Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 17 декабря 2009 года №32-рп/2009

По делу по конституционному представлению 45 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений частей второй, шестой статьи 127, части пятой статьи 128 Закона Украины "О судоустройстве Украины", указов Президента Украины "О Государственной судебной администрации Украины", "О Положении о Государственной судебной администрации Украины"

Дело №1-40/2009

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей:

Стрижака Андрея Андреевича - председательствующего,

Баулина Юрия Васильевича,

Бринцева Василия Дмитриевича,

Вдовиченко Сергея Леонидовича,

Головина Анатолия Сергеевича,

Дидковского Анатолия Александровича,

Домбровского Ивана Петровича,

Кампа Владимира Михайловича,

Колоса Михаила Ивановича,

Лилака Дмитрия Дмитриевича,

Маркуш Марии Андреевны - докладчика,

Мачужак Ярославы Васильевны,

Никитина Юрия Ивановича,

Овчаренко Вячеслава Андреевича,

Стецюка Петра Богдановича,

Ткачука Павла Николаевича,

Шишкина Виктора Ивановича,

рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению 45 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений частей второй, шестой статьи 127, части пятой статьи 128 Закона Украины "О судоустройстве Украины" от 7 февраля 2002 года N 3018-III (Видомости Верховнои Рады Украины, 2002 г., N 27-28, ст. 180), указов Президента Украины "О Государственной судебной администрации Украины" от 29 августа 2002 года N 780 (Официйный виснык Украины, 2002 г., N 36, ст. 1674), "О Положении о Государственной судебной администрации Украины" от 3 марта 2003 года N 182 (Официйный виснык Украины, 2003 г., N 10, ст. 432).

Поводом для рассмотрения дела в соответствии со статьями 39, 40 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление 45 народных депутатов Украины.

Основанием для рассмотрения дела в соответствии со статьей 71 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является наличие утверждений относительно несоответствия Конституции Украины (неконституционности) положений частей второй, шестой статьи 127, части пятой статьи 128 Закона Украины "О судоустройстве Украины", указов Президента Украины "О Государственной судебной администрации Украины", "О Положении о Государственной судебной администрации Украины".

Заслушав судью-докладчика Маркуш М.А. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление - 45 народных депутатов Украины - обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством признать такими, которые не отвечают Конституции Украины (являются неконституционными), положения частей второй,шестой статьи 127, части пятой статьи 128 Закона Украины "О судоустройстве Украины" от 7 февраля 2002 года N 3018-III (далее - Закон), указы Президента Украины "О Государственной судебной администрации Украины" от 29 августа 2002 года N 780 (далее - Указ N 780), "О Положении о Государственной судебной администрации Украины" от 3 марта 2003 года N 182 (далее - Указ N 182).

Авторы ходатайства утверждают, что, принимая Закон, Верховная Рада Украины исходила из объема конституционных полномочий главы государства, определенных статьей 106 Конституции Украины в редакции от 28 июня 1996 года, которая предусматривала его право формировать центральные органы исполнительной власти, к которым и относится Государственная судебная администрация Украины. После внесения изменений в Основной Закон Украины в соответствии с Законом Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года N 2222-IV его нормами не установлены полномочия Президента Украины формировать центральные органы исполнительной власти, назначать и освобождать их руководителей и утверждать положения о таких органах. Решение указанных вопросов отнесено к компетенции Кабинета Министров Украины (пункты 9-1, 9-2 статьи 116 Конституции Украины).

Аргументируя свои утверждения, субъект права на конституционное представление приводит нормы Основного Закона Украины и правовые позиции Конституционного Суда Украины, изложенные в его решениях от 10 апреля 2003 года N 7-рп/2003 (дело о гарантиях деятельности народного депутата Украины), от 7 апреля 2004 года N 9-рп/2004 (дело о Координационном комитете), от 16 мая 2007 года N 1-рп/2007 (дело об освобождении судьи с административной должности), от 2 октября 2008 года N 19-рп/2008 по делу относительно подчинения специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, от 8 октября 2008 года N 21-рп/2008 по делу относительно Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины, в соответствии с которыми полномочия Президента Украины устанавливаются исключительно Конституцией Украины.

