Действует

Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.

Документ вступает в силу с 1 января 2013 года, кроме пунктов 3 и 4 Раздела II, которые вступают в силу со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона в соответствии с пунктом 1 Раздела II.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 24 мая 2012 года №4836-VI

Об утверждении Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Утвердить Общегосударственную целевую программу развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года, которая прилагается.

II. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, кроме пунктов 3 и 4 этого раздела, которые вступают в силу со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Верховной Рады Украины "О Национальной программе экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г. №41, ст. 279);

Закон Украины "Об Общегосударственной программе развития водного хозяйства" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г. №25, ст. 172).

(Пункт 3 вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона в соответствии с пунктом 1 Раздела II)

3. Кабинету Министров Украины:

во время подготовки проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предусматривать расходы на обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных Общегосударственной целевой программой развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года;

принять меры относительно приведения в соответствие с настоящим Законом подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечив вступление их в силу одновременно с введением в действие настоящего Закона, путем:

приведения своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

обеспечения приведения нормативно-правовых актов министерств и других центральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом.

(Пункт 4 вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона в соответствии с пунктом 1 Раздела II)

4. Рекомендовать Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям, органам местного самоуправления:

откорректировать и утвердить в соответствии с задачами Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года региональные (местные) программы (мероприятия) относительно развития водного хозяйства;

во время разработки и утверждения местных бюджетов предусматривать в них необходимые средства для обеспечения выполнения региональных и местных программ (мероприятий) относительно развития водного хозяйства.

 

Президент Украины В.Янукович

Утверждена Законом Украины от 24 мая 2012 года №4836-VI

Общегосударственная целевая программа развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года

Цель Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года (далее - Программа)

Целью Программы является определение основных направлений государственной политики в сфере водного хозяйства для удовлетворения потребности населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах, сохранение и воссоздание водных ресурсов, внедрение системы интегрированного управления водными ресурсами по бассейновому принципу, возобновление роли мелиорированных земель в продовольственном и ресурсном обеспечении государства, оптимизация водопотребления, предотвращение и ликвидация последствий вредного действия вод.

 

Пути и способы решения проблемы

Решить проблему возможно по трем вариантам, предусматривающим:

первый - внедрение механизма государственного влияния на развитие водного хозяйства, которое ускорит трансформационные процессы, однако из-за недостаточного уровня бюджетного финансирования не является оптимальным;

второй - либерализацию экономических отношений, что будет способствовать трансформационным процессам и обеспечить развитие водного хозяйства, однако не даст возможность достичь положительных результатов в короткий срок;

третий, оптимальный, - системную реализацию государственной политики в сфере водного хозяйства, использование ресурсов государства и регионов с целью обеспечения инновационно-инвестиционного развития водного хозяйства, что даст возможность повысить эффективность государственного управления водными ресурсами.

Проблему предусматривается решить путем:

гармонизации украинского законодательства с международными нормами и усовершенствования нормативно-правовой базы относительно обеспечения инновационно-инвестиционного развития водного хозяйства;

внедрения эффективного, обоснованного и сбалансированного механизма использования, охраны и воссоздания водных ресурсов, обеспечения устойчивого развития государственной системы мониторинга вод, согласно международным нормам;

внедрения системы интегрированного управления водными ресурсами по бассейновому принципу, разработки и выполнения планов управления бассейнами рек, применения экономической модели целевого финансирования мероприятий в бассейнах рек, образования бассейновых рад рек, а также повышения роли существующих и образования новых бассейновых управлений водных ресурсов;

повышения технологического уровня водопользования, внедрения маловодных и безводных технологий, разработки более рациональных нормативов водопользования, строительства, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения;

выполнение работ по берегоукреплению и регулированию русел рек, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, защитных дамб, польдеров, противопаводковых водохранилищ, расчистке русел рек, упорядочиванию водоохранных зон и прибрежных защитных полос, разработка схем комплексной противопаводковой защиты территорий от вредного действия вод, усовершенствование методов и технических приборов для проведения гидрометеорологических наблюдений, прогнозирование паводков;

обеспечение развития мелиорации земель и улучшения экологического состояния орошаемых и осушенных угодий, в частности возобновление функционирования водохозяйственно-мелиоративного комплекса, реконструкции и модернизации мелиоративных систем и их сооружений, инженерной инфраструктуры мелиоративных систем с созданием целостных технологических комплексов, внедрение новых способов полива и осушения земель, применение водо- и энергосберегающих экологически безопасных режимов орошения и водорегулирования.

Выполнение Программы осуществляется двумя этапами.

