Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 15 февраля 2011 года №3024-VI

О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования деятельности банков

(В редакции Закона Украины от 19.05.2011 г. №3394-VI)

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законы Украины:

1. В Законе Украины "О Национальном банке Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., N 29, ст. 238; 2000 г., N 42, ст. 351; 2002 г., N 17, ст.117; 2010 г., N 37, ст. 496, N 49, ст. 570):

1) пункты 9 и 11 статьи 7 изложить в такой редакции:

"9) осуществляет согласование уставов банков и изменений к ним, лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законом случаях, ведет Государственный реестр банков, Реестр аудиторских фирм, имеющих право на проведение аудиторских проверок банков";

"11) осуществляет сертификацию временных администраторов и ликвидаторов банка";

2) пункт 6 статьи 15 изложить в такой редакции:

"6) устанавливает порядок предоставления юридическим лицам, которые намереваются осуществлять банковскую деятельность, банковских лицензий, а также лицензий другим юридическим лицам, в случаях, предусмотренных законом";

3) в части первой статьи 57 слова "на осуществление отдельных банковских операций" исключить;

4) статью 68 дополнить частью пятой такого содержания:

"Национальный банк Украины размещает на своем официальном веб-сайте информацию о владельцах существенного участия в банках".

2. В Законе Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., N 40, ст. 365):

1) в части третьей статьи 6 слова "национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета" заменить словами "международных стандартов финансовой отчетности";

2) часть пятую статьи 11 изложить в такой редакции:

"5. Формы финансовой отчетности банков устанавливаются Национальным банком Украины";

3) часть первую статьи 14 дополнить словами "а для банков - Национальным банком Украины".

3. В Законе Украины "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., N 5-6, ст. 30 с последующими изменениями):

1) в статье 2:

а) определение терминов "государственная регистрация банка", "капитал подписной", "подразделение банка", "представительство банка" и "филиал банка", исключить;

б) определение терминов "банк", "деловая репутация", "существенное участие", "капитал банка", "капитал регулятивный", "капитал уставный" и "контроль" изложить в такой редакции:

"банк - юридическое лицо, которое на основании банковской лицензии имеет исключительное право предоставлять банковские услуги, сведения о котором внесены в Государственный реестр банков";

"деловая репутация - сведения, собранные Национальным банком Украины, о соответствии деятельности юридического или физического лица, в том числе руководителей юридического лица и владельцев существенного участия в таком юридическом лице, требованиям закона, деловой практике и профессиональной этике, а также сведения о порядочности, профессиональных и управленческих способностях физического лица";

"существенное участие - прямое и/или опосредствованное владение одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами 10 и больше процентами уставного капитала и/или права голоса акций, паев юридического лица, или независимая от формального владения возможность значительного влияния на управление или деятельность юридического лица";

"капитал банка - собственные средства, остаточная стоимость активов банка после вычета всех его обязательств";

"капитал регулятивный - совокупность основного и дополнительного капиталов, составляющие которых определяются настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины";

"капитал уставный - оплаченная денежными взносами участников банка стоимость акций, паев банка в размере, определенном уставом";

"контроль - возможность осуществлять решающее влияние на управление и/или деятельность юридического лица путем прямого и/или опосредствованного владения одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами долей в юридическом лице, соответствующего эквиваленту 50 или больше процентов уставного капитала и/или голосов юридического лица, или независимо от формального владения возможность осуществлять такое влияние на основании соглашения или каким-либо иным образом";

в) дополнить определением терминов такого содержания (в алфавитном порядке):

"ассоциированное лицо - муж или жена, прямые родственники этого лица (отец, мать, дети, родные братья и сестры, дед, баба, внуки), прямые родственники мужа или жены этого лица, муж или жена прямого родственника";

"инспекционная проверка банка - форма осуществления банковского надзора уполномоченными Национальным банком Украины лицами непосредственно в банке";

"руководители юридического лица (кроме банка) - руководитель предприятия, учреждения, члены исполнительного органа и совета (наблюдательного совета) юридического лица";

"контролер - физическое или юридическое лицо, относительно которого не существует контролеров - физических лиц и которое имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или деятельность юридического лица путем прямого и/или опосредствованного владения самостоятельно или совместно с другими лицами долей в юридическом лице, соответствующего эквиваленту 50 или больше процентов уставного капитала и/или голосов юридического лица, или независимо от формального владения осуществлять такое влияние на основании соглашения или каким-либо иным образом";

"норматив достаточности (адекватность) регулятивного капитала банка - соотношение между размером регулятивного капитала и суммой активов и внебалансовых обязательств, взвешенных на соответствующие коэффициенты кредитного риска, и суммой требований для покрытия других рисков банка";

"раскрытые резервы - резервы и фонды, созданные или увеличенные за счет нераспределенной прибыли и обнародованные в финансовой отчетности банка";

"структура собственности - система взаимоотношений юридических и физических лиц, дающая возможность определить всех лиц, имеющих прямое и/или опосредствованное существенное участие в юридическом лице, в том числе отношения контроля между ними относительно этого юридического лица";

2) текст статьи 4 изложить в такой редакции:

"Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков, а также филиалов иностранных банков, которые созданы и действуют на территории Украины в соответствии с положениями настоящего Закона и других законов Украины.

Банк самостоятельно определяет направления своей деятельности и специализацию по видам услуг.

Национальный банк Украины определяет виды специализированных банков и порядок приобретения банком статуса специализированного.

Национальный банк Украины осуществляет регулирование деятельности специализированных банков через экономические нормативы и нормативно-правовое обеспечение осуществляемых этими банками операций.

Национальный банк Украины осуществляет регулирование и банковский надзор в соответствии с положениями Конституции Украины, настоящего Закона, Закона Украины "О Национальном банке Украины", других законодательных актов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины";

3) часть вторую статьи 6 изложить в такой редакции:

"Особенности правового статуса, порядка создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков, определяются настоящим Законом";

4) в статье 7:

а) в части второй слово "учреждается" заменить словом "создается";

б) часть пятую изложить в такой редакции:

"Государственная регистрация государственных банков осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей с учетом особенностей, установленных настоящим Законом";

5) части вторую и третью статьи 9 изложить в такой редакции:

"Банковское объединение создается по предварительному согласию Национального банка Украины.

