База данных

Дата обновления БД:

14.12.2017

Добавлено/обновлено документов:

62 / 293

Всего документов в БД:

79114

Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 4 января 2010 года №108-З

О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь

(В редакции Законов Республики Беларусь от 18.07.2011 г. №300-З (вступил в силу 22.01.2012 г.), 22.12.2011 г. №328-З, Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 г. №428-З, Законов Республики Беларусь от 25.11.2013 г. №72-З, 04.01.2014 г. №130-З, 31.12.2014 г. №229-З, 04.01.2016 г. №348-З, 13.11.2017 г. №68-З)

  Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года

Одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 года

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие местного самоуправления и система его органов

1. Местное самоуправление - форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, - граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов (далее - Советы), органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

2. Система органов местного самоуправления включает Советы и органы территориального общественного самоуправления.

3. Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы (далее, если не указано иное, - Советы областного уровня). Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы (далее, если не указано иное, - Советы базового уровня). Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня.

Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы (далее, если не указано иное, - Советы первичного уровня).

Статья 2. Понятие местного управления и система его органов

1. Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов (далее - исполнительные и распорядительные органы) для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.

2. Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты (далее - исполкомы) и местные администрации районов в городах (далее, если не указано иное, - местные администрации).

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы (далее, если не указано иное, - исполкомы областного уровня). Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные исполкомы (далее, если не указано иное, - исполкомы базового уровня). Исполкомы базового уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня.

Минский городской исполком обладает также правами исполкома базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы (далее, если не указано иное, - исполкомы первичного уровня), местные администрации.

Статья 3. Основные принципы местного управления и самоуправления

Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

законность;

социальная справедливость;

защита прав и законных интересов граждан;

сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;

выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;

гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;

ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;

обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;

самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 4. Правовая основа местного управления и самоуправления

Местное управление и самоуправление организуются и осуществляются на основе Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и других актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь.

Статья 5. Роль Советов, исполнительных и распорядительных органов в совершенствовании организации работы с гражданами и юридическими лицами

1. Советы проводят мероприятия по совершенствованию организации работы с гражданами и юридическими лицами, в том числе по внедрению в деятельность государственных органов и иных государственных организаций заявительного принципа одного окна, а также участвуют в осуществлении контроля за проведением таких мероприятий на соответствующей территории.

2. В целях совершенствования организации работы с гражданами и юридическими лицами Советы, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

2.1. рассматривают обращения граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее - обращения граждан и юридических лиц), в том числе с выездом на место, ведут книгу замечаний и предложений;

2.2. принимают необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц на соответствующей территории, в том числе участвуют в осуществлении контроля за своевременным и качественным разрешением государственными органами и иными государственными организациями вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

2.3. организуют личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц (далее - личный прием граждан и представителей юридических лиц);

2.4. осуществляют административные процедуры, на систематической основе проводят мероприятия по их упрощению, в том числе путем сокращения количества документов, необходимых для их совершения, сроков осуществления таких процедур, направления предложений в соответствующие государственные органы и иные организации.

Статья 6. Роль Советов, исполнительных и распорядительных органов в обеспечении социальной защиты граждан

Советы, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, принимают меры по обеспечению социальной защиты граждан на соответствующей территории, в том числе путем предоставления государственной адресной социальной помощи, назначения и выплаты пенсий, пособий, оказания иных видов социальной поддержки.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.12.2011 г. №328-З)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Ассоциации Советов. Национальная ассоциация местных Советов депутатов

1. Советы в целях эффективного осуществления своих полномочий, защиты общих интересов и оказания взаимопомощи в решении вопросов местного значения, иного содействия осуществлению функций местного самоуправления вправе создавать объединения в форме ассоциаций Советов. Ассоциации Советов, Минский городской Совет могут создавать Национальную ассоциацию местных Советов депутатов.

Государственная регистрация ассоциаций, указанных в части первой настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами для ассоциаций (союзов) некоммерческих организаций.

2. Ассоциации, указанные в части первой пункта 1 настоящей статьи, являются юридическими лицами, имущество которых формируется за счет взносов их членов и иных источников в соответствии с законодательством.

Финансирование деятельности названных ассоциаций осуществляется за счет принадлежащих им денежных средств и иного имущества, в том числе полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Статья 8. Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь

Для взаимодействия с органами местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь может создаваться Совет по взаимодействию органов местного самоуправления. Положение о данном Совете утверждается Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Глава 2. Советы

Статья 9. Советы

1. Советы являются представительными государственными органами, создаваемыми в установленном законодательством порядке на территории соответствующих административно-территориальных единиц, и основным звеном системы местного самоуправления.

