся к третьей группе очередности, могут передаваться плательщику в порядке, установленном в пункте 2.

4. Допускается использование банками, в качестве одной из форм безналичных расчетов, мемориальных ордеров (приложение №1).

5. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений.

Претензии, связанные с осуществлением расчетных операций, направляются клиентом в обслуживающий его банк.

6. За нарушение правил совершения расчетных операций юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Подача жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету.

7. В соответствии с действующим законодательством расчеты между предприятиями проводят коммерческие банки и другие небанковские финансовые организации (в дальнейшем именуются "банки"). Запрещается осуществление расчетов в счет взаиморасчетов за третьих лиц. Проведение подобных расчетов допустимо только в случае предъявления в банк-плательщика официально оформленных согласий налоговых органов, контролирующих плательщиков и получателя средств, о чем должна быть сделана ссылка в расчетных документах с указанием наименования налогового органа, номера и даты выдачи разрешения.

II. Порядок оформления расчетных документов

8. Расчетные документы должны соответствовать требованиям стандартов и содержать:

а) наименование расчетного документа;

б) номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц - прописью, год - цифрами. На расчетных документах, заполняемых на вычислительных машинах, допускается обозначение месяца цифрами;

в) наименование плательщика, номер его счета в банке;

г) наименование банка плательщика (головного банка), его номер;

д) наименование получателя средств, номер его счета в банке;

е) наименование банка получателя, номер банка - получателя средств;

ж) назначение платежа. Наряду с текстовым наименованием можно проставлять кодовое обозначение;

з) сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;

и) на первом экземпляре, остающемся в банке плательщика, и третьем (кроме чеков) экземпляре, направляемом в банк получателяподпись уполномоченных лиц предприятия и оттиск присвоенной ей печати (образцы которых предъявлены банку) независимо от способа изготовления расчетного документа.

Допускается рациональное сокращение наименования плательщика и получателя средств, не затрудняющее работы банков и клиентов;

9. Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке с образцом подписи, без оттиска печати.

10. Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы.

Прием документов от предприятий проводится банком в течение дня в зависимости от времени работы банка с клиентами.

При этом документы, принятые банком от предприятий в операционное время проводится им по балансу в этот же день.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Инструкция №112 о безналичных расчетах в Республике Таджикистан
Утверждена Правлением Национального банка Таджикистана от 1 марта 2001 года №62

О документе

Номер документа:62
Дата принятия: 01/03/2001
Состояние документа:Утратил силу
Органы эмитенты: Банки
Утратил силу с:25/04/2012

Документ утратил силу с 25 апреля 2012 года в соответствии с пунктом 4 Постановления Правления Национального банка Таджикистана от 25 апреля 2012 года №76 "Об утверждении Инструкции №193 "О безналичных расчетах в Республике Таджикистан"

Опубликование документа

Нет данных

Редакции документа

Текущая редакция принята: 26/03/2002