Порядок получения разрешения на создание банковского объединения устанавливается Национальным банком Украины";

6) в статье 10:

а) в части второй слово "коммерческого" исключить;

б) часть третью изложить в такой редакции:

"Требования Национального банка Украины относительно предоставления банковской корпорации банковской лицензии устанавливаются на уровне общих требований для банков";

7) в статье 14:

а) часть третью изложить в такой редакции:

"Требования относительно деловой репутации и удовлетворительности финансового состояния учредителей и лиц, приобретающих существенное участие в банке, устанавливаются Национальным банком Украины";

б) часть четвертую после слов "имеет существенное участие" дополнить словами "институты совместного инвестирования";

8) часть шестую статьи 15 изложить в такой редакции:

"Обособленное подразделение банка использует наименование только того банка, обособленным подразделением которого оно является. К названию обособленного подразделения банка может добавляться наименование местонахождения этого обособленного подразделения";

9) в статье 16:

а) часть первую изложить в такой редакции:

"Устав банка составляется с учетом положений Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины, настоящего Закона и других законов Украины";

б) абзац первый и пункт 1 части второй изложить в такой редакции:

"Устав банка обязательно должен содержать следующую информацию о банке:

1) наименование банка (полное и сокращенное)";

в) части третью и четвертую заменить шестью частями такого содержания:

"Изменения к уставу банка подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством по вопросам государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Банк подает документы для проведения государственной регистрации изменений к уставу банка после их согласования Национальным банком Украины.

Банк подает документы для согласования изменений к уставу банка, связанных с увеличением уставного капитала, исключительно после полной уплаты участниками взносов в уставный капитал.

Перечень документов и порядок согласования изменений к уставу банка устанавливаются Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины принимает решение о согласовании изменений к уставу банка или об отказе в их согласовании не позднее месячного срока со дня предоставления полного пакета документов.

Национальный банк Украины в установленном им порядке вносит соответствующую запись в Государственный реестр банков после проведения государственной регистрации изменений к учредительным документам";

10) статьи 17 - 19 изложить в такой редакции:

"Статья 17. Государственная регистрация юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность

Государственная регистрация юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, проводится в соответствии с законодательством по вопросам государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Уполномоченное учредителем лицо подает документы для проведения государственной регистрации юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, после согласования Национальным банком Украины устава этого лица.

Лицо, уполномоченное учредителем юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, для согласования устава этого лица подает Национальному банку Украины вместе с заявлением о согласовании устава такие документы:

1) протоколы собраний учредителей и учредительных собраний, договор о создании банка или решение о создании государственного банка;

2) устав банка;

3) копии документов, определенных Национальным банком Украины, необходимых для идентификации самого учредителя и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредствованное владение существенным участием в банке;

4) документы, определенные Национальным банком Украины, дающие возможность сделать вывод о:

деловой репутации самого учредителя, а для основателя - юридического лица также и членов исполнительного органа та/або наблюдательного совета и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредствованное владение существенным участием в лице, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность;

финансовом состоянии учредителя - юридического лица, а также об имущественном состоянии учредителя - физического лица;

наличии у учредителя достаточного количества собственных средств для осуществления заявленного взноса в уставный капитал;

5) документы, удостоверяющие полную уплату учредителями взносов в уставный капитал;

6) сведения о структуре собственности самого юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, и учредителя, который приобретает существенное участие в нем, в соответствии с требованиями Национального банка Украины;

7) сведения по форме, установленной Национальным банком Украины, об ассоциированных лицах учредителя - физического лица;

8) сведения по форме, установленной Национальным банком Украины, о юридических лицах, в которых учредитель - физическое лицо является руководителем и/или контролером;

9) копию временного свидетельства о регистрации выпуска акций;

10) заключение Антимонопольного комитета Украины в случаях, предусмотренных законодательством Украины;

11) копию платежного документа о внесении платы за согласование устава банка, размер которой устанавливается Национальным банком Украины.

Лицо, уполномоченное учредителем юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, для согласования устава этого лица дополнительно подает Национальному банку Украины установленные частью девятой статьи 34 настоящего Закона документы относительно учредителей - иностранных юридических лиц и частью одиннадцатой статьи 34 настоящего Закона относительно учредителей - физических лиц - иностранцев. Документы, которые подаются согласно этой части, должны быть составлены с учетом требований частей двенадцатой и тринадцатой статьи 34 настоящего Закона.

Национальный банк Украины принимает решение о согласовании устава или об отказе в согласовании устава не позднее трехмесячного срока со дня предоставления полного пакета документов, определенных настоящим Законом. Национальный банк Украины принимает решение с учетом требований части четырнадцатой статьи 34 настоящего Закона.

Национальный банк Украины имеет право требовать от заявителя исправления недостатков в поданных документах.

Учредителю юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, запрещается отчуждать и отягощать обязательствами надлежащие ему акции до получения этим юридическим лицом банковской лицензии.

Юридическое лицо приобретает статус банка и право на осуществление банковской деятельности исключительно после получения банковской лицензии и внесения сведений о нем в Государственный реестр банков.

Запрещается осуществлять банковскую деятельность без получения банковской лицензии.

Лица, виновные в осуществлении банковской деятельности без получения банковской лицензии, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность по закону.

Статья 18. Основания для отказа в согласовании устава юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность

Национальный банк Украины имеет право отказать юридическому лицу, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, в согласовании устава в случае, если:

1) подан неполный пакет документов, необходимых для согласования устава;

2) документы содержат недостоверную информацию;

3) документы не отвечают требованиям законов Украины или нормативно-правовых актов Национального банка Украины;

4) деловая репутация учредителя, а для учредителя - юридического лица и членов его исполнительного органа и/или наблюдательного совета и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредствованное владение существенным участием в банке, не отвечает требованиям, установленным Национальным банком Украины;

5) финансовое состояние учредителя - юридического лица и/или имущественное состояние учредителя - физического лица не отвечают требованиям, установленным Национальным банком Украины;

6) учредитель не имеет собственных средств для осуществления заявленного взноса в уставный капитал;

7) структура собственности самого юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, и/или учредителя, который приобретает существенное участие, не отвечает требованиям относительно ее прозрачности, установленным Национальным банком Украины;

8) не предоставлены документы, подтверждающие наличие оплаченного уставного капитала юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность.

Национальный банк Украины не имеет права отказать юридическому лицу, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, в согласовании устава по иным основаниям, кроме указанных в этой статье.

Статья 19. Банковская лицензия

Юридическое лицо, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, обязано на протяжении года со дня государственной регистрации подать Национальному банку Украины в порядке, определенном настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, документы для получения банковской лицензии.

