Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 20 декабря 2011 года №4176-VI

О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования порядка осуществления судопроизводства

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в такие законодательные акты Украины:

1. В Хозяйственном процессуальном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №6, ст. 56):

1) второе предложение части первой статьи 20 изложить в такой редакции: "Судья, который участвовал в разбирательстве дела, не может принимать участие в новом разбирательстве дела в случае отмены решения, определения, постановления, принятого с его участием, или в пересмотре принятых с его участием решений, определений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам";

2) в части первой статьи 27:

во втором предложении слова "или по инициативе хозяйственного суда" исключить;

дополнить предложением такого содержания: "Если хозяйственный суд при принятии искового заявления, совершении действий по подготовке дела к рассмотрению или во время разбирательства дела установит, что решение хозяйственного суда может повлиять на права и обязанности лиц, которые не являются стороной по делу, хозяйственный суд привлекает таких лиц к участию в деле как третьих лиц, которые не заявляют самостоятельных требований на предмет спора";

3) в статье 53:

часть первую дополнить словами "кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом";

часть вторую дополнить словами "кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом";

4) первое предложение части второй статьи 93 изложить в такой редакции:

"Апелляционный хозяйственный суд постановляет определение о возвращении апелляционной жалобы в случаях, если она подана после окончания сроков, установленных настоящей статьей, и суд по заявлению лица, которое ее подало, не найдет оснований для возобновления срока, и независимо от уважительности причины пропуска этого срока - в случае, если апелляционная жалоба подана прокурором, органом государственной власти, органом местного самоуправления после истечения одного года со дня объявления обжалуемого судебного решения";

5) пункт 4 части первой статьи 97 изложить в такой редакции:

"4) жалоба подана после окончания срока, установленного для ее подачи, без ходатайства о возобновлении этого срока или такое ходатайстве отклонено";

6) в статье 110:

в части первой слова "решением местного хозяйственного суда или постановлением" заменить словами "судебным решением";

дополнить частью второй такого содержания:

"Суд кассационной инстанции постановляет определение о возвращении кассационной жалобы в случаях, если она подана после окончания сроков, установленных настоящей статьей, и суд по заявлению лица, которое ее подало, не найдет оснований для возобновления срока, и независимо от уважительности причины пропуска этого срока - в случае, если она подана прокурором, органом государственной власти, органом местного самоуправления после истечения одного года с момента вступления обжалуемым судебным решением в законную силу";

7) пункт 2 части первой статьи 111 изложить в такой редакции:

"2) наименование апелляционного хозяйственного суда, постановление которого обжалуется, номер дела и дату принятия постановления";

8) пункт 5 части первой статьи 111-3 изложить в такой редакции:

"5) жалоба подана после окончания срока, установленного для ее подачи, без ходатайства о возобновлении этого срока или такое ходатайство отклонено";

9) статью 111-4 после части первой дополнить новой частью такого содержания:

"Вопрос о принятии кассационной жалобы в производство или о возвращении кассационной жалобы суд решает не позже пяти дней со дня ее поступления".

В связи с этим часть вторую считать частью третьей;

10) в статье 113:

часть первую дополнить предложением такого содержания: "При этом заявление о пересмотре судебного решения хозяйственного суда на основании, предусмотренном пунктом 1 части второй статьи 112 настоящего Кодекса, может быть подано не позже трех лет со дня вступления судебного решения хозяйственного суда в законную силу";

часть шестую дополнить пунктами 4 и 5 такого содержания:

"4) если заявление о пересмотре судебного решения хозяйственного суда по вновь открывшимся обстоятельствам на основании, предусмотренном пунктом 1 части второй статьи 112 настоящего Кодекса, подано после окончания трехлетнего срока со дня вступления судебного решения в законную силу независимо от уважительности причины пропуска этого срока;

5) если заявление о пересмотре судебного решения хозяйственного суда по вновь открывшимся обстоятельствам подписано лицом, которое не имеет права его подписывать, или лицом, должностное положение которого не указано";

дополнить частью восьмой такого содержания:

"После устранения обстоятельств, указанных в пунктах 2, 3 и 5 части шестой настоящей статьи, заявление может быть подано повторно".