Авторы ходатайства считают, что оспариваемые положения Закона относительно определения Президента Украины субъектом, который назначает на должность и освобождает с должности Председателя Государственной судебной администрации Украины, его заместителей (части вторая, шестая статьи 127), утверждает положение о Государственной судебной администрации Украины (часть пятая статьи 128), не отвечают статьям 6, 8, части второй статье 19, статьям 106, 116 Конституции Украины.

2. Свои позиции относительно предмета конституционного представления высказали Председатель Верховной Рады Украины, Премьер-министр Украины, Верховный Суд Украины, Министерство юстиции Украины, Государственная судебная администрация Украины, ученые Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого, Одесской национальной юридической академии.

3. Конституционный Суд Украины, рассматривая поднятые в конституционном представлении вопросы, исходит из следующего.

3.1. В соответствии со статьей 6 Конституции Украины государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией границах и в соответствии с законами Украины.

В Основном Законе Украины определено, что Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны отвечать ей (часть вторая статьи 8); органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины (часть вторая статьи 19).

Президент Украины осуществляет полномочия, определенные Конституцией Украины (пункт 31 части первой статьи 106), что делает невозможным выполнение им других полномочий, кроме установленных Основным Законом Украины, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Украины в своих решениях, в частности от 10 апреля 2003 года N 7-рп/2003, от 7 апреля 2004 года N 9-рп/2004, от 16 мая 2007 года N 1-рп/2007, от 2 октября 2008 года N 19-рп/2008, от 8 октября 2008 года N 21-рп/2008.

3.2. Верховная Рада Украины в 2002 году приняла Закон, в части второй статьи 125 который закреплено положение, о том, что Государственная судебная администрация Украины является центральным органом исполнительной власти, который осуществляет организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также других органов и учреждений судебной системы. В частях второй, шестой статьи 127 Закона Президент Украины определен субъектом, который назначает на должность и освобождает с должности Председателя Государственной судебной администрации Украины, его заместителей. Согласно части пятой статьи 128 Закона положения о Государственной судебной администрации Украины утверждается указом Президента Украины по представлению Премьер-министра Украины, согласованному с Советом судей Украины.

На выполнение Закона Президент Украины издал Указ N 780 и Указ N 182, которыми была образована Государственная судебная администрация Украины и утверждено положение о ней.

Полномочия Президента Украины, предусмотренные частями второй, шестой статьи 127, частью пятой статьи 128 Закона, основывались на положениях статьи 106 Конституции Украины в редакции от 28 июня 1996 года, а именно пунктов 10, 15 части первой, согласно которым Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины образовывал, реорганизовывал и ликвидировал центральные органы исполнительной власти, назначал руководителей центральных органов исполнительной власти и прекращал их полномочия на этих должностях.

3.3. Законом Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 года N 2222-IV, который вступил в силу с 1 января 2006 года, внесены изменения в Конституцию Украины, в частности статьи 106, 116.

По измененной редакции статьи 106 Основного Закона Украины Президент Украины не наделен полномочиями формировать центральные органы исполнительной власти, назначать и освобождать их руководителей и регламентировать деятельность таких органов. Согласно дополнениям статьи 116 Конституции Украины пунктами 9-1, 9-2 указанные полномочия относятся к компетенции Кабинета Министров Украины, который образовывает, реорганизовывает и ликвидирует в соответствии с законом министерства и другие центральные органы исполнительной власти. На выполнение указанных положений Конституции Украины в Законе Украины "О Кабинете Министров Украины" определено, что министерства и другие центральные органы исполнительной власти являются ответственными перед Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны ему; Кабинет Министров Украины назначает на должность и освобождает с должности по представлению Премьер-министра Украины руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Правительства Украины (часть вторая, пункт первый части девятой статьи 22). Председатель Государственной судебной администрации Украины не входит в состав Правительства Украины. Таким образом, назначение на должность и освобождение с должности руководителя Государственной судебной администрации Украины отнесено к полномочиям Кабинета Министров Украины.