Юридическое лицо, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, для получения банковской лицензии подает Национальному банку Украины вместе с заявлением о выдаче банковской лицензии следующие документы:

1) копию свидетельства о государственной регистрации;

2) копию устава с отметкой государственного регистратора о проведении государственной регистрации юридического лица;

3) копии зарегистрированного Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку отчета о результатах закрытого (частного) размещения акций и свидетельства о регистрации выпуска акций (для банка, который создается в форме публичного акционерного общества);

4) сведения о количественном составе наблюдательного совета, правления (совета директоров), ревизионной комиссии;

5) сведения по форме, определенной Национальным банком Украины, дающиет возможность сделать вывод о:

наличии как минимум трех лиц, назначенных членами правления (совета директоров), в том числе председателя правления, их профессиональной пригодности и деловой репутации;

профессиональной пригодности главного бухгалтера и руководителя службы внутреннего аудита;

деловую репутацию членов наблюдательного совета, главного бухгалтера и руководителя службы внутреннего аудита;

наличие организационной структуры и соответствующих специалистов, необходимых для обеспечения предоставления банковских и других финансовых услуг, банковского оборудования, компьютерной техники, программного обеспечения, помещений, отвечающих требованиям, установленным Национальным банком Украины;

6) копии внутренних положений банка, регламентирующих предоставление банковских и других финансовых услуг, определяющих порядок осуществления внутреннего контроля и процедуру управления рисками;

7) бизнес-план на три года, составленный согласно требованиям, установленным Национальным банком Украины;

8) копию платежного документа о внесении платы за выдачу банковской лицензии, размер которой устанавливается Национальным банком Украины.

Юридическое лицо, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, обязано подать Национальному банку Украины для получения банковской лицензии одновременно все документы и информацию, определенные настоящим Законом.

Национальный банк Украины принимает решение о предоставлении банковской лицензии или об отказе в ее предоставлении в течение двух месяцев со дня получения полного пакета документов, определенных настоящим Законом. В случае реорганизации банка по результатам процедуры временной администрации решение о предоставлении банковской лицензии принимается Национальным банком Украины в течение трех дней со дня получения полного пакета документов, определенных настоящим Законом.

Национальный банк Украины вносит сведения о юридическом лице в Государственный реестр банков одновременно с принятием решения о предоставлении банковской лицензии.

Банк не имеет права передавать банковскую лицензию третьим лицам.

Руководители банка и лица, имеющие существенное участие в банке, обязаны в течение всего времени, на протяжении которого они сохраняют свой статус или имеют существенное участие в банке, отвечать требованиям, установленным настоящим Законом";

11) дополнить статьей 19-1 такого содержания:

"Статья 19-1. Основания для отказа в выдаче банковской лицензии

Национальный банк Украины имеет право отказать в выдаче банковской лицензии юридическому лицу, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, в случае, если:

1) подан неполный пакет документов, необходимых для выдачи банковской лицензии;

2) документы, поданные для выдачи банковской лицензии, содержат недостоверную информацию;

3) документы, поданные для выдачи банковской лицензии, не отвечают требованиям законов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины;

4) юридическое лицо, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, обратилось с заявлением о выдаче банковской лицензии после истечения годового срока со дня его государственной регистрации;

5) профессиональная пригодность и/или деловая репутация хотя бы одного из руководителей юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, и/или руководителя его службы внутреннего аудита не отвечают требованиям, установленным Национальным банком Украины;

6) как минимум три лица не назначены членами правления (совета директоров), в том числе председатель правления;

7) отсутствуют банковское оборудование, компьютерная техника, программное обеспечение, помещения, отвечающие требованиям, установленным Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины имеет право отказать в выдаче банковской лицензии юридическому лицу, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, в случае невыполнения его учредителями требований части седьмой статьи 17 настоящего Закона.

Национальный банк Украины обязан обратиться в суд с иском о прекращении юридического лица в случае невыполнения юридическим лицом, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, на протяжении года со дня государственной регистрации требований части первой статьи 19 настоящего Закона";

12) часть четвертую статьи 20 после слов "является основанием для" дополнить словами "исключения сведений о банке из Государственного реестра банков и";

13) статьи 21 - 22 исключить;

14) название главы 4 и статью 23 изложить в такой редакции:

"Глава 4. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БАНКА

Статья 23. Порядок открытия обособленных подразделений банка на территории Украины

Банк имеет право открывать обособленные подразделения (филиалы, отделения, представительства и тому подобное) на территории Украины в случае его соответствия требованиям относительно открытия обособленных подразделений, установленным нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Банк обязан сообщить в Национальный банк Украины об открытии обособленного подразделения.

Национальный банк Украины включает сведения об обособленных подразделениях банка в Государственный реестр банков на основании письменного извещения банка.

Обособленное подразделение банка имеет право начать свою деятельность через 10 дней после сообщения банком Национального банка Украины об открытии такого обособленного подразделения.

В сообщении об открытии обособленного подразделения, которое будет осуществлять деятельность от его имени, банк обязан указать:

1) внутрибанковский регистрационный код обособленного подразделения;

2) полное наименование обособленного подразделения;

3) местонахождение обособленного подразделения;

4) фамилию, имя и отчество руководителя обособленного подразделения;

5) объем и виды деятельности, которая будет выполняться обособленным подразделением;

6) информацию о соответствующем решении уполномоченного органа банка об открытии такого подразделения;

7) номер и дату утверждения положения об обособленном подразделении банка;

8) подтверждение соответствия обособленного подразделения требованиям, установленным данным Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, в том числе относительно помещения, оборудования обособленного подразделения банка и профессиональной пригодности и деловой репутации руководителей обособленного подразделения.

Национальный банк Украины имеет право принять решение о прекращении осуществления обособленным подразделением банка операций в пользу или по поручению клиентов, если информация об открытии банком своего обособленного подразделения содержит ложные сведения или деятельность такого обособленного подразделения не отвечает требованиям настоящего Закона и нормативно-правовым актам Национального банка Украины.

К сообщению об открытии обособленного подразделения, которое будет выполнять функции представительства и защиты интересов банка, прилагаются такие документы:

1) решение уполномоченного органа банка об открытии представительства;

2) положение о представительстве, утвержденное уполномоченным органом банка.

Банк обязан сообщать в Национальный банк Украины об изменениях в документах и информации, которые предоставляются согласно требованиям этой статьи, и посылать Национальному банку Украины копию решения о внесении изменений в положение об обособленном подразделении в двухнедельный срок после его утверждения уполномоченным органом банка.

Банк обязан сообщить в Национальный банк Украины о принятии уполномоченным органом банка решения о закрытии обособленного подразделения в семидневный срок после принятия такого решения и о фактическом прекращении его деятельности - в трехдневный срок";

15) в статье 24:

а) в части второй:

пункт 1 изложить в такой редакции:

"1) к государству, в котором зарегистрирован иностранный банк, отсутствуют существенные оговорки со стороны соответствующих международных органов относительно выполнения им международных стандартов в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

в пункте 4 цифры и слова "10 миллионов евро" заменить цифрами и словами "120 миллионов гривен";

б) часть третью изложить в такой редакции:

"Национальный банк Украины осуществляет аккредитацию филиалов и представительств иностранных банков на территории Украины в порядке и на условиях, определенных настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины";

в) часть шестую дополнить пунктами 13-17 такого содержания:

"13) копии внутренних положений (их перечень), регламентирующих предоставление банковских и других финансовых услуг, определяющих порядок осуществления внутреннего контроля и процедуру управления рисками;

14) сведения по форме, определенной Национальным банком Украины, дающие возможность сделать вывод о наличии организационной структуры и соответствующих специалистов, необходимых для обеспечения предоставления банковских и других финансовых услуг, банковского оборудования, компьютерной техники, программного обеспечения, помещений, в соответствии с требованиями, установленными Национальным банком Украины;

15) бизнес-план на три года, составленный согласно требованиям, установленным Национальным банком Украины;

16) документы, определенные Национальным банком Украины, дающие возможность сделать заключение о деловой репутации иностранного банка;

17) сведения, определенные Национальным банком Украины, относительно владельцев существенного участия в иностранном банке";

г) часть десятую изложить в такой редакции:

"Филиал иностранного банка осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными законами Украины для банков";

ґ) часть двенадцатую исключить;

д) после части семнадцатой дополнить новой частью такого содержания:

"Национальный банк Украины имеет право упразднить аккредитацию представительства иностранного банка путем исключения соответствующей записи из Государственного реестра банков в порядке, определенном Национальным банком Украины".