2. В Гражданском кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №№40-44, ст. 356):

1) части третью и четвертую статьи 258 исключить;

2) пункт 4 части первой статьи 268 исключить.

3. В Гражданском процессуальном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., №№40-42, ст. 492):

1) статью 21 дополнить частью пятой такого содержания:

"5. Судья, который участвовал в решении дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, в пересмотре дела Верховным Судом Украины, не может принимать участие в рассмотрении заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам по этому делу";

2) в части второй статьи 35:

слова "или по инициативе суда" исключить;

дополнить предложением такого содержания: "Если суд при приеме искового заявления, осуществлении производства по делу до судебного разбирательства или во время судебного разбирательства дела установит, что судебное решение может повлиять на права и обязанности лиц, которые не являются стороной в деле, суд привлекает таких лиц к участию в деле как третьих лиц, которые не заявляют самостоятельных требований на предмет спора";

3) в статье 45:

в части первой:

слово "прокурор" исключить;

дополнить предложением такого содержания: "При этом Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, органы государственной власти, органы местного самоуправления должны предоставить суду документы, подтверждающие наличие уважительных причин, которые делают невозможным самостоятельное обращение этих лиц в суд для защиты своих прав, свобод и интересов";

часть вторую изложить в такой редакции:

"2. С целью представительства интересов гражданина или государства в суде прокурор в пределах полномочий, определенных законом, обращается в суд с исковым заявлением, участвует в рассмотрении дел по его искам, а также может вступить по своей инициативе в дело, производство по которому открыто по иску других лиц, на любой стадии его рассмотрения, подает апелляционную, кассационную жалобу, заявление о пересмотре судебного решения Верховным Судом Украины, о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом прокурор должен предоставить суду документы, подтверждающие невозможность гражданина самостоятельно осуществлять представительство своих интересов";

4) пункт 17 части первой статьи 293 изложить в такой редакции:

"17) отказа в открытии производства по вновь открывшимся обстоятельствам";

5) часть третью статьи 294 исключить;

6) в статье 297:

название изложить в такой редакции:

"Статья 297. Открытие апелляционного производства по делу";

в части первой слова "о принятии апелляционной жалобы к рассмотрению апелляционным судом" заменить словами "об открытии апелляционного производства";

часть третью заменить четырьмя частями такого содержания:

"3. Апелляционная жалоба остается без движения также в случае, если она подана после окончания сроков, установленных статьей 294 настоящего Кодекса, и лицо, которое ее подало, не затрагивает вопрос о возобновлении этого срока, или если основания, указанные им в заявлении, признаны неуважительными. При этом в течение тридцати дней с момента получения постановления лицо имеет право обратиться в апелляционный суд с заявлением о возобновлении сроков или указать другие основания для возобновления срока.

Если заявление не будет подано лицом в указанный срок или указанные им основания для возобновления срока апелляционного обжалования будут признаны неуважительными, судья-докладчик отказывает в открытии апелляционного производства.

Независимо от уважительности причины пропуска срока апелляционного обжалования апелляционный суд отказывает в открытии апелляционного производства в случае, если апелляционная жалоба прокурора, органа государственной власти или органа местного самоуправления подана после истечения одного года с момента объявления обжалуемого судебного решения.

4. Судья-докладчик отказывает в открытии апелляционного производства по делу также в случаях, если:

1) дело не подлежит апелляционному рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства;

2) есть постановление о закрытии апелляционного производства в связи с отказом лица от апелляционной жалобы;

3) есть постановление об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы этого лица или об отказе в открытии апелляционного производства по апелляционной жалобе.

5. Об открытии или отказе в открытии апелляционного производства по делу, оставлении апелляционной жалобы без движения или возвращении жалобы судья-докладчик постановляет определение. Копия определения о возвращении апелляционной жалобы или об отказе в открытии апелляционного производства вместе с приложенными к жалобе материалами посылается лицу, подававшему апелляционную жалобу, а апелляционная жалоба остается в деле. Другим лицам, которые принимают участие в деле, посылается копия соответствующего определения.