На первом этапе (2013-2016 годы) предусматривается:

1) определить границы прибрежных защитных полос согласно проектам землеустройства, в первую очередь на водных объектах, которые являются источниками питьевого водоснабжения;

2) осуществить первоочередные меры относительно:

возобновления и поддержания благоприятного гидрологического режима и экологического состояния малых рек;

строительства и реконструкции групповых водопроводов (очистных сооружений, магистральных водоводов, разводных сетей), предотвращения возникновения аварийных ситуаций на них;

ликвидации следствий вредного действия вод, защиты населенных пунктов, производственных объектов и сельскохозяйственных угодий;

3) обеспечить централизованным питьевым водоснабжением сельские населенные пункты, которые пользуются привозной водой, и осуществить поиск источников подземных вод для питьевого водоснабжения;

4) возобновить функционирование мелиоративных систем, осуществить реконструкцию и модернизацию их инженерной инфраструктуры, улучшить экологическое состояние орошаемых земель;

5) усовершенствовать:

прямой водоучет и технологии распределения воды на водохозяйственных системах;

мониторинг поверхностных вод и мелиорированных земель, в частности путем развития автоматизированных наблюдательных сетей;

6) разработать:

региональные программы развития водного хозяйства;

программы реконструкции и модернизации магистральных каналов;

региональные схемы комплексной противопаводковой защиты территорий от вредного действия вод.

На втором этапе (2017-2021 годы) предусматривается:

1) внедрить систему интегрированного управления водными ресурсами по бассейновому принципу путем разработки и выполнения планов управления бассейнами рек, применения экономической модели целевого финансирования мероприятий в бассейнах рек, образования бассейновых рад рек, а также повышение роли существующих и образования новых бассейновых управлений водных ресурсов;

2) реализовать водо- и энергосберегающие технологии, которые обеспечивают повышение функционирования водохозяйственно-мелиоративного комплекса;

3) усовершенствовать стандарты и нормативы относительно использования водных ресурсов и лимитов забора воды и сброса загрязняющих веществ в водные объекты;

4) построить аккумулирующие противопаводковые емкости в горных и равнинных частях рек, польдеры и противопаводковые водохранилища для организации управления паводковым стоком;

5) разработать и внедрить:

аналитические методы проведения оценки и определения риска негативного влияния определенных видов осуществления хозяйственной деятельности на водные ресурсы;

6) создать автоматизированную информационно-измерительную систему наблюдений и прогнозирования вредного действия вод;

7) усовершенствовать систему государственного управления водными ресурсами.

Прогнозные объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении 1.

 

Задачи и мероприятия Программы

Основными задачами Программы является создание благоприятных условий для эффективного функционирования водного хозяйства, реализация государственной политики в сфере управления, использования и воссоздания водных ресурсов по бассейновому принципу, обеспечение развития мелиорации земель и эксплуатации государственных водохозяйственных объектов комплексного назначения, усовершенствование организационной структуры интегрированного управления водными ресурсами.

Задачами Программы являются:

1) в направлении обеспечения развития мелиорации земель и улучшения экологического состояния орошаемых и осушенных угодий, управления водными ресурсами:

обеспечение эксплуатации водохозяйственно-мелиоративного комплекса;

реконструкция и модернизация инженерной инфраструктуры мелиоративных систем с созданием целостных технологических комплексов;

инженерная защита от подтопления сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов, расположенных в пределах мелиорированных территорий;

обеспечение постоянного функционирования и экологической безопасности мелиоративных систем;

усовершенствование нормативно-правовой базы и организационной структуры водохозяйственного комплекса для обеспечения управления водными ресурсами и осуществления мониторинга вод;

2) в направлении первоочередного обеспечения централизованным водоснабжением сельских населенных пунктов, которые пользуются привозной водой:

сооружение современных систем питьевого водоснабжения;

обеспечение развития системы водоотвода;

усовершенствование нормативно-правовой базы и организационной структуры водохозяйственного комплекса для обеспечения водоснабжения и водоотведения в маловодных и загрязненных регионах;

3) в направлении защиты сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий от вредного действия вод и комплексной противопаводковой защиты в бассейнах рек Днестра, Прута и Сирета, а также в бассейне реки Тиссы в Закарпатской области:

строительство, реконструкция и капитальный ремонт гидротехнических сооружений, защитных противопаводковых дамб, берегоукрепительных сооружений, расчистка и регулирование русел рек и водоемов;

строительство аккумулирующих противопаводковых емкостей в горных и равнинных частях рек, польдеров и противопаводковых водохранилищ;

применение современных методов наблюдения и прогнозирования паводков, своевременное, достоверное информирование населения и предприятий о возможности возникновения чрезвычайной паводковой ситуации, а также о ее последствиях;

строительство и реконструкция противооползневых и противоселевых сооружений;

выполнение местных программ возрождения малых рек и водоемов;

уменьшение интенсивности поверхностного стока;

усовершенствование организационной структуры водохозяйственного комплекса для обеспечения защиты территорий от вредного действия вод;

4) в направлении экологического оздоровления бассейна реки Днепр и улучшение качества питьевой воды:

упорядочение сооружений водоотвода на объектах жилищно-коммунального хозяйства, хозяйственных объектах и урбанизированных территориях;

обеспечение экологически безопасного функционирования днепровских водохранилищ;

предотвращение загрязнения подземных вод;

создание более чистого производства, замкнутых (бессточных) систем производственного водоснабжения, внедрение мало- и безводных технологий, обеспечение повторного использования сточных вод;

уменьшение влияния радиоактивного загрязнения на водные объекты в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения;

возрождение и поддержание благоприятного гидрологического состояния рек и ликвидация следствий вредного действия вод;

усовершенствование нормативно-правовой базы и организационной структуры водохозяйственного комплекса для обеспечения экологического оздоровления бассейна реки Днепр.