В связи с этим части восемнадцатую и девятнадцатую считать соответственно частями девятнадцатой и двадцатой;

е) часть девятнадцатую после слов и цифр "в пунктах 4-6" дополнить цифрами "14-17";

16) в части пятой статьи 27 слова "не будет" заменить словами "и/или банк, который не прекращается как юридическое лицо в результате присоединения к нему или выделения из него, не будут", а слово "его" заменить словом "их";

17) в статье 28:

а) пункт 4 части первой изложить в такой редакции:

"4) назначение аудиторской фирмы";

б) в части второй слова "государственной регистрации нового банка или для регистрации изменений и дополнений к учредительным документам" заменить словами "согласования устава нового банка или для согласования изменений к уставу";

в) часть третью исключить;

18) в статье 30:

а) название после слова "структура" дополнить словом "регулятивного";

б) абзац первый части первой изложить в такой редакции:

"Регулятивный капитал банка включает";

в) в абзаце первом части второй слова "оплаченный и зарегистрированный" исключить, а после слов "дополнительных взносов акционеров в" дополнить словом "уставный";

г) в части третьей:

абзац второй пункта 3 после слов "они являются необеспеченными" дополнить словом "банком";

первое предложение пункта 4 после слов "обычные необеспечены" дополнить словом "банком";

19) статью 31 изложить в такой редакции:

"Статья 31. Размер уставного капитала на момент государственной регистрации юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность

Минимальный размер уставного капитала на момент государственной регистрации юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, не может быть меньше 120 миллионов гривен.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать для отдельных юридических лиц, которые намереваются осуществлять банковскую деятельность, в зависимости от их специализации дифференцированный минимальный размер уставного капитала на момент их государственной регистрации, но не ниже размера, предусмотренного этой статьей";

20) в статье 32:

а) часть четвертую изложить в такой редакции:

"Юридическое лицо, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, до получения банковской лицензии и внесения сведений о нем в Государственный реестр банков имеет право тратить средства, которые вносятся учредителями для формирования его уставного капитала, исключительно с целью подготовки к осуществлению им банковской деятельности";

б) второе предложение части пятой заменить двумя предложениями такого содержания: "Регулятивный капитал банка не может быть меньше уставного капитала. Это требование не распространяется на вновь созданный банк в течение одного года со дня получения им банковской лицензии";

21) в статье 33:

а) часть первую изложить в такой редакции:

"Банки осуществляют эмиссию собственных акций в соответствии с законодательством Украины о хозяйственных обществах и ценных бумагах с учетом особенностей, определенных настоящим Законом";

б) в части третьей слова "объявления подписки на акции или пае банка и" исключить;

22) статью 34 зложить в такой редакции:

"Статья 34. Существенное участие

Юридическое или физическое лицо, которое намеревается приобрести существенное участие в банке или увеличить его таким образом, что такое лицо будет прямо и/или опосредствовано, самостоятельно или совместно с другими лицами владеть 10, 25, 50 и 75 и более процентами уставного капитала банка или правом голоса акций (паев) в уставном капитале банка и/или независимо от формального владения производить значительное влияние на управление или деятельность банка, обязано известить о своих намерениях этот банк и Национальный банк Украины за три месяца до приобретения существенного участия или его увеличения.

Лица, указанные в части первой этой статьи, обязаны предоставить Национальному банку Украины вместе с сообщением полный пакет документов, определенных настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Национальный банк Украины рассматривает документы, определенные в этой статье, в течение трех месяцев со дня получения полного пакета соответствующих документов.

Национальный банк Украины предоставляет (посылает) решение о запрещении приобретать или увеличивать существенное участие в банке соответствующему лицу с указанием оснований такого запрета.

В случае, если Национальный банк Украины в срок, определенный частью третьей этой статьи, не послал соответствующему лицу решения о запрещении приобретать или увеличивать существенное участие в банке, такое приобретение или увеличение считается согласованным.

Лица, указанные в части первой этой статьи, обязаны известить банк о согласовании Национальным банком Украины приобретения или увеличения существенного участия в банке и предоставить информацию о своей структуре собственности и размере доли существенного участия в банке.

Юридическое или физическое лицо, которое намеревается передать существенное участие в банке любому другому лицу или уменьшить такое участие настолько, что его доля в уставном капитале банка или право голоса окажется ниже уровней, определенных частью первой этой статьи, или передать контроль над банком другому лицу, должно известить об этом банк и Национальный банк Украины в установленном им порядке.

Юридическое лицо, которое намеревается приобрести или увеличить существенное участие в банке, обязано предоставить банку и Национальному банку Украины в установленном им порядке:

1) документы, определенные Национальным банком Украины, подтверждающие существенное участие в банке для юридического лица, которое намеревается увеличить существенное участие в банке;

2) документы, определенные Национальным банком Украины, дающие возможность сделать вывод о:

деловой репутации самого юридического лица, членов его исполнительного органа и наблюдательного совета, владельцев существенного участия и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредствованное владение и/или контроль существенного участия в банке;

финансовом состоянии самого лица;

наличии достаточного количества собственных средств для осуществления заявленного взноса в уставный капитал банка;

3) копии документов, определенных Национальным банком Украины, необходимых для идентификации самого юридического лица и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредствованное владение и/или контроль существенного участия в банке;

4) сведения о своей структуре собственности в соответствии с требованиями Национального банка Украины;

5) заключение Антимонопольного комитета Украины в случаях, предусмотренных законодательством Украины.