6. Определение о возвращении апелляционной жалобы, об отказе в открытии апелляционного производства по делу может быть обжаловано в кассационном порядке".

В связи с этим часть четвертую считать частью седьмой;

7) части третью и четвертую статьи 325 исключить;

8) в статье 327:

в части первой слова "который проверяет ее соответствие требованиям, установленным статьей 326 настоящего Кодекса" исключить;

часть вторую исключить;

9) в статье 328:

часть вторую заменить двумя частями такого содержания:

"2. В случае, если кассационная жалоба не оформлена в соответствии с требованиями, установленными статьей 326 настоящего Кодекса, а также в случае неуплаты суммы судебного сбора применяются положения статьи 121 настоящего Кодекса, о чем судьей-докладчиком постановляется соответствующее определение.

3. Кассационная жалоба остается без движения также в случае, если она подана после окончания сроков, установленных статьей 325 настоящего Кодекса, и лицо, которое ее подало, не поднимает вопрос о восстановлении этого срока, или если основания, приведенные им в заявлении, признаны неуважительными. При этом в течение тридцати дней со дня получения определения об оставлении кассационной жалобы без движения лицо имеет право обратиться в суд кассационной инстанции с заявлением о возобновлении сроков или привести другие основания для возобновления срока.

Если заявление не будет подано лицом в указанный срок или приведенные основания для возобновления срока кассационного обжалования признаны неуважительными, судья-докладчик отказывает в открытии кассационного производства.

Независимо от уважительности причины пропуска срока кассационного обжалования суд кассационной инстанции отказывает в открытии кассационного производства в случае, если кассационная жалоба прокурора, органа государственной власти или органа местного самоуправления подана после истечения одного года с момента вступления обжалуемым судебным решением в законную силу".

В связи с этим части третью-пятую считать соответственно частями четвертой-шестой;

абзац первый части четвертой после слов "кассационного производства по делу" дополнить словами "также в случаях";

10) часть первую статьи 362 дополнить абзацем вторым такого содержания:

"При этом заявление о пересмотре судебного решения в связи с вновь открывшимися обстоятельствами на основании, предусмотренном пунктом 1 части второй статьи 361 настоящего Кодекса, может быть подано не позже трех лет со дня вступления судебного решения в законную силу. В случае, если такое заявление подано в суд после окончания этого срока, суд отказывает в открытии производства по вновь открывшимся обстоятельствам, независимо от уважительности причины пропуска этого срока";

11) дополнить статьей 364-1 такого содержания:

"Статья 364-1. Открытие производства по вновь открывшимся обстоятельствам

1. Заявление о пересмотре судебного решения в связи с вновь откывшимися обстоятельствами, поступившее в суд, передается судье, который определяется в порядке, установленном частью третьей статьи 11-1 настоящего Кодекса.

2. В течение трех дней после поступления заявления в суд судья проверяет его соответствие требованиям статьи 364 настоящего Кодекса и решает вопрос об открытии производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. К заявлению о пересмотре судебного решения в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, которое не оформлено в соответствии с требованиями, установленными статьей 364 настоящего Кодекса, применяются правила статьи 121 настоящего Кодекса.

4. Открыв производство по вновь открывшимся обстоятельствам, судья посылает лицам, принимающим участие в деле, копии заявления о пересмотре и назначает дату, время и место судебного заседания, о чем сообщает лицам, которые участвуют в деле";

12) в статье 365:

в части первой слова "решения, определения суда или судебного приказа" заменить словами "судебного решения";

части вторую и третью изложить в такой редакции:

"2. Рассмотрение заявления осуществляется судом по правилам, установленным настоящим Кодексом для производства в суде той инстанции, которая осуществляет пересмотр. Рассмотрев заявление, суд может отменить судебное решение, которое пересматривается, и принять новое судебное решение или оставить заявление о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам без удовлетворения.