Следовательно, оспариваемые положения Закона относительно полномочий Президента Украины, закрепленных в частях второй, шестой статье 127, части пятой статьи 128, являются такими, которые не отвечают статьям 8, 19, 106, 116 Конституции Украины.

4. Народные депутаты Украины просят признать неконституционными Указ N 780 и Указ N 182. Указом Президента Украины "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Украины" от 23 июня 2009 года N 477 признаны утратившими силу указы Президента Украины "О Государственной судебной администрации Украины" от 29 августа 2002 года N 780, "О Положении о Государственной судебной администрации Украины" от 3 марта 2003 года N 182.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Украины, изложенной в пункте 5 мотивировочной части Решения от 14 ноября 2001 года N 15-рп/2001, юрисдикция Конституционного Суда Украины распространяется на действующие нормативно-правовые акты.

Согласно пункту 1 параграфа 51 Регламента Конституционного Суда Украины Конституционный Суд Украины прекращает конституционное производство по делу, если в процессе пленарного заседания выявлены основания отказа в открытии конституционного производства, предусмотренные статьей 45 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины".

В связи с указанным, согласно пункту 3 статьи 45 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", пункту 1 параграфа 51 Регламента Конституционного Суда Украины конституционное производство по делу подлежит прекращению в части проверки на соответствие Конституции Украины (конституционности) указов Президента Украины "О Государственной судебной администрации Украины" от 29 августа 2002 года N 780, "О Положении о Государственной судебной администрации Украины" от 3 марта 2003 года N 182 по причинам неподведомственности Конституционному Суду Украины вопросов, поднятых в конституционном представлении.

Учитывая приведенное и руководствуясь статьями 147, 150, 152, 153 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 65, 67, 69, 73 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Признать такими, которые не отвечают Конституции Украины (являются неконституционными), отдельные положения Закона Украины "О судоустройстве Украины" от 7 февраля 2002 года N 3018-III, а именно:

- часть вторую статьи 127 относительно назначения на должность и освобождения с должности Президентом Украины Председателя Государственной судебной администрации Украины;

- часть шестую статьи 127 относительно назначения на должность и освобождения с должности Президентом Украины заместителей Главы Государственной судебной администрации Украины;

- часть пятую статьи 128 относительно утверждения Президентом Украины положения о Государственной судебной администрации Украины.

2. Прекратить конституционное производство по делу в части проверки на соответствие Конституции Украины (конституционность) указов Президента Украины "О Государственной судебной администрации Украины" от 29 августа 2002 года N 780, "О Положении о Государственной судебной администрации Украины" от 3 марта 2003 года N 182 на основании пункта 3 статьи 45 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" - неподведомственности Конституционному Суду Украины вопросов, поднятых в конституционном представлении.

3. Положения частей второй, шестой статьи 127, части пятой статьи 128 Закона Украины "О судоустройстве Украины" от 7 февраля 2002 года N 3018-III, признаны неконституционными, теряют силу с дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

4. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "Висныку Конституцийного Суду Украины" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Решение Конституционного Суда Украины от 17 декабря 2009 года №32-рп/2009
"По делу по конституционному представлению 45 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений частей второй, шестой статьи 127, части пятой статьи 128 Закона Украины "О судоустройстве Украины", указов Президента Украины "О Государственной судебной администрации Украины", "О Положении о Государственной судебной администрации Украины"

О документе

Номер документа:32-рп/2009
Дата принятия: 17/12/2009
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:17/12/2009
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Вісник Конституційного суду України - 2010 р., № 1, стор. 35

Офіційний вісник України вiд 11.01.2010 - 2009 р., № 101, стор. 246, стаття 3546, код акту 48985/2009