Дата обновления БД:
23.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
139 / 372
Всего документов в БД:
133123
Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.
ЗАКОН УКРАИНЫ
от 24 мая 2012 года №4836-VI
Об утверждении Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года
Верховная Рада Украины постановляет:
I. Утвердить Общегосударственную целевую программу развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года, которая прилагается.
II. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, кроме пунктов 3 и 4 этого раздела, которые вступают в силу со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Верховной Рады Украины "О Национальной программе экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г. №41, ст. 279);
Закон Украины "Об Общегосударственной программе развития водного хозяйства" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г. №25, ст. 172).
(Пункт 3 вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона в соответствии с пунктом 1 Раздела II)
3. Кабинету Министров Украины:
во время подготовки проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предусматривать расходы на обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных Общегосударственной целевой программой развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года;
принять меры относительно приведения в соответствие с настоящим Законом подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечив вступление их в силу одновременно с введением в действие настоящего Закона, путем:
приведения своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
обеспечения приведения нормативно-правовых актов министерств и других центральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом.
(Пункт 4 вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона в соответствии с пунктом 1 Раздела II)
4. Рекомендовать Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям, органам местного самоуправления:
откорректировать и утвердить в соответствии с задачами Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года региональные (местные) программы (мероприятия) относительно развития водного хозяйства;
во время разработки и утверждения местных бюджетов предусматривать в них необходимые средства для обеспечения выполнения региональных и местных программ (мероприятий) относительно развития водного хозяйства.
Президент Украины В.Янукович
Утверждена Законом Украины от 24 мая 2012 года №4836-VI
Общегосударственная целевая программа развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года
Цель Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года (далее - Программа)
Целью Программы является определение основных направлений государственной политики в сфере водного хозяйства для удовлетворения потребности населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах, сохранение и воссоздание водных ресурсов, внедрение системы интегрированного управления водными ресурсами по бассейновому принципу, возобновление роли мелиорированных земель в продовольственном и ресурсном обеспечении государства, оптимизация водопотребления, предотвращение и ликвидация последствий вредного действия вод.
Пути и способы решения проблемы
Решить проблему возможно по трем вариантам, предусматривающим:
первый - внедрение механизма государственного влияния на развитие водного хозяйства, которое ускорит трансформационные процессы, однако из-за недостаточного уровня бюджетного финансирования не является оптимальным;
второй - либерализацию экономических отношений, что будет способствовать трансформационным процессам и обеспечить развитие водного хозяйства, однако не даст возможность достичь положительных результатов в короткий срок;
третий, оптимальный, - системную реализацию государственной политики в сфере водного хозяйства, использование ресурсов государства и регионов с целью обеспечения инновационно-инвестиционного развития водного хозяйства, что даст возможность повысить эффективность государственного управления водными ресурсами.
Проблему предусматривается решить путем:
гармонизации украинского законодательства с международными нормами и усовершенствования нормативно-правовой базы относительно обеспечения инновационно-инвестиционного развития водного хозяйства;
внедрения эффективного, обоснованного и сбалансированного механизма использования, охраны и воссоздания водных ресурсов, обеспечения устойчивого развития государственной системы мониторинга вод, согласно международным нормам;
внедрения системы интегрированного управления водными ресурсами по бассейновому принципу, разработки и выполнения планов управления бассейнами рек, применения экономической модели целевого финансирования мероприятий в бассейнах рек, образования бассейновых рад рек, а также повышения роли существующих и образования новых бассейновых управлений водных ресурсов;
повышения технологического уровня водопользования, внедрения маловодных и безводных технологий, разработки более рациональных нормативов водопользования, строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;
выполнение работ по берегоукреплению и регулированию русел рек, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, защитных дамб, польдеров, противопаводковых водохранилищ, расчистке русел рек, упорядочиванию водоохранных зон и прибрежных защитных полос, разработка схем комплексной противопаводковой защиты территорий от вредного действия вод, усовершенствование методов и технических приборов для проведения гидрометеорологических наблюдений, прогнозирование паводков;
обеспечение развития мелиорации земель и улучшения экологического состояния орошаемых и осушенных угодий, в частности возобновление функционирования водохозяйственно-мелиоративного комплекса, реконструкции и модернизации мелиоративных систем и их сооружений, инженерной инфраструктуры мелиоративных систем с созданием целостных технологических комплексов, внедрение новых способов полива и осушения земель, применение водо- и энергосберегающих экологически безопасных режимов орошения и водорегулирования.
Выполнение Программы осуществляется двумя этапами.