3. Судебное решение по результатам производства по вновь открывшимся обстоятельствам может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом для обжалования судебных решений суда соответствующей инстанции. Со вступлением в законную силу нового судебного решения теряют законную силу судебные решения других судов по этому делу";

13) статью 366 исключить.

4. В Кодексе административного судопроизводства Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005 г., №№35-37, ст. 446):

1) статью 28 дополнить частью пятой такого содержания:

"5. Судья, который принимал участие в решении административного дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, в пересмотре дела Верховным Судом Украины, не может принимать участие в рассмотрении заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам по этому административному делу";

2) в части второй статьи 53:

во втором предложении слова "или по инициативе суда" исключить;

дополнить новым третьим предложением такого содержания: "Если административный суд при приеме искового заявления, подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства дела установит, что судебное решение может повлиять на права и обязанности лиц, которые не являются стороной в деле, суд привлекает таких лиц к участию в деле как третьих лиц, которые не заявляют самостоятельных требований на предмет спора";

3) в статье 60:

в части первой:

слово "прокурор" исключить;

дополнить предложением такого содержания: "При этом Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, органы государственной власти, органы местного самоуправления должны предоставить административному суду доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин, которые делают невозможным самостоятельное обращение этих лиц в административный суд для защиты своих прав, свобод и интересов";

часть вторую изложить в такой редакции:

"2. С целью представительства интересов гражданина или государства в административном суде прокурор в пределах полномочий, определенных законом, обращается в суд с административным иском, участвует в рассмотрении дел по его искам, а также может вступить по своей инициативе в дело, производство по которому открыто по административному иску других лиц, на любой стадии его рассмотрения, подает апелляционную, кассационную жалобу, заявление о пересмотре судебного решения Верховным Судом Украины, о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам для представительства интересов гражданина или государства. При этом прокурор должен предоставить административному суду доказательства, которые подтверждают невозможность гражданина самостоятельно осуществлять представительство своих интересов";

4) часть четвертую статьи 186 исключить;

5) в статье 189:

части третью-пятую изложить в такой редакции:

"3. К апелляционной жалобе, которая не оформлена в соответствии с требованиями, установленными статьей 187 настоящего Кодекса, применяются правила статьи 108 настоящего Кодекса.

4. Апелляционная жалоба остается без движения также в случае, если она подана после окончания сроков, установленных статьей 186 настоящего Кодекса, и лицо, которое ее подало, не поднимает вопрос о возобновлении этого срока, или если основания, указанные им в заявлении, признаны неуважительными. При этом в течение тридцати дней с момента получения определения об оставлении апелляционной жалобы без движения лицо имеет право обратиться в суд апелляционной инстанции с заявлением о возобновлении сроков или указать другие основания для возобновления срока.

Если заявление не будет подано лицом в указанный срок или указанные им основания для возобновления срока апелляционного обжалования будут признаны неуважительными, судья-докладчик отказывает в открытии апелляционного производства.

Независимо от уважительности причины пропуска срока апелляционного обжалования суд апелляционной инстанции отказывает в открытии апелляционного производства в случае, если апелляционная жалоба прокурора, органа государственной власти, органа местного самоуправления или другого субъекта властных полномочий подана после истечения одного года с момента объявления обжалуемого судебного решения.

5. Судья-докладчик отказывает в открытии апелляционного производства по делу также в случаях, если:

1) дело не подлежит апелляционному рассмотрению в порядке административного судопроизводства;

2) есть определение о закрытии апелляционного производства в связи с отказом лица от апелляционной жалобы;

3) есть определение об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы этого лица или об отказе в открытии апелляционного производства по апелляционной жалобе";

дополнить частью седьмой такого содержания:

"7. Определения о возвращении апелляционной жалобы или об отказе в открытии апелляционного производства могут быть обжалованы в кассационном порядке";

6) часть третью статьи 212 исключить;

7) в статье 214:

часть третью заменить двумя частями такого содержания:

"3. К кассационной жалобе, которая не оформлена в соответствии с требованиями, установленными статьей 213 настоящего Кодекса, применяются правила статьи 108 настоящего Кодекса.