Иностранное юридическое лицо, которое намеревается приобрести или увеличить существенное участие в банке, дополнительно подает Национальному банку Украины такие документы:

1) копию решения уполномоченного органа управления иностранного юридического лица об участии в банке в Украине;

2) письменное разрешение на участие иностранного юридического лица в банке в Украине, выданное уполномоченным контролирующим органом страны, в которой зарегистрирован главный офис иностранного юридического лица, если законодательством такой страны требуется получение указанного разрешения, или письменное заверение иностранного юридического лица об отсутствии в законодательстве соответствующего государства требований относительно получения такого разрешения;

3) выписку из торгового, банковского, судебного реестра или другой официальный документ, подтверждающий регистрацию иностранного юридического лица в стране, в которой зарегистрирован его главный офис;

4) копию аудиторского заключения аудитора иностранного государства, подтвержденного украинской аудиторской фирмой, о финансовом состоянии иностранного юридического лица на конец последнего полного календарного года.

Физическое лицо, которое намеревается приобрести или увеличить существенное участие в банке, обязано предоставить банку и Национальному банку Украины в установленном им порядке:

1) документы, определенные Национальным банком Украины, подтверждающие существенное участие в банке для физического лица, которое намеревается увеличить существенное участие в банке;

2) документы, определенные Национальным банком Украины, дающие возможность сделать вывод о деловой репутации самого лица и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредствованное владение существенным участием в банке;

3) документы, определенные Национальным банком Украины, дающие возможность сделать вывод об имущественном состоянии самого лица и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредствованное владение существенным участием в банке;

4) копии документов, необходимых для идентификации физического лица и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредствованное владение и/или контроль существенного участия в банке;

5) сведения по форме, установленной Национальным банком Украины, об ассоциированных лицах физического лица;

6) сведения по форме, установленной Национальным банком Украины, о юридических лицах, в которых физическое лицо является руководителем и/или контролером.

Физическое лицо - иностранец, которое намеревается приобрести или увеличить существенное участие в банке, дополнительно подает Национальному банку Украины письменное разрешение на участие в банке в Украине, выданное уполномоченным контролирующим органом страны, в которой оно имеет постоянное место проживания, если законодательством такой страны требуется получение указанного разрешения, или письменное заверение об отсутствии в законодательстве соответствующего государства требований относительно получения такого разрешения.

Документы, указанные в этой статье, которые подаются иностранным юридическим лицом и физическим лицом - иностранцем, должны быть нотариально засвидетельствованы по месту выдачи и легализированы в установленном порядке, если другое не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Документы, указанные в этой статье, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться нотариально заверенным переводом на украинский язык.

Национальный банк Украины согласовывает приобретение или увеличение существенного участия иностранным юридическим и физическим лицом при таких условиях:

1) государство, в котором зарегистрировано (имеет постоянное место проживания) иностранное лицо, на должном уровне обеспечивает выполнение международных стандартов в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2) банковский надзор в государстве, в котором зарегистрировано (имеет постоянное место проживания) иностранное лицо, по оценке соответствующих международных органов в целом соответствует Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета по вопросам банковского надзора;

3) между Национальным банком Украины и органом банковского надзора государства, в котором зарегистрировано (имеет постоянное место проживания) иностранное лицо, заключено соглашение о взаимодействии в сфере банковского надзора, гармонизации их принципов и условий.

Национальный банк Украины имеет право запретить юридическому или физическому лицу приобретать или увеличивать существенное участие в банке, в случае, если:

1) подан неполный пакет документов, документы содержат недостоверную информацию или не отвечают требованиям законов Украины или нормативно-правовых актов Национального банка Украины;

2) деловая репутация лица, а для юридического лица и членов его исполнительного органа и/или наблюдательного совета, владельцев существенного участия в нем и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредствованное владение и/или контроль существенного участия в банке, не отвечает требованиям относительно его безупречности, установленным Национальным банком Украины;

3) финансовое состояние юридического лица и/или имущественное состояние физического лица и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредствованное владение существенным участием в банке, не отвечают требованиям, установленным Национальным банком Украины;

4) лицо не имеет собственных средств для приобретения или увеличения существенного участия в банке;

5) приобретение или увеличение лицом существенного участия в банке будет грозить интересам вкладчиков и других кредиторов банка или противоречить антимонопольному законодательству Украины;

6) структура собственности юридического лица не отвечает требованиям относительно ее прозрачности, установленным Национальным банком Украины.

Юридическое лицо, имеющее существенное участие в банке, обязано сообщать в Национальный банк Украины в установленном им порядке обо всех изменениях структуры его собственности, а также предоставлять информацию относительно деловой репутации новоназначенных руководителей в месячный срок с момента наступления соответствующих изменений.

Физическое лицо, которое имеет существенное участие в банке, обязано сообщать в Национальный банк Украины в установленном им порядке обо всех изменениях в информации, которую оно предоставляет согласно требованиям этой статьи.

Национальный банк Украины имеет право определять наличие значительного или решающего влияния на управление или деятельность юридического лица";

23) статью 35 изложить в такой редакции:

"Статья 35. Достаточность (адекватность) регулятивного капитала

Банк и каждый владелец существенного участия обязаны поддерживать норматив достаточности (адекватность) регулятивного капитала банка на уровне, установленном Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать минимальный коэффициент соотношения основного капитала к совокупным активам.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать минимальный коэффициент соотношения регулятивного капитала к обязательствам банка.

Национальный банк Украины, учитывая потребности обеспечения стабильности банковской системы и общепринятые в международной практике принципы и стандарты, определяет минимальный размер регулятивного капитала банка, минимальное значение и порядок исчисления норматива достаточности (адекватность) регулятивного капитала, коэффициент соотношения регулятивного капитала к совокупным активам и коэффициент соотношения регулятивного капитала к обязательствам банка.

Банк обязан подать на рассмотрение в Национальный банк Украины план мероприятий по восстановлению уровня регулятивного капитала, если этот уровень уменьшится до минимально установленного Национальным банком Украины. План мероприятий предоставляется банком в течение 10 дней со дня установления факта уменьшения уровня регулятивного капитала и должен определять порядок и сроки выполнения запланированных мероприятий.

Банку запрещается выплачивать дивиденды или распределять капитал банка в какойлибо форме, если такая выплата или распределение приведет к нарушению норматива достаточности (адекватности) регулятивного капитала.