На первом этапе (2013-2016 годы) предусматривается:
1) определить границы прибрежных защитных полос согласно проектам землеустройства, в первую очередь на водных объектах, которые являются источниками питьевого водоснабжения;
2) осуществить первоочередные меры относительно:
возобновления и поддержания благоприятного гидрологического режима и экологического состояния малых рек;
строительства и реконструкции групповых водопроводов (очистных сооружений, магистральных водоводов, разводных сетей), предотвращения возникновения аварийных ситуаций на них;
ликвидации следствий вредного действия вод, защиты населенных пунктов, производственных объектов и сельскохозяйственных угодий;
3) обеспечить централизованным питьевым водоснабжением сельские населенные пункты, которые пользуются привозной водой, и осуществить поиск источников подземных вод для питьевого водоснабжения;
4) возобновить функционирование мелиоративных систем, осуществить реконструкцию и модернизацию их инженерной инфраструктуры, улучшить экологическое состояние орошаемых земель;
5) усовершенствовать:
прямой водоучет и технологии распределения воды на водохозяйственных системах;
мониторинг поверхностных вод и мелиорированных земель, в частности путем развития автоматизированных наблюдательных сетей;
6) разработать:
региональные программы развития водного хозяйства;
программы реконструкции и модернизации магистральных каналов;
региональные схемы комплексной противопаводковой защиты территорий от вредного действия вод.
На втором этапе (2017-2021 годы) предусматривается:
1) внедрить систему интегрированного управления водными ресурсами по бассейновому принципу путем разработки и выполнения планов управления бассейнами рек, применения экономической модели целевого финансирования мероприятий в бассейнах рек, образования бассейновых рад рек, а также повышение роли существующих и образования новых бассейновых управлений водных ресурсов;
2) реализовать водо- и энергосберегающие технологии, которые обеспечивают повышение функционирования водохозяйственно-мелиоративного комплекса;
3) усовершенствовать стандарты и нормативы относительно использования водных ресурсов и лимитов забора воды и сброса загрязняющих веществ в водные объекты;
4) построить аккумулирующие противопаводковые емкости в горных и равнинных частях рек, польдеры и противопаводковые водохранилища для организации управления паводковым стоком;
5) разработать и внедрить:
аналитические методы проведения оценки и определения риска негативного влияния определенных видов осуществления хозяйственной деятельности на водные ресурсы;
6) создать автоматизированную информационно-измерительную систему наблюдений и прогнозирования вредного действия вод;
7) усовершенствовать систему государственного управления водными ресурсами.
Прогнозные объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении 1.
Задачи и мероприятия Программы
Основными задачами Программы является создание благоприятных условий для эффективного функционирования водного хозяйства, реализация государственной политики в сфере управления, использования и воссоздания водных ресурсов по бассейновому принципу, обеспечение развития мелиорации земель и эксплуатации государственных водохозяйственных объектов комплексного назначения, усовершенствование организационной структуры интегрированного управления водными ресурсами.
Задачами Программы являются:
1) в направлении обеспечения развития мелиорации земель и улучшения экологического состояния орошаемых и осушенных угодий, управления водными ресурсами:
обеспечение эксплуатации водохозяйственно-мелиоративного комплекса;
реконструкция и модернизация инженерной инфраструктуры мелиоративных систем с созданием целостных технологических комплексов;
инженерная защита от подтопления сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов, расположенных в пределах мелиорированных территорий;
обеспечение постоянного функционирования и экологической безопасности мелиоративных систем;
усовершенствование нормативно-правовой базы и организационной структуры водохозяйственного комплекса для обеспечения управления водными ресурсами и осуществления мониторинга вод;
2) в направлении первоочередного обеспечения централизованным водоснабжением сельских населенных пунктов, которые пользуются привозной водой:
сооружение современных систем питьевого водоснабжения;
обеспечение развития системы водоотвода;
усовершенствование нормативно-правовой базы и организационной структуры водохозяйственного комплекса для обеспечения водоснабжения и водоотведения в маловодных и загрязненных регионах;
3) в направлении защиты сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий от вредного действия вод и комплексной противопаводковой защиты в бассейнах рек Днестра, Прута и Сирета, а также в бассейне реки Тиссы в Закарпатской области:
строительство, реконструкция и капитальный ремонт гидротехнических сооружений, защитных противопаводковых дамб, берегоукрепительных сооружений, расчистка и регулирование русел рек и водоемов;
строительство аккумулирующих противопаводковых емкостей в горных и равнинных частях рек, польдеров и противопаводковых водохранилищ;
применение современных методов наблюдения и прогнозирования паводков, своевременное, достоверное информирование населения и предприятий о возможности возникновения чрезвычайной паводковой ситуации, а также о ее последствиях;
строительство и реконструкция противооползневых и противоселевых сооружений;
выполнение местных программ возрождения малых рек и водоемов;
уменьшение интенсивности поверхностного стока;
усовершенствование организационной структуры водохозяйственного комплекса для обеспечения защиты территорий от вредного действия вод;
4) в направлении экологического оздоровления бассейна реки Днепр и улучшение качества питьевой воды:
упорядочение сооружений водоотвода на объектах жилищно-коммунального хозяйства, хозяйственных объектах и урбанизированных территориях;
обеспечение экологически безопасного функционирования днепровских водохранилищ;
предотвращение загрязнения подземных вод;
создание более чистого производства, замкнутых (бессточных) систем производственного водоснабжения, внедрение мало- и безводных технологий, обеспечение повторного использования сточных вод;
уменьшение влияния радиоактивного загрязнения на водные объекты в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения;
возрождение и поддержание благоприятного гидрологического состояния рек и ликвидация следствий вредного действия вод;
усовершенствование нормативно-правовой базы и организационной структуры водохозяйственного комплекса для обеспечения экологического оздоровления бассейна реки Днепр.
