Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 5 апреля 2012 года №68

Об утверждении Национальной стратегии децентрализации и Плана действий по внедрению Национальной стратегии децентрализации на 2012-2018 годы

(В название документа внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 15.07.2016 г. №168)

(см. предыдущую редакцию)

(В редакции Закона Республики Молдова от 15.07.2016 г. №168)

Парламент принимает настоящий ординарный закон.

Ст.1. - Утвердить:

а) Национальную стратегию децентрализации, представленную в приложении 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего закона;

b) План действий по внедрению Национальной стратегии децентрализации на 2012-2018 годы, представленный в приложении 2, являющемся неотъемлемой частью настоящего закона.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 15.07.2016 г. №168)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.2. - Правительству:

a) привести национальные программы и планы действий в соответствие с задачами и приоритетами, изложенными в указанной Стратегии;

b) обеспечить внедрение указанных Стратегии и Плана действий и ежегодно представлять Парламенту отчеты о развитии процесса децентрализации.

 

Председатель Парламента

Мариан Лупу

Приложение 1

Национальная стратегия децентрализации

Предисловие

Национальная стратегия децентрализации (далее - Стратегия) является основным программным документом в сфере местного публичного управления, который определяет национальные механизмы децентрализации и обеспечения подлинной местной автономии органов местного публичного управления.

Стратегия определяет среднесрочные цели и задачи (три-пять лет) по реализации приоритета, связанного с децентрализацией власти и обеспечением местной автономии в соответствии с принципами Европейской хартии местного самоуправления (далее - Европейская хартия), ратифицированной Республикой Молдова 16 июля 1997 года.

Концепция децентрализации и задачи политики децентрализации соответствуют опыту европейских стран, стремлению к европейской интеграции и двусторонним соглашениям между Республикой Молдова и Европейским Союзом.

Разработка Стратегии вытекает из необходимости стратегического планирования процесса децентрализации в целях консолидации потенциала органов местного публичного управления, улучшения менеджмента и качества предоставляемых гражданам публичных услуг.

Разработка Стратегии осуществлялась с учетом действующей нормативной базы, существующих политик, достижений и недостатков ранее реализованных стратегических политик, требований, выдвигаемых в процессе европейской интеграции, принципов наилучших практик, связанных с критериями подготовки к присоединению к европейскому сообществу, и одновременно с учетом специфических особенностей развития органов местного публичного управления в Республике Молдова.

В целях интегрированной координации процесса стратегического и отраслевого планирования в сферах, подлежащих децентрализации, положения Стратегии были согласованы с соответствующими программными документами, с реформой центрального публичного управления, другими реформами, представляющими операциональную преемственность действий Национальной стратегии развития.

В целях Стратегии используются и развиваются понятия, определенные в Законе об административной децентрализации № 435-XVI от 28 декабря 2006 года, применение которого было обусловлено наличием программных документов, устанавливающих четкие этапы реализации процесса административной децентрализации в Республике Молдова.

Обязательство Правительства обеспечить при разработке Стратегии прозрачность, участие и диалог со всеми заинтересованными сторонами и партнерами по развитию было выполнено и возрождением Паритетной комиссии по децентрализации, являющейся консультативным органом по мониторингу и координированию процесса децентрализации и включающей равное число представителей правительственного и неправительственного секторов.

Для выполнения указанных выше задач Паритетная комиссия создала рабочие группы по децентрализации, состоящие из представителей органов центрального и местного публичного управления, гражданского общества, научно-академической среды и партнеров по развитию.

Подход с учетом прав человека и равенства полов был фундаментальным и интегральным принципом в ходе разработки Стратегии. Исходя из этого, особое внимание уделялось принципам участия, недискриминации, прозрачности, ответственности и равенства между женщинами и мужчинами.

Разработке Стратегии предшествовали комплексные исследования и анализ в области административной и финансовой децентрализации, составление отчетов по оценке потенциала органов местного публичного управления, экспертных заключений по существующей законодательной базе в области организации и функционирования местного публичного управления, которые служат разносторонней информационной поддержкой и представлены в приложениях к настоящему документу.

В ходе деятельности по разработке Стратегии рабочие группы по децентрализации пользовались специализированной методологической поддержкой группы международных и местных экспертов в рамках Совместной программы интегрированного местного развития при финансовой поддержке Правительства Швеции, Программы Объединенных Наций по развитию (ПРООН), Организации Объединенных Наций по гендерному равенству и расширению прав женщин (UN Women) и Совета Европы (CoE).

Предложения, представленные в Стратегии, являются результатом обширных консультаций с представителями органов местного публичного управления первого и второго уровней, которые проводились через представительную ассоциацию Конгресс местных органов власти Молдовы (CALM), с представителями гражданского общества, которые проводились через посредство Национального совета по участию (CNP), и с другими заинтересованными сторонами.