2. Советы осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства.

3. Советы подотчетны в своей деятельности гражданам, ответственны перед ними.

4. Советы являются юридическими лицами.

Статья 10. Избрание Совета. Срок полномочий Совета

1. Совет избирается гражданами соответствующей административно-территориальной единицы на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь.

2. Полномочия Совета начинаются со дня открытия первой после выборов сессии Совета и сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона.

Статья 11. Деятельность Совета

1. Совет в своей деятельности по решению вопросов местного значения исходит из общегосударственных интересов и интересов граждан, участвует в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы соответствующей территории, вносит по ним свои предложения в соответствующие государственные органы и иные организации, исполняет решения вышестоящих государственных органов.

2. Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий и через деятельность органов Совета, а также путем реализации депутатами Совета своих полномочий, в том числе посредством создания и деятельности депутатских групп и других депутатских объединений.

3. Органами Совета являются президиум, постоянные и временные комиссии Совета.

4. Совет организует свою работу на основе регламента, утверждаемого Советом, в котором определяются порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на сессиях Совета и заседаниях его органов, голосования по принимаемым решениям, формирования и деятельности комиссий Совета, заслушивания отчетов об их работе, рассмотрения запросов депутатов Совета и решения других вопросов организации работы Совета и его органов, а также ответственность депутатов Совета за неучастие в его работе без уважительных причин.

5. Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь.

6. Организационно-техническое и иное обеспечение деятельности Совета и созданных им органов осуществляется аппаратом Совета и исполкомом за счет средств соответствующего местного бюджета. Численность аппарата Совета определяется Президентом Республики Беларусь.

7. Вопросы, затрагивающие интересы сопредельных территорий, решаются соответствующими Советами совместно.

Статья 12. Сессия Совета

1. Основной формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более половины депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов. Сессии Совета проводятся в форме заседаний в порядке, определенном регламентом Совета.

2. Первое заседание вновь избранного Совета до избрания председателя Совета ведет председатель территориальной избирательной комиссии, а в его отсутствие - член указанной комиссии, исполняющий обязанности ее председателя.

3. Сессии Совета созываются и проводятся в соответствии с регламентом Совета председателем Совета, а в случае его отсутствия или по его поручению - его заместителем. Сессия Совета созывается президиумом Совета или председателем Совета:

3.1. по инициативе не менее чем одной трети от числа избранных депутатов Совета, председателя соответствующего исполкома, а также по инициативе не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории;

3.2. по требованию Президента Республики Беларусь либо вышестоящего Совета - в случае ущемления Советом прав и законных интересов граждан, иного нарушения законодательства.

4. Сессия Совета проводится открыто и гласно, за исключением случая, когда по решению Совета необходимо проведение закрытого заседания. Сессия правомочна, если в ней участвует не менее двух третей от числа избранных депутатов.

4-1. При изменении административно-территориального устройства с последующей реорганизацией Совета сессия Совета созывается в течение месяца после реорганизации и является правомочной, если в ней участвует не менее двух третей от числа депутатов Совета, вошедших в его состав (оставшихся в его составе) в результате реорганизации.