4. Кассационная жалоба остается без движения также в случае, если она подана после окончания сроков, установленных статьей 212 настоящего Кодекса, и лицо, которое ее подало, не поднимает вопрос о возобновлении этого срока, или если основания, указанные им в заявлении, признаны неуважительными. При этом в течение тридцати дней с момента получения определения об оставлении кассационной жалобы без движения лицо имеет право обратиться в суд кассационной инстанции с заявлением о возобновлении сроков или указать другие основания для возобновления срока.

Если заявление не будет подано лицом в указанный срок или указанные им основания для возобновления срока кассационного обжалования признаны неуважительными, судья-докладчик отказывает в открытии кассационного производства.

Независимо от уважительности причины пропуска срока кассационного обжалования суд кассационной инстанции отказывает в открытии кассационного производства в случае, если кассационная жалоба прокурора, органа государственной власти, органа местного самоуправления или другого субъекта властных полномочий подана после истечения одного года с момента вступления обжалуемого судебного решения в законную силу".

В связи с этим части четвертую-шестую считать соответственно частями пятой-седьмой;

абзац первый части пятой после слов "производство по делу" дополнить словами "также в случаях";

часть седьмую исключить;

8) часть первую статьи 247 дополнить предложением такого содержания: "При этом заявление о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам на основании, предусмотренном пунктом 1 части второй статьи 245 настоящего Кодекса, может быть подано не позже чем через три года со дня вступления судебного решения в законную силу. В случае, если такое заявление подано в административный суд после окончания этого срока, административный суд отказывает в открытии производства по вновь открывшимся обстоятельствам, независимо от уважительности причины пропуска этого срока".

II. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

2. Положение настоящего Закона относительно необходимости предоставления суду органами или лицами, которым законом дано право защищать права, свободы и интересы других лиц, документов, подтверждающих наличие уважительных причин, которые делают невозможным самостоятельное обращение этих лиц в суд для защиты своих прав, свобод или интересов, не распространяется на рассмотрение дел, в которых указанные органы или лица участвуют на момент вступления в силу настоящего Закона.

3. Рассмотрение дел относительно пересмотра судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам, производство по которым было открыто до вступления в силу настоящего Закона, осуществляется согласно положениям Гражданского процессуального кодекса Украины, Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Кодекса административного судопроизводства Украины относительно порядка рассмотрения и состава суда, которые действовали до вступления в силу настоящего Закона.

4. Относительно судебных решений по гражданским, хозяйственным и административным делам, с момента вступления в законную силу которых до дня вступления в силу настоящего Закона включительно прошло три или больше лет, заявления об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам на основании, предусмотренном соответственно пунктом 1 части второй статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Украины, пунктом 1 части второй статьи 112 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, пунктом 1 части второй статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Украины, могут быть поданы в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Относительно судебных решений по гражданским, хозяйственным и административным делам, с момента вступления в законную силу которых до дня вступления в силу настоящего Закона прошло менее трех лет, заявления об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам на основании, предусмотренном соответственно пунктом 1 части второй статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Украины, пунктом 1 части второй статьи 112 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, пунктом 1 части второй статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Украины, могут быть поданы в течение трех лет со дня вступления ими в законную силу. Если на момент вступления в силу настоящего Закона срок, который остался до достижения трехлетнего срока с момента вступления решения в законную силу, является меньше, чем три месяца, он продлевается до трех месяцев.

5. В течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона лицо имеет право обратиться в суд с иском о:

1) признании недействительной сделки, совершенной под воздействием насилия или обмана;

2) применении последствий ничтожной сделки;

3) признании незаконным правового акта органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, которым нарушено право собственности или другое вещное право лица.

При этом относительно требований, предусмотренных подпунктами 1 и 2 этого пункта, лицо может обратиться в суд только при условии, если срок их предъявления, установленный положениями Гражданского кодекса Украины, которые действовали до вступления в силу настоящего Закона, не истек на момент вступления в силу настоящего Закона.

 

Президент Украины В.ЯНУКОВИЧ