Часть 1. Местное публичное управление: текущая ситуация и определение проблем

Европейская хартия гарантирует право местных органов публичной власти располагать действенным потенциалом для разрешения и управления в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью общественных дел. Данное право предусмотрено и в Конституции Республики Молдова, Законе об административной децентрализации № 435-XVI от 28 декабря 2006 года, Законе о местном публичном управлении № 436-XVI от 28 декабря 2006 года, в которых установлено, что органы местного публичного управления пользуются автономией в принятии решений, организационной автономией, автономией в финансовом управлении и имеют право на инициативу во всем, что касается управления местными публичными делами, осуществляя свои полномочия в пределах управляемой территории и в рамках закона.

Экономическое, социальное и политическое развитие в Республике Молдова в последние годы выявило необходимость глубокой и действенной реформы в области публичного управления, особенно местного публичного управления. Программа деятельности Правительства на 2011-2014 годы четко устанавливает, что "сближение Республики Молдова с Европейским Союзом возможно только в условиях государства, в котором структуры с высокой иерархией заменены на децентрализованные, прозрачные и гибкие структуры, основанные на верховенстве закона, гражданских прав и свобод. Правительство обеспечит согласованность реформы центрального управления с реформой местного управления и передачу полномочий, в том числе в области публичных финансов, органам местного публичного управления. Децентрализация власти и наделение органов местного публичного управления реальной властью будут иметь важное значение для всестороннего развития регионов с децентрализацией экономической деятельности на всей территории Республики Молдова.".

В последние годы в рассматриваемом направлении были сделаны важные шаги как по предложению Правительства, так и по местным инициативам выборных органов. Так, Правительство предприняло важные меры по улучшению некоторых аспектов, касающихся законодательной базы в области местных финансов; предложило поддержку децентрализации в ключевых областях и областях воздействия на социальную среду, таких как образование, социальное обеспечение и другие, с целью оказания государством помощи через местные органы власти; начало обширную консультативную процедуру и создало соответствующие институциональные механизмы сотрудничества с органами местного публичного управления (далее - органы МПУ) и другими социальными субъектами с целью системного подхода к процессу децентрализации. Одним из результатов предпринятых мер и является Стратегия. Вместе с тем многие органы МПУ первого и второго уровней выдвинули успешные инициативы по продвижению некоторых проектов развития, предприняли непростые меры по реструктуризации систем социального субсидирования и продемонстрировали большую открытость и компетентность в диалоге с органами центрального публичного управления (далее - органы ЦПУ).

Все это является обещающим началом для преобразования системы местного публичного управления в соответствии с европейскими принципами, принципами автономии и ответственности путем действенного партнерства Правительство - органы МПУ. Однако последние исследования и анализ выявили несколько важных проблем функционирования органов МПУ во взаимоотношениях с органами ЦПУ, мешающих органам МПУ предоставлять адекватные публичные услуги всем жителям Республики Молдова, независимо от того, живут они в столице или в маленьком сельском населенном пункте. Данные проблемы создают неравенство среди населения, в рамках специфических уязвимых групп, как, например, группы, подверженные социальной изоляции, бедности, дискриминации, маргинализации, с ограниченным или несуществующим доступом к основным услугам, к благам местного развития, к участию в местном развитии и в процессе принятия решений, а именно: бедные, пожилые люди, женщины, лица с ограниченными возможностями, ВИЧ-инфицированные лица, хозяйства без родителей, с одним родителем или управляемые детьми, а также брошенные дети, одинокие родители, этнические, лингвистические и религиозные меньшинства, особенно ромы и другие, а также прочие лица и группы, наиболее подверженные риску дискриминации или социального исключения.

Прежде всего де-юре органы МПУ Республики Молдова обладают объявленной полной автономией, однако де-факто эта автономия ограничена, частично из-за вмешательства органов ЦПУ в их повседневную деятельность, частично по причине имеющихся у них финансовых ресурсов, которые не соответствуют потребностям и отсутствию которых сопутствует также слишком раздробленное административно-территориальное устройство, и частично по причине недостаточного институционального и административного потенциала. Данные условия ведут к снижению уровня ответственности органов МПУ перед обществом, которое должно быть главным получателем и распорядителем, если речь идет об использовании ресурсов и адаптации публичных услуг к местным нуждам.

Второй Отчет о Целях развития тысячелетия подчеркивает такие проблемы, как постоянные трудности в обеспечении медицинскими услугами, инфраструктурой водоснабжения и санитарной инфраструктурой, эффективным и качественным доуниверситетским образованием для всех. Некоторые уязвимые группы, в частности меньшинство ромов, отстают по ключевым показателям социальной интеграции, особенно в области образования (Правительство при поддержке агентств ООН в Молдове, Отчет о Целях развития тысячелетия: Республика Молдова, сентябрь 2010 года). В то же время экономический кризис, затронувший центральные и местные публичные бюджеты органов публичного управления во всей Европе, не обошел стороной и Республику Молдова. Сложности в поддержании уровня финансирования основных публичных услуг наложили свой отпечаток на бюджеты 2009, 2010 и 2011 годов. В этих тяжелых условиях Правительство поддержало в некоторой мере бюджеты органов МПУ, приняв на себя основное бремя, обусловленное снижением поступлений в публичный бюджет.