Первое заседание реорганизованного Совета до избрания председателя такого Совета ведет председатель комиссии по реорганизации Совета, а в его отсутствие - член указанной комиссии, исполняющий обязанности ее председателя.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Понятие местного самоуправления и система его органов Статья 2. Понятие местного управления и система его органов Статья 3. Основные принципы местного управления и самоуправления Статья 4. Правовая основа местного управления и самоуправления Статья 5. Роль Советов, исполнительных и распорядительных органов в совершенствовании организации работы с гражданами и юридическими лицами Статья 6. Роль Советов, исполнительных и распорядительных органов в обеспечении социальной защиты граждан Статья 7. Ассоциации Советов. Национальная ассоциация местных Советов депутатов Статья 8. Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь Глава 2. Советы Статья 9. Советы Статья 10. Избрание Совета. Срок полномочий Совета Статья 11. Деятельность Совета Статья 12. Сессия Совета Статья 13. Решения Совета Статья 14. Образование органов Совета Статья 15. Президиум Совета Статья 16. Постоянные комиссии Совета Статья 17. Компетенция Советов Статья 18. Особенности компетенции Советов областного уровня Статья 19. Особенности компетенции Советов базового уровня Статья 20. Особенности компетенции Советов первичного уровня Статья 21. Председатель Совета Статья 22. Компетенция председателя Совета Статья 23. Заместитель (заместители) председателя Совета Статья 24. Досрочное прекращение полномочий (роспуск) Совета Глава 3. Территориальное общественное самоуправление Статья 25. Территориальное общественное самоуправление Статья 26. Цель, задачи территориального общественного самоуправления Статья 27. Органы территориального общественного самоуправления Статья 28. Полномочия местного собрания по вопросам создания и деятельности органов территориального общественного самоуправления Статья 29. Членство в коллегиальном органе территориального общественного самоуправления Статья 30. Регистрация коллегиального органа территориального общественного самоуправления Статья 31. Порядок деятельности органов территориального общественного самоуправления Статья 32. Упразднение коллегиального органа территориального общественного самоуправления Глава 4. Местное собрание, местный референдум и иные формы местного самоуправления Статья 33. Местное собрание Статья 34. Местный референдум Статья 35. Инициатива граждан по принятию решений Совета Статья 36. Участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели Статья 37. Иные формы участия граждан в государственных и общественных делах Глава 5. Исполнительные и распорядительные органы Статья 38. Исполнительные и распорядительные органы Статья 39. Заседания исполнительного и распорядительного органа Статья 40. Решения исполнительного и распорядительного органа Статья 41. Компетенция исполкомов Статья 42. Особенности компетенции исполкомов областного уровня Статья 43. Особенности компетенции исполкомов базового уровня Статья 44. Особенности компетенции исполкомов первичного уровня Статья 45. Компетенция местных администраций Статья 46. Председатель исполкома Статья 47. Компетенция председателя исполкома Статья 48. Особенности компетенции председателя исполкома областного уровня Статья 49. Особенности компетенции председателя исполкома базового уровня Статья 50. Особенности компетенции председателя исполкома первичного уровня Статья 51. Глава местной администрации Статья 52. Компетенция главы местной администрации Статья 53. Распоряжения председателя исполкома (главы местной администрации) Глава 6. Экономическая основа местного управления и самоуправления Статья 54. Понятие экономической основы местного управления и самоуправления Статья 55. Коммунальная собственность Статья 56. Взаимоотношения Советов, исполнительных и распорядительных органов с другими организациями в экономической сфере Статья 57. Участие Советов, исполнительных и распорядительных органов во внешнеэкономической деятельности Глава 7. Гарантии, надзор и ответственность в сфере местного управления и самоуправления Статья 58. Участие органов местного управления и самоуправления в работе межведомственных комиссий Статья 59. Обеспечение законности Статья 60. Обязательность решений и защита прав органов местного управления и самоуправления Статья 61. Делегирование полномочий органами местного управления и самоуправления Статья 62. Предложения органов местного управления и самоуправления Статья 63. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере местного управления и самоуправления Статья 64. Ответственность органов местного управления и самоуправления Глава 8. Заключительные положения Статья 65. Признание утратившими силу некоторых актов законодательства и отдельных положений законов Статья 66. Реализация положений настоящего Закона Статья 67. Вступление в силу настоящего Закона

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года №108-З
"О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь"

О документе

Номер документа:108-З
Дата принятия: 04/01/2010
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:20/07/2010
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 25 января 2010 года, №17, 2/1660;

"Народная газета" от 19 января 2010 года, №8.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 67 настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования - с 20 июля 2010 года, за исключением:

- статьи 66 и 67, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона - с 25 января 2010 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 13/11/2017  документом  Закон Республики Беларусь О признании утратившими силу законодательных актов и их отдельных положений № 68-З от 13/11/2017
Вступила в силу с: 29/11/2017


Редакция от 04/01/2016, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь № 348-З от 04/01/2016
Вступила в силу с: 18/01/2016


Редакция от 31/12/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь № 229-З от 31/12/2014
Вступила в силу с: 10/04/2015


Редакция от 04/01/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь № 130-З от 04/01/2014
Вступила в силу с: 24/04/2014


Редакция от 25/11/2013, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов № 72-З от 25/11/2013
Вступила в силу с: 08/12/2013


Редакция от 28/08/2012, принята документом Жилищный кодекс Республики Беларусь № 428-З от 28/08/2012
Вступила в силу с: 02/03/2013


Редакция от 18/07/2011, принята документом Закон Республики Беларусь Об обращениях граждан и юридических лиц № 300-З от 18/07/2011
Вступила в силу с: 22/01/2012


Редакция от 22/12/2011, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам бюджетных и налоговых отношений № 328-З от 22/12/2011
Вступила в силу с: 16/01/2012


Первоначальная редакция от 04/01/2010