Банк имеет право осуществлять выплату дивидендов один раз в год по итогам календарного года за счет прибыли отчетного года, который остается в распоряжении банка. Банк осуществляет выплату дивидендов в порядке, предусмотренном уставом банка";

24) в статье 38:

а) в пункте 5 части второй слова "утверждения отчетов и заключений ревизионной комиссии и внешнего аудитора" заменить словами "и мероприятий по результатам рассмотрения заключений аудиторской фирмы";

б) дополнить частью четвертой такого содержания:

"Решение общего собрания банка не имеет юридической силы в случае его принятия с использованием права голоса надлежащих или контролированных акций (паев) лиц, которым Национальный банк Украины запретил пользоваться правом голоса надлежащих или контролированных акций (паев)";

25) в части второй статьи 39:

а) пункт 1 после слов "(совета директоров)" дополнить словами "руководителя службы внутреннего аудита";

б) пункты 3 и 6 изложить в такой редакции:

"3) определяет аудиторскую фирму, рассматривает ее заключение и готовит рекомендации общему собранию участников для принятия решения относительно него";

"6) принимает решение относительно создания, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий, обособленных подразделений, утверждения их уставов и положений";

26) в части первой статьи 42 слово "структурных" исключить;

27) в статье 44:

а) часть первую после слов "постоянно действующий" дополнить словом "структурный";

б) пункт 2 части второй после слов "предоставляет соответствующим" дополнить словом "структурным";

28) часть четвертую статьи 45 после слов "надзор за деятельностью какого-либо" дополнить словами "обособленного и структурного";

29) в статье 46:

а) в пункте 2 части первой слово "структурных" исключить;

б) часть вторую дополнить словами "о которой банк и владелец существенного участия обязаны информировать Национальный банк Украины";

30) статью 47 изложить в такой редакции:

"Статья 47. Виды деятельности банка

Банк имеет право предоставлять банковские и другие финансовые услуги (кроме услуг в сфере страхования), а также осуществлять другую деятельность, определенную в этой статье.

Банк имеет право осуществлять банковскую деятельность на основании банковской лицензии путем предоставления банковских услуг.

К банковским услугам относятся:

1) привлечение во вклады (депозиты) средств и банковских металлов от неограниченного круга юридических и физических лиц;

2) открытие и ведение текущих (корреспондентских) счетов клиентов, в том числе в банковских металлах;

3) размещение привлеченных во вклады (депозиты), в том числе на текущие счета, средств и банковских металлов от своего имени на собственных условиях и на собственный риск.

Банковские услуги разрешается предоставлять исключительно банку.

Банк имеет право предоставлять своим клиентам (кроме банков) финансовые услуги, в том числе путем заключения с юридическими лицами (коммерческими агентами) агентских договоров. Перечень финансовых услуг, которые банк имеет право предоставлять своим клиентам (кроме банков) путем заключения агентских договоров, устанавливается Национальным банком Украины. Банк обязан сообщить в Национальный банк Украины о заключенных им агентских договорах. Национальный банк ведет реестр коммерческих агентов банков и устанавливает требования к ним. Банк имеет право заключать агентский договор с юридическим лицом, который отвечает установленным Национальным банком Украины требованиям.

Банк приобретает право на привлечение во вклады (депозиты), в том числе на текущие счета, средств от физических лиц через два года со дня получения им банковской лицензии.

Порядок и условия приобретения банком права на привлечение во вклады (депозиты) средств от физических лиц устанавливаются Национальным банком Украины.

Банк, кроме предоставления финансовых услуг, имеет право осуществлять также деятельность относительно:

1) инвестиций;

2) выпуска собственных ценных бумаг;

3) выпуска, распространения и проведения лотерей;

4) хранения ценностей или предоставления в имущественный найм (аренду) индивидуального банковского сейфа;

5) инкассации средств и перевозки валютных ценностей;

6) ведения реестров владельцев именных ценных бумаг (кроме собственных акций);

7) предоставления консультационных и информационных услуг относительно банковских и других финансовых услуг.

Банк осуществляет деятельность, предоставляет банковские и другие финансовые услуги в национальной валюте, а при наличии соответствующей лицензии Национального банка Украины - в иностранной валюте.

Банк имеет право совершать любые сделки, необходимые для предоставления им банковских и других финансовых услуг и осуществления другой деятельности.

Банк имеет право начать новый вид деятельности или предоставление нового вида финансовых услуг (кроме банковских) при условии выполнения установленных Национальным банком Украины требований относительно этого вида деятельности или услуги.

Банк не позднее чем за месяц до начала нового вида деятельности или предоставления нового вида финансовых услуг (кроме банковских) обязан сообщить об этом в Национальный банк Украины согласно требованиям и в порядке, установленным Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины с целью защиты прав вкладчиков и других кредиторов имеет право устанавливать дополнительные требования, включая требования относительно повышения уровня регулятивного капитала банка или других экономических нормативов относительно определенного вида деятельности и предоставления финансовых услуг, которые имеет право осуществлять банк.

Банк самостоятельно устанавливает процентные ставки и комиссионное вознаграждение за предоставленные услуги";

31) в статье 49:

а) часть первую изложить в такой редакции:

"Как кредитные в этой статье рассматриваются операции, указанные в пункте 3 части третьей статьи 47 настоящего Закона, а также:

1) осуществление операций на рынке ценных бумаг от своего имени;

2) предоставление гарантий и поручительства и других обязательств от третьих лиц, которые предусматривают их выполнение в денежной форме;

3) приобретение права требования на выполнение обязательств в денежной форме за поставленные товары или предоставленные услуги, принимая на себя риск выполнения таких требований и прием платежей (факторинг);

4) лизинг";

б) часть третью после слов "обязан иметь" дополнить словом "структурный";

в) часть шестую исключить;

32) в статье 50:

а) части вторую и третью изложить в такой редакции:

"Банк имеет право осуществить инвестицию только на основании письменного разрешения Национального банка Украины, которое предоставляется в порядке, установленном Национальным банком Украины.

Банк, регулятивный капитал которого полностью отвечает требованиям для осуществления инвестиций, установленным нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, имеет право осуществить инвестицию без письменного разрешения, в случае, если:

1) инвестиция в финансовое учреждение составляет в совокупности не более 1 процента уставного капитала банка;

2) инвестиция осуществляется в уставный капитал бюро кредитных историй, которое имеет лицензию специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг";

б) в части пятой слова "предприятие, учреждение, уставом которых предусмотрена полная ответственность его владельцев" заменить словами "в юридическое лицо, уставом которого предусмотрена полная ответственность его владельцев";

в) часть шестую изложить в такой редакции:

"Прямое и/или опосредствованное участие банка в уставном капитале любого юридического лица не должно превышать 15 процентов уставного капитала банка. Совокупные инвестиции банка не должны превышать 60 процентов размера уставного капитала банка";

г) в части седьмой:

абзац первый изложить в такой редакции:

"Требования части шестой этой статьи не применяются в случае, если";

пункт 3 изложить в такой редакции:

"3) ценные бумаги приобретены банком по договору об андеррайтинге и находятся в собственности банка не более одного года";

33) в статье 52:

а) пункты 1-4 части второй заменить пунктами 1-9 такого содержания:

"1) руководители банка, руководитель службы внутреннего аудита, руководители и члены комитетов правления банка;

2) лица, имеющие существенное участие в банке;

3) руководители юридических лиц, имеющих существенное участие в банке;

4) руководители и контролеры родственных лиц банка;

5) руководители и контролеры афилированных лиц банка;

6) афилированные лица банка;

7) родственные лица банка;

8) ассоциированные лица любого физического лица, указанного в пунктах 1-5 этой части;

9) юридические лица, в которых ассоциированные лица, определенные в пункте 8 этой части, являются руководителями или контролерами";