Задачи и мероприятия по выполнению Программы приведены в приложении 2.
Ожидаемые результаты и эффективность выполнения Программы
Выполнение Программы даст возможность:
удовлетворить потребность населения и отраслей национальной экономики в качественных водных ресурсах;
уменьшить объем потребления и отведения воды;
обеспечить эффективную защиту территорий и населения от вредного действия вод;
усовершенствовать отраслевую структуру водопользования, в первую очередь в металлургии, энергетике, химической промышленности;
снизить в 1,5-2 раза уровень водоемкости промышленного производства;
повысить эффективность и обеспечить экологическую безопасность водопользования;
уменьшить зависимость выращивания сельскохозяйственных культур от неблагоприятных погодных условий;
обеспечить функционирование мелиоративных систем и улучшить экологическое состояние орошаемых и осушенных угодий;
минимизировать возможные убытки, вызываемые вредным действием вод;
усовершенствовать систему государственного управления водными ресурсами.
Ожидаемые результаты выполнения Программы приведены в приложении 3.
Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, а также других источников, не запрещенных законом. Объем финансирования определяется ежегодно во время составления проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год с учетом реальных возможностей государственного бюджета.
Ориентировочный объем финансирования составляет 46478,46 млн гривень, в частности, за счет государственного бюджета - 21029,03 млн, местного бюджета 9294,23 млн, других источников, не запрещенных законом, - 16155,2 млн, в том числе по направлениям:
обеспечение развития мелиорации земель и улучшение экологического состояния орошаемых и осушаемых угодий - 30090,49 млн;
первоочередное обеспечение централизованным водоснабжением сельских населенных пунктов, которые пользуются привозной водой - 1668,6 млн;
защита сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий от вредного действия вод - 1571,48 млн;
комплексная противопаводковая защита в бассейнах рек Днестра, Прута и Сирета5226,69 млн;
комплексная противопаводковая защита в бассейне реки Тиссы в Закарпатской области - 1835,2 млн;
экологическое оздоровление бассейна реки Днепр и улучшение качества питьевой воды - 6086 млн гривень.
Приложение 1
к Программе
Паспорт Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна
р. Днепр на период до 2021 года
1. Концепция Программы одобрена распоряжением Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2009 года №1029 (Официальный вестник Украины, 2009 г. №69, ст. 2390).
2. Программа утверждена Законом Украины от 24 мая 2012 года №4836-VI.
3. Государственные заказчики - Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Государственное агентство водных ресурсов Украины.
4. Руководитель Программы - Председатель Государственного агентства водных ресурсов Украины.
5. Исполнители мероприятий Программы - Министерство чрезвычайных ситуаций Украины, Министерство регионального развития, строительства и жилищнокоммунального хозяйства Украины, Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины, Государственное агентство Украины по управлению государственными корпоративными правами и имуществом, Государственное агентство земельных ресурсов Украины, Государственное агентство рыбного хозяйства Украины, Национальная академия наук Украины, Национальная академия аграрных наук Украины, областные государственные администрации.
6. Срок выполнения Программы - 2013-2021 годы.
7. Прогнозные объемы и источники финансирования
Источники финансирования |
Ориентировочный объем финансирования, млн. гривень |
В том числе по годам | ||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 | ||
Государственный бюджет |
21029,03 |
1770,03 |
1885,08 |
2007,61 |
2148,15 |
2298,52 |
2459,41 |
2631,57 |
2815,78 |
3012,88 |
Местный бюджет |
9294,23 |
575 |
635,6 |
868,6 |
997,6 |
1124,99 |
1194 |
1173,3 |
1353,7 |
1371,44 |
Другие источники |
16155,2 |
958,5 |
1233,1 |
1575,9 |
1894 |
2203,9 |
2152,7 |
2239 |
2088,3 |
1809,8 |
Всего |
46478,46 |
3303,53 |
3753,78 |
4452,11 |
5039,75 |
5627,41 |
5806,11 |
6043,87 |
6257,78 |
6194,12 |
Приложение 2
к Программе
См. Приложение 2
Приложение 3
к Программе
См. Приложение 3
Закон Украины от 24 мая 2012 года №4836-VI
"Об утверждении Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года"
О документе
Номер документа: | 4836-VI |
Дата принятия: | 24/05/2012 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/2013 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Голос Украины от 15.06.2012 г. №109;
Официальный вестник Украины от 25.06.2012 г. №46
Документ вступает в силу с 1 января 2013 года, кроме пунктов 3 и 4 Раздела II, которые вступают в силу со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона в соответствии с пунктом 1 Раздела II.