Представление текущей ситуации структурировано следующим образом:

I. Децентрализация услуг и полномочий

II. Финансовая децентрализация

III. Имущественная децентрализация и местное развитие

IV. Административный потенциал органов МПУ

V. Демократия, этика, права человека и равенство полов.

Предпринятые в процессе разработки Стратегии меры были направлены на анализ основных проблем, возникающих в каждой из указанных областей, и разработку обоснованных решений с четкими планами их реализации в целях повышения эффективности и ответственности публичного управления по отношению к населению путем более действенного применения принципов Европейской хартии. В расчет была принята и проблема, вызванная отсутствием соотнесения реформы органов МПУ с проводимыми реформами органов ЦПУ, являющаяся одной из причин, оказавших отрицательное влияние на результаты предыдущих реформ в области публичного сектора. В основе Стратегии лежит также плотный подход к правам человека и равенству полов с сосредоточением на принципах участия, недискриминации, прозрачности и ответственности. Эти принципы, включая принцип оценки с точки зрения прав человека и равенства полов, применяются для уменьшения возможного отрицательного влияния данной реформы на некоторые группы из числа особо уязвимого населения.

I. Децентрализация услуг и полномочий

Политическая и административная децентрализация является комплексным и крайне трудным процессом, требующим долгосрочных периодов согласованных действий, вовлекающим волю и решительность политиков, ответственных за принятие решений. Данный процесс характерен для многих стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, находящихся в переходном периоде. Стратегия предполагает согласование внутренней институциональной и законодательной базы с европейским законодательством и рекомендациями ЕС, с положениями Европейской хартии, устранение дисфункциональности, выявленной рядом исследований в области МПУ, консолидацию местной автономии и демократии.

Текущая ситуация характеризуется совокупностью сложных эволюций, частичных неконсолидированных достижений в повседневной практике, двусмысленностей законодательства, неясностей относительно порядка осуществления некоторых полномочий. Как указанные исследования, так и представительные ассоциации органов МПУ подчеркивают ряд пробелов, которые незамедлительно должны быть вынесены на рассмотрение исполнительной и законодательной власти Республики Молдова, а именно:

Нечеткое, неясное и неполное разграничение полномочий между органами публичного управления различных уровней. Разграничение полномочий между органами МПУ первого и второго уровней является неясным и противоречивым, а в некоторых случаях оно просто отсутствует. Большинство видов деятельности, указанных в качестве собственных полномочий, определено нечетко, а в некоторых случаях они относятся и к компетенции вышестоящего уровня. Такое положение позволяет осуществлять двойственную и двусмысленную интерпретацию ответственности/полномочий административно-территориальных единиц (далее - АТЕ) различных уровней. Нет четких технических и функциональных критериев, которые были бы узаконены и использовались специально для определения, разграничения, предоставления и финансирования полномочий.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Национальная стратегия децентрализации Часть 1. Местное публичное управление: текущая ситуация и определение проблем I. Децентрализация услуг и полномочий II. Финансовая децентрализация III. Имущественная децентрализация и местное развитие IV. Административный потенциал органов МПУ V. Демократия, этика, права человека и равенство полов Часть 2. Принципы, концепция, общие и специфические цели согласно сферам вмешательства I. Задача, специфическая для децентрализации услуг и полномочий II. Задача, специфическая для финансовой децентрализации III. Задача, специфическая для имущественной децентрализации IV. Задача, специфическая для местного развития V. Задача, специфическая для административного потенциала VI. Задача, специфическая для институционального потенциала VII. Задача, специфическая для демократии, этики, прав человека и равенства полов Часть 3. Этапы внедрения и деятельность по достижению целей, ожидаемые результаты, риски и показатели прогресса Этапы внедрения и деятельность по достижению целей Часть 4. Оценка финансового и нефинансового воздействия Часть 5. Институциональная база для внедрения, мониторинга и оценки Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 План действий по внедрению Национальной стратегии децентрализации на 2012-2018 годы

Закон Республики Молдова от 5 апреля 2012 года №68
"Об утверждении Национальной стратегии децентрализации и Плана действий по внедрению Национальной стратегии децентрализации на 2012-2015 годы"

О документе

Номер документа:68
Дата принятия: 05/04/2012
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:13/07/2012
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №143-148, 13 июля 2012 года, Ст.465.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 15/07/2016  документом  Закон Республики Молдова О внесении изменений в Закон №68 от 5 апреля 2012 года об утверждении Национальной стратегии децентрализации и Плана... № 168 от 15/07/2016
Вступила в силу с: 09/09/2016


Первоначальная редакция от 05/04/2012

Приложения к документу

Приложение к Закону РМ от 15.07.2016 г. №168