Задачи и мероприятия по выполнению Программы приведены в приложении 2.

 

Ожидаемые результаты и эффективность выполнения Программы

Выполнение Программы даст возможность:

удовлетворить потребность населения и отраслей национальной экономики в качественных водных ресурсах;

уменьшить объем потребления и отведения воды;

обеспечить эффективную защиту территорий и населения от вредного действия вод;

усовершенствовать отраслевую структуру водопользования, в первую очередь в металлургии, энергетике, химической промышленности;

снизить в 1,5-2 раза уровень водоемкости промышленного производства;

повысить эффективность и обеспечить экологическую безопасность водопользования;

уменьшить зависимость выращивания сельскохозяйственных культур от неблагоприятных погодных условий;

обеспечить функционирование мелиоративных систем и улучшить экологическое состояние орошаемых и осушенных угодий;

минимизировать возможные убытки, вызываемые вредным действием вод;

усовершенствовать систему государственного управления водными ресурсами.

Ожидаемые результаты выполнения Программы приведены в приложении 3.

 

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, а также других источников, не запрещенных законом. Объем финансирования определяется ежегодно во время составления проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год с учетом реальных возможностей государственного бюджета.

Ориентировочный объем финансирования составляет 46478,46 млн гривень, в частности, за счет государственного бюджета - 21029,03 млн, местного бюджета 9294,23 млн, других источников, не запрещенных законом, - 16155,2 млн, в том числе по направлениям:

обеспечение развития мелиорации земель и улучшение экологического состояния орошаемых и осушаемых угодий - 30090,49 млн;

первоочередное обеспечение централизованным водоснабжением сельских населенных пунктов, которые пользуются привозной водой - 1668,6 млн;

защита сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий от вредного действия вод - 1571,48 млн;

комплексная противопаводковая защита в бассейнах рек Днестра, Прута и Сирета5226,69 млн;

комплексная противопаводковая защита в бассейне реки Тиссы в Закарпатской области - 1835,2 млн;

экологическое оздоровление бассейна реки Днепр и улучшение качества питьевой воды - 6086 млн гривень.

Приложение 1

к Программе

Паспорт Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна

р. Днепр на период до 2021 года

1. Концепция Программы одобрена распоряжением Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2009 года №1029 (Официальный вестник Украины, 2009 г. №69, ст. 2390).

2. Программа утверждена Законом Украины от 24 мая 2012 года №4836-VI.

3. Государственные заказчики - Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Государственное агентство водных ресурсов Украины.

4. Руководитель Программы - Председатель Государственного агентства водных ресурсов Украины.

5. Исполнители мероприятий Программы - Министерство чрезвычайных ситуаций Украины, Министерство регионального развития, строительства и жилищнокоммунального хозяйства Украины, Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины, Государственное агентство Украины по управлению государственными корпоративными правами и имуществом, Государственное агентство земельных ресурсов Украины, Государственное агентство рыбного хозяйства Украины, Национальная академия наук Украины, Национальная академия аграрных наук Украины, областные государственные администрации.

6. Срок выполнения Программы - 2013-2021 годы.

7. Прогнозные объемы и источники финансирования

 

Источники финансирования

 

Ориентировочный объем финансирования, млн. гривень

В том числе по годам

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Государственный бюджет

21029,03

1770,03

1885,08

2007,61

2148,15

2298,52

2459,41

2631,57

2815,78

3012,88

Местный бюджет

9294,23

575

635,6

868,6

997,6

1124,99

1194

1173,3

1353,7

1371,44

Другие источники

16155,2

958,5

1233,1

1575,9

1894

2203,9

2152,7

2239

2088,3

1809,8

Всего

46478,46

3303,53

3753,78

4452,11

5039,75

5627,41

5806,11

6043,87

6257,78

6194,12

 

Приложение 2

к Программе

См. Приложение 2

 

Приложение 3

к Программе

См. Приложение 3

 

Закон Украины от 24 мая 2012 года №4836-VI
"Об утверждении Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года"

О документе

Номер документа:4836-VI
Дата принятия: 24/05/2012
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2013
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Голос Украины от 15.06.2012 г. №109;

Официальный вестник Украины от 25.06.2012 г. №46

Приложения к документу

Приложение 2 к Закону от 24.05.2012 г. №4836-VI

Приложение 3 к Закону от 24.05.2012 г. №4836-VI