б) часть пятую изложить в такой редакции:

"Банку запрещается предоставлять кредиты какому-либо лицу для погашения этим лицом каких-либо обязательств перед связанным лицом банка; приобретение активов связанного лица банка, за исключением продукции, которая производится этим лицом; приобретение ценных бумаг, размещенных или подписанных связанным лицом банка";

34) в статье 56:

а) в пункте 6 части первой слово "перечень" заменить словами "информацию в объеме, определенном Национальным банком Украины, о";

б) дополнить частью второй такого содержания:

"Банк обязан на постоянной основе размещать на веб-сайте банка актуализированную информацию о владельцах существенного участия в банке в объеме, определенном Национальным банком Украины";

35) в статье 60:

а) в части первой слова "и разглашение которой может нанести материальный или моральный ущерб клиенту" исключить;

б) после части третьей дополнить новой частью такого содержания:

"Информация о банках или клиентах, полученная Национальным банком Украины в соответствии с международным договором или по принципу взаимности от органа банковского надзора другого государства для использования с целью банковского надзора или предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, составляет банковскую тайну".

В связи с этим части четвертую и пятую считать соответственно частями пятой и шестой;

36) статью 61 после части второй дополнить новой частью такого содержания:

"Банк имеет право предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну, частным лицам и организациям для обеспечения выполнения ими своих функций или предоставления услуг банку в соответствии с заключенными между такими лицами (организациями) и банком договоров при условии, что предусмотренные договорами функции и/или услуги касаются деятельности банка, которую он осуществляет в соответствии со статьей 47 настоящего Закона".

В связи с этим части третью и четвертую считать соответственно частями четвертой и пятой;

37) в части первой статье 62:

в пункте 2 слова "по письменному требованию суда или" исключить;

в пункте 4 слова "по вопросам налогообложения или валютного контроля относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица - субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени" заменить словами "относительно наличия банковских счетов";

38) в статье 67:

а) в части второй слова "их подразделения" заменить словами "их обособленные подразделения";

б) после части второй дополнить двумя новыми частями такого содержания:

"Национальный банк Украины для целей банковского надзора имеет право получать от государственных органов и других лиц информацию, в том числе конфиденциальную, относительно финансового/имущественного состояния учредителей банка и лиц, которые приобретают или увеличивают существенное участие в банке, их деловой репутации, источников происхождения средств, которые будут использоваться для формирования уставного капитала банка.

Государственные органы и другие лица обязаны в течение 20 дней со дня получения запроса Национального банка Украины предоставить ему соответствующую информацию".

В связи с этим части третью - девятую считать соответственно частями пятойодиннадцатой;

в) в части восьмой слова "соответствующие органы других государств" заменить словами "соответствующие органы банковского надзора других государств";

г) части девятую и десятую заменить четырьмя частями такого содержания:

"Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор в форме инспекционных проверок и безвыездного надзора.

Национальный банк Украины в пределах безвыездного надзора имеет право в письменном виде требовать от банка копии документов, а также письменные объяснения по вопросам его деятельности.

Банк обязан предоставлять по письменному требованию Национального банка Украины соответствующую информацию и копии документов.

Национальный банк Украины в случае рассмотрения вопросов относительно применения мер воздействия к конкретному банку имеет право приглашать для предоставления объяснений председателя правления (совета директоров) или председателя наблюдательного совета этого банка, за исключением случаев назначения временного администратора или отозвания у банка банковской лицензии и назначения ликвидатора".

В связи с этим часть одиннадцатую считать частью тринадцатой;

39) часть первую статьи 68 изложить в такой редакции:

"Банки организуют бухгалтерский учет в соответствии с внутренней учетной политикой, разработанной на основании правил, установленных Национальным банком Украины в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета";

40) в статье 69:

а) в части пятой:

в абзаце первом слова "такую информацию" исключить;

в пункте 2 слово "информация" заменить словом "информацию";

пункт 3 изложить в такой редакции:

"3) баланс и отчет о финансовых результатах этого лица на конец последнего финансового года, проверенные аудитором (аудиторской фирмой)";

б) части восьмую и девятую заменить пятью частями такого содержания:

"Банк обязан в течение месяца, следующего за отчетным периодом, распространять на веб-сайте банка, а также размещать в помещениях банка, в которые имеют доступ клиенты, в том числе вкладчики, квартальный баланс, отчет о финансовых результатах банка и примечания к отчетам, перечень которых определяется Национальным банком Украины.

Банк обязан обнародовать аудиторское заключение и проверенные аудиторской фирмой годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность в объеме, который включает:

1) баланс;

2) отчет о финансовых результатах;

3) отчет о движении денежных средств;

4) отчет о собственном капитале;

5) примечания к отчетам, перечень которых определяется Национальным банком Украины.

Банк обязан не позднее 30 апреля следующего за отчетным года обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением, а также информацию в объеме, определенном Национальным банком Украины, о владельцах существенного участия в банке путем публикации в периодических изданиях и/или распространения как отдельных печатных изданий или размещения в сети Интернет.

Банк самостоятельно или по требованию Национального банка Украины в течение месяца со дня обнародования обязан опровергнуть опубликованную недостоверную финансовую отчетность (годовую финансовую отчетность и/или годовую консолидированную финансовую отчетность) таким же способом, которым она была распространена.

Председатель правления и главный бухгалтер банка несут ответственность, установленную законодательством Украины, в случае обнародования недостоверной (неполной) финансовой отчетности, а также несоблюдения порядка опровержения такой отчетности";

41) статью 70 изложить в такой редакции:

"Статья 70. Внешний аудит банка

Банк обязан обеспечить проведение ежегодной проверки финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и другой информации, относительно финансово-хозяйственной деятельности аудиторской фирмой в соответствии с законодательством Украины, в том числе нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, нормами и стандартами аудита, утвержденными Аудиторской палатой Украины согласно международным стандартам аудита и этики.

Право на проведение аудиторской проверки банка имеет аудиторская фирма, внесенная в Реестр аудиторских фирм, которые имеют право на проведение аудиторских проверок банков (далее - Реестр аудиторских фирм), который ведется Национальным банком Украины.

Порядок ведения и включения в Реестр аудиторских фирм определяется нормативноправовыми актами Национального банка Украины.

Реестр аудиторских фирм подлежит ежегодному опубликованию в официальном издании Национального банка Украины - журнале "Вестник Национального банка Украины".

Банк и аудиторская фирма обязаны предоставлять Национальному банку Украины по его требованию объяснения, в том числе письменные, по вопросам внешнего аудита банка.

Национальный банк Украины имеет право требовать от банка расширения предмета аудиторской проверки в порядке и объемах, определенных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Банк имеет право заключать договоры на проведение аудиторских проверок годовой финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности с той же аудиторской фирмой не более семи лет подряд.

Банк обязан в порядке и по требованиям, определенным нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, предоставить Национальному банку Украины аудиторское заключение и другие документы по результатам аудита.

Аудиторская фирма обязана сообщить в Национальный банк Украины о выявленных во время проведения аудиторской проверки и предоставления других аудиторских услуг искажениях показателей финансовой отчетности, нарушениях и недостатках в работе банка, которые могут привести к его неплатежеспособности, в том числе значительным потерям регулятивного капитала банка.

Руководители банка обязаны обеспечить условия для осуществления внешнего аудита банка в соответствии с требованиями законодательства Украины и по требованию аудиторской фирмы предоставить отчеты о проведенных Национальным банком Украины проверки банка и отчеты внешнего и внутреннего аудита банка.

Аудиторская фирма по требованию Национального банка Украины обязана предоставить Национальному банку Украины и уполномоченным им лицам рабочие документы аудиторской фирмы по вопросам аудита банка в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Аудиторская фирма не несет ответственность за раскрытие Национальному банку Украины информации в случаях, определенных в этой статье";

42) в статье 71:

а) часть первую изложить в такой редакции:

"Каждый банк является объектом инспекционной проверки уполномоченными Национальным банком Украины лицами";

б) части четвертую и пятую изложить в такой редакции:

"Банки обязаны обеспечить уполномоченным Национальным банком Украины лицам условия для проведения инспекционной проверки и свободный доступ в рабочее время во все помещения банка.

Руководители и работники банка обязаны бесплатно предоставлять уполномоченным Национальным банком Украины лицам информацию, документы и письменные объяснения по вопросам деятельности банка, а в случае выявления нарушений законодательства Украины о банках и банковской деятельности, в том числе нормативноправовых актов Национального банка Украины, также копии документов в порядке, установленном Национальным банком Украины";

в) части седьмую и девятую изложить в такой редакции:

"Уполномоченные Национальным банком Украины лица имеют право получать от банка информацию, документы и их копии, письменные объяснения по вопросам деятельности банка, а также изымать копии документов, свидетельствующих о нарушении законодательства Украины, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка Украины";

"В ходе проверки банка уполномоченные Национальным банком Украины лица имеют право проверять любую отчетность аффилиированного и родственного лица банка относительно взаимоотношений с банком с целью определения влияния отношений с этим лицом на состояние банка. Для целей проверки аффилиированные и родственные лица способствуют Национальному банку Украины в соответствии с положениями этой статьи в том же порядке, который применяется к банкам";

43) часть вторую статьи 72 изложить в такой редакции:

"К лицам, которые могут быть объектом проверки Национального банка Украины, относятся владельцы существенного участия в банке";

44) в статье 73:

а) в части первой:

в абзаце первом слова "или осуществления рисковых операций, которые грозят" заменить словами "его требований, установленных в соответствии со статьей 66 настоящего Закона или осуществления рисковой деятельности, которая грозит";

в пункте 4:

в подпункте "е":

в абзаце третьем слово "фонда" заменить словом "капитала";

дополнить абзацем четвертым такого содержания:

"владельцев существенного участия в банке в случае нарушения ими требований статьи 34 настоящего Закона относительно порядка приобретения или увеличения существенного участия в банке в размере 10 процентов от приобретенной (увеличенной) доли";

в подпункте "є" слова "в случае грубого или систематического нарушения им требований настоящего Закона или нормативно-правовых актов Национального банка Украины" исключить;

в подпункте "ж" слова "в случае грубого или систематического нарушения этим лицом требований настоящего Закона или нормативно-правовых актов Национального банка Украины" исключить;

б) часть третью заменить тремя частями такого содержания:

"Национальный банк в случае, определенном в подпункте "є" пункта 4 части первой этой статьи, назначает доверенное лицо, которому передается право голоса относительно этих акций (паев) и право каким-либо образом принимать участие в управлении банком.

Национальный банк Украины не имеет права назначать доверенным лицом лицо, являющееся владельцем существенного участия в этом банке.

Доверенное лицо обязано во время голосования действовать в интересах квалифицированного и взвешенного управления банком. Доверенное лицо обязано в течение всего времени, на протяжении которого оно сохраняет свой статус, отвечать требованиям, установленным данным Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины относительно безупречной деловой репутации".

В связи с этим части четвертую и пятую считать соответственно частями шестой и седьмой;

45) в части второй статьи 75:

пункт 9 изложить в такой редакции:

"9) осуществление банком рисковой деятельности, которая привела или может привести к потере активов или доходов";

дополнить пунктом 11 такого содержания:

"11) невыполнение требований настоящего Закона относительно раскрытия сведений о владельцах существенного участия в банке в объеме, определенном Национальным банком Украины";

46) в части второй статьи 79 слова "территориально отделенного отделения банка, филиала", заменить словами "обособленного подразделения банка";

47) пункт 5 статьи 91 изложить в такой редакции:

"5) сведения о финансовом состоянии банка, должников, нарушивших сроки выполнения обязательств перед банком, требования банка к должникам, нарушившим сроки выполнения обязательств перед ним, перестают быть конфиденциальными или составлять банковскую тайну";

48) в статье 98 слова "Государственного реестра банков после принятия отчета ликвидатора" заменить словами "Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей".

4. В статье 15 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г., N 1, ст. 1):

абзац первый после слов "могут проводиться" дополнить словами "аудиторскими фирмами или";

пункт 1 дополнить словом "аудитора".

5. В Законе Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., N 31-32, ст. 263):

1) в абзаце первом части одиннадцатой статьи 24 и в абзаце первом части одиннадцатой статьи 29 слова "имеет право оставить" заменить словами "обязан оставить";

2) часть первую статьи 27 после абзаца девятого дополнить новым абзацем такого содержания:

"несоответствие наименования юридического лица требованиям закона относительно наименования отдельных видов юридических лиц (банк, кредитный союз, негосударственный пенсионный фонд и тому подобное)".

В связи с этим абзацы десятый и одиннадцатый считать соответственно абзацами одиннадцатым и двенадцатым.

6. Пункт 3 раздела II "Заключительные положения" Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г., N 2-3, ст. 11) исключить.

II. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования.

Банки, созданные до вступления в силу настоящего Закона, обязаны в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Закона привести размер уставного капитала в соответствие с его требованиями.

Исключен;

Банки, созданные до вступления в силу настоящего Закона, и владельцы существенного участия в таких банках обязаны в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести структуру собственности в соответствие с требованиями Национального банка Украины относительно ее прозрачности и предоставить Национальному банку Украины сведения о своей структуре собственности в соответствии с требованиями и в порядке, установленными Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона обязан переоформить банкам соответствующие лицензии.

К процедурам создания банка и предоставления ему банковской лицензии, которые начались и не завершились до дня вступления в силу настоящего Закона, применяются положения настоящего Закона.

2. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

3. Национальному банку Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент Украины